Sign up
Рос в атмосфере. Воспитан в условиях.
Blog

Надо ли что-то уметь, чтобы быть начальником?

Один молодой соискатель как-то раз на собеседовании обронил с видом продвинутым: «Я, – сказал он, –вообще мало что умею делать сам. Но всегда точно знаю, каким должен быть результат. Поэтому я хороший руководитель проектов». Буквально так.

На собеседовании этот «хороший руководитель» говорил о себе долго и очень охотно, поэтому вышеприведенная фраза в общем объеме разговора, можно сказать, просто потонула. Однако в моем грузоприемнике, как ни странно, застряла именно она. А я почему-то долго не мог четко сформулировать свое отношение к этому. Не к автору фразы (с ним всё было ясно с первой минуты), а в принципе к такой концепции эффективного производства. Может ли руководитель отдела не уметь ничего из того, чем занимаются его подчиненные, но при этом быть «хорошим руководителем» успешно выполненного проекта?

Давайте так: конечно, может. В этом мире может быть всё, что угодно. Но… каковы шансы? Если бы мне нужен был руководитель проекта или начальник отдела, взял бы я на работу человека, отрекомендовавшего себя таким образом? Или предпочел бы кандидата, знающего работу своих подчиненных, так сказать, изнутри, на своем опыте?

В принципе, можно уже откомментировать, если у вас есть готовый ответ. Буду признателен за ваше мнение. А я продолжу. Потому что, когда пишу, лучше думаю.

Первое, что приходит в голову в такие моменты, это собственный пример. Мне легко работать с нашим зукорежиссером, потому что я могу его заменить. То есть, на этапе обсуждения техзадания на производство ролика или отбивки мы говорим с коллегой на одном языке. Я знаю его фонотеку, звуковые приемы, программы, представляю работу в деталях, поэтому вижу ее реальный объем и могу быстро прикинуть время, необходимое для изготовления. Так легче всем. Вследствие этого мы работаем быстрее и четче.

Та же история в работе с радиоведущими. Пипдеть, вроде как, не мешки ворочать. Но там, поверьте, своя наука: что, когда, как и каким каком. Можно прочитать все учебники для ведущих, я даже читал некоторые из них. Но не сядь я за микрофон, не прими 794 звонка от слушателей и не объяви 1362 песни в эфире, я не смог бы рассказать своим ребятам, что вот эту микрофонную фишечку на свой выход нужно двинуть плавно вниз, но не сразу, а секунду спустя, и затем при выходе на музыку толкнуть ее резко вверх, на сильную долю. Мне бы это просто в голову не пришло! Откуда? Если бы я никогда не трогал эти фишечки ни резко, ни плавно, никак. В учебниках такое не пишут, учебники для ведущих учат говорить, а не дергать аппаратуру, тем более, что и фишки резко двигать нужно не всегда, а только в тех случаях, когда… ну и так далее.

Но, допустим, мы получим тот же результат под руководством человека без личного профессионального опыта в той сфере, где он начальствует. Пусть он отучился в вузе на историка и пришел поработать программным директором на радио. Радио ведь такая сфера, где каждый может сказать: это мне нравится, а это нет. Этот ведущий – хороший, а этот – плохой. Этот ролик прикольный, а этот – в топку. То есть, практически любой из нас может сказать, что он на радио ничего не умеет делать, но точно знает, каким должен быть результат, поэтому будет хорошим руководителем! Помните эти слова?

Допустим, в моей черепушке по части радио – ветер гуляет. Не дергал я эти сиськи или фишки и не знаю, какого цвета ярлычок последней версии Sound Forge. Но мне крупно повезло со звукорежиссером, который обладает такой степенью профессиональной самостоятельности, что не задает глупых вопросов по проекту, а как-то угадывает что ли, что мы все от него хотим услышать. И он никогда не халявит, не ставит срок 2 недели на работу, которую можно выполнить за 2 дня. И всегда находит верный актерский дубль. И сам поправит диктора, если тот в слове «отдал» сделал ударение на «а». Даже не так: диктор сам всегда ставит правильные ударения!

И ведущих-новичков на обучение я просто отправляю к ведущим-старичкам: опытные коллеги-де объяснят и покажут. Или сами новички такими способными окажутся, что ничего объяснять и не нужно! А потом в итоге из них тоже выйдут такие профи, что им достаточно будет рекомендации вроде: «Будьте повеселее в эфире!» И они сразу понимают, что нужно для этого сделать: просто тупо ржать или читать шутки из Интернета или записаться на тренинг по моментальному вхождению в эталонное состояние безудержной радости… Они профи, они знают.

Но в чём тогда будет состоять моя заслуга, как руководителя? Каков мой вклад в успех дела? Вопрос стоит даже проще: положа руку на сердце, можно ли сказать, что результат вообще достигнут под чьим либо руководством? Сейчас представим, как будет осуществляться это руководство.

Ситуация фантастическая, когда каждый работник так хорошо знает свое дело, так добросовестно его исполняет, что корабль плывет с высоко поднятыми парусами. Это, прямо скажем, невероятное сосредоточение честных самородков. Но сказано: «допустим!» И в этом случае руководителю нужно только говорить, куда плыть. Идеально! Такой программный директор приходит в свой отдел и говорит: «Давайте устроим масленицу в утреннем шоу!» И он точно знает, каким должен быть результат.

Продюсер утреннего шоу приносит ему список идей для эфира, а наш герой точно знает, какая из них хороша. Он читает сценарий и точно вычеркивает из него не лучшие моменты, и пишет: «надо изменить». Он идет к звукорежиссеру и говорит ему сделать 5 отбивок, потом он их слушает и точно выбирает лучшую. Ему приносят еще два варианта сценария, и он выбирает из них лучший. Он собирает летучку с ведущими и говорит: «Ребята, я знаю, каким должен быть результат. Должно быть весело, понимаете меня?» Ребята понимают. «Обязательно шутите, народ любит хорошие шутки, лучшие шутки». Ребята отвечают, что масленица же, и первый блин – комом, поэтому мы с утра налажаем немного, а потом всё будет зашибись! «Вот это не лучшая шутка была», – говорит программный директор. И он это точно знает.

И все в этой комнате точно знают, что нужно делать для лучшего результата. Потому что, если это, не дай бог, не так, то ведущие, продюсер, звукорежиссер на стадии подготовки проекта просто закидают своего программного директора такими вопросами, ответить на которые он не сможет, не зная их работу изнутри. Он начнет отвечать невпопад или придумывать на ходу. Но это будет уже не лучший результат.

У продюсера утреннего шоу творческий кризис, такое бывает: он не может придумать, как разыграть блины в эфире. Предлагает ерунду, от которой наш программный директор только морщится. «Это всё не то», – говорит он. И отправляет подумать еще. Звукорежиссер сделал ролик к масленице, в котором звук снега похож на звук сминаемых пластиковых бутылок. Ему кажется, что всё зашибись, он так слышит. А наш герой говорит: «Это не то, ищи другой звук». Но звукарь божится, что нет других вариантов, что он всю фонотеку перерыл! Заскочили ведущие вот с такими глазами и говорят, что они не слышат себя в наушниках. Технический директор усвистал на Гавайи, и спросить не у кого, что это еще за хрень.

Если бы наш программный директор имел опыт работы за своих подчиненных, он бы уделил минутку на креатив и подсказал продюсеру шоу, что компакт-диски очень похожи на блины, и это может стать основой для сценария розыгрыша блинов в эфире. Звукорежиссера бы попросил не парить мозги: в подборке от Sound Ideas есть звук шагов по снегу с характерным снежным хрустом, и лежит он в папке steps (что логично само по себе) – найди и поставь в ролик. А с ведущими дошел бы до студии и нажал третью сверху кнопку с правой стороны пульта, которую кое-кто совершенно случайно нажал и тем самым вырубил наушники.

Но откуда такие мелочи может знать наш герой, который знает всё только о результате? Он отправляет не лучшие идеи в корзину, он умеет это делать. Он садится и, как эффективный менеджер, говорит по душам с творческим работником: давай, ты можешь, ты гений. Но если к четвергу не будет представлена лучшая идея, наш руководитель увольняет одного человека и нанимает другого. Правда, хороших шоу-продюсеров в каком-нибудь Томске еще хрен найдешь, а когда найдешь, он ведь на правах спасителя и гонорар соответствующий возьмет. Но разве это кого-то останавливало ради лучшего результата?

Примерно та же история со звукорежиссером. Он говорит: нету звука, нужны новые библиотеки – там есть. И ради лучшего результата покупается библиотека или другой звукорежиссер, круче и дороже первого. С ведущими сложнее: для устранения неполадки в отсутствие техника можно позвать того же звукорежиссера или поискать еще кого-то, кто знает, как решить проблему. Но прямой эфир придется на это время отложить. Эти потери для радиостанции, конечно, лягут на плечи ведущих в виде штрафа или увольнения. Это менеджмент, ребята, всё ради лучшего результата!

***

Вот моя позиция. Руководителю, который ничего не умеет, но точно знает, каким должен быть результат, прежде чем приступить к какому угодно проекту, требуется выполнить одну важную задачу: собрать команду из людей, с которыми нет проблем. Беда только в том, что таких людей на нашу планету инопланетяне завозят по строгой квоте – один человек на сто добытых из недр тонн золота.

Поэтому результат – результатом, а в процессе любому руководителю проекта время от времени приходится вставать на место своего подчиненного, помогать ему. Для этого кое-что всё же надо уметь самому.

0 ▲
28 October 2010 21:25

Comments

  •  
    Kate Amur  28 October 2010 21:50 #
    Согласна с тем, что написано после ***
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.