Страсть – греховная зависимость, проявляющаяся в сильном влечении человека к определенному виду греха.
С церковнославянского слово страсти переводится как «страдания». В этом смысле мы говорим о «крестных страстях Иисуса Христа». Однако в современном словоупотреблении оно чаще используется для обозначения греховных состояний человека, греховных расположений и навыков, влекущих его к нарушению заповедей Божиих, нередко даже против его воли.
Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей дает начало последующей.
Тщеславие и гордость таким же способом соединяются между собой; усиление первой из них дает начало другой, но рождаются они не от шести предыдущих, а по истреблении их. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями. Страсть, как болезнь души
«Страсть достойна порицания, как не естественное движение души», – учит св. Максим Исповедник. По словам святого Климента Александрийского, страсть есть возмущение против природы. Св. Исаак Сирин называет страсть недугом души, а св. Исайя Нитрийский болезненным состоянием душевных сил. Св. Иоанн Дамаскин называет страсть движением энергии против природы.
Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), деньги (страсть сребролюбия), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий. (уныние, печаль).
Выделяя восемь основных страстей, христианские подвижники настаивают, что страстями являются именно душевные состояния, а не потребности тела. Даже разделяя телесные (чревоугодие, блуд) и душевные страсти, они видят причину каждой страсти не в жизни тела, а только в удалении человеческой души от Бога. Источник страстей
Основанием страстей является самолюбие, всецело противоположное любви к Богу и ближнему. В сущности все страсти зарождаются от извращенной и чрезмерной любви к себе. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие. Эти страсти превратили часть ангелов в падших духов, поэтому заражение ими делает человека врагом Богу, открывает в его ум и сердце путь всем прочим страстям. Через страсти падшие духи воздействуют на поведение человека, стремясь сделать его рабом греховных навыков. Подчиняясь греховным страстям, человек сам уподобляется падшим духам, делается врагом Богу.
Возникновению страсти предшествует искушение человека помыслом, содержащим греховный образ. Если во время искушения человек начинает услаждаться греховным образом, то это первый признак возникновения страсти. Поселяясь в душе, пристрастие к греховному образу превращается во внутренний греховный навык, который ведет к внешним греховным действиям. Искоренение страсти
Для искоренения страсти человек должен искать помощи у Бога, Который дает человеку силы преодолеть страсть. Божественной помощью является благодать Святого Духа, приносящая человеку духовное наслаждение, в сравнении c которым меркнут действия страсти. Для приобретения благодати человеку необходим молитвенный подвиг борьбы и противостояния греховным помыслам. В ответ на молитвенный подвиг человека посещает благодать, подающая подвижнику опытное познание Божественной любви.
Наиболее совершенно страсти побеждаются очищением сердца путем усиленных молитв и подвигов. Надо развивать противоположные страстям добродетели. Например, если развить смирение, угаснет гордость, если будет господствовать радость, то не будет места печали.
Исцеление от страстей требует зачастую многолетней борьбы. Один из великих подвижников говорит: «Мне потребовалось пятнадцать лет, чтобы победить гнев». Что такое непорочные (неукоризненные) страсти?
Это не греховные зависимости, а естественные страдания человека после грехопадения.
Понятие «страстность» часто прилагают одинаково как к порочным (укоризненным), так и к непорочным (неукоризненным) страстям. Однако между этими двумя понятиями есть разница, и немалая. Укоризненные страсти формируются в человеке в результате его личного уклонения ко злу. По мере постепенного пленения человека теми или иными видами греха в нём формируются греховные навыки, затем греховные привычки, которые со временем перерастают в стойкую зависимость от этих видов грехов.
«Естественные же и беспорочные страсти, — по свидетельству прп. Иоанна Дамаскина, — суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови… и подобное, что по природе присуще всем людям».
Таким образом, наличие неукоризненных страстей не зависит от воли человека. Хочет человек или нет, он не может не алкать, не жаждать, не может стать в принципе недоступным для болезней, не может не предаться тлению. В какой-то мере он в состоянии влиять на интенсивность внутреннего проявления этих страстей (например, приучив себя к постническому образу жизни, закалив свой организм и т. п.), но только в какой-то мере. Естественная страстность не была характерна лишь для первозданных людей, пока они пребывали в союзе с Богом.
***
Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы.. прп. Иоанн Лествичник
Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится. епископ Варнава (Беляев)
Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. преп. авва Дорофей
Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть… Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей. преп. Никон Оптинский
Существует очень большая разница между любовью и привязанностью, между голодом и жадностью, между живым интересом и любопытством – и т.д. У каждой из наших естественных наклонностей есть зараженный злом двойник; он-то и есть один из путей к нашему порабощению. Если не сказали «нет» вовремя – не миновать борьбы. Но тогда будьте беспощадны, потому что ясность ума и независимость более драгоценны, чем то удовлетворение, которое вы получаете через порабощение. Кто такой грешник? Это человек разделенный в самом себе, разделенный от ближнего, удаленный от Бога. Грешник потерял связь с Богом, со своей совестью, со своей собственной жизнью, с жизнью ближнего. митрополит Сурожский Антоний
Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие! Святитель Николай Сербский
Старайся никого не опечалить ни словом, ни делом, наоборот, даже тех, которые опечалены другими, утешай, сколько можешь Преподобный Симеон Благоговейный
Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Бог, видя, что ты не смиряешься сам собою Преподобный Антоний Великий
Настоящее богатство, которым ты действительно сможешь обеспечить жизнь своего ребенка, – это богатство простоты. Истинное сокровище – это простота: простая душа, простые мысли, простая жизнь, простое поведение. Пусть твой ребенок научится у тебя жить спокойно и мирно.
Самая большая драгоценность на земле – это люди, которые тебя любят. Их нельзя купить, их нельзя ничем заменить и их не так много у каждого из нас. Протоиерей Федор Бородин
Всё будет хорошо. Успокойся, помолчи, не говори так много. Не ропщи. Вот увидишь, всё образуется. И тогда тебе захочется сказать только одно: «Господи, люблю и благодарю Тебя!»
Чтобы наши отношения с другими людьми стали более глубокими, нужно молиться о них. Молиться нужно и прежде, чем сказать им что бы то ни было. И именно благодаря молитве мы поймем, что им нужно говорить, а что не нужно. Архимандрит Сергий (Шевич)
Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце — пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью.
Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которой так и кажется, что Господь совершенно бросил и покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы искушения веры, надежды, любви и терпения христианина. Скоро придут для него опять времена прохладна от лица Господня [Деян. 3, 20]. Скоро Господь опять его возрадует, да не падет он под искушением.
... хотите ли вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни, обращайтесь усердно, все братья, с молитвой к Матери Божией, просите себе Ее высокого содействия, Ее утешения, — просите горячо, неотступно – так, как если бы вы видели Ее пред своими глазами в Ее божественной славе, — и вы верно получите Ее помощь; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело. А если не получите, вините себя: значит, вы молились неискренне, недостойно. Kому, братья, больше и заступать нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она — от нас, с нашей грешной земли: жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, не заступить Своих?! Только не нужно, братья, никогда не нужно забывать, что Она — Пресвятая и не любит беззакония. Поэтому, прося в молитвах наших предстательства Ее за нас у Бога, будем стараться быть далекими от всякого греха, как нечистоты, которая отвращает от нас и очи, и слух небесной Заступницы и навлекает на нас гнев небесный.
Будем же с чистым сердцем все прибегать в Ее державный покров в наших напастях, в скорбях и болезнях и полагать на Нее несомненную надежду. Будем среди бедствий жизни готовиться туда, где нет никаких бед, где вечная радость и вечный покой, и Царице Небесной будет приятно спасать и покрывать нас от бед и наставлять нас к вечно тихому пристанищу небесному. Покрый же нас, Владычице, честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Аминь.
Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня». Древний патерик
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ ! В нашей христианской жизни есть такой девиз: «Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей». Нам кажется, что сейчас это целая жизненная трагедия, а, оказывается, так было для тебя лучше, потому что это тебя научило, это тебя вразумило и это тебя предохранило от еще больших и больших ошибок. Что случилось, то случилось, поэтому надо творчески и терпеливо относиться к обстоятельствам нашей жизни, пытаясь то, что зависит от нас, изменить, а то, что не от нас зависит, просить у Бога терпения и мужества... ___ Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Кто теснит бедного, тот хулит Творца его, чтущий же Его, благотворит нуждающемуся... Однажды слепой сидел на улице и просил подаяние. У его ног лежала табличка: «Я слепой. Пожалуйста, помогите!»
Мимо проходил человек, у которого не было денег. Но он нагнулся и подписал на табличке несколько слов.
А вечером слепой принес домой полную шапку монет — столько ему никогда прежде не давали!
На следующий день слепой узнал своего благодетеля по шагам и спросил, что тот написал на его табличке.
— Ничего такого, что было бы неправдой, — ответил прохожий. — Я написал все то же, что и ты, но только немного иначе.
Новая надпись на табличке была такая: «СЕЙЧАС ВЕСНА, НО Я ЕЁ НЕ ВИЖУ»...
Please, sign up (it's quick!) or
sign in, to post comments and do more fun stuff.
Comments
Pinned comments
ВСЕХ БЛАГ.
СПАСИБО ЗА ТВОИ ПРОПОВЕДИ И НАСТАВЛЕНИЯ
С ПОЧТЕНИЕМ ЕВГЕНИЙ
Лови ПРяник▲
Мой +++
+
С удовольствием поддерживаю+++++++++++++++++++ +++++++++++++!))
И поддерживаю однозначно +++
+ ПР +++
Дружище, поддерживаю от души +++
Работа мощная и энергичная... Как теперь заснуть? :)
Дай Бог Вам творческого вдохновения и любви!
Дай Бог Вам творческого вдохновения и любви!
работа зачёт+++++!!!
Дай Бог Вам творческого вдохновения и любви!
(Мк. 9, 24)
Агния Барто
Святитель Николай Сербский
Святитель Нектарий Эгинский
Преподобный Симеон Благоговейный
Преподобный Иоанн Дамаскин
прп. Иоанн Карпафский
Преподобный Антоний Великий
Протоиерей Федор Бородин
«Господи, люблю и благодарю Тебя!»
Преподобный Паисий Святогорец
Архимандрит Сергий (Шевич)
Преподобномученик Исаакий Оптинский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Будем же с чистым сердцем все прибегать в Ее державный покров в наших напастях, в скорбях и болезнях и полагать на Нее несомненную надежду. Будем среди бедствий жизни готовиться туда, где нет никаких бед, где вечная радость и вечный покой, и Царице Небесной будет приятно спасать и покрывать нас от бед и наставлять нас к вечно тихому пристанищу небесному. Покрый же нас, Владычице, честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Древний патерик
В нашей христианской жизни есть такой девиз: «Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей». Нам кажется, что сейчас это целая жизненная трагедия, а, оказывается, так было для тебя лучше, потому что это тебя научило, это тебя вразумило и это тебя предохранило от еще больших и больших ошибок. Что случилось, то случилось, поэтому надо творчески и терпеливо относиться к обстоятельствам нашей жизни, пытаясь то, что зависит от нас, изменить, а то, что не от нас зависит, просить у Бога терпения и мужества...
___
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Однажды слепой сидел на улице и просил подаяние. У его ног лежала табличка: «Я слепой. Пожалуйста, помогите!»
Мимо проходил человек, у которого не было денег. Но он нагнулся и подписал на табличке несколько слов.
А вечером слепой принес домой полную шапку монет — столько ему никогда прежде не давали!
На следующий день слепой узнал своего благодетеля по шагам и спросил, что тот написал на его табличке.
— Ничего такого, что было бы неправдой, — ответил прохожий.
— Я написал все то же, что и ты, но только немного иначе.
Новая надпись на табличке была такая: «СЕЙЧАС ВЕСНА, НО Я ЕЁ НЕ ВИЖУ»...