Blog

Гармонизация в Deep House, часть 1.

Deep House для меня прежде всего - музыка эмоций и переживаний. Поэтому при написании данной статьи я не буду придерживаться никаких правил и стандартов в том, что касается обозначений в данном стиле музыки. Думаю, должно быть понятно, что на одном аккорде Deep не построишь. Настроение задать можно, а поддержать - почти невозможно. Именно смена аккордов ведет к смене мыслей и появлению новых эмоций. Чаще всего Deep пишут в миноре. Характерной чертой является то, что минор используется чаще натуральный, эолийский. Чуть реже встречается дорийский минор с характерной #6 ступенью. По крайней мере в мажоре я Deep до сих пор почти не слышал. Итак, какое же настроение несут типичные АП в этом стиле, и как строятся не совсем стандартные для него АП. Берем ми минор для примера. Пусть нам необходимо развитие в сторону некоей надежды, возвышения, продолжения. Логичнее всего для этих целей подходит аккорд VI ступени, здесь это будет C. Если достраивать его до септаккорда, получится Cmaj7, по логике натурального минора. Септаккорд звучит не столь возвышенно, ведь если разобраться, это тот же Em с басом в С. Если продолжить настроение, то по логике мы выходим в VII ступень, или D. Можно взять нонаккорд D9, но светлее звучит именно D. Если же нам необходимо более грустное звучание, то после тоники отлично пойдет субдоминанта, здесь это Am. Или Am7, в зависимости от оттенка настроения. Септима здесь как бы разбавляет грусть связки этих двух аккордов. Если же настроение необходимо совсем унылое, и даже мрачное, можно воспользоваться либо доминантсептаккордом, здесь это H7, либо уменьшенным септаккордом, одним из 4 по выбору, от II, IV, VI, или #VII ступени, это придаст звучанию мрачности. Аккорды, соответственно, F#dim, Adim, Cdim, D#dim. Гораздо светлее, но в то же время незавершеннее, звучит оборот I(m) - III, или Em - G. Таким образом, настроение задать мы можем уже 4мя способами: I(m) - VI - VII, I(m) - IV(m), I(m) - V (или I(m) - II, IV, VI, #VII dim, или I - III. Дальнейшее развитие гармонии не совсем понятно без значения мелодики, поэтому позволю себе привести здесь свою раннюю статейку об эмоциональном заряде звуков, и вернуться к теме развития гармонии в следующем топике. Далее все обозначения и ступени приведены для ре минора. Я бы хотел затронуть очень интересную тему - роль гармонизации в импровизации, или создания настроения и выражения музыкальной мысли путем подчеркивания гармонии. Я придерживаюсь распространенного мнения, это уже из области музыкального мышления, что каждая ступень лада, мажорного или минорного, взятая на конкретный аккорд, лежащий в тональности (или вне её), придает мелодии настроение. Самый простой пример - это, собственно, отличие мажора от минора - пониженная на полтона 3 ступень лада в миноре, если соотносить с одноименным мажором - например, нота G#, когда она является 3 ступенью тональности Ми мажор, если ее понизить на полтона, дает грустное звучание, характерное для минора. Ну, это всем понятно. Так как же придать мелодии настроение? Подумаем... когда у нас горе, мы плачем, когда радость - смеемся, грустим по несбывшимся мечтам, и радуемся жизни. Что это? Это - проявления наших эмоций. Каждое чувство, а точнее, его выражение, несет в себе определенный эмоциональный заряд. Я считаю, что такой заряд есть у каждой ноты. Мы можем отличить плач от смеха, а веселое посвистывание - от скрежета зубов, печальный вздох - от радостного, и так далее. Плача или смеясь, в общем плане - проявляя чувства - мы создаем эмоциональную атмосферу. Так вот, я считаю, что и у нот есть признаки, позволяющие определить нам эмоциональный заряд, который они, безусловно, несут. Все, наверное, слышали выражение типа "Одной нотой он заставил их рассмеяться, и всего одной нотой - заплакать от горя". Это - не фантастика, просто каждая из нот, прозвучавшая в контексте тональности, создает разное настроение. Теперь займемся подсчетами :-) В музыке всего 12 нот, во всяком случае, пока :-) Наш клавишник, правда, усиленно старается найти 13-ю, и у него это даже получается; он назвал ее "Зю" :-D. В тональности 7 основных ступеней: тоника, субмедианта, медианта, субдоминанта, доминанта, 6, 7, и тоника октавой выше.12х7=84. То есть восемьдесят четыре различных эмоциональных заряда, или, во всяком случае, окраски. При этом следует заметить, что я не брал в расчет джаз, где ступеней в тональности может быть гораздо больше, вплоть до 12. Каждая ступень из 7 бывает либо мажорным, либо минорным трезвучием. То есть примерно по 2 варианта на каждую из ступеней. А если трезвучия достраивать до септаккордов или дополнять неосновными нотами, по теории не входящими в аккорд? Это примерно еще по 2 варианта на аккорд. 84х4=336. Вот так. Можем мы похвастаться, что умеем изобразить в повседневной жизни 336 оттенков настроения? Представляете, какой простор для импровизации и управления настроением? Ведь импровизация - это же не когда "надо играть ноты в кассу", это личное дело каждого импровизирующего музыканта, его язык, в котором много и обычных слов, и метафор, и гипербол, и афоризмов, и пословиц, и поговорок, и шуток, и ругательств, и слов-паразитов, и заикания, и пауз, и эпитетов, и аллитераций... список можно продолжать долго. Давайте попробуем подумать, как мы можем передавать настроение и задавать настроение в импровизации, умело оперируя эмоциональными зарядами, которые несут в себе ноты. Я не претендую на некое универсальное знание, то есть я не знаю про все оттенки настроения, которые выражают ноты. Нам надо работать над этим всем вместе, и делиться друг с другом своими наблюдениями. Просто я попробую начать первый. Для примера возьмем тональность ре минор. И теперь - мое имхо. Я заметил, что зачастую сыгранная на тонику 1 ступень создает "утверждающие" интонации, что ли. Особенно если играть ее не слишком высоко. Или еще можно сказать, что эта нота создает ощущение "правды", истинности играемого на аккорд мотива, если к тому же брать ноту на сильную долю, или приводить к ней ноту из затакта. Итак, это нота D на аккорд Dm. Или Dm7. Эта же нота, сыгранная на аккорд 6 ступени, здесь это Bbmaj7, дает скорее ощущение "подтверждения" ранее сыгранному, какой-то светлой уверенности, что все правильно:-). Она как бы подытоживает вышесыгранное. То есть это нота D на аккорд Bb или Bbmaj7. Этакое высказывание "... и вот, смотри: ". Теперь нота E, или 2 ступень. Будучи сыграна на минорный тонический аккорд, она создает необычное, расширенное звучание, такая светлая грусть или ожидание чего-то. Как будто вы, будучи спокойными, чего-то ждете, не обязательно страшного. Если в мотиве, приводящем к ней, перед ней брать еще и минорную 3 ступень лада, то звучание выходит очень лиричным и необыкновенно красивым. То есть, если мы хотим романтики, берем ноту E на аккорд Dm или Dm7, и без того широко звучащий. Эта же нота, взятая на аккорд 4 ступени, в данном контексте Gm, придает ему весьма грустную окраску, прочно у меня ассоциирующуюся со словом Cry почему-то. На аккорд 6 ступени эта нота дает уменьшенное звучание, характерное для драматического минора. Может получиться очень красиво, если выйти на эту ноту к аккорду 6 ступени, здесь это Bb. Но осторожнее с ней, нота не всегда удобно звучит, все тут зависит от музыкального контекста. Нота E, сыгранная на доминанту ре минора (помним - E это 2 ступень лада), тоже дает грустное звучание, совсем не блюзовое, скорее латина))). Особенно в нисходящем движении. В восходящем это скорее прием нагнетания грустной атмосферы в кульминации импровиза. То есть нота E на аккорд А или А7 в ре миноре. На минорную доминанту (здесь - Am7) эта нота дает этакое "холодное" звучание, несколько сухое, но скрывающее за собой бурю эмоций. Теперь нота F, или 3 ступень в тональности ре минор. Будучи сыграна на тонику, она дает очень грустное, как бы «умоляющее» звучание.Если вы не хотите уходить в блюз, то нота F, сыгранная на Dm, для вас))). Будучи взята на аккорд 4 ступени, или Gm, нота F расширяет его звучание, делает его менее грустным, и более романтичным. Здесь нужно тщательно обдумать подход к этой ноте, прежде чем брать ее – не всегда она звучит верно, так как нужно следить за настроением композиции, а эта нота может радикально его поменять, сбив слушателя с толку. То есть, когда аккорд 4 ступени предшествует доминантсептаккорду в минорной композиции, лучше имхо взять на него не ноту 3 ступени лада, а что-либо иное, к примеру, 2 или 5 ступень лада. А вот если после минорного аккорда 4 ступени идет мажорный аккорд 7 ступени, то есть, например, Gm – C, или лучше Gm7 – C, то очень может быть, что нота F прозвучит в тему. Вообще, нота F в аккорде Gm является септимой, так что, если в гармонии идет не Gm, а Gm7, можно смело играть эту септиму, она-то как раз и расширит звучание аккорда, без неё излишне, может быть, грустного. Попробуйте взять ноту F на аккорд Bb. Соотносясь с этим аккордом 6 ступени, она подчеркивает его мажорное строение, и дает очень светлое, утверждающее звучание. Часть 2. Теперь о ноте 4 ступени ре минора – ноте G. Как правило, она редко берется на минорную тонику, и обязательно разрешается, чаще – в 3 ступень F, реже – в 5 ступень A. При этом, разрешаясь в F, она дает лирический образ, помните, у Блэкмора в Maybe Next Time задержание D – C на аккорд Am в самом начале композиции? Разрешение в 5 ступень дает холодное, спокойное звучание, не имеющее признаков печали, грусти, которые в этом случае может нести лишь сам минорный тонический аккорд. Таким образом, играя на аккорд Dm ноту G, у нас есть выбор – выбор настроения. Будучи сыграна без дальнейшего разрешения, эта нота расширяет звучание аккорда, но лучше, имхо, играть её не на Dm, а на Dm sus4, или Dm add4. Будучи сыграна на аккорд 4 ступени (здесь – Gm), нота звучит аналогично ноте 1 ступени, сыгранной на аккорд 1 ступени. Так что здесь следует подумать, как подойти к взятию этой ноты, играть ли ее одну, или разрешать в нее соседние ноты. Дело вкуса каждого. Что касается мажорного доминантсептаккорда, или аккорда A7 в данном случае, то нота G является септимой к нему и обостряет звучание и без того напряженного аккорда, «напрягает нервы» слушателя, приковывая к мелодии внимание. Это высказывание имеет смысл, если перед нотой G не брать ноту F, вообще не очень удобно звучащую на A7, в этом случае настроение мелодии становится более «драматическим», «героическим», ведь мелодия же идет вверх. То есть тут опять дело вкуса каждого. Нота 5 ступени ре минора – A (ля).Она «поднимает» мелодию ввысь, звуча как несогласие с чем-либо, эдак «непокорно» и оригинально, особенно если комбинировать её с не слишком ожидаемыми мотивами после нее, так как сама по себе звучит довольно заурядно. Хотя весьма украшает мелодию. Кстати, подобное настроение создает и нота 1 ступени лада, взятая на аккорд 4 ступени, здесь – D на Gm. Взятая на A7, или аккорд 5 ступени, нота A является лучшей кульминацией, естественным и, как ни грустно, самым ожидаемым итогом соло, хотя от того её красота ничуть не страдает. Про то, в какой октаве брать ноты, кстати, поговорим чуть позже, от этого тоже сильно зависит настроение. На аккорд 4 ступени (Gm) нота 5 ступени звучит грустно, подобно ноте E на аккорд Dm. И может даже никуда не разрешаться, от этого её настроение чуть меняется, звучание аккорда получается расширенным, хотя и не таким «чувствительным», как в случае с нотой E на аккорд Gm, описанном ранее. Вписывая ноту 5 ступени в аккорд 6 ступени, мы получаем настроение надежды, радостной или грустной в зависимости от того, куда разрешится нота. Но лучше она звучит не на аккорд Bb, а на Bbmaj7, так как уже входит в его состав. Звучание аккорда расширяется. Нота Bb. 6 ступень лада ре минор. Практически не играется самостоятельно на минорный тонический аккорд, применима, пожалуй, лишь с непременным разрешением в 5 ступень или как очень кратковременная окраска мелодии в испанский колорит. Уж очень она диссонирует с аккордом 1 ступени. Часть 3 С аккордом 4 ступени уже полегче. Там нота 6 ступени является нотой, придающей минорное звучание аккорду (напоминаю – лад минорный, Dm). Дает настроение, схожее с тем, что получается при взятии ноты 3 ступени на аккорд первой ступени, с той разницей, что настроение становится ещё обостреннее, отчаяннее, как будто какое-то горе или наболевшее чувство просит выхода, вместе с тем, она очень ожидаема в мелодии, когда идет оборот 1 – 4, или Dm – Gm. Я стараюсь без необходимости не использовать её, но все зависит от настроения. На Аккорд 5 ступени нота звучит примерно так же, как на аккорд 1 ступени, то есть необычно, но и не слишком удобно. Но, впрочем, если вам по душе мелодические эксперименты в стиле Роберта Фриппа – чего тогда думать(. Опять звучание становится совсем не блюзовым, скорее, в стиле латина. Такая вот блин связка – нота Bb и аккорд A7... Теперь поговорим о не совсем обычных нотах, зачастую не принадлежащих тональности, и тем не менее дающих особую окраску и настроение мелодии. Самая первая нота, что пришла мне на ум - #6 ступень в минорной гамме, то есть, повышенная на полтона 6 ступень. В ля миноре это нота F#, в ре миноре – B, и так далее. Просто берете 6 ступень минорной гаммы и повышаете на полтона. Звучание, создаваемое этой нотой на аккорд 1 ступени, можно охарактеризовать как очень необычное, холодное, «отстраненное» от слушателя. В блюзовом контексте она прозвучит очень красиво, так, «захлебываясь», выражаются крайнее душевное напряжение и отчаяние... На минорный аккорд 4 ступени лада нота #6 ступени не берется, т.к. противоречит его минорному строю. На аккорд 6 ступени – аналогично. А вот на доминанту эта нота тоже прекрасно звучит, попробуйте сами, я затрудняюсь описать ее настроение, скажу лишь, что это необычно. Теперь – b5 Хотя здесь все понятно, тем не менее, разберем еще несколько нюансов. Нота на b5 ступени редко берется самостоятельно, и почти сразу разрешается. Но если ее брать, не разрешая в соседние ноты, можно получить очень оригинальное звучание. Итак, на аккорд 6 ступени. В тональности ре минор это Bb7, в ля миноре это F7. Я неспроста написал септаккорды, они звучат очень выразительно, хотя и не везде их можно применить. Нота b5 ступени лада является в них септимой, то есть входит в их состав. Звучит на них она очень характерно, в такой старой блюзовой манере. Тут надо пробовать самостоятельно. Также нота b5 ступени удачно ложится на минорный аккорд 7 ступени, в ля миноре, к примеру, это Gm (и характерный оборот Gm – A7 – Dm7). Она полностью проявляет «ожидающий» оттенок аккорда, и звучит очень оригинально, если на нее правильно выйти. Но там, скорее всего, не получится дать звучать ноте без скорого разрешения. Уж очень непривычно для уха она звучит. Имхо, на такой оборот, на аккорд Gm лучше ложится b2 ступень лада или Bb, которая почти нигде больше не применяется.
2 ▲
22 December 2009 22:39

Comments

Pinned comment
SummerBoy  23 December 2009 14:07
Не силен в музыкальной теории, но у меня есть стойкое убеждение: существуют определенные последовательности, создающие "космическое" настроение. На чем бы их не сыграли - хоть на крутом синтезаторе, хоть на школьном пианино. В предыдущей статье вы упоминали как раз Space и Жарра - у них встречаются такие "гимнообразные" мелодии. Мне кажется, одна из причин "банальности" современного транса в том, что композиторы не могут найти тех последовательностей, которые потерялись где-то в 70-х годах. Та "космическая" музыка звучит гораздо "космичнее", чем современный космик-транс, хотя, казалось бы, и не так богата изобразительными средствами
Не силен в музыкальной теории, но у меня есть стойкое убеждение: существуют определенные последовательности, создающие "космическое" настроение. На чем бы их не сыграли - хоть на крутом синтезаторе, хоть на школьном пианино. В предыдущей статье вы упоминали как раз Space и Жарра - у них встречаются такие "гимнообразные" мелодии. Мне кажется, одна из причин "банальности" современного транса в том, что композиторы не могут найти тех последовательностей, которые потерялись где-то в 70-х годах. Та "космическая" музыка звучит гораздо "космичнее", чем современный космик-транс, хотя, казалось бы, и не так богата изобразительными средствами
Это лучший комментарий. И мне кажется, я знаю ключ к этим гармониям. Секрет в минорных терциях и модуляциях в минор III ступени)))
Знаете, что ужаснее обсуждения электрохауза в пдж? Это ушлепски оформленные посты! Ни абзацев, ни отбивок... Как читать эту кашу?

Негодую!
Претензии не ко мне, а к движку сайта. Я всё писал с абзацами и отбивками.
Прошу прощения!
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.