Favorites

2 882 25:21 81 530 PR 90,6 ▲
House, Techno

Мастеринг и сведение. Советы и общие принципы Airborn

Советы по мастерингу

  1. 1. Используйте эквалайзеры очень аккуратно, делая только небольшие изменения, поскольку изменения частоты в одном месте неизбежно влекут за собой изменения в других местах. Например, если вы сильно приподнимите высокие частоты, бас может начать звучать менее отчетливо. Удивительно, насколько даже небольшие изменения (до 0.5 дБ) могут давать ощутимую разницу. Настройте эквалайзер так, чтобы всё звучало, по-вашему, как надо, а потом вдвое уменьшите степень внесенных изменений.
  2. 2 . Всегда сохраняйте и создавайте архивные копии оригинального немастеренного материала и работайте с копией.
  3. 3. Следите за пиками. Ваш диск могут отказаться печатать, если уровень достигает 0 дБ. Чтобы избавиться от этой проблемы, примените ко всему диску нормализацию до -0.1 дБ.
  4. 4. На этапе сведении композиции не делайте fade-in и fade-out (плавное вступление и затухание звука). Может оказаться, что их длину надо будет изменить, а это проще сделать на этапе мастеринга.
  5. 5. Применяйте обработку только там, где это необходимо.
  6. 6. Сохраняйте настройки программы, в которой вы делаете мастеринг (плагины, их настройки и т.д.)
  7. 7. Если есть такая возможность, учитывайте порядок композиций на альбоме, перед тем, как приступать к мастерингу.
  8. 8. Всегда, на всех этапах сохраняйте аудио-файлы как минимум в 24-битном разрешении. Сконвертировать в 16 бит всегда успеете.

 

Общие принципы сведения

Несмотря на то, что в сведении всегда есть поле для творческих экспериментов, существуют общепринятые правила и техники, с которыми стоит ознакомиться прежде чем начинать нарабатывать свой собственный стиль сведения.

  • Панорамируйте бочку и бас в центр, и оставляйте их относительно сухими. Эти элементы являются основой и собирают вокруг себя все остальные, поэтому с них хорошо начинать работу по сведению.
  • Размещайте малый барабан (snare drum) в центре, а затем панорамируйте остальные ударные. Однако, избегайте слишком сильного панорамирования, довольно жутко себе представить, как руки барабанщика растягиваются по всему стерео-пространству. Тем не менее, крайние варианты панорамирования хорошо работают для нектороых перкуссий, типа тамбуринов, шейкеров и т.д.
  • Аккуратно выбирайте время спада реверберации на барабанах и перкуссиях; если оно будет слишком большим, легко потерять ритмический драйв, к тому же, реверберация заполняет пространство между звуками, и психоакустически понижает громкость.
  • Настраивайте остальные инструменты на подходящие уровни громкости, и, если они хорошо и сбалансировано звучат в моно, разделяйте их при помощи панорамирования. Следите за общим стерео-балансом, как ушами, так и при помощи измерительных приборов.
  • Ведущий вокал должен быть в центре и достаточно близко, спереди. Если вокал слишком громкий, он будет выбиваться, если слишком тихий – потеряет разборчивость. Полезно слушать микс из соседней комнаты, особенно при отстройке вокала.
  • Некоторые инструменты, особенно человеческий голос, часто требуют изменения громкости в процессе развития композиции, чтобы сохранять соответствующую динамику. Подходящий мягкий компрессор сделает эту работу гораздо проще, а также часто может помочь сделать вокал более ярким и выдающимся. Однако, не переусердствуйте с компрессором (если только вы специально не хотите добиться такого эффекта).
  • Используйте реверберацию так, чтобы она тонально соответствовала вокалу, и помните – отношение прямого сигнала к обработанному имеет четкую связь с воспринимаемой интимностью, или, напротив, дистанцией от исполнителя.

Распространенные ошибки при сведении

Вот краткий список вещей, которые не стоит делать при сведении:

  • Не сводите когда вы устали после 14-часовой записи
  • Не пытайтесь достичь баланса, постепенно поднимая громкость, вы закончите нехваткой запаса по громкости и искажениями.
  • Не пытайтесь сделать каждую часть большой и впечатляющей, иначе ваш микс будет звучать как звуковое соревнование. Примите, что некоторые части должны быть спереди, а некоторые – в фоне.
  • Не забудьте убедиться, что микс звучит хорошо в моно, перед тем как начнете настраивать панораму.
  • Не стоить производить мониторинг на постоянно повышающейся громкости, это ослабляет чувствительность и быстро утомляет. Более того, это может повредить ваши уши, и ослабить восприятие звука на продолжительное время.
  • Не забывайте проверять каждый сигнал в отднльности на наличие шума или искажений. Настройте ваш микшер и цепи эффектов перед началом сведениея. (Если речь идет о аналоговом сведении, с цифровым всё несколько проще).
  • Не топите микс в своем любимом эффекте. Большинство лучших примеров сведения демонстриуют очень аккуратное применение эффектов.
  • Не пытайтесь достичь лучшего разделения инструментов, повышая эквалайзером уровень определенных частот на каждом инструменте – итоговый результат будет звучать грязно и неестественно. Если используете эквалайзер – вырезайте, а не добавляйте.
  • Не соблюдайте правила, если нарушив их вы можете сделать микс лучше!

Сведение музыки. Пошаговая инструкция

Сведение – это не только искусство, но и ключевой этап, который превращает набор дорожек в законченное музыкальное произведение. Хороший микс поможет выявить в музыке все самое лучшее – подчеркнуть наиболее важные элементы композиции, добавить какие-нибудь сюрпризы, чтобы порадовать слушателя, а также, хороший микс будет прилично звучать на любом оборудовании, от моно радиоприемника до безумного аудиофильского комплекта аппаратуры.

Теоретически, сведение музыки должно быть простым: просто настраиваем регуляторы, пока все не зазвучит так, как надо. Однако, хорошего звучания практически невозможно добиться случайно. Сведение – такой же сложный процесс, как игра на музыкальном инструменте. Давайте же попробуем разобраться, что же такое сведение и попробуем как-то структурировать этот процесс.

Точка отсчета

Начать сведение трека можно с прослушивания идеально, на ваш взгляд, звучащих, музыкальных примеров, желательно в том же или похожем музыкальном стиле. Фокусируйтесь не на музыке, а именно на сведении. Обратите внимание, что даже в очень плотном миксе вы можете различить партию каждого инструмента, поскольку она находится в своем пространстве. Также обратите внимание на равномерность частотного баланса: высокие частоты должны звучать ярко, но не пронзительно, а бас должен быть убедительным, но не загрязняющим и не маскирующим остальные звуки. Также запомните относительный уровень основных инструментов, таких как ударные и вокал.

Уровень мониторинга

Сведение на высокой громкости утомительно для ушей. Сведение музыки на низкой громкости позволяет дольше сохранять уши свежими и минимизирует усталость. Самый идеальный вариант – периодически менять уровень громкости при сведении, чтобы лучше представлять, как микс ведет себя на разных громкостях.

Сводить в наушниках может показаться хорошей идеей, так как они избавляют от внешнего шума и хорошо выявляют детали, но лучше прибегать к ним для проверки чистоты звука, а сводить, все-таки, на мониторах. Это связано с тем, что, во-первых, наушники склонны слишком все преувеличивать, а во-вторых, в них сложно адекватно настроить стерео-картину.

Аранжировка

Перед тем как приступать к сведению, внимательно изучите аранжировку. Поймите, какие места могут быть проблемными, какие нужно подчеркнуть, что в этой композиции главное, что второстепенное, и так далее. Не будет лишним составить что-то вроде “to do list”.

Сведение музыки: инструкция в 12 шагов

Хотя четких правил сведения музыки не существует, пока у вас не выработался свой собственный стиль сведения, есть смысл использовать некоторые ориентиры. В процессе сведение вы выполняете множество настроек. Есть как минимум двенадцать основных шагов, которые надо пройти в процессе построения микса. Разумеется, разделение условно и эти «шаги» постоянно пересекаются. Например, изменяя какую-то настройку эквалайзера, вы тем самым воздействуете на громкость.

Давайте же рассмотрим эти двенадцать шагов.

1. Ментальная подготовка

Процесс сведения может быть долгим, поэтому подготовьте для себя удобное рабочее место. Если у вас нет хорошего компьютерного стула с поддержкой спины – купите его, здоровье дороже. Приготовьте лист бумаги для заметок. Приглушите свет, чтобы вниманию было проще сосредоточиться на звуке. Не курите марихуану в процессе сведения и перед ним.

Делайте перерывы (каждые 45 – 60 минут), чтобы дать ушам отдохнуть. Это может показаться роскошью, если вам платят за студийное время, однако, даже пара минут отдыха восстановит объективность вашего восприятия, и, в результате, на весь процесс сведения уйдет меньше времени, как ни парадоксально это звучит.

2. Организация треков

Подпишите все треки и каналы (не важно, в софте вы сводите или на железном микшерном пульте). Организуйте и упорядочите их логически. Это сэкономит массу времени и сделает процесс сведения более комфортным. Если треков много, правильность и удобство группировки – это критически важный этап.

3. Наденьте наушники и удалите щелчки

Удаление щелчков требует активности левого полушария мозга, в то время как творческий процесс сведения – это работа правого полушария. Смешивание этих процессов может препятствовать творческой активности, поэтому всю рутинную работу лучше выполнить сразу, чтобы потом не возвращаться к ней. Кстати, эту часть работы как раз лучше выполнять в наушниках.

Также есть смысл понизить шум на тех дорожках, где это реально. Артефакты звукового тракта могут показаться незначительными на отдельных треках, однако в сумме они могут стать заметными, что не есть хорошо.

4. Оптимизируйте все источники звука.

Если в вашем треке используются синтезаторы, постарайтесь настроить их звучание на как можно более раннем этапе. К примеру, не стоит подключать внешние эквалайзеры, если достаточно подкрутить filter cutoff.

5. Баланс громкостей

Не надо добавлять никаких эффектов и обработки, пока не настроен общий приблизительный баланс громкостей – не позвольте левому полушарию помешать творческому процессу! Попробуйте включить моно режима для всех треков. Если инструменты звучат хорошо сбалансировано в моно – в стерео они только выиграют. Также, если вы будете сразу работать в стерео, вы можете не заметить частотные и громкостные конфликты между инструментами.

6. Настройка эквалайзеров

Эквалайзеры могут помочь подчеркнуть различия между инструментам и улучшить звуковой баланс. В первую очередь поработайте с наиболее важными элементами микса (вокал, ударные, бас), и, когда они будут хорошо звучать вместе, переходите ко второстепенным вещам.

Частотный диапазон ограничен, и в идеале, каждый инструмент должен найти свою частотную нишу, чтобы при сочетании с остальными инструментами стать частью полного звукового спектра.

Одна из причин, по которой лучше начинать сведение с барабанов, заключается в том, что ударные инструменты занимают значительную часть частотного диапазона, от бочки до тарелок и перкуссий. Когда все ударные инструменты правильно настроены, с остальными становится значительно проще разобраться.

Изменение настроек эквалайзера на одном треке может повлиять на звучание другого трека. Например, если сильно поднять середину у фортепиано, оно может начать конфликтовать с вокалом. Иногда поднятие какой-то частотной области в одном инструменте может требовать вырезания или понижения громкости той же области в другом инструменте. Например, для подчеркивания вокала можно слегка прибрать «вокальные» частоты у других инструментов, вместо того, чтобы обрабатывать эквалайзером вокал.

Думайте о композиции как о спектре, и планируйте, какой звук вы хотите куда посадить. Иногда есть смысл использовать анализатор спектра, однако не забывайте, что основной ваш инструмент при сведении – это уши, а не глаза.

Если вы очень хотите подчеркнуть какой-то звук – попробуйте слегка приподнять его в районе от 1 до 3 КГц. Если хотите отодвинуть звук подальше – понизьте высокие частоты на соответствующей дорожке. Также есть смысл вырезать либо понижать низкие частоты инструментов, в которых они не нужны, чтобы освободить место для баса и бочки.

7. Основная обработка

Под «основной» имеется ввиду такая обработка, которая радикально меняет звук либо привносит в него что-то новое. Например, добавление эхо или какой-нибудь дисторшн, и так далее.

8. Стерео картина

Теперь пришло время расставить инструменты в стерео поле. Тут может иметь место как традиционный подход (основанный на реальном расположении инструментов во время концерта), так и что-то радикальное. Панорамируйте сигналы аккуратно, избегайте крайних положений регулятора панорамы.

Бочку и бас оставьте в центре: в низких частотах содержится максимум энергии, поэтому ее нужно распределить равномерно. При панорамировании остальных инструментов следите за балансом. Если что-то оказалось справа, значит, что-то другое должно оказаться слева.

9. Финальная коррекция аранжировки

Постарайтесь минимизировать количество соревнующихся инструментов, чтобы держать внимание слушателя сфокусированным. Вы можете очень гордиться каким-нибудь звуковым эффектом, но, если он не является необходимым в конкретной композиции, избавьтесь от него. И наоборот, если кажется, что чего-то не хватает, постарайтесь восполнить пробелы. Не стоит восхищаться своей работой, пока она не закончена. Постарайтесь быть максимально объективным.

10. Добавляем глубину

Теперь, когда все ваши инструменты нашли свое место в стерео картине, пришло время добавить третье измерение – глубину. Начинайте аккуратно добавлять к звукам задержки и реверберацию. Избегайте многопространственности (особенно при сведении живой музыки). Кроме того, не пытайтесь улучшить звук при помощи реверберации: лучше вернуться назад и подкрутить настройки синтезатора или эквалайзера.

11. Тонкая настройка

Теперь, когда все в целом звучит готово, перепроверьте настройки всех каналов: громкость, настройки эквалайзеров, эффектов, и внесите необходимые корректировки. Не перестарайтесь – музыка далеко не всегда выигрывает от стерильности звучания, а также, не стоит вносить изменения, которые не заметит никто, кроме вас.

12. Проверяйте свой микс на разных аудиосистемах

Перед тем, как «подписаться» под своей работой, проверьте, как она звучит на разных аудиосистемах. От студийной аппаратуры до автомобильной системы. Если микс звучит убедительно везде – миссия выполнена :)

 

Инфо взято с сайта: www.audioplace.ru

23 ▲
15 October 2009 13:16
Airborn
11 comments

Эквализация. Советы и общие принципы Airborn

 

Эквалайзер. Общие принципы работы

 

Эквалайзер – это прибор, который позволяет увеличивать, либо уменьшать громкость отдельных зон частотного диапазона. Вокруг эквалайзеров всегда очень много споров, однако, в этой статье я попытаюсь изложить самую суть, причем максимально кратко и просто.

UAD Pultec EQ

UAD Pultec EQ

Во-первых, живые естественные звуки звучат наиболее натурально, если они были хорошо записаны и почти не подвергались обработке эквалайзером. Меняйте микрофоны, меняйте расстановку микрофонов, меняйте, в конце концов, исполнителя, но не включайте эквалайзер, пока в этом не возникло острой необходимости.

Во-вторых, аккуратное плавное понижение частот на границах спектра, как правило, звучит вполне пристойно; также можно вырезать довольно глубоко узкую полосу частот – в большинстве случаев эффект не будет бросаться в глаза. При этом, значительное повышение громкости какой-либо полосы практически всегда очевидно, и звучит резко и неестественно, особенно в случае использования дешевых некачественных эквалайзеров. Из этого следует правило, которое стоит запомнить: в общем случае, поднимать эквалайзером лучше широкую полосу частот, и ненамного, а понижать можно сколь угодно узкую полосу и как угодно глубоко . Также, на этапе записи старайтесь избегать эквалайзера там, где он не является необходимостью, потому что неправильно настроенный эквалайзер на этапе сведения будет в большинстве случаев невозможно компенсировать.

Другое универсальное правило заключается в том, что дорогой внешний эквалайзер всегда будет звучать лучше, чем встроенный в микшерный пульт. Во многом, качество проявляется в том, как эквалайзер работает при повышении громкости определенных частот. Хороший эквалайзер может поднимать частоты, при этом не портя звук и сохраняя его натуральность. Поэтому, для серьезной работы лучше обзавестись хотя бы одним качественным устройством, а эквалайзеры на микшерном пульте использовать для мелких технических задач, таких как убирание лишнего баса и так далее.

 

Эквализация. Полезные частоты

Чтобы научиться грамотно пользоваться эквалайзером, нужен довольно большой опыт. Каждый конкретный звук всегда требует особого подхода. Тем не менее, в этой статье мы попытались описать ключевые частоты, влияющие на характер звучания некоторых основных инструментов, часто используемых при создании электронной музыки. Итак, начнем:

частоты

Бочка (Kick Drum)

Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для дополнительной четкости можно попробовать поднять 5-7 КГц.

• 50 – 100 Гц: основной бас
• 100 – 250 Гц: жир
• 250 – 800 Гц: грязь
• 5 – 8 КГц: щелчек
• 8 – 12 КГц: свист

Малый барабан (Snare)

Попробуйте слегка приподнять в районе 60 – 120 Гц, если звук слишком вялый. Прибавьте слегка около 6 КГц для характерного шлепка.

• 100 – 250 Гц: полнота звука
• 6 – 8 КГц: четкость

Тарелки и прочие хайхэты (hi-hats and cymbals)

Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для придания яркости есть смысл поднять около 3 КГц.

• 250 – 800 КГц: грязь
• 1 – 6 КГц: насыщенность
• 6 – 8 КГц: прозрачность
• 8 – 12 КГц: яркость

Бас

Попробуйте приподнять около 60 Гц чтобы добавить плотности. Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для большей отчетливости можно поднять в районе 6 КГц.

• 500 – 100 Гц: саб бас
• 100 – 250 Гц: жир
• 250 – 800 Гц: грязь
• 800 – 1000 Гц: добавляет мяса на маленьких колонках
• 1 – 6 КГц: отчетливость
• 6 – 8 КГц: еще большая отчетливость
• 8 – 12 КГц: свист

Эквализация вокала

Вокал – это сложно, и очень многое зависит от микрофона, использованного для записи. Так что не стоит воспринимать нижеприведенный список как истину в последней инстанции. Тем не менее: попробуйте поиграть с частотой около 300 Гц. Для большей прозрачности попробуйте поднять около 6 КГц.

• 100 – 250 Гц: усиливает крупный план
• 250 – 800 Гц: зона грязи
• 1 – 6 КГц: живость
• 6 – 8 КГц: разборчивость
• 8 – 12 Гц: яркость

 

------------------------------------

 

Не существует каких-то конкретных частот, которые всегда будут работать, вне зависимости от инструмента, и использование эквалайзера при сведении полностью зависит от каждого конкретного случая. Самое главное, как уже было справедливо отмечено, определить, какие частоты стоит резать в каждом конкретном случае.

Первая вещь, которую мне бы хотелось предложить – это выстроить дорожки трека в порядке важности. Например, если вокал в вашем миксе – это наиболее важный звук, и звучит прекрасно сам по себе, стоит постараться как можно полнее сохранить его, не внося значительных изменений. Затем можно перейти ко второму по важности треку, и посмотреть, не борется ли он с вокалом за частоты. Если борется, то есть смысл понизить в нем громкость тех частот, которые маскируют вокал. Попробуйте включать и выключать второй трек, продолжая при этом концентрировать внимание на вокале. Затем, тот же самый принцип может быть применен ко всем последующим трекам. Такой подход наверняка сделает использование эквалайзера при сведении более логичным. (Кстати, хотя действительно часто хочется отрезать у гитары низкие частоты, в большинстве случаев так хочется сделать из-за того, что партия баса «более важна» в этом частотном диапазоне, но, если в вашем миксе, допустим, бас отсутствует – нет никакого смысла что-либо от гитары отрезать – естественное звучание, как правило, всегда лучше, чем обработанное.)

Если у вас очень плотная аранжировка, такой основной подход к эквализации означает, что чем менее важен трек, тем более радикально на нем будет работать эквалайзер. Для наименее важных звуков иногда достаточно очень узкого частотного диапазона, чтобы они уверенно заняли свое место в миксе, так что вполне реальна ситуация, когда отрезать либо понижать придется большую часть частот, чтоб сохранить прозрачность звучания микса. В общем случае, если вы отключите эквалайзер на каком-то треке и услышите, что звук в контексте целого микса не теряет ничего важного, это означает, что можно отрезать еще немного, что повысит прозрачность и чистоту микса и освободит место для более важных инструментов.

Из-за того, что низкие частоты часто занимают в миксе наиболее значительную часть, в большинстве случаев работа по вырезанию эквалайзером лишних частот сосредоточена именно в низкочастотном диапазоне, и наиболее часто используется фильтр высоких частот (high-pass filter). Тем не менее, вырезать низкие часоты, как уже было сказано, не всегда необходимо, а также следует помнить, что мягкое понижение всегда звучит более музыкально, чем грубое вырезание.

По поводу повышения определенных частот ради выявления характерных элементов звука или тембра могу сказать, что, скорее всего, от этого будет больше вреда, чем пользы. Во-первых, как правило, эквалайзеры лучше звучат, когда ими понижают уровень сигнала, чем повышают, а во-вторых, есть шанс обмануть себя, решив, что звук стал лучше, в то время как на самом деле он просто стал звучать громче.

Я не думаю, что работу с очень узкими полосами частот можно назвать разумным использованием эквалайзера, однако в некоторых специфических ситуациях, например, при удалении нежелательных резонансов барабанов, или каких-то случайных технических призвуков, такой подход может быть оправдан. Если в целом звук вам нравится, не стоит обрабатывать его эквалайзером таким образом.

 

Стоит ли вешать эквалайзер на мастер?

В этой небольшой статье попытаемся дать ответ на достаточно часто возникающий вопрос: стоит ли обрабатывать эквалайзером весь микс целиком, подключая его к основному мастер-каналу?

Есть много причин, по которым вам может захотеться повесить эквалайзер на мастер-канал. Первая – чисто практическая. Допустим, вы провели весь день, сводя вашу композицию и добились того, что она, по-вашему, звучит сбалансированно и законченно. Затем вы сравниваете ее с несколькими коммерческими релизами в том же стиле и понимаете, что ваш микс на самом деле слегка разбалансирован: возможно, слишком много средних частот, из-за того что вы сводили на большой громкости. Человеческий слуховой аппарат феноменально хорош в плане адаптации к тому, что мы слышим, так что вполне вероятно, что вы не заметите общий дисбаланс во время сведения, просто из-за того, что ваши уши адаптировались к нему. (Это, между прочим, одна из основных проблем всех звукорежиссеров или музыкантов, занимающихся сведением своих треков.) Итак, если в вашем миксе присутствует общий дисбаланс, вы можете начать исследовать каждый трек и подкручивать ручки эквалайзеров, чтобы решить проблему, однако очевидно, что проще просто повесить эквалайзер на мастер и внести необходимые поправки.

Другая вполне логичная причина для использования эквалайзера на мастер-канале – для качественного поднятия высоких частот. Практика показывает, что поднятие высоких частот одним качественным эквалайзером, находящемся на мастер-канале дает лучшие результаты, чем попытки сделать это, поднимая частоты у отдельных каналов.

Тем не менее, если предполагается, что над вашим треком будет работать мастеринг-звукорежиссер, не стоит вешать никакие эффекты на мастер-канал, в том числе эквалайзеры. Он сделает это за вас, и, скорее всего, более качественно (хотя бы засчет того, что его уши будут свежими в отношении вашего трека ).

 

 

 

инфо взято с сайта www.audioplace.ru

7 ▲
15 October 2009 13:10
Airborn
no comments

Секреты обработки звука в электронной музыке Airborn

Думаю многим интересен этот душещипательный вопрос, по-этому решил выложить очень интересный матерьял, который мне посоветовали. Может быть для кого-то это всё будет "изобретением велосипеда", но для многих начинающих или продвинутых, но поверхностно просвящённых в обработку звука пользователей, думаю, пригодится!

Дерзайте :)


ВИДЕО от Andi Vax онлайн:

wallofsound.ru/blog/mixing_sec…


Статья из сайта cjcity.ru:

Мастеринг как путь к прекрасному

Компьютерные технологии в музыке давно уже вовлекли в эту сферу хитрой человеческой деятельности тысячи и тысячи любителей занять время сочинением музыки. Кто-то плавно подставляет игрушечные лупы в очередной "понятной" мультимедийной программе, кто-то более основательно копается с Rebirth , а кто-то приближается к серьёзной музыке.

Разумеется, разные уровни занятия компьютерной музыкой предполагают различную подготовку. Понятно, что из готовых лупов проще сотворить музыкальный материал, чем набирать его в секвенсоре, подключать сэмплер, загружать сэмплы и так далее. Каждый волен делать то, что хочет.

Но вне зависимости от разнообразных подходов к созданию музыки, остаётся одно главное требование для любого музыканта - музыка должна звучать. Готовый музыкальный материал должен отвечать требованием слушателя, то есть должен звучать так, чтобы это не вызывало дискомфорта. Особенно трудно этого добиться, создавая музыку на компьютере.

Появление компьютера в музыке сделало процесс обработки звука намного проще. Заметьте, не лучше, а проще. Популярность и доступность - слова, противоположные слову "качество". Ведь почему-то до сих пор существуют профессиональные студии, где запись и обработку делают на очень дорогой аппаратуре, где только метр какого-нибудь кабеля стоит дороже компьютера.

Я не говорю о том, что не стоит даже пытаться соответствовать уровню студийной записи, располагая только компьютером. Я не говорю о том, что на компьютере нельзя близко подойти к этому уровню. Напротив - можно. Но очень, очень сложно.

Самая главная проблема практически для любого компьютерного музыканта - звучание. Вот сочиняет он какую-то композицию, записывает её, а при прослушивании оказывается, что звучание ничем не отличается от звуковой дорожки игровой приставки времён перестройки. Это происходит потому, что музыкант не знаком с основами мастеринга и не знает, как правильно записывать песню.

Верное звучание композиции - наиболее показательная её часть. Любая мелодия и любая аранжировка могут быть испорчены отвратительным звучанием. Люди просто не захотят слушать кашу из инструментов.

Мастеринг - обязательная часть работы над любым звуковым материалом. Важно так обработать исходный звуковой материал, чтобы он звучал естественно, был похож на живую музыку, важно спрятать её компьютерное происхождение, показать, что это прежде всего музыка, а не файл.

Вводные процедуры
В этой статье я ориентируюсь на то, что читатель знаком с процессом создания музыки, записи партитуры в секвенсоре, записи через сэмплер дорожек на винчестер, обработки дорожек в
SoundForge и сведении в какой-нибудь программе. Лично я использую старый и очень простой CoolEdit 1.2. Продолжая тему, отмечу, что для достижения хороших результатов звучания не стоит увлекаться установкой новых версий программ, даже переустановка системы - серьёзный удар по отлаженному процессу записи музыки. Дело в том, что для получения качественного звука музыкант должен досконально знать то программное обеспечение, с которым он работает, он должен прекрасно ориентироваться в нём и выполнять действе любой сложности. Я обрабатываю звук в SoundForge 4.0 и пользуюсь им уже лет пять, и ни на какие другие версии не поменяю. Во-первых, я уверен в этой программе, во-вторых, я знаю её лучше, чем себя, и меня технические особенности давно перестали отвлекать. Любители менять версии программ, искать более лучшие и совершенные, тратят, как мне представляется, основную часть времени на ознакомление с программой и овладение ей, забывая о том, что главная цель - это звук. Важно, не в какой программе вы работаете, а как...

Прежде чем заниматься мастерингом музыкального материала, как и музыкой вообще, следует усвоить главное правило - забыть о словах "и так сойдёт". Мастеринг - самая, пожалуй, трудоёмкая часть работы - постоянно не устраивающие варианты, если музыкант обладает требовательностью, способны вывести из себя кого угодно, даже очень терпеливого человека. Но нельзя забывать о том, что труды вознаградятся хорошим звуком и чувством удовлетворения от проделанной работы.

Прежде всего, для проведения мастеринга необходимо запастись некоторым количеством программ. В основном, это плагины для SoundForge .

Плагины:
iZotope Ozone 2 - этот плагин ценен просто неприличным количеством пресетов. Конечно, предустановленными возможностями не стоит увлекаться, но на мастеринг это правило не распространяется. Звучание - самое подверженное стереотипам понятие в музыке. Поэтому нужно прислушиваться к опыту звукорежиссеров, создававших пресеты. Большая ошибка в смысле придания звучанию качественного уровня - нежелание обращать внимание на опыт других людей. Звукозаписи более ста лет, и высока вероятность, что над тем, что вы пытаетесь изобрести, уже кто-то работал, и не один раз. За сто лет все частоты у всех инструментов были подняты и опущены, поэтому не стоит изобретать очередное средство передвижения, а просто обратиться к практике обработке звука. Не лишним будет почитать авторитетные западные журналы, посвящённые звуку и его обработке. Мировая практика давно уже располагает огромными знаниями в области достижения качественного звучания, но почему-то каждый считает себя первопроходцем. В европейских университетах звукооператора с первого семестра учат, каким микрофоном следует записывать бочку, и ему в голову не приходит пробовать записывать её микрофоном для вокала, чтобы посмотреть, что из этого получится - если принято записывать именно так, значит, не один, и не два человека уже пробовали это делать и пришли к самому оптимальному результату.

Ultrafunk fx : compressor - очень простой компрессор из серии плагинов Ultrafunk fx . Есть несколько пресетов по основным инструментам (голос, синтезаторы, гитары, бас), но очень удобный интерфейс без труда позволит в точности добиться желаемого результата.

Можно использовать и Waves RCL - неплохой компрессор, эмулирующий некоторые ламповые модели. Количество пресетов позволяет обойтись при записи стандартным набором, не ломая голову над возможными вариантами компрессии.

Из этой же серии могу порекомендовать Ultrafunk fx : multiband - тоже компрессор, но совмещённый с эквалайзером. Очень полезная вещь для бас-гитары и ударных.

Ultrafunk fx : reverb - пожалуй, самый естественный ревербератор, не чета ни TC , ни Waves . Пресетов не много, но здесь лучше пользоваться возможностями самостоятельно.

Упомяну и о Ultrafunk fx : gate , хотя непосредственно к мастерингу это имеет косвенное отношение, всё-таки стоит настойчиво призвать к употреблению такого плагина для устранения шума в паузах.

Hyperprism - DX Bass Maximizer - несколько несерьёзный плагин, в некоторых случаях способен придать партии ударных нужную уверенность в смысле бочки, хотя и требует осторожного применения, так как прибавляет иногда слишком много низких частот, что отражается и на рабочем барабане, и на хай-хетах. Звук получается глухим, что не исправить потом никаким эквалайзером.

Steinberg DeNoiser - один из самых распространённых плагинов. Не скажу, что лучше всех избавляет от шума, но прост, и поэтому очень полезен при очистке похожих файлов. Например, один раз установив параметры для шумопонижения записанного с микрофона голоса, можно впоследствии даже не задумываться на этим вопросом.

Sonic Foundry Graphic EQ - почти стандарт эквалайзера. Двадцать полос (по желанию - десять, или кривые) - всё, что нужно от эквалайзера.

Sonic Foundry Graphic Dynamics - очень простой, а значит хороший компрессор, который стоит использовать, если нет Ultrafunk fx : compressor , а если есть, то из-за пресета Limit levels to -6 dB ( hard limiter ). Он аккуратно удаляет всё, что находится выше 6 dB . При записи голоса возникают такие моменты (чаще всего, это неумелые звуки "п", "т", прочее придыхание или отдельные слишком громкие, "взрывные" звуки).

Waves L 1 ultramaximizer + - актуальная для компьютерной музыки разработка. Конечно, вы замечали, что ваша композиция звучит намного тише коммерческой, профессионально записанной. Дело в грамотном использовании компрессоров. Этот плагин, тоже являющийся в своём роде компрессором ограниченных возможностей, совмещённым с лимитером, увеличивает уровень громкости, доводя звук до максимально возможного без значительного повреждения основных частотных характеристик результата.

И, наконец, последний инструмент - T - RackS 24. Это эмулятор ламповых устройств для мастеринга: отдел эквалайзера, компрессора и лимитера, поставляется как отдельной программой, так и плагином. Многие отмечают непревзойдённую в компьютерном звуке особую мягкость и теплоту аналогового звучания. Соглашаюсь с этим - неудобства интерфейса возмещаются результатом. В комплекте довольно пресетов, можно скачать ещё несколько с сайта производителя. Настойчиво рекомендую каждому.

Разберемся по понятиям
Теперь о главном. Что такое мастеринг? Процитирую сайт
abluproduction . com :

"Мастеринг - это процесс, где запись обретает полноту качества и глубину звучания. Опытные мастеринг-инженеры, используя специализированный инструментарий, доводят каждый проект до максимально возможного уровня качества. Мастеринг является промежуточным шагом между сведением и тиражированием. Каждый проект, попадая в мастеринг-студию, критически оценивается на самых высококачественных и прецизионных системах мониторинга. Становятся видны любые, пусть даже самые малозаметные дефекты в звуке. Записи подвергаются тщательной обработке, чтобы сделать звучание проекта более крупным, теплым, прозрачным, "выпирающим", громким и драйвовым, пространственным и глубоким, более естественным. Одним словом, максимально соответствующим характеру конкретной записи".

Что же, остановимся на этом. Как добиться описанного качества? Как смело применить слова "прозрачный", "крупный", "естественный" к своему творению?

Тот же сайт перечисляет стадии мастеринга:

устранение возможных щелчков, скрипов, шипения и шума,

определение динамики,

прозрачное лимитирование,

выравнивание и расширение стереобазы,

многополосная компрессия,

динамическая эквализация (ламповое утепление),

добавление верхних гармонических составляющих,

добавление громкости и выравнивание.

Для удобства можно разделить мастеринг на три этапа: сначала динамическая обработка, затем тембровая коррекция (эквалайзинг) и выравнивание по громкости.

Динамическая обработка
Почему-то так происходит, что каждый, кто пишет о компрессорах, лимитерах и экспандерах, считает священной обязанностью запутать читателя всякими физическими понятиями о звуке. А даже если этого нет, что читатель всё равно слабо представляет, что такое "время атаки", "время спада" и зачем это ему нужно.

Никто не догадывается, что намного эффективнее будет не отмахиваться объяснением "компрессор - устройство, придающее динамику", а человеческими словами рассказать, что динамическая обработка делает и как это помогает.

Образно говоря, компрессор - устройство, которое реагирует на громкость звука и в соответствии с заданным параметром предпринимает определённые действия по отношению к этому звуку. Вот и всё. Ещё более образно говоря, компрессор - устройство, которое гребёт весь звук под одну гребёнку, только параметры этой гребёнки можно выставлять по желанию. Для чего это? Рассмотрим на примере. Например, есть композиция - бас, ударные, рояль, мелодия. Вы сводите всё вместе - звучит прекрасно, только рояль, состоящий из аккордов, слишком выразителен, и так, что иногда перекрывает мелодию. Вот компрессор как раз и нужен для того, чтобы путем сжатия звука превратить эту дорожку из выразительной в не очень выразительную, однообразно звучащую, чтобы однообразием подчеркнуть прелесть мелодии. Или ударные - общий микс сложился таким образом, что рабочий барабан звучит слишком громко. Исправляем это компрессором, приводим все к одной громкости - в итоге весь микс звучит, как следует.

Лимитер - тоже относится к компрессорам, только его используют для сглаживания самых верхних пиков в записи.

Экспандер - противоположность компрессору. Он не вырезает звук, превышающий определённую громкость, он повышает звук, не превышающий определённый уровень, то есть делает участки, более тихие, чем установлено, громче. К экспандерам относится и гейт - прибор для удаления звука, лежащего ниже установленного предела. Это нужно для более чистого звучания всей записи, особенно в вокальной дорожке. Когда записывается голос, вместе с ним записывается и посторонний шум. Зачем включать шум в паузах, когда можно убрать его гейтом, автоматически избежав дополнительного применения шумопонижающих плагинов.

Определённых правил для динамической обработки нет. Здесь можно ориентироваться только на собственные уши, причем достаточность динамической обработки в той или иной дорожке нужно оценивать только в миксе, поскольку она применяется исключительно для оптимального звучания одного инструмента с другим.

В компьютерной музыке не требуется широкого применения компрессора, ведь сэмплер выдает то, что приказывает секвенсор, и корректировать динамику звука можно лишь тогда, когда есть уверенность, что можно получить удовлетворительный результат, не переписывая партию в секвенсоре и заново её не записывая через сэмплер. Если такой уверенности нет, то лучше изменить причину, а не следствие.

А вот если вы используете фрагменты "живых" записей, например, игру на настоящей гитаре, то применение компрессора может быть весьма частым. Тот, кто играет, не знает же, как у вас звучит его партия в окончательном миксе, поэтому и играет со средней степенью выразительности. Выразительность можно уменьшить, либо увеличить, не заставляя играющего вникать в суть микса и понимать ваше видение.

Тембровая коррекция
Это наиболее сложная часть мастеринга. Перед выкручиванием ручек эквалайзера, нужно понять: хороший звук закладывается исключительно на этапе тембровой коррекции каждой дорожки в отдельности. Нельзя спустя рукава относиться к эквалайзеру на этом периоде, надеясь исправить все после сведения "эквалайзером для мастеринга". Во-первых, ничего не удастся исправить, а во-вторых: если вам лень возиться с каждой дорожкой, где гарантия, что вы будете делать это с миксом?

Скажу больше: при правильном эквалайзинге каждой дорожки может вовсе не потребоваться коррекции микса. Эквалайзинг - самая важная часть работы над звучанием. В сущности, именно грамотное применения эквалайзера сможет сделать звук естественным, чистым, глубоким и так далее. Любую частотную коррекцию нужно делать до обработки дорожки другими эффектами.

Для эквализации нужно обладать хорошей памятью - помнить, какие частоты у каких инструментов нужно поднимать, какие понижать, а какие вообще вырезать. Между прочим, эквалайзер совсем не обязателен - если вы чувствуете, что получили из сэмплера отличную дорожку, то не прибегайте к тембровой коррекции.

Рассмотрим частоты, регулировать которые полезно для более живого звучания инструментов, по группам.

Начнём с ударных. Партия ударных характерна тем, что в ней присутствуют звуки различных инструментов: бочки, рабочего барабана, хеттов, крэша, томов и перкуссии, поэтому и обработка этой дорожки требует максимальной осторожности. Многие думают, что идеальное звучание можно получить, записав каждый из инструментов по отдельности, а затем обработав их. Это нет так. Ударные - основа компазиции в большинстве миксов, ритмическая основа, поэтому она должна быть цельной. Нужно учитывать частоты для каждого инструмента и стараться не вредить другим.

Обычно для более чистого звучания бочки вырезают область от 200 до 400 герц. Также рекомендуется вырезать узкую полосу в районе 160 герц, 800 герц и 1,3 килогерц. Это освободит место для бас-гитары и прочих инструментов. Область в районе 5-7 килогерц поднимают для более отчётливого шлепка. З0-60 герц можно немного поднять для увеличения качества тембра низких составляющих, чтобы бочка была более сочной.

Рабочий барабан обрабатывают меньше, чем бочку. При необходимости можно немного поэкспериментировать с частотами в 400, 800 герц и 1,3 килогерц. Если рабочий барабан слишком громок для микса, следует чуть-чуть убрать 5 килогерц, а затем немного поднять в области 10 килогерц - это отдалит его и сделает менее заметным. Стоит прибавить 100 или 200 герц для улучшения тембра, хотя некоторые и говорят, что ничего ниже 150 герц в отношении рабочего барабана не используется.

Частоты хай-хэтов редко занимают нижнюю область, они в основном расположены между 400 и 1000 герц. Самый плотный участок - 600-800 герц. Чтобы сделать звук более светлым, поднимайте всё, что выше 12,5 килогерц. Если есть возможность (то есть, если это не будет в ущерб другим инструментам), для более качественного звука вырезайте от 30 до 200 герц. 10 килогерц - показатель жёсткости звучания хэта. Отмечу, что все хэты, крэши, слэши и прочая медь обладают приблизительно одинаковыми частотными характеристиками, а значит, этот абзац применим и к ним.

Для томов нужно вырезать область от 300 до 800 герц, а также всё, что ниже 100 герц - эти частоты только искажают их звучание.

Естественно, что вырезать рекомендуемые области можно в том случае, если они не содержат значимых для других инструментов частот.

Бас-гитара - вторая по значимости составляющая ритм-секции. Она требует тех частот, от которых избавляются в других инструментах. За чистоту звучания отвечает область в 800 герц. Не следует особенно увлекаться низом - это замутняет звук и понижает разборчивость, получается бубнящий звук. 30-70 герц позволяют регулировать гул и разборчивость, 100 герц отвечают за жёсткость звука. Поднятие 400 герц позволит ощущать бас при тихом прослушивании, частотами в 1,2-1,5 килогерц регулируют атаку инструмента. Если вы работаете с записью "живого" баса, изменение параметра 3 килогерц уменьшит звук касания пальцев о струны. Если же у вас электронный бас, то частотами 5-7 килогерц изменяется его жёсткость.

Существует оптимальный способ коррекции баса. Низы обрезают полностью до границы в 150 герц, и формируют в средней полосе похожий на требуемый звук. После получения чего-то удовлетворительного понемногу прибавляют нижних частот для получения плотной и сочной основы.

Отдельного и очень пристального внимания требуют гитары. С точки зрения частот они разделяются на акустические и электрические, потому что требуют разного подхода.

Электрическая гитара наиболее индивидуальна - частотные характеристики не похожи на акустику, которая обрабатывается почти одинаково, что гитары, что духовые, что рояль. Увеличение 100 герц повышает читаемость мелодии, а также улучшает тембр. 150-300 герц делают звук более плотным, более тяжелым. Область между 700 герц и 2 килогерц лучше немного уменьшить, что придаёт интересную окраску. Регулированием частоты в 3000 герц изменяется атака инструмента. Если гитара исполняет ритмическую партию, 5 килогерц лучше понизить для более цельного звучания, если партия солирующая, лучше повысить, чтобы придать больше яркости. Область от 10 до 15 килогерц отвечает за прозрачность, это так называемая "поддержка", она отчётливо не слышна, но воспринимается и создаёт качественный звук. Про самые низкие частоты не было ничего сказано, но их не рекомендуется вырезать, в некоторых гитарах на них также основана поддержка.

Если в миксе несколько электрических гитар, никогда не стоит применять одну настройку эквалайзера ко всем. К каждой партии нужно подходить отдельно - условно поделить занимаемую гитарами область на количество партий, определить места для каждой, чтобы в частотном смысле они отличались друг от друга.

Акустическая гитара, равно как и рояль и прочие акустические инструменты, обрабатывается приблизительно одинаковыми способами.

В звуке гитары полезно вырезать 100 герц, дабы избежать утомляющего гула, но при обработке других партий эту частоту следует поднимать - тембр становится намного мягче. Общий для всех гул находится в области 150-300 герц. Атака зависит от 3-5 килогерц, а поднимая 7 килогерц, можно управлять резкостью. Как и электрическая гитара, акустические инструменты становятся прозрачнее и легче при небольшом поднятии 10-15 килогерц.

Синтетические звуки, часто неумело используемые, отличаются куда меньшей капризностью и большей управляемостью - всего два параметра. 15 килогерц поднимают для более естественного и мягкого звучания, а 200 герц вырезают во избежание мутности.

И вот мы подошли к самому сложному - эквализации вокала. Действительно, это большая проблема почти для всех. Если путём качественных сэмплов ещё можно имитировать неплохое звучание, то плохо записанный голос портит всю картину. Как правило, мало кто из любителей пользуется дорогими студийными микрофонами, а если и пользуются, то, скорее всего, неправильно подобранными. Правильно подобрать микрофон в профессиональной записи - половина успеха. Втора половина - правильно обработать голос. Из-за изначально низкого качества материала к голосу стоит относиться с двойной внимательностью.

Вокал разделяют на три части спектра: основа, гласные, согласные. Основа довольно ограниченна: между 125 и 250 герц, её передача оказывает очень сильное влияние на весь остальной материал.

Между 350 герц и 2 килогерц лежат гласные, наиболее энергетическая часть голоса. Согласные занимают область межу 1,5 и 4 килогерц.

Чтобы сделать голос разборчивым, уменьшают низкие частоты и экспериментируют на участке между 1 и 5 килогерцами.

Вокал, вероятно, наиболее зависимый от частот материал. 80-150 герц подчёркивают глубокий бархатистый голос, 315-500 герц влияют на качественность, наполненность звучания, за естественность вокала отвечают частоты в районе 100-630 герц, а манеру исполнителя и его артикуляцию подчеркнут частоты на участке 1,25-4 килогерц. Разборчивость повышают 5-8 килогерц.

Отмечу и наиболее характерные ошибки: поднятие 100-250 делает голос гулким, вырезая 150-500 герц, можно получить пустое, незавершённое звучание, уменьшение 500-100 герц приводит к жёсткости, металлическая гнусавость возникает из-за слишком поднятых 3 килогерц, уменьшение от 2 до 5 килогерц создаёт впечатление безжизненности. Также не стоит слишком сильно увеличивать 5-16 килогерц (это приводит к свистам) и 200-40 герц (маскируются согласные "м", "в", "б"). Нужно помнить, что увеличение в районе 1-4 килогерц быстро утомляет слушателя.

Микс также нужно обрабатывать эквалайзером, чтобы получить цельное звучание, звук одной природы. Если при обработке уже сведённой дорожки обнаруживаются ошибки, то уместно вернуться на этап сведения, исправить в отдельной партии ошибки, а если это не получается, переписать её (или использовать резервную необработанную копию) и применить к ней коррекцию с учётом появившегося опыта. Кстати, всегда полезно делать резервные копии дорожек, чтобы потом не переписывать её каждый раз. Без определённой практики придётся очень часто исправлять ошибки, обнаруживающие себя только в финальной стадии работы, но при приобретении опыта такая необходимость отпадёт сама собой. Мастеринг - это, прежде всего, умение слышать наперед, умение представить звучание отдельной дорожки в конечном миксе ещё на стадии аранжировки.

Для финального мастеринга хорошо использовать названную выше программу T - RackS 24. Её качества отмечают многие авторитетные специалисты, в том числе и студийные. Особый шарм лампового звучания, его мягкость никогда не помешают композиции.

Выравнивание по громкости
Правильно произведённые динамическая обработка и тембровая коррекция обеспечивают достаточно громкое звучание. Всё, что остаётся сделать, - динамически обработать весь микс. В условиях компьютера это делается сначала компрессором, а впоследствии уже рекомендованным
Waves L 1 ultramaximizer +. Можно обойтись одним компрессором и им же выполнить операции по достижению максимально возможной громкости. Правда, неспециализированным компрессором либо лимитером это делать гораздо труднее и хлопотнее. Последние, завершающие действия - вырезать ненужные паузы в начале трека или в конце, произвести, если требуется, fade in или fade out .

Самое последнее
Знайте, что хороший звук на компьютере возможен. Почитайте в специализированных журналах по записи звука, какие музыканты используют компьютер, а потом послушайте их записи. Если чувствуете разницу между их записями и своими, работайте над своим звуком более упорно.

Я бы посоветовал всем, кто занимается музыкой на компьютере, больше внимания уделять чтению разнообразных статей и прослушиванию качественных записей. В специализированных журналах можно найти кучу рекомендаций по записи и традициям записи того или иного стиля. Многие музыканты и продюсеры делятся опытом, предлагают свои методы получения интересного звучания. Ошибка многих - замкнутость в себе. Музыканты часто заняты собственной музыкой и не желают посмотреть на других, приобрести некоторый опыт. И музыка у таких людей получается ограниченной, безынтересной.

А вот постоянное пополнение знаний и опыта, внимательное прослушивание выдающихся записей и их анализ способны обогатить как музыкальными идеями, новой мелодикой, так и новыми подходами в смысле видения звучания.

 

22 ▲
23 September 2009 16:23
Airborn
6 comments

Можно ли какой-нибудь прогой определить тональность семпла? Software

Уважаемые музыканты. Иногда приходится работать с семплами. И нужный семпл проигрываю на фортепьяно, так определяю его тональность. Это занимает достаточно времени. Нет какая-нибудь прога, чтобы быстро определила тональность куска аудиофайла. Заранее спасибо.

поп, хаус, транс, хип-хоп
0 ▲
1 May 2010 19:47
Julia08
39 comments

Базовые навыки сведения трека на примере ворк листа небольшой заготовки =) Software

Чуть ли не каждый день на ПДЖ появляется топик вроде "где скачать мастеринг чтоб всё круто звучало". Но дело в том что кроме раскрученого термина "мастеринг" существует ещё такая штука как "сведение трека", и она гораздо больше влияет на конечный результат.

Для простоты и наглядности назовём мастеринг косметической обработкой готового, сведённого трека. Топорно, но суть отображает =)

А вот сведение трека- это как раз то, что 90% населения ПДЖ надо изучить =)

Сведение- это обработка каждой отдельной аудио дорожки в треке и обьединение всех этих дорожек в один хорошо звучащий микс.

Надеюсь что все это знают и просто претворяются =)))

 

То, что я напишу ниже- не учебник и тем более не призыв делать так, только так и никак иначе! Это всего лишь подробный ворк лист заготовки трека, пусть и написаного специально для этого блога. Т.е это илюстрация того, как в группе ST Sound пишется музыка =)

 

Демка написана на Cubase 5 с минимальным применением сторонних обработок. Использованы- синтезатор Sylenth1, дисторшн Devastor, эквалайзер Fab Filter PRO-q, некий улучшайзер баса, добавляющий гармоники newB V2.

 

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Начнём.

 

Kick:

Исходный звук - st-sound.pdj.ru/samples/142741…

Добавляем компрессор- st-sound.pdj.ru/samples/142741…

В идеале компрессить должно около 2 с половиной Дб.

Атака и релиз настроены под фактические 180 и практические 90 BPM (т.е. на слух трек играет в 90 BPM, а по факту в секвенсоре выставлено 180. Просто мне так удобней)

Добавляем мультибенд компрессор- st-sound.pdj.ru/samples/142741…

Тут всё настраивается в зависимости от того, какой звук вы хотите получить в итоге. Если кто не знает- это по сути несколько компрессоров в одном, каждый из которых отвечает за свой диапазон частот =)

Добавляем эквалайзер- st-sound.pdj.ru/samples/142742…

Обычно его настройки не сильно меняются, я для себя сохранил нужный пресет и корректирую его по минимуму.

Добавляем тьюб- st-sound.pdj.ru/samples/142741…

Это по сути эмулятор аналогового звука, но я испоьзую его на экстримальных настройках для сильного усиления инструментов.

Спектр кика-

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

Snare:

Исходный звук - st-sound.pdj.ru/samples/142744…

Добавляем компрессор- st-sound.pdj.ru/samples/142744…

Настройки те же что и у кика, только можно немного повозиться с трешхолдом (варьировать "количесво" компрессии) в поисках нужного звука. Не переусердствуйте =) Идеалом пожалуй остаётся 3-4Дб.

Добавляем эквалайзер- st-sound.pdj.ru/samples/142744…

Мне вдруг захотелось получить давольно глухой, но мощный снейр... В итоге я сильно поднял 200гц и подобрал семплы поглуше... если нужно что то более звонкое- добавьте какой нибудь звонкий снейр с длинным хвостом и не нажимайте так на 200гц... если вы добавляете какие то частоты на эквалайзере, то считайте что просто убираете все остальные (это если очень приближонно говорить)

Добавляем тьюб- st-sound.pdj.ru/samples/142744…

Снейр нельзя так сильно насиловать тьюбом, он расплывается и начинает шипеть... тут надо чуть акуратнее =)))

Спектр снейра-

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

kick+snare:

st-sound.pdj.ru/samples/142749…

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

Bass:

Исходный звук- st-sound.pdj.ru/samples/142751…

Стандартный пресет Sylenth1

Дрбавляем дисторшн (я предпочитаю Devastor)- st-sound.pdj.ru/samples/142750…

Добавляем компрессор- st-sound.pdj.ru/samples/142750…

Настройки всё те же практически =) Опять же можно поиграться с трешхолдом в пределах разумного. Компрессорами мы добавлЯем плотность звуку =)

Добавляем эквалайзер- st-sound.pdj.ru/samples/142751…

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

Sub bass:

Исходный звук тот же что и у баса =)

Добавляем частотный фильтр- st-sound.all.dj/samples/142753…

Фильтром мы обрезаем высокие и средние частоты.

Добавляем компрессор- st-sound.all.dj/samples/142753…

Всё те же настройки =)))))) А вы как думали? ^_^

Добавляем усилитель баса- st-sound.all.dj/samples/142753…

В общем эта штукоевина добавляет в бас какие то свои крутые частоты которые делают его громче на слух =) Если честно я её только сегодня скачал (ой, тоесть купил) и вот поэксперементировал =)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

bass+sub bass:

st-sound.all.dj/samples/142754…

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

hi bass (надстройка для баса... на самом деле обычный Lead sinth):

Исходный звук- st-sound.all.dj/samples/142754…

тоже стандартный пресет сайлента1.

Добавляем тремоло- st-sound.all.dj/samples/142755…

Теперь наш синт крутится вертится в пространстве =)

Добавляем эквалайзер- st-sound.all.dj/samples/142755…

Просто убрали ненужные частоты, пересекающиеся с основными частотами баса.

Добавляем дисторшн- st-sound.all.dj/samples/142754…

Добавляем компрессор- st-sound.all.dj/samples/142754…

Догадайтесь с какими настройками =)) вся разница опять же только в трешхолде обычно.

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

bass+sub bass+hi bass:

st-sound.all.dj/samples/142756…

 

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

освобождение частот для кика и снейра и кое что ещё:

 

Всё то что мы только что проделали без вырезания частот для кика и снейра- st-sound.all.dj/samples/142756…

Всё то что мы только что проделали с вырезанием частот для кика и снейра- st-sound.all.dj/samples/142757…

 

Вот собственно что мы вырезали-

В данном треке это не очень критичная операция... Бывает гораздо хуже если не вырезать частоты =)

 

Балансируем дорожки в микшере для оптимального звучания микса- st-sound.all.dj/samples/142756…

Вот такой примерно спектр у нас получился-

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

Hats+Rides:

Исходный звук- st-sound.all.dj/samples/142758…

Добавляем компрессор- st-sound.all.dj/samples/142758…

Решил ещё компрессор показать напоследок =)))))))

Добавляем тьюб- st-sound.all.dj/samples/142758…

Добавляем не много, только чтоб было погромче и чуть более металический звук появился (нюансы дизайна так сказать =))) )

Добавляем экваайзер- st-sound.all.dj/samples/142758…

Просто обрезаем низкие частоты, созданые тьюбом.

Добавляем реверб- st-sound.all.dj/samples/142758…

Так интересней =)))

Мы ещё добавляем райды, но они обработаны почти так же как хэты, а потому не буду всё расписывать =)

st-sound.all.dj/samples/142758…

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

Итог:

Звучит это всё в итоге вот так-

st-sound.all.dj/samples/142759…

 

И не придирайтесь что трек получился мягко говоря не шибко крутой =) Он сведён на базовом уровне и впринципе то звучит =)

Согласитесь что большинство на ПДЖ не могут и так... Для них и создан этот блог =)

Только пожалуйста- не повторяйте всё то, что здесь описано досконально... Возьмите за основу или просто на заметку =) У вас же своя голова- эксперементируйте =)

Расписывать всё более тщательно пока что то нету сил =))) Если что то не понятно откуда взялось, зачем надо, как делается и тому подобное- спрашивайте в коментах =))) Всё обьясню =)

Извиняюсь за давольно грубое оформление =)

 

Архив со всеми семплами и картинками из этого блога можно скачать по этой ссылке- st-sound.all.dj/samples/142761…

 

 

Я смотрю со своей колокольни, для каких то других, сильно отличных стилей это не очень подойдёт... Вернее то же самое в итоге надо сделать, просто акценты будут другие и некоторые циферки =))

 

Надеюсь что хоть кому то помог =)

22 ▲
1 April 2010 12:02
Digital Rabbits
30 comments

5.9.9г VitaLong

Ты взрываешь ночные клубы ,
Обжигая улыбкой глаза ,
И твои бескорыстные губы
Возбуждают в мужчинах азарт .

Твой сиренево-жёлтый топик ,
Оголивший на четверть грудь ,
Весь танцпол откровением топит ,
Не давая глазам моргнуть .

Твои руки , как ласточки крылья ,
Что пархают в такт RnB .
Осыпаешь волшебной пылью
И клянёшься губами в любви .

Словно огненный дождь листопада ,
Пролетают миллионы мужчин .
Но тебе никого не надо ,
Тебе нужен лишь он один .

Чародей восходящего мира ,
Злой волшебник, кого не ждут .
Его чувствами правит лира ,
А душой горькой правды кнут .

Русский размер - D.I.P Project trance remix demo
4 ▲
9 November 2009 0:18
VitaLong
no comments