Интервью с саунд-продюсером из РФ, который находится и работает в США
Автор интервью: Дмитрий Погодин
Дата публикации: 27 ноября, 2022
Иван Мещеряков — пример артиста и продюсера, про которых принято говорить «человек, сделавший себя сам». Посудите сами: за несколько лет он прошел путь от локального диджея из Ростова до сооснователя одного из крупнейших в России диджитал-агентств, а затем и до штатного сотрудника одной из топовых мировых студий звукозаписи Playback LA в Лос-Анджелесе. Иван на регулярной основе сотрудничает как с известными во всем мире артистами уровня !llmind (обладатель Грэмми), 808 Mafia, Gummy Beatz, так и с музыкантами из России, вроде SHVRP PRICKLES и Lagune, а свою собственную музыку выпускает в том числе на лейбле Position Music, который работает с Netflix и Google.
В этом интервью мы обсудили профессиональный путь Ивана, важность постоянного творческого развития и правильной рабочей дисциплины, затронули техническую сторону музыки и тему гост-райтинга, а также поговорили про современную музыкальную индустрию в целом и стриминг в частности.
Биография, город ангелов и важность нетворкинга
У тебя довольно интересная история: жил в Ростове-на-Дону, работал в диджитале, записывал музыку и диджеил. И вдруг — бац — ты в Лос-Анджелесе работаешь в известной студии с большими артистами. Был ли в твоем случае переломный момент: когда выстрелило, закрутилось, резко пошло в гору, или это всё же поступательный процесс и результат планомерных усилий?
Переломного момента, к сожалению или к счастью, не было. Все дается с трудом и постепенно. Но это и к лучшему, потому что история учит: за быстрыми взлетами — быстрые и падения. Единственное, что после перемещения в Лос-Анджелес темп немного ускорился, иначе здесь просто никак. Но, не буду скрывать, скромный взлет не помешал бы прямо сейчас.
Знаю, что именно последние несколько лет — прорывные в твоей карьере. Расскажи, как ты взбирался до нынешних высот и чего достиг? Чем особенно горд?
Для начала наш совместный трек с моим коллегой-немцем был выбран для рекламы новой спортивной линейки брендом Zara, а NFL (национальная футбольная лига США) использовала эту композицию для презентации нового игрока. Горд в основном тем, что за такой короткий срок мне удалось познакомиться с очень интересными и талантливыми людьми из мировой музыкальной индустрии. Со многими знакомство переросло в сотрудничество. Имена не хотелось бы называть, здесь это считается моветоном. Еще по-хорошему горжусь тем, что попал в команду платформы The Watche, а также в Playback LA, одну из самых топовых студий звукозаписи в городе. Но вообще, гордыня — токсичная штука, нужно всегда быть немного голодным и активно работать.
Поделись опытом: как вообще освоиться музыкантам, которые в Штатах недавно?
Нетворкинг, нетворкинг и еще раз нетворкинг! Кроме того, далеко невозможно уехать без знания языка. Можно разговаривать коряво и с акцентом, но главное — объяснить свои мысли. А еще лучше владеть сразу парой иностранных языков. США — страна иммигрантов, знание дополнительных языков — это ваш ключ.
Могу рассказать про свои «ключи». Свободное владение английским — на первом месте. Знание испанского хотя бы на бытовом уровне позволит некоторые двери открывать прямо с ноги. Другой важный «ключ» — владение на профессиональном уровне актуальным навыком, в котором нуждается много людей. В моем случае это мобильный монтаж и съемка. В России я уже работал с крупными проектами, артистами и брендами, поэтому здесь с этим было проще.
Эти знания помогли отпереть большие двери, в том числе в самые известные студии в мире (Encore, Playback LA, Weddington, The Bakery и другие), а также познакомиться с аудиоинженерами, которые работают с Крисом Брауном, The Game, Skrillex, Akon, Кристиной Агилерой, Post Malone (и это не весь список). В общем, все строится вокруг умения находить нужные связи и выстраивать долгосрочные отношения.
Продакшн, аналог, цифра и отношение к гост-райтингу
Очевидно, что ты продюсер с большим стажем, который к тому же работает в топовой студии. Поэтому мой следующий вопрос напрашивается сам собой: где скачиваешь мастеринг? Это я так шучу, конечно же.
Кстати, недавно мы делали полностью аналоговый мастеринг для одного из клиентов. Очень увлекательный процесс! Но здесь просто необходимо знать кучу нюансов и постоянно за всем следить. Зато на выходе ожидаемо получается очень теплый и роскошный звук. Но обыденность — это, конечно же, всё же работа за компьютером (или как здесь говорят «in the box»). Все основные действия за экраном: от записи до финальной обработки.
Опиши свои полезные привычки, позволяющие быть продуктивным и вообще «в ресурсе». Такой своеобразный кодекс продюсера.
Самое важное — это уделять вашему занятию хотя бы час каждый день! И регулярно штудировать обучающие материалы, прокачивать свои навыки. А про «ресурс» можно подробно прочесть вот в этой моей статье.
Самое время спросить про любимые инструменты, плагины, DAW — чем пользуешься больше всего, и без чего не представляешь студийную жизнь?
О, это больная тема! Тем более сейчас сезон скидок, и когда нормальные люди покупают технику и одежду, продюсеры закупаются плагинами. Я долгое время пользуюсь Ableton, но работа на профессиональных студиях ознаменовалась изучением Pro Tools, так как это банально по-прежнему стандарт индустрии. Из основных плагинов: iZotope, Soundtoys, Serum, Soothe, Xpand, Massive от NI и куча различного софта для обработки звука. На топовых студиях обычно уже есть все для работы, но мне особенно нравится работать с микрофонами C-800G, либо с нашим (известным, кстати, во всем мире) Soyuz, преампом GreatRiver и компрессором Tube Tech CL 1B.
А насколько вообще важен сетап, или шедевры вполне рождаются и на старом ноутбуке с наушниками-затычками?
Шедевры рождаются с помощью обычного ноутбука. Все остальное — это игрушки. Один из последних альбомов Криса Брауна записывался в Мексике в самом обычном доме даже без шумоизоляции. И это становится всё более распространенным делом даже на уровне таких исполнителей. Они называют это «That’s the VIBE». Потом правда их звукари сидят и чистят весь мусор, но зато вайб какой!
Мне вот очень интересно, а есть в твоем кругу и среди коллег одержимые винтажными синтезаторами, драм-машинами, аналоговыми и модульными системами? Мне с трудом представляется рэп-артист, который возится с кучей кабелей и патчит модульный синтезатор. Но это ведь не значит, что такого не бывает в природе.
Тут наблюдаю тренд в обе стороны. Большинство топовых звукачей уходят от аналога в цифру, и 80% миксов сейчас делается исключительно софтом (или изредка добавляется пара устройств для придания миксу легкого окраса). А продюсеры — наоборот — возвращаются к аналогу. К примеру, Metro Boomin сейчас часто делает биты на винтажном MPC Akai, затем выгружает дорожки своему звукорежиссеру, и дальше они вместе аранжируют проект.
Кстати, приходилось заниматься гост-райтингом? Каково вообще твое отношение к этому феномену?
Пару проектов было, но это даже не совсем гост-райтинг. В целом, отношусь скорее негативно к такому способу монетизации. Хотя все зависит от гонорара. Если он оправдывает полную передачу авторских прав, то в этом может быть смысл. Но считаю, что слушатели должны знать имя автора, даже если он продал все права.
Реально ли в современном мире успешному продюсеру тянуть все на себе? Может один человек себя и продвигать, и делать музыкальный продукт, и обложки себе рисовать, и спать еще не забывать при этом?
На начальном и среднем этапе — да, однозначно. Дальше желательно часть вещей все же делегировать, особенно бумажную и юридическую работу. Однако при этом у нас есть живой пример среди топов — !llmind. Он делает музыку, продвигает ее, проводит мастер-классы, производит контент, сам создает плагины в специальных конструкторах, продает NFT и так далее. Не человек, а машина-легенда!
А как тогда соблюдать баланс между работой, семьей и досугом?
Очень сложный вопрос. Нужна просто такая хорошая жена, как у меня! Все должно происходить органично. С появлением детей особенно начинаешь ценить время в кругу семьи. Но если отвечать коротко: то все же здесь у каждого по-разному. Универсального рецепта не существует, как бы не хотелось обратного.
О современной музыкальной индустрии
Как человек, который каждый день видит многие процессы изнутри, работает с известными артистами, как бы ты оценил происходящее в мире музыки?
Никогда не сравнивайте себя с другими людьми. В музыкальной индустрии 80 процентов фейков. Все выглядят идеальной версией себя в социальных сетях. Но при встрече начинаешь понимать, что все они обычные люди. Когда видишь громкие имена из индустрии, быстро понимаешь, что она токсична. Однако никто не отменял вопрос восприятия. Если будешь подмечать только негатив, то мотивация творить может быстро испариться. Поэтому очень важно следить за своим ментальным здоровьем. Никогда не забивайте на это!
Как по-твоему, модель музыкальных стримингов действительно когда-то приведет нас в светлое будущее? Будут ли довольны все: и артисты, и правообладатели, и лейблы, и акционеры стримингов, и пользователи, платящие за это деньги?
Если не ошибаюсь, то недавно в США повысили минимальную ставку за стрим на Spotify. Думаю, что эта модель долгосрочна. При ней важно постоянно выпускать материал, и тогда можно выйти на желаемый уровень дохода. Тоже подробно разбирал недавно этот вопрос в своей статье.
Кое-кто уже много лет пытается похоронить лейблы. Что скажешь, это устаревающий феномен или все же витальный участник процесса?
Конечно, среди некоторых артистов есть тренд на независимость. Tory Lanez и Канье Уэст, кажется, уже выкупили свои каталоги у лейблов. Можно даже сказать, что теперь модно быть «independent artist». Ты сам себе хозяин, можешь делать что захочешь. Все слышали страшилки, как западные компании часто присылают сумасшедшие контракты и берут музыкантов в рабство.
Хорошо, что эта ситуация потихоньку меняется в позитивную сторону. Все потому что многие начинающие артисты успешно могут продвигать себя сами, и для лейблов острее встает вопрос: а зачем они вообще нужны. Но похоронить лейблы не получится. Они управляют почти всей цепочкой в индустрии: от дистрибуции до алгоритмов. Во многом они решают, кто завтра получит прослушивания, кто войдет в топ.
Бездушные нейросети, создающие музыку, и ренессанс теплого винила в противовес этому; web3 и NFT — что в итоге выстрелит, что недолгая мода, а что полнейший скам?
Скептически отношусь к хайповым темам. Может потому что мне с ними не везет. Но кто-то ведь на этом хорошо зарабатывает! Оставим это им.
Не секрет, что в современном мире важно оставаться мультизадачным, развиваться в разных областях. К примеру, слышал, что у тебя есть успехи в области мобильного монтажа.
Когда-то давно работая арт-директором в разных заведениях на юге РФ, мне приходилось вникать в разные профессии, в том числе и в сферу видео. С тех пор я начал создавать короткие ролики для социальных сетей для продвижения заведений. Долгое время все это было на любительском уровне. Но после переезда в Петербург я познакомился с гуру Вадимом Балабановым, который открыл для меня мир мобильной съемки под совсем другим углом. Я его обучал диджеингу, он подтягивал меня на разные проекты по съемке.
Мы успели поработать над клипом Тоси Чайкиной для Apple Music, снимали лайв-контент на нескольких ее концертах. Поработал с Ленфильмом, смонтировав для одного из мероприятий рекламный тизер, и с артистами из шоу «Голос», а также с некоторыми региональными брендами.
Так я понял, что есть спрос, и нужно задокументировать свои знания, чтобы растить квалифицированные кадры для нашего диджитал-агентства LUNA, где часто была нужда в толковых сторисмейкерах. Постепенно я отшлифовал свой персональный курс и начал активно давать мастер-классы и персональные курсы для !llmind, Ruben DeVill и других известных людей — среди них был, к примеру, телеведущий и музыкант Коля Серга. Проводил также занятия и в лос-анджелесских студиях для артистов и продюсеров. Если совсем коротко: я разработал свой алгоритм создания контента, где все разложено на простые шаги. С постоянной практикой вы сможете довольно быстро вырасти как специалист.
Время блица!
3 книги, которые стоит прочесть каждому продюсеру и музыканту:
«Машина песен. Внутри фабрики хитов» Джона Сибрука
«Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Сэмюэля Клейсона
«Алхимик» Пауло Коэльо
4 персоны, которые вдохновляют:
Продюсер и сонграйтер Макс Мартин
Музыкант и актер Крис Браун
Певец, рэпер, музыкант и сонграйтер Stromae
Не нуждающийся в представлении Уилл Смит
5 вечных альбомов:
AC/DC — Back In Black
Chris Brown — X
Eminem — The Eminem Show
Moby — Play
Daft Punk — Alive 2007
Главные советы каждому творческому человеку:
Постоянно отрабатывайте свое мастерство — хотя бы по часу каждый день
Регулярно проходите мастер-классы, все время набирайтесь опыта
Чаще выходите из зоны комфорта любыми возможными способами
Уделяйте время физическому и ментальному здоровью, ни в коем случае не забивайте на спорт, хорошие книги и отдых
— Всё об Иване (статьи, интервью, треки, профили в соцсетях) — https://socprofile.com/ivanfromrnd