Hear no evil 
Blog

Вдохновение. Краткий экскурс в историю и несколько практических советов

Все мы, творческие люди, иногда сталкиваемся с такой проблемой, как творческий кризис. Для возникновения таких кризисов, как всем нам известно, существует много самых разнообразных причин: неудачи на работе/учебе, финансовые проблемы, несчастливая любовь, либо же просто серая обыденность и отсутствие всяческих эмоциональных встрясок. За примерами далеко ходить не надо, уверен, каждый, читающий эту статью вспомнит много случаев из своей жизни. Я все-таки решил попробовать подойти к этому вопросу более практично и изучить в деталях этот процесс. Цель моей статьи – определить суть этого феномена и найти способы стимуляции вдохновения. К моему удивлению, углубившись в изучение этой проблемы, я пришел к выводу, что то, что служит обычно причинами для возникновения творческого кризиса, при правильном обращении можно сделать стимулятором вдохновения и творческой активности! Впрочем, начну по порядку.
 


Что это такое и с чем его есть?

Вдохновение – это всегда прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы, от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находится «в ударе» Что этому может способствовать?
Сильное эмоциональное переживание. При этом, не важно, положительное оно, или отрицательное. Если залезть в историю, то можно обнаружить, что шедевры рождаются под влиянием как позитивных эмоций, так и негативных. Толстой писал «Войну и мир» в окружении счастья, царившего в тот период в его семье. То же самое, вероятно, было и тогда, когда Рембрандт писал свой автопортрет с Саскией на коленях. Всем известно предание о том, как Греческий воин, движимый счастьем, пробежал 40 км, чтобы сообщить радостную новость о победе у города Марафона.
Роль несчастий в создании шедевров искусства широко известна. Здесь можно вспомнить несчастную любовь Бетховена, Берлиоза, Чехова, тяжелые болезни у Шуберта, Шумана, Дворжака; потерю близких – смерть жены у Баха, смертельная болезнь у Моцарта; душевное потрясение у Шостаковича в момент создания Седьмой симфонии; и многое другое.
Даже некоторые телесные недуги, такие как подагра, туберкулез, способствуют тому, что в организме создаются химические вещества, которые стимулируют высокую работоспособность и особую зоркость видения окружающего мира.
Многим творцам помогает такой способ стимуляции, как длительные посты и голодания. Известный американский диетолог Поль Брэгг, в своей книге «чудо голодания» указывает на древнегреческих философов, и библейских пророков, которые часто постились и голодали. Считается, что во время голода организм очищается от вредных шлаков, отравляющих его изнутри, кровь становится более чистой, и, соответственно, улучшается качество питания мозга. По преданиям, Пифагор принимал в свою школу только тех учеников, которые могли выдержать семидневное голодание.


Компенсаторная и катарсическая теория искусства.

В музыкальной психологии существуют две основные теории искусства, которые пытаются объяснить его предназначение. Мне они показались интересны тем, что используя их можно найти дополнительный стимул к творчеству.


Компенсаторная теория
Если говорить простым языком, то суть компенсаторной теории искусства состоит в том, что автор старается найти в искусстве (музыке, синематографе, живописи, и т.д.) те чувства эмоции и переживания, которых ему не хватает в жизни. То есть, слушатель или зритель подсознательно ищет в искусстве то, чего ему не хватает в реальности. Например, если брать кинематограф, то, оценивая предпочтения человека, можно довольно точно определить, какова его жизнь и чего ему не хватает в повседневности. Например, тем людям, которым не хватает романтики, сентиментальности – больше предпочитают романтические комедии и драмы, тем, кому не хватает разнообразия или острых ощущений – больше любят остросюжетные боевики, детективы, и ужастики. Примерно такие же аналогии можно привести, оценивая и музыкальные вкусы. Если направить суть этой теории в русло творчества, то в качестве совета рекомендую попытаться осмыслить и оформить в музыкальную мысль ваши надежды, желания, мечты, то есть то, чего у вас нет сейчас, но то, чего вы очень жаждете. Очень действенный способ стимуляции творческой активности.

Катарсическая теория искусства.
Эта теория противоположна функции компенсации, и заключается она в том, что через искусство, созерцая или создавая продукт творчества, человек избавляется от гнетущих его чувств, переживаний. (Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством).
В катарсическом переживании сильное аффективное переживание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в сильном выбросе эмоций из себя во внешний мир, после чего наступает состояние легкого успокоения и блаженства. Эта теория, в частности, вполне оправдывает все виды искусства, которые облекаются в форму агрессивного, негативного подтекста, тем самым, способствуя выбросу негативных эмоций и концентрации на умиротворении. То есть, через негатив и грязь, возвращаясь к чистоте, человек как бы очищается, освобождается от гнетущих чувств, оставляя внутри себя только лишь светлые ощущения.
Этот способ так же очень удачно можно применить в борьбе с творческим кризисом. Нужно просто сконцентрироваться на всех проблемах, которые вас окружают, и постараться через музыку освободиться от них, выместить их в звук, в музыкальную фразу, в ритм, или же в шум все то, что тяготит вам душу. Если все получится, то, как сказал один персонаж, «проблемы останутся, но уже не будут иметь значения».
Что ещё может помочь?
Стимуляция интеллектуальной и эмоциональной активности. Если на данный момент жизнь не дает возможности творчески выражаться и всяческие психотренинги не могут вернуть творчество в нужное русло, есть ещё один довольно действенный способ активизировать творческий потенциал. Нужно на время оставить свое творчество и поискать свежих впечатлений в кино, литературе, хорошей музыке, в общении. Набраться свежих ощущений, переживаний, пищи для размышлений из литературы, уехать на природу, влюбиться, в конце концов! . То есть, направить познавательную деятельность во внешний мир, искать там свежих ярких эмоций, и потом уже усваивать их и воплощать в музыкальных звуках. Ведь, человечество за свою историю оставило огромное наследие, которое, если ему уделить внимание, может позволить поднять на новый уровень ваше сознание, наполнить новыми ощущениями голову, и, рано или поздно вся эта информация, освежив ваше сознание, выльется в новую композицию, новый хит, или даже, новый шедевр!

Вывод
Наша жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды. Преодоление любого жизненного кризиса и начала нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы. Хотя обучить творческому акту нельзя, но применение разных приемов и методов стимуляции может содействовать его образованию и появлению.
Знания, умения и навыки являются обязательным условием осуществления того или иного творческого процесса. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средство для реализации творческой идей.



A.w.e.r.S.



Почитать на эту тему:
Л.С. Выготский «психология искусства»
Ломброзо Чезаре «гениальность и помешательство»
В.И. Петрушин «музыкальная психология»

20 ▲
1 March 2010 23:14
source

Comments

есть несколько отличных идей
в целом статья понравилась.
Спасибо за такую инфу.
Добавил в избранное.
Перечитаю ещё разок )
спасибо за внимание, я рад, что информация оказалась полезной
Отличная статья Жень. Спасибо!!!
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.