Трекеры, трекерная музыка. Кто пишет в трекерах, какой софт использует?
Приветствую всех ! Предлагаю обмениваться опытом работы в трекерах, а также давать полезные советы нуждающимся. Например я пишу произведения в Buzz Tracker 1.2. Очень его рекомендую, в плане возможностей и гибкости считаю одним из лучших. Также радует, что его продолжают делать. Скоро релиз 2й версии. Раньше пользовался Impulse Tracker 2.14, сейчас пользуюсь его клоном - Schism Tracker, прекрасно работает в среде WinXP. А также включает ряд нововедений по сравнению с IT. Есть предпослыки поюзать Renoise 2.0, слышал очень хороший трекер, плюс удобный интерфейс.
Приподнято-ностальгическое
Трекерная
Comments
Материал из Википедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Трекер.
Трекер (англ. tracker) — общий термин для класса программных музыкальных синтезаторов, которые в их простейшем виде, позволяют пользователю расставлять звуковые сэмплы последовательно во времени на нескольких монофонических каналах. Интерфейс трекеров в основном числовой. Ноты вводятся с клавиатуры, в то время как параметры, эффекты и прочее вводятся в виде латинских букв и чисел (обычно в шестнадцатеричном виде). Завершённая музыкальная композиция состоит из нескольких небольших многоканальных фрагментов — паттернов, порядок воспроизведения которых определяется главным списком — так называемым ордер-листом.
Общими элементами для всех трекеров являются сэмплы, ноты, эффекты, каналы (треки), паттерны и их порядок.
Сэмпл — небольшой фрагмент оцифрованного инструмента, голоса или другого звукового эффекта. Большинство трекеров позволяют закольцовывать часть сэмпла, имитируя ноты протяженного звучания.
Нота определяет частоту, на которой воспроизводится сэмпл. Увеличением или уменьшением скорости воспроизведения оцифрованного сэмпла поднимается или опускается высота ноты (питч), имитируя инструментальные ноты (например, C, C#, D и т. д.)
Эффект — специальная функция, применяемая к определённым нотам. Общими для всех трекеров являются такие эффекты как изменение громкости, портаменто, вибрато, ретриггер, арпеджио и панорамирование.
Канал (или трек) — пространство, в котором одновременно может воспроизводиться только 1 сэмпл. Трекеры для классической Amiga предоставляли возможность создавать 4-х канальные 8-14 битные стерео-композиции на 4 канала (в то время как на IBM PC господствовал 1-битный монофонический спикер и только появилась карта FM-синтеза AdLib). Современнные трекеры могут микшировать неограниченное количество виртуальных каналов в одном звуковом потоке благодаря программному микшированию. Каналы имеют фиксированное количество строк, на которых могут быть размещены ноты и эффекты (большинство трекеров выстраивают треки вертикально). Обычно канал содержит 64 строки и 16 тиков (биений), хотя тики и темп могут быть увеличены или уменьшены по желанию композитора.
Паттерн — группа одновременно воспроизводимых каналов, представляющая полноценную часть музыкальной композиции. Паттерн предназначен для представления чётного числа мелодий.
Порядок — часть последовательности паттернов, определяющая структуру музыкальной композиции. Паттерны могут повторяться в разном порядке для уменьшения времени трека и размера файла.
Существуют также трекеры, использующие вместо сэмплов синтез звуков в реальном времени. Многие из этих программ предназначены для создания музыки при помощи микросхем звукогенераторов, таких как микросхема OPL в звуковых картах Adlib и SoundBlaster, или звуковых микросхем классических бытовых компьютеров. Такие программы также являются трекерами.
Трекерная музыка обычно сохраняется в файлах, называемых «модулями», где информация о структуре композиции и семплы содержатся внутри одного и того же файла. Воспроизведение большинства «классических» форматов трекерных модулей поддерживается такими популярными музыкальными плеерами, как Winamp, XMMS, foobar2000, а также ModPlug Player (используется в XMMS в виде библиотеки), отдельно приспособленным для проигрывания модулей основной части когда-либо существовавших форматов и их вариаций. Наиболее распространёнными форматами модулей являются: MOD, S3M, XM и IT.
История
Термин «трекер» происходит от названия первой трекерной прораммы Ultimate Soundtracker. Ultimate Soundtracker был разработан Карстеном Обарски (Karsten Obarski) и выпущен в 1987 году компанией Electronic Arts для компьютера Commodore Amiga. Ultimate Soundtracker был коммерческим продуктом, но немногие из последующих клонов, такие как NoiseTracer, были на него похожи. Основная концепция пошагового упорядочивания сэмплов с помощью цифр, как это делается в трекерах, применялась в Fairlight CMI, рабочей станции для записи сэмплов в конце 1970-х. Некоторые ранние музыкальные редакторы с интерфейсом, подобным трекерам, были выпущенны для Commodore 64, например Rock Machine, но они не имели возможности воспроизводить сэмплы вместо нот на встроенном в компьютере синтезаторе.
Первой компьютерной игрой использовавшей трекерную музыку была Amegas (1987 год), клон Арканоида для Amiga. Музыка сочинённая Карстеном Обарски, обычно считается первым когда-либо созданным трекерным модулем, она хорошо известна поклонникам старой школы в компьютерной музыке.
Большинство ранних музыкантов-трекеров были из Великобритании и Скандинавии. Это может быть объяснено близкими отношениями трекеров и демосцены, которая быстро развивалась в скандинавских странах, и относительной доступностью в Великобритании компьютеров, способных исполнять трекерные программы. Трекерная музыка стала чем-то вроде андеграундного феномена, особенно когда большое количество современной популярной музыки было танцевальной музыкой, созданной на основе сэмплов (жанр относительно простой для производства пошаговым упорядочиванием). Фактически несколько верхних мест в танцевальных хит-парадах синглов 1989—1990 годов прямо предвещали направление в сочинении трекерной музыки, которое осталось популярным на многие годы. В частности песня «Pacific» от 808 State и «I believe» от Octave One.
Популярность трекерных форматов музыки также может быть объяснена тем, что они включали в себя и данные, и сэмплы. В начале 1990-х цена на звуковые карты с волновым табличным синтезатором для персонального пользования была очень высока, а выразительные возможности дешёвых звуковых карт с FM-синтезаторами были весьма ограничены. Трекеры не нуждались в этих возможностях.
Первые трекеры поддерживали только 4 канала для 8-битных сэмплов. Это ограничение было вызвано аппаратными возможностями микросхемы Paula, реализующей функцию воспроизведения звука в компьютерах Amiga. Тем не менее, с того момента когда ноты были сэмплами, ограничение было менее важным, чем ограничение синтезирующих музыку микросхем. Более поздние трекерные программы, из которых наиболее известна OctaMED, позволяли использовать 8 и более каналов, в то время как специальное аппаратное обеспечение позволяло 16-битное воспроизведение.
Трекеры на IBM PC совместимых компьютерах
В 1990-х годах трекерные музыканты перешли на IBM PC-совместимые компьютеры. Хотя у IBM PC способности аппаратного обеспечения при работе со звуком изначально проигрывали таковым в Amiga, с выпуском серии звуковых карт SoundBlaster компанией Creative качество аудио на PC медленно начало приближаться к качеству компакт-дисков: 44,1 кГц/16-бит/стерео, появившееся в SoundBlaster 16.
В середине 1990-х годов популярной звуковой картой для PC среди трекеров была Gravis UltraSound, которая продолжала традицию аппаратного микширования, с 32-я внутренними каналами и памятью для хранения сэмплов. На тот момент она предлагала не имеющее себе равных качество звука, и стала выбором для продвинутых трекерных музыкантов. Понимая, что поддержка трекерных музыкантов и демосцены может увеличить прибыль, Gravis подарила несколько звуковых карт модели 6000 GUS особо активным трекерным музыкантам. Вместе с превосходной документацией от разработчиков этот поступок быстро подтолкнул GUS стать неотъемлимым компонентом многих трекерных программ и демо. Равновесие было почти восстановлено с выходом SoundBlaster AWE32 и её производных, которые также обладали памятью и микшированием с волновым табличным синтезатором.
Обязанности микширования звука перешли от аппаратного обеспечения к программам (исполняемым центральным процессором), которые постепенно давали возможность использовать всё большее количество каналов. От обычных 4 каналов на Amiga, ограничение отодвинулось сначала до 8 каналов в OctaMED, затем до 16 в ScreamTracker 3 на ПК, до 32 в FastTracker 2 (ПК) и DigiBooster (Amiga) и до 64 каналов в ImpulseTracker 2 на ПК и 256 в OctaMED Pro и Symphonie на Amiga.
Как таковое аппаратное микширование не умерло. Процессоры становятся быстрее и обзаводятся специальными возможностями для обработки мультимедийных данных (например, MMX) и компании начинают настойчиво предлагать программы, работающие через уровень аппаратных абстаркций, например DirectX, делающий звуковые карты AWE и GUS устаревшими. DirectX, WDM и более распространённый ASIO, предоставляют высококачественное сэмплированное аудио независимо от производителя аппаратуры.
С другой стороны, Scream Tracker мог использовать примитивный Covox как звуковое устройство.
Текущее состояние
Основная статья: Трекерная музыка
Трекерная музыка жива и сегодня. Её можно услышать в таких современных компьютерных играх как серия Unreal и Deus Ex, а также в значительном количестве indie-игр. Несмотря на легкую доступность программных семплеров, синтезаторов и секвенсоров, наступление форматов MP3 и позднее Ogg стало причиной перехода большинства профессиональных музыкантов на другое музыкальное программное обеспечение. Но трекерные программы продолжают развиваться. Оригинальная серия трекеров для Amiga (Sound/Noise/Pro Tracker/OctaMED) продолжена на ПК трекером ProTracker 5, разработка которого возобновлена в 2004 году. Buzz, ModPlug Tracker, MadTracker, ReNoise, reViSiT, Skale, CheeseTracker, BeRoTracker и другие программы, предлагающие невообразимые возможности вернулись в наши дни с улучшенными соотношением сигнал/шум, автоматизацией, поддержкой VST, внутренних DSP и мультиэффектов, поддержкой множества карт ввода/вывода. Трекерные форматы файлов популярны в сообществе Game Boy Advance, в отличие от оригинального Game Boy, Game Boy Advance обладает достаточной вычислительной мощностью для поддержи трекерной музыки, занимающей мало места по сравнению с MP3 и другими форматами хранения звука.
Традиционные упрёки трекеров в неуклюжести и сложности программ (рассчитанных преимущественно на публику с техническим складом ума) постепенно преодолеваются, а программы становятся более доступными и понятными пользователю.
Как таковое трекерство с недавних пор получило второе дыхание с появлением людей, начавших понимать важность написания музыки настолько быстро насколько возможно — музыкальный эквивалент печати вслепую. Действительно, исследовательский проект в текущий момент изучает взаимодействие компьютера и человека при написании музыки и попытается понять, как такие методы как трекерство могут послужить уроком, относящимся к процессу сочинения музыки.
1. Продолжение Импульс трекера только под винду, ну и с сопутствующими удобствами.
2. Что то типа клона на Баз. Те же машины, провода
Есть его версия вшитая в VSTi модуль!
A: This message appears when Paniq's Plutonium is initialized. While it is a harmless message, this machine is defunct and can safely be deleted.
______________________________ __________
Q: I get the error message above (or some other error message), but I cannot press OK or X...
A: You might have (an older version of) Gear/Generators/CyanPhase Buzz Overloader.dll. Please delete it - Buzй will not work when it is there.
______________________________ __________
Q: What is the deal with the text mode console window that opens on startup?
A: This window appears when Paniq's Pybuzz is initialized. Whenever Pybuzz is used, it will print debug messages and other output to this window.
______________________________ __________
Q: Buzй crashes on startup...
A: Buzz and Buzй normally crashes on startup for the same reason: unstable machines. While we have attempted to put the most well-known broken machines in blacklist.txt, you will occasionally need to track down unstable machines by yourself. Use a tool such as Dependency Walker or buze.exe /debug to help finding problem DLLs. If you encounter a machine that you think ought to be placed in the blacklist, please let us know by logging a bug report.
Known startup problems:
• The presence of Gear/Generators/CyanPhase Buzz Overloader.dll crashes on startup (solution: delete file)
• Drivers for Samson C01U USB Mic are reported to cause startup crashes (solution: uninstall driver)
• Device named "ASIO DirectX Full Duplex Driver" is known to cause problems, and may crash on startup unless audio driver buffer size is set to 512 (solution: use another driver)
• Audio driver initialization may halt if there are non-existent (USB) ASIO devices in the registry. (solution: delete unused ASIO device entries in the registry under HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\AS IO)
Запустить Impulse Tracker под Windows Vista без использования DosBox.
Для этого необходимо:
1) включить полноэкранный режим работы окна консоли
2) включить эмуляцию Creative Sound Blaster 16
3) включить режим эмуляции памяти LIM EMS 4.0
Что делать:
1) В связи с новыми технологиями системы, поддержка MS-DOS под Windows Vista стала сильно ограниченной.
Direct X 10 и новый интерфейс Aero используют тип видеодрайверов WDDM, без полноэкранного режима MS-DOS.
Любая MS-DOS программа теперь может быть запущена только в окне, в текстовом режиме.
Это можно исправить установкой драйверов для Windows 2000\XP, с учетом следующего:
- полноценный видеодрайвер для Windows Vista: полная поддержка Direct X 10 и интерфейса Aero
- видеодрайвер для Windows 2000\XP: полноэкранный режим консоли и индекс производительности равный 1.0
2) Для аудиосистемы Windows Vista необходимы новые драйверы и эмуляторы звуковых карт.
К большинству современных карточек и встроенных кодеков выпущены финальные или бета-версии драйверов.
Последняя версия альтернативных драйверов KX System для ряда карт фирмы Creative Labs ограничено работает.
Из нескольких существующих win32 эмуляторов аудиокарт SB 16 и GUS функционирует только SoundFX 2000.
К сожалению, при этом нельзя получить доступ к его настройкам через "Панель управления".
3) Отказ от поддержки режима работы с памятью LIM EMS 4.0 начался в конце 90-х годов прошлого века.
В это время многие разработчики материнских плат стали добавлять новые функции, в ущерб устаревшим.
На ряде плат можно вернуть режим памяти EMS, если отключить, например, поддержку портов USB.
Или же отказаться от использования встроенных устройств - сетевой карты, аудиокодека и тому подобному.
В некоторых случаях, адресное окно памяти, необходимое для эмуляции EMS, было просто сдвинуто.
Драйвер emm386.exe или встроенный эмулятор в Windows XP не могли его найти самостоятельно в этом случае.
Работая в MS-DOS или Windows 9x можно было указать в config.sys, как правильно включить поддержку EMS.
Но под Windows 2000\XP этот трюк уже не срабатывал, а Windows ME нельзя запустить при защищенном режиме CPU.
Утилита EMS Magic 1.0 Джона Петроски позволяет эмулировать режим памяти EMS, за счет использования XMS.
Ее можно использовать под разными версиями DOS, Windows 9x и не 64-х битным Windows NT\200x\XP\Vista.
Размер выделяемой XMS памяти можно регулировать через настройки PIF-файла.
Итог:
Все необходимые команды для запуска IT записаны в BAT-файл, который обработан утилитой TurboBat.
Windows Vista не захотела создавать PIF-файл для файла c расширением BAT, поэтому: IT-VISTA.COM.
Замечания:
- при торможении ввода с клавиатуры нажать NumLock, наверное самый известный баг при эмуляции;
- иногда могут быть не видны графические отображения семплов и инструментов, неполная поддержка VESA;
- скорость эмуляции на порядок выше, чем в DosBox, но не стоит перебирать с NNA и размерами модулей;
- эмулируется до 15200кб памяти EMS, поддержка SB 16MMX;
- неофициальная IT v2.15 фикс-версия, с отключенной функцией кеширования имен семплов и инструментов;
- 64-х битные версии платформы Windows практически не работают в режиме MS-DOS;
Лучше пока пользоваться 1.2.