ПОДСКАЖИТЕ и наставьте на путь истинный! ;)
Здравствуйте дорогие PROMO друзья, недруги и просто обитатели данного сообщества! Кто знает, умеет – особенно! Подскажите, как научиться хорошо делать МАСТЕРИНГ трека?! Поделитесь опытом... кто, что и на каком этапе использует? Мастер канал, отдельные инструменты (на драмки, синты, пианино, гитарки и др). Плагины, хитрости, особенности использования…
ЧТОБЫ НЕБЫЛО ВОТ ТАК
Буду очень признателен!
Comments
Я уже много лет тут рекомендую всем начинающим для мастеринга использовать автоматику Озона. Это гораздо лучше, чем "мастеринг онлайн" и во много раз лучше, чем вообще без мастеринга.
Один совет - если Озон на эквалайзере вдруг решил поднять самые низы - лучше опустить их обратно, чтобы не появился гул.
В Озоне ты потом можешь подправить, если что не нравится. А алгоритмы в Озоне получше. Ну и это у тебя на компе, а не ты кому-то отдаёшь свой трек заливаешь на чужой сайт.
1. Качаешь три продукта iZotope:
- Nectar - максимальную версию (так как в простейшей ничего нет) - для вокала;
- Neutron - можно даже простейшую версию - в ней всё есть - для инструментов;
- Ozone - для мастеринга.
2. В каждом из этих плагинов есть кнопка автоматического анализа и настройки цепочки плагинов. Вот пользуешься этими кнопками.
И на первом этапе этого будет достаточно. А дальше уже начинаешь смотреть - какие плагины эта автоматика повесила, как их настроила, начинаешь пробовать чуток перенастраивать и слушать. что получается. И т.д.
И ещё. К вопросу "как посадить вокал в микс". На дорожку с минусовкой бросаешь Neutron, а на дороку с вокалом бросаешь Nectar. В Нектаре клацаешь кнопку "автоматика" и видишь там параметр "Unmask" - клацаешь его, указываешь в выпадающем списке дорожку с Нейтроном на минусовке - и запускаешь. В итоге в Нейтроне появляется активная кнопка Unmask, которая по-умолчанию включена - демаскирует вокал в миксе.
А вообще Nectar вроде есть (не установлен), Izotope Ozone 9 есть. Остальное нужно добить, как инет норм появится) СПС!
Желательно использовпть 5 и более полосный, 5 самый оптимальный вариант.
По настройкам низ 20-80гц Ratio не больше двух, если уж совсем всё не очень максимум 2.5, Лоу мид 80-(+-370)гц Ratio не больше 4, мид 370-(+-2700) Гц ratio так же не больше 4, верх 2700-(+-7800) Гц ratio не больше 3, супер верх 7800 и до талого, ratio как и низ, можно даже чуть меньше. Атака, релиз и всё остальное соответственно по вкусу
наоборот, бочка всегда в стерео! Вот всегда! Вокал всегда играет либо слева, либо справа, и не ближе 50
А компрессор всегда нужно ставить атаку на 0,01, и релиз 20, а gain на 10, степень сжатия конечно же 15
Если брать эквалайзер, то обязательно срезает под чистую все что ниже 80, а чтобы не резало уши - режем все что выше 8к гц, это обязательно
Если есть вокал, то обязательно режем на -20 все что на 600 цг, самым широким спектром
И обязательно расширитель жать на 100%, весь трек, вот весь, особенно низы!
Также на мастере обязательно надо вешать небольшое реверб, ну около 3 млск длину хвоста, а потом на максимайзере жмем на -20 и готово! будет идеальное качество
Всё сложно, нет пока возможности обзавестись хорошей акустикой, звуковухой, компом мощным... всё идёт в семью))) Дети - Цветы жизни, говорили ОНИ!!!
Кстати у меня тоже семья, но я потихоньку сетап собрал. Тем более, что мои активно его юзают (пк и уши баеры 770про на 250 ом, мониторы КРК рокит 8). Все покупал медленно и без кия по карману в течение многих лет.
Сведе́ние — процесс создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после аранжировки этап создания звукозаписи. Сведение — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата.
1. Перед тем, как что-то писать, выдели к примеру 50 (или примерно сколько тебе надо будет для трека) каналов в микшере и опусти фэйдеры в -10db, а мастер в -3db. Так у тебя всегда будет запас по громкости и при сведение проще будет отстроить баланс.
2. При написании музыки не только уши важны, но и глаза. Всегда кидай на мастер измерительный плагин, к примеру T-Racks Metering и смотри на значения и по ним своди.
3. Возьми какой-то трек другого артиста, где качественно сделано сведение. Поставь IQ - Analyser туда закинь рефернс, пусть его плагин прочитает и покажет тебе анализ. По этому анализу, ты сможешь приблизить звучание своего трека к референсу.
Ну и маленький список плагинов, которых за 17 лет я выделил, как "лучшие плагины" для меня (конечно же).
Нужно брошюрку издавать!)
Правило номер раз в Брошюрке
нужно для начала научиться хорошо делать сведение
Есть еще не менее 5 набросков аля 20 лет назад, которые даже сейчас могут жару дать...
А почему тот кто сводит не сможет хорошо сделать мастер? И поясните пжта
Главное - МИНИМУМ хорошее сведение = минимум хороший мастеринг.
МОЕ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ:
Сперва сведение - ибо потом на мастере:
- вылезут инструменты и ладно просто громкость, а у тебя мультитрек на мастере, то хня, но если вылезут ревербы-куевербы, то придется возвращаться на стадию сведения. Поэтому для меня правило - мастер ПРЯМО в проекте, чтоб править косяки сведения на ходу. ДА, нужен пк, захватывающий галактики...;
- моносовместимость (сам грешу), а у тебя вавка на мастеринге... снова на этап сведения...
- доминация инструментов. Например бочка с басом сильно доминируют, то желаемой громкости мастера уже не добиться, т.к. баланс инструментов (опять идем на стадию сведения). и тп.
- Группируем каналы (ВАЖНО). Например перкуссии. Если на группе применить сатуратор или компрессор, то все звуки (семплы, например) можно подогнать под единую динамику, т.е. типа склеить и придать единый характер звучания. И зазвучат они так, словно были записаны все в одной студии.
- Сэнд посылы. Могут круто разгружать ресурсы цп. несомненные плюсы - единый характер реверберации, сатурации, хоруса (далее дописать свой эффект) на каналам, к которым подмешан сэнд (подмешивается по вкусу).
Ну и много еще чего.
Допускаем ситуацию, что сведено норм.
Первое, что учесть:
- сатурация мастера и/или каналов. ОЧЕНЬ ДОЗИРОВАННО, чтоб не засрать.
- компрессия мастера и/или каналов. ОЧЕНЬ ДОЗИРОВАННО, чтоб не убить динамику и дыхание.
Второе: мастеринг.
-эквалайзер (смотрим, чистим от паразитных частот, режем низ или приглушаем верх, при необходимости)
-сатуратор (при необходимости)
-стерео имэйджер (при необходимости)
-компрессия (при необходимости), например, чтоб пару дб придавить пиков
- повторная эквализация (динамически поджимаем, если временами всплески частоты какой то не нравятся, финально штрихуем) - ПО НЕОБХОДИМОСТИ
- Максимайзер/лимитер - накачивание мощи и громкости. например Озон 11 максимайзер еще умеет upward компрессировать, что может очень выручать на некоторых стилях.
Это пи3дец как вкратце.
п.с. рекомендую заводить ПРЕ мастер канал, на который вешать комбайн-эффекты для создания всяких фишечек в переходах. (например фильтры для интро/аутро/сбивки или или какие нить заедалки/жужжалки).
А по существу, в нем много ума не надо, например доклеить совсем чуть или эффект пленки кинуть или поработать лимитером. Если свел хорошо, то эти изменения которые делаешь при мастеринге по хорошему только профессионал может услышать на хорошем аппарате.
1. Никогда не трогай эквалайзер если не знаешь зачем.
2. Никогда не трогай компрессор если не знаешь зачем.
3. Никогда не расширяй бас - ибо при "моно-совместимости" будет "страшное".
4. Никогда не ставь лиммитер на отдельные инструменты кроме Мастер канала.
5. Никогда не рендери дорожки просто так без надобности, каждый рендер = "минус битность".
6. Всегда проверяй противофазу в стерео