Дилетантский обзор популярных секвенсоров (с картинками)
Пару месяцев назад, психанув от усталости терпеть стабильный, и стабильно перегружающий систему фрукт (FL Studio), в поисках новых ощущений, возможностей и вдохновения я ударился в поиски новой рабочей станции. За два месяца я заимел опыта работы с музыкальным софтом больше, чем за два предыдущих года. И в апогее моего экскурса я решил написать краткий обзор секвенсоров, основываясь на своём субъективном взгляде на вещи. Я не профессионал, и хотя мой опыт мьюзикмейкера позволяет мне быть более компетентным, чем примерно 95% населения портала,мой обзор можно смело воспринимать как дилетантский. Приведенные мной тезисы и мысли не обязаны отражать действительность, но информация может быть полезна тем, кто сам не прочь удариться в подобные поиски, или новичкам, которых мучает вопрос, какой софт выбрать.
Исключительно субъективную оценку давать буду по 10 бальной системе, учитывая следующие показатели:
- Кто использует (наиболее выдающиеся типы пользователей)
- Дизайн софта
- Базовый функционал (поддержка Vst, Asio, контроллеров и прочих необходимых вещей)
- Юзабилити, наличие плюшек, лёгкость освоения
- Оптимизация нагрузки на компьютер
- Стабильность и безотказность
- Творческая гибкость (возможность спонтанно создавать или находить новые ходы, приёмы и др., не продумывая их заранее)
- Удобный пианоролл / редактирование MIDI-нот
- Работа с аудио-фрагментами (возможности, удобство, warping, stretching и т.д.)
- Окно аранжировки (работа с клипами, их копирование, замена, навигация по песне и т.д.)
- Работа с автоматизацией
- Удобство работы с микшером
- Маршрутизация (роутинг) аудио внутри программного микшера
- Встроенные эффекты и обработки
- Встроенные инструменты
Итак, начнём. Вашему вниманию предоставлен "дилетантский" обзор профессиональных daw, в которых можно реализовать полный цикл производства музыкальной композиции "от и до".
Apple: Logic Pro
screen800x500 @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Mixer @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Начнём с него. Эксклюзив для MacOS. Золотой стандарт мьюзикмейкинга. Один из трёх популярнейших секвенсоров. Мой опыт работы в нём минимален, однако по отзывам можно сделать вывод, что необходимые затраты усилий для достижения результата в нём минимальны. Есть пресеты инструментов и обработок с наикрутейшими тембрами из популярной музыки. Есть отличные встроенные инструменты. Это едва не превращает программу в конструктор музыки, где пользователю необходимо лишь написать ноты и выбрать тембры инструментов, а все остальное можно взять из готовых пресетов, копирующих саунд многих известных композиций. Но по сути, это стандартная daw. Сферическая и в вакууме.
Кто использует: маководы, поп-мейкеры, транцеры, топ-продюсеры, Пэрис Хилтон, Armin Van Buuren
Дизайн: 8
Базовый функционал: 9
Юзабилити: 8
Оптимизация: 8
Стабильность: 9
Творческая гибкость: 6
Пианоролл: 7
Работа с аудио-фрагментами: 8
Аранжировка: 7
Работа с автоматизацией: 8
Микшер: 8
Маршрутизация аудио: 8
Встроенные эффекты и обработки: 9
Встроенные инструменты: 9
Image Line: Fl Studio
fl studio 10 bild @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Возможно, самый популярный секвенсор. По праву, носит репутацию самой нубской программы для написания музыки, если не вспоминать нетленки вроде eJay и Magix Musicmaker. Её просто установить и активировать (если речь идёт о пиратках). Для того, чтобы извлечь хоть какой-нибудь звук, человеку абсолютно необученному понадобится не более 10 секунд, чем "фрукт" и привлекает новичков. Несмотря на это, результат, достигаемый в этой среде, ничем не отличается от того же Logic. Из основных достоинств этой среды можно выделить абсолютную гибкость маршрутизации, когда любой канал микшера с лёгкостью превращается в send, который в свою очередь легко посылается ещё на один send, на несколько различных групповых каналов и т.д. Вторым главным свойством, отличающим FL от более "благородных" братьев, и которое поклонники "благородных" секвенсоров воспринимают как бред и недостаток, является частичная модульность и весьма специфическая организация рабочего тракта. Подгружаемый инструмент не образовывает аудио-дорожку, и чтобы применить к нему обработку, нужно отправить сигнал с него вручную на канал микшера. На этот же канал можно отправить и другие инструменты. Каналы микшера не соотносятся с дорожками в окне аранжировки (плейлисте), так же как дорожки не соотносятся с инструментом, а инструмент, как уже сказано, не соотносится с каналом. Плейлист по сути представляет собой не "подорожник" а матрицу, где единственной шкалой является позиция во времени, к которой осуществляется привязка. Автоматизация не привязана к конкретным дорожкам, она вынесена в отдельные клипы, размещаемые на отдельных дорожках в плейлисте. Клипы автоматизации могут размещаться в плейлисте хаотично, на разных дорожках, впрочем, как и любые другие клипы и события. Организация порядка тут - дело пользователя, и секвенсор предлагает для этого некоторый функционал. Главным недостатком продукта является то, что после привыкания к отсутствию привязок и отношений пользователю будет крайне трудно переходить на другой софт. На данный момент самая стабильная версия - 10.0.9 х86, хотя поскрипывая зубами, можно работать с 11.1.1 х64, которая поддерживает х86 плагины, что актуально для мощных компов с х64-системой.
Кто использует: дети, реперы, технари, колхозники.
Дизайн: 6
Базовый функционал: 8
Юзабилити: 9
Оптимизация: 5
Стабильность: 9
Творческая гибкость: 9
Пианоролл: 10
Работа с аудио-фрагментами: 6
Аранжировка: 8
Работа с автоматизацией: 8
Микшер: 7
Маршрутизация аудио: 9
Встроенные эффекты и обработки: 3
Встроенные инструменты: 6
Ableton Live
AblLive @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Возможно, второй, или всё же первый, по популярности секвенсор в мире. По совместительству - отличный станок для ди-джеинга, или скорее, лайва, который можно упростить до сведения аудио-треков в реальном времени. Тем не менее, полноценный продакшен совместить с пригодным для выступления материалом в рамках одного проекта практически нереально, ибо при продакшене проект становится настолько тяжеловесным, что о лайве из него можно забыть. Но выходов из положения достаточно. Касаемо самого продакшена - продукт представляет собой вполне стандартный софт с стандартными, каноничными возможностями в плане работы с аранжировкой, автоматизацией, маршрутизацией, MIDI-роутингом, причём не перегружая пользователя необходимостью совершать тысячу кликов мышкой для выполнения тех, или иных задач. Однако, внешний вид у классического секвенсора довольно нестандартный практически во всём, начиная от того, что "головы" дорожек в окне аранжировки находятся справа, заканчивая тем, что микшер реализован в виде режима сессии, а инсерты, коих может быть сколько угодно (теоретически), размещаются в виде флажков или прямо окон с управлением на маленькой вкладке где-то внизу экрана. Особой отличительной чертой "аблика" являтся всепроникающий drag & drop, ускоряющий работу с ним. А основным достоинством является обилие "фишек", предлагаемых пользователю. Это и поддержка контроллеров, и мэппинг разного типа, и макроконтроллеры, и девайсы типа rack. А встроенные инструменты, эффекты и обработки по качеству соперничают с продуктами топ-производителей, вроде FabFilter, Waves, Eventide и им подобных. В целом, Ableton Live - это отличная музыкальная лаборатория, как и FL, в которой можно сделать множество открытий. И как и везде, есть ложка дёгтя - отвратительный пианоролл, написание нотных партий в котором становится настоящей трагедией для тех, кто ещё не прошёл мучительную стадию привыкания.
Кто использует: ди-джеи, лайверы, хипстеры, технари, Maceo Plex
Дизайн: 9
Базовый функционал: 10
Юзабилити: 8
Оптимизация: 9
Стабильность: 6
Творческая гибкость: 7
Пианоролл: 2
Работа с аудио-фрагментами: 9
Аранжировка: 7
Работа с автоматизацией: 8
Микшер: 7
Маршрутизация аудио: 9
Встроенные эффекты и обработки: 8
Встроенные инструменты: 7
Steinberg: Cubase
cubase-7-screenshots-3 @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Классика, отдающая ароматом нафталина и мебельной полироли. На данный момент актуальной является 7-я версия, существующая в народе (да-да, вы поняли о чём я) в виде Cubase LE AI Elements 7.0.6. Флагманский продукт от немецкой конторы Steinberg, которая раньше являлась законодателем на рынке музыкального софта. Cubase - родитель всех daw, и большинство современных секвенсоров являются такими, какие они есть, именно потому, что таким является Cubase. Как и полагается классике, Cubase страдает каноничностью во всём. Песня организуется в плейлисте из дорожек, на которых работают или инструменты, или аудио-фрагменты, дорожка соотносится с каналом микшера, канал микшера содержит стандартный rack с эквалайзером и слотами для 8 инсертов. Всё автоматизируется через классические линии с маркерами на отдельных треках, располагаемых под каждой дорожкой. Для творчества потенциал довольно скудный, программа не будет подсказывать вам решения, из которых вам оставалось бы только выбрать, и думать за вас. Работать в ней на "автопилоте" невозможно, вы должны точно знать, что хотите сделать, и понимать, как это сделать. Стоит отметить, что Cubase, наряду с Pro Tools (о котором я говорить здесь не буду) является излюбленным звукорежиссерами софтом, с помощью которого организуются профессиональные звукозаписывающие студии. Во-первых, потому что тут хорошо реализована запись звука из внешних источников, во-вторых, "кубик" умеет работать со студийным железом лучше любой другой среды, и в-третьих, просто потому что это классика. Правда, большая часть достоинств доступна только в полных версиях продукта, который в "народном" исполнении не существует (или существует, но в версиях не выше 5)
Кто использует: бородатые звукорежиссеры, старперы, транцеры, топ-продюсеры, Noisia
Дизайн: 6
Базовый функционал: 10
Юзабилити: 5
Оптимизация: 8
Стабильность: 8
Творческая гибкость: 5
Пианоролл: 5
Работа с аудио-фрагментами: 8
Аранжировка: 6
Работа с автоматизацией: 6
Микшер: 8
Маршрутизация аудио: 8
Встроенные эффекты и обработки: 7
Встроенные инструменты: 7
Presonus: Studio One
s1-free @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Относительно молодой продукт, который к настоящему моменту стал внушительным конкурентом топовых daw. Возьмите три части Logic Pro, одну часть Ableton Live, две части Cubase, смешайте и немного посыпьте Cakewalk Sonar'ом - вы получите Studio One. Кто-то называет её "Лоджик для Windows", и действительно, с Лоджиком сходств больше всего, чему не могут не радоваться народные любители (да-да, вы поняли о чём я). От Logic Pro передался микшер, браузер, от Cubase - система аранжировки и автоматизации, типаж встроенных инструментов, от Ableton Live - компоновка рабочих пространств, возможности маршрутизации и управления каналами микшера, от Cakewalk Sonar - цветовая гамма отдельных элементов управления. Я лично сам немного путаюсь, пытаясь понять, что тут и откуда. Запуская Studio One вы сразу видите - здесь есть всё, и она может всё. Уже при среднем опыте работы с музыкальным софтом, человеку не требуется время на освоение техники работы в SO, нужно лишь немного привыкнуть к управлению программой. Многие домашние студии музыкантов ныне оборудованы Studio One, в пользу которой делается выбор на фоне наличия предложения от Steinberg, и даже многие экспериментаторы из Ableton переходят на SO. Возможно, она занимает нишу посередине между профессионализмом Cubase, удобством Logic и возможностями Ableton Live, при всём при этом работая на PC, а не только на MacOS. Главный недостаток, с которым не все готовы мириться - топорность и сырость этой программы. Некоторые вещи в Studio One отбрасывают пользователя лет на 10 назад, во времена Cubase SX3, и лёгкость на душе мнгновенно улетучивается.
Кто использует: ультраисты, прогрессивные мьюзикмейкеры, куртуазные си-джеи, экспериментаторы.
Дизайн: 7
Базовый функционал: 9
Юзабилити: 8
Оптимизация: 8
Стабильность: 8
Творческая гибкость: 6
Пианоролл: 6
Работа с аудио-фрагментами: 8
Аранжировка: 6
Работа с автоматизацией: 7
Микшер: 8
Маршрутизация аудио: 8
Встроенные эффекты и обработки: 7
Встроенные инструменты: 7
Cockos: Reaper
rado oxo bright @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Самый странный продукт на рынке современных профессиональных daw. Стоимость лицензии примерно в 7-8 раз ниже аналогичного предложения от Presonus. Чем-то эта программа напоминает операционную систему Linux (на которой кстати есть версия Reaper) которая при своих возможностях требует серьёзной предварительной настройки, обучения приёмам работы, и вдумчивости при работе. После процесса адаптации пользователя к программе, Reaper становится для человека не менее дружелюбным, чем Logic или Studio One, при этом, превосходя их по фактическому функционалу и гибкости. Некоторые говорят, что это ещё один Лоджик на Windows, но мне кажется, что это сильно приукрашенная формулировка. Reaper - это полноценная daw, отличный vst хост и качественная среда, для производства музыки, в которой можно сделать всё. Единственное, чем он подкачал - дизайн, хотя это частично исправляется модифицируемыми скинами. И несмотря на не особо дружелюбный поначалу интерфейс, при своей цене и возможности использовать триальную лицензию (нужно всего лишь 5 секунд смотреть на заставку при запуске, и пользоваться бесплатно и легально), Reaper не имеет конкурентов. Если вы "народный любитель", и вдруг все "народные" программы исчезнут - вы знаете, на какой секвенсор переходить.
Кто использует: бородатые звукорежиссеры, гладко выбритые звукорежиссеры, интересные личности, линуксоиды.
Дизайн: 5
Базовый функционал: 8
Юзабилити: 4
Оптимизация: 8
Стабильность: 7
Творческая гибкость: 6
Пианоролл: 8
Работа с аудио-фрагментами: 8
Аранжировка: 6
Работа с автоматизацией: 7
Микшер: 7
Маршрутизация аудио: 7
Встроенные эффекты и обработки: 4
Встроенные инструменты: 4
Bitwig Studio
Screen-Shot-2013-01-28-at-7.09.58-PM @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
bitwig-studio-screenshot @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Самый молодой секвенсор из описанных здесь. Разработка ведётся под руководством выходцев из компании Ableton. А посему, Bitwig - это по сути тот же Live, но с блекджеком и ш... В этой программе исправлены все те недостатки, которыми обладает Live, по большей части, в плане стабильности и неудобств работы в окне аранжировки. По ощущениям, разработчики скрещивают "аблик" с Logic Pro. В перспективе это - очень мощный и популярный секвенсор, но в данный момент - слишком сырой, списками исправлений из описаний очередного патча к программе можно обклеивать стены в студии вместо обоев. Остаётся надеяться, что однажды сомневаться в стабильности Bitwig Studio уже не придётся.
Кто использует: дети, хипстеры, технари, ди-джеи, в перспективе - все остальные
Кто не использует: бородатые звукорежиссеры, старпёры, топ-продюсеры.
Дизайн: 10
Базовый функционал: 8
Юзабилити: 8
Оптимизация: 7
Стабильность: 5
Творческая гибкость: 8
Пианоролл: 6
Работа с аудио-фрагментами: 9
Аранжировка: 9
Работа с автоматизацией: 8
Микшер: 8
Маршрутизация аудио: 9
Встроенные эффекты и обработки: 7
Встроенные инструменты: 6
Propellerhead's Reason
it photo 195925 52 @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
Это не совсем стандартная daw. Здесь отсутствует возможность подключать внешние инструменты и пакеты обработок, плагины vst не поддерживаются, пользователь ограничен только встроенным инструментарием, который в то же время весьма обширен, и является отличительной чертой данного программного комплекса. Скажем так - этот софт не для всех. Для профессионального использования подходит связка Reason и Cubase, в которой Reason сам используется в качестве подключаемого плагина. Или же, пользователь может ограничить себя и стать гуру Ризона, чтобы потом расширить своё мастерство при помощи привлечения стороннего софта, и сделать свою музыку более совершенной.
Кто использует: музыканты от бога, хипстеры, idm-щики
Дизайн: 6
Базовый функционал: 5
Юзабилити: 6
Оптимизация: 8
Стабильность: 8
Творческая гибкость: 8
Пианоролл: 6
Работа с аудио-фрагментами: 6
Аранжировка: 6
Работа с автоматизацией: 6
Микшер: 6
Маршрутизация аудио: 5
Встроенные эффекты и обработки: 8
Встроенные инструменты: 10
Заключение
В этот обзор не попали: Cakewalk Sonar, Magix Sequoia, Magix Samplitude, Avid Pro Tools, Synapse Audio Orion, Sony Acid Pro, XT Software EnergyXT и много других подобных программ. Причин две - либо они слишком далеки от моего представления о самодостаточном профессиональном софте, предназначенном для продакшена электронной музыки, либо слишком далеки от мейнстрима, в котором мы крутимся.
Спасибо за внимание.
Comments
Pinned comment
Итак...
Поддержка VST-плагинов другой разрядности (64/32)
Apple: Logic Pro: не актуально
Image Line: Fl Studio: есть
Ableton Live: нет
Steinberg: Cubase: нет
Presonus: Studio One: нет
Cockos: Reaper: есть
Bitwig Studio: не известно
Propellerhead's Reason: не актуально
:D
я вообще музыку в Адобе аудишен делал, да там почти нет работы с миди (она есть но хреновая),
но со звуком и семплами работает мощно для этого он и создавался подходит "живой" музыке,
для диджеенга Трактор всему голова. Перешёл на симбиоз Кубейса и фруктов через реваир.
И можно часами спорить у кого длинее ... х..эт ), но талант из всего сделает конфетку, и тут уже речь идёт только о том как комфортно и в какой проге это он сделает. "На вкус и цвет , товарищей нет" (старая народная мудрость)!
К теме блога, по мне до кучи стоило бы описать Sony Acid Pro, новичкам будет полезно поюзать эту легендарную прогу!!!:)
Автору блога БеЗусЛовНый+иза продвижение т промоушен в массы наших пристрастий-увлечений-работы)) )
Всем електронщикам респект от души, мы кайфуем от того что создаём, и стольким людям несём свой заряд эмоций что стоит иногда нос подзадрать...
Ведь все мы делаем одно общее дело, а именно, гармонией лечим души людей!!!)))
P.S. синька чмо, но иногда бывают светлые мысли)))
Это цитата кличко из завтрашнего дня.