"...- Нет ручек - нет и конфеток." 
Blog

Музыкальная психология

"Тот, у кого нет музыки в душе, кого не тронут сладкие созвучья, способен на грабёж, измену, хитрость. Темны, как ночь, души его движенья И чувства все угрюмы...". В. Шекспир “Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка”. Джу Шин “Я вижу, что это очень серьезно: моя музыка направляет жизнь людей, которых я совсем не знаю. Действительно страшно то, что я обладаю такой огромной силой.” Еric Hоmbеrg Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение – поведение. Конечно, вряд ли характер человека подвергнется сильным изменениям, если он, скажем, вышел утром из дома, сел в маршрутку, где его слуху любезный водила предоставил «Радио Шансон» на пару остановок, потом он отправился в офис, где тоже послушал пару песенок по радио, и плюс десять минут пути домой все с тем же добрым водилой. Здесь речь идет именно о нас с вами – любителях музыки, о тех, кто не может жить без этих ритмов, у кого бОльшая часть воспринимаемых звуков – это музыка. Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее «представителями», можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Вот, к примеру, слова, относящиеся к субъективной оценке музыки: "цепляет", "заводит", "грузит", "утомляет", "бесит", "успокаивает", "вдохновляет", "колбасит", "давит на мозги". И это только те влияния, которые осознаются нашим разумом. При этом, соответственно, мы регулируем свое поведение в зависимости от качества этого влияния. Все это происходит осознанно, при участии мышления и воли. Но существуют влияния, которые проходят именно «мимо» сознания, оседая в глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю всех наших смыслов и мотивов. Конечно, нельзя преувеличивать роль музыки в построении человеческого «Я» и его поведения: существует масса факторов, и внешних, и внутренних, которые оказывают влияние на наш внутренний мир. Но нельзя и отрицать факт ее участия в формировании сознания. Интересно то, что насколько различна музыка, которую мы слушаем, настолько различны степень и качество ее влияния на поведение. Скажем, рок-музыка, метал и все, что к ним относится, стимулирует в человеке развитие таких качеств, как агрессивность, жестокость, деструктивность, стремление к одиночеству; и в то же время может направлять на самоактуализацию, самореализацию, стремление к индивидуализму и выделению в обществе. Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию. Кстати, рок-музыка, также может менять религиозные представления и ценности (особенно в детстве, когда они еще не полностью сформированы). Говоря о влиянии музыки на поведение и характер человека, необходимо отделить собственно музыку и тексты, которые она сопровождает. Дело в том, что тексты песен воздействуют напрямую (в них могут содержаться прямые призывы или контекстный смысл), их значение воспринимается полностью в соответствии с их содержанием. Как же тогда музыка влияет на сознание? Ведь она не может нести прямо то или иное смысловое значение. Проще говоря, у музыки нет чистого смысла. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, наше подсознание строит целую систему абстрактных связей, которые и являются скрытым «смыслом» музыки. Еще один интересный факт, отмеченный психологами, - это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под первый. Музыка – явление в этом плане объективное, независимое, и она не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию. Электронная музыка – самое развитое и прогрессирующее направление на сегодняшний день. Многие консервативные личности считают ее мертвой, пустой. Но это музыка, созданная не компьютером, а лишь посредством его. Это очень спорный и сложный вопрос, какая музыка живее – инструментальная или электронная, поэтому не будем раскрывать его здесь. Возвращаясь к нашей теме, нужно сказать, что большинство молодежи, в том числе российской, отдают предпочтение именно музыке электронной, как самому прогрессивному и современному направлению. Что же привлекает нас в ней? Думаю, каждый, кто по-настоящему интересуется этим течением, сможет ответить для себя на этот вопрос. Это, во-первых, практически неограниченное многообразие, звуков, которые можно создать и использовать в создании музыки. Во-вторых, неограниченные возможности по созданию ритм-рисунков, ломаных или, напротив, стройных и математически точных битов. В-третьих, возможность качественной обработки звука, не говоря уже о применении всевозможных эффектов, благодаря которым электронная музыка так разнообразна и индивидуальна. В-четвертых, доступность и сравнительная простота ПО для создания и обработки музыки (конечно, не профессиональной) (многие утверждают, что и без применения аппаратной части можно заниматься созданием и обработкой музыки профессионально – прим. редакции). Ну, и в последнюю очередь можно сказать о внешней стороне предпочтения – просто электронная музыка сегодня – это модно. Говоря о влиянии, которое оказывает электронная музыка на сознание и поведение (имеются в виду прогрессивные стили и направления – Break Beat, House, D’n’B и др.), необходимо отметить, что она направляет и ориентирует молодежь на тот ритм жизни, в котором нужно жить сегодня, чтобы достичь реальных целей и добиться успеха. Звучит слишком глобально? Тем не менее, современная электронная музыка (в своем большинстве) – это НЕ пропаганда наркотиков и алкоголя (в отличие от Punk, к примеру), НЕ толчок к насилию, НЕ религиозный поток (Metal-проповедник сатанизма) и НЕ руководство к действию и протест против общества (тексты песен многих Punk- и Rock-групп и исполнителей). Электронная музыка – явление современное во всех смыслах. Надо сказать, что это музыка в основном коммерческая, поэтому и несет в себе своеобразный вектор в сторону материальной стороны жизни, жесткости ее рыночных законов, тем самым нацеливая слушателя на адаптацию в таком мире. Сложно однозначно оценить степень и качество влияния Electronic Music на человека, на его поведение и сознание. Одно можно отметить с уверенностью – будущее у этого течения огромное, а настоящее уже говорит само за себя. Максим Бугров, CJCity.ru
2 ▲
20 May 2011 8:02
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.