Blog

О DJ's и их правах!

Аннотация:
В руках диджея всем известные пластинки начинают звучать по-новому и производить на публику совсем иной эффект. Диджей, создавая произведение, опирается и использует, как правило, результат чужой творческой деятельности, однако при этом создает своё собственное уникальное произведение. Здесь возникает сложный и спорный момент об авторских правах

Вопросы:
Какие проблемы стоят наиболее остро в сфере использования и охраны авторских прав в диджеинге и как разрешаются спорные вопросы?
Что необходимо для того, чтобы произведение диджея было признано объектом авторского права?

Часто ли выявляются нарушения авторских прав диджеями?

Об аннотации:
Во-первых, не совсем правильная трактовка или понимание работы диджея. В руках диджея ничего по -новому не звучит и звучать не может по простой причине: диджеи не создают новых произведений. Продукт их деятельности даже не попадает в сферу возникновения объекта охраны прав.
Скорее всего Вы имеете ввиду то, что в диджейской работе используются не оригинальные произведения, а ремиксы на них в том музыкальном формате, в котором работает диджей.
Ремиксы - это серьёзная работа, которая, как правило, делается профессиональными музыкантами, студийщиками, продюсерами и даже если в авторстве ремикса упоминается диджей, то в большинстве случаев это просто бренд, используемый так скажем "творческой группой", создающей данный продукт. Примеров этому множество, такие имена как Paul van Dyke, Paul Oakenfold, Timo Maas, Tiesto и много, много других на самом деле не являются диджеями-музыкантами-продюсерами в одном лице, это бренды продюсерских команд, где кто-то является лицом проекта, кто-то отвечает за производство музыкального материала, кто-то занимается промо и т.д. Только такие команды могут занимать нишу топовых артистов в отличие от бытующего среди российских диджеев мнения, что диджей это человек-орекстр - промоутер, продюсер, музыкант и артист на сцене в одном лице.
Практика производства и распространения ремиксов как дополнительного инструмента промоушена артиста и релиза используется во всё мире очень давно. Происходит это следующим образом: на оригинальную композицию (которая, к слову, может изначально не иметь никакого отношения к танцевальной музыке) делаются ремиксы в различных танцевальных (и не только) стилях. Эти ремиксы распространяются среди диджеев, работающих в клубах для получения дополнительного промо по данному релизу или артисту в целом путём привлечения клубной аудитории.
Зачем это делается? Всем известно такое понятие как "Сарафанное радио", это "народное" название устоявшегося в сфере торговли и распространения продукции термина "сетевой маркетинг", когда для распространения информации о продукте используется сама среда его потребления, без привлечения СМИ и т.п. "дорогих" рекламных инструментов. Как раз это явление и используется в музыкальном промоушене путём изготовления и распространения ремиксов. Дело в том, что обычные посетители клубов - клабберы, являются наиболее активной прослойкой молодёжи, которые интересуются музыкой и, несомненно, к мнению которых прислушивается их социальный круг. Если такой клаббер услышал в клубе композицию и она ему понравилась, он обязательно расскажет об этом своим друзьям и так по цепочкам информация начинает распространяться, вот вам и сетевой маркетинг в действии. Клаббер даже может не знать об истинном звучании данной композиции, но как минимум прослушает её потому, что услышит привычный для себя "андерграунд саунд", что даёт заведомо лояльное отношение к материалу даже тех клабберов, которые категорически отрицают любые другие музыкальные стили.
В российской музыкальной индустрии такой вид промоушена музыкального материала к сожалению на практике не работает в силу отсутсвия среди продюсеров молодых профессионалов, правильно понимающих работу данного направления со стороны заказчика и людей способных выполнить продакшн ремиксов на качественном уровне со стороны исполнителя.
С первым не сложно, тут главное понять "как это работает". Мой личный опыт в качестве ремиксёра давал очень хорошие плоды тем заказчикам, которые обращались ко мне за ремикшированием своих произведений. Им было понятно, как работает этот сектор музыкальной индустрии. Я всегда говорю: "Мало заказать и получить качественный ремикс, нужно понимать, что делать с ним дальше!"
Со вторым сложнее, общий музыкальный уровень очень слабый, без необходимых знаний невозможно создание качественного продукта и поэтому не будут работать 2 условия:
1. Принятие решения диджея об использовании композиции в своих выступлениях. Западный материал, используемый диджеями в работе, представляет собой очень высококачественный музыкальный продукт и диджеи очень осторожно относятся к материалу от российских продюсеров, потому что в окружении западных композиций наш продукт зачастую создаёт "провал" в качестве звучания и настроении, что влечёт за собой отторжение публикой самого диджея, которая зачастую не понимает, что данный материал к самому диджею никакого отношения не имеет.
2. Распространение положительной информации о композиции. Даже если диджей поставит по какой-то причине палстинку с некачественным материалом, эффект "Сарафанного радио" всё равно не возникнет в силу того, что слушатель не отметит посредственный продукт, скорее даже наоборот, последствия от прослушивания такого продукта будут отрицатльными, это даст эффект отторжения композиции и, как следствие, артиста.
Здесь не спрячешься за непонятными рейтингами и голосованиями, используемыми СМИ, которые нельзя проверить, в клубе всё просто - или люди танцуют или уходят с танцпола, отсюда следствие - или диджея позовут ещё выступать в этот клуб или нет, поэтому повторяю: "наши" диджеи очень осторожно относятся к отечественному продукту, хотя последнее время, бесспорно, наблюдается качествнный скачок, вызваный выходом на международную сцену российских лейблов. В частности, iRecords Group за 3 года своего существования издали более 200-х релизов российских музыкантов, и все они продаются в крупнейших цифровых дистрибуциях мира, таких как iTunes, Beatport и т.д. рядом с ведущими западными лейблами, что несомненно говорит о росте отечественного музкального уровня.

Ответы на вопросы:
1. Зачастую большинство диджеев и музыкантов начинающих работать в России, не имеют никакого предстваления об авторских, смежных и исполнительских правах, о действующем в стране законе, охраняющем их, о международном праве по данной тематике. Диджеи без всякой задней мысли находят в интернете партии и голосовые сэмплы из известных композиций и делают свои версии. После этого они начинают играть эти "переделки" в своих сетах, называя это "своим ремиксом". Такие "ремиксы" рассылаются на лейблы с предложением издать, лично я постоянно отслушиваю ремиксы на Мадонну, Аллу Пугачёву и т.д., которые приходят через нашу форму приёма демо demo.irecords.ru, хотя в аннотации к форме чётко написано, что нужно слать только произведения собственного сочинения без заимствований и т.д.. Тем не менее присылают, да ещё сколько! Самое интересное происходит, когда человеку высылаешь отказ издавать его материал. Он не понимает почему такой хороший ремикс на Мадонну не может быть издан. Человек не верит, что нужно очищать права на партии, вокал и вообще на само произведение для производства собственной версии. Его аргументами является обычно следующее: "Посмотрите, сколько ремиксов на битпорте, неужели все эти люди получали такие разрешения? Не верю! Вы меня обманываете!"
На совет детально изучить закон реакция вообще не адекватна: "Что Вы мне мозги своим законом пудрите? У нас всё против людей".
Выход из этой ситуации мне кажется только в одном: распространение информации и элементарное правовое образование. Я считаю, что человек, начинающий деятельность в какой-то сфере должен прежде всего изучить правила работы этой сферы, её этические нормы и устои и самое главное - законодательство, регулирующее отношения в данной сфере деятельности. В данном случае такой сферой деятельности является музыкальная индустрия шоубизнеса, закон - "Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая".

2. Тут ответ очень простой: для того, чтобы произведение диджея было признано объектом охраны авторского права оно должно быть оригинальным. Если речь идёт о смежных правах, то оригинальность не обязательна, Вы можете переделать уже существующее произведение, главное в этом случае получить все необходимые разрешения на его переработку и на использование партий из оригинальной фонограммы произведения, если такое использование имеет место быть.

3. Мы делаем всё для того, чтобы предотвратить такие нарушения, но, к сожалению, в практике работы iRecords такое нарушение было, чловек выдал работу западного продюсера за своё оригинальное произведение. Как только нарушение было установлено, релиз был изъят из продаж, а автору произведения были направлены извинения. Правда из 200-х изданных релизов это произошло всего лишь один раз, что я считаю хорошим результатом работы нашего "фильтра", принимая во внимание количество поступающего плагиата.

 

P.S. Если вам понравилась статейка, незабудте нажать на её PR! А по возможности и мне в общую копилку!:)

7 ▲
23 May 2009 15:21

Comments

Оп! Спасибо за информацию!)
Статейка понравилась..)) +
авторские права в топку
За статью спасибо, но суть ты не раскрыл...
Статья называется о Dj's и их правах...

В основном было рассказано о обязанностях... и что примерно ожидает если они не выполнят их, а так же как фильтрует все ваш лейбл (хорошо фильтруете, если на 200 всего 1 извинение)...
я не против, но все же про права больше надо... к примеру я хочу создать свой микс, где мне взять треки... хотя треки то я знаю где мне взять... где и у кого, а лучше как приобретать права на авторское использование, с кем заключать лицензионный договор (так же на объект смежных прав), соавторство и прочее (можно долго писать, но смысла нет)... Я думаю, чтобы избавиться от юридической безграмотности Ди Джеев, нужно не говорить какие они все плохие, а научить их! Wink

Хочу заметить, что Dj делая микс в некотором роде искажает оригинал, а не создает что-то новое и свое. И без каких либо договоров, он попросту нарушает права изготовителя фонограммы (т.к. это только его право) - это все содержится в IV ч. ГК РФ.

P.S. Однако все равно хорошо, что хоть каким-то боком затрагивается тема авторства...
PR в общую копилку обязательно!
Спс! Всё учтём и доработаем!
шас я расскажу о том что будет являться нашем произведениям
1.можно взять готовый трек порубить его на куски и собрать другое творчество это будет твой трек
2. можно делать и с бесплатных сэмплов это тоже будет твой трек
3.можно вобще взять готовое произведения поменять одну нотку местами и это тоже будет твой трек.
просто все поймут что ты украл трек и только идиоты его скачают НО ЭТО БУДЕТ ТВОЙ ТРЕК !!!
Я мыслю так. Если автор статьи не ищет выходы а запугивает своим безучастным к творчеству диджеев опытом, то в топку именно его статью. Выход есть, поискать лишь надо.
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.