Математическое сведение треков
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СВЕДЕНИЕ
Доброго времени суток, уважаемые музыканты, слушатели и ди-джеи. Не раз сталкивался с основной проблемой для начинающих ди-джеев. Всем интересно, как профессионально и стабильно сводить треки разных стилей без риска, что дорожки через 40 секунд, после синхронного запуска и подгона, немного разойдутся и потребуется в режиме реального времени подгонять джогом или вообще пересводить на выходе. В основном слушатели могут и не заметить такой маленький косяк, но арт-директоры…другие ди-джеи конечно заметят. Необходимо научиться работать с треками любой сложности не задумываясь о том, с какой скоростью они будут начинаться, хоть 110, хоть 155 и быть спокойными при сведении, не задумываться о разбитовке и работать с частотами, как считаете нужным.
Пример выше, конечно радикален, но ситуации разные бывают и манера сведения у каждого своя, как и подача того материала, который Вы играете для людей на своих выступлениях. Всё, что я расскажу ниже, скорее приложение к нашей работе, нежели ответы на вопрос, как свести, без слуха. Математическое сведение помогает нам сводить, но ни в ком случае не делает это за нас.
«Сводите треки, ориентируясь на собственный слух и чувство ритма»
«Планируйте, с какой скоростью BPM вы начнете играть! Стандарт 128!
P.S. В диджеинге нет четких правил, каждый играет так, как считает нужным, тем более если это нравится танцующим(слушателям)
Обращаться к помощи программного вычисления BPM нужно в экстренных случаях, когда до конца трека осталось менее минуты, а Вы не подобрали следующий трек и, разумеется, не подогнали его по скорости, если только не случай, когда BPM у обоих треков одинаковый. Что же нам может помочь?
Необходимое процентное соотношение к скорости одного трека, который необходимо выставить на pitch’е для синхронизации с другим треком и называется – Математическое сведение.
С опытом игры, каждый уважающий себя ди-джей, поставив трек, уже на слух понимает в каком примерном диапазоне скорость ударов в минуту в треке, и на слух (глаз) выставляет питч для подгона играющий трек.
Пример 1:
DECK 1 – 129 BPM
DECK 2 – 134 BPM
Для Хаус музыки, трек со второго DECK’а, как исключение, так как общеизвестный клубный формат с такой скоростью очень редко играется, но мы прекрасно помним, что у фантазии наших музыкантов нет границ, и ворчать на каждый трек со скачущим BPM нет смысла. Каждый выполняет свою работу, так как ему удобно и по всей иерархии ведения музыкального продукта от автора до слушателя, мы самостоятельно адаптируемся под трек и, опираясь на собственный профессионализм, доносим до публики, музыкальный продукт с наименьшим искажением, а в лучшем случае с наложенными нами эффектами, тем самым украшая ещё более.
Как же поступает в ситуации ди-джей, если увлекся эффектами или танцами за пультом, а осталось минута?
Почему не теряется профессионал, играя перед публикой не задумываясь о возможной ошибке при сведении треков?
Как сводить точно и красиво, пользуясь не только своим слухом и чувством ритма?
Ответ:
Он выставляет на питче значение -3.70%. Треки будут максимально долго звучать удар в удар, так как, отняв от скорости 134 BPM 3,70%, мы получим скорость BPM равную 129.042! (Смотрим таблицу)
Пример 2:
DECK 1 – 120 BPM
DECK 2 – 140 BPM
Как же быть нам тут? Мы знаем, что на пионерах с параметром +-10, мы можем выставить максимум 10.00% или -10.00%, но ведь этого будет не достаточно для полного подгона одного трека к другому. Но мы ведь играем клубную музыку и чаще позиционируем скорость битов в интервале от 126 до 134 максимум (кроме экспериментальных скоростей для эффектов).
Мы берем DECK 1, со скоростью 120 BPM и разгоняем его до 128 BPM, поднимем питч на 6.65% и тогда, скорость у первого трека будет равна 127, 98. (Смотрим таблицу)
Берем DECK 2, со скорость 140 BPM и тормозим его до 128, опустив питч на -8,55% и тогда, скорость у второго трека будет равна 128.03. (Смотрим таблицу)
Для длительной синхронизации треков это должно хватит на 2-3 минуты без подгона джогом.
Пример 3: (Самый простой).
DECK 1 – 128
DECK 2 – 129
И обратно с 129 на 128. «Правило 0.80%» в обоих случаях.
DECK (1) - 128+0.80%=129.024 ~ 129
DECK (2) - 129- 0.80%=127,968 ~ 128
Разница в сотых числах очень слабо влияет на BPM.
Расчет квадратов
Математическое сведение помогает нам не только быстро и качественно синхронизировать треки, но знать по секундам, когда заканчиваются и начинаются новый квадрат или пара квадратов. Давайте посмотрим как.
Почему же я выше ссылался, что 128 самый стандарт игры хаус музыки и почти любой клубной музыки близкой к этому: progressive house, electro house, disco house, vocal house и так далее!?
Ответ мы найдем ниже.
Внимание! Данный расчет эффективен, когда трек начинается с удара на первой секунде.
Есть у нас трек со скоростью 128 BPM. Разберем трек по квадратам и парам.
Интро у нас 4 пары квадратов или просто 8 квадратов, когда идёт kick с перкуссией и некоторые элемента баса + узнаваемые легкие отрывки Лида (LEAD). Интро длится обычно 8 квадратов. Бывают и другие случаи.
Мы знаем, что 1 квадрат – 16 ударов.
1 Такт – 4 удара, но такт в расчет не берем, так как там не целые числа секунд получаются.
Мы так же знаем, что за минуту KICK ударяет 128 раз, если не брать в пример те перебитовки, что на конце квадратов или двух тактов.
BPM 128 делим на минуту = 128\60 = 2,13!
Получаем, что за одну секунду KICK бьёт чуть более, чем 2 раза.
Квадрат – 16 ударов в минуту делим на 2.13 = 7.5 секунд, пока не понятно, не так ли?
Пара квадратов – 32 удара в минуту делим на 2.13 = 15 секунд! О как ровно. Уже интересней, не так ли?
2 Пары квадратов – 64 удара в минуту делим на 2.13 = 30 секунд! Мелькнула мысль в голове?
4 пары квадратов или 8 квадратов или 32 такта или 128 ударов в минуту… 128\2.13 = 60 секунд – Вот оно интро.
Всё интро укладывается в минуту и каждые 15 секунд. Мы теперь знаем, что заканчивается пара квадратов и в треке по истечению 15 секунд происходят изменения.
И так:
1 секунда = 2.13 удара.
15 секунд = Пара квадратов.
30 секунд = Две пары квадратов.
60 секунд = Четыре пары квадратов – это и есть наше интро после которого в хаус музыке в 95% случаев начинается яма.
Давайте все вспомним золотое правило, когда нас учили или мы просто читали, что сводить трек нужно, когда остается минута 30 секунд и меньше (в случаях, когда BPM 129+). В это в классическом случае.
До конца трек за 1 минуту 30 секунд играет последняя разыгровка трека (основная танцевальная тема) и играется она обычно в две пары квадратов. На минуте до конца трека всё вытекает в бит с перкуссией и повторяется обратный порядок трека на убывание инструментов по парам квадратов.
Вот такие особенности математического ди-джеинга. Надеюсь, что статья была полезной, и вы узнали, что-то новое для себя.
И прошу Вас, учитесь сводить на слух. Чувствуйте ритм и не задумывайтесь о цифрах, и Вы станете настоящим профессионалом. Не дай бог увидеть за пультом ди-джея с калькулятором, который будет высчитывать процент питча. =)
Удачи на выступлениях.

Comments
только уши помогут, счетчики врут, ну или придется смириться с тем, что придется вручную придерживать трек уже после первого квадрата.
В целом мысля верная. Математика ускоряет процесс сведения, далее уши и работа с публикой.
Ну а начинающий ди-джей, если планирует этим заниматься профессионально, что он не найдет, скажем, 10-15 тыс рублей, чтобы отзаниматься в ди-джейской школе что ли, в которой учат сводить вообще не глядя на счётчик BPM (иной раз его принудительно закрывают)?
Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, или там сказать, что данная тема не имеет права на жизнь, но это всё равно что учить художника рисовать человека с помощью линейки, циркуля и транспортира, старательно высчитывая пропорции, вписывая человеческие формы в формулы.
все по старинке - на слух с конями )))
это как при занятии сексом(ты же не думаешь -ох как бы вставить?)
Сравнивать с художником? Ок ,"один художник точит карандаш ножом,а другой о камень",вот и точите карандаши о камни,и говорите,я как супер крутой,олдскул-карандашный художник,пол дня карандаши точил,скоро буду рисовать,когда другой уже продал три картины...
В общем,все что тут написано в шапке,имеет место быть,все каменты по поводу оскорблений автора, чистый гон и срач "промодиджея",думаю кто-то из вас,кто отписался против метода,и не выступали никогда,ну да ладно...
Еще раз,автор молодец,думаю когда я начинал,эта инфа была бы очень полезна...
Автор - молодец - отличная тема, особенно для начинающих диджиков!
Но всё гораздо проще, чем ты описал - мне этот секрет открыли под конец моего обучения в dj школе. Там, естественно, тоже учили сводить, исключительно на слух. Но тем не менее фишка очень прикольная и полезная. И работает следующим образом: не нужно иметь под рукой твою сложную схему, а достаточно знать таблицу умножения на 8.
Пример 1:
трек 1 bpm 120
трек 2 bpm 122
причём не важно с какая оригинальная скорость у трека, важно лишь с какой скоростью он играет в данный момент.
Так вот высчитываем разницу между скоростями треков. Она равна двум ударам. Умножаем разницу между ударами на 8, так как каждый шак питча равен 0,8%. То есть в нашем случае умножаем 2 на 8. Получается 16. Двигаем пич на 1,6%
Пример 2:
трек 1 bpm 128
трек 2 bpm 132
разница в скорости 4 удара. 4 умножаем на 8 = 32 двигаем питч на 3,2 %
Можете даже проверить это в тракторе или виртуал дж, при синхронизации будут выставлены значения именно по таком принципу!
Но на cd деках это почему-то не всегда работает, хз почему. Но зато по крайней мере, так подогнать трек получится намного быстрее!
Всем удачи! =)
Колесо Камелота и гармоническое сведение самое важное сейчас