Blog

ДиСТИЛЬлирование

В одной старой французской комедии инфантильный журналист-неудачник волей случая стал автором сенсации года, написав о том, что самый видный политик страны - активный гомосексуалист. Пытаясь избежать обвинений в разглашении секретных данных, он говорил, что всего лишь натянул за уши несколько очевидных фактов, но не думал, что написанное окажется правдой. А что? Не самый худший способ добраться до истины. Так и сделаем. Вот вам две новости:

— клубная индустрия нашей и соседней страны, быстро двигаясь в обратном направлении, скоро доберется не к финишу, но к старту развития мировой клубной культуры. Что само по себе хорошо;

— и вообще, ди-джеям и ночным клубам дальше не по пути.

Ультра модно было бы поставить на этом точку, но я в силу своего умеренного консерватизма все же продолжу.


Все эти мысли и наблюдения на протяжении последнего года приходилось отгонять от себя как назойливых комаров летним вечером, в страхе окончательно потерять мотивацию к работе. Да и в целом, стоит ли мне думать о глобальном, раз в сто лет выезжая за пределы своей богом обиженной области.

Но интуиция не подвела. Совсем уж комическое различие в итоговых рейтингах Dj.mag и Resident advisor, разгромная статья Армаса Викстрема о грехопадении ночной Москвы дня сегодняшнего, видео-отчеты Loshadka Party, «одно другого краше» предложения от букинг-менеджеров, поступавшие мне ежедневно в бытность работы арт-директором далеко не самого райского уголка на Земле.

Но обо всем по порядку.

Давайте представим, как выглядело клубное мероприятие 25 лет назад. Темное здание (как правило, бывший завод или ангар), в центре внимания dj. Музыка, которую он играет мало кому известна и доступна, но абсолютно всем понятна. Dj - это чаще всего беззаботный парень, который круглыми сутками занимается творчеством и готовится к каждому своему выступлению. Что еще? Звук, свет, всем весело…Обязательных атрибутов не так уж много. Все предельно просто. Сейчас правильнее говорить - примитивно.

С этим понятно. Теперь давайте попробуем ответить на два вопроса: куда движется современный dj, как самостоятельная творческая единица и куда движутся ночные клубы, как крупные коммерческие предприятия? Правильно! В разные стороны.

Напомню, речь идет исключительно о ситуации в странах бывшего СССр.

Начнем с dj-ев. С ними все не так уж плохо. Не стоит лишний раз говорить о том, какими чудесными возможностями обладает сегодняшний интернет. В вопросе музыкальной освещенности границ в мире больше не существует. Находясь в каком-нибудь богом забытом ПГТ при желании, можно покупать релизы, которые три часа назад вышли в Германии. Некоторые так и делают. Если говорить о тех, кто живет и работает в больших городах, то тут совсем уж не осталось каких-либо отличий от Европы. Большинство знакомых мне dj-ев с первого квадрата готовы сказать название почти любого трека; они знают и слышали не только все мало-мальски достойные релизы прошлого месяца, но и могут рассказать вам о том, что выйдет в следующем. Они делятся promo-cuts на Soundcloud, в разговорах о музыке перешли уже чуть ли не на чистый английский. Сегодня для многих techno и house dj’s качать или покупать треки, выпущенные на лейбле, издающем более пяти артистов считается признаком наглости и дурновкусия, а в кругах friendly-hype-dj’s - это почти расстрельная статья. Так как последние еще и склонны вести блоги. Причем, это у них получается на порядок лучше, чем у большинства европейских и американских коллег…Англоязычные музыкальные интернет-издания (за исключением целостных арт-объектов вроде Motel de moka, Waves at night или Keytars & Violins) отличает откровенный похуизм. Наляпистый, убогий дизайн. Отсутствие генеральной линии, концепции, большое количество откровенного мусора в постах. В Украине и России существует как минимум два десятка ресурсов, которые грамотно и последовательно освещают те или иные направления, знакомят читателей с действительно эксклюзивным, только у них доступным материалом и так далее.

Что еще? Наши dj-и много спорят, ругаются, обвиняют друг друга в конъюнктуре и непрофессионализме. Бывает, что и находят компромиссы. Они больше не хлопают в ладоши за пультом и не машут руками. Если пьют, то не так демонстративно. С наркотиками завязали почти все. Приставку dj перед никнеймом убрали больше половины. Метятся в бренды, или как минимум в модное амплуа digital artist. Если не пишут сами, то хотя бы говорят, что надо будет на следующей неделе начать. То есть осознают свое несовершенство. Первый шаг к успеху.

Бесконечные и беспорядочные группировки, как явный пережиток 90-х, тоже постепенно ушли в прошлое. Остались лишь те, кто действительно делает деньги на промоушне и букинге артистов. А таких не много. В лучшем случае две-три формации на областной центр.

То есть среди отечественных dj-ев наблюдается постепенный профессиональный рост и смена приоритетов. Сегодня 70% работников клубной сферы своей ролевой моделью назовут супер-бизнесмена от музыки Ричи Хоутина, и лишь 30 милого распиздяя Виллалобоса. В жестких условиях работы с крайне не заинтересованной аудиторией - это, пожалуй, лучший пример для подражания. Украине и России сейчас больше нужны прагматики, а не задушевные компанейские ребята.

При этом я даже не держу в голове всех тех fail-клонов, которыми кишит promodj. О них речь вообще не идет. Понятно, что электрохаус, евротранс и прочие сентиментальные жанры - это наша давняя болезнь, которой свойственны частые рецидивы, но с каждым годом их все меньше. Слава богу. Но тут, собственно, и не с кем бороться. Психические проблемы людей, питающих страсть к векторной графике а-ля обложки сборников Hed Kandi постепенно решают их родители. Несметные полчища оперившихся в 2007−08 годах значительно поредели. Кто пошел учится, кто работать, остальные спились или примкнули к табору старших коллег, с микрофоном в руках и носом на резинке, собирающих остатки еды со стола молодоженов. Всех их объединяет лишь одно. Фетиш-аватары с фотографиями пионеров да сенхайзеров. Как армейские фуражки. Символ единства людей, бесполезно потративших уйму времени.

Дегенераты образца 2010—2011 годов ведут себя потише. Не так насилуют мозг арт-директоров, не балуют лексическими и смысловыми пируэтами в своих промо-текстах, да и миксы записывают крайне редко. Раз в неделю. Похоже они на каком-то подсознательном уровне понимают, что микс, размещенный в формате видеозаписи в контакте - это не лучший способ расположить к себе. Но и других пока не знают. Ну да ладно.

Теперь давайте немного о клубах.

Что может предложить руководству и аудитории любой из dj-ев, чей собирательный образ был описан выше? Грамотный сет? Эксклюзивный материал? Актуальные 124−126 bpm? Нюансовую музыку? Live с Ableton’ом? Вес собственной персоны, набранный за счет саппортов от зарубежных коллег и гостевых миксов на Proton radio или RTS.FM? Вместо ответа лишь басня Крылова «Лисица и журавль».

Всю эту «чушь» куда проще заменить…барабанная дробь…фишкой! Вот магическое слово современных работников питчей и фейдеров на необъятных просторах нашей родины. Modus operandi, священный закон и негласное правило. «Ты не добьешься успеха, пока не придумаешь себе фишку», - объяснял мне как-то менеджер одной известной топлесс-ди-джейки. Мне на ум почему-то сразу пришел Дженезис Пи-Оридж.

Для тех, кто не в курсе, «фишкой» может быть все, что угодно. Публичная демонстрация интимных зон или даже половых органов, карнавальный костюм из разорившегося ТЮЗа, физические увечья и прочие поводы для комплексов. Если вы карлик, или весите 200 кг, или ребенок, или вам наоборот за пятьдесят - добро пожаловать за пульт! Вам здесь рады в первую очередь. Чуть меньший спрос на порно звезд (благо, их у нас не так много), многостаночников (во время сета можно еще и говорить в микрофон, жонглировать, танцевать перед пультом, управляться с огнем, глотать шпаги и так далее) и в разной степени серьезный, но массовый спрос на медиа-персон. Певцы, ведущие, актеры, фрики, светские львы и львицы выстроились в очередь за пульт…Кажется, что надолго. За них уже который теле сезон «поют и танцуют» все, кому не лень, собирая запредельные рейтинги из восторженных или чаще сгорающих от стыда родственников.

Стоит, пожалуй, остановится и на том, как спроектированы современные ночные клубы. Клубы стали до пиздецов уютными и красивыми. «Чувствуйте себя как дома», «располагайтесь поудобнее», как гоголевские русалки зашептывают посетителей миловидные хостесы. В клубах стало светло, все блестит, почему-то появились огромные сцены (нога живых музыкантов на них не ступала), dj-ский стол размещен чуть ли не возле туалета (чтобы скрыть от взора поклонников Елки пред суицидальные муки взятого в рабство резидента). Для полного «одомашнивания» обязательный атрибут - с десяток плазм на 42 дюйма (с экранов вместо банального fashion tv может транслироваться даже сериал «Счастливы вместе») и конечно же, диваны. До неприличия удобные. Приходи и засыпай. Чтобы ни в коем случае не возникло желания встать танцевать. А оно и не возникнет. Сиди и смотри себе на обнаженную грудь dj-ки, слушать там особо нечего. Или напевай под нос изнасиловавшие сами себя хиты 80-х, которые звучат в таком качестве, что непонятно - это из телевизора или все-таки из под рук dj-я? Начинает нагребать? Бегом в караоке-бар через стенку! Там те же песни. Исполни, пока свежо в памяти. За это могут еще и бесплатно налить.

Если же в 80-х тебя еще не было, займись в клубе тем же, чем сладострастно занимаешься дома каждый божий день. Майся! Томись от безделья! Теперь ты не будешь казаться «белой вороной», скромно стоящей у стены. О тебе позаботились! Три бара, два танцпола, четыре туалета, восемь балконов, двенадцать кальянных залов, бильярд, игровые автоматы и черт знает что еще. Закажи себе стакан чего-нибудь и ходи-ходи-ходи, бросая презрительные взгляды на дебилов, которым все-таки удалось найти себе занятие. Главное встретить на пути юного фотографа, который бесплатно батрачит по ночам (еще и ездит за свой счет на такси), пока еще наивно полагая, что вносит свой вклад в развитие молодежной культуры. Встретил? Вымученно улыбнулся? Еще и показал язык?! Все, молодец! Миссия выполнена! Ты нашел себе новую аватарку. Можно смело возвращаться домой. И главное, даже не пытайся вспомнить, кто там для тебя сегодня играл. Бесполезно.

Фу-у-ух…Ну тут, в общем-то, можно продолжать бесконечно. Суть и так ясна. Так что мы имеем? Надо ведь найти какие-то плюсы. А плюсы вот в чем:

— опытные dj-и в амплуа «у меня дома под тысячу пластинок с техно, но я могу и коммерцию поиграть, если нормально заплатят» проходят проверку на прочность. Они больше не нужны. А значит, пришло время показать свое истинное лицо. Одна половина уходит в мелкий бизнес и сытую семейную жизнь, вторая back to the roots и true to themselves. Наступает относительная определенность;

— в тысячах тесных комнат без оглядки на потребителя вызревают новые идеи, смелые решения, звуки и концепции;

— всем этим «зонам отдыха», которых сейчас приходится десяток на один адекватный клуб рано или поздно придумают новое название. Даже дикие гибриды ярмарок, цирка и ресторанов можно облагородить непонятными словами вроде entertainment centre, show room или dating agency. Что-нибудь наверняка придумают, дабы окончательно искоренить опасения клиентов на счет перспективы лицезреть весь вечер унылого dj-я, который с чего-то взял, что имеет право ставить (обожаю само слово «ставить»!) только то, что ему нравится;

— самые светлые умы отечественного промоушна бегут из клубов и запускают один за другим крупные фестивали и рэйвы (sensation white, godskitchen, i’m techno, global gathering, kazantip, stereoleto и т.д.);

— колесо истории клубной культуры в нашей стране со скрипом сделало пол-оборота вперед и, не осилив лежащую впереди гору денег, по инерции дало два оборота назад. Все, приехали! Можно выходить и подышать свежим воздухом. А что в воздухе…Как обычно, дух перемен. Очень уместный. Тут можно вспомнить первые главы «Электрошока» Лорана Гарнье…Просто пугающее дежа-вю.

Концерты поп и рок групп в, казалось бы, ориентированном на рейвы молодом еще клубе Hacienda. Выступления (там же) никому не известных dj’s, которые просто переставляли один за другим радио-хиты, соул и поп-синглы, заполняя паузы общением с публикой (рабочие заводов и рафинированные выходцы из буржуазных семей — узнаем современные аналоги?). Абсолютное непонимание и неприятие техно и хаус музыки со стороны звукозаписывающих компаний, радиостанций, СМИ и простых обывателей. Вечеринки в душных подвалах для немногочисленных посвященных. Мизерные гонорары. Преследуемые властями рейвы в каких-то полях и заброшенных зданиях. Ну в общем, вам лучше самим почитать.

У меня вывод напрашивается лишь один: 2012-й принесет нам либо долгожданное новое «лето любви», либо уж действительно конец света. Выбор за нами.

 

Автор: Александр Вареница (Octave) специально для интернет-журнала Karaoke a capella

Какие пути развития клубной индустрии нашей страны видятся вам наиболее вероятными?

отличное!
это самое главное!
50 ▲
2 March 2011 5:47

Comments

согласен, правда колит глаза
Спасибо, друзья!
K3B
ОЧень хорошо пишешь! Мне понравился стиль и замечания, (так редко в наше время) не похожие на желчь!)
Мы все умрем )
Суперреспект. Если таковой может существовать в природе)
В точку !
"светские львы и львицы выстроились в очередь за пульт…"
это походу пиз..ц как модно? некоторые даже спортивные и телевизионные карьеры побросали ради пульта) и демонстрируют нам своё отсутствие в тек-хаусе и прочих модных жанрах... зато есть ФИШКА! ИМХО!
Мощно...
Наконец-то откровение! Спасибо.
Интересно было почитать, хорошая статья.
ты тоже в бренды метишь?(Octave) без Dj ;)
Вот почему этой статьи нет в "Почитать"?
не сочтите за наглость - родственная и более местячковая тема messiah.pdj.ru/blog/653068.htm …
очень грамотно!
досадно, но факт
Читал сие сугубо интересное чтиво вчера в аэропорту...чуть не опоздал на рейс)))
граммотно все сказал,поддерживаю
Автор молодец!
Хорошая статья.Даже как то грустно(
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.