Listens: 15 121 Downloads: 926 Bookmarks: 6 Styles:House, Deep House Duration: 3:40 BPM: 320 Size: 8.4Mb Recording: 22 May 2021 Publication: 22 May 2021 5:10
More
Зависть Из наследия Оптинских старцев
Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.
Преподобный Амвросий говорил о зависти:
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:
«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».
Причина зависти
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:
«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.
А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе
Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Классный трек, плюсую! ) Спасибо тебе, Вячеслав, что пытаешься удержать этот мир от безумия, донося до него мысли Святых Угодников Божиих!.Сейчас это особенно нужно.
Отличная заводная тема, Брат! Очень круто сделано! Только я не понял, мужской вокал или женский... :) Beauty in your heart вроде женщина поет, а Set me free - мужик...
Ярослав, с прошедшим Днём рождения! Здоровья! Будет оно, будет и всё остальное... Успехов в творчестве! Бог любит нас и даёт тем, кто заслуживает. Кто работает над собой! С Уважением, Игорь
Каждый человек индивидуален и неповторим !! Так-же и в творчестве! Всегда интересно послушать что то новое! Спасибо за поддержку... от меня ++++ Всего доброго!)
Вячеслав, с удовольствием послушал, мой плюс+ Спасибо Вам и за вашу просветительскую работу, с пользой для души всех нас! Добра, терпения на пути к Богу и всего самого лучшего!
Если бы мы чуть-чуть шевелились, мы бы достигли величайшей славы на небесах. Многие древние отцы говорили, что последние будут выше первых. Жизнь сейчас такая тяжелая, и сохранить веру и благочестие очень трудно. И Господь это знает. Поэтому пытающиеся из последних сил угодить Богу превзойдут многих великих святых древности. Но для этого нужно хоть что-то делать – то малое, на что ты способен. Господь не требует от тебя, чтобы ты не ел, не пил, не спал, все имение нищим раздавал. Делай то, что ты должен: если ты жена, будь нормальной женой; если ты отец, будь нормальным отцом; если ты сын, будь нормальным сыном. Если работаешь на работе, будь нормальным работником, не надо очень хорошим, просто нормальным: не воруй, не хами начальнику, будь добросовестен – и уже будешь величайшей славой на небесах обладать. По нашим временам, на фоне полного оскудения духовного это уже будет прекрасно, это будет уже великий сапфир, драгоценность.
По общепринятым нормам, если 60% населения составляют один этнос, то страна считается моноэтнической. У нас, по данным социологических исследований, 84% населения – русские православные. Говорят "русско-язычные", но что ведь что такое народ? Это язык. Нас не хотят называть русскими, но мы на 84% русские. У нас моноконфессиональная и моноэтническая страна. Русский народ большой. И угро-финны, и вятичи, и древляне, и поляне – мы все один народ.
Теперь по поводу мусульман. У нас 15% населения корнями уходит в мусульманство, как русские в Православие. Обычно из любой этнической группы религиозны только 5-7%. Если взять 5% от этих 15%, то мы получаем меньше одного процента населения. Ни в одном современном учебном заведении никогда не ставят вопрос о межконфессиональных направлениях.
Как же нам нужно себя вести? Мы должны твердо усвоить на всех форумах, даже вопреки словам нашего дорогого Президента, который говорит, что у нас многоконфессиональная страна. Президент искренне ошибается. Ему написали – он так и сказал. У нас моноконфессиональная страна, и мы, как сильная держава, с огромными корнями, разрешаем здесь быть и мусульманам и буддистам. Мы не против. Мы их любим, они наши соотечественники. Мы им разрешаем даже служить в нашей армии, чего мы не разрешали раньше. Были отдельные полки, например Туркестанский полк, отдельные мусульманские части. Вот сейчас гигантская полумиллионная армия Ирака показала свою боеспособность. Явился народ, воины Ислама, и Ислам-то чисто условный – это чеченцы. Нормальный боевой народ. Но никак не связан с исламом. Они исламизировались только сто лет назад. К исламу их воинство не имеет абсолютно никакого отношения. Им движут совершенно другие причины. Поэтому мы везде должны подчеркивать, что мы в России, мы православные.
Посмотрите на русскую культуру. За тысячелетнюю историю на территории нашей страны ислам хоть какой-нибудь след оставил в нашей культуре? Никакого. Где мусульманская архитектура, литература, поэзия? Когда Шаймиев стал Президентом Татарстана они "перерыли" весь Кремль и не нашли ни следа исламской культуры. Ее просто нет. В поисках исламской великой культуры посмотри на Пиренейский полуостров – Мавритания, Африка. У нас на территории СССР была исламская культура: Самарканд, древнейшие центры письменности и поэзии, все это было. Но было вне России. В теперешней России у государства вообще нет ничего от исламской культуры. Единственное, что создало нашу культуру, это Православие.
У православного священника с мусульманским населением никогда никаких конфликтов на территории СССР не было. Нужно вставать в позицию доброжелателя и любовно относиться к мусульманину, как к младшему брату, которому разрешается жить в этой стране и исповедовать ислам. В отличие от них самих, которые ни грекам в рясах появиться на территории Константинополя не дают, ни обратить мусульманина в Православие (сразу смертная казнь во многих странах).
Мы должны быть с ними добродушны, ласковы, терпимы. Не заставлять их ни в коем случае, а предлагать. И вот если будет у нас такая позиция, им нас не в чем будет упрекнуть. У нас ислам, более или менее, развит на северном Кавказе. Но жителей воспитал не ислам, Дагестан и Осетия вообще были страны православные. Изначала жители Северного Кавказа были христиане, там до сих пор находят в горах памятники христианской культуры. Памятников исламской культуры там не находится, потому что их нет и не было.
Вот, например, выражение: "Кавказ дело тонкое". Но в чем эта тонкость? Они не представляют. Поэтому и пытались в первую Чеченскую компанию провести сразу и все завоевать. А ведь сначала надо было все обсудить со специалистами по Кавказу. В Дагестане два села, живут вместе тысячу лет, говорят на разных языках, относятся к разным языковым группам – и не понимают друг друга. Как это возможно? Именно менталитет и рождает это. На Кавказе живут десятки народов, причем очень малочисленные, со своей культурой, Кавказской. Для нас это все одно, а они все прекрасно различают. И вот это формировало кавказского мужчину и кавказскую женщину. Все это надо знать, на это опираться, а мы все трубим: "ислам, ислам, ислам". На наш Кавказ он не оказал практически никакого влияния.
Надо запомнить две вещи.
Первое. Ислам как учение, не есть некая стройная система.
Второе. В Исламе не существует иерархии, не существует единого центра. Мулла – это не священник. Он просто учитель, раввин, поэтому, строго говоря, духовенства в Исламе нет. Всякий принадлежащий к исламу, интуитивно, всегда очень благоговейно относится к русскому духовенству. Поэтому мы должны быть на высоте своего служения, к любому представителю ислама относиться с подчеркнутой добротой и уважением. Неплохо бы основные положения (они очень простые) изучить: что нужно, чтобы быть добрым мусульманином, для этого мало что нужно.
Мусульманин признает Библию как Священное писание, признает Иисуса Христа как пророка и Матерь Божию, поэтому для них все эти понятия известны и понятны. А в тонкости богословия немногие мусульмане, в силу своего образования, могут вникнуть. Когда 10 лет назад приехала делегация из Аравии, они пришли выводу, что уровень духовного мусульманского образования находится на нуле. Если даже поговорить с муллой об исламе, то вы поймете, что он имеет весьма смутные понятия. Дюжина неких представлений, пятикратный намаз, смысл которого вы должны знать – и этого достаточно.
Поэтому если у Вас будет уважительное, доброе отношение, тогда у Вас с муллами будут хорошие отношения. Не надо никогда вступать в спор, и все вопросы будут решаться. Очень многие люди, по своим семейным традициям, принадлежали исламу. У нас даже возник целый народ в бывшем Казанском ханстве, называется кряшены, это этнические татары, которые приняли Святое Крещение. Хотя они говорят по-татарски, Божественную литургию служат по-татарски, но являются православными христианами.
Почему Церковь победила? Тысяча лет! Мы сейчас живем в эпоху, конечно, отказа христианских народов от христианства, но тысяча лет царство Христа держится на земле – чем? Любовью. Кто больше любит тот и прав. Каждый человек понимает: дал сто рублей – это добро, отнял сто рублей это зло. Это же понятно. И вот если русский священник будет на высоте своего служения, тогда нам никто не страшен. Тогда будут любить и уважать.
Протоиерей Андрей Ткачев: — Не надо общаться с теми, с кем вам общаться тяжело. Если вы не совпадаете, не резонируете на волнах своих душевных настроений с тем или иным человеком, или с группой людей, не лезьте туда, где раздражаются от вас, и где вы раздражаетесь от кого-то. И не устраивайте экспериментов: пойду специально туда, где никого не люблю, и буду упражняться в терпении. Ничего не получится. Не лезьте туда, где вас не любят, и где вы не любите никого. Вот раздражаетесь вы на них, они — на вас: ну и всё, ну и до свидания. Вы туда не ходите, они к вам не ходят: всё... и греха нет.
Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием – это значит жить там, где царствует Бог. Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его – там обитает и царит Святой Дух. Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие – это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие.
– Как лучше выбрать храм, куда пойти впервые исповедаться, и священника, который примет покаяние?
– Храм нужно выбирать тот, который вам по душе. Во всех церквах совершаются одни и те же богослужения, но в каждой своя особая атмосфера. А своего священника можно найти только путем проб и ошибок. В идеале исповедоваться нужно одному и тому же священнику. Но не обязательно сразу исповедоваться, сначала, возможно, лучше просто прийти поговорить. Посмотреть священнику в глаза, услышать, что он скажет, чтобы во второй раз было уже проще раскрыться.
Как ни труден путь к Богу, как ни трудно исполнять заповеди Божии — идите… Господь вас ждет. Никого не отвергает Бог, не нужно его рисовать, как часто говорю вам, жестоким, карающим. Господь долготерпелив, многомилостив и милостив. Лишь только закоренелых, страшных грешников Господь карает и лишает их даже христианской смерти — петля, да и все.
Передо мной стояла женщина. На первый взгляд обыкновенная, ничем не примечательная. Глаза ее были полны слез. – Что случилось? – Помогите, у меня дочь пыталась покончить жизнь самоубийством. – Как?! – Она только что родила дитя, но что-то там у нее не срослось с любимым человеком. Кажется, он не принял ребенка. Она наглоталась таблеток и ее, уже умирающей, на самолете доставили в больницу. Сейчас у нее отмирают все внутренние органы. Я не знаю, что делать. Помогите!
Я развернулась и, указывая ей на большую Иверскую икону Божией Матери, копию той самой, что находится на Афоне, почти закричала: – Падай перед Ней, кричи, вопи, умоляй всем сердцем своим, всею душой, каждой своей клеточкой, чтобы Она не дала твоему ребенку уйти на тот свет. Даже не сама смерть для нее сейчас так страшна, как ответ за такой уход из жизни! Ты – мать, и в это мгновение и до конца всей жизни помни: нет ничего сильней твоей материнской молитвы!
Она рухнула перед Иверской, а я, ничего не соображая в этот момент, кроме этого страшного факта – что же будет с бедной девочкой и ее малышом, начала просить Пречистую о помощи. Через какое-то время женщина поднялась с колен и, кивнув головой, вышла.
Она ушла, а я, прокручивая в памяти подобные случаи, утешала себя. Господь обязательно услышит молитвы Своей Матери, а Матерь Божия никогда не оставляет в беде.
Не помню точно, сколько прошло времени – неделя, две, но в один из дней передо мной встала та самая женщина, имя которой я даже не уточнила, а рядом – молодая девушка. Признаюсь, я не сразу поняла, кто она. А когда услышала, что это и есть та самая дочь, удивленно, продолжая не верить ее словам, непроизвольно вскрикнула:
– Девонька, что же ты натворила! Как же не сработал материнский инстинкт? – забывая в этот момент, что сама в молодости проходила через такую же боль предательства и попытку уйти из жизни, несмотря на маленького сына.
Она улыбнулась растерянно и спросила, что ей сейчас надо сделать, чтобы все исправить и вернуться домой к малышу здоровой. В то время она уже была на гемодиализе. А это достаточно страшная вещь – неработающие почки и зависимость от аппарата на всю оставшуюся жизнь. Особенно если ты живешь в далекой от медицинских центров деревеньке.
– Покаяние, покаяние и еще раз покаяние. Горячая молитва, мольба о выздоровлении души и тела, ради малыша, своего материнства, ради собственной жизни. Причастие как помощь Божия и память до конца, до смерти – Кто тебя спас и помиловал. И никогда, ни при каких обстоятельствах этого не забывать и Его не предавать.
Она каждый день приходила в часовенку, обходя все иконы, плакала и молила о прощении. Без сомнений, эта девочка глубоко осознала, что натворила, и слезы лились у нее непрестанно.
После первой исповеди и Причастия ее сняли с гемодиализа (как правило, это нереально после полного отказа почек). Когда она исповедовалась и причастилась во второй раз, к вечеру у нее спала температура и ее отпустили домой.
Счастливая молодая мать улетела к самому дорогому в ее жизни человечку – к своему малышу, который и не подозревал, какая страшная беда чуть не убила его маму и не низвергла ее в самые страшные места ада.
Этот случай теперь у меня на первом месте, когда передо мной встает безутешная мать. Не важно, кто в реанимации – ее сын или дочь, только что родившаяся малютка или состоявшийся в жизни человек. Поверьте, сути это не меняет.
Вы в Церкви Христовой, когда вы милостивы и терпеливы, когда вы отказываетесь прогневаться на брата своего, даже если он и ранил ваши чувства. Вы в Церкви Христовой, когда вы молитесь: "Господи, прости его". Когда вы честно трудитесь на работе, возвращаясь домой усталым, но улыбающимся, когда вы воздаёте за зло любовью – вы в Церкви Христовой.
"Когда человек обижается – это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо... Когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть...
Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему."
Слышь, священник! А ну, отойди отсюда! - закричал на меня пожилой мужчина в храме.
Я продолжил снимать отца Илия, потому что мне благословили вести съёмку.
- В храме снимать нельзя! Священник, а таких вещей не знает! - рядом прошипела пожилая женщина.
Я закончил снимать батюшку, взял матушку под руку, и мы вышли из храма. На улице по-прежнему светило солнце, на небе не было ни облачка, несмотря на прогнозы кары небесной от церковной сторжилы)
Если вам нахамили, просто скажите настоятелю. Такое поведение нужно пресекать. Никто без благословения не может делать замечания в храме. Для этого есть ответственные люди, например, дежурные по храму. Если готовы к неприятному разговору с агрессивным собеседником, спросите (не на службе, конечно), кто ему благословил делать замечание в храме. Знание церковного этикета и дисциплины волшебно действует на людей старой закалки. Важно при этом сохранять спокойствие.
Помните знаменитую историю про подобный инцидент на богослужении у митрополита Антония Сурожского? Тогда результатом хамского поведения кого-то из прихожан стал уход человека из храма. В конце службы на проповедь вышел митрополит и сказал:
- Вчера на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла, - сказал он, - я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Из-за вас она может больше никогда не прийти в храм.
Что такое постоянное чувство неудовлетворенности, беспокойства, - обычное наше чувство, - как не заглушенный голос совести, говорящий в нас, помимо нашего сознания и, часто, помимо нашей воли, о неправде нашей жизни. И, пока мы живем наперекор данном у нам светлому закону, - этот голос не умолкнет, т.к. это голос самого Бога в нашей душе. Обратное же, то редкое чувство полной удовлетворенности, полноты и радости, - есть радость соединения божественного начала нашей души с общей гармонией и божественной сущностью мира.
Святой Иоанн Златоуст говорит: чудо есть — когда злой превращается в доброго. Трудно сие. Бойся посечения тебя — как бесплодной смоковницы. Если же преодолеем тьму в себе, то и вокруг нас — в отношении других — сделается светло. Но мы — рабы ленивые и лукавые и не исполняем сего. Следует в этом проявлять настойчивость. Сказано: Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф 7, 7).
Что же питает человеческое тщеславие? Человеческая похвала! А как мы любим, чтобы нас хвалили люди! Уж если немного совестно бывает, что хвалят в глаза, то как хочется нашему тщеславию, чтобы хвалили нас заочно и думали о нас хорошо. На почве тщеславия вырастает еще одна страсть – лицемерие, то есть стремление разыгрывать из себя благочестивого человека, не будучи таковым на самом деле. Может, с какой корыстной целью делали добрые дела напоказ; такие дела не только не приносят никакой пользы, но и навлекают на себя гнев Божий. “Горе вам, книжники и… лицемеры…” – вот что говорит Господь о таких.
Можно надеть на себя черную одежду, можно до седьмого пота класть поклоны, можно раздать все свое имение, но если все это будет делаться напоказ, для людской похвалы или даже для самоуслаждения, ни малейшей пользы для души не будет. Пусть небольшая жертва, но поданная во исполнение заповеди “просящему у тебя дай”, и в тайне, пусть краткие молитвы, но только не напоказ, пусть одна слезинка покаяния, но только не напоказ, только для Бога видная, чем лицемерная благотворительность и прочие подвиги.
Все подвиги, молитвы, поклоны – только пути к единственной цели. Правило молитвенное, которое читаем, – путь. Но если пути не доведут до цели, они предприняты тщетно. Если путник пойдет в дорогу и не дойдет до города, в который собрался, к чему было идти. Так и в духовной жизни: если не дойдет человек до цели – внедрить в себя память Божию, добиться, чтобы постоянно ходить перед Господом, – значит, тщетны были его молитвенные подвиги, и другие труды.
Вся наша жизнь – это учение и урок, «наказание» по-славянски, потому что уроки эти иногда бывают совсем не безмятежными, а наоборот, иногда болезненными, жесткими, сложными. Но всегда надо помнить, что уроки нашей жизни преподает нам, каждому человеку, Своему творению, Своему чаду, – Сам Господь Бог.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных. Преподобный Антоний Оптинский
Истина учения, жизни и деяний Христа Спасителя засвидетельствована четырьмя свидетелями – евангелистами. Если двух свидетелей, по закону, достаточно, для утверждения истины и "при устех двух или трех свидетелей станет всяк глагол" (Мф.18:16), то тем более – четырех! Поэтому, горе неверующим Евангелию! В частности, истина воскресения Христова (основная в нашей вере, так как на ней утверждается истина всего прочего) – засвидетельствована двенадцатью свидетелями. Поэтому, сугубое горе неверующим воскресению Спасителя, как Бога!
Настоящее изменение природы человеческой любви – это божественная любовь. Человеческая любовь начинает, а божественная любовь заканчивает. Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе)
9 აგვისტო - ხსენება დიდმოწამისა და მკურნალისა პანტელეიმონისა (305); 9 Августа - Вмч. и целителя Пантелеимона (305). წმიდაო დიდო მოწამეო პანტელეიმონ, შეეწიე ყველა სულიერად და ხორციელად სნეულთ, შენი ლოცვით დაიფარე სრულიად საქართველო!
Лаша Гогсадзе вспоминает: «Оставаясь наедине со своими мыслями, я часто думал: что лучше, стать монахом или быть мирянином и создать семью. О монашеской жизни я знал из книг и бесед. Наверно, все жившие религиозной жизнью православные христиане согласятся, что чтение литературы о монашестве и опытных духовных отцах очень привлекательно. Однажды я посетил отца Гавриила. Когда я подошел к нему для благословения, монах сразу начал беседовать со мной об этом: — Если у тебя душа не тянется к монашеской жизни, то твое монашество Богом не предрешено. Если ты хочешь создать семью — женись, только знай, соблюди все правила. Для меня с того момента стало ясно, что мне „приключения“ монахов нравились внешне, а для усердного служения, какое требовалось для этого, я не был готов».
Как научиться любви? Господь Бог показывает несчастья других для того, чтобы нам научиться не быть равнодушными к боли своего ближнего. Если можешь помочь ему, помоги, если делом не можешь помочь, хотя бы поддержи, подбодри, помолись о нем. Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе)
Владыка Тадеоз (Иорамашвили) вспоминает: «Отец Гавриил умел удивительно красиво и изящно выражаться. Однажды он взял меня в Кахетию, в Алаверди. Я с большим усердием делал земные поклоны и бил головой о достаточно жесткую мостовую. Отец Гавриил подошел ко мне и сказал: — Ты думаешь, что нажить шишки — велика молитва? И сейчас стоит передо мной его доброе лицо».
Please, sign up (it's quick!) or
sign in, to post comments and do more fun stuff.
Comments
Pinned comments
и благодарность за напутствия))
Моя скромная поддержка! +PR
Отлично создаёт настроение!
Всех Благ тебе брат!
С радостью поддержу.)
+++
Здоровья! Будет оно, будет и всё остальное...
Успехов в творчестве! Бог любит нас и даёт тем, кто заслуживает. Кто работает над собой!
С Уважением, Игорь
Мой +++
Качественно. Респект из Логова) ++++++
С удовольствием +++++++++++++++++++++++!))
С удовольствием Поддерживаю +++
Всегда интересно послушать что то новое!
Спасибо за поддержку... от меня ++++
Всего доброго!)
Поддерживаю и беру себе в коллекцию избранное :)
очень понравилось !!
Дружище, поддерживаю +++
Спасибо Вам и за вашу просветительскую работу, с пользой для души всех нас!
Добра, терпения на пути к Богу и всего самого лучшего!
Моя поддержка
Протоиерей Дмитрий Смирнов
По общепринятым нормам, если 60% населения составляют один этнос, то страна считается моноэтнической. У нас, по данным социологических исследований, 84% населения – русские православные. Говорят "русско-язычные", но что ведь что такое народ? Это язык. Нас не хотят называть русскими, но мы на 84% русские. У нас моноконфессиональная и моноэтническая страна. Русский народ большой. И угро-финны, и вятичи, и древляне, и поляне – мы все один народ.
Теперь по поводу мусульман. У нас 15% населения корнями уходит в мусульманство, как русские в Православие. Обычно из любой этнической группы религиозны только 5-7%. Если взять 5% от этих 15%, то мы получаем меньше одного процента населения. Ни в одном современном учебном заведении никогда не ставят вопрос о межконфессиональных направлениях.
Как же нам нужно себя вести? Мы должны твердо усвоить на всех форумах, даже вопреки словам нашего дорогого Президента, который говорит, что у нас многоконфессиональная страна. Президент искренне ошибается. Ему написали – он так и сказал. У нас моноконфессиональная страна, и мы, как сильная держава, с огромными корнями, разрешаем здесь быть и мусульманам и буддистам. Мы не против. Мы их любим, они наши соотечественники. Мы им разрешаем даже служить в нашей армии, чего мы не разрешали раньше. Были отдельные полки, например Туркестанский полк, отдельные мусульманские части. Вот сейчас гигантская полумиллионная армия Ирака показала свою боеспособность. Явился народ, воины Ислама, и Ислам-то чисто условный – это чеченцы. Нормальный боевой народ. Но никак не связан с исламом. Они исламизировались только сто лет назад. К исламу их воинство не имеет абсолютно никакого отношения. Им движут совершенно другие причины. Поэтому мы везде должны подчеркивать, что мы в России, мы православные.
Посмотрите на русскую культуру. За тысячелетнюю историю на территории нашей страны ислам хоть какой-нибудь след оставил в нашей культуре? Никакого. Где мусульманская архитектура, литература, поэзия? Когда Шаймиев стал Президентом Татарстана они "перерыли" весь Кремль и не нашли ни следа исламской культуры. Ее просто нет. В поисках исламской великой культуры посмотри на Пиренейский полуостров – Мавритания, Африка. У нас на территории СССР была исламская культура: Самарканд, древнейшие центры письменности и поэзии, все это было. Но было вне России. В теперешней России у государства вообще нет ничего от исламской культуры. Единственное, что создало нашу культуру, это Православие.
У православного священника с мусульманским населением никогда никаких конфликтов на территории СССР не было. Нужно вставать в позицию доброжелателя и любовно относиться к мусульманину, как к младшему брату, которому разрешается жить в этой стране и исповедовать ислам. В отличие от них самих, которые ни грекам в рясах появиться на территории Константинополя не дают, ни обратить мусульманина в Православие (сразу смертная казнь во многих странах).
Мы должны быть с ними добродушны, ласковы, терпимы. Не заставлять их ни в коем случае, а предлагать. И вот если будет у нас такая позиция, им нас не в чем будет упрекнуть. У нас ислам, более или менее, развит на северном Кавказе. Но жителей воспитал не ислам, Дагестан и Осетия вообще были страны православные. Изначала жители Северного Кавказа были христиане, там до сих пор находят в горах памятники христианской культуры. Памятников исламской культуры там не находится, потому что их нет и не было.
Вот, например, выражение: "Кавказ дело тонкое". Но в чем эта тонкость? Они не представляют. Поэтому и пытались в первую Чеченскую компанию провести сразу и все завоевать. А ведь сначала надо было все обсудить со специалистами по Кавказу. В Дагестане два села, живут вместе тысячу лет, говорят на разных языках, относятся к разным языковым группам – и не понимают друг друга. Как это возможно? Именно менталитет и рождает это. На Кавказе живут десятки народов, причем очень малочисленные, со своей культурой, Кавказской. Для нас это все одно, а они все прекрасно различают. И вот это формировало кавказского мужчину и кавказскую женщину. Все это надо знать, на это опираться, а мы все трубим: "ислам, ислам, ислам". На наш Кавказ он не оказал практически никакого влияния.
Надо запомнить две вещи.
Первое. Ислам как учение, не есть некая стройная система.
Второе. В Исламе не существует иерархии, не существует единого центра. Мулла – это не священник. Он просто учитель, раввин, поэтому, строго говоря, духовенства в Исламе нет. Всякий принадлежащий к исламу, интуитивно, всегда очень благоговейно относится к русскому духовенству. Поэтому мы должны быть на высоте своего служения, к любому представителю ислама относиться с подчеркнутой добротой и уважением. Неплохо бы основные положения (они очень простые) изучить: что нужно, чтобы быть добрым мусульманином, для этого мало что нужно.
Мусульманин признает Библию как Священное писание, признает Иисуса Христа как пророка и Матерь Божию, поэтому для них все эти понятия известны и понятны. А в тонкости богословия немногие мусульмане, в силу своего образования, могут вникнуть. Когда 10 лет назад приехала делегация из Аравии, они пришли выводу, что уровень духовного мусульманского образования находится на нуле. Если даже поговорить с муллой об исламе, то вы поймете, что он имеет весьма смутные понятия. Дюжина неких представлений, пятикратный намаз, смысл которого вы должны знать – и этого достаточно.
Поэтому если у Вас будет уважительное, доброе отношение, тогда у Вас с муллами будут хорошие отношения. Не надо никогда вступать в спор, и все вопросы будут решаться. Очень многие люди, по своим семейным традициям, принадлежали исламу. У нас даже возник целый народ в бывшем Казанском ханстве, называется кряшены, это этнические татары, которые приняли Святое Крещение. Хотя они говорят по-татарски, Божественную литургию служат по-татарски, но являются православными христианами.
Почему Церковь победила? Тысяча лет! Мы сейчас живем в эпоху, конечно, отказа христианских народов от христианства, но тысяча лет царство Христа держится на земле – чем? Любовью. Кто больше любит тот и прав. Каждый человек понимает: дал сто рублей – это добро, отнял сто рублей это зло. Это же понятно. И вот если русский священник будет на высоте своего служения, тогда нам никто не страшен. Тогда будут любить и уважать.
Протоиерей Димитрий Смирнов
— Не надо общаться с теми, с кем вам общаться тяжело.
Если вы не совпадаете, не резонируете на волнах своих душевных настроений с тем или иным человеком, или с группой людей, не лезьте туда, где раздражаются от вас, и где вы раздражаетесь от кого-то.
И не устраивайте экспериментов: пойду специально туда, где никого не люблю, и буду упражняться в терпении. Ничего не получится. Не лезьте туда, где вас не любят, и где вы не любите никого.
Вот раздражаетесь вы на них, они — на вас: ну и всё, ну и до свидания.
Вы туда не ходите, они к вам не ходят: всё... и греха нет.
ПУСТЬ ВАШЕ ОБЩЕНИЕ БУДЕТ в РАДОСТЬ!
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Прп. Иосиф Исихаст
– Храм нужно выбирать тот, который вам по душе. Во всех церквах совершаются одни и те же богослужения, но в каждой своя особая атмосфера. А своего священника можно найти только путем проб и ошибок. В идеале исповедоваться нужно одному и тому же священнику. Но не обязательно сразу исповедоваться, сначала, возможно, лучше просто прийти поговорить. Посмотреть священнику в глаза, услышать, что он скажет, чтобы во второй раз было уже проще раскрыться.
Игумен Нектарий (Морозов)
Схиархимандрит Зосима (Сокур)
– Что случилось?
– Помогите, у меня дочь пыталась покончить жизнь самоубийством.
– Как?!
– Она только что родила дитя, но что-то там у нее не срослось с любимым человеком. Кажется, он не принял ребенка. Она наглоталась таблеток и ее, уже умирающей, на самолете доставили в больницу. Сейчас у нее отмирают все внутренние органы. Я не знаю, что делать. Помогите!
Я развернулась и, указывая ей на большую Иверскую икону Божией Матери, копию той самой, что находится на Афоне, почти закричала:
– Падай перед Ней, кричи, вопи, умоляй всем сердцем своим, всею душой, каждой своей клеточкой, чтобы Она не дала твоему ребенку уйти на тот свет. Даже не сама смерть для нее сейчас так страшна, как ответ за такой уход из жизни! Ты – мать, и в это мгновение и до конца всей жизни помни: нет ничего сильней твоей материнской молитвы!
Она рухнула перед Иверской, а я, ничего не соображая в этот момент, кроме этого страшного факта – что же будет с бедной девочкой и ее малышом, начала просить Пречистую о помощи. Через какое-то время женщина поднялась с колен и, кивнув головой, вышла.
Она ушла, а я, прокручивая в памяти подобные случаи, утешала себя. Господь обязательно услышит молитвы Своей Матери, а Матерь Божия никогда не оставляет в беде.
Не помню точно, сколько прошло времени – неделя, две, но в один из дней передо мной встала та самая женщина, имя которой я даже не уточнила, а рядом – молодая девушка. Признаюсь, я не сразу поняла, кто она. А когда услышала, что это и есть та самая дочь, удивленно, продолжая не верить ее словам, непроизвольно вскрикнула:
– Девонька, что же ты натворила! Как же не сработал материнский инстинкт? – забывая в этот момент, что сама в молодости проходила через такую же боль предательства и попытку уйти из жизни, несмотря на маленького сына.
Она улыбнулась растерянно и спросила, что ей сейчас надо сделать, чтобы все исправить и вернуться домой к малышу здоровой. В то время она уже была на гемодиализе. А это достаточно страшная вещь – неработающие почки и зависимость от аппарата на всю оставшуюся жизнь. Особенно если ты живешь в далекой от медицинских центров деревеньке.
– Покаяние, покаяние и еще раз покаяние. Горячая молитва, мольба о выздоровлении души и тела, ради малыша, своего материнства, ради собственной жизни. Причастие как помощь Божия и память до конца, до смерти – Кто тебя спас и помиловал. И никогда, ни при каких обстоятельствах этого не забывать и Его не предавать.
Она каждый день приходила в часовенку, обходя все иконы, плакала и молила о прощении. Без сомнений, эта девочка глубоко осознала, что натворила, и слезы лились у нее непрестанно.
После первой исповеди и Причастия ее сняли с гемодиализа (как правило, это нереально после полного отказа почек). Когда она исповедовалась и причастилась во второй раз, к вечеру у нее спала температура и ее отпустили домой.
Счастливая молодая мать улетела к самому дорогому в ее жизни человечку – к своему малышу, который и не подозревал, какая страшная беда чуть не убила его маму и не низвергла ее в самые страшные места ада.
Этот случай теперь у меня на первом месте, когда передо мной встает безутешная мать. Не важно, кто в реанимации – ее сын или дочь, только что родившаяся малютка или состоявшийся в жизни человек. Поверьте, сути это не меняет.
автор Ирина Дмитриева
Священник Георгий Кальччу
"Когда человек обижается – это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо... Когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть...
Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему."
© Архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Я продолжил снимать отца Илия, потому что мне благословили вести съёмку.
- В храме снимать нельзя! Священник, а таких вещей не знает! - рядом прошипела пожилая женщина.
Я закончил снимать батюшку, взял матушку под руку, и мы вышли из храма. На улице по-прежнему светило солнце, на небе не было ни облачка, несмотря на прогнозы кары небесной от церковной сторжилы)
Если вам нахамили, просто скажите настоятелю. Такое поведение нужно пресекать. Никто без благословения не может делать замечания в храме. Для этого есть ответственные люди, например, дежурные по храму. Если готовы к неприятному разговору с агрессивным собеседником, спросите (не на службе, конечно), кто ему благословил делать замечание в храме. Знание церковного этикета и дисциплины волшебно действует на людей старой закалки. Важно при этом сохранять спокойствие.
Помните знаменитую историю про подобный инцидент на богослужении у митрополита Антония Сурожского? Тогда результатом хамского поведения кого-то из прихожан стал уход человека из храма. В конце службы на проповедь вышел митрополит и сказал:
- Вчера на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла, - сказал он, - я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Из-за вас она может больше никогда не прийти в храм.
Развернулся и ушел. Это была вся проповедь.
Священник Николай Бабкин
Священник Александр Ельчанинов
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Священник Александр Данилов
Можно надеть на себя черную одежду, можно до седьмого пота класть поклоны, можно раздать все свое имение, но если все это будет делаться напоказ, для людской похвалы или даже для самоуслаждения, ни малейшей пользы для души не будет. Пусть небольшая жертва, но поданная во исполнение заповеди “просящему у тебя дай”, и в тайне, пусть краткие молитвы, но только не напоказ, пусть одна слезинка покаяния, но только не напоказ, только для Бога видная, чем лицемерная благотворительность и прочие подвиги.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Cвященномученик Серафим (Звездинский)
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Преподобный Антоний Оптинский
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский
Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе)
Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе)
9 Августа - Вмч. и целителя Пантелеимона (305).
წმიდაო დიდო მოწამეო პანტელეიმონ, შეეწიე ყველა სულიერად და ხორციელად სნეულთ, შენი ლოცვით დაიფარე სრულიად საქართველო!
«Оставаясь наедине со своими мыслями, я часто думал: что лучше, стать монахом или быть мирянином и создать семью. О монашеской жизни я знал из книг и бесед. Наверно, все жившие религиозной жизнью православные христиане согласятся, что чтение литературы о монашестве и опытных духовных отцах очень привлекательно.
Однажды я посетил отца Гавриила. Когда я подошел к нему для благословения, монах сразу начал беседовать со мной об этом:
— Если у тебя душа не тянется к монашеской жизни, то твое монашество Богом не предрешено. Если ты хочешь создать семью — женись, только знай, соблюди все правила.
Для меня с того момента стало ясно, что мне „приключения“ монахов нравились внешне, а для усердного служения, какое требовалось для этого, я не был готов».
Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе)
Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе)
«Отец Гавриил умел удивительно красиво и изящно выражаться. Однажды он взял меня в Кахетию, в Алаверди. Я с большим усердием делал земные поклоны и бил головой о достаточно жесткую мостовую. Отец Гавриил подошел ко мне и сказал:
— Ты думаешь, что нажить шишки — велика молитва?
И сейчас стоит передо мной его доброе лицо».