ૐ 
Blog

История электронной музыки

Электронная музыка — это широкий термин (жанр), обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования. Любой звук, произведённый при помощи электрического сигнала, может быть назван электронным. Поэтому термин электронная музыка часто применяют к музыке, исполняемой на обычных акустических инструментах, только потому, что в записи или при исполнении использовались электронные усилители (например в джазе или в народной музыке).
Как маркетинговый термин, электронная музыка означает музыку, созданную преимущественно при помощи электронных средств, таких как синтезаторы, семплеры, компьютеры и драм-машины. Наиболее популярное направление электронной музыки — это так называемая электронная танцевальная музыка (схожий термин — электронная клубная музыка).
Мы не будем затрагивать все стили электронной музыки, а в кратце попытаемся описать лишь некоторые стили представленные на данном сайте.

Драм-энд-бэйс (англ. Drum and Bass) — стиль электронной музыки. Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, драм-энд-бэйс возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. Пионеры жанра — Fabio, Grooverider, Andy C, Roni Size, DJ SS, Brockie, Mickey Finn, Kenny Ken, Goldie и другие диджеи — быстро стали звёздами драм-энд-бэйса, в то время называемого джанглом (англ. jungle).
В целом, существенного различия между терминами «драм-энд-бэйс» и «джангл» нет. Некоторые называют джанглом старые записи первой половины 90-х годов, а драм-энд-бэйсом считают существенно эволюционировавший джангл с новыми пост-техстепными элементами. Другие для краткости используют термин джангл для обозначения рагга-джангла — характерного поджанра драм-энд-бэйса. В США используют объединённый термин «Jungle Drum and Bass» (JDB), который не получил распространения за пределами этой страны. Возможно, самая популярная точка зрения заключается в том, что оба термина синонимичны и взаимозаменяемы, что джангл — это драм-энд-бэйс, а драм-энд-бэйс — это джангл.

Даунтемпо (англ. downtempo — заниженный темп) или даунбит (downbeat) — стиль в современной электронной музыке. Музыка характеризуется медленным ритмом, чаще всего ломаным. Близка к трип-хопу, но менее давящая и депрессивная.

Психоделический транс, он же «пситранс», он же «псай-транс», он же «психоделик-транс», он же «псай», он же «пси» (англ. psychedelic trance, psytrance) — направление в электронной музыке, отделившееся от гоа-транса в середине 1990-х годов.
Основные элементы культуры псай-транса и гоа-транса совпадают. Для их создания используется одинаковый инвентарь, концерты (вечеринки, рэйвы) проводятся по схожим схемам, поклонники и того, и другого жанра в народе называются «трансерами», у них одинаковая атрибутика: «кислотные» цвета и рисунки, знаки и пр. Основное отличие, как следует из названия — музыкальный акцент на «психоделии», в то время как центральной темой гоа-транса традиционно является ритм и танец. Псай-транс подразделяется на многочисленные дополнительные жанры, устремленные либо в «жёсткую» сторону (en:dark psy), либо в «мягкую» (en:ambient psy), либо во все стороны сразу (en:suomisaundi).
К настоящему времени наиболее «мэйнстримовым» стал так называемый «фулл-он» (en:full-on), который, как правило, строится по определенным ритмическим правилам, достаточно гармоничен и мелодичен и подходит большинству любителей жанра.
Наиболее популярен псай-транс в Западной Европе, Скандинавии и Израиле, в последние годы растёт его популярность в Японии, Восточной Европе и СНГ, а также в Латинской Америке, Австралии и Южной Африке. США и Канада традиционно находятся на обочине. Концерты, среди которых достаточно большие мероприятия в клубах («индоры») или на природе («опенэйры»), собирают сотни и тысячи человек. Обычно концерты проходят ночью, хотя бывают и фестивали, длящиеся по нескольку дней.
Израильские музыканты, вероятно, являются ведущими мировыми производителями этой музыки, наиболее характерным представителем можно назвать Astrix’а (en:Astrix). Помимо израильских и западноевропейских проектов в последнее время также становятся популярными коллективы из таких стран, как Греция (Wizzy Noise, Ion), Россия (en:Kindzadza, Fungus Funk, Neospherix Pro, G-Light, Transdriver, Manifold, Sulima), Украина (en:SynSUN), Сербия (Alternative Control), ЮАР (Protoculture, en:Rinkadink), Мексика (Lamat), Бразилия (Audio X) и др.
К стилю psytrance могут относить и популярный израильский проект Infected Mushroom, а также популярный британский проект Shpongle, хотя творчество этих коллективов нельзя описать через какой-то один определенный стиль.
По меркам большинства музыкальных СМИ музыка данного жанра считается неформатной и в теле- и радиоэфире почти не звучит — главным образом из-за пропаганды галлюциногенных наркотиков, отсылка к которым в той или иной форме встречается в большинстве альбомов и композиций.
Вообще, правильно писать и говорить сай-транс, т.к. буква "п" не читается (сайкоделик).

Брейкбит (англ. breakbeat — ломаный ритм) — термин, объединяющий под собой класс жанров электронной музыки на основе барабанной партии с ломаным ритмом, или же непосредственно сами эти барабанные партии. «Ломаность» ритма достигается за счёт смещения сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счёт одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия). Брейкбит может иметь как регулярную структуру, то есть с постоянным использованием одного и того же ритмического рисунка (брейка), так и нерегулярную, с сочетанием разных ритмических рисунков. Обычно брейки семплируются из старых записей фанка и диско или создаются на драм-машинах и на их компьютерных эмуляторах.
Основоположником идеологии брейкбита является американец ямайского происхождения, хип-хоп-диджей Kool Herc, который в 1970-х годах первым начал использовать брейки из записей фанка в качестве ритмической основы для рэпа. Он брал две одинаковые пластинки и с одной из них заводил необходимый ему барабанный проигрыш, а как только этот проигрыш подходил к концу, Kool Herc заводил этот же проигрыш с другой пластинки, создавая таким образом непрерывный ритм. Одним из самых известных и часто используемых брейков с тех пор и до настоящего времени является Амен-брейк, получивший название от трека Amen, Brother фанк-группы The Winstons, откуда и был заимствован.

Хардкор-техно, часто упоминаемое как просто «хардкор» (англ. hardcore) — стиль электронной музыки, появившийся в начале — середине 90-х годов в нескольких местах включая Роттердам, Нью-Йорк и Ньюкасл, Австралия. Стиль характерен быстрым темпом (160—300 ударов в минуту и выше) и использованием искаженных и атональных индустриальных звуков и сэмплов.
В настоящее время так же как и раньше появляются жанры, основой которых является хардкор-техно. Иногда поджанры хардкора резко отличаются друг от друга, но зачастую поклонники называют все поджанры просто хардкором.

Эмбиент (англ. ambient — окружающее, обволакивающее; читается как «эмбиэнт», прим.) — музыкальный жанр, включающий в себя элементы целого ряда различных стилей — джаза, нью-эйджа, электронной музыки, рока, рэгги, современной академической музыки, этномузыки и даже нойза.
Считается, что в музыку этот термин ввёл Брайан Ино. Однако на самом деле он всего лишь назвал так свой первый альбом, записанный в этом стиле, и только некоторое время спустя название перенеслось на весь стиль. Термин эмбиент появился в 70-х годах XX века. По сложившейся легенде идея создания музыки, называемой сегодня эмбиент, пришла ему в голову когда он лежал в больнице и за неимением иного занятия прислушивался к шумам и звукам, доносящимися с улицы. В них то он и уловил некую закономерность и музыкальность. Идея использования шума, как музыкального элемента берет свое начало в манифесте итальянского футуриста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) "Искусство шумов", опубликованном в 1913 году. Сам по себе манифест художника Руссоло был инспирирован работами композитора-футуриста Балилла Прателла (Balilla Pratella), чей "Технический манифест футуристической музыки" (1911 год) содержал следующую фразу: "[Музыка] должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов. Все это должно присоединять к великой центральной теме поэмы область машин и победную сферу электричества".
Эмбиент делится на классический и электронный. Ино использовал шумы из окружающей его жизни и акустические инструменты — это был классический эмбиент. Сейчас широко распространён электронный эмбиент — смесь тихой обволакивающей музыки без определённого ритма, отдалённых голосов, ревербераций и др. Однако ряд исполнителей электронного эмбиента используют шумы окружающей среды в своих альбомах (например, The Orb) и другие приемы классического эмбиента.

Техно (англ. Techno) — это стиль электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения.
Считается, что техно изобрела так называемая «Белвиллская троица» — «инициатор» Хуан Аткинс (англ. Juan Atkins, Originator), «новатор» Деррик Мэй (англ. Derrick May, Innovator) и «двигатель» Кевин Сандерсон (англ. Kevin Saunderson, Elevator). В середине 1980-х годов трое этих чёрнокожих друзей по колледжу из средне-классового пригорода Детройта Белвилл, как они сами говорят, пытались сделать немецкую электронику в духе Tangerine Dream и Kraftwerk более танцевальной, пригодной для диджеев и клубов. Фактически же можно говорить о том, что техно возникло при слиянии таких жанров как синти-поп, электро и хаус.
Не смотря на то, что первым техно-треком принято считать No UFO's от Model 500 (один из псевдонимов Хуана Аткинса), выпущенный ещё в 1985 году, сам жанр долгое время не имел какого-то определённого названия. Раньше эту музыку называли и просто хаусом, и новым диско, и даже хип-хопом. Имя техно жанр получил в 1988 году благодаря предназначенной для Великобритании компиляции из детройтской танцевальной музыки под названием «Techno! The New Dance Sound Of Detroit» и ряду статей в журналах The Face и NME, где эта компиляция рекламировалась. Интересен факт, что изначально данную компиляцию предполагалось назвать именно «The House Sound Of Detroit». Но та музыка, которая подходила под название хаус производилась в Чикаго, и звучала по-другому. Тогда было принято решение задействовать слово техно, которое уже в принципе использовалось некоторыми музыкантами, но прежде ассоциировалось больше с хип-хопом. Успех этой компиляции сыграл свою роль — «новоявленный» жанр под названием техно получил признание.
Если в США техно-музыка была только андеграундным явлением, то в Великобритании она вырвалась на основную музыкальную арену страны конца 1980-х.

Лаунж (англ. Lounge) — термин в популярной музыке, применяемый для обозначения лёгкой, фоновой музыки, которая часто звучит в холлах (отсюда и название — lounge) гостиниц, магазинов, в кафе, в лифтах. Несмотря на то, что существует специально записанная музыка для подобных целей, термин «лаунж» охватывает обширный спектр исполнителей различных жанров, от джаза, боссановы до электроники, — общей характеристикой являются лёгкие, успокаивающие композиции. Собственно буквально исполнителем лаунжа может считаться любой музыкант, играющий для публики при ресторанах и магазинах. С музыкой лаунж ассоциируются вечеринки с непременным мартини. С лаунжем пересекается так называемая музыка холостяцких гостиных, отличающаяся наличием экспериментально-китчевых исполнителей.
С ретроспективной точки зрения золотой эрой лаунжа принято считать 1950—60-е гг. Это были, как правило, хорошо знакомые эстрадные номера, исполняемые неизвестными оркестрами. В 1960-е гг. появились такие крупные профессиональные ансамбли, чьи записи ныне относятся к лаунжу, как оркестры Берта Кемпферта, Герба Альперта («Tijuana Brass»), Джеймса Ласта, Поля Мориа, Хорста Янковского. Записи таких певцов как Дин Мартин, Фрэнк Синатра, Тони Беннет и позже Энгельберт Хампердинк именуют лаунжем. Музыка к фильмам, по определению являющаяся фоновой, также является неотъемлемой частью лаунжа (Генри Манчини, Берт Бухарах).
В 1990-е гг. лаунж пережил вторую популярность: благодаря интересу к ретрозаписям, были выпущено множество сборников с оригинальной музыкой лаунж 50-60-х гг. Одновременно возникли новые ансамбли — как культивирующие стиль традиционного лаунжа (Combustible Edison, Hooverphonic, De-Phazz), так и перенёсшие идеи лаунжа в электронную музыку (напр. Jaffa, сборники Café del Mar, Zimmer-G).

Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990е.
Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm), наличие повторяющихся мелодий и фраз и музыкальная форма. Вероятно, стиль произошел от слияния электронной музыки и хаус. 'Транс' получил такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося, баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах, его можно считать формой клубной музыки.
Стиль транс, возможно, является наиболее неоднозначным жанром электронной танцевальной музыки. Кратко он может быть определен как мелодичный более или менее свободный стиль музыки, на формирование и развитие которого оказали важнейшее влияние такие направления музыки как индастриал (newwave), электронное техно-диско из Детройта и психоделическая музыка семидесятых. Из-за огромного разнообразия направлений, выделившихся внутри данного стиля музыки, достаточно сложно выделить общие черты жанра. Однако следует заметить, что трэки в этом стиле обычно характеризуются гипнотическими элементами (отсюда название – «транс») и качествами гимна. Исходя из этого, типичный трансовый трэк может быть описан как состоящий из особой (часто цикличной) мелодической партии, расположенной над несложной бас-линией, простой ударной партии и нескольких дополнительных звуковых элементов для образования структуры и ускорения.

Хаус (англ. House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. Хаус сильно наполнен некоторыми элементами жанра soul 1970-ых годов, и стилем танцевальной музыки диско. Хаус создаётся путём смешивания рельефных ударных басов жанра диско и новым видом «тяжелой» электронной музыки (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.)
Споры о происхождении названия ведутся любителями до сих пор, так как точно ничего неизвестно. Однако, в целом в мире считается, что своё название хаус получил от чикагского клуба Warehouse. Там диджей Фрэнки Наклз смешивал классическое диско с европейским синти-попом, добавляя к этому свои собственные ритмы при помощи драм-машины Roland 909. Эта музыка была создана для танцев, и в ней использовались новые электронно-музыкальные инструменты. Тогда она была андерграундной и притягивала к себе самых ультрасовременных законодателей моды. Некоторые записи тех времен до сих пор звучат интересно и современно, другие же, наоборот, почили в бозе, и никто больше о них не вспоминает.


Материалы для статьи взяты из Википедии.
bouncy
DocD-La Ballade du Printemps
0 ▲
31 August 2008 14:02
source

Comments

много букаф
зато по теме.... Эксклюзив
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.