ok.ru/profile/522818041013 
Music / Треки 1
Grief (Dj Adoris Deep House Mix)  PR 107 ▲      
Like
Download: MP3, 320 Kbit
Listens: 6 264
Downloads: 536
Bookmarks: 5
Styles: Deep House, House
Duration: 4:49
BPM: 320
Podsafe track
Size: 11Mb
Recording: 31 May 2020
Publication: 31 May 2020 1:47
More
Печаль
Восемь смертных грехов и борьба с ними

«Червь в сердце»

Печаль имеет много названий: огорчение, тоска, горе, скорбь, хандра, меланхолия, отчаяние. Иногда печаль называют унынием, хотя большинство святых отцов разделяют эти две страсти. Почему – об этом речь чуть ниже. Сейчас чаще всего называют печаль депрессией. Депрессию, тревожность (а это тоже проявление депрессии) психиатры и психотерапевты называют раком XXI века, чумой нашего времени. И хотя в современном мире некоторые страсти достигли невиданных пределов, печаль, отчаяние, потеря смысла жизни приобрели характер настоящей эпидемии. Печаль преподобный Нил Синайский называет «червем в сердце». Эта страсть, как рак, разъедает человека изнутри, может довести его до полного изнеможения (а иногда до смерти), если не начать бороться с ней.

Как и всякая страсть, печаль имеет вполне естественное происхождение. Горе, страдания, скорбь, плачь – обычная эмоциональная реакция человека на некоторые тяжелые обстоятельства жизни. Например, когда умирает близкий человек, редко кто останется безучастным, равнодушным к этому. Сам Господь наш Иисус Христос заплакал, когда пришел ко гробу Своего друга Лазаря. Он «Сам восскорбел духом, возмутился и сказал: Где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: Смотри, как Он любил его» (Ин. 11: 33–36).

Мы не можем оставаться равнодушными к тяжелым потрясениям. Наши эмоции помогают нам, во-первых, пережить стресс, во-вторых, мобилизовать силы для борьбы с трудностями, подвигнуть нас к каким-то действиям. Но плохо, когда эмоции берут над нами верх. Когда мы входим в затяжное состояние печали, тут уже недалеко до депрессии. Что такое страсть печали, депрессия? Это затянувшееся, болезненное состояние души. Печаль становится зависимостью, мы начинаем служить ей, и она, как и всякий идол, требует жертв. Человек, находившийся в состоянии депрессии и сумевший с помощью Божией преодолеть ее, с ужасом вспоминает о своем прошлом как о кошмарном сне. Все, что беспокоило его тогда, представлялось чудовищной проблемой, кажется потом смешным и нелепым. И вообще говоря, печаль – это легкое помешательство; в депрессии человек не способен адекватно оценивать обстоятельства жизни, людей и себя самого. Какие мысли обычно вертятся в голове у страдающего печалью? «Все плохо, в моей жизни нет ничего хорошего; меня никто не любит, не понимает; в моей жизни нет никакого смысла». И, конечно, не обходится без самобичевания: «Я самый несчастный, я неудачник, я глупый никчемный человек, приношу людям одни страдания». При всех этих настроениях самое тревожное и абсурдное – категоричность суждений: все, ничего, никто, самый и проч. Любому здоровому, вменяемому человеку, не находящемуся в состоянии затяжной депрессии, понятно, что не может быть все плохо. Это абсурд, бред. У каждого человека есть возможности для жизни и счастья. Просто депрессивный человек этого упорно не хочет замечать. Наверняка, у него есть здоровье (в той или иной степени), руки, ноги, голова, органы чувств, есть какое-то дело, работа, есть умения, навыки, есть близкие люди, родственники и друзья, а значит, есть возможность любить и быть любимым. И любой это понимает. И ясно как дважды два: в человеке, страдающем печалью, говорит не его разум, а кто-то другой. Кто? Его страсть, она завладела его душой и сознанием. Но, как мы помним, страсти не есть принадлежность, собственность нашей души, они приходят извне, мы их только впускаем в душу. Теперь ясно, кто нашептывает нам мысли о бессмысленности жизни и нашей полной несостоятельности? Бес печали. И мы покорно слушаем его, принимая его «послания» за свои собственные мысли. Здесь следует вспомнить, как бороться с дурными мыслями, – об этом уже шла речь в статье «Борьба с помыслами». Принцип тот же: не считать их своими и не допускать в дом нашей души. А если они уже здесь, гнать их метлой и поскорее селить на их место других квартирантов, то есть светлые, добрые мысли.

Опасность печали, депрессии в том, что она является страстью, а значит, действует как любая из восьми страстей. С одной стороны, мучает человека (помните, страсть – значит страдание), а с другой стороны, доставляет массу приятных ощущений, иначе никто не попался бы на крючок диавола. И страдающему печалью тоже, как ни странно, чем-то нравится сладостный плен страсти. «Ничто так не пьянит, как вино страдания!» – писал Бальзак.

И поэтому очень непросто бывает выйти из этого состояния, поэтому так плохо действуют утешения близких: человек ждет не исцеления, а приятных ощущений от утешений и саможаления, при этом вовсе не желая утешаться. Печаль действительно может пьянить, как вино, как наркотик, и находиться в этом теплом, удобном болоте для депрессивного приятно, хотя, конечно, такое состояние приносит страдания и ведет человека к саморазрушению. К тому же, повторяю, выйти из печали непросто; это труд, и для иных легче плыть по воле волн. Вот почему очень часто депрессией, меланхолией страдают люди ленивые, не приученные к труду.

Виды печали

Печаль рождается, конечно, не на пустом месте. Рассмотрим основные причины возникновения этой страсти. Уже не раз было сказано, что в основе страсти может лежать ей предшествующая. Перед печалью стоит гнев, а значит, он может служить причиной депрессии. Почему? Вспомним, какие чувства мы испытываем после ссоры, раздраженного выяснения отношений. Нас посещает чувство стыда, опустошенности, часто уныния, нам стыдно за нашу резкость, невыдержанность. Бывает, что гнев порождает обиду, раздражает самолюбие, мы долго не можем простить, и это чувство раздражения, обиды, злопамятства приводит к печали, мрачному настроению. Очень часто можно встретить людей, которые считают, что все вокруг им что-то должны и все кругом виноваты. А у православного человека должно быть все наоборот: не мне должны, а я всем должен; не все виноваты в моих бедах, а я сам виноват в своих проблемах. Когда человек будет жить по такому принципу, ему легко будет справиться и с унынием, он будет видеть, как жизнь и его взаимоотношения с ближними налаживаются. А думать, что все мне должны и все виноваты, – типичная психология неудачника.

Печаль, депрессия – болезнь неврастеничных людей, то есть неуравновешенных, не владеющих собой. У таких людей период возбуждения, подъема, всплеск эмоций, иногда и гневных, раздраженных, сменяется тоской, апатией, унынием.

Но гнев, неуравновешенность, неврастения – это только одна из причин депрессии. Затяжная печаль может быть вызвана тяжелыми обстоятельствами жизни, часто смертью близких или болезнью, другими потрясениями. Депрессия может иметь и наследственный характер, если родители депрессивного человека страдали неврастенией или меланхолией. Но надо сказать, что наследственность не является в данном случае каким-то непреодолимым фактором, просто нужно знать это, а «кто предупрежден, тот вооружен». Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только спровоцировали ее. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Потому что установленный факт: депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина ее всегда не внешняя, а внутренняя. Об этом свидетельствуют данные статистики. Самый высокий процент депрессий и самоубийств не в бедных странах третьего мира, а в наиболее развитых и богатых, где очень высокий уровень жизни и людям уже нечего больше желать. Каждый пятый из числа самых богатых людей планеты страдает депрессией. И вот что самое удивительное: среди нищих, бомжей почти нет самоубийц, хотя, казалось бы, жизнь у них такая, что, как говорят, «хоть в петлю лезь»!

Возложи надежду на Бога

Почему страсть печали, тревоги, беспокойства так распространена в современном мире? Из-за упадка веры. Запад стремительно теряет веру, Европа уже объявила себя постхристианской. В нашей стране тоже, к сожалению, наблюдается спад интереса к Церкви. Того подъема, притока людей в храмы, что был в 1990-е годы, уже нет, начался период охлаждения. Конечно, большинство людей называют себя верующими, но во что они верят? В год козы, петуха, свиньи, астрологию и прочий оккультизм. Даже к храму, к Православию подход чисто магический: кому какую свечку поставить, какому святому помолиться, чтобы у меня все было хорошо. Когда у человека нет настоящей веры в Бога, что и «волос с головы не пропадет» без воли Божией (см.: Лк. 21: 18), то в его сердце появляется тревога, беспокойство, а это уже начало депрессии. Он начинает всего бояться и думать: «Что со мной случится завтра? А вдруг заболею? А как же жить на сегодняшнюю пенсию? Вдруг убьют? Вон какие ужасы по телевидению показывают. Вдруг потеряю работу и умру с голода, а тут еще экономический кризис?». Из-за страха, тревоги люди боятся доверять друг другу, создавать семьи, рожать детей. Например, верующий человек хорошо знает: если захотел иметь много детей, Господь их никогда голодными и раздетыми не оставит. Если помогаешь другим, сам никогда не останешься без куска хлеба, – это закон духовной жизни.

Еще одно проявление безверия – утрата смысла жизни, а ведь именно это лежит в основе депрессии. У христианина всегда есть смысл жить. Этот смысл в любви к Богу и ближнему. Верующий человек знает, что Бог его никогда не оставит, с Богом он не один на один с бедой. Как поет один православный рок-музыкант, «с Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». А для маловерного современного человека и жизнь страшна, а смерть – это просто конец! Таким образом, справиться с печалью, депрессией можно только возложив надежду на Господа. Доверив Ему свои скорби и проблемы, попросив у Него помощи и поддержки. Нашу тревогу за будущее, настоящее, за детей (за них мы тоже очень тревожимся) нужно возложить на Бога: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23). И тогда станет значительно легче справиться с тревогой и печалью.

Вкус жизни

С упадком веры связана также утрата депрессивным человеком интереса к жизни. Его все перестает радовать, он ничего не ценит и мало на что обращает внимание. А ведь жизнь во всех ее проявлениях – это самый главный дар Бога человеку, и относиться так к ней – большой грех. Человек будет счастлив только тогда, когда сам этого захочет, когда начнет радоваться жизни. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите», – говорит нам апостол Павел (1 Фес. 5: 16–18). Именно благодарите. Через благодарность к Богу мы научаемся ценить дары жизни. А радость, счастье приносит только то, что ценится. Один священник советовал своим духовным чадам в конце каждого дня составлять список «За что мне благодарить Бога», в котором должно быть не менее 50 пунктов. Другой батюшка приехал за советом к старцу Николаю Гурьянову на остров Залита. Приехал с какой-то скорбью, и вот отец Николай, выслушав его, сказал: «Радуйся!». Священник подумал, чему же тут радоваться? А отец Николай продолжил: «Радуйся, что родился; радуйся, что крестился; радуйся, что в вере православной; радуйся, что жив пока!».

Впавшим в печаль, потерявшим радость и вкус к жизни можно посоветовать внимательно подходить к каждому дню. Что бы вы ни делали, делайте со вниманием и смыслом. Во всем старайтесь видеть что-то хорошее, приятное, учитесь радоваться даже самой малой радости. Апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10: 31). То есть все делайте для спасения души, прославляя и благодаря Бога. Вот, например, вкушение пищи. Мы молимся перед едой о ниспослании «хлеба насущного» и едим с благодарностью Творцу, не просто запихивая в себя пищу, а вкушая с радостью, осознавая, что это дар Божий. У А.И. Солженицына есть описание того, как обедает заключенный лагеря особого назначения. С каким же вкусом и удовольствием он это делает! А ведь он ест еду, которая у нас, наверное, вызвала бы рвоту. А для заключенного и эта пища – большая радость. И вот он ест эту баланду, с удовольствием съедает свою пайку черного хлеба, не торопясь, ощущая на языке все оттенки его вкуса, а потом до блеска вычищает последним куском свою миску. И он помнит, что на вечер у него остался еще один кусок, спрятанный под матрасом. И действительно, человек бедный, лишенный многих удовольствий может получать от жизни гораздо больше радости, чем обеспеченный всеми земными благами.

Когда я учился в семинарии, а потом в академии, условия жизни семинаристов были вполне казарменные: общежитие, комнаты на двадцать с лишним человек, учеба, работа, вечерние занятия, вечерняя проверка, отбой и подъем. И так кому четыре, а кому и восемь (если еще академия) лет. Помню, постоянно хотелось две вещи: спать и есть. И ни до, ни после семинарии я никогда не получал такого удовольствия от самых простых вещей: сна, трапезы, прогулки. Помню, как готовишься ко сну, не спеша взбиваешь подушку, укутываешься одеялом и… проваливаешься до самого подъема. А быть дежурным по столовой! До сих пор вспоминаю, как однажды мы с ребятами после работы налили в большую тарелку сгущенки и ели, обмакивая в нее хлеб.

Человеку, который хочет избавиться от печали, нужно учиться видеть смысл и радость в каждом дне, часе и минуте жизни. Идем на прогулку – стараемся на все обращать внимание, делать наблюдения; общаемся с кем-то – стремимся увидеть в другом человеке что-то хорошее, чему-то научиться. Читаем книгу – не просто «глотаем страницы», а вдумываемся, делаем пометки, потом анализируем. Так наша жизнь будет приобретать осмысленность и полноту. Очень хорошо, если работа действительно по душе, приносит удовлетворение, увлекает. Но даже если пока такой нет, любое дело можно делать с радостью, если научиться видеть в нем приятные стороны. Даже такая примитивная работа, как уборка или мытье посуды, может принести удовлетворение и удовольствие, если она сделана хорошо и на совесть.

Смысл страданий

О том, что печаль может быть вызвана скорбями, трудностями, речь уже шла выше. Но одних скорби повергают в бездну уныния, а другие с честью выходят из них: страдания гнут, но не ломают их. Потому что все дело в отношении к скорбям. Вообще любую вещь делает плохой или хорошей наше собственное к ней отношение.

Хотим мы этого или не хотим, но страдания неизбежны в нашей жизни. Еще ни одного человека на земле они не миновали. Страдания, болезни, смерть вошли в мир с грехопадением Адама. Изменилась человеческая природа, изменился и весь мир. Но повторюсь, к страданиям, скорбям можно относиться по-разному. Во-первых, нужно помнить, что Бог никогда и никому не посылает креста выше сил. Он Отец наш и лучше нас знает, что могут понести Его дети, а что нет. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). Во-вторых, за периодом скорбей всегда будет утешение. Если где-то у человека отнимается, значит, в другом месте прибывает.

В нашей жизни просто так ничего не случается, каждое событие имеет значение. И бессмысленно Бог страдать не попускает. Либо мы страдаем во очищение наших грехов, чтобы не страдать в жизни вечной, либо скорби посылаются нам, чтобы оградить нас от грехопадений и других опасностей. Еще один смысл скорбей – в очистительном действии, которое они производят на нашу душу. Страдания (если мы правильно к ним относимся) делают нас лучше, чище, добрее. Заставляют по-другому взглянуть на себя, оказать помощь ближнему, начать сострадать ему. Любой священник может рассказать, сколько его прихожан пришли в Церковь через жизненные испытания, скорби: смерть родных, тяжелые болезни, потерю работы и прочее. Когда все хорошо и ладится, люди, к сожалению, в храм не спешат. Скорби, свои собственные и чужие, заставляют задуматься о самых главных вопросах: смысле жизни, спасении души, сочувствии к чужому горю. Когда-то в Англии произошла большая авария – крушение автобуса с детьми, многие погибли, многие пострадали, и вот христианского писателя К. Льюиса спросили, как Бог допустил такую ужасную трагедию? И он ответил: «Страдания – это тот резец, с помощью которого Творец, как скульптор, высекает из человека прекрасную статую». Что такое любая катастрофа? Это, кроме огромного горя, возможность проявить все свои самые лучшие человеческие качества. Проявить сострадание, оказать помощь, поддержку страждущим, утешить скорбящих, посочувствовать им, поддержать в трудную минуту и самим о многом задуматься. Для пострадавших – возможность обратиться с горячей молитвой к Богу, задуматься о том, о чем в повседневной суете, может быть, и не помышляем, о спасении души. Что для Бога важнее: тело человека, которое болеет, стареет, умирает, или его бессмертная душа? Конечно же, душа, и поэтому Он попускает нам пострадать. И по прошествии иногда многих лет мы видим, что эти испытания были посланы не случайно, они были нужны нам. Протоиерей Николай Гурьянов много лет просидел за веру православную в лагерях. И он говорил, что нисколько не жалеет о годах, проведенных в тюрьме. Очень многие люди, прошедшие через ад лагерей, тюрем, ссылок, потерявшие здоровье, не жалели об этом и вспоминали потом этот период с благодарностью Богу. А иначе и быть не может, ведь если бы они имели другой подход к жизни, они бы просто не выжили в этих страшных испытаниях.

Человек сам не знает, на что способен. Кто-то выносит нечеловеческие страдания, а кто-то из-за малых неприятностей впадает в тоску, отчаяние и готов уйти из жизни. Когда человек решается на самоубийство (если, конечно, это не вызвано психическими заболеваниями), это всегда слабость, малодушие и маловерие. Самоубийца хочет уйти от временных, земных страданий, не может терпеть их, но не знает, что ждет его там, где страсть будет мучить его вечно.

Все, что ни делает Господь, к лучшему – таков должен быть наш девиз на каждый день. Очень часто нас тревожат и беспокоят не только реальные, но и предполагаемые, гипотетические скорби и испытания. Одна знакомая мне женщина говорила: «Давайте переживать неприятности по мере их поступления». Кстати, прожила она до 103 лет. От тревоги, волнения есть очень хорошее средство – молитва. Не раз испытал его, переживая за детей. Каждый раз, когда я с волнением думал о них, находясь вдалеке от дома, я читал краткую молитву о их здравии и спасении, и волнение отступало.

Печаль, депрессия лечится благодарностью Богу, верой и доверием Ему. И вообще справиться без веры в Бога со страстью печали просто невозможно. Если человек ни во что не верит, рано или поздно тоска, печаль, отчаяние вновь вернутся к нему. Пусть даже при конце жизни. Потому что настоящей надежды у него нет.

Я служу в церкви при кладбище, и мне довольно часто приходится общаться с людьми, скорбящими о кончине родных и близких. Уход близкого человека – это действительно огромное потрясение. Очень многих оно повергает в состояние печали. Мы, люди верующие, имеем великое утешение в нашей скорби. «Бог не есть Бог мертвых, но живых», – говорит нам Христос (Мф. 22: 32). Душа человеческая жива, она не умирает, а смерть – это не конец жизни, а переход в другое бытие. Хотя, конечно, это всегда разлука с любимыми, но разлука не вечная. То, что мы любим в человеке: его отношение к нам, мысли, чувства, характер – все это принадлежит к его бессмертной душе, а не телу, которое болеет, стареет, изменяется, а потом и умирает. Душа вообще не имеет возраста. Второе утешение, которое имеют православные христиане, это молитва за ушедшего. Наши усопшие ждут от нас только одного – наших горячих молитв за них. Сами за себя они помолиться уже не могут. Молиться, каяться в грехах, изменять свою жизнь можно только пока мы живем на земле. И молитва – это нить, связующая нас с близкими, возможность выполнить долг любви. Ведь очень часто, теряя родных, друзей, человек испытывает чувство вины. Он хочет что-то еще сделать для них, додать им свою любовь. И он имеет все возможности к этому. Нужно чаще ходить в церковь, подавать заупокойные поминовения, читать дома Псалтирь за усопших, раздавать милостыню в их память и вообще постоянно молитвенно помнить о них.

Наша скорбь, печаль, депрессия – очень большое препятствие в молитве. Человек в таком состоянии ни к чему не способен, даже есть, пить, думать для него трудно, тем более молиться. Поэтому, если мы любим наших близких, мы должны справиться со своим состоянием, хотя бы для них, ибо они очень нуждаются в нашей помощи и любви. А любовь продолжается, она не прекращается со смертью, ведь свойство любви – это вечность. «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8).

Еще один очень важный момент, который нужно помнить, когда теряешь близких. К сожалению, существуют негласные и совершенно неправильные (неправославные) ритуалы оплакивания усопших. Это и причитания, стенания у гроба, и соболезнования, в которых сквозит черная тоска, и другие действия. И многим кажется, что все это нужно делать в память об усопшем, выражая тем самым свою любовь к нему. Скажите, если бы кто-нибудь из нас умер, хотелось бы нам, чтобы наши родные, любимые люди впали в черную тоску, депрессию и, может быть, попали бы в больницу с нервным расстройством? Конечно, нет. Если мы любим их, мы желаем им добра, хотим, чтобы у них все было хорошо, чтобы они были счастливы. И нашим усопшим хочется того же. Чтобы мы жили, радовались жизни, вспоминали их молитвой и добрым словом. Христианская скорбь светла. Поминки православного человека не траур, а проводы в вечность. Мы вспоминаем добрые дела усопшего с благодарностью и, конечно же, молимся за него, желая ему Царства Небесного.

Трудотерапия

Скажу немного об одном обязательном средстве борьбы с печалью и унынием. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Скука – унынию внука (то есть внучка. – свящ. П.Г.), а лени дочь». То есть лень, праздность порождают скуку, а скука – уныние и печаль. Около праздного, ленивого все время вьются бесы печали, он легкая добыча для них. Человек целеустремленный, любящий труд очень редко тоскует. Когда борет тоска, первый симптом – ничего не хочется делать, полное расслабление. Здесь нужно шаг за шагом понуждать себя к хоть какому-нибудь делу. Тоскующий просто обязан подвигать себя на труд, хотя любое занятие в состоянии депрессии уже маленький подвиг – от слова «подвигаться, двигаться». В фильме «Тот самый Мюнхаузен» бургомистр говорит: «Каждый день к 9 утра я должен идти в магистрат, и не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть».

Большинство людей, которые исповедовались мне в грехе печали и уныния, не имели постоянного занятия, работы. Очень хорошо, когда печальный найдет дело, которое может увлечь его. Но даже если такого занятия нет, нужно понуждать себя совершать любой простой и незамысловатый труд. Каждый час дня, и даже минута, должны быть чем-то заполнены, чтобы не оставалось места для мрачных мыслей. Человек не может думать сразу о двух вещах, поэтому нужно заменять негатив позитивом, думать о хорошем.

У одного старца был ученик. И вот однажды старец услышал бесов, вопиявших: «Горе нам от этих монахов, и к старцу приблизиться не можем, и к его ученику тоже, потому что он разоряет и строит, и никогда не видим его праздным». Старец недоумевал: «Что же разоряет и строит его ученик?». Тогда он пошел к ученику, и тот показал ему камни, из которых он возводил стены, а потом снова разрушал их. «Поступая так, я не ощущаю уныния». Старец понял, что бесы не могут приблизиться к ученику, потому что он никогда не сидит праздным, и поощрил его к продолжению труда.

Стирка, уборка, домашние дела – это то, чем всегда можно заполнить время, даже при отсутствии постоянной работы. Говорят, «если женщина впала в тоску и хочет покончить с собой, она должна взять мыло, веревку… и отправиться стирать белье». Как бы тяжело ни было понудить себя к занятиям, делать это необходимо. Прочел как-то еще один замечательный совет: «Если вы в печали, тоске и кажется, что вас никто не любит, – окажите помощь ближнему, сделайте доброе дело, желательно тому, кому еще хуже, чем вам». Делая это дело, мы сразу «убиваем двух зайцев»: отвлекаемся от тоски и ощущаем, что нужны кому-то. А еще мы поймем, что не мы нуждаемся в жалости и помощи, а ближний.

Грехи умножают печаль

Чем еще может быть вызвана печаль, депрессия? Грузом греховной жизни, часто неисповеданными, нераскаянными грехами. Представляете, что значит ходить с таким грузом? Ведь совесть, этот глас Божий, говорит в каждом человеке. И если человек не знает, как избавиться от грехов, как каяться в них, он часто впадает в тоску. Тут, конечно, нужна подробная исповедь, желательно за всю сознательную жизнь, и плоды, достойные покаяния.

Молодая женщина обратилась к одному известному психотерапевту с жалобой на тревогу и депрессию. Молодость у этой особы прошла очень бурно: множество блудных связей, неудачный брак, потом развод. Притом воспитывалась она в традиционной патриархальной семье, где ей старались привить (правда, безуспешно) строгие моральные принципы. Для нас ситуация ясна: голос совести и стыд за греховную, беспутную жизнь обличают женщину, а так как она не знает, как ей правильно поступить, это повергает ее в печаль. Кроме печали, ее мучают страхи, ей кажется, что должно что-то случиться, она обязательно понесет какое-то наказание за грехи юности.

Но что же советует ей доктор? Он успокаивает пациентку, говорит ей, что молодость такая и должна быть – бурная и веселая, что она ни в чем и не перед кем не виновата. Он не снимает проблему, а только «замазывает», «закрашивает» ее, убаюкивая совесть своей подопечной. Ясно, что такое «лечение» даст только кратковременное успокоение. Проблема, то есть груз прошлых грехов, остается, голос совести тоже полностью заглушить нельзя. По-настоящему преодолеть депрессию, вызванную стыдом за грехи, можно только покаявшись в них, очистившись на исповеди. Исповеданный грех уже становится «яко не бывший», если человек искренне раскаивается в нем. Очень хорошо понести какую-нибудь епитимью от священника. И конечно, встать на путь исправления и борьбы с грехом, ведь грех исповедан, но его разрушительные последствия остаются.

Совесть, конечно, можно подавить; но, как родник, который закидали камнями и залили бетоном, она рано или поздно все равно пробьется наружу.

Подведем итог. Брань с печалью ведется с помощью укрепления в себе веры в Бога и надежды на Него. Нужно научиться видеть Его бесчисленные благодеяния в своей жизни и быть благодарными за них. И еще, конечно, необходима борьба с этой страстью, непрестанный труд. И труд наш личный. Потому что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Печаль, уныние – это расслабленность воли, а воспитывать ее может только сам человек. «Бог не спасает нас без нас», Он посылает нам помощь и средства, а мы должны их использовать. Кстати, на этот счет есть одна притча, тоже про утопающего. Дом одного человека залило во время наводнения. И вот вода прибывает все выше и выше. Он уже перебрался на чердак, но он верит, что Бог спасет его. Мимо плывут люди на лодке и кричат ему: «Прыгай к нам, мы спасем тебя!». Он же отвечает: «Нет, меня Бог спасет!». А вода все выше, человек уже перелез крышу. Мимо плывет какой-то плот, но и тут человек не воспользовался случаем, думая, что Господь спасет его. Несчастный уже стоит по грудь в воде и видит большую доску, проплывающую мимо, но и сейчас он не хочет схватиться за нее, думая, что Бог поможет ему чудесным образом. И вот человек погибает, душа его приходит к Богу и спрашивает: «Господи, что же Ты не выручил меня, ведь я так верил, так молился Тебе!». И Бог ответил ему: «Я три раза посылал тебе средства спасения, и ты ни разу не воспользовался ими».

Страсти печали и уныния хотя и являются близкими и родственными друг другу, все-таки не есть одно и тоже.

Вот как определяет, раскрывает грех печали святитель Игнатий (Брянчанинов): «Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от подвига многотрудной христианской жизни, поползновение сойти с сего поприща. Уклонение от бремени креста – борения со страстями и грехом».

А вот что святитель пишет про уныние: «Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного молитвенного правила. Потеря памяти о Боге. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение плоти сном, лежанием и всякого рода негой. Искание беструдного спасения. Перехождение с места на место с целью избежать тягот и лишений. Частые прогулки и посещения друзей. Празднословие. Кощунственные высказывания. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние».

Comments

Pinned comments
Orchestra " Lounge-Lion-ivanish"  25 September 2021 10:26
Классно Вячеслав ! Моя поддержка !+++++))
F.A.K.E.E.R.  26 August 2021 18:51
Очень красиво и мелодично, прослушал с большим удовольствием !!!
Спасибо, друг за такую музыку !!!
VASSILIY KUZMICH [DJ_VK]  25 July 2021 11:00
Ай как хорошечно, бальзам на душу, спасибо за сиë творение, что ласкает уши и дарит позитивные эмоции +++
MAATTI  16 June 2021 15:34
молоток
ASPARAGUSproject  6 April 2021 22:03
Очень красивая тема, Вячеслав! Понравилось! С удовольствием поддерживаю!++
DJ Doorkeeper  7 March 2021 16:25
nice! +++
Александр Ангальт  23 February 2021 17:14
Очень понравился трек, спасибо!+++
LaraRai  4 February 2021 10:56
Классно!!))+++++
Rust Light  28 June 2021 10:33
Хорош! Приятно звучит, мягко так )))
Dj Nq  1 February 2021 19:07
Good job! Maybe we'll do some remix together one day?
HappyHob-bit  18 January 2021 21:42
хорошее звучание
Nikomiroff  22 April 2021 19:19
Красивый атмосферный трек!) Отличная работа!! +++
Negrol  10 January 2021 17:14
Красиво! Цепляет!
Land Surveyor  27 March 2021 15:53
Отличный House +++
Elen752  27 April 2021 1:34
интересно звучит и очень атмосферно выполнено.. вот так и влюбляешься в несовершенство мира..день за днём видишь его многообразие и контраст и любишь за несовершенство, которое и является особым шармом и во многом и во многих.. да хранит Небо тебя, брат Адорис ..важное и нужное дело ..во всех текстах очень много важной информации и те, кто способен правильно толковать найдут для себя много полезного..
M.D.Project  22 December 2020 19:39
Классный стильный трек+++++
ЭffеktПрисутствия  15 February 2021 21:26
Господь наделил тебя талантом))
narimor  18 December 2020 5:39
Замечательно и эмоционально. Музыка хорошая
DJ STROBB  25 November 2020 6:32
Мой++++
Gefesta  21 November 2020 17:20
Атмосфера на месте! Класс , продолжай творить!))
SkyDeezs  31 December 2020 0:50
Соседи этажом ниже попросили сделать погромче)))+++++
FS wolf  24 October 2020 13:34
Замечательный трек !!!
Полное погружение в атмосферу светлых красок
Немного оторвался от реальности)
+++
HAGI  29 December 2020 8:38
клевая afterhours песенька :) , для тщательного заклеивания дамочки в последние часы ее бодрствования :)))
DJ TеMа  24 December 2020 8:45
Отлично +
MNEKiNG  12 October 2020 15:58
Приятно слушать, молодцом!!!
MNEKiNG  19 December 2020 19:26
СУПЕР ПРОФИ МОЛОДЧИНА+
DEKA (Denis Katahov)  15 October 2020 13:35
Отлично!
Павел Тырнов  14 December 2020 15:30
Жирнющий трек!!! Круто получился!
A S - P R O  6 December 2020 19:10
Красивая тема!+
Evgeny Vlasov  26 November 2020 20:14
Приятный трек!)
Dj Romantic  6 October 2020 18:36
Настоящий Deep House! Глубокое атмосферное звучание, грамотное построение аккордовой прогрессии, замечательные вокальные партии! Молодчина! С удовольствием поддерживаю! +PR
AMSTYZA  15 November 2020 16:16
Офигенный трек ты запилил братка! понравилось! вокализы красивые!
Jet  5 October 2020 14:11
Поддержка, Избранное!
+
Замиксовать можно в своё сэт?
Vasiliy Arefiev  18 October 2020 21:43
Атмосферная тема! +
DJ DooS  18 October 2020 12:21
Да, красиво оч, соглашусь со многими ! ;))++
DJ HUMAN  17 October 2020 16:58
Красиво написано. Красиво исполнено +++
DJ VaRLeN  31 August 2020 22:42
Просто улетний трек)))+++от меня))
Udaw  31 August 2020 1:52
Chitat' opisanie ne stal ibo ochen' pozdno ) no trek proslushal s udovolstviem ) +++
ALEXEY K  6 October 2020 7:10
+
9ja  27 August 2020 23:56
Все в порядке! Класс! +++
INSAER  16 August 2020 22:02
Отлично bro!!!+++
Ice Split  27 September 2020 19:17
Очень понравилось! От души большущий плюс +
Heavy Jinn  17 September 2020 19:59
Честно, говоря очень душевно, и как-то глубокомысленно, в том плане, что чувствуется мысль, будто что-то пытаешься сказать, донести. Но это не печаль, не горе. Нет. Я слышу что-то вроде очищения, восстановления, достижения баланса. Да точно - восстановление, баланс. Думаю это более подходящее название.
atanov cosperiva  31 August 2020 22:47
Очень мелодично и красиво моя поддержка.Ну и добро пожаловать в гости
Igor Pumphonia  1 August 2020 0:55
Очень приятная композиция !
DJ TOMBLACK  1 August 2020 0:27
nice remix
Очень понравилось
my support +++
MegaSergei  27 July 2020 12:02
Отлично! Очень понравилось!
FS wolf  29 August 2020 16:27
Спасибо, много полезного почерпнул для
Себя и души своей. Правое дело творите) +++
Kaan Merter  27 July 2020 10:49
супер, красиво звучит, Hit !
Олеся Сказочная❤️  25 July 2020 22:56
Красиво. Творческих успехов вам! +++
Dj Polkovnik  17 July 2020 22:30
Отлично!
+++
Глубокая нереальная высокая ПЕЧАЛЬ)))
Wave illusion  13 July 2020 20:54
Классный трек. Звук, атмосфера, мелодия... Зацепил.+
фроlov  13 July 2020 10:12
и тут заторчал ))) +++ офигенно
Sun Spot  8 August 2020 11:24
Приятная воздушная композиция... +++
Lora  4 July 2020 21:37
Вячеслав, очень красивое музыкальное творение! С удовольствием послушала ;)))
Black Absent  1 August 2020 23:35
Кайф!) Вдохновения Вам побольше!)
DJ Serzhikwen  15 June 2020 17:21
+ красивый саунд, поддерживаю!
Dmitriy Random  22 July 2020 15:39
Просто супер, +1 спасибо
S.N.T.Project  15 June 2020 10:38
Хороший трек! Эффекты интересны)
Waraxe  24 June 2020 12:53
Прекрасная музыка, с удовольствием поддерживаю!! +++
PAVEL SHCHUKIN  15 June 2020 14:46
поддерживаю :)
интересная работа !
smirnoffonrims  15 June 2020 9:31
наша поддержка +
In Darkness  13 June 2020 3:18
Великолепно! От души!
DJ TOMBLACK  10 June 2020 22:19
моя поддержка
Kaan Merter  9 June 2020 10:15
Class !!!
Dj INVITED  8 June 2020 23:31
интересный завораживающий трек отлично +++ !
ViktorP  7 June 2020 13:50
Офигенная тема!!!++
Юля Орешко DJ Erika  13 June 2020 3:10
Красивый трек...
Очень эмоциональный!
Моя поддержка++++++++!))
Sergey Muzarks  9 June 2020 22:51
Трек мне понравился, красиво звучит!)+++
Konstantin ZIM  8 June 2020 10:36
++Atmosphere++
S.O.F  4 June 2020 23:23
Мне понравилось, моя поддержка!!!+++
R3VALS  2 June 2020 23:21
Dream Deep House... Очень приятный на слух. Так легко слушается!
Отличная работа!
NRG XXXL  2 June 2020 20:30
Моя поддержка,приколист!+++ сюда и в общую кассу,через твои псалмы негде даже фидбэк написать..))
DJ GRKING  1 June 2020 2:17
Отличный стиль:) все чаще слушаю его))
SUBTEC(55HZ)  31 May 2020 22:28
хороший трек! однозначно+
D.A.G.  6 June 2020 4:13
Слава, отличная музыка! Просто с удовольствием послушал!Ты молодец, от души спасибо за эмоции!)
ANDREY RAIN  3 June 2020 7:14
Очень красиво и меланхолично. Супер! +++
ЮКА  31 May 2020 20:23
Приятно слушать твои работы, мне очень нравятся;))
Aleksandr Dobermanoff  1 June 2020 20:32
Прими +++++
ExclUsive™  31 May 2020 19:59
Очень красивый трек!!! Моя поддержка+++
DJ LUXE ENERGY  31 May 2020 19:17
Это напечатано на "автомате"или я не понимаю сколько вручную нужно писать,праведный ты человечек Вячеслав))Отличная музыка,лёгкий и незамысловатый Хаус,самый раз...)моя жесть для таких божественных текстов не подошла бы,увы)Поддержка безусловная плюс+плюс !!)
DJ BALOO  31 May 2020 12:17
КРАСОТА БРОО, МОЙ + И ЗАБРАЛ
Rinat  31 May 2020 22:14
Очень хорошее настроение в этой красивой музыке! Ближе к Вечному, чем к печали!+++
ELECTRO BAMM  31 May 2020 11:05
Вообще класс!!! Улётный саунд! +++
Roma El Piano  31 May 2020 7:45
Бро супер
Hamerquest  31 May 2020 7:38
Хороший трек+++++
M-DimA  31 May 2020 21:17
КРАСОТА!!!
Очень понравилась работа!!!
Дружище, поддерживаю и плюсую от души +++
Очень Deeeeeeeeeeeeeep. Класс! Моя поддержка. ЗЫ. Тут есть крики диких абизян или мне показалось?)))
Esu
Very well arranged track! +
Огромное спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Clap мне понравился и местами мелодия +
Большое спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Благодарю за красивую работу и слова про Веру! Признательна)
Огромное спасибо за внимание и поддержку!) От души...
Дай Бог Вам здоровья и любви!
Благодарю)) взаимно, желаю Вам всего самого наилучшего!!!
Сочный, приятный микс! ++++
Огромное спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Классный трек!) PR+
Большое спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и счастья!
Хорошо звучит! Отличная работа!
Огромное спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Моя Ответочка! + ! ))
Большое спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Классная работа, Вячеслав! Моя поддержка!!! +++
Огромное спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Большое спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Спасибо, тебе за свет!
За Духовность твою!
За Веру истинную!
Слава Богу за все!
Огромное спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Слава Богу за все!
Слава Богу за все!
Красивый и атмосферный трек! лови +!
Большое спасибо за поддержку!) От души...
Дай Бог Вам творческого вдохновения и здоровья!
Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. (Псалтирь 102:3-5) 
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
1Петра 2:9-10
«ЭФФЕКТ толпы» был известен, еще со времен странствования Израильского народа в пустыне. Поэтому Бог и предупреждал, Свой народ, через Моисея: «Не следуй за большинством на зло» (Исх.23:2). И буквально, совсем скоро, Аарон нарушит это повеление, поддавшись обезумевшей толпе, он сделает литого тельца для поклонения. (Исх.32:4).
«НЕ следуй за большинством на зло» - эта заповедь, она актуальна в любое время! Ведь обычно большинством голосов решались очень важные вопросы, но, к сожалению, не всегда, они решались правильно.
НАПРИМЕР; огромная толпа перед судом Пилата, где решалась судьба Иисуса, эта толпа громко кричала: «Распни Его!» И некоторые люди, которые были там, даже ничего не понимая, также присоединились к этой толпе и кричали то же самое.
ХРИСТОС, когда-то сказал о большинстве: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф.7:13). Многие – это большинство, которые идут путем погибели, кто ведет их этим путем? Дьявол.
БОЛЕЕ того, даже в христианстве существует эта опасность! Христос, также предупреждал: «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят» (Матф.24:5). «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Матф.24:11).
АПОСТОЛ Павел писал: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2Кор.2:17). «Повреждение Слова Божьего» - это когда к Нему «что-то» добавляют или от Него «что-то» убавляют – так поступают многие религии и деноминации.
ПОЭТОМУ, братья и сестры, дорогие друзья, давайте будем очень осторожны в наше время, в котором мы живем, давайте не будем следовать за толпой – но всегда будем следовать только за Христом, поступая только по Его Слову (Библии), и во всем исполняя Божью волю!
ДА благословит всех нас Господь! Аминь.
? - Однажды ты поблагодаришь Бога за то, что Он дал тебе то, что тебе было нужно, а не то, что ты хотел. Доверяй Его обетованиям. Ему приятно твоё, исполненное благодарности, чистое сердце. Доверяй.
Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (1е Иоанна 4:4)
" Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем".
(1е Тимофею 6:6-8) 
"Почему ты удивляешься, что нашел дурных в святом месте? Разве ты не знаешь, что первый грех был в раю и что из-за непослушания пал ангел? Пал один из сынов Ноя, но разве он осквернил дом праведного? Пал Иуда, но разве он осквернил сонм апостолов? А еще бывает, кого-то человеческое мнение причисляет к пшенице, а это плевелы; кого-то считают плевелами, а это на самом деле пшеница.

Разница между людьми и настоящими колосьями или плевелами в том, что среди растущих на поле колос это колос, и плевылы это плевелы. Но на поле Господнем, в Церкви, то, что было пшеницей, иногда превращается в плевелы, а то, что было плевелами, иногда превращается в пшеницу, и никто не знает, чем будет завтра".

© Аврелий Августин 
Можно всю жизнь исповедоваться, и ни разу не покаяться.
Протоиерей Андрей Ткачев
Слово «радуйся» встречается в Евангелии 365 раз, - это значит, что каждый день Господь посылает нам повод для радости.
Владыка Феодосий, митрополит Омский и Тарский
Если человек счастлив в семье – он вообще счастлив. Если он несчастлив в семье – он не счастлив нигде.
Протоиерей Сергий Заозерский
Дай нам Господь такое сострадание, такую любовь, чтобы те, кому мы скажем слово веры, надежды и утешения, ожили бы, ожили вечной надеждой, всепобеждающей верой и уверились бы, что все, до конца, побеждает любовь - и Божия, и человеческая.
митрополит Антоний Сурожский
Легко сказать: «Я отдам за тебя жизнь!». И куда сложнее, вместо подвига на словах, ежедневно делать ради мужа (жены) простые вещи — сдерживать свое раздражение, не обижаться, прощать…
Протоиерей Сергий Бегашов.
Занимайтесь детьми, а не оправдывайтесь тем, что вам недосуг. Иначе наступит время, когда будет поздно, и виноватым будет не интернет, а мы сами.
Митрополит Афанасий Лимасольский
Каяться нужно в тех грехах, которые не раскаяны, в которых человек не раскаялся.
И нужно просить, чтобы Господь сам очистил человека, даже от тайных грехов, которые им забыты.
Нужно просить, чтобы Господь сделал нас достойными своего Царства, не за наши заслуги, а за свою Великую Милость, за Кровь которую Он пролил за нас на Кресте.

Иерей Даниил Сысоев
Мы барахтаемся в бушующем море наших страстей и, лишь на время вынырнув, проглатываем глоток свежего воздуха.
И порой, нам удается зацепиться за какую-то щепку и немного передохнуть...
Это - наши однодневные и многодневные посты. Они для нас - как глоток чистоты, время нашего духовного отдохновения.

Любой пост дан нам, чтобы встрепенуться. Это время, когда мы напоминаем себе, что окружающая нас рутинная обыденность не является нашей настоящей жизнью, что в этом мире мы лишь временно.

Особенность Успенского поста - напоминание о нашей смертности,
так как он посвящён Успению.
Сейчас как никогда уместно вспомнить мысль святых отцов: "Помни последняя твоя и вовек не согрешишь".

Но как часто напоминание об этом нас печалит, а пост с таким настроем совсем не идёт...
Как избежать этого?
Нужно правильно расставить приоритеты, и если Христос - во главе угла, то и пост - в радость.

Успенский пост можно назвать постом благодарения, некоего итога. Когда дело завершено, мы благодарим Бога, благодарим всех потрудившихся.

Это - последний пост в церковном году, который начинается с сентября. Поэтому возблагодарим Бога и Пречистую Его Матерь за оказанные нам милости.

Мы вступили во время воздержания.
Это всё должно создать в нашей душе атмосферу тихого благодарения Богу. Постараемся по силам ущемить строптивость плоти, напитать душу молитвой, укрепить веру добродетелями, в первую очередь прибегая к молитвенному предстательству Царицы нашей Небесной.

~ прот. Иоанн Бойко ~
Чтобы понять, насколько серьезна проблема наших грехов, нужно подумать о том, за что Господь распялся. Зачем Ему нужно было становиться человеком, жить 33 года среди людей, если в результате Его и не понимали, и оскорбляли? Зачем нужно было идти на оплевание, на страшные муки, на крест? Почему Он пришел на Землю? Для того чтобы научить нас нравственному закону? Но закон и до этого был дан. Библейский народ прекрасно знал все заповеди. Были пророки, святые люди, учившие людей, что хорошо, что плохо. Люди прекрасно понимали, что такое грех и добродетель; знали и то, что попадут в ад, если не будут соблюдать заповеди. Чего у них не было? У них не было сил их исполнить. В какой-то мере они старались, но совершенно исполнить не могли. У них должна была быть сверхъестественная сила, чтобы победить тягу ко греху. Царь Давид говорил: «Во гресех роди мя мати моя». Люди плакали, молились, жили во грехах и передавали детям свою греховную природу.
Представляете, насколько серьезной была проблема, если Бог сошел на землю и распялся за этот мир? Он пришел дать нам не закон, не правила жизни и не для того, чтобы удовлетворить чье-то юридическое требование. Он пришел отдать нам Самого Себя. Оказывается, с тех пор ничего не изменилось. Может быть, вы как-то плохо следите за собой, поэтому не видите своих грехов? Если молиться и наблюдать за своим сердцем, вы увидите не только грехи, но и предрасположенность к любому греху. Когда я смотрю фильмы про войну, про предателей, то думаю: «А я тоже мог бы струсить. Господи, спаси и сохрани!» Смотрю фильмы про изменников своим женам и семьям, думаю: «Господи, избави Бог, и я мог бы такое сотворить: и предательство, и блуд, и убийство — все что угодно». Слава Богу, Господь покрывает, не дает для этого обстоятельств, ситуации, привел меня в церковь. Не сам я пришел, а Бог привел. Не прикоснулась бы благодать к сердцу, так бы и остался безбожником, каким был в детстве и юности. Все, что хорошее есть, все от Бога. А все плохое — наше естественное, то, что в нас живет. Если приходите на исповедь и думаете, что никого не убили, не обокрали, никому не изменили, — это очень большие иллюзии. Сегодня так, а завтра можете сотворить что угодно, если будете без Бога, если Бог не будет вдохновлять ваше сердце, вашу волю. Если сложатся страшные или лукавые обстоятельства, каждый из нас может соблазниться. Глуп человек, говорящий: «Во мне самом есть силы победить грех». Он уже побежден своим безумием и гордостью. Нет у нас самих по себе таких сил, только Бог может нам их дать. Если вы не видите своих грехов, значит, смотрите только на грубые грехи. А сколько у нас тонких, подленьких грехов, которые внешне не видны, а стоит покопаться — там целый клубок змей, вылезающих в самый неподходящий момент! Посмотрите на себя. Каждый из нас блудник, предатель, убийца, каждый из нас кляузничает, осуждает, подслушивает. Поэтому мы и ходим в храм, чтобы с этим что-то сделать, иначе погибнем.

Протоиерей Сергий Баранов
Беседы о духовной жизни
Тайна спасения
архимандрит Рафаил (Карелин)
Господь, сотворив Адама, вдунул в него Свое дыхание. Здесь говорится не только о душе как об образе и подобии Божием, но и о благодати Божией, той силе, которой лишены остальные существа, обитающие на земле.

Праотцы были поселены в Едеме – земном раю. Но сам Едем – дивный прекрасный сад – знаменовал собой внутренний Едем – духовное состояние первых людей, которые находились в постоянном общении с Божеством. Адам и Ева были безгрешны, но не совершенны. Эта чистота была не зависящей от них природной данностью – даром Божиим. Но, чтобы усвоить этот дар, чтобы чистота стала не природным, а личным свойством, необходимо было испытание.

Основой богообщения в раю была не безгрешная природа Адама, а благодать Божия, обитавшая в нем. Поэтому основой спасения и вечной жизни является благодать, а путем от потерянного Едема к небесному раю – стяжание благодати. Благословение праотцев, символические обряды ветхозаветной Церкви и таинства Церкви новозаветной – всё это средства стяжания благодати. Своими собственными силами человек не может спасти себя, как не может одним лишь усилием воли остановить старость или преодолеть смерть. Метафизикой спасения является учение о благодати Божией, тех божественных энергиях, в которых Бог открывается миру и общается с человеком. В сущности говоря, христианская аскетика – это учение о тех условиях и состояниях, когда благодать может действовать в душе человека.

Либеральное мышление приписывает спасение одной нравственности, то есть повторяет ересь пелагианства о самоспасении человека. Грех также имеет свою метафизику, те страшные глубины, о которых даже не подозревает либеральное и гуманистическое мышление – от античных времен до наших дней. Для гуманистов и либералов грех – это только ошибка, дурная привычка или излишество. По их представлению, достаточно осознать грех, а затем будет легко исправить его, так же, как резинкой стереть каракули ребенка на бумаге. Но на самом деле грех представляет собой измену Богу и тайный союз с демоническими силами. И оттого в каждой греховной мысли есть элемент сочувствия демону, а в греховной привычке – любовь к сатане. Поэтому в грехе заложена, как бы запрограммирована смерть. И, напротив, благодать Божия ощущается душой как жизнь. Каждый из нас имеет опыт потери благодати, и к этому состоянию слово «смерть» подходит больше всего. Мы чувствуем, что самое драгоценное покидает нас, уходит от нас. Мы испытываем глухую тоску и томление, как бы приближаясь к вратам смерти. Наша собственная душа кажется нам темной могилой.

Благодать была дарована праотцам, ее надо было только хранить. Но после грехопадения, когда первородный грех, как наследственная болезнь, живет в человеке, как язва разъедает его душу, благодать необходимо искать, как потерянное сокровище, стяжевать и хранить ее в непрестанной борьбе с грехом, который источает наша падшая природа, находящаяся под воздействием темных сил. Метафизика греха – это вечное демоноуподобление, поэтому грех – самое большое несчастье и самое большое зло на земле.

Гуманист Сократ сказал: «Познай самого себя», но несмотря на свой великий ум, он не смог познать свою собственную душу и объяснял грех незнанием, которое можно преодолеть через воспитание и обучение. Однако сам же Сократ и выявил несостоятельность такого объяснения. Его любимый ученик, его воспитанник, которого он спас в бою от смерти, показал себя искусным интриганом, а затем – предателем Афин.

Только благодать Божия открывает человеку ужас вечной смерти. Поэтому святые, видя человеческую природу в падении, оплакивали свою душу день и ночь. Современные либеральные представления о возможности спасения, то есть богообщения, без благодати Божией, происходят от той же духовной лжи, от неведения греха, вкоренившегося в человеке, въевшегося в его природу, победить который может только благодать. Эти именующие себя христианами язычники повторяют догмат гуманизма: «Человек – это звучит гордо», но «диавол» – звучит еще более гордо, поэтому гуманизм, ставящий человека на место Бога, в конце концов, ставит демона на место человека.

Господь сделал нечто даже большее, чем творение мира и создание человека. Он заменил падшего человека Собой. В этом произошло искупление на метафизическом плане. Здесь изменилась духовная ситуация: демон потерял господство над человеком и стал по отношению к нему силой внешней; он не может властвовать над христианином, так как после крещения Христос Сам невидимо обитает в человеке и благодать царствует в его сердце.

Царство Небесное обещано Церкви. Церковь – это преддверие Небесного Царства, как бы паперть перед вратами Небесного Храма. Церковь – это поле благодати, без которой человеку невозможно соединиться с Богом. Кто не в Церкви, тот остается со своей неисцеленной греховной природой, а грех – это центробежная сила. Значит, кто не в Церкви, тот в сокровенных глубинах своей души против Церкви. Только благодать крещения и причащение могут изгнать темный дух из человеческого сердца, свергнуть сатану с престола души. Гуманисты же считают, что это под силу и самому человеку, стоит лишь «засучить рукава».

Мы говорили преимущественно о природе человека, которая едина для всего человечества, следовательно, представляет собой родовое понятие. Но человек так же представляет собой личность, которую можно условно и не вполне точно назвать по отношению к природе понятием видовым. Личность обладает возможностью выбора, поэтому она может на всех этапах духовного пути принимать благодать, то есть стараться покорить себя благодати, или отвергать благодать, противоборствуя ей. Без искупления человеческой природы Спасителем невозможно спасение личности, а без воли человека невозможно общение с благодатью. В этом – тайна спасения..



СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
Понедельник
11 октября 2021
(Лк. 4:37-44)
Протоиерей Павел Великанов

Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о тех чудесах исцелений и изгнаний злых духов, которые обильно совершал Спаситель. Только что придя в дом Петра из синагоги, где Он проповедовал, Иисуса просят о помощи тёще Петра – которая лежит пластом в горячке и даже не может сама к Нему обратиться. Наклонившись над ней, Спаситель её исцеляет – и она, словно бы и ничего не было, отправляется накрывать угощение гостям.

Судя по дальнейшим словам, всё это происходило в субботу – потому что она оканчивалась с захождением солнца, и можно было совершать тяжёлую физическую работу – приносить больных, которые сами уже не в состоянии передвигаться. Среди насыщенного чудесными исцелениями повествования фраза о том, что Иисус запрещал говорить бесноватым о том, что Он и есть Мессия, выглядит очень странным.

Перед нами открывается одна из важнейших черт Христа Спасителя – Его невероятная скромность. Он не выпячивал Себя, Он не пытался использовать любую возможность, чтобы, как сегодня мы бы сказали, «успешно пропиарить» Себя Самого – напротив: категорически запрещал говорить о Себе. Он пришёл совсем не для того, чтобы снискать людскую славу – Его миссия иного рода, и о ней никто, кроме Него Самого, не то, что не знает – даже не догадывается. А пока – да, толпы людей, все ищут Иисуса, чтобы решить свои проблемы, чтобы воспользоваться Им, пока Он рядом и доступен. И Спаситель не запрещает, Он не устраивает «приёмных дней» по установленному регламенту, Он не устраивает кордон из секретарей и помощников, чтобы они сначала тщательно проверили, а на самом ли деле этот человек нуждается в оказании ему помощи – Он просто делает то, в чём нуждаются другие – без различия возраста, статуса, нравственности. Он действует как Бог – который посылает дождь и на добрых, и на злых, и на святых, и на нераскаянных грешников. Мы практически ничего не знаем о том, как сложились дальше судьбы тех, кто был исцелён Иисусом – уверовали ли они в Него как Мессию, когда Он был позорно убит на Кресте – или же отвернулись, забыв и вытеснив в своём сознании эпизод чудесного исцеления.

Несомненно только одно: Спаситель давал возможность каждому прикоснуться к Нему Самому, к скрытой под завесой обычного человеческого естества Божественной силе, посмотреть Ему в глаза, услышать Его голос. Он Сам делал первый шаг по направлению к человеку – после чего останавливался и ждал, каким же будет ответ. Он не пугал и не стращал, не занимался предвыборной агитацией и пропагандой, не обещал молочных рек и кисельных берегов – а всего лишь показывал каждым Своим словом, каждым Своим жестом, каждым Своим поступком – что Он – настоящий, в Нем нет ни лукавства, ни своекорыстия, ни «двойного дна», ни хитросплетённой многоходовой комбинации, ни потаённой обиды или глубоко скрытой жажды мести.

Нам трудно в это поверить, но Он – просто исцелял, потому что этого от Него просили – и всё. Без всяких задних мыслей – а как это послужит Его популярности и повысит рейтинги среди конкурентов? Фарисеи, книжники, духовная аристократия – все ждали от Него какого-то подвоха, и никак не могли понять, где же он спрятан. В растерянности они провоцировали Иисуса то с одной, то с другой стороны – и всё никак не удавалось Его уловить в слове. Глубинное неверие духовных вождей иудеев в то, что Иисус – и правда такой, каким Он Сам Себя показывает – в конечном счете и пригвоздило Спасителя ко Кресту. Ну не может же человек, с таким даром слова, с такой силой чудотворений, не иметь глубоко скрытой личной корыстной цели – поэтому лучше Его просто убить. Так, на всякий случай. Для подстраховки и стабильности религиозной системы. Неожиданности никому не нужды. А здесь можно ждать чего угодно… И как же эта гениальная затея рухнула, когда они узнали о том, что убитый ими Иисус – восстал из мёртвых и появляется то там, то здесь – а Его ученики из необразованных простаков вдруг стали проповедниками и чудотворцами! Неужели и правда в облике этого мужчины из Назарета скрывался Сам Бог – не грозный и страшный, а тихий и скромный?

Помоги же и нам, Господи, учиться у Тебя скромности и простоте!
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.
Listen more
749 2:55 93 102 PR 52,2 ▲
320
Deep House, Club House
3 655 62:29 18 750 PR 30,7 ▲
WAV
Deep House, Organic House
1 672 6:22   255 PR 11,4 ▲
320
House, Deep House
2 213 5:42 8   PR 9,2 ▲
House, Deep House
1 688 70:51 9 327 PR 13,4 ▲
320
House, Deep House