Слушаем качаем и +++PR 
Blog

Сочиняем музыку на компьютере (сочиняем мелодию)

Взята с cjcity.ru очень интересная статья на мой взгляд!!!

Сочиняем музыку на компьютере (сочиняем мелодию)

Если вы решили сочинять музыку, то лучше и правильнее изучить гармонию, композицию, аранжировку и импровизацию с преподавателем, который не только знаком с данными науками теоретически но и сам применяет их на практике. Если такой возможности нет, то многие компьютерные программы помогут вам в этом нелегком деле.

К большому сожалению, ни одной приличной программы, позволяющей написать мелодию, нет, поэтому ее (мелодию), придется сочинять лично. Наибольшее затруднение у начинающих авторов вызывает правильная ритмическая организация мелодии и отсутствие чувства формы. Чтобы устранить эти недостатки можно.

  • Загрузить любую программу, где есть ударная установка с готовыми ритмами (ACID Pro, Guru, Reason, FruityLoops, Orion Platinum и т. д.). Запустите барабанную партию.
  • Читайте вслух стихотворение, можно собственного сочинения, можно любого автора, главное, чтобы слова в стихотворении легко проговаривались, при этом следует помнить, что одна строчка стихотворения соответствует одной музыкальной фразе. То есть, одна строчка должна помещаться в двух или четырех тактах. Проговаривайте текст до тех пор, пока не запомните ритм вашей будущей мелодии.
  • Предположим, что вы решили сочинить мелодию в тональности ля минор. Сыграйте (запишите) в первую долю первого такта и последнею ноту последнего такта ноту ля, между двумя этими нотами могут быть абсолютно любые ноты, с учетам сочиненного вами ритма, но начинающим музыкантам следует использовать ноты из гаммы ля минор натуральный (белые клавиши) или ля минор гармонический (белые клавиши и соль #). При внешней запутанности это правило всегда работает безотказно. Так же следует помнить, что одна гласная буква текста соответствует одой ноте вашей мелодии. Музыкальная логика появляется только когда предложение законченно, то есть восемь, двенадцать или шестнадцать тактов. Если вам сложно сразу запомнить такой объем информации, то мелодию следует записать (8, 12, 16 тактов), неоднократно прослушать (проиграть), а затем изменить менее удачные фразы.

Для примера возьмем стихотворение Александра Блока (рис. 01).

Уже померкла ясность взора,
И скрипка под смычок легла,
И злая воля дирижера
По арфам ветер пронесла…

Рис.01. Уже померкла ясность взора. Вариант 1
Рис. 01. Уже померкла ясность взора. Вариант 1

Как правило, при таком подходе к композиции, мелодии получаются ритмически сложными, что вызывает затруднение при записи ритма и гармонизации. Но вы можете сочинять мелодию на заданную гармонию. Если мы находимся в тональности ля минор, то гармоническая цепочка будет состоять из аккордов, показанных на рисунке №2. При составлении гармонической цепочки вы должны руководствоваться правилом - первый и последний аккорд вашей песни Am (ля минор) между ними могут быть любые аккорды, показанные на рисунке №2 (музыкальная логика появляется только когда предложение законченно 8, 12, 16 тактов). Это правило работает на 100%, то есть неудачных вариантов просто не существует.

Рис.02. Аккорды
Рис. 02. Аккорды

Составленную (придуманную) цепочку аккордов впишите в музыкальный редактор, лучше несложной ритмической конфигурацией, а еще лучше ровными четвертными длительностями. Вы так же должны знать, что соединять между собой трезвучия можно без всяких правил, но для начала лучше, если ноты аккордов будут находиться рядом в малой-первой октаве, в системе MIDI - SONAR C5-C6, Nuendo C2-C3. Тембр, которым будет воспроизводиться ваш аккомпанемент, не имеет значение.

Таким образом, к вашей партии ударных добавится последовательность аккордов. Включите воспроизведение и напевайте стихотворение. Человеческий слух устроен таким образом, что интуитивно вы будете голосом попадать на аккордовые звуки. При неоднократном напевании стихотворения вы сочините мелодию, которую запомните и сможете подобрать на инструменте и дописать к существующим партиям. Если не сможете подобрать по слуху сочиненную вами тему, то можно пойти другим путем.

Для начала, следует сочинять мелодию, построенную на аккордовых звуках в первой-второй октаве.

Предположим, первый такт гармонизован аккордом Am (ля минор) состоящим из трех звуков - ля, до, ми. Следовательно, ноты ля, до, ми располагаете согласно придуманному ритму. Второй такт гармонизован аккордом С (До мажор) состоящим из трех звуков - до, ми, соль. Следовательно, ноты до, ми, соль располагаете согласно придуманному ритму и т. д. Если поначалу будет сложно сочинять на трех нотах, сочиняйте на двух или даже на одной ноте (по высоте звучания) в такте (рис. 03).

Рис.03. Уже померкла ясность взора. Вариант 2
Рис. 03. Уже померкла ясность взора. Вариант 2

Мелодия может строиться не только на аккордовых звуках, но и на проходящих звуках (все остальные звуки). Проще объяснить это на трехдольном размере.

Сочиняем или используем готовый трехдольный барабанный рисунок, придумываем (составляем), последовательность аккордов, воспроизводим это все вместе в музыкальном редакторе и напеваем какой либо текст. Вы интуитивно голосом будете попадать на аккордовый звук, трезвучие состоит из трех звуков, подберите (выберите из трех звуков один) первую ноту каждого такта. Соедините опорные звуки проходящими звуками (рис. 04).

Рис.04. Уже померкла ясность взора. Вариант 3
Рис. 04. Уже померкла ясность взора. Вариант 3

Предположим, первый аккорд Am опорный звук ми, второй аккорд B7 опорный звук си. Следовательно, между этими двумя звуками (ми и си), может быть все что угодно. Желательно не выходить за рамки диатоники и соблюдать общее направление мелодии в музыкальной фразе (рис. 05).

Рис.05. Варианты соединения опорных звуков
Рис. 05. Варианты соединения опорных звуков

Гармония - наука сложная и правил там миллион, и если в процессе сочинения мелодии вам захочется нарушить эти правила, а мелодия от этого станет только краше, то можете смело доверять своей интуиции и слуху, а лучше более детально изучите гармонию. Не пытайтесь сразу же написать шедевр, лучше приучите себя каждый день сочинять одну-две восьми тактовые не сложные мелодии, которые обязательно записывайте и заучивайте наизусть и тогда со временем вам удастся создать произведение, которое займет достойное место в мировой музыкальной культуре.

1 ▲
28 April 2011 19:53
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.