Не все произведения одинаково полезны (телевидение, Сорокин и прочая дрянь).
Как организм состоит из того, что ест его обладатель, так и личность формируется информацией, которую человек получает извне. Всё, что мы смотрим, слушаем или читаем, воздействует на нас, оказывает влияние на личность, вносит в неё определённые изменения и коррективы. Я замечаю это влияние по себе - слушая достаточно долго одну подкаст-ленту, я невольно начинаю и сам говорить с интонациями ведущего этого подкаста. Читая книгу, я невольно начинаю изъясняться тем языком, которым она написана.
Я уже давно, несколько лет не могу смотреть телевизор. С тех пор, как в моём доме появился компьютер (а затем и интернет), у меня появилась возможность выбирать информацию по своему вкусу, по своим нуждам. После этого желание потреблять мутно-вонючую информационную жижу, льющуюся с телевизионного экрана, пропало окончательно. В гостях, когда у хозяев дома включен телевизор, мне через какое-то время просто становится плохо. Сознание разучилось переваривать суррогат. И это, наверное, хорошо. Но личности миллионов людей всё ещё продолжает формировать телевидение. И это уже страшновато.
Впрочем, разлагающий душу информационный мусор есть не только на телевидении. Мне регулярно попадаются книги или фильмы, оставляющие после себя нечто худшее, чем просто ощущение омерзения. Это сильные произведения, которые влезают в сознание и селятся там, формируя новые привычки, социальные рефлексы и стойкие ассоциации. Последним таким произведением стал для меня "День опричника" - повесть Владимира Сорокина, помесь антиутопии и политической сатиры.
Действие книги происходит в России 2027 года, отгородившейся от мира Великой Русской стеной и кинувшейся возрождать "русский дух" и самодержавие путем возвращения в обычаям прошлого. Главный герой повести - опричник, представитель спецслужбы, мутировавшей в орден, касту. Он убивает по приказу власти и насилует, ломает людей ради собственного наслаждения, чтобы скрасить будни. Вот тут-то и засада. Читатель-то себя с главным героем ассоциирует. И как бы не были омерзительны, шокирующи и чудовищны описываемые события, персонаж начинает прорастать в читателя. К примеру, ко мне приросла привычка вставлять к месту и не к месту фразочку "И слава Богу!", которую главный герой, мразь эта бесчеловечная, повторял постоянно. А я ведь религиозный человек, богохульства избегать стараюсь. Ассоциация всё равно возникла, и стойкая притом.
Дойдя до описания гомосексуальной оргии опричников, я плюнул и выбросил книгу. Если раньше у меня возникало желание прочесть какие-то книги не ради интереса или развлечения, а просто чтобы с "духом времени" ознакомиться, то Сорокин отбил это желание напрочь. В руки больше не возьму всяких Сорокиных, Пелевиных, Лимоновых и прочих ненатуралов и некрофилов от искусства. Собственная внутренняя чистота мне дороже осведомлённости по части модных веяний и новых тенденций в литературе. Не сочтите снобом - просто надоело внутрь себя мусор тащить.
P.S. Создание гнетущей атмосферы, нагнетание ужаса с помощью мерзости, мата и кровищи - признак недостатка мастерства.
Я уже давно, несколько лет не могу смотреть телевизор. С тех пор, как в моём доме появился компьютер (а затем и интернет), у меня появилась возможность выбирать информацию по своему вкусу, по своим нуждам. После этого желание потреблять мутно-вонючую информационную жижу, льющуюся с телевизионного экрана, пропало окончательно. В гостях, когда у хозяев дома включен телевизор, мне через какое-то время просто становится плохо. Сознание разучилось переваривать суррогат. И это, наверное, хорошо. Но личности миллионов людей всё ещё продолжает формировать телевидение. И это уже страшновато.
Впрочем, разлагающий душу информационный мусор есть не только на телевидении. Мне регулярно попадаются книги или фильмы, оставляющие после себя нечто худшее, чем просто ощущение омерзения. Это сильные произведения, которые влезают в сознание и селятся там, формируя новые привычки, социальные рефлексы и стойкие ассоциации. Последним таким произведением стал для меня "День опричника" - повесть Владимира Сорокина, помесь антиутопии и политической сатиры.
Действие книги происходит в России 2027 года, отгородившейся от мира Великой Русской стеной и кинувшейся возрождать "русский дух" и самодержавие путем возвращения в обычаям прошлого. Главный герой повести - опричник, представитель спецслужбы, мутировавшей в орден, касту. Он убивает по приказу власти и насилует, ломает людей ради собственного наслаждения, чтобы скрасить будни. Вот тут-то и засада. Читатель-то себя с главным героем ассоциирует. И как бы не были омерзительны, шокирующи и чудовищны описываемые события, персонаж начинает прорастать в читателя. К примеру, ко мне приросла привычка вставлять к месту и не к месту фразочку "И слава Богу!", которую главный герой, мразь эта бесчеловечная, повторял постоянно. А я ведь религиозный человек, богохульства избегать стараюсь. Ассоциация всё равно возникла, и стойкая притом.
Дойдя до описания гомосексуальной оргии опричников, я плюнул и выбросил книгу. Если раньше у меня возникало желание прочесть какие-то книги не ради интереса или развлечения, а просто чтобы с "духом времени" ознакомиться, то Сорокин отбил это желание напрочь. В руки больше не возьму всяких Сорокиных, Пелевиных, Лимоновых и прочих ненатуралов и некрофилов от искусства. Собственная внутренняя чистота мне дороже осведомлённости по части модных веяний и новых тенденций в литературе. Не сочтите снобом - просто надоело внутрь себя мусор тащить.
P.S. Создание гнетущей атмосферы, нагнетание ужаса с помощью мерзости, мата и кровищи - признак недостатка мастерства.
Comments
Детям телевизор тоже не нужен. За последние полвека человечество наплодило огромное множество качественных мультфильмов и детских передач, а интернет помогает их найти и скачать. Просто нужно тщательно выбирать, что стоит показывать детям. И этим стоит заняться заранее. К примеру, я уже сейчас начинаю выбирать мультфильмы для своего будущего ребёнка.