Особенности восприятия лиц и что за этим стоит Флейм
Восприятие лиц
При изучении наскальных изображений лиц я столкнулся с интересным явлением: когда скала находилась в нормальной (вертикальной) ориентации, там были видны одни изображения лиц, а когда я переворачивал фото на 180 градусов – уже совсем другие. А те, что были видны до переворота, как бы исчезали, становясь просто ни о чём не говорящей частью скалы.
Как оказалось, всё дело в мозговом фотошопе, а также в добавлении мозгом галлюциногенных элементов и в эффекте ориентировки (это понятие я ввёл по ходу изучения данного вопроса).
Вид перевернутого лица зачастую менее выразительный, и вообще, несколько отличается от вида лица в нормальном положении.
Нормальное положение рисунка лица без нарисованных элементов мимики - disk.yandex.ru/i/BabtAGtk4ExWb….
Перевернутое положение того же рисунка - disk.yandex.ru/i/XuFecAnf_PpeF….
Как мозг фотошопит лица
По изображениям одной и той же скалы я проследил, как меняется изображение, видимое как лицо на перевернутом снимке, и как безликая часть скалы на нормальном снимке. Оказалось, что в нормальном по расположению снимке (когда лицо перевернуто) отсутствует неразрывная линия контура (которая имеет место на перевернутом снимке), зрачок глаза слегка смещён относительно самого глаза и т. п. Вопрос только в том, является ли это результатом прямого фотошопа (улучшение похожих на лиц изображений при их нормальном положении) или обратного фотошопа (ухудшение похожих на лиц изображений в перевернутом виде). Вероятность того и другого варианта я оцениваю как 50 на 50.
Нормальное положение изображений лиц среднего качества: disk.yandex.ru/i/SBolOlNVGdP0I….
Перевернутое положение их же: disk.yandex.ru/i/C2z4nFgljPBhZ….
На сканированном изображении картинки не такие чёткие, но когда я смотрел на них с обложки диска было отчетливо видно, что на перевернутом изображении мужчины в области глаз у него более контрастные линии черепных костей. Это существенно меняет выражение лица и способствует визуальному обособлению рта, что снижает выразительность лица. Контур лица у женщины, стоящей с краю, на перевернутом изображении явно сильнее размыт. Это то, что удалось выявить сходу.
Добавление элементов мимики
Когда я проверял нарисованное изображение лица без элементов мимики (только глаза, нос, рот и оконтуривающая лицевая линия) в нормальном положении, то, хоть и незначительно (едва заметно), но её галлюциногенное появление удавалось выявить. Причём как в статичном, так и в динамичном варианте. Это делало лицо более выразительным. В перевернутом виде на данном лице элементов мимики не появлялось, и оно выглядело довольно невыразительно, не эмоционально. Можно сказать, что это было «холодное» лицо. Однако когда я целенаправленно пытался исключить появление данного галлюциногенного эффекта при нормальном положении лица (что было весьма непросто), то это лицо удавалось сделать маловыразительным. Более того, в зависимости от установки и случайности выражение лица получалось слегка различным: злое, равнодушное, более добродушное и т. п. Отчасти это было связано (по крайней мере, в некоторых случаях) и с незначительным изменением расположения элементов лица (глаз, носа, рта) друг относительно друга.
Возможно, добавление мозгом признаков мимики делает более чётким и вид наскальных изображений лиц. Даже если признаки мимики на них уже присутствуют, то за счет мозгового фотошопа они могут стать более чёткими.
Кроме того, когда мы смотрим на лицо в нормальном положении, у нас возникает некий эмоциональный отклик, меняется мимика нашего собственного лица, меняются телесные ощущения в самих глазах (с возможным появлением зрительно-глазной смеси ощущений), уровень возбужденности/расслабленности и т. д. В перевернутом же положении лицо практически не вызывает отклика со стороны ЦНС.
Наличие признаков симметрии
Признаки симметрии (хотя и не всегда чёткие) отличают лицо от многих других случайных изображений, например, на поверхности скал. Они делают изображение более организованным, создавая эффект смысловой структуры в восприятии. В принципе, любая цифра или буква – это смысловая структура. И только совершенно хаотичное распределение элементов не обладает свойствами смысловой структуры, поскольку в этом случае речь идет о хаосе, дезорганизации, энтропии. Но в широком смысле любое изображение (даже с хаотичным расположением элементов) можно рассматривать как некую смысловую структуру, хотя я предпочитаю относить к ней только изображения с признаками организованности (симметрия и пр.). При этом границы тут совершенно условны.
Элементы мимики делают лицо ещё более осмысленным, усложняют смысловую структуру.
Как смысловая структура лицо совсем не уникально, любое изображение с признаками симметрии будет смысловым.
Не лицевое изображение с признаками симметрии - это тоже смысловая структура: disk.yandex.ru/i/jTb0nj3de5bdO….
Эффект ориентировки
Помимо вышеописанных эффектов перевернутые изображения лиц по-другому ориентированы относительно контуров нашего собственного носа, вида нашего тела снизу, а также неба, пола и различных предметов. Плюс к этому в верхней части изображения поля зрения, вероятно, располагается одна зрительно-телесная (или зрительно-глазная) смесь ощущений, в нижней – другая. Относительно этих смесей тоже будет своя ориентировка. И всё это воспринимается как единое целое, что добавляет разницы между нормальным и перевернутым изображением лиц. Данный эффект объясняет и различие восприятия цифр и букв в нормальном и перевернутом виде. А также стрелок (стрелка вверх и стрелка вниз) и всех других изображений. Доказательство этого эффекта приведено на этом рисунке: disk.yandex.ru/i/RnbiRES7-7sHb….
Сами элементы на верхней и нижней частях рисунка почти идентичные, однако их взаимное расположение отличается, что меняет восприятие.
Универсальное правило:
Если бы мозг добавлял что-то, что не имело бы ощущения вообще, то разницу между нормальным и перевернутым положением лица мы не обнаружили бы по определению (нельзя обнаружить и ощутить то, что не воспринимается). Если бы он добавлял что-то отличное от уже известных нам ощущений (зрительных, телесных и т. д.), что-то качественно иное, то это было бы другим ощущением (например, в виде примеси к привычным). В остальных случаях либо комбинацией привычных ощущений (зрительных, телесных и т. п.), либо комплексным эффектом в восприятии, о котром я писал в статье про нефизиологическую природу ощущений.
Это правило можно использовать при исследовании любого вопроса, связанного с темой ощущений. При восприятии лиц всё укладывается в рамки манипуляций привычными нам ощущениями (сенсорными образами): зрительными, телесными и т. д.