Favorites

Строительство студии – письмо инвестору.  Kirill Zheleznov

Доброе время суток!

Эта статья была написана автором для инвестора, собиравшегося вложить деньги в project-студию, ориентированную на запись голоса и вокала, на изготовление аудио-рекламы, аудио-книг, рингтонов и пр..
Целью данной статьи, в которой автор выражал свое субъективное мнение (так как ему бы пришлось там работать), было оправдать выставленную сумму на акустическую отделку помещения и оборудование.

Строительство студии во многом можно сравнить со строительством дома. Сначала поиск места, затем подготовка этого места под строительство, далее фундамент, кирпичи, смеси и т.д. от качества которых зависит успех всего мероприятия. Если будет кривой фундамент, то дом долго не простоит; если у рабочего будут расти руки из мягкого места, то может быть дом получится, но жить в нем будет либо очень сложно, либо нереально; если поставить плохие рамы, то рано или поздно через них просочится вода; если самому начать воздвигать крышу, то выйдет либо не очень, либо велика вероятность остаться до конца своих дней инвалидом!

Есть 2 основных требования для качественной студии – это помещение и ее аппаратная часть.

К «помещению» относятся ее внешняя изоляция (в зависимости от окружающей среды, которая может проникнуть в запись или затормозить рабочй процесс, например: поезд прошел, самолет пролетел, соседи уже спят, за стенкой читальный зал библиотеки и т.п) и внутренняя изоляция – другими словами акустическая среда помещения. Чтоб понять, что такое внутренняя изоляция, можно обратить внимание на человека который только что вошел в новую квартиру без обоев и мебели – звук похож на звук в ванной комнате (в ванной комнате приятно попеть, но для записи музыки такое помещение не годится)! Как только в комнате появляются шкафы, книги, мягкая и прочая мебель, эффект «ванной комнаты» исчезает т.к. вся эта мебель не позволяет звуковым волнам хаотично распространяться, а какие-то волны просто поглащаются мебелью, но появляется эффект «жилой комнаты», с которым человек чувствует себя комфортно. Студийная акустика требует акустической специфики, где отсутствуют резонансы и неприемлемая «окраска», она далеко не комфортная для проживания т.к. появляется ощущение ваты в ушах, но такая акустическая среда крайне важна для того, чтоб студия функционировала. Такие акустические свойства помещения добиваются не коробками из под яиц, а профессионалом  в этом деле, с обязательным опытом и образованием, путем физических и математических вычислений!

Аппаратная часть студии состоит из множества приборов, но все эти приборы выполняют определенную функцию и их можно классифицировать на: рабочая станция (сердце студии), мониторная часть, преобразователи (АЦП/ЦАП), обработка(динамическая, пространственная, модуляционные эффекты, специальная обработка), усиление и предусиление, микрофоны, рекордеры и финальная обработка(мастеринг). К сожалению действует принцип, что дешево не бывает хорошо. Профессиональная техника всегда стоит ощутимо дороже полупрофессиональной или любительской.

Рабочая станция – в наше время сердцем студии является компьютер и системы записи на жесткий диск. Есть 2 флагмана в этой индустрии: системы Digidesign Protools и  Apogee Symphony совмещенный с Logic. На базе Protools работает треть мира, другая треть работает с  Apogee. Во многом, по простоте использования и развитой коммуникации выигрывает Protools, но Apogee в последнее время догнала Protools, и в чем-то даже опередила. Есть еще 2 преимущества за Apogee:  система Apogee  дешевле Digidesign раза в 2(!); к Digidesign возможно придется докупать прибор для преобразования аналогого сигнала в цифровой, который выпускает фирма Apogee, а система Apogee уже предполагает наличие своих фирменных конвертирующих алгоритмов. Очевидная экономия! Можно добавить, что по такому принципу построены студии в которых работают Нэлли Фуртадо, Джастин Тимберлейк, Майкл Джэксон, многие студии для озвучивания фильмов голливуда, наша Земфира и многие другие.
Рабочая станция состоит из двух частей: аппаратной и программной.
Аппаратная часть включает в себя компьютер, звуковую карту, которая вставляется в PCI разъем в системном блоке компьютера, и внешнего блока, в котором находятся все разъемы для подключения к компьютеру устройств обработки. В зависимости от сложности внешнего блока, в нем находятся больше или меньше аналоговых и цифровых разъемов. Как правило у внешних блоков имеются специальные разъемы для того, чтоб подключить к нему еще один или несколько таких же блоков, что позволяет увеличить общее количество разъемов и соответственно подключить к ним еще больше оборудования.
Программная часть рабочей станции состоит из программы драйвера, которая позволяет «общаться» компьютеру со звуковой картой и внешним блоком, и программы секвенсора. Секвенсор – это программа с развитыми возможностями редактирования звуковой волны и монтажем. В эту же программу записываются инструменты, голос и звуковые эффекты. Там же выполняются редактирование и сведение.

Системы Digidesign  и Apogee каждые предлагают полностью совместимые с собой программы-секвенсоры. Для Digidesign – программа Protools; для Apogee – программа Logic. Особые отличия есть только в интерфейсе (внешнем виде) программы. Те кто привык работать с Protools, тем будет не легко привыкнуть к Logic, и наоборот. С выходом последней версии программы Logic переход стал проще, так как они полностью переделали интерфейс и сделали его чем-то похожим на интерфейс Protools, но при этом оставив свои внутренние программные алгоритмы.

Мониторная часть – это пожалуй самая важная состовляющая студии. Известный звукоинженер и дизайнер студий Филип Ньюман говорил, что на мониторную часть, которая состоит из самих мониторов и усилителя, должно выделяться не меньше 5 тысяч долларов. Трудно к нему не прислушаться т.к. его научные труды о мониторных системах становятся настольными книгами любого звукоинженера, а так же мониторные системы его изобретения, которые собираются на заказ, признаны одними из самых лучших мониторных систем в мире!
Если человек работает с видео, то для того чтоб качественно с ним работать ему нужен дисплей, который показывал бы идеально правдоподобную картинку со всеми ее нюансами и деталями. Если человек работает с нано-технологиями, то ему нужны высокоточные приборы, работающие стабильно без перебоев и на молекулярном уровне. Требования для работы со звуком не исключение. Мониторные системы дожны максимально честно воспроизводить звук таким, какой он есть, ничего не убирая и не добавляя. Тем более не допустимо, что бы мониторы изза своих каких-то недостатков не могли воспроизвести какие-то ошибки, например: в балансе, в частотном спектре. Обычно происходит следующее: человек покупает диск и приносит его домой, вставляет его в свою мегагипер хай-энд звуковую систему, нажимает на «воспроизвести» и слышит, что динамики запирают на низких частотах или средних, что высокие частоты режут уши, а сам звук будто распростроняется с волнообразной динамикой, то тише, то громче! Хуже того – он может услышать явные недочеты в самой записи, как посторонний шум от наводок, например. Все это делает запись провальной и сильно портит репутацию артиста. С такой записью лучше не выходить на европейский рынок, да и вобще на рынок, а оставить ее как демо запись и при первой возможности переписать ее в профессиональной студии. Хорошие мониторные системы нужны, чтоб контролировать процесс записи музыки от самого начала – записи и до самого конца – мастеринга, и выявлять и устранять возможные ошибки или неполадки на любом этапе!
Есть конечно более дешевые варианты, но которые оправдывают соотношение цена/качество. На одном из них мы и остановимся. Существует хорошо зарекомендовавшая себя фирма Dynaudio, которая выпускает мониторы под разные типы помещений и для различных вариантов эксплуатации (конторльные мониторы, мониторы для сведения, высокоточные мониторы для мастеринга). Так же они выпускают серию BM для небольших студий с ограниченным бюджетом и ограниченными возможностями записи музыки. По сути эти мониторы являются универсальными, на которых можно выполнять различные типы работ (от записи до мастеринга), и являются действительно находкой для небольших студий! В серии Dynaudio BM есть различные модели, отличающихся друг от друга техническими характеристиками, различным диаметром диффузора и наличием встроенного усилителя (активные мониторы). Для небольшого помещения будут вполне достаточны мониторы Dynaudio BM6A, что означает. Подобное сочетание со встроенным усилителем имеет немало преимуществ. Объединяя акустические системы с усилителем, производитель может очень точно согласовать их параметры (сопротивление, выходную мощность, коэффициент демпфирования и т. д.) для оптимальной совместной работы (иначе говоря, приобретая 2 активных монитора, сразу приобретается друг с другом совместимая стерео пара). Упрощается применение активного кроссовера (в пассивных акустических системах активный кроссовер можно применить в том случае, если они позволяют производить независимое подключение к разным динамикам). Следует добавить, что мониторы фирмы Dynaudio сделаны по особой технологии, которая дает им хороший разрешающий потенциал (разборчивость). Они могут воспроизвести звук от очень короткого щелчка протяженностью всего в несколько миллисекунд и позволяют услышать любые нюансы музыки.

Преобразователи (АЦП/ЦАП)
– это пожалуй самый сложный вопрос и является головной болью и предметом разногласий в непрофессиональных студиях! Так как у людей нет понимания «природы» преобразования из аналогого сигнала в цифровой, то они продолжают работать на «саунд бластерах»,т.е. звуковых картах предназначенных для домашнего просмотра фильмов, для домашнего прослушивания музыки и просто, чтоб замочить пару въетнамцев в Гост Реконе; а потом люди удивляются, почему же у них вроде все так круто с внешним оборудованием, но сравнивая свои записи с западными, то оказывается, что западные звучат фирменно, а их кустарно! Все дело в алгоритмах и математике! На деле получается, что чем длиннее математическая формула описания аналогого сигнала, тем правдоподобнее он звучит оцифрованным. Но математические формулы получаются на столько длинными, что в итоге нужны огромные вычислительные мощности чтоб их просчитать. Одним мощным процессором уже не отделаешься, поэтому производители их ставят несколько, каждый из которых берет на себя определенную задачу. В дешевых преобразователях и звуковых картах используются усеченные формулы и слабые процессоры, так же эти процессоры пропускают описание, другими словами ошибаются, что заметно сказывается на качестве звука (как правило это может проявиться как эффект фленджера и искаженными высокими частотами, или проникновение левого канала в правый и наоборот). Качество алгоритма преобразователей в чем-то можно сравнить с качеством фотоаппарата. Очень многие люди могут увидеть на фотографии цифровой шум, или могут сравнить снимок с фантиком от жевачки «turbo». Но снимки сделанные профессиональной камерой имеют глубину, можно различить, что было в фокусе, что на втором плане и т.д. Такое ощущение, что такие снимки дышат! Тоже самое происходит и со звуком. Звук может быть плоским(кустарным), а может быть глубоким, объемным, накрывающим, вязким, обволакивающим (фирменным).
Среди разработчиков преобразователей есть свои лидеры. Безусловным лидером считается фирма Apogee. Компания специализируется только на изготовлении преобразователей АЦП/ЦАП. Сравнительно с приборами других фирм, приборы  фирмы Apogee выигрывают по очень многим параметрам. Так же они выигрывают по цене – они единственные, кому удалось достичь такого качества за такие деньги! Пожалуй выше приборов Apogee стоят приборы фирмы Prism Sound, один стоит около 10 тысяч долларов (только АЦП, а если еще и ЦАП, то это еще столько же денег!) против Apogee, который стоит почти  в 3 раза дешевле!
Есть еще одно преимущество за  Apogee: приобретая PCI карту, которая вставляется в компьютер, и еще одну опцию для прибора за небольшие деньги, мы получаем отличную рабочую станцию, которая интегрируется в Logic, а так же отличный преобразователь, соответствующий мировым стандартам, сэкономив, чем бы мы покупали Digidesign Protools и отдельно Apogee, около 10 тысяч долларов!!(прим. – Digidesign сами виноваты тем, что решили стать «монополистами».)

Синхронизация - если вопрос с преобразователями становится предметом разногласий у непонимающих людей, то
вопрос синхронизации вобще не открывается т.к он является очень сложным! Если люди не задумывались для чего нужны преобразователи, то уж о существовании проблем синхронизации они даже не подозревают! В этом вопросе не обойтись без терминологии и специфического образования! Но можно выразиться образно…
Перенесемся на стадион на соревнования по бегу на короткую дистанцию на время. Спортсмены встали в линию, но они не побежали сразу как только вышли на поле, а дождались отсчета, потом выстрела, и только тогда побежали. В итоге тот, кто первый прибежал к финишу, тот и выйграл. И ни у кого не возникает вопрос, что он поступил не честно и никто не полезет с ним драться. Стартовали же все вместе! Теперь представим, что один спортсмен не дождался отсчета, как другие, а побежал раньше времени, но хуже того, как он добегает до финиша, ему засчитывают время и он становится победителем! Реально такое? Это честно или так правильно? Публика будет негодовать, а его соперники просто полезут в драку с судьей!
Теперь можно сравнить спортсменов с цифровыми потоками, которые проходят через множество приборов. Они должны начать двигаться с одной временной точки, идти синхронно и сходиться вместе в другой временной точке. Речь идет о миллисекундах, но в данном случае миллисекунды значат очень многое для конечного результата. Сигналы не должны опережать друг друга, а должны идти «нога в ногу» так, будто они на военном параде и кто-то им постоянно считает :»левой, правой, левой, правой…»
Другими словами синхронизатор – это часы, или, наверное, правильней назвать  – метроном, но не для дирижирования оркестром или домашних репетиций, а метроном работающий в бешеном темпе, который «понимают» цифровые сигналы.
В данном случае есть множество решений, есть много фирм производителей приборов синхронизаторов, в том числе есть и решение не знать об этом и спать спокойно, но удивляться «почему у меня все в порядке, но фирменности в звуке все равно не хватает». Опять же флагманом в этой области является фирма Apogee с их прибором Big Ben. Аналогов в определенном ценовом диапозоне по соотношению цена/качество ему нет.

Обработка - обработка бывает нескольких типов: динамическая(компрессоры, лимитеры, гейты, деэссеры), пространственная(реверберация, задержка(русским языком эхо)), модуляционная(фленджеры, фэйзеры, хорусы, смещение высоты тона, комбинация эха или реверберации с фленджерами или фэйзерами, или дисторшанами и т.д.), эквалайзеры и специальная(автопанеры, тюнеры, гармонайзеры и т.д.).
Многое из перечисленного можно и нужно делать программно (применяя алгоритмы поставляемые в секвенсоре Logic или сторонними независимыми разработчиками). Но хотелось бы остановится отдельно на реверберации.
В реальной жизни реверберация происходит изза множественных отражений звука от стен, пола и потолка, происходящих столь часто, что невозможно различить отдельные повторения. Все помещения дают разный звук в зависимости от размера, формы, способности материала поверхностей (а также имеющихся в помещении предметов, особенно людей) поглощать звук и их способности поглощать одни частоты больше, чем другие. Ревербератор – это прибор физического моделирования с очень сложными алгоритмами и очень сложной математикой. Уму непостежимо какие длинные формулы используются для описания отражений звука в таких приборах. Соответственно какие мощные процессоры в них установлены! Основная задача ревербераторов – искусственная имитация естественного акустического пространства. Но в современной звукозаписи находят место эффекты, не существующие в природе, например реверсивный ревербератор или загейтованный(проще показать, чем объяснить, что это такое). Только реверберация, производимая дорогими ревербераторами, может нормально восприниматься слушателем в больших количествах в течении долгого времени, а реверберация производимая программно или дешевыми ревербераторами воспринимается больше, как деффект записи или как звуковая грязь или каша!
Во многом за счет реверберации достигается тот эффект присутствия, будто исполнитель и все музыкальное сопровождение находятся здесь в комнате или «там за стенкой», который возникает при прослушивании западного исполнителя. В студии обязательно должен быть специализированный прибор, который бы занимался физическим моделированием реверберации. А лучше всего несколько разных фирм производителей.

Во многом удовлетворяет ревербератор фирмы TC Electronic reverb4000. Дело в том, что это сравнительно «молодой» прибор у фирмы производителя с многолетним опытом работы, качество приборов которой признано во всем мире! Данный прибор фирма наделила возможностями их предыдущих разработок и добавила последнии новаторские алгоритмы. Прибор получился многофункциональным ревербератором, который может моделировать реверберацию по самым разным формулам. Нужда приобретать еще какой-то ревербератор (например что-нибудь из легендарной фирмы Lexicon) отпадает!

Микрофоны - вот и каснулось дело «святого»… Рано или поздно любая студия приходит к тому, что просто писать музыку в секвенсоре хорошо, но хотелось бы и вокал записать. Вот тут и начинается настоящая звукорежиссура!
Настоящая звукорежиссура – это эксперименты. Иногда думаешь :» Вот этот микрофон стоит за десятку!!! Он наверное очень крутой!» А на деле оказывается, что микрофон оправдывает свою стоимость, но он не подойдет в любых ситуациях и под одного вокалиста так же хорошо, как под другого. Достаточно часто бывает, что кому-то подходит микрофон в 10 раз дешевле предыдущего. И это нормально. Микрофоны подбираются под каждый конкретный и в то же время уникальный случай, но это в том случае, если вокалист пришел в большую студию, которая владеет парком из 50и микрофонов. Некоторые из этих микрофонов могут быть раритетом и уже сняты с производства. Конечно, если просто прикинуть, то парк микрофонов – это целое состояние!
Существует разделение микрофонов на студийные и концертные. Концертные микрофоны сделаны для того, чтоб снимать звук в жестких концертных условиях – производитель вкладывал деньги в соотношение звук/выносливость/цена. Студийные микрофоны – они как тепличные растения. Они хрупкие, они очень чувствительные, они не приспособлены работать в концертных условиях. Как и концертные так и студийные микрофоны делятся на несколько категорий: Вокальные, дикторские, инструментальные, стерео микрофоны, вокальноинструментальные, микрофоны граничного слоя, пушки. Как и концертные так и студийные микрофоны бывают динамическими и конденсаторными. Задача студийного микрофона снять и передать на предусилитель максимально детально звук с источника, поэтому, если речь идет о том, что бы записать вокал, струнный инструмент, акустическую гитару, фортепиано, флейту, саксафон, балалайку, гармонь и т.д., то с этой задачей как правило справляются только конденсаторные микрофоны т.к. они более чувствительные и снимают весь спектр. Далее в конденсаторных микрофонах есть «внутренности», от которых цена на него может быть больше или меньше. Среди микрофонов есть так же производители флагманы. Многие из этих фирм выпускают модели микрофонов аж с 60х годов, не подвергнув их какому-либо изменению! Эти микрофоны проверены многими профессионалами и временем. Если надо снимать звук с барабанов, с инструментов из тяжелой медно-духовой артиллерии, звук с перегруженного гитарного комбика или очень громкого академического исполнителя, то с этой задачей справится динамический микрофон, а конденсаторный лучше приберечь, чтоб не повредить чувствительную мембрану. Но так как речь не идет о приобретении огромного количества микрофонов, то хотелось бы остановиться на проверенном и можно сказать «универсальном» вокальноинструментальном микрофоне.
Есть такая компания Neumann. В далекие годы, когда германией правил Гитлер, который стремился сделать свою страну победителем во всем, он дал четкие указания, как развиваться двум соперничающим компаниям Neumann и Beyerdynamic. Первая должна была заниматься только конденсаторными микрофонами, вторая динамическими. В итоге до сих пор они так и поступают. Конечно каждая компания накопила огромный опыт в своем деле и продолжают его накапливать. У каждой компании есть свои легендарные модели микрофонов, которые изобрели еще в 50хх-60хх. Эти модели, немного модифицированные, все еще выпускаются! В качестве основного микрофона очень подойдет микрофон Neumann M149 tube. Эта модель уже довольно старая, но обновленная, и считается легендарной. Его любят, им пользуются, его уважают. Он отлично справляется как с человеческим голосом, так и с инструментами, превнося в звук «ламповое тепло», но в то же время не пересыщая, а достаточно естественно привнося фирменность. В результате получается очень теплый и жирный звук(подразумевается, что спектр звука не замазывается, а звучит таким как есть  и очень близко). У этого микрофона есть еще одна фишка: он может работать в нескольких режимах, а точнее в 9и. Причем в зависимости от режима меняется характер звука так, будто это не один микрофон, а несколько разных, но в то же время похожих.

Микрофонные предусилители – сами по себе очень скучные приборы. Микрофонные предварительные усилители – это устройства, усиливающие сигнал микрофонного уровня до уровня линейного(до уровня, когда его можно будет записать, подсоединив к рабочей станции). Это скучное действие имеет, тем не менее, принципиально важное значение, так как во многом определяет характер звука, который выходит с микрофона.
Микрофонные предусилители в основном бывают двух типов: ламповые и транзисторные. Ламповые предусилители, постороенные на ламповой схемотехнике, придают звучанию ламповое насыщение – на слух это воспринимается как «теплота» звука, звук перестает быть «стерильным» и «безжизненным». Транзисторные предусилители наоброт практически не окрашивают звук.
В идеале, в студии должны быть предусилители и такие и другие, что бы их можно было комбинировать с микрофонами, а в результате получать разные звучания. Но это в том случае, если есть с чем их комбинировать. Обычно, если в студии имеется только конденсаторный микрофон, то его используют в паре с ламповым предусилителем, что бы звучание не было слишком «аморфным». Если же в студии имеется только ламповый микрофон, то с ним работают в паре с транзисторным предусилителем, что бы не происходило «ламповое» пересыщение, т.к. сигнал, поступающий с такого микрофона уже достаточно богат «ламповыми гармониками(обертонами)». Для записи коммерческой музыки как правило используют комбинацию лаповый микрофон+транзисторный предусилитель.
Обычно производители встраивают в свои предусилители динамическую обработку и эквалайзеры, что бы формировать звук на начальном этапе до оцифровки. Но я предерживаюсь иного мнения: пусть лучше будет предусилитель с одной ручкой «предусиление», но он будет, проверенно, справляться с поставленной задачей (усиливать сигнал) лучше, чем его многофункциональные конкуренты (можно назвать «кухонные комбайны») за те же деньги.
В качестве предусилителя, для работы в паре с микрофоном M149 tube, рассматривается прибор компании  Millennia Media модель HV-3C. Это устройство является транзисторным и обладает ясным и прозрачным звучанием. Прибор практически не вносит изменений в сигнал на высоких уровнях и обладает огромным динамическим диапозоном. Усиленный им сигнал с микрофона класса M149 tube не теряет своей «Нойманосвкой» фирменности, тем самым получается очень естественный, плотный и теплый звук.

Финальная обработка - другими словами мастеринг. Что бы объяснить, что такое мастеринг надо понять, что такое мастер. Мастер – это то, что посылается на завод для тирожирования компакт дисков, и высылается для трансляции на радио или телевиденье. Мастеринг – это процесс создания мастера, происходящий после записи и сведения. Мастеринг может состоять из трех частей: монтажное редактирование, окончательная доводка звучания, вывод в требуемом формате.
Во время окончательной доводки звучания производится сглаживание амплитудной и частотной разницы между произведениями, улучшение прозрачности, ровности, плотности звука, стереообраза записи. В некоторых случаях возможно исправление ошибок сведения. Для доводки звучания используются многополосные компрессоры , лимитеры, эквалайзеры, процессоры для изменения стереообраза или создания эффекта объемного звука и процессоры утепления звука (создания для цифровой записи эффекта подобия аналоговой). Именно на этой стадии законченная композиция приобретает свой «законченный» звук, так что эта часть является наиболее творческой и самой значимой. Можно добавить, что многие музыканты, услышав свою запись после чужой записи удивляются, что их композиция прозвучала гораздо тише предыдущей – дело в окончательно доводке звучания. У предыдущего она была, а у этого не было. Иногда случается, что прослушивая какой-нибудь диск у себя дома, слушатель часто обращается к ручке громкости, прибавляя или убавляя звук, или каждый раз перенастраивая свой эквалайзер. В этом случае дело тоже в мастеринге, т.к. композиции могли записываться в разное время и даже на разном оборудовании и в отличных друг от друга условиях. Особенно такие записи нуждаются в мастеринге!
Большие студии могут позволить себе дорогие приборы для изготовления мастера: один компрессор может переваливать за 15000 долларов, а метр провода может стоить от 300 долларов! В нашем случае, для небольшой студии, вполне подойдет прибор Finalizer96k, выпускаемый фирмой TC Electronic. В этом приборе есть все алгоритмы и программы, необходимые для создания мастера.
Далее после того как окончательная доводка звучания завершена, завершающим этапом становится записать окончательный звук без потери качества на жесткий диск, или цифровую ленту, или на оптический диск (CD/DVD). Казалось бы в этом нет ничего сложного, но именно на этом этапе можно потерять всю фирменность композиции! Дело в том, что алгоритмы прилагаемые в прогаммах-секвенсорах не идеальны, а предназначены больше для записи демо-музыки, т.к. они идут в разрез со всеми синхронизаторами и преобразователями. Поэтому если сначала записать мастер на компьютер, а потом скинуть на ленту или оптический диск, то хорошего ничего не получится. Для этого необходимо записать звук сразу либо на ленту или на CD/DVD с мастеринг-прибора, а потом уже с этим делать все, что угодно! В качестве такого записывающего устройства вполне подойдет прибор Tascam DV-RA1000. Он записывает звук на CD или DVD диски в реальном времени. В этом плане подобных устройств нет. Есть альтернативные варианты записывать на системы с жестким диском, но они стоят сильно дороже, или же можно записывать мастер на цифровую ленту, но сами приборы и сама цифровая лента обходится очень дорого.

Вывод: Все приборы в студии взаимосвязанны, одно вытекает из другого. Если в студии есть хоть одно слабое место, будь то внутренняя акустика помещения, слабая и недостоверная мониторная система, отсутствие ревербератора или банального синхронизатора, то нарушится целостность всей системы, а студия может перестать функционировать или может превратиться в любительскую или домашнюю студию.

2 ▲
29 April 2010 6:51
Kirill Zheleznov