Алеаторика [Блоги о композиторских техниках]
Приветствую!
В своем творчестве я всячески избегаю случайно предлагаемые мотивы, когда есть датчики случайных чисел в синтах и они выдают различные мотивы или наслоения их.. подобное стараюсь не использовать..так как для меня первостепенно (так мне лично интересно), моя идея - мысль в звуке, возникшая ниоткуда и наигранная моими руками самая первичная импровизация. И далее, я ее уже продолжаю, исправляю как мне нравится или же не исправляю вообще.
Но алеаторика в электронной музыке распространена. Конда мы не задумываясь выбираем арпеджио, когда наслоениями различных решений образуются новые формы. И тд и тп
Итак,
Алеаторика — это техника композиции в музыке 20–21 веков, которая предполагает неопределённость или случайную последовательность элементов при сочинении или исполнении.
Примеры алеаторики композиторского процесса: «Музыка перемен» Дж. Кейджа, где музыкальный материал подбирается путём гадания по книге или подбрасывания монетки.
«Индексы» Э. Брауна, где композитор работает с таблицей случайных чисел, согласно которой определяет музыкальное содержание отдельных тактов.
Примеры алеаторики исполнительского процесса: «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных С. А. Губайдулиной.
«Территории забвения» Т. Мюрая.
«Шутливая сонатина» С. Буссотти. «Колористическая фантазия» для фортепиано С. М. Слонимского.
«Иерихонские трубы» В. А. Екимовского.
«Север» для 12 сопрановых блокфлейт или других мелодических инструментов С. А. Загния.
Comments
Pinned comment
Применяется и иной метод: внесение элементов случая в процессе исполнения пьесы. Это достигается перестановкой по воле исполнителя отдельных её кусков (К. Штокхаузен, Klavierstucke, XI), перетасовкой перед каждым исполнением карточек, на к-рых написано по несколько тактов музыки (Б. Нильсон, Квартет для деревянных духовых) и т. п. В этих случаях принцип А. по существу снимает с композитора всякую ответственность за своё произведение, перекладывая её на исполнителей, вольных каждый раз по-своему реализовать намеченную схему.
Нередко нотная запись произв. представляет собой лишь ряд намёков-символов, та или иная реализация к-рых предоставляется на усмотрение исполнителя. Обычно в подобных записях композиторы частично или полностью отказываются от пятилинейной нотной системы. Используются также одновременная несогласованная игра неск. оркестров (К. Штокхаузен, «Группы»), коллективная импровизация орк. музыкантов, играющих «кто во что горазд». Основой подобного рода «творчества» является «не то, что должно быть, но то, что может случиться» (П. Булез). Теоретики Алеаторики видят её преимущество в том, что случай, определяющий структуру произведения, вызывает к жизни «новую форму», неожиданную, независимую от намерений, вкуса и воображения автора. Однако эти «новые формы» не несут в себе к.-л. жизненного содержания и по существу являются мёртвыми формами.
Алеаторика возникла в 1957 почти одновременно в ФРГ (К. Штокхаузен) и во Франции (П. Булез) как своего рода реакция на «тотальную организованность» серийной техники. Первые попытки использования элементов случайности в муз. творчестве предпринимались и ранее: в 1951 в Нью-Йорке композитор Дж. Кейдж организовал эксперимент. концерты, в к-рых использовались 12 радиоприёмников, настроенных на 12 разл. радиостанций. Сидевшие у каждого приёмника 2 оператора регулировали настройку и силу звука по указанию «автора-дирижёра» Кейджа.
Стремясь обосновать историч. преемственность A., нек-рые теоретики ссылаются на древнее иск-во муз. импровизации, на особенности импровизационного принципа инд. музыки, наконец, на опыт Моцарта, предложившего шуточную инструкцию «Как сочинять контрадансы без всякого знания музыки при помощи двух игральных костей». В действительности же А. имеет очень мало общего с подлинно творч. импровизацией в народном и проф. иск-ве, и Моцарт отнюдь не рассматривал свою шутку с игральными костями, как метод создания настоящей, полноценной музыки, способный заменить «менее удобный» и трудоёмкий обычный метод её сочинения.
Во взглядах представителей Алеаторики существуют расхождения. Кейдж, Штокхаузен, С. Буссотти и др. допускают полный произвол исполнителей или автоматич. устройств. Роль композитора сводится при этом к роли «организатора» звукового номера, дающего ему своё имя и придумывающего для него название. Напротив, Булез, а в последующее время и В. Лютославский — сторонники ограничений в применении принципа случайности. Булез считает, что элемент случайности «должен быть интегрирован в самой структуре произведения». Так, в своей 3-й сонате композитор предлагает пианисту самостоятельно устанавливать порядок следования частей, выбирать по своему усмотрению и вкусу отдельные выписанные под особыми знаками эпизоды, использовать любые темпы.
Т. о., исполнитель становится как бы соавтором произведения, не выходя всё же из известных рамок, указанных композитором. Лютославский в своих сочинениях наряду с точно выписанной музыкой предусматривает эпизоды импровизации отдельных оркестровых групп и солирующих инструментов. По его мнению, в целом форма произведения должна быть прочно скреплена и лишь в частностях может зависеть от случайного («контролируемая А.«).
«Ограничительные» тенденции, исходившие от Булеза и от Лютославского, не определили дальнейшего развития A., не приостановили увлечения её представителей «стихией случая». Господствующее положение занял метод «абсолютной», «тотальной» A., что привело к полному распаду муз. формы, к неподдающемуся художеств. контролю хаосу. Метод «тотальной» А. на Западе всё чаще подвергается критике (высказывания И. Ф. Стравинского, назвавшего композиторов-алеаториков «ходячими врагами искусства», и др.).
Как частный приём Алеаторика используется в отд. эпизодах произведений и композиторами (в том числе советскими), не разделяющими осн. принципов этого течения.
Литература: Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1964; его же, Сериализм и алеаторика — «тождество противоположностей», «СМ», 1971, No 1; Раппопорт Л., Выдающийся мастер, «СМ», 1969, No 7.
Г. M. Шнеерсон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
aleatorika @ Silvery Midge
В мире классической и современной музыки существует направление, где случай становится соавтором произведения — это алеаторика.
В этой статье мы разберём, как случайность влияет на процесс создания и исполнения музыки, и какие новые горизонты она открывает для композиторов и музыкантов.
ПОНЯТИЕ АЛЕАТОРИКИ В МУЗЫКЕ
Алеаторика в музыке — это направление в современной композиторской технике, при которой элемент случайности или выбора исполнителем вводится в процесс исполнения музыкального произведения. Термин происходит от латинского слова “alea”, что означает “игральная кость” или “случай”.
В алеаторических композициях определённые аспекты произведения оставляются открытыми для интерпретации исполнителями, что может включать в себя выбор темпа, динамики, тональности, последовательности событий или даже выбор нот.
Это противоположно традиционной практике, где композитор точно указывает все детали исполнения.
Алеаторика может быть реализована в различных формах: Индетерминированная нотация: ноты могут быть написаны таким образом, что исполнителю предоставляется свобода в выборе высоты, ритма или тембра.
Графические партитуры: используются визуальные символы и инструкции вместо традиционных нот, что позволяет исполнителю большую свободу в интерпретации.
Мобильные формы: композиции, которые содержат различные секции или фрагменты, которые могут быть исполнены в любом порядке.
Импровизация: Исполнители могут импровизировать в рамках определённых параметров, заданных композитором. Алеаторика была популяризирована в середине 20-го века такими композиторами, как Жон Кейдж и Пьер Булез.
Она отражает желание композиторов исследовать новые формы музыкального выражения и взаимодействия между композитором, исполнителем и аудиторией.
Для композитора алеаторика означает возможность внести элементы случайности и непредсказуемости в свои музыкальные произведения.
Это позволяет расширить границы традиционного композиторского процесса и исследовать новые формы музыкального выражения.
Вот несколько аспектов, которые алеаторика представляет для композитора:
Творческая свобода: Алеаторика даёт композиторам возможность отходить от строгих структур и позволяет им экспериментировать с формой, содержанием и исполнением.
Сотрудничество с исполнителями: Композиторы могут предоставить исполнителям больше свободы для интерпретации и тем самым внести свой вклад в творческий процесс.
Уникальность исполнения: Каждое исполнение алеаторического произведения уникально, что делает живые выступления более захватывающими и непредсказуемыми как для аудитории, так и для исполнителей.
Отражение философии: Алеаторика может отражать философские взгляды композитора на жизнь и искусство, подчёркивая роль случайности и неопределённости в творческом процессе.
Исследование звука: Композиторы могут использовать алеаторику для исследования новых звуковых возможностей и комбинаций, которые могут быть неочевидны в более структурированных композициях.
Алеаторика требует от композитора готовности отпустить часть контроля над своим произведением и позволить элементам случайности внести свой вклад в конечный результат. Это может быть как вызовом, так и освобождением для творческого процесса.
Для исполнителя алеаторика представляет собой возможность активного участия в творческом процессе и принятии решений, которые обычно остаются за композитором.
Это направление в музыке придаёт исполнению дополнительные измерения и может вносить следующие аспекты в работу музыканта:
Интерпретационная свобода: Исполнители получают больше свободы в выборе того, как именно они будут играть произведение, что может включать решения относительно темпа, динамики, артикуляции и иногда даже порядка музыкальных разделов.
Импровизация: В алеаторических произведениях музыкантам часто предоставляется возможность импровизировать, что требует от них способности к мгновенному созданию музыкального материала. Ответственность и выбор: Исполнители несут большую ответственность за конечный результат, поскольку их выбор влияет на общее звучание произведения.
Непредсказуемость: Каждое исполнение алеаторической музыки уникально, и музыканты должны быть готовы к непредсказуемым изменениям в процессе выступления.
Технические и слуховые навыки: Алеаторика требует от исполнителей высокого уровня музыкальности, включая технические навыки и хороший слух, чтобы адаптироваться к изменениям в реальном времени.
Коммуникация: В ансамблевых произведениях алеаторика усиливает необходимость тонкого взаимодействия между музыкантами, так как они должны отзываться на игру друг друга в условиях менее строгой структуры.
Эмоциональное вовлечение: Свобода в интерпретации позволяет исполнителям более глубоко эмоционально вовлекаться в музыку, внося личные чувства и переживания в процесс исполнения.
Источник: music-education.ru/
Спасибо за инфу, интересно
Просто тянет на эксперименты иногда.
..это муз.образованным можно поиграться)
Но тем не менее, это снимает ограничения в которве человек сам себя зацикливаясь постепенно может заключить.
Некоторые признаки авангардной музыки:
Атональность. Частичный или полный отказ композитора от логики гармонической тональности.
Использование немузыкальных звуков. Например, удары топором по бревну, шумы города, помехи телевизора.
Необычные и нетрадиционные методы звукоизвлечения. Например, когда музыканты в поисках нового звучания пытаются найти нетрадиционные методы звукоизвлечения из традиционных музыкальных инструментов.
Минимализм. Автор композиции старается не перегружать её ненужными деталями.
Импровизационность. Автор композиции не может сыграть её точно так, как придумал, и поэтому импровизирует на ходу.
Некоторые жанры авангарда в музыке: музыкальный экспрессионизм, сонорика, серийная музыка, алеаторика и другие.
Некоторые представители авангарда в музыке: из европейской школы — Штокхаузен, Барток, Шёнберг, Пендерецкий, Булез; из американской — Кейдж, Райх; из русской — Стравинский, Шостакович, Шнитке, Губайдулина, Денисов.
?
Я считаю, что нет.
Это не авангард и не джаз. Это просто экспериментальная электронная музыка
Можно и генератор сл.чисел сказать, т.е. алгоритм. Тоже самое.
ВСЕГДА.
Если схема алгоритма программного какого-то..то генератор.
Это хорошо.
Но мне сейчас не хочется про датчики сл.чисел. рассказывать
генератор,он же может быть модулятор, исполнительное устройство вырабатывающее, либо меняющее характеристики исходного сигнала, в данном случае, электрические импульсы.....
ибо такого датчика нет. Есть регулятор холостого хода, ибо он шаговый двигатель, исполнительное устройство датчиком быть не может,физически не может.
На современных авто упразднили данный узел
Датчик случайных чисел — это физическое устройство, основанное на использовании «шумящих» приборов, которые выдают случайный сигнал в определённый момент времени. На выходе датчика формируется последовательность равномерно распределённых случайных чисел.
Генератор случайных чисел — это алгоритм, который порождает последовательность чисел, элементы которой почти независимы друг от друга и подчиняются заданному распределению (обычно равномерному). Для формирования случайных чисел в начале используется высококачественная случайная величина, предоставленная различными источниками энтропии.
Таким образом, основное отличие в том, что датчик случайных чисел использует физические источники, а генератор случайных чисел — это алгоритм, основанный на заданном распределении и использовании начального значения.
Например крабиком прицепляетесь к листику цветка, и далее преобразовывается сигнал или случайным образом или остается без изменений.
Это не только программная реализация. Но и в виде сенсора для приема информации и ее преобразования после
Сенсор+модулятор.
Но управляющий сигнал основной все равно от воздействия человека.
Примеры синтов с датчиком случайных.чисел.
Nord Lead 4
Waldorf puls2
Elektron Digitone