Blog

Манифест в защиту музыкантов

Вопрос, который я хочу поднять, навеян постами музыкантов в ЖЖ. В принципе, ничего нового вы не прочтете - этот вопрос стар, наверное, как...профессия "музыкальный продюсер".

В музыкальной индустрии сущетсвует понятие "музыкальный продюсер". Это человек, который, являясь потребителем музыки, генерит собственные творческие идеи, при этом сам он технически не в состоянии их воплотить, в силу неумения играть на музыкальных интсрументах или неумения пользоваться программами для создания аранжировок. И для воплощения он обращается к музыканту, который может играть на каком-либо инструменте или аранжировщику, который может сделать полноценную фонограмму. Задача продюсера - на пальцах (или каком-то примере) объяснить аранжировщику, что он хочет услышать, а задача аранжировщика - воплотить идею продюсера в фонограмме. Явление, ставшее уже нормальным, практикуемое во всем мире. Ди-джеи, выступающие в роли музыкальных продюсеров и музыканты, создающие аранжировки - тоже нормальное явление, практикуемое во всем мире.

По многочисленным интервью, материалам, рассказам и другим средствам информации на Западе, давно известно, что подавляющее большинство творческих тандемов ди-джей (тем более известный) и музыкант (аранжировщик) - это взаимовыгодное сотрудничество, которое может проистекать по нескольким сценариям:

а) Ди-джей хочет выступить публично в роли автора, и он заказывает у музыканта трек, оплачивая его работу по созданию фонограммы и преобретая исключительные права на нее.

б) Ди-джей подписал (или имеет договоренность подписать) контракт с крупным лэйблом, который выплатит гонорар за права на трек+роялти с продаж, который он по условиям контракта разделит вместе с музыкантом.

в) Ди-джей имеет перспективу продать трек в on-line-магазинах с вложениями в промо-поддержку, что обеспечит продажи, на которым и он, и музыкант, заработают.

г) Ди-джей просто хочет творческой реализации и не уверен в коммерческом успехе трека, но готов "подтянуть" промоушн музыканта за счет своей известности, чтобы тот мог писать кому-то еще или иметь, например, выступления.
Это далеко не все, но основные сценарии сотрудничества, которых большинство во всем мире, и которые тоже являются нормальной практикой. Но вопрос не в подавляющем большинстве, которое составляет цивилизованные отношения ди-джей-музыкант, а как раз в том, что составляет меньшинство в мире, и чаще практикуется у нас.

Если смотреть реально на ситуацию, которая складывается у нас с ди-джеями и музыкантами, то они ровно противоположные. Ди-джей – это востребованная ныне профессия (для кого-то хобби), которая при определенном использовании человеческих и финансовых возможностей, позволяет очень лихо взбираться по карьерной лестнице, увеличивая за каждый пункт в биографии размер гонорара на сотню-другую (даже если музыкальный вкус ди-джея вызывает у кого-то большие сомнения). Музыкант в нынешних реалиях (именно музыкант, а не программист, знающий единственный вид музыкальных инструментов-VSTi) – творческая профессия, которая практически изживает себя на электронной сцене, так как доступность компьютерных технологий для звукозаписи давно породила приток программистов и саунд-продюсеров, не играющих, а «собирающих» музыку почти математическим путем стахановскими темпами, выдержать конкуренцию с которыми музыкантам удается очень в редких случаях (также, как в случае с ди-джеями, при определенном использовании человеческих и финансовых возможностей). Но надо все же отдать должное некоторым саунд-продюсерам, которые посредством больших усилий, терпения и тяги к знаниям, становятся в производстве фонограмм настоящими профессионалами и способны реализовать практически любую музыкальную идею.

Успех любого артиста зависит от того, сколько он приложит усилий для его достижения. И ди-джеи, занятые своей карьерой, чувствуют необходимость в освоении новых направлений, которые так или иначе повысят их популярность, и это прямым образом относится к музыкальному продюсированию и написанию собственных и совместных треков. Есть ди-джеи, имеющие не только желание хорошо играть чужую музыку, но и желание писать собственную, причем делать это самостоятельно. Они находят силы и время, чтобы потратить их на освоение основ звукозаписи, консультируются с опытными коллегами, делают первые шаги и первые успехи. Есть другая категория ди-джеев, которая поглощена только своей работой в клубах, но требования времени также относит на свой счет, и хочет преобщиться к творческой самореализации в записи своей музыки. Но от первой категории их отличает то, что они имеют причины, чтобы не делать это самостоятельно, при этом никто не может запретить им осуществить свои творческие порывы. Самые распространенные из этих причин:

а) У ди-джея слишком плотный график выступлений, фотосессий, мастер-классов, переговоров, интервью, и т.д., что занимает все его время.
б) Ди-джей не имеет предрасположенности к освоению программного обеспечения или не имеет музыкального образования.
в) Ди-джей не видит необходимости в трате своего времени, которое он ценит в соответствии со своим успехом, позволяющим ему приумножать выступления, и считает, что лучше его музыкальную идею реализует кто-то, кто уже знает, как записывать музыку.

И сложно, и в то же время легко объяснить, почему ди-джеи, прибегающие в реализации своих музыкальных идей к помощи музыкантов или саунд-продюсеров, хотят это сделать с наименьшими вложениями ресурсов со своей стороны, при этом расчитывают на максимальную отдачу от творческой работы. Рассматривать вариант, когда и ди-джей, и музыкант не имеют особой известности, думаю, смысла нет – тут больше играют роль перспективы, которые они вырисовывают перед собой. Также мы не будем рассматривать сотрудничество известного ди-джея и известного музыканта или коммерческой студии – тут условия работы строятся по вполне ясным схемам.

Речь пойдет о том, когда ди-джей, имея определенную известность, а значит и соответствующие своему статусу возможности, как для продвижения будущего трека, так и для влияния на статус соавтора, выбирает мало востребованного или неизвестного музыканта или саунд-продюсера (иногда это последний бывает и известный, но творческий тандем появляется на почве дружеских отношений). И причины тут две:

а) Ди-джей реализует эту работу в качестве продюсера, открывающего «новое имя».
б) Сотрудничество с неизвестным музыкантом обычно не подразумевает затрат на производство музыки со стороны ди-джея.

Собственно, из этих причин вытекают нешуточные последствия совместной работы, но с большой разницей для ди-джея и для музыканта, и разница эта очевидна. Ди-джей, обладающий возможностью понести затраты, которые впоследствии легко окупит, получает работу музыканта или саунд-продюсера без затрат. При этом результат совместной работы больше будет привлекать внимание потребителя, благодаря имени известного ди-джея, которому будет отдаваться предпочтение в силу того, что его имя на слуху, а имя музыканта или саунд-продюсера будет автоматически ассоциироваться с именем ди-джея-соавтора. Не трудно догадаться, кто из такого тандема набирает очки в популярности и востребованности – это ди-джей. Музыкант или саунд-продюсер в этом случае является прилагательным к еще одной ступени вверх по лестнице успеха известного ди-джея, не больше. В связи с этим возникает вопрос: сколько еще должно пройти времени, чтобы известные ди-джеи перестали эксплуатировать за просто так труд музыкантов и саунд-продюсеров для собственного продвижения, и сколько должно пройти времени, чтобы музыканты и саунд-продюсеры поняли, что от работы с известным ди-джеем перспектива продвижения ничтожно мала, так как сильно зависит от желаний, отношения и реальных целей известного ди-джея, не говоря уже о том, что 90% работы делают они, а результат будет работать только на идейного вдохновителя? На продажах трека сейчас можно как-то заработать только при условии хорошего промоушна, который одновременно выступит и тормозом получения дивидендов – известные треки в Сети появляются со скоросью появления информации о нем. Остаются варианты выступлений – думаю, понятно, что больше их будет у известного ди-джея, так как выступление музыканта или саунд-продюсера (если он по совместительству не играет, как ди-джей), промоутерам нужно меньше всего.

Если ди-джей хочет называться автором трека, и считает себя слишком занятым для того, чтобы тратить время на освоение программ, инструментов, основ звукозаписи, или просто ленится это делать (что тоже не редкость), - можно применить систему, по которой работает куча ди-джеев в мире – пришел – заплатил – получил – стал еще известнее. Музыканты и саунд-продюсеры с еще большим стимулом будут работать и делать так, как нужно ди-джею, который трек хочет еще с удовольствием и сам играть, и коллегам с достоинством представить. Но наши ди-джеи привыкли к мысли, что музыканты и саунд-продюсеры – дармовая рабочая сила, и со словами «давай запишем трек-я его раскручу, все будет офигенно», просто используют или наивность неизвестного музыканта, или дружбу с саунд-продюсером в своих личных целях – именно своих, а никак не общих. Если известному ди-джею так жалко средств, недостатка в которых он явно не испытывает, тогда просто стоит самому сесть и научиться писать музыку, как это делают другие коллеги. Известный ди-джеи очень дорого ценят свой труд – он действительно тяжелый. Но труд музыкантов и саунд-продюсеров не менее ценен и нелегок – и понять это можно, если потратить время на получение знаний и опыта в профессиональной звукозаписи. У них тоже есть необходимость в преобретении лицензионного программного обеспечения, музыкальных инструментов, компьютерного и студийного оборудования, так же, как ди-джеи тратят деньги на музыкальный материал для своих супер-модных сэтов. Они тоже имеют право на возможность заказать дорогой флешевый сайт, взять к себе на работу личного пиарщика, букинг-агента, менеджера, тусоваться в модных и дорогих ночных клубах и ресторанах, в конце концов, быть такой же частью «элиты», как и известные ди-джеи. Но делать это все не на средства, которые они чаще зарабатывают, сидя с 10 до 19 в каком-нибудь офисе, а на деньги, которые они должны зарабатывать на своем музыкальном труде.

Господа ди-джеи, научитесь ценить труд музыкантов и саунд-продюсеров также, как цените свой!

0 ▲
4 October 2008 22:55
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.