Интервью: Ульрих Шнаусс
Cоздание музыки для меня - это нечто, что дает событиям возможность происходитьУльрих Шнаусс
Editor: На этой неделе на волнах радиостанции 16 bit.fm в замечательном и нами горячо любимом радиошоу Free Ends прозвучал гостевой микс выдающегося немецкого композитора Ульриха Шнаусса. Специально для PROMODJ автор и создатель программы Максим Рыжков не только пообщался со своим и, надеемся, что и вашим, кумиром, но и получил от него забавный музыкальный фрагмент.

Привет, Ульрих. Не могу не поблагодарить Тебя за те минуты, которые поглощают меня без остатка, когда я слушаю твою музыку. Пожалуй, «Goodbye» — самый любимый трек. Слушаю его много лет и не насыщаюсь. Настолько теплое и красивое произведение. Хотел бы узнать историю этого трека. Полагаю, она адресована конкретному человеку или ошибаюсь?

На самом деле, я пишу музыку несколько иначе. Я чрезвычайно редко пишу о каких-то особых случаях, или чувствах, что переживаю на данный момент. Чаще всего я просто сажусь за фортепиано и импровизирую некоторое время, и в конце концов идеи обретают форму и я концентрируюсь на том, чтобы использовать это в песне и довольно часто аккордный рисунок, мелодика разнятся с тем, что я чувствую — в то время, когда я, например, погружен в меланхолию, у меня могут получиться вполне веселые мотивы... или наоборот.

Я считаю, что создание музыки для меня — это нечто, что дает событиям возможность происходить, а не быть заложником какой-то концепции, пытаться создать что-то определенное, передать строго определенную атмосферу происходящего, дать возможность определить, что со мной происходит. Та же ситуация с треком «Goodbye» — я просто импровизировал на фортепиано, и результаты можно услышать в мелодике трека в припевах, а так же куплетах. Некоторые вариации можно услышать в самих арпеджио, которые, кстати, я записал после фортепиано. Эта мелодия стала чем-то вроде элемента хора во всей композиции, но на самом деле я даже не помню, как и когда она пришла ко мне в голову, может пару лет назад...

Примерно так и начинаются все мои песни — я наигрываю тему, записываю ее в секвенсоре, делаю аранжировку, добавляю еще элементы.

Тебя кличут ветераном эмбиент музыки, ты соединил электронику и шугейз. Расскажи о том, как в твою голову пришла эта мысль?

Откровенно говоря, слово «ветеран», с которым меня ассоциируют, мне не совсем подходит. Лично мне кажется, что я в каком-то смысле новичок, даже будучи профи в начале очень и очень долгого путешествия. Даже в музыкальном плане мне кажется, что я очень далек от той музыки, которую хочу сделать в итоге. И когда я слышу слово «ветеран», оно у меня ассоциируется с кем-то вроде Марка ван Хеэна (Mark van Hoen) или Гая Эннсна (Geir Jenssen), но никак не со мной.

Касаемо идеи смешения электроники и шугейза — она не моя. Но она пришла в то время, когда я был частью одного коллектива, в котором было два человека, пишущих драм-н-бейс по ночам здесь, в Берлине. Это были Кристиан Кляйнe (Christian Kleine) и Уве Цан (Uwe Zahn), он же Аровэйн (Arovane). Мы все познакомились благодаря радиошоу «Radio Massive», которое еженедельно шло на Kiss FM. С моей точки зрения, все получилось, потому что мы все были разочарованы дефицитом мелодичности в электронной музыке, в IDM, например, и казалось, что будет просто замечательно вдохнуть жизнь в нее.

Звучание шугейза ранних 90-х было непопулярным в то время, но мы все хорошо понимали, что это нечто, что оказало на нас влияние в самом начале. Кроме этого еще была танцевальная электронная музыка. Естественно, нам было интересно попытаться совместить эти два элемента, потому что они оба содержали в себе то, что так увлекало нас в музыке.

У Тебя очень кинематографичная музыка. Какие фильмы Ты любишь? Назови любимые.

Не сказал бы, что у меня есть какие-то определенные предпочтения в фильмах. Мне нравится кино, в котором ты как бы живешь, и когда выключаешь DVD-плеер, появляется такое ощущение, что ты бесследно пропал на 2 часа, но прихватил оттуда с собой что-то, что дает пищу для размышлений. Мой любимый режиссер Михаэль Ханеке (Michael Haneke). Вообще, по иронии судьбы он крайне редко использует музыку в своих фильмах, но я всегда нахожу его работы мудрыми, глубоко вдохновляющими и эстетическими.

У тебя впечатляющая коллекция синтезаторов и разных примочек. Говорят, если прийти к тебе в гости, ты достаточно любезен и показываешь некоторые из своих любимых инструментов и даже демо предстоящих работ. Что, кстати, ожидается до конца этого года? Ну, и в будущем?

Так, о планах на будущее... Совсем недавно я закончил совместный EP с ASC — Джеймсом Клементсом (James Clements), который выйдет на его лейбле Auxilary в октябре-ноябре. Также я завершил свой сольный альбом, который выйдет в январе 2013-го. Кроме этого я много совместно работал с массой других артистов, записывая либо часть релиза, либо же целый альбом. Приведу пример: не так давно я выпустил альбом вместе со своим другом Марком Питерсом (Mark Peters), который является гитаристом. Ранее в этом году мы работали над грядущим альбомом, для которого уже написали 5 восхитительных песен. Также я работал в течение двух лет над альбомом с Кирсти Хокшоу (Kirsty Hawkshaw). Кроме того, что мы закончили писать его, нам нужно было еще найти для него подходящий лейбл. Как видите, много всего произошло, и много еще произойдет, полагаю.

Ты издаешь музыку под множеством псевдонимов. Помимо этого, играешь в группах Longview и Engineers. С гитаристом последних, Марком Питерсом, ты так подружился, что решил записать с ним альбом. Расскажи о самых запоминающихся коллаборациях. Интересно, как проходит работа, когда идеи исходят не только от тебя?

Наиболее запомнившейся коллаборацией я назвал бы ту, в которой я записывал кавер-версию на песню Chapterhouse «Love Forever» и у меня была возможность работать с Энди Шериффом (Andrew Sherriff) и Стафеном Патманом (Stephen Patman) из этой команды. Вместе с Энди мы записывали вокал, и это было одним из каких-то магических моментов в моей жизни, я работал вместе с Энди, чей голос я слушал всю свою юность, непрерывно слушал фактически все его записи и он был здесь и пел вживую! Я сказал бы, что это был один из лучших моментов.

Тебе предлагали записывать саундтреки? Если нет — то просто удивительно! Ведь Ты можешь сделать просто фантастическую дорожку к фильму.

Я совсем немного занимался саундтреками, в частности, вместе с Марком Питерсом мы внесли свою лепту в последний фильм Грегга Араки (Gregg Araki) «Ба-Бах!» (original «Kaboom») и мне очень понравилось работать в этом направлении, но в то же время стоит понимать, что людей, желающих делать к фильмам саундтреки, много. Нужно помнить, что и пробиться в это дело весьма трудно. У меня был разговор с несколькими людьми на эту тему, и я надеюсь, что вскоре еще приму участие в создании саундтреков, но это займет время. Так что с этим все в порядке.

Ты попробовал себя во всем: от драм-н-бейса и минимал техно до хауса и шугейза. Есть какое-то течение, которое тебе не нравится категорично или в каждом можно найти что-то по душе?

Не сказал бы, что я нахожу интересным какой-то определенный жанр музыки. Потому что день ото дня все мы пишем музыку по той простой причине, что хотим выразить свои эмоции и полагаю, что спектр этих эмоций не так широк, как множество способов и возможностей их выражения. Так что слушайте музыку с открытым сознанием, и вы легко можете почувствовать, что хотел передать музыкант, даже если стилистически это не ваша музыка. Я уверен, что интересное есть в каждом жанре.

Твои фанаты (в том числе и мы), отмечаем, что твою музыку отличают нежные и гармоничные созвучия, создающие жизнерадостное настроение, также сложные многослойные аранжировки, когда в один момент времени звучат более ста тембрально различных инструментов. Несмотря на то, что расслышать их все практически невозможно. Эффект наполнения панорамы получается великолепный. Использование аналоговых синтезаторов и эффектов придает твоему звуку неповторимую, теплую прозрачную окраску, а легкая роковая ритмическая секция привносит динамику и позитивное настроение. Можешь вспомнить, какой трек писал дольше других, над каким работал очень долго? Расскажи вообще о творческом процессе — как он у тебя проходит и что способствует ему?

Обычно, больше всего времени занимает даже не сам процесс написания трека, а его сведение. Когда я записываю трек, я изо всех сил стараюсь достичь безупречности всей звуковой картины, я полностью сосредотачиваюсь на этом. Иногда я даже перезаписываю части треков, а иногда просто начинаю с нуля. Касаемо альбома «Goodbye» — он начинался довольно тяжело. Несколько раз мы перезаписывали вокал, например. В новом альбоме заглавный трек потребовал кучу времени из-за массы звуковых элементов, которые нужно было свести, найти баланс. Каждый раз получается по-разному, но обычно у меня уходит около трех-четырех недель, чтобы закончить песню... Но, конечно же, это может потребовать и куда больше времени.

Как там дела с альбомом с Charlie May, про который Ты говорил-говорил, а потом вдруг начал усиленно хранить молчание? И что за музыка там вообще будет? Потому как ожидать от вас можно что угодно.

На самом деле, мы с Чарли не планировали совместный альбом. Тогда Чарли работал над его сольным альбомом, и мы задумывались о небольшой коллаборации для него. Когда дописывался один трек, который был задорным и веселым, мы подумывали сделать его в стиле эмбиент, возможно, даже без бита и ритма в нем. Вообще, большой проблемой было время. Чарли очень занятой человек и замечательный продюсер, у которого много проектов, которыми он занимается. Сейчас он в Америке, чтобы не пропасть из виду. Может мы и продолжим работу, если это возможно будет втиснуть в его график.

Чего ты хочешь добиться, когда записываешь ремикс? Что стало с ремиксом на Coldplay? Он есть, но не издан. Как так вышло и почему?

О моем подходе к ремикшированию... Я обычно стараюсь оставить оригинал структурно нетронутым, я просто делаю альтернативную электронную аранжировку. Что же касается ремикса на Coldplay, то это определенно неинтересная история, чтобы говорить о ней. Эта песня планировалась как сингл, но сингл не состоялся, к тому же другие ремиксы тоже не состоялись. Такое, к сожалению, часто случается, особенно с крупными лейблами. Но я не могу жаловаться на это — мне заплатили приличный гонорар, так что меня все устраивает.

Как вообще появляется ремикс? Это желание или заказ, или что-то другое? Например, как появились ремиксы на Mojave 3, I’m Not a Gun, Johannes Schmoelling, Sia, Longview, Zephyrs?

Ремиксы появляются совсем не от случая к случаю. Иногда это идея A&R, работающего на лейбле. В данном случае все идет через моих менеджеров, и это просто бизнес. Иногда я знаком с артистами. Мы генерируем идеи для ремикса. Все не просто так происходит. Ремиксы на вышеупомянутых артистов, таких как Mojave 3, — это произошло через лейбл 4ad, на I’m Not A Gun я записал потому, что они и я в одно время работали с лейблом CCO; Johannes Schmoelling — один из тех, с кем я познакомился лично.

А, например, с Sia у нас были чисто деловые отношения, протекавшие через менеджеров лейбла. С Longview вышло так, что я сам обратился к лейблу. Мне понравилась эта команда, и был интерес работать с ними. Наконец, Zephyrs... Это произошло благодаря нашему общему другу, который заведует Club AC30 — фирменные вечеринки и лейбл одновременно. В свое время он выпускал трехтрековые EP с ремиксами и неизданными треками, куда он включил как Zephyrs, так и мои работы, еще мы играли на его вечеринке лайв. Так все и произошло.

Ты в интервью несколько раз говорил, что твой любимый альбом из собственных — «A Strangely Isolated Place». Изменяется ли со временем отношение к своим собственным записям? Нет ли такого, что переслушал первый альбом, ну или трек какой-то, спустя много лет, и что-то в нем заново открыл, решил на концертах играть и так далее?

У меня всегда были прохладные отношения со своей старой музыкой. Не было такой ситуации, чтобы я дома включил какой-то свой старый альбом и слушал его. Фактически я слушаю свою музыку один раз, когда я закончил трек. Ну, кроме тех случаев, когда я играю ее на вечеринках. А кроме этого я совсем не слушаю собственную музыку. Не то чтобы это делает меня самым несчастным человеком на земле, но элемент изнурительности присутствует, когда мне приходилось слышать, что я записал в 2003-м, 2005-м, я сразу начинаю думать, что мне хотелось бы что-то поменять... Я нахожу тяжелым слушать свою музыку не с точки зрения самоанализа, так что я стараюсь избегать записанную мною музыку, когда это вообще возможно.

В 1995 году, в восемнадцатилетнем возрасте ты выпустил свой дебютный сингл «Broken» под псевдонимом View To The Future. 17 лет с тех пор прошло. Какие ключевые перемены с тобой произошли за это время? События, которые перевернули тебя, может, или преподали большой урок, который не купишь ни за какие деньги?

Думаю, что особых перемен со мной не произошло. Как и раньше, у меня есть идеи о том, какую музыку я хочу сделать. На самом деле — это чересчур долгий рассказ, чтобы его рассказывать сейчас. Но, думаю, все, что я сделал за это долгое время, меня подталкивает вперед, когда я стараюсь сыграть ту музыку, которая играет у меня в голове. Да, иногда я делаю перерыв, иногда продвигаюсь далеко вперед, но общий подход к делу остался прежним.

Расскажи, чем еще занимаешь себя помимо музыки или под музыку?

В действительности у меня не так много свободного времени, как мне хотелось бы, чтобы делать что-то еще. Но когда появляется возможность, я стараюсь читать, интересуюсь различными философскими и политическими вопросами, стараюсь также быть в курсе того, что происходит в мире кинематографа. Порой здесь, в Лондоне, я хожу на выставки, но как я сказал, не так много, как мне бы хотелось. Правда в том, что если хотите выжить, зарабатывая музыкой, вы должны ей заниматься, а это требует времени.

Часто ли удается слушать других музыкантов? Кого бы порекомендовал нам узнать ближе?

Я уже пытался рассказать об этом. Я слушаю довольно много музыки других людей. Я стараюсь слушать самую разную музыку, независимо от стиля. Это могут быть джазовые записи из ранних 80-х. Много нового дабстепа и драм-н-бейса на виниле. В последние годы много крутой музыки приходит из России, музыки, которая мне действительно нравится, например, BOP, Unquote, Despot, Electrosoul System и так далее. Еще я слушаю много классики, электроники; до сих пор слушаю Tangerine Dream — я переслушал их альбомы уже миллион раз, наверное. Я считаю, что очень важно слушать разную музыку, чтобы возникли какие-то интересные идеи.

Ты же делал ремикс на Depeche Mode. Поведай об этой работе, понравилось ли им, знаешь их реакцию на ремикс?

Полагаю, Depeche Mode понравился этот ремикс, иначе они бы не представили его в своей компиляции. Не знаю, как это произошло, но что я знаю, так это решение Мартина Гора (Martin Gore), а не A&R лейбла. Мартин Гор написал список людей, чьи ремиксы он хотел бы слышать, и я был в том списке. Это, безусловно, было очень приятно. Я был тронут и польщен, что люди такого уровня не просто знают, но и любят мою музыку. Это классно!

Какие твои любимые книги? Что прочитал в последнее время?

Когда у меня есть время почитать, я отдаю предпочтению нон-фикшну, а не новеллам, или чему-то такому. Последнее, что я читал, но еще не дочитал — это книга Теодора Адорно (Theodor W. Adorno) «Эссе о современной музыке» (прим. автора — оригинальное название «Quasi una Fantasia — Essays on modern music»).

Какой трек слушаешь в последнее время чаще всего?

Мой любимый релиз в этом году, и за прошлые годы тоже, кстати, определенно дебютный альбом Spectrasoul. Мне он кажется интересным и грамотно исполненным. Смешение нескольких стилей — немного соула, немножко элементов электроники, очевидно — драм-н-бейс. Это очень хороший альбом, очень люблю его.

Бывает ли у тебя депрессия? Как с ней борешься?

Не так давно я избавился от депрессии. Многие люди используют определенные препараты против нее. Если есть какие-то необычные проблемы и вопросы, требующие решения, то лучше заняться специальной терапией. Изо дня в день я делаю музыку, и это делает меня самым счастливым человеком, и наоборот. Но и я сталкиваюсь с проблемами, мне тоже бывает плохо, даже когда я пишу музыку. Я стараюсь как можно быстрее разобраться в себе, когда состояние действительно шаткое, чтобы чувствовать себя так, чтобы можно было работать.

Пожелай что-нибудь тем, кто читает это интервью, в нашей стране много твоих настоящих поклонников.

Мне просто хочется выразить благодарность за поддержку. Даже после стольких лет я до сих пор радуюсь и признателен за то, что живу тем, что делаю такую музыку, которой не обязательно быть мейнстримом. У меня много друзей в России. Думаю, что в России происходит много интересного — культурного, музыкального и всего остального. Вот это и есть то, что я хотел сказать. Я очень рад вашей поддержке и надеюсь, что у меня будет намного больше возможностей проводить время в России.

8 октября 2012

Подпишись на наш ВКонтакте

и узнавай о новостях первым!
showave 10 октября 2012 17:57
Об Ульрихе можно говорить бесконечно долго и много. Его музыка ни на что и ни на кого не похожа, она уникальна. "Goodbye" и "A Letter From Home" готов слушать бесконечно. Единственный, кого я также готов хвалить бесконечно - это Moby.
Спасибо огромное за интервью!
Ответить  
gidronique 10 октября 2012 20:15
спасибо за вью! Начну знакомится с его творчеством.
Ответить  
Sparkless 10 октября 2012 21:58
Уникальный музыкант, очень обрадованный и интеллигентный человек. Его музыка - это наше достояние! Спасибо за интервью, Макс! Довольно неожиданные ответы, наверняка, не то, что ты хотел услышать))

Вот эти вещи навсегда!



Ответить  
Sparkless 10 октября 2012 22:15
Обдарованный*
Ответить  
MOAR BETA 12 октября 2012 1:00
*одарённый ;)
Ответить  
FOND 11 октября 2012 10:55
Увы, я не знаком с этим музыкантом. Интервью интересное - повод познакомиться с его творчеством.
Ответить  
Second Way 12 октября 2012 5:11
Крутой музыкант, давно его слушал еще.
Ответить  
Wanya Bruch 12 октября 2012 8:36
Да. Очень хороший музыкант. Его треки сворачивают тебя как спираль, а потом пружиной разжатой разносят эмоции, после чего происходит взрыв всех цветов внутри тебя
Ответить  
Blitzbeat 12 октября 2012 10:24
Хорошие вопросы, хорошие ответы! Отличное интервью! Спасибо! Жаль, что не слышал его творчество раньше :)
Ответить  
Wanya Bruch 12 октября 2012 18:53
МУЗЫКАНТ!!! Это слово не применимо просто ко многим в наше время
Ответить  
Olga Misty 12 октября 2012 22:26
Спасибо. Замечательное интервью.
Ответить  
Wanya Bruch 13 октября 2012 0:05
Ulrich!!! Ulrich!!! Какой же ты мегаосенний композитор!!!
Ответить  
DIGITAL MESS 13 октября 2012 0:18
ОГО! Я думал, что такой человек никогда не появится в интервью здесь! А если вдруг появится кто-нибудь такой, как Инон Зур, Ханц Циммер или Келли Бэйли, тогда я буду трижды благодарен редакторам новостной колонки. Хочется посмотреть, как эти люди отвечают на музыкальные вопросы с подковыркой, копающие им в душу. Хочу понять их модель мышления
Ответить  
DIGITAL MESS 13 октября 2012 0:21
Я тоже постоянно хочу "сыграть ту музыку, что у меня в голове", но она не вписывается в мои умения и в форматы моих музыкальных проектов... Поэтому приходится отбрасывать часть души, и привлекать к творчеству инженерно-вычислительную часть моего мозга
Ответить  
Free Ends [radio show] 14 октября 2012 14:25
Ответить  
LITTLEMOOK 19 января 2013 16:05
Спасибо за интервью
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий