+
Общий музыкальный Profile Feed

Гармонизация.

Гармонизацией голоса (мелодии или баса) называется присоединение к нему связной и логичной последовательности аккордов.

Для гармонизации мелодии понадобятся следующие сведения, такие как:

Начнем с интервалов.

Интервалы считают от тоники(Т) в данном случае от ноты До(тональность до мажор), а так же и от любой другой ноты в мелодии.

ПримаI(1) ступень “Тоника”

СекундаII(2) вторая “Нисходящий вводный тон”
ТерцияIII(3) третья “ Медианта”
КвартаIV(4) четвертая “Субдоминанта”
КвинтаV(5) пятая “Доминанта”
СекстаVI(6) шестая “Субмедианта”
СептимаVII(7) седьмая “Восходящий вводный тон”
Октава – та же нота До октавой выше (8) восьмая “Тоника”

Каждый звук мелодии должен быть функционально определен как основной, терция или квинта трезвучия T(тоника-I ступень), S(субдоминанта-IV ступень) или D(доминанта-V ступень). Это так скажем три кита музыки, ее основа.

1)При возможности двоякого истолкования того или иного звука мелодии необходимо учитывать последующее гармоническое движение. Такое “заглядывание вперед” помогает избежать неправильных соединений, а также нежелательной последовательности D-S.

2) первым и последним аккордом всего построения обычно бывает устойчивая функция – T(тоника).Впрочем, иногда построение начинается с D(доминанты), преимущественно – с затакта. Начало с S(субдоминанты) – редко.

3) Повторение аккорда со слабой доли на следующую за ним сильную нежелательно.

Напомню, такт большинства современных музыкальных треков состоит из четырех ударов имеет размер и обозначается как 4\4 или ( С). Это показывает что в такте четыре доли четвертной длительности. Четвертная длительность в свое время равна четвертной ноте. Долей тоже четыре и это означает что первая четвертная нота в такте это “сильная доля”, вторая нота в такте “слабая доля”, третья нота “относительно сильная доля” и четвертая вновь “слабая доля”. Но вернемся к гармонизации.

4) Необходимо следить за правильностью соединения каждой пары аккордов: первого со вторым, второго с третьим и т. д. до конца.

5) Бас должен представлять собой волнообразную линию ограниченного диапазона, в пределах 1-1,5, в крайнем случае двух октав. Это достигается чередованием восходящего движения с нисходящим. В частности, не следует допускать двух шагов подряд на квинту(D-доминанту) (а по возможности и на кварту или (S-субдоминанту)) в одном направлении, ввиду явной немелодичности такого хода, особенно, если он начинается или кончается на сильной доле. Кроме скачков на кварту и квинту, возможен ход и на октаву при повторении аккорда.

Итак, приступим к практической части.

Пример:

Рис.1

Проиграв мелодию, определяем ее тональность(по функциональному строению, заключительному звуку) – в данном случае тональность До мажор(рис.1). Определив ее основные трезвучия получаем: Тоника (Т)-ноты до- ми- соль; Субдоминанта (S)- фа-ля- до; Доминанта (D)- соль- си- ре.

Начальный звук соль в данной тональности является или основным звуком доминантового трезвучия(соль- си- ре) или же – квинтой тоники (до- ми- соль).

Как известно, начальным аккордом чаще всего бывает тоника. Кроме того, дальше в мелодии следует звук ля – это безусловно терция субдоминанты ( в другие аккорды ля не входит). Если первому аккорду придать значение доминанты, то за ней, таким образом, последует субдоминанта, что не желательно. Поэтому первое истолкование звука соль отпадает, и мы будем считать его квинтой тонического трезвучия.(рис.2)

Рис.2

Второй звук мелодии –ля- терция субдоминанты. Соединение начальной тоники с субдоминантой делаем гармоническое, ибо только в этом случае получается плавное голосоведение.(Рис3) Гармоническим называется такое соединение аккордов, при котором их общий звук остается на месте в том же голосе. Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинтового соотношения сводится к следующему: после построения первого из аккордов намечают бас второго аккорда, общий звук оставляют на месте; остальные голоса ведут поступенно вверх в параллельном движении от тоники к субдоминанте – вверх, от тоники к доминанте – вниз:

Следующая нота в мелодии снова соль, то есть квинта тоники или основной звук доминанты. Если здесь взять тонику, то повторение в мелодии требует смены гармонии. Тогда на сильной доле второго такта окажется доминанта; дальше же в мелодии следует звук фа, который может быть только субдоминантой. Таким образом получается следующий гармонический план данного отрезка мелодии; Рис 4

Это толкование отпадает не только потому, что образуется нежелательное последование D-S(Рис 4). Как известно, при соединении аккордов секундового соотношения бас должен идти противоположно трем верхним голосам. В данном случае бас от D во втором такте переходит к S нисходящим секундовым ходом. Следовательно, верхние голоса должны бы идти в восходящем направлении, между тем мелодия имеет не восходящий, а нисходящий ход на ту же секунду. Понятно, что при данных условиях правильное мелодическое соединение D-S невозможно( к тому же оно нежелательно в принципе).

Исходя из такого анализа, выбираем другой, правильный гармонический вариант данного последования:

Соединение S и D в первом такте мелодическое – бас поднимается на ступень, три верхних голоса идут вниз:

Действуя далее по намеченному плану, мы получаем гармоническое соединение D-T (общий звук – соль – остается).


 

 

 

 

И затем снова мелодическое соединение аккордов T-S во втором такте примера:

Нота – ре – второго такта – квинта доминанты ( иное толкование здесь невозможно). Соединение с предшествующей субдоминантой – мелодическое, с типичным для секундового соотношения трезвучий противоположным движением баса и трех верхних голосов:

 

 

Анализируя подобным образом вторую половину мелодии, оформляем ее гармонически так:

На этом все!!!!

В заключении хочу сказать, что пример работы с мелодией описанный выше является классической школой и представляет собой лишь малую часть огромной науки “ГАРМОНИЯ”, изучать которую я думаю просто необходимо всем кто действительно хочет писать настоящую, красивую музыку.

Примеры того что получилось здесь: aleks-a1.promodj.ru/groups/130…

34 ▲
23 March 2010 12:55
HOBATOP

Comments

Это конечно здорово, но большинство здешних композиторов из ТОП100! кладут акапеллу в Ebm на трек в Em и доказывают потом с пеной у рта, что, мол, Ваня, никаких тут диссонансов нет. Что-то ты, старый, выеживаешься. =).
Да это просто грустно(
"диссонанс есть великая сила музыки" Пётр Чайковский
Боле чем уверен, что Чайковский имел ввиду умышленные диссонансы, сочиненные образованным человеком. А не случившиеся по причине тугоухого долбоебизма =).
+стопицот:)
Ваня, никаких тут диссонансов нет
А я не про тут. Я про вообще.
я бы сказал даже ОЧЕНЬ известных здешних композиторов))
Спасибо)))
Ваня, никаких тут диссонансов нет КАЙФ RULISH Эксклюзив
"Ваня! Никаких тут диссонансов нет!"
- Именно так с некоторых пор
стал звучать лозунг портала Promodj.ru PROMODJ РУЛИТ
Да, обошлось без диссонансов сегодня
хорошая инфа
Тема "ликбеза" наверное сейчас очень актуальна! Само название сайта подразумевает сообщество диджеев, которые не всегда имеют музыкальное образование. Ведь главная их задача правильно подобрать треки по характеру и стилистике и грамотно их свести! Но затем сюда подтянулись музыканты и стали выкладывать свои работы, что конечно не оставило диджеев равнодушными! Диджеи тоже стали писать свои собственные мелодии и выкладывать их на всеобщее обозрение. Благо если у человека есть хотя бы музыкальный слух, но такое бывает не всегда. Отсюда и так называемый "шлак". Я даже вначале пытался сосчитать, сколько таких "музыкантов", с однопальцевым пианино на этом сайте!
Поверьте,это подсчёту не поддаётся! С другой стороны даже люди имеющие за плечами консерваторское образование могут уступать по мелодике музыканту-самоучке! Здесь встаёт моральная сторона вопроса - считаешь ли ты, что твоя работа уже заслуживает внимания? Не будет ли нахальством зарабатывать свой ПР фразами типа "+ и в други"?
Я сам много лет работал только с "железными" синтами, а на этом сайте прохожу ликбез по работе в программе и подчерпнул много интересной информации. Отсюда вывод - учиться никогда не поздно, было бы желание...
Начальный звук соль в данной тональности является или основным звуком доминантового трезвучия(соль- си- ре) или же – квинтой тоники (до- ми- соль).

Как известно, начальным аккордом чаще всего бывает тоника. Кроме того, дальше в мелодии следует звук ля – это безусловно терция субдоминанты ( в другие аккорды ля не входит).

да? а как же трезвучие на субмедианте Ля-До-Ми и на второй ступени - Ре-Фа-Ля??
Другое дело что они могут не вписаться в гармонию

да и потом, нота Ре в данном случае может быть не аккордовой нотой, и будет звучать тонический аккорд
ничё не понял) какая нафиг субдоминанта на ля?) в до мажоре субдоминанта это фа) а ля до ми- это трезвучие на 6 ступени)
читать умеешь? субМЕДИАНТА
извени) просто я такой термин слышу впервые)) когда его успели ввести то я не пойму.по крайней мере в 2002 году когда я учился не было его
ни в одном учебнике по гармонии я такого термина не встречал
хотя вот-хороший пример-зависит от учителей-одни оперируют одними терминами другие другими...реально...впервые слышу
ты не знаешь что такое субмедианта??
или ты не знаешь что аккорды могут строится от любой ступени лада???

профессионал епт
я ж говорю-термина такого не зню.преподаватели такого термина не употребляли.Олег) а если не секрет ты то откуда о ней знаешь? мы кстати одного возраста с тобой практически
дык вот же оно!!! я то думаю, чего не хватает в статье!!!:)))
Варианты зависят от твоего воображения) Статья предназначена для поднятия интереса в изучении гармонии у молодых музыкантов, поэтому написана простым языком с простыми примерами)
да как то по нубски написано, извени уж
неудачный пример гармонизации... гармонизировать каждую ноту мелодии своим аккордом - бред
и ещё, видимо автор кроме аккордов на T, S, D других не знает
тока что заметил, у автора нота С в кубе обозначается как Do )))
ололо
Что тут удивительного?
да просто, удивляет неумение оперировать с буквенными обозначениями нот
Не понял к чему ты?к тому что я не умею пользоваться цифровкой?Если так, то ты заблуждаешься)))
А мне вот известно что это нота Do обозначается как С)))
Вот творческие люди))) Суть ветки - все пи@@@сы один я дартаньян))) А так хорошо начиналось обсуждение)))
А вот Автору человеческое спасибо,дай Бог ему крепкого здоровья и ичтоб Armin van burren,Tiesto,Pol van dyk,играли его музыку со слезами на глазах от щастья!!!)))
Автор ты конечно молодец, что проделал такую работу, но ты думаешь в это много кто здесь будет вникать? ) Для 98-99% народу на пдж это просто набор матерных слов ))
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.