Contacts
Алексей Кузьменко
Favorite styles: Club House, Disco House, Drum & Bass, Electro House, House, Trance
DJ since 1997
Performance: from $100 / 2 hours
Location: Russia
PR
0
Blog

Что такое Copyright?

Право делать копии оригинала частью нового произведения. Любое новое произведение по праву приписывается своему создателю. Он единственный имеет право на копии этого произведения и единственный может дать разрешение кому-либо еще. Вот почему это называется авторским правом.

Традиционно авторское право делится на несколько категорий, которые более или менее публично известны. Наиболее известный copyright в нашем индустриальном мире это патент, который является который является авторским правом для промышленного или технического изобретения. Владелец может продать патент или лицензировать его. Этот тип авторского права наиболее известен для большинства людей с техническими знаниями.

Также большинство людей знает, что brandname и торговые марки юридически защищены и являются также авторским правом, допуская что только их владелец может использовать специфическое имя, эмблему/логотип, лозунг. Большинство потребителей знакомо с такими методами.

Стало грустным историческим фактом, что защита промышленной интеллектуальной собственности более высока, нежели защита художественных произведений.

Сегодня временный copyright используется для все видов защиты интелектуальной собственности. Это означает, что копирайт окончательно вернулся к первоначальному значению, включая все что было однажды создано - как тому, кто является создателем, так и тот кто владеет исключительным правом делать копии.

Значимость интеллектуальной собственности и право ее защиты, подобно существенному владению, прошло долгий путь, прежде чем стало законом. Творческие права на исполнение артистами до сих пор не признаны во многих странах. Например, Канада обзавелась этим законом только весной 1997 "Законом Об Авторском Праве" , который по сути дела даже не является законом. Другие страны имеют ту же защиту авторских права на десятилетия. Это вызвало много дисбалансов и оставило артистов этих в странах без четкой защиты.

Авторское Право в Музыке

Авторское право относится к музыке таким образом: музыкальная часть определена главным образом мелодией, а создатель - обычно называемый композитором - собственным авторским правом этой музыки, подобно владение собственностью. Авторское право есть эксклюзивное право создавать копии оригинала. Текстовое дублирование несомненно указывается этии именем, так что получение одной единственной репродукции уже считается копированием! (дублированием) и вам потребуется разрешение от владельца авторского права. Для большей части поп-музыки это авторское право приназначалось издателю (не связанному с с записывающей/музыкальной компанией) для денежной эксплуатации.

Авторские поступления - называемые авторскими гонорарами - распространяются между всеми участниками предприятия: собственно сам композитор, автор слов и издатель. А как насчет других артистов, которые принимали участие в записи, звукозаписывающая компания и компания-дистрибьютор? Они завладеют всеми оставшимися правами, но это не остановит их от попытки "оторвать" себе кусок от авторского гонорара.

Большинство людей считает, что в данном случае существует только одно Авторское право, что это как ярмарка, где каждый стремится заполучить свой "кусок пирога", но необходимо понять одну важную вещь: записанная музыка в действительности сочетание двух (2) отдельных, но очень многоуровневых авторских прав. Иногда их обозначают как copyright © и как copyright (P). В следующих параграфах мы рассмотрим оба этих вопроса более подробно. (Как видите в кодах ASCII нет символа для (P) )

© Copyright

Авторское право создания произведения автором наиболее понятное и уважаемое. Сами композиторы владеют этим правом на свою музыку. В большинстве причин это авторское право принадлежит издателю для продажи музыки. Во многих странах вы можете даже продать свое авторское право как часть собственности, в таком случае вы освобождаетесь от будущих доходов и прав на использование ради одного разового платежа. Этим часто злоупотребляют так называемые "акулы авторских прав", которые только однажды платят немного создателю и затем, используя авторское право, делают большие доходы из песни ("американский" вариант). Глядя на опыт некоторых не англоязычных (европейских) стран, есть статья - "честная акция", которая предотвращает такое обдирание (возвращаясь к причине большого количества музыки иностранного содержания на муз.сцене). Вот почему создатели должны быть очень осторожны с "распродажей" авторских прав, они должны принадлежать (а не проданы) издателю, даже в случае недостаточного их использования. Большинство издателей следуют именно этой практике.

Другое право - право записи прод.исполнения.

Другое право является авторским правом записи прод.исполнения, которое является правом артиста, выполняющего записи в специфической интерпретации (продукции/исполнении) песни/музыки, которая уже записана. Однако автор перезаписи может использовать музыку композитора только под авторской лицензией! Артист, исполняющий произведение, создает дополнительное авторское право (его исполнения) на запись продукции, стоящее выше, чем авторское право композитора/автора слов. Вот почему эти "права записи" по юридической терминологии называются "Смежными правами".

(P) "Production Right" (смежные права)

Эта прод.право записи менее известно, но это то, что заключает исполнитель с компанией, лейблом. В действительности они реализуют записи, которая является специфическим исполнением музыки. Вот почему они должны уплатить авторские гонорары из продаж владельцам, и они сам имеют права на продукцию или запись, которые являются дополнительными претендентами на авторский гонорар, всякий раз, когда эта запись используется, например, трансляция по радио/тв, диджейские полы, фоновая музыкаи все другие виды использования записанной музыки. Как было сказано ранее, некоторые страны очень долго не могут перевести эти права в закон.

Это дополнительное авторское право было долго пренебрегаемым и только в последние несколько лет было подкреплено законодательством и наконец было включено в Смежные права закона об авторском праве. Музыкальная индустрия все еще не очень любит платить всем производителям/музыкантам дополнительные авторские гонорары за их исполнение. Тем не менее, участники записи создают дополнительные права про.исполнения. Эта часть является более сложной, поскольку включает в долю этих прав различных людей - производителей, музыкантов, "звезд", но это выделяет их из композиторских (авторских) прав (и должно быть произведено по контракту и оплачиваться отдельно).

Попробуйте проверить самостоятельно, сколько различных артистов записали одну и ту же песню. Сколько версий определенной песни вы сможете найти? Попытайтесь - это будет неплохим образовательным делом! Подумайте также о том, что музыканты исполняют запись только один раз, а затем используется уже только запись, то это оставляет многих музыкантов безработными!! Вот где должны быть использованы права на исполнение! Это является причиной в Европе где существуют такие агентства, которые собирают запис.права и оплачивают на том же уровне как авторские авторские гонорары (такие как GVL GEMA в Германии). В Канаде такое явление появилось недавно (март 1997), когда прошла поправка к Закону Об Авторском Праве. Однако они все еще должны стать законом, чтобы объединить эти права!

Передача Авторского Гонорара

Многие люди, производящие запись, пишут музыку самостоятельно и многие из них получают два объединенных права, и звукозаписывающие компании не очень заинтересованны в их разделении, поскольку это не в их пользу. Они желают получить себе ВСЕ права, чтобы объединить и управлять всеми доходами, идущими все большим количеством от издателей.

Ваше мнение о статье

0 ▲
10 November 2009 5:29
2 comments

Если Вы решили записать свой диск

Чтобы грамотно подойти к процессу продвижения музыкального материала, необходимо знать основные моменты российского авторского права, а также договоров, которые вам могут предложить звукозаписывающие компании. Кто и какими правами обладает?

Постсоветская история российского официального шоу-бизнеса, начинается с момента возникновения независимых фирм грамзаписи. В самом конце восьмидесятых у монополиста "Мелодии" появись конкуренты. До сих пор на почетное место издателя первой "независимой" виниловой пластинки претендуют прекратившая ныне музыкальную деятельность фирма "Апрель" (позже - "Эрио"), почти прекратившая деятельность корпорация "SNC" и ставшая зарубежной литовская "Zona" (позже разделившаяся на "Zona" и "Бомбу", : порадившую, в свою очередь, "Бомбу-Питер", "Бомбу-М" и пр...). Как бы то ни было, разница в сроках первых релизов указанных компаний - около месяца. И тогда же, весной 1989 года, в нашей стране, появились прецеденты первых реальных договоров фирм грамзаписей с музыкантами. Закон же Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" был принят лишь в 1993 году. Но эти "беззаконные" четыре года оказались самым активным издательским временем, когда возникло большинство музыкальных структур, которые остаются на рынке и сегодня. В те времена еще иногда договаривались устно, но конкуренция между фирмами грамзаписи заставляла их "привязывать" артиста к себе официально - составлять и подписывать договоры, даже не имея для этого законной базы. Принятия документа, способного регламентировать их отношения, ждали с нетерпением обе стороны. Крупные фирмы грамзаписи заказали крупным (чаще западным) юристам типовые контракты. Это аккуратные документы, написанные исключительно лояльно в отношении фирмы и максимально жестко в отношении артиста. Но подобные документы - форма, бланк. Менять ее очень дорого, да и нет нужды - гораздо важнее то, что вы вписываете в рамки, установленные законом. Что же может служить предметом договора с фирмой грамзаписи, что такое авторский и издательский договоры, смежные; права, как получать вознаграждение за использование произведении (на радио и телевидении, как заключить соглашения внутри стоит за значками (с) и (р) на обложке пластинки - это только часть вопросов, которые должны встать перед человеком, серьезно размышляющим о музыкальной карьере.

Итак, вы держите в руках фонограмму, которая, на ваш взгляд, должна потрясти мир. Или хотя бы фирму грамзаписи (студию звукозаписи,"рекордз", рекорд-компанию, "лэйбл" - обратите внимание, это синонимы, отличающиеся друг от друга только качеством перевода, хотя "лэйбл" и может оказаться подразделением "рекордза", например, "Отделение Выход" "BSA Records"), которая немедленно предложит вам контракт (он же - по-русски - договор). Предположим, что запись сделана профессионально (годится к изданию) и включает в себя несколько песен. Вы держите ее в руках, но кто же является ее реальным владельцем, согласно российскому Закону об авторском праве и смежных правах? Ответ прост: все те, кто вложил в нее свой творческий труд.

Автор текста. Он может быть членом вашего музыкального коллектива, может быть просто одноклассником, или Ильёй Кормильцевым, или Агнией Барто, как в случае с МАШЕЙ И МЕДВЕДЯМИ, или французским поэтом Жаном Тардье, как в случае со СТРАННЫМИ ИГРАМИ. Но кем бы он ни был, если он жив или умер менее 50-и лет назад (а это максимальный срок охраны авторского права в нашей стране, после его истечения любое произведение переходит в категорию "народное достояние" - вот почему песни на стихи А. С. Пушкина, например, можно исполнять безвозмездно) - он совладелец вашей фонограммы. И вы должны заключить с ним авторский договор и заплатить деньги за использование его творческого труда.
Автор музыки. Зачастую автор музыки и исполнитель - одно и то же лицо. Это, безусловно, удобно со всех точек зрения - Б. Гребенщикову не надо спрашивать разрешения у Б. Гребенщикова и заключать дополнительный договор с ним об исполнении его песен.
Но если Б. Гребенщиков захочет исполнить, записать и издать, скажем, песню Б. Дилана или Р. Паулса, он должен подписать с ними соответствующие бумаги. Известно, например, что право исполнять песню "За Пивом" кабаре-дуэт АКАДЕМИЯ купил у Алексея Вишни, а группа PEP-SEE исполняет песни, написанные Кириллом Спичинским.
Кроме того, существует масса талантливых музыкантов, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут исполнять собственные произведения. Они с удовольствием уступят это право вам. Но если вы как-либо использовали их произведения, то до заключения договора с вами они тоже имеют право претендовать на ту самую фонограмму, которая должна потрясти мир.

Исполнитель. Это тот (или те), кто сыграл и спел. Это может быть сложившийся творческий коллектив. Может быть коллектив плюс приглашенные музыканты(БРИГАДА С и Камерный оркестр г. Калининграда, АУКЦЫОН и Алексей Хвостенко) Может быть целый коллектив, собранный для одной записи или одного выступления (ПОП-МЕХАНИКА). Как бы то ни было, и эти люди - сколь много бы их ни было - вложили в фонограмму свой труд, а значит, передавая ее кому-либо, издавая и проч., вы намерены этот труд использовать. А всякий труд должен быть оплачен. Следовательно, и с исполнителями должны быть заключены договоры.

Изготовитель фонограммы - это, грубо говоря, "тот, кто дал денег". Или тот, кто вложил деньги. Возможно, его цель - всего лишь быть причастным к творчеству, тогда он называется "меценат". Поверьте, это очень редкая птица. Чаще - и это вполне нормально - человек, вкладывающий деньги в запись фонограммы, надеется их вернуть и, возможно, заработать. Если он профессионал в мире шоу-бизнеса или хочет им стать - он будет эксплуатировать (издавать и проч.) ее сам. Если же он в обычной жизни, скажем, торгует цветными металлами, он будет рад ее просто продать - то есть заключить договор с тем, кто сможет ее эксплуатировать профессионально.

Но вернемся к кашей (вашей) фонограмме. Мы уточнили, "то существует несколько лиц, которые вложили в нее свой творческий труд или деньги как результат этого труда: автор музыки, автор текстов, исполнитель, изготовитель фонограммы. С кем же заключает договор фирма грамзаписи?
Вариант первый (идеальный) - вы сами (ваша группа, состоящая из нескольких человек) - сочинили тексты, музыку, сами сыграли на всех музыкальных инструментах, сами накопили денег и оплатили студийное время - тогда вы единственный хозяин фонограммы (именно так было с альбомом "Морская" группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ - работу сессионных английских музыкантов МТ тоже оплатили сами). И любые договоры заключаются только с вами.
Второй вариант - вы самостоятельно договариваетесь с авторами текстов и музыки, исполнителями, изготовителем фонограммы, и всю ответственность перед ними несете тоже сами - сами платите им деньги (разовые выплаты, проценты или и то и другое), сами следите за соблюдением их прав... Например, фирма грамзаписи "Фили" подписывает соглашение с Б. Гребенщиковым об издании альбома ремиксов "БГ и DЕАDУШКИ". А Б. Гребенщиков, в свою очередь, подписывает соглашение с группой DEADУШKИ, определяя их прибыли согласно доле участия в создании записи. Это достаточно непросто, но зато вы сами контролируете и устанавливаете денежные отчисления тому или иному компаньону.
Третий вариант - фирма грамзаписи заключает отдельно и самостоятельно все авторские и проч. договоры. С одной стороны, для нее это хлопотнее, с другой - надежнее: приятно знать, что никто в ближайшее время не предъявит требований компенсировать моральный и финансовый ущерб. В качестве иллюстрации приведу (одну из немногих, дошедших до суда) историю о том, как Павел Кузин (барабанщик группы БРАВО) продал раннюю фонограмму группы. Евгений Хавтан подал в суд, и Кузину назначили довольно большой штраф. Я не знаю, выплатил его Кузин или просто поделился полученными ранее деньгами, радует лишь то, что эти разборки не смогли разрушить настоящую мужскую дружбу - Павел и по сей день играет в БРАВО.

Итак, перед заключением договора с фирмой грамзаписи следует определить всех лиц, претендующих на какое-либо вознаграждение за ее использование (например, издание и тиражирование на компакт-диске), и заручиться их согласием на заключение подобного договора.

журнал FUZZ

Ваше мнение о статье

0 ▲
10 November 2009 5:26
no comments

Что есть АВТОРСКИЕ ПРАВА и с чем это едят

Речь пойдет о создании собственных треков, производстве ремиксов и, непосредственно, ди-джеинге.

Варианты создания произведений электронной музыки

Самый простой и одновременно самый сложный способ создания произведений это, естественно, DIY или попросту «сделай сам». В случае, если ди-джей самостоятельно, используя только свою музыку, создает композицию, то все авторские и смежные права будут принадлежать ему и никому больше. Поэтому, в данной статье мы рассмотрим только более сложные с правовой точки зрения вопросы: создание ремиксов на уже существующие произведения и сэмплинг.

С правовой точки зрения, ремикс представляет собой так называемое производное произведение, то есть произведение созданное на основе уже существующего. В свою очередь, сэмплинг - использование большого количества частей различных произведений (сэмплов) - является способом создания составных произведений. В отношении и тех, и других произведений у их создателя, как и у любого автора, появляются авторские права.

Однако, необходимо помнить что самой важной составляющей правоотношений, возникающих из факта создания таких составных произведений, является тот факт, что «…автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения» (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Указанное условие подразумевает, что автор производного произведения обязан осуществить так называемую «очистку прав», то есть получить у автора или иного правообладателя разрешение и право на переработку оригинального произведения. Под «иным правообладателем» обычно понимается иное лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение в соответствии с лицензионным договором либо договором об отчуждении исключительного права. Такими правообладателями, обладающими правом распоряжаться произведением, могут являться звукозаписывающие компании, музыкальные издательства, организации по коллективному управлению правами и иные лица.

При написании ремикса, т.е. переработке произведения, желательно проводить такую «очистку прав» до создания производного произведения. Это поможет Вам избежать нарушения исключительного права автора оригинального произведения и ликвидировать риски, связанные с таким нарушением. Если же произведение уже создано, Вы можете только уповать на милость правообладателя. С другой стороны, обычно заявка на очистку прав на сэмплы подается постфактум, т.е. после создания произведения.

Помните - и разрешение, и право на переработку произведений предоставляются, в соответствии с ГК РФ, только по лицензионному договору, за исключением случаев, когда автор может решить «подарить» Вам произведение и передать все права на него по договору отчуждения. Это обусловлено тем, что право на переработку произведения является исключительным правом автора. При этом, договор должен быть заключен в письменной форме.

Если Вы намереваетесь использовать произведения зарубежных авторов, то для очистки прав чаще всего необходимо связаться с местным представительством зарубежного музыкального издательства и подать заявку на очистку прав. После рассмотрения Вашей заявки, если все пройдет как нужно, правообладатель выдаст Вам лицензию на переработку произведения или использование сэмплов произведений. При этом необходимо помнить три условия:
любой правообладатель, крупный или нет, вправе предоставить Вам разрешение на переработку или сэмплирование только тех произведений, которые входят в его каталог и на которые ему принадлежит исключительное право,
Вам будет необходимо оплатить роялти (то есть вознаграждение, которое может выплачиваться единовременно или в качестве процента с продаж), которое будет рассчитываться исходя из предполагаемого последующего использования переработанного или составного произведения;
При подаче заявления на очистку прав на сэмплинг, очистка прав может занять от трех месяцев до полугода.

В случае с сэмплингом ситуация осложняется тем, что разрешение необходимо получить от автора каждого музыкального произведения, сэмпл из которого был использован при написании составного произведения. Это создает огромное количество проблем, однако музыкальные издательства сами идут навстречу. У некоторых крупнейших музыкальных издательств (например, Universal Music Publishing Group) на официальных сайтах существуют ссылки и формы запросов на очистку сэмплов (Sample Clearance Request). Заполняете заявку, прикладываете необходимые реквизиты в виде записи готового произведения с перечислением использованных сэмплов и ждете ответа – при условии, что произведения входят в каталог именно этого правообладателя, права на сэмплы будут очищены.

Таким образом, лучше всё-таки заключить лицензионный договор с обладателем исключительных прав на произведение чем пользоваться им с нарушениями. Не стоит бояться подписания договора, ведь в большинстве случаев и авторы, и представители издательств очень адекватны. Единовременная выплата или роялти может оказаться символичной, иногда даже возможна передача прав на переработку на безвозмездной основе. Всё будет зависеть от Вашей договорённости, ведь часто правообладатель заинтересован в раскрутке оригинального произведения или придания ему «второго дыхания» путём создания качественного ремикса на него.

Имейте ввиду - если Вы пишете ремикс на ремикс или сэмплируете ремикс (бывает и такое), в качестве подстраховки Вам могут понадобиться разрешения на переработку и от обладателя исключительных прав на ремикс, и от обладателя исключительных прав на оригинальное произведение. Однако, поскольку в российской практике таких случаев еще не было, резюмируется, что пока такой необходимости не существует.

«Кстати по поводу бутлегов: были случаи, когда бутлег настолько нравился лейблу, что они связывались с вокалистом или правообладателем и переводили данную "пиратку" в ранг официального ремикса» - поделился Камиль Егелев из проекта Arabica.

Лицензия на ди-джеинг

На данный момент, за исключением Канады и Великобритании, не существует ни одной страны где ди-джею была бы необходима лицензия. В самой продвинутой в плане клубной культуры стране мира (то есть, Великобритании) ди-джей должен купить лицензию (около 200 фунтов в год), без которой его имеют право не пустить за вертушки. Уточним: не за вертушки, а за ноутбук, поскольку и в Канаде и в Великобритании эта лицензия распространяется только на произведения в цифровом формате, то есть на форматы МP3, WAV, OGG, WMA и иные цифровые форматы, которые можно проигрывать с ноутбука или цифрового медиаплеера. На винил, оригиналы CD-дисков, кассеты и иные материальные носители лицензия не распространяется. Одно время ходили слухи, что со временем эта практика могла бы появиться и в России. Однако, учитывая что опыт Канады и Великобритании с этими «лицензиями цифрового ди-джея» вряд ли можно назвать успешным, авторы статьи сомневаются что это вообще когда-либо произойдет.

В любом случае незнание закона всё равно не освобождает от ответственности, так что лучше быть в курсе. Читайте ГК РФ, найдите грамотного консультанта и творите на здоровье.

Ваше мнение о статье

0 ▲
10 November 2009 5:07
no comments
Feedback
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post feedbacks and do more fun stuff.