Blog

Андрей Субботин - человек-мастеринг

наверное нет в России человека имеющего отношения к шоу-бизнесу не знающего Андрея Леонидовича Субботина. 
Список его клиентов охватывает практически все известные имена нашего шоу-бизнеса и кстати не только нашего! 
Человек-мастеринг. Да что там говорить - ВОЛШЕБНИК! 

Профессиональный аналоговый мастеринг

1 ▲
16 October 2012 16:06

Comments

корр- Здравствуйте, Андрей Леонидович! Спасибо за согласие дать интервью сайту A.
Расскажите, пожалуйста, как вы начали ваш путь в индустрии звукозаписи - где учились, вспомните ваши
первые студийные работы? Почему именно мастеринг?

Андрей Л. Субботин - Как многие, музыкантом в ресторане в конце 70-х ? Потом 7 лет «живым» звукорежиссером по советским филармониям. Потом была легендарная студия «Рекорд» - жесткий режим работы по 15 чаов в сутки, поток, очень хорошая школа. По специальности у меня второй ВУЗ – ЛИКИ, инженер-звукотехник со специализацией «звукорежиссура», тогда это так называлось, специальности «звукорежиссер» в ЛИКИ не было, была только специализация. Студийные работы конца 80-х начала 90-х – звезды тех лет – Любэ, Олег Газманов, Сергей Крылов, Ирина Понаровская, Лариса Долина, Сергей Беликов, Черный Кофе, Ногу свело, На-На, Виктор Салтыков, Евгений Осин, Вячеслав Малежик – попса в основном, всех не вспомнишь уже… «Рекорд» был популярным местом.


корр- Расскажите, пожалуйста, о Saturday Mastering? Как сейчас оснащена знаменитая студия?

Андрей Л. Субботин - За время существования было несколько технических реконструкций, начинали с РТII, очень быстро выяснилось, что его программное обеспечение не пригодно для профессиональной работы. Особого выбора в то время не было, и в качестве рабочей станции использовали sound designer II, сначала на железе РТ, а потом на комплексе ProMaster 20. Это было еще до появления записываемых CDR, носителем был DAT – его получали со студий, и на нем же отправляли на завод. Много времени занимал контроль записанных кассет, причем никаких гарантий, что эта кассета корректно прочитается на заводе не было. На студии всегда был комбинированный тракт, состоящий из аналоговых и цифровых приборов, на первых этапах достаточно интенсивно использовались плагины. Вторым этапом было изменение основной рабочей станции на Sonic Solution и переход на отправку мастеров на заводы на CDR – мы стали это делать первыми в России. Там тоже было много технологических проблем, но в конце концов установились стандарты и технологии, которые использовались до 2004 года. В 2004-м появился сегодняшний сетап, который существует с минимальными изменениями по сей день. Тракт включает в себя большое количество аналоговых устройств, на каких-то проектах до 5 последовательно включенных. Список оборудования есть на сайте.



корр- Не секрет, что важнейшие элементы любой студии - помещения и мониторинг. Расскажите, пожалуйста, о вашей контрольной системе.

Андрей Л. Субботин - С помещением сейчас есть проблемы – это не специально построенная комната, а приспособленное офисное помещение, с минимальной акустической обработкой. Она очень неравномерно звучит по площади, есть пара точек, где достаточно объективная картинка звуковая существует, хотя, это уже вопрос привычки. Но хорошую комнату, конечно, очень хочется. Мониторинг – Dynaudio C3, уже много лет, менять не собираюсь. Дополнительный контроль – «мыльница» и наушники, их много – Zenn 650, Stax, AKG 240. Долгое время стояли мониторы ближней зоны – KRK 6000, но не использовались практически. Убраны они были, когда я поймал себя на том, что не могу вспомнить, когда включал последний раз.


корр- Насколько качество контроля влияет на качество мастеринга, его переносимость?

Андрей Л. Субботин - Риторический вопрос ? В целом можно сказать одно – мастеринговая система мониторинга должна иметь большие НЧ излучатели. Минимум – 12 дюймов, как вариант – два по 10 в одном кабинете. Воспроизведение НЧ на меньших головках невозможно, чего бы там не писали в своих рекламных проспектах производители. Для воспроизведения НЧ нужно перемещать большие массы воздуха, это возможно только излучателями с большой площадью. Ньюэлл об этом хорошо пишет, тем не менее много в сети обсуждений по поводу мониторов ближней зоны, где упоминаются 20, 30 Гц как нижняя граница диапазона. Все, что ниже 100 Гц у маленьких мониторов – это в чистом виде маркетинг. На синусоидальном тестовом сигнале они их, может быть, и воспроизведут, но на реальном музыкальном картинка будет очень далека от реальной. Переносимость (я предпочитаю термин «транслируемость») материала – это целиком вопрос опыта мастеринг-инженера. Как сказал один клиент «После мастеринга вроде звучит так же хорошо, как в студии, только теперь так же звучит везде, не только в студии»



корр- Что вы думаете о привыкании к контролю, "знанию своих колонок"?

Андрей Л. Субботин - Я был на очень многих известных западных студиях, на всех звучит по-разному. Может быть, поэтому среди мастеринг-инженеров нет фриленсеров, работающих по чужим аппаратным. К «своему» контролю привыкаешь годами. «контроль» в этом случае это не только мониторы, а связка «мониторы-помещения». Поэтому много очень хороших фонограмм в истории звукозаписи были сведены в далеко не идеальных помещениях. Но хорошую комнату всё равно хочется ? Работать будет легче.


корр- На какие качества или параметры нужно обратить внимание в первую очередь при выборе контроля или, возможно, у вас есть другой метод выбора?

Андрей Л. Субботин - Я себе уже себе выбрал ? В целом, в одной ценовой категории все мониторы одинаковы, чудес не бывает. Хорошие – это всегда дорого. Если ищите в классе «до ХХХ рублей», то нужно это чётко понимать.


корр- Как учитывать размеры рабочего помещения, при выборе контроля?

Андрей Л. Субботин - В большую комнату нужны большие колонки ?

корр- Как вы относитесь к использованию наушников, в каком случае они применимы, а в каком нет? используете ли вы их в своей работе и почему?

Андрей Л. Субботин - Неприменимы наушники для регулировки тембра или музыкального баланса, для всего остального (монтаж, определение технических дефектов) – пожалуйста.

корр- Какие были приобретения за последнее время?

Андрей Л. Субботин - Manley Massive Passive, мастеринговая версия, в качестве второго эквалайзера. Я люблю приборы с ярко выраженным характером, этот из таких, хотя с очень «своей» спецификой, сильно окрашивающий, с характерным «трансформаторным» звуком. Очень хорош для рока.


корр- Мы знаем, что есть представительство студии в Интернет - www.masteringonline.ru. Востребован ли онлайн-мастеринг в России?

Андрей Л. Субботин - Основная проблема – это несовершенство платёжных систем, да и карты платёжные в стране пока для многих экзотика. Из-за этого пока желаемых объёмов нет. В остальном мы предлагаем гораздо более мягкие условия по сравнению с другими студиями, предлагающими аналогичные услуги. Стандартная схема везде – это предоплата стопроцентная, и все коррекции вносятся за дополнительную почасовую оплату. Мы же делаем работу без предоплаты, и посылаем клиенту фрагмент фонограммы. На этом этапе он может отказаться от оплаты и дальнейшего сотрудничества. Впрочем, за полтора года существования Интернет-сервиса такое было один раз. Со своей стороны, мы можем отказаться от работы с фонограммой, если качество микса на наш взгляд недостаточно. Есть же много этапов в создании фонограммы – начиная от композитора, далее аранжировщик, трекинг, микс… Если произошла ошибка на каком-то из этапов, то надо возвращаться туда, и там её исправлять, на последующих этапах исправить её невозможно. Плохую аранжировку невозможно хорошо свести. И мастеринг уже особого смысла не имеет. На практике при удалённой работе мы отказываемся примерно от каждой третьей фонограммы. Учитывая большой процент довольных нашей работой клиентов, можно предвидеть дальнейший рост ?


корр- Расскажите, пожалуйста, о новом студийном комплексе, на котором вы работаете.

Андрей Л. Субботин - Это компания, предоставляющая технические услуги в области телевидения, включая форматы ТВЧ. Я там работаю Главным звукорежиссёром, несмотря на название, должность к звукорежиссуре имеет мало отношения, это больше системный инжиниринг, обучение персонала, технологические вещи какие-то. Мне это интересно, и я вижу в этом перспективу. Музыкальные студии в чистом виде востребованы будут всё меньше и меньше. Времени вот только бы побольше ?


корр- Вернёмся к Saturday Mastering. Что чаще всего приходится исправлять во время мастеринга?


Андрей Л. Субботин - Технические дефекты (шумы-щелчки и т.п.), АЧХ. Дело в том, что при нормальном течении процесса мастеринг – это не исправление ошибок. Это просто ещё один шаг в том направлении, куда шёл продюсер или звукорежиссёр сведения. При хорошем миксе – всё будет ещё чуть-чуть лучше, и в контексте альбома. При этом как раз хороший микс требует оборудования высокого класса, для плохого это не имеет значения.


корр- Сколько обычно уходит времени на альбом из 10-12 композиций?

Андрей Л. Субботин - Если это не реставрация, то 8 – 10 часов. Это практически норма, в любой крупной студии такие сроки. Если инженер крутит трек больше часа, то он не понимает, что делает и чего пытается добиться. Я предпочитаю эти часы распределить на два дня, в первый делаются все треки, во второй отслушивается сделанный накануне материал, если необходимо – вносятся поправки какие-то, и происходит монтаж альбома. Дальше наступает техническая работа – нарезание мастеров, проверка качества.


корр- А с какой музыкой предпочитаете работать?

Андрей Л. Субботин - С тяжёлой, но, к сожалению, это не так часто происходит.

корр- Учитываете ли Вы в работе факт, что музыка все чаще прослушивается на мобильных телефонах и других устройствах с миниатюрным динамиком? Что насчёт формата mp3, ведь большинство музыки попадает к слушателям именно в этом формате, как по возможности сохранить качество?

Андрей Л. Субботин - Ну на любом устройстве воспроизведения лучше будет та фонограмма, которая лучше. Проблема МРЗ основная – это клиппинг после декодирования, чтобы его не происходило, исходный трек должен быть на несколько дБ ниже цифрового ноля. При сложившейся практике уровней это невозможно, и уже поколение привыкло к нелинейным искажениям. И уже фонограмма без них оценивается как «старомодная». Это плохо, но таково сегодняшнее состояние рынка.

корр- Используете ли вы в своей работе плагины или другие программные средства? Как вы оцениваете их качество? Считаете ли вы программную обработку перспективной и ваши прогнозы о развитии цифровых технологий в аудио?

Андрей Л. Субботин - Неиспользую ?. Качество, впрочем, оцениваю достаточно высоко ?. Просто я предпочитаю приборы с характером, поэтому основную часть работы делаю в аналоге. Цифровые технологии будут развиваться, во всяком случае современное телевидение не предусматривает аналоговых устройств в тракте. То же, видимо, ожидает и кино, количество промежуточных преобразований в аналог и назад будет жестко ограничено стандартами.


корр- Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация с использованием пиратского ПО в России? Известно, что иногда даже крупные студии нелегально используют такие продукты.


Андрей Л. Субботин - Да как есть, так и останется… Пока можно будет не платить – не будут. Как станет сложно не платить – так начнут платить. Правда, я не понимаю, что для этого должно произойти ?.


корр- С развитием программных технологий обработки звука (а тем более в России, где нелегальное ПО в относительно открытом доступе) все чаще можно услышать мнение, что студии мастеринга не нужны, что все можно сделать самому на любом компьютере. Какие доводы вы можете привести к утверждению о том, мастеринг должны делать инженеры мастеринга в специализированных студиях?

Андрей Л. Субботин - Да не надо никаких доводов ? . Это же ваш альбом, ваш материал, вам и решать, каким он должен быть и где его делать. Если устраивает результат домашнего ITB, какие тут могут быть аргументы? Результаты работы звукорежиссёра оцениваются ведь исключительно субъективно, их метром или килограммом не померяешь. Всё на уровне «нравится - не нравится».



корр- Чем студия мастеринга отличается от студии звукозаписи?

Андрей Л. Субботин - Оборудованием, которого нет в студиях звукозаписи. Контролем. Персоналом, который имеет опыт именно работы на мастеринге, а не в «смежных» областях.


корр- Каким Вы видите будущее звукозаписи?

Андрей Л. Субботин - В целом всё движется в сторону видео. Иногда возникает ощущение, что через какое-то время аудио без видео вообще существовать не будет ? Надеюсь, что это не так ? Но в целом, думаю развитие звукозаписи будет определятся развитием кино и телевидения в первую очередь.

корр- Несколько вопросов от пользователей:

Андрей Л. Субботин - Ситуация такая: Вам приносят микс, полностью записанный и сведенный цифровым способом и просят создать ощущение аналогового звучания, "лампового". Что бы вы сделали? Как превратили бы "компьютерный" звук в "ламповый", точнее хотя бы немножко приблизились к желаемому звучанию? Возможно ли этого добиться вообще и в частности, не прибегая ни к каким аналоговым процессорам?

корр- Ну «ламповым» его можно сделать с помощью настоящей лампы ?.

Андрей Л. Субботин - Из цифровых эмуляторов мне нравится CraneSong Hedd, который я использую практически в 100 процентах случаев, правда, больше для эмуляции аналоговой ленты, а не ламп, лампы есть реальные.


корр- Насколько подробно Вы обговариваете с вашими клиентами, музыкантами, как в конечном итоге должен звучать микс? Часто ли они сами высказывают конкретные пожелания, или полностью доверяют Вашему вкусу?

Андрей Л. Субботин - Максимально подробно, это же их музыка, и никакой дяденька, даже самый уважаемый, не должен за музыкантов решать, как должен звучать их альбом. Я могу что-то предложить и посоветовать, исходя из своего опыта и видения (слышания), но последнее слово всегда за клиентом. В случаях, если нужно просто «форматное» звучание (для фм-станций), то тут обычно всё понятно.


корр- Если к вам приносят плохо сведенный микс, который уже практически невозможно улучшить на этапе мастеринга (например, неудачный музыкальный баланс, проблемы с тембрами и т.п...) - будете ли Вы работать с таким материалом?

Андрей Л. Субботин - Буду, но только в присутствии клиента. Я честно предупреждаю, что нужно пересводить, и дальше выбор за ним.


корр- Расскажите, пожалуйста, что впечатлило вас из последних услышанных работ в
следующих категориях:
музыка
микширование
мастеринг

Андрей Л. Субботин - Из российских – Эдуард Артемьев, «Преступление и наказание», огромная работа, очень интересная.



корр- Есть ли у Вас какой-нибудь девиз мастеринг-инженера? :) Чтобы кратко - и о самом главном.

Андрей Л. Субботин -«Не можешь сделать хорошо – сделай громко» ? ?



корр- Еще раз спасибо за интервью. Я думаю у читателей возникнет много дополнительных вопросов к Вам,
которые можно задать по телефону + 7 (903) 7998279 или asubbotin@gmail.com
www.masteringonline.ru

Ссылка на статью kvadro.ru/intevyu/subbotin.php
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.