Не забудь оценить ;) 
Blog

Аналоги, железо, нежелезо

В тему "аналог-неаналог". Навеяно недавним постом товарища Усача.

Дисклеймер:
Не стоит всерьез воспринимать мой пост. Я не являюсь профессиональным музыкантом или саундпродюсером, хотя имею достаточно большой опыт коммерческого написания музыки и прочего саунд-дизайна. В данный момент это для меня в основном хобби и способ самовыражения и саморазвития.

Итак.

Считаю, что в плане звукосинтеза цифра давно уже не уступает аналогу в плане звучания. А кое-что аналог и вообще не умеет.
Считаю, что для современных мейнстримовых жанров аналог вообще не нужен.
Считаю, что аналоговый звукосинтез не имеет смысла если вся дальнейшая обработка - цифровая.
Считаю, что для продюсера не требуется из железа ничего кроме более-менее приличного мониторинга и контроллера. И даже это не обязательно. Первые мои 6 лет написания музыки в DAW у меня не было ни того ни другого, только компьютерные колонки и бытовые наушники - что не мешало писать музыку для себя и других, которая звучала и на сцене и в играх и даже на радио.

Но вы можете спросить - зачем тогда я сам пользуюсь железными синтезаторами и примочками? А исключительно ради фана и флоу. Мне нравится, что эти железки могут работать без компа, что они существуют в реальном мире (даже если начинка чисто цифровая). Нравится, что я могу не нагружая ресурсы компа накручивать любой звук (эй, Akai MPC X! я сейчас не про тебя, у тебя мозгов не хватит это вывезти). Нравится, что железо накладывает определенные ограничения на процесс и ты начинаешь делать аранжировку более осознанно. Но я совершенно не раб железа и много чего я пишу совершенно без внешних звуковых модулей.

Грувбоксы. Мне нравятся грувбоксы своей компактностью (эй, Akai MPC X! Я сейчас опять не про тебя. А, ты "рабочая станция"...) и автономностью. Кое-какие вообще без сети работают. Тащусь от того, как Korg electribe работают в качестве звукового модуля с трекерами, в моем блоге есть демонстрация. Невероятно крутая вещь для битмарей - Akai Pro MPC Live / Live 2 (поищите видосы Игоря 'Elpako' Гордеева).

С контроллерами вообще отдельная тема. Контроллеры я тоже очень люблю. Тыкать мышкой в DAW или печатать нотки с клавиатуры в трекере я тоже умею, но контроллеры это совсем другое. Причем речь не только о клавиатурах. Я использую несколько контроллеров, которые выполняют роль пульта управления для DAW. Именно "управления". Например, мой основной контроллер Behringer X-Touch Mini я перепрограммировал (MIDI скриптинг на Python в FLS - это просто бомба) и он теперь позволяет мне работать с микшером и плейлистом FLS почти без использования мыши и клавиатуры. Параллельно с DAW у меня почти всегда открыт редактор кода, в котором я шлифую скрипты для железок. 

Вывод? Железки-синты и железки-сэмплеры не являются необходимостью и преобретать их стоит только тем, кого реально прет от железок) Лучше купить нормальный контроллер - огромная экономия места, денег и нервов (которые потребуются при прокладывании кабелей и поиска свободных розеток). Ни одна железка не сделает вашу музыку лучше, только вы сами.

собственная
0 ▲
2 February 2023 23:32
38 comments

Повлиявшее #3: "Видение" Артемьева

Для кого-то Эдуард Николаевич Артемьев - автор темы из хита "Воскрешение" группы ППК, для кого-то - советский композитор, писавший музыку к фильмам "Солярис" и "Сталкер", для кого-то автор фоновой музыки, под которую в своей передаче Михалков вещал о том, что прививки от коронавируса это чипирование и за всем стоит Билл Гейтс. Для меня же он один из тех, кто заставил полюбить электронную музыку и загореться желанием научиться ее писать. 40 лет назад вышла пластинка "Дискоклуб-10А" и первым ее треком было "Видение" Артемьева. И я на этом треке залип и хотел записать когда-нибудь свою версию. 

Но даже имея за плечами достаточно большой опыт написания музыки я долгое время не рисковал трогать "Видение". Для меня это сложное произведение - и по структуре и по всему остальному. Но в начале декабря я решился. Откладывать дальше было нельзя. Я должен был ее выгрузить из себя. Как умею и могу. И это выгрузилось третим трибьютом в мой цикл "Influenced".

К сожалению, в конце прошлого года Эдуарда Николаевича не стало, но его музыка будет жить всегда.

2 ▲
22 January 2023 23:22
13 comments

Sound-дизайн: классификация SFX

Небольшая классификация звуков эффектов с примерами. Если есть что добавить или в классификации есть ошибки - добро пожаловать в комментарии.



Ambience
, Ambiance, Atmoshere, Atmo, Ambient pad - стабильный насыщенный звук, создающий атмосферу события. Может быть создан смешиванием тональных и нетональных звуков.


Texture - фоновый шумовой подклад. Например - звуки природы, улицы и прочие шумы.


Drone - протяжный тональный звук. Звук гудка парохода вполне сойдет за дрон.


Riser, Uplifter, Upfilter — предвосхищающий, нарастающий звук, въезжает во что-то - в удар, в другой звук. Часто это просто реверс какого-то звука, например - даундлифтера. Иногда обработан фильтром, который постепенно открывается.


Downsweep, Downfilter, Downlifter, Downer - спадающий звук, часто шумовой, иногда с постепенным закрытием фильтра. Используется в начале секции или квадрата.


Swoosh, sweep - короткие аплифтер и даунлифтер склееные последовательно вместе. 


Ambient shot - похож на свуш, но на основе эмбиент-звуков.


Impact - ударный инструмент, обработанный ревербераций, вследствии чего становится похожим на взрыв.


Sub drop, boom - низкочастотный тональный звук, часто с плавным снижением высоты тона.

4 ▲
3 January 2023 11:36
18 comments

Пара моментов

Может кому полезно будет

Когда я только начинал формировать сетап, обнаружил неприятную вещь - некоторые синты, подключенные к компу по USB на выходе давали очень назойливый фоновый шум. Тогда я стал использовать MIDI интерфейсы и часть проблем ушла. Подключение микшерной консоли с аудиоинтерфейсом на борту тоже дает ощутимый шум в случае некоторых синтов. 

Основные проблемы возникли с моими двумя DeepMind 12. Первый шумел, но не слишком заметно. А вот второй буквально подвывал. Первым делом я посадил их на балансные шнуры (для тех кто не в курсе - грубо говоря, это просто стерео-кабель для передачи моно сигнала). Первому, судя по приборам, полегчало на 100%, а вот второй продолжал ныть, хоть и тише. И тут я вспомнил, что в настройках есть регулятор скорости кулеров. В агрегате их два. К удивлению, сбросив скорость я снизил уровень шума почти в ноль, а все остальное легко чистится noise gate. Гуглеж показал, что проблема известная и Behringer, к сожалению, производит достаточно шумную технику, хотя и интересную.

0 ▲
29 December 2022 16:55
25 comments

Повлиявшее #2

Думаю, Giorgio Moroder, основоположник итало-диско, в представлениях не нуждается. В детстве я его воспринимал, как танцевальную версию Kraftwerk, что, в целом, недалеко от истины. У меня уже был опыт создания ремиксов на Мородера, но всегда тянуло записать что-то еще. Причем с альбома E=MC², от которого по детству просто фанател.

Но вышло так, что я сел и наиграл чилловую вариацию на трек Chase из фильма Полуночный экспресс. И решил, что в таком виде я ее и хочу записать для своего цикла Influenced. Вот только записать я ее решил максимально нестандартным для себя способом. Точнее, способом, который я не практиковал уже 20 лет. Вот такие я выставил требования к сетапу:
* Компьютер выступает в роли MIDI секвенсора.
* Компьютер выступает в роли сэмплера для ударных.
* Компьютер и синтезаторы подключены к консоли, на которой происходит сведение и обработка встроенными эффектами.
* Все инструменты записываются в реальном времени на рекордер, подключенный к консоли.

Да, такой flow полностью лишает тебя возможности сидеть и сводить микс неделями, но все делается буквально на одном дыхании.


Небольшой студийный видос. Кошку зовут Мява.

1 ▲
24 December 2022 23:34
7 comments

FL Studio MIDI scripting

Я вот как-то недооценивал скриптинг контроллеров в FL Studio. А тут, знаете, распробовал. Приехал ко мне контроллер Akai Pro MIDImix. И я понял две вещи - официальной поддержки в FLS для него нет, а пользовательские скрипты делают не то и не так. Хлебнул вечерком чайного гриба и за пару часов разобрался с FLS MIDI Scripts API и написал свой скрипт для управления микшером. Даже разобрался, как посылать события обратно на девайс для обратной связи, чтобы если мышкой делать mute/solo или переводить дорожку микшера в режим записи (arm), то и на девайсе лампочки загорались.

Сегодня взялся мучать KORG nanoKONTROL2. Официальная поддержка есть, но она мало что умеет:

* Перемещаться между тактами
* Переключать Pattern/Song
* Создавать маркеры и перемещаться между ними
* Осуществлять перемотку в плейлисте, стоп, плей, рекорд

При этом визуального отклика у меня не было - кнопки транспорта не горели. К сожалению, исходника скрипта в комплекте с FL я не нашел, поэтому для начала я воссоздал то, что было, а потом добавил:

* визуальный фидбэк кнопок транспорта + мигание плей и записи в такт при проигрывании и записи
* включение метронома
* управление зумом плейлиста (вертикальным / горизонтальным) через кнобы
* визуализация пиков мастер-канала и шин в микшере (ищет по названию канала): R-кнопки - зеленый сигнал, M-кнопки - желтый, S-кнопки - красный

Буду экспериментировать дальше, контроллеров у меня еще много) Если есть желание разобраться в теме или уже есть такой опыт - пишите комменты, потрещим

1 ▲
16 December 2022 19:10
3 comments

Повлиявшее #1

В 1980 году группа "Зодиак" выпустила свою первую пластинку "Disco Alliance", которая стала неотъемлимой частью моего детства. Очень самобытный альбом, ничего подобного в СССР до этого не выпускалось, да и после тоже. К сожалению, последующие вещи композитора Яниса Лусенса звучат для меня максимально вторично и неинтересно. Второй альбом, "Музыка во Вселенной" вообще как будто подчистую срисован с Дидье Маруани (группа "Space"). Потом Лусенс скатился в классику, но спустя больше чем через 30 лет обновил состав и вернулся к истокам.

Не знаю почему, но свой новый цикл трибьютов "Influenced" я решил начать именно с кавера на "Зодиак". Основная идея этого абсолютно экспериментального цикла - каверы на треки, которые наиболее сильно повлияли на меня в первые 10 лет моей жизни. При записи удалось полностью обойтись без использования виртуальных синтезаторов. Этот эксперимент не столько о воссоздании типичного space disco, сколько о попытках аккуратно смешать disco, funk и sovietwave - и при этом обойтись без модных сейчас агрессивных lo-fi обработок. А может, о том, что я скоммутировал десяток железок вместе и решил проверить как они зазвучат вместе.


Следующим треком цикла я запланировал тему моего земляка Эдуарда Артемьева. Разумеется, не "Сибириаду". Пару месяцев назад он приезжал к нам с концертной программой, очень жалею, что не смог присутствовать. 

P.S. Пока дописывал этот пост, увидел новость, что Эдуард Николаевич госпитализирован с коронавирусом. Желаю скорейшего выздоровления!

P.S.S. А у другого моего земляка, Павла Есенина сегодня днюха, с чем от души его поздравляю!

P.S.S.S Бонус:

1 ▲
10 December 2022 13:18
2 comments

ReSampled's DragRandom

Это даже не идея, это вполне рабочий инструмент в стадии тестирования. Если кому будет интересно, пишите комменты, протестирую получше и выложу в паблик.

В чем суть? К примеру, у нас есть папка с большой коллекцией хэтов и хочется оттуда взять случайный. Или коллекция MIDI-файлов и тоже хочется оттуда взять случайный. Выбираем в DragRandom нужную папку, указываем список типов файлов, указываем - нужно ли искать рекурсивно в подпапках и перетаскиваем папку в DAW на дорожку. Или в плеер. Или еще куда-то, где поддерживается перетаскивание файлов. Вариантов применения множество. 

1 ▲
25 November 2022 0:27
no comments

W.I.P.: "Influenced"

Незадолго до моего рождения произошли пять значимых событий, без которых я вряд ли бы вообще начал писать музыку:

* Альбом Kraftwerk – The Man-Machine
* Альбом Space – Magic Fly
* Альбом Jean-Michel Jarre – Équinoxe
* Альбом Giorgio Moroder – From Here to Eternity
* Альбом Zodiac – Disco Alliance

Одно из самых ранних и ярких воспоминаний детства - как я пытался самостоятельно установить бобину с "The Man-Machine" на магнитофон и запустить: мне было пару лет и у меня уже была сильная зависимость от этих ритмов, муговских секвенций и вокодерных партий.

Я уже несколько раз делал каверы на этих исполнителей, достаточно поверхностные, без какой-то общей идеи. Сейчас я (вроде бы как) созрел для небольшого трибьют-альбома, который я бы хотел посвятить этим музыкантам. Для меня это будет вызовом - хочу при записи максимально отказаться от виртуальных инструментов и виртуальных обработок: раз они тогда смогли, то и мне грех не попробовать. Рабочее название альбома - "Influenced".

А навел меня на эту мысль офигенный видос от Doctor Mix (если есть подобные разборы электронного олдскула - обязательно кидайте в комменты):

2 ▲
19 November 2022 18:03
3 comments

Рэковый шкаф

Задумал приобрести рэковый шкаф под модульный синтезаторный сетап - студийное пространство надо использовать с умом. Беглый поиск не дал особо интересных результатов и шкаф я собрал сам)

Вопрос: если есть в Новосибирске любители раритетов, продам за копейки синт M-Audio Venom, пишите в личку

4 ▲
15 November 2022 20:58
11 comments