В чём секрет "винилового" звука.
Многие здесь знают что такое виниловая пластинка не понаслышке, так же как и о том что у винила зачастую более мягкий звук чем у цифровых носителей.
Соотношение сигнал/шум виниловой пластинки около 60 дБ.
Небольшое пояснение, шум имеет линейний спектр, это так называемый белый шум. Вот изображение того как выглядит шум на графике, изображение взято с интернета просто для примера(уровень шума на орригинальной картинке более 140 дБ) примерный уровень шума пластинки указан красной линией.
Этой информации хватит для того что бы продолжить.
Теперь я не много расскажу об особенностях музыкального сигнала:
естественный спад уровня сигнала 6дБ на октаву вверх, это легко можно проверить просто произведя анализ спектра любого трека в кубейсе, вот пример: (красной линией обозначен естественный спад, жёлтым примерный уровень шума пластинки)
получается при частотном диапазоне 20-20000Гц получаем 10 октав, тоесть разница меджу самым низким и самым высоким звуком получается 60дБ, а это уже равно динамическому диапазону пластинки. Но в музыке и звукотехнике такой широкий охват не используется, и можно взять за основу 40 – 16000 Гц,
это конечно не 10 октав, а примерно 8 с половиной, но принципиально это ни чего не меняет, падение по уровню между самым низким и самым высоким звуком будет около 50дБ.
То есть получается что если записывать на винил сигнал таким какой он есть, то по верхам соотношение сигнал шум будет около 10 дБ, что не пригодно для прослушивания.
В своё время эта проблема была решена довольно просто, инженеры создали корректор АЧХ, который поднимал высокие частоты и заваливал низкие, со средней точкой 1кГц.
Вот график этой коррекции: зелёная обозначена коррекция перед запись, красным коррекция при воспроизведении, синим то что сигнал после двух коррекций имеет начальную форму.
После применения к треки RIAA коррекции уровень сигнала во всём диапазоне частот стала примерно одинаков.
Что это дало: теперь разница между полезным сигналом и шумом становиться примерно одинаков во всем спектре и близким к максимальному.
Но теперь возникла ещё одна проблема, по скольку амплитуда сигнала во всём диапазоне примерно одинаковая, но теперь пик в любом диапазоне мог превысить допустимую ширину дорожки и повредить её, и надо было применять лимитирование и компрессирование.
В итоге получаем самое интересное: теперь компрессор очень хорошо отрабатывает пики во всём диапазоне, но и параметры его нужны несколько другие чем при обычной компрессии.
Именно в том что динамическая обработка работает с таким видом сигнала, именно появляется эта виниловая мягкость.
Теперь аудио примеры:
rghost.net/49693179
rghost.net/49693227
Теперь не много затрону цифровое аудио с параметрами 44.1/16, у такого аудио шум находится на уровне -96дБ, по 6 дБ на бит, теперь вернёмся кортинке со спектром трека:
Что имеем в итоге на максимальном уровне сигнала (51Гц) разница между сигналом и шумом 96 дб, но например на 8кГц эта разница всего 96 – 40
Равна 56 дб, что говорит о том что цифровое аудио в высоко частотном спектре имеет параметры не лучше чем у винила. А если для записи CD дисков использовать метод которым записывают вилиловые диски(с RIAA коррекцией), то можно было бы добиться разницу в 90-96 дБ во всём спектре сиганала. В следствии чего ЦАПам было бы на много проще обрабатывать сигнал, и уровень ЦАПа уже бы не так сильно влиял на звук.
Ещё немного информации: шум с пластинки после коррекции имеет, имеет вид розового шума.
P.S. звук с карты трактор А6 средствами кубейса, был подан на линейные вход и фоно вход микшера (Urei 1601, Vestax PMC 46) сигнал обработаный RIAA плагином но без компресии, в общем мало отличался от исходного трека, разница была в более детальных верхах, после обработки компрессором, разница была уже более заметна.
P.S.S.: в этом топике я выссказал своё мнение, если есть какие - то замечания или поправки то пишите, вместе мы дойдём до истины.
Кто может выложить аудио примеры на промо, выложите пожалуйста, я закреплю их в лучшие.
Comments
Pinned comment
даже судя по графикам она не разу не одинаковая.
я ваще сути не могу уловить темы, она ваще о чём ?
а дин диапазон считается ваще по другому.
через формулу, причём формулы для ацп и для цап разные.
ну и нас в свое время также учили
Здесь дана реальная информация, подтверждение которой есть в сети и разных книгах умных. Так что Вам что-то не понятно, то это Ваши проблемы.
Я ещё раз говорю тут нет инфы как из говна концетку сделать, тут показано понимания процеса производимого перед записью на винил и то что этот же процесс можно произвезти и раписать потом этот звук на сиди а не винил.
По факту я считаю, запись на винил самой технологичной на данный момент, потому что носитель изначально с низкими параметрами используется на все 100 процентов, с сиди например всё не так, там посмотрели что у носителя параметры не плохие и пишут как есть, в итоге имеем то что имеем, вот и всё.