Billione в проекте "KATAFOT": promodj.com/katafotmusic 
Blog

Советы молодым музыкантам-электронщикам.


Если бы написанное ниже было сказано мне, когда я только начинал писать музыку, уверен, что бы начал делать адекватную/интересную музыку гораздо раньше. Некоторые стереотипы и просто заблуждения очень тормозят многих молодых продюсеров электронной музыки, по этому хочу помочь быстрее "встать на нужный им путь", тем самым ускорить продвижение отечественной музыки на западных просторах.

 

Итак, как мне кажется, самое важное:

1) Не пытайтесь создать гениальное произведение, иначе у вас не получится.

Лишь не думая о том на сколько это может быть гениально, вы сделаете по настоящему интересный и гениальный трек. Как правило самые офигенные трэки пишутся абсолютно спонтанно: сел побренчать на синте или друг пришел и вы решили "по приколу че-нить сделать", а в итоге сам того не подозревая, ты сделал интересную хитовую вещь. Все дело в том, что делал ты это от ДУШИ, не думая о какой-то выгоде, не думая о славе и деньгах. :D

 

2) Думать о деньгах, которые ты получишь за свое творчество в процессе творчества противопоказанно - проверено не раз. Если вам заказали минус или ремикс, нужно стараться уйти от мысли о предстоящей оплате и делать свою работу в удовольствие, не думая о вознаграждении. Иначе получится как минимум не тот максимум, который вы можете сделать или же вообще ничего дельного не получится.

 

3) "О, у Бенасси клёвый бас! Надо сделать такой же - народу ведь нравится такой бас, значит и мои трэки с таким басом всем понравятся!"

Это стоит делать только для того, чтобы просто научится накручивать звуки самому, как опыт. Бенасси стал известным по большему счету именно из-за своего баса, а если вы сделаете в ноль такой же бас в вашем трэке, знаменитым как Бенасси вам не стать, потому что этот бас уже сделал Бенасси!

Отсюда совет: не копируйте звучание звезд или "вот этих прикольных чуваков", будьте уникальны, придумывайте своё! Только так появляется шанс, что вас заметят. Звезды и стали звездами из-за своего уникального звучания.

 

4) Старайтесь меньше слушать других. Я не говорю, что нужно вообще никого не слушать. Найдите проверенных не завистливых людей, мнению которых вы доверяете. Но даже их слушайте не до конца, так как мировоззрение у всех разное, так же как и восприятие музыки, особенно у музыкантов (а народу интересно именно твоё мировоззрение и восприятие, выраженное в ТВОЕЙ музыке!), иначе, опять же, вы рискуете потерять уникальность. Прислушиваться полностью стоит только по поводу технической стороны вашего трека, так как есть технические каноны против которых все равно не попрешь (иначе вместо кристально звучащего трека будет просто бубнящая каша). Таким образом "Лучший друг музыканта - звукорежиссер с ушами"!

 

5) Нет музыкальной программы лучше, чем та, в которой удобнее делать музыку ТЕБЕ.

И слухи, что какая-то программы звучит лучше, чем какая-то другая - полный бред.

 

6) Офигенные гениальные трэки можно делать и на простых VST, не используя внешних "железных" синтезаторов. Но все же "железо" обладает более сильной математикой, потому звучит более плотно, с более подчеркнутыми массивными атаками. Если ради эксперимента синтезировать одну и ту же волну на vst и на внешнем синтезаторе и включить их одновременно, вы убедитесь, что звук из "железа" глушит vst. Особенно разница слышиться на большом звуке.

При этом, если вы со всех сторон обложите себя аналоговыми синтезаторами, вы не начнете писать хиты за хитами – для этого все равно потребуются голова и руки.

Но все же - многие современные хиты были сделаны на vst.

 

7) Свести клубный трек нормально дома при помощи только одного компьютера и, внимание, наушников - ВОЗМОЖНО!  Главное, чтобы были нормальные уши и наушники. Всем очень советую Sony MDR7506/Sony MDR7509. Эти наушники обладают самым чистым звуком и не обладают частотными приукрасами (единственное, в Sony MDR7506 чуть-чуть задраны 10kHz). Чего нельзя сказать о всяких там клевых диджейских наушниках, которые разукрашены не только снаружи, но и внутри, дабы сделать звук более красивым, видимо для того, чтобы было лучше сводить за вертушками, не знаю.

Сводить на домашних колонках, понятно само собой, не возможно (они скорее всего тоже не без преукрас). Даже если принести в квартиру хорошие студийные мониторы, до конца правильно свести у вас не получится, если только не оклеить квартиру паралоном толщиной в как минимум в метр или подставками для яиц. :) В противном случае вы уж точно будете обмануты акустикой вашей комнаты. А вот приноровиться сводить клубную музыку в хороших наушниках вполне возможно.

Почему "приноровиться"? Дело в том, что когда вы сводите в наушниках, звук максимально близко прилегает к вашим ушам, по этому вы сначала можете ошибаться, например, c пространственной обработкой (реверберация, дилеи) и делать их гораздо меньше, чем надо бы, по этому трек может получится слишком "сухим".

Все свои трэки я свожу в Sony MDR7506, как правило после сведения, я иду слушать трек на профессиональную музыкальную студию, но со временем убеждаюсь, что слышу все меньше и меньше погрешностей в сведении, которое я делал в наушниках.

 

8) Теперь перейдем непосредственно к написанию музыки.

Купите MIDI-клавиатуру! Стоит она не так уж и дорого, а музыка ваша преобразится.

Рисование по клеточкам в миди редакторе убивает всю живость звучания трека. Вы скажите: "Да и нафиг оно нужно - это же электронная музыка?!" Но мы все же живые люди и даже в электронной музыке подсознательно наслаждаемся сыгранной руками музыкальной партией.

Даже если вам нужно сделать одну ровно играющую ноту на протяжении нескольких квадратов, лучше сыграть ее руками: velocity у каждой ноты уже будет разное, отсюда и живое звучание.

Не всегда ровняйте сыгранное по сетке (quantize). Этим вы тоже убиваете живость. Где-то сыгранно чуть позже, где-то чуть раньше, ну и пусть! К чему этот идеализм выравнивания?! Но всё хорошо в меру, так что фортепианная партия, сыгранная пианистом "со сломанными пальцами", далеко не всем понравится.

 

9) Вот мы и плавно подошли к понятию "кач" или groove (у всех по-разному).

В возрасте 11-19 лет я все время пытался понять, как же достигается этот "кач"??!

Кач достигается путем грамотного сплетения ритмов в трэке, "движений". К ритмам сейчас я отношу не только бочку, хэт, клап и т.д., но и ритм баса и остальных инструментов к трэке. Также кач достигается "живым исполнением", о котором я говорил ранее. Если вслушаться в ритмические произведения хорошей живой музыки, то начинает качать даже тогда, когда играет обычный ровный ритм. Почему? Потому что на инструментах играют ЛЮДИ, которые не могут играть АБСОЛЮТНО ровно. Хорошие музыканты, конечно же, играют ровно, но микрозадержки (или наоборот) всегда есть. От сюда и зарождается кач, а уж когда музыкант начинает играть что-то синкопированное (например, фанк), там уж вообще устоять не получается.

Далее возьмем на рассмотрение черный хип-хоп/r'n'b/soul.

Электронные биты в этом стиле набиваются также руками. Плюс это, как правило, делают еще и черные, у которых ритм в крови, т.к. каждый второй ходил в детстве в негритянскую церковь, где ритм - неотъемлемая составляющая. Так что черному музыканту практически не возможно написать ритм не качевым. :) Далее на созданный ритм начинают "читать рэп". Опять же, если вы вслушаетесь в настоящий черный гетто хип-хоп или соул, вы услышите, что исполнители этого жанра читают как будто немного опаздывая от бита, а где-то наоборот опережая. Это называет FLOW. Кач достигает путем "оттягивания" читки (в хип-хопе), грубо говоря "опаздыванием". Также правильно сочиненный текст превращает читку в перкуссионный инструмент, который задает качающий ритм. Грамотно подобранные звонкие согласные в тексте - залог успеха.

Вообще, грув - это сложная тема. По этому, надеюсь, я выразился доступно, и людей, сидящих у экранов компьютеров с недоумевающими лицами, сейчас нет.

 

10) Слушайте много музыки: живой, электронной - не важно. Чем больше вы слышали, тем больше вы информированны, а значит знаете, что эту фишку, которую вы придумали вчера, уже использовали "Prodigy" 10 лет назад, значит она уже избита, соответственно, использовать ее уже не стоит. Слушайте больше музыки, потому что это опыт "как делать можно и надо, а как не надо делать никогда". Даже если вы заядлый электронщик, не игнорируйте живую музыку: классика, фанк, соул, рок или блюз и т.д. - здесь вы найдете много новых идей для себя.

 

11) Экспериментируйте!!!

Эксперимент - это поиск вашего "Я". Да, скорее всего будут ошибки, но ошибки - это тоже опыт.

 

Удачи в творчестве! ;)

 

P.S.: Огромный respect и спасибо Косте Матафонову (aka Kostorch, vkontakte.ru/konstantinmatafon…) за бесценный опыт, который я до сих пор получаю от него.

billione (c), 2011.

52 ▲
21 May 2011 21:29

Comments

The best comments
  • billione  #
    Я очень рад, что многим блог оказался полезен! ;)
  • billione  #
    Уверен, что не только новичкам может оказаться полезной эта статья. :)
  •  
    Tomas Vitamina  21 May 2011 22:55 #
    спасибо,дельные советы!
  •  
    CHERRYSTONE  22 May 2011 2:59 #
    Очень полезные советы. Несомненно, многим помогут.
  •  
    billione  22 May 2011 16:19 #
    Уверен, что не только новичкам может оказаться полезной эта статья. :)
  •  
    Paul Tinnik  22 May 2011 17:03 #
    Замечательная статья. Спасибо)))
  •  
    SJ Aleks  22 May 2011 17:06 #
    все в тему и верно
  •  
    Arjuno  22 May 2011 17:22 #
    Автор постарался!)) Спасибо ;)
    •  
      Arjuno  22 May 2011 17:22 #
      Награжу + в копилку
  •  
    ♫ Monika M  22 May 2011 17:28 #
    прописные истины
  •  
    No:Name  22 May 2011 17:33 #
    + Все расписано по полкам)
    Советы, ну очень полезны!
  •  
    dj Dance-On  22 May 2011 17:34 #
    В теме давно,но с интересом почитал.Спасибо!
  •  
    dj Dance-On  22 May 2011 17:34 #
    В теме давно,но с интересом почитал.Спасибо!
  •  
    billione  22 May 2011 18:03 #
    Я очень рад, что многим блог оказался полезен! ;)
  •  
    Ёlkin  22 May 2011 18:18 #
    всё верно, всё в тему!+
  •  
    Cerber-T  26 May 2011 12:09 #
    полезная статья +
  •  
    10 Element  30 May 2011 21:48 #
    Все принципы логичны и верны. Я же лишний раз подтвердил себе то что в ушах можно заниматься сведением, главное привыкнуть и со временем понять как оно будет выглядеть на большом звуке.
    •  
      billione  30 May 2011 23:02 #
      Именно! :)
  •  
    Soteira  4 June 2011 13:21 #
    Спасибо друг за статью! ++ классно.
  •  
    Kai Wild  11 June 2011 13:31 #
    Спасибо
  •  
    ILYA CALVADOS  20 June 2011 11:13 #
    Благодарю за предоставленную информацию :)
  •  
    MEROVINGIAN  25 July 2011 1:15 #
    Братан ты знаешь что я всегда тебя считал хорошим музыкантом,всегда восхищался твоим творчеством и ты тот человек который оказал на меня огромное влияние и из за тебя я полюбил фиджет и из за тебя у меня получилось его выпустить на трабл бэйсе!Ты крут!С большей половиной я согласен но с некоторыми моментами к сожалению нет!Отчасти все правильно но есть пару тем которые я бы оспорил!
    •  
      billione  25 July 2011 11:30 #
      Спасибо, приятно слышать!
      А с чем именно ты не согласен?
  • +1
    MEROVINGIAN  26 July 2011 4:03 #
    Ты очень верно подметил по поводу грува все очень четко расписано!Очень понравилось то что твое мнение по поводу программ такое же как у меня!Я полностью согласен с тем что те кто пытаются вые..то что да вот фл говно а лоджик например круче это все бред!Работают все там где удобно!Верно подметил по поводу того что нужно слушать много музыки и причем уходить даже порой от электронной многие музыканты стопорятся из за этого потому что мало багажа музыки в голове!Это все очень правильно я считаю и начинающие музыкантом нужно прислушаться!
    Но не согласен с тем что ты написал по поводу того что не нужно стараться писать музыку ради чего то ради денег там или ради славы!
    Мне кажется нужно задать себе вопрос,если ты новичок то спросить себя зачем я пишу музыку?что я хочу добиться?Если человек хочется заниматься именно музыкой он должен поставить себе цель научиться ее делать грамотно для того чтобы она приносила ему деньги!А будет семья и что потом?Да я крутой пишу качевый музон извините дети но покушать нету нечего!
    Я считаю если человек хочет отдаться музыке то он должен это понимать и когда ты пишешь музыку стараться ее делать так чтобы она могла тебе приносить мани!
    Бенни бенаси извините бабла нарубил как следует)Я уверен что у него была огромная любовь к музыке не из за денег но цель на ней заработать естественно есть у каждого нормального музыканта который отдался музыке!
    Второе я бы оспорил то что ты говоришь не нужно стараться повторять других!
    Понимаешь в музыке 7 нот по сути то что делаю я то что делаешь ты это уже есть и мы нового нечего не вносим!Сложно сделать то что не будет похоже на других!Ноо,нужно ориентироваться на что то!Допустим новичок пишет драмнбэйс и ему нравится например Аликс перез и он хочет чтобы кумир обратил внимание на него!И он пытается сделать это!Написал трек свой,послушал потом включил трек Алекс сравнил сделал вывод!Это не плохо!Главное не то что ты повторяешь а как повторяешь!Если ты на кого то ориентируешься и твои треки звучат на уровне тех музыкантов которые тебе нравятся это же хорошо!Ты по крайней мере выглядишь на фоне своего кумира плотно!Но конечно хорошо когда ты придумал что то свое но даже если ты придумал что то свое не факт что это придумал ты может выясниться что какой то Роберт из калифорнии 4 года назад делал то что тебе показалось что придумал ты два дня назад увы!С этим все довольно такие дела!Главное слушать много музыки и стараться ее делать интересной и качественной!
    • +1
      billione  26 July 2011 13:54 #
      Про музыку и деньги:
      А не говорил, что думать о достатке вообще - это плохо. Я говорил именно про момент создание композиции! ;)

      Про копирование звучание других:
      "Это стоит делать только для того, чтобы просто научится накручивать звуки самому, как опыт." Некоторые даже когда научаться делать качественный звук, продолжают копировать звезд.
      •  
        Blitzbeat  10 August 2012 18:54 #
        И ничего здесь плохого нету когда повторяешь кого-то ибо даже если ты не повторяешь кого-то, то как правило это является повторением кого-то :/
        •  
          billione  11 August 2012 22:25 #
          Совесть чистой не будет, если копировать намеренно. :)
  •  
    MEROVINGIAN  26 July 2011 9:30 #
    Но хочу сказать что с приобретением mac pro я стал писать на Logic и все новые треки написаны на этой программе и хочу подметить что я стал замечать что мое звучание изменилось!Внутри проэкта я обрабатываю лоджиковскими плагинами а мастеринг через железо и хочу сказать что треки звучат лучше чем в фл!Так что я вот как то стал задумываться что все таки как не говори про программы и про то что нужно писать там где удобно,все же звучание каждая из них придает своеобразное!И я стал замечать что с того момента как я начал писать в лоджике качество поднялось на новый уровень!Так что новичкам нужно полюбому задуматься над тем в какой программе они хотят работать=)
    • +1
      billione  26 July 2011 13:59 #
      В той в которой удобнее им.
      Железо железом - это понятно, его может купить любой, даже если он пишет музыку в windows movie maker.
      Плагины для обработки тоже скачиваются, например, "waves".

      Но также добавлю, что после перехода на уютный Logic, в Cubase, например, возвращаться уже не хочется. :)
      •  
        MEROVINGIAN  26 July 2011 20:43 #
        Плагины waves это хорошо но я говорю про сами плагины лоджика которые в шиты в него при рождении!Я в лоджик вообще нечего не поставил не вст не плагины я работаю с тем что есть и мне этого достаточно потому что то в лоджике все плагины и все синтезаторы очень крутые=)Что не могу сказать про другие программы)
        • +1
          billione  26 July 2011 20:58 #
          Насчет плагин Лоджика - да, согласен, они меня в основном устраивают. Но, кстати, некоторые плагины waves есть и по сочнее.
          •  
            MEROVINGIAN  26 July 2011 21:14 #
            Так что бро по поводу программ тоже можно поговорить довольно долго!Лоджик для меня лучше например чем фл!Звук у лоджа сытный,понимаешь как бы фишка лоджика в том что он уже звучит хорошо а вот про фл не могу так сказать и чтобы заставить выдать хороший звук флку нужно пое...ся...=)
  •  
    keth aka vsznv  25 August 2011 0:26 #
    Спасибо за статью.
    Опытных людей стоит послушать
  •  
    Dimilyan  8 October 2011 13:11 #
    Ничего нового не узнал, но тем не менее плюсанул за старания
  • –1
    Dj INKOGNITO  18 November 2011 0:00 #
    Что то я вот не понял! Сводить в наушниках ведь не льзя!!!
    •  
      billione  18 November 2011 14:26 #
      Танцевальную музыку в ушах свести хорошо можно. К ним просто нужно привыкнуть, чтобы чувствовать как трэк будет звучать на большом звуке.
  •  
    Dj INKOGNITO  19 November 2011 0:31 #
    Может быть! Но уши наверное должны быть качество! ) Но я бы все равно не стал бы этого делать!!! )))
    •  
      billione  19 November 2011 14:19 #
      Естественно качественные. Вообщем, внимательнее читай статью про эту часть. :)
  •  
    SKET  28 November 2011 15:33 #
    Инетресно было почитать.
    •  
      billione  28 November 2011 20:52 #
      Хорошо.
  •  
    DJ BATTLER  17 April 2012 20:27 #
    спосибо за совет +++++++ в избро
  •  
    Mind Attack  25 May 2012 22:14 #
    Спасибо мне понравилась статья)))
  •  
    DJ_PоjaR  27 May 2012 0:35 #
    ЭТО ДЕСТВИТЕЛЬНОо ОТЛИЧНЫЕ НАУШНИКИ!_)))СПАСИБО по ЧИТАЛ
  •  
    Daimon Dance [D.D. Prod.]  5 October 2012 17:11 #
    Дельные советы глаголишь!)
  •  
    Misha Mirell  11 December 2012 1:12 #
    Интересно написал, правильно
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.