Через какое-то время тут что-то произойдет.
Blog

Сведение по тональностям.

Итак, сведение по тональностям. Я нередко в рецензиях на миксы критиковал безгармоничное сведение "наугад" или весьма распостраненное среди диджеев средней руки России сведение без наложения мелодических частей друг на друга - т.е. диджей ждет, пока в первом треке закончится вся мелодика, и начинает на голой барабанной партии вводить второй трек. Подобное сведение не требует никаких изысков, слуха, вкуса, и отнюдь не позитивно действует на танцпол. Напротив, сведение по тональностям позволяет поддерживать и увеличивать энергетику микса, создает ощущение непрерывного движения вперед и вверх, позволяет добиться хороших сочетаний, делать прекрасные мэш-апы прямо на ходу и нести позитив в массы.

 

Научиться этому несложно. Есть два пути. Первый - обладать прекрасным музыкальным слухом и помнить, в какой тональности написан тот или иной трек, и при его предпрослушке, перед сведением, за доли секунды понимать, подходит он к предыдущему или нет. Но этот путь - для истинных талантов с блестящим природным даром. Есть более простой путь, но для начала нужно понять, что такое основная тональность трека и какие тональности сочетаются между собой, а какие не сочетаются.

 

Для того, чтобы даже в домашних условиях определить тональность трека, все равно нужен музыкальный слух. С треками, которые долбят одну гармонию беспрерывно, все просто - вам нужно всего лишь определить ноту, на которой долбит эта самая гармония. Я определяю внутренним слухом, кому-то может понадобится открыть секвенсер и подобрать ноту, играя на клавиатуре. В любом случае, вы определяете ноту и тональность. Будем действовать на примере ля-минора (во всем мире для удобства обозначения ля пишется как A, маленькая "a" - минор, большая A - мажор). Лучше всего ля-минор сочетается с: до-мажором (C, параллельная тональность), ре-минором (d, субдоминанта), ми-минором (e, натуральная доминанта), ми-мажором (E, гармоническая доминанта), фа-мажором (F, шестая ступень). Если в начале следующего трека не звучит ступень, отвечающая за лад (третья, если она низкая, то это минор, если высокая, то мажор), то мажор/минор не важен, но моё наблюдение таково, что большинство треков написаны в миноре вне зависимости от настроения.

 

Определили тональность. Вспомнили, какие тональности сочетаются. Теперь - как вводить следующий трек, чтобы не растерять энергию? Вводите его раньше. В каждом треке есть кульминация перед концом - голым битом. Вы должны наизусть знать, сколько она длится в каждом треке, и вводить мелодическую часть следующего трека сразу после кульминации. Собственно, вы должны стартануть следующий трек еще в яме предыдущего, но не выводить. Пока идет кульминация первого трека, во втором треке уже должна начаться мелодическая партия. Когда заканчивается кульминация, в начале следующего квадрата вы перекидываете основные частоты на второй трек, и он уже звучит в полную силу. Я обычно управляю только низкими частотами и фейдером, средние и верха почти никогда не трогаю.

 

Для удобства на всех дисках у меня стоит пометка тональности. Да, я методично переслушал всю коллекцию (собственно, знать свою коллекцию как свои пять пальцев - долг любого хорошего диджея) и проставил метки. Времени на это нужно полдня-день-два, но затем вы сможете качественно отличаться от толпы диджеев, просто кладущих бочку на бочку.

 

Ярким примером того, как я использую эту технику, является мой лайв на Aggressive Progressive.

 

На самом деле, все проще, чем кажется на первый взгляд - нужно просто обладать слухом и знать, что лежит в твоей сумке.

 

Кстати, я очень удивился, когда некий диджей номер один в россии на Sensation White играл так же, бочка на бочку, без сочетаний мелодических линий. Качественное сведение и попадание в ритм - полдела. Чуть ближе к профессионализму вас делает именно сведение мелодическое.

39 ▲
24 June 2009 11:47

Comments

  •  
    ANDY MART  24 June 2009 12:08 #
    По Поводу Сумки и Тональности - ты прав,да и вообще за эту тему спасибо,Новичкам я думаю будет интерестно.
    •  
      ANDY MART  24 June 2009 12:10 #
      Не Редко приходится сталкиватся с Миксами,которые как я называю "Мертвые",бочка на бочке и все...
      •  
        Acvaliox  22 September 2012 20:37 #
        Вот у меня на данный момент такой микс =( Буду исправляться )
  • +2
    S Λ N R Y Z Λ  24 June 2009 12:10 #
    Плейтон...не раз играл твои ремиксы. Браво...статья что надо, тональности в наше время очень мало уделяют внимания.
    Спасибо от лица всех новичков тебе
    •  
      Acvaliox  22 September 2012 20:38 #
      СПАСИБО !

      P.S. я как раз новичок
  • –1
    SMC MC Редуктор  24 June 2009 12:26 #
    Автор! Ты молодец, но статья - метание бисера....Сам знаешь, перед кем.
    •  
      S Λ N R Y Z Λ  24 June 2009 12:32 #
      Кому надо, тот вчитывается!
      Я заметьте, тут нет 160 комментариев как в громких статьях. Вывод-большинство на промо вообще не интересуются повышением уровня техники игры
      •  
        SMC MC Редуктор  24 June 2009 12:40 #
        Большинство просто заняты поиском новых треков и всё. Recs recs recs recs
        • +1
          Александр Джес  1 August 2009 11:20 #
          Не поиском новых треков, а расставлением "+ тебе го в други" в фидбэках ))
          •  
            Smages  9 January 2012 19:31 #
            :-D
      •  
        Playton  24 June 2009 12:49 #
        Статье 10 минут.
        • –1
          SMC MC Редуктор  24 June 2009 12:50 #
          Мне - 28 лет
          •  
            Playton  24 June 2009 12:53 #
            ОК. Статья - не метание бисера, ибо меня спрашивают, и я решил открыто ответить.
  •  
    S Λ N R Y Z Λ  24 June 2009 12:33 #
    Кому интересно может поискать в интернете проги для определения тональностей...Кажется сам Тонг внес вклад в это дело.
    •  
      Playton  24 June 2009 12:49 #
      Они а) часто глючат б) лучше все делать на слух.
      •  
        S Λ N R Y Z Λ  25 June 2009 12:19 #
        А как быть если нет секвенсора не клавиатуры никакой дома. Тупо комп и всё
        Я помню как мы определяли тональность на сольфеджио. Там по знакам было. По последней ноте тож тема была.
        Как быть в нашей ситуации?
        •  
          Playton  25 June 2009 12:56 #
          Камертон.
          •  
            S Λ N R Y Z Λ  26 June 2009 12:04 #
            Он не мало денег стоит...и камертона у меня тоже нет
            •  
              Playton  26 June 2009 12:07 #
              200 рублей стоит обычный камертон в музыкальном магазине.
          •  
            S Λ N R Y Z Λ  26 June 2009 12:05 #
            МОжет есть проги которые клаву симулируют?
        •  
          Александр Джес  1 August 2009 11:21 #
          Установи Sound Forge, там есть клавиатурка, тыкаешь мышкой по нотам и они проигрывают. Вообще, странно быть диджеем и не иметь на компьютере подобных программ
  •  
    I.V.N.™  24 June 2009 12:40 #
    Интересная статья, хотя знакомо все это дело....
    •  
      Playton  24 June 2009 12:51 #
      В принципе, многим знакомо. Просто десятки тысяч миксов бочка-в-бочку раздражают.
      •  
        I.V.N.™  24 June 2009 13:07 #
        Да согласен должно быть разнообразие....
  •  
    XIO (Wax Ninja/SubUrbz)  24 June 2009 13:00 #
    хорошая статья!
    тренируйте слух!
  •  
    Taran (TAPICHO)  24 June 2009 13:11 #
    эм... неразу неслышал что ктонить так сводил) бочка на бочку просто...
    •  
      Playton  24 June 2009 13:13 #
      Ну вот. Хреновая, значит, у вас школа диджеев в закрытом городе Озерске. Бочка на бочку - любой криворукий полуглухой мальчик 8 лет так может сводить.
      •  
        S Λ N R Y Z Λ  25 June 2009 12:22 #
        Ну питч для начинающих тоже болшой камень. Для человека относящегося к делу серьезно, что питч что тональности все так же вопрос времени. Надо просто не ленится
  •  
    LimeL  24 June 2009 13:13 #
    Однозначно статья нужная, но человеку который не разбирается в тональностях ни когда не понять с те слова которые написаны (1 ступень, доминанта и тд), а люди, которые эти слова понимают, прекрасно знают что такое тональность и как сводить по тональности. По этому хотелось бы более подробную статью, так сказать для нуба в музыкальной терминалогии. А вообще побольше бы таких статей.
    •  
      Playton  24 June 2009 13:14 #
      Достаточно заглянуть в Википедию на темы "лад" и "тональность". Там все разжевано про ступени. Это элементарщина.
    •  
      S Λ N R Y Z Λ  25 June 2009 12:23 #
      Купи книжку мануал по сольфеджио...Желательно подробную...и партитуры тебе понадобятся
  •  
    DJ KALiNKA  24 June 2009 13:38 #
    когда миксы пишу, заморачиваюсь, времени вагон. в клубах не до этого
    •  
      Playton  24 June 2009 14:59 #
      А чем вы заняты в клубах? Почему у меня хватает времени учитывать все и еще на ходу мэш-апы делать?
      • +1
        S Λ N R Y Z Λ  25 June 2009 12:25 #
        Как ты это делаешь? там же столько забот!
        Нужно и фотографу спозировать и каждой сисястой улыбнуться и ремень кельвин кляйн всем показать....што ты што ты
  •  
    Andrey Seaman [ MINITRONIX ]  25 June 2009 12:44 #
    Пожалуй соглашусь с Playton, статья верная отчасти, но всё таки часто приходиться эксперементировать, смешивать различные стили или поднимать уснувшую публику после ватного диджея, поэтому имеет место разные техники сведения, и кстати в основном я не трогаю только средние частоты и активно работаю с высокими и низкими, варьируя ими по разному, в зависимости от насыщенности спектра.
    •  
      Playton  25 June 2009 13:02 #
      >разные техники сведения
      По тональностям - это даже не техника сведения. Это скорее необходимый для создания гармоничного микса прием. Не уверен, что какой-либо публике понравится диссонанс при наложении друг на друга треков с несовпадающими тональностями, и точно знаю, что длинные "голые" биты тоже отнюдь не позитивно влияют на уснувшую публику после ватного диджея. Тональности выше стилей и техник - это столь же основополагающая часть трека, как темп.
      •  
        Andrey Seaman [ MINITRONIX ]  25 June 2009 13:12 #
        А я разве говорил, что диссонанс и длинные "голые" биты это хорошо, просто иногда диссонанс не портит общую звуковую картину сета, но только не совсем уж грубый.
        •  
          Playton  25 June 2009 13:26 #
          Ну естественно. Для всего нужен вкус и слух.
      •  
        S Λ N R Y Z Λ  26 June 2009 12:07 #
        Просто вспомните какую музыку играет плейтон. Для него тональности это просто необходимый элемент.
        •  
          Playton  26 June 2009 12:12 #
          Для любой музыки это необходимый элемент, просто электрохаусерам простительно - все понимают их чарующий непрофессионализм (я про основную толпу - профессионалов, играющих такую музыку, мало, и они таки кое-что знают про тональности). Что, неужели в минимал техно на тональности насрать? Или в dnb?
      •  
        Zigranez  15 November 2009 19:27 #
        Можно же эти "голые" биты подрезать, так сказать, чтоб не было скучно!
    •  
      Amoralez  25 June 2009 21:41 #
      Поддерживаю
  •  
    Smaggy/Papay  25 June 2009 21:21 #
    Да хорошая тема, всегда завидовал обладателям хорошего слуха и не всегда далеко удается подобрать тональность, просто в таком случае можно сводить в яму в конце концов или выводить середину следующего трека постепенно, чтоб она не ложилась полностью на кульминацию предыдущего а медленно выползала в течении квадрата после этой самой кульминации....слух можно развить, но кому то надо на это одно занятие сольфеджио, а кому то не освоить никогда..., что касаемо подписывания тональности - сорри но мне кажется это перфекционизм))))
    •  
      Playton  25 June 2009 21:34 #
      >что касаемо подписывания тональности - сорри но мне кажется это перфекционизм))))

      Для меня это - необходимая техническая информация.
      •  
        Александр Джес  1 August 2009 16:24 #
        +1.
        Даже на некоторых виниловых пластинках тональности подписываются при издании. На продаваемых библиотеках сэмплы тоже с указанной тональностью. Это необходимая вещь для работы с музыкой, поэтому никакого перфекционизма)
  •  
    Smaggy/Papay  25 June 2009 21:37 #
    не буду спорить)))ты ее используешь по назначению!
  •  
    Amoralez  25 June 2009 21:40 #
    Народ советует прогу MIK, если со слухом не всегда удачно получается!!!
    Могу ссылку закинуть
    •  
      TEREHOV  7 September 2011 14:26 #
      если можно
  •  
    Nick Optimal  12 July 2009 0:23 #
    хорошая статья))) если по правде, ничего не понял, не музыкант, но муз. слух есть, создаю всегда горманичные миксы без программ и все норм) в клубе интуитивно угадываю что подходит к следующему треку, как то так) спасибо за статью, буду изучать сольфеджио!
  •  
    Tacho  1 October 2009 1:12 #
    Спасибо! + Нашел описание к некоторым своим навыкам)
  •  
    Alexandr Zarva  11 November 2009 18:03 #
    Очень полезная и нужная статья! ЕЩЁ!
  •  
    D.J. J.o.a.t.  9 February 2010 1:29 #
    спасибо всем профи здесь так активно дискутировавшим, много нового для себя узал)
  • +1
    Valentine Forbes  26 April 2010 23:11 #
    При сведении по тональностям в клубах, нужен постоянно включенный master tempo, иначе тональность трека будет меняться при изменении питча. При нажатии master tempo используется специальный алгоритм изменения высоты звука, который подгоняет его под оригинальную тональность трека, но, как ранее писалось "...если это механизм питч-шифтинга, то любой подобный реалтайм-механизм очень портит звук". А он его РЕАЛЬНО портит при изменении больше чем на 2 BPM. Например, в секвенсоре Abletone стоит целых четыре алгоритма питч-шифтинга, т.к. для разных треков лучше индивидуально подбирать алгоритм в соответствии с мелодической составляющей. В CD-Пионерах используется только один алгоритм для всех... Так что все очень относительно... Тут выбираешь между качеством и тональностью...
    Имхо, главное правило сведения по тональностям (истинно только для DJ-ев со слухом) - если сведение не режет уши, значит ты свел правильно и в нужной тональности))) Т.е. человеческое ухо интуитивно выбирает тональности треков, находящиеся в ладу.
    Автору спасибо за статью!
    Удачи!!!
    •  
      Playton  27 April 2010 10:13 #
      >человеческое ухо интуитивно выбирает
      Почему-то не выбирает. 90% диджеев, которых я в жизни слышал, вообще не понимают, каким образом должны сочетаться треки.

      Постоянно включенный мастертемпо не нужен. Если я играю в обычном клубе в обычный день - я играю прогрессив хаус, и обычно диапазон темпов 127-132. Для часового сэта такой диапазон достаточен, чтобы двигать питч практически незаметно для слуха. Если я играю транс, диапазон 130-137\8, и этого, опять же, достаточно для часового сэта, но транс я обычно играю 2 часа (так как-то получается). Поэтому для меня нет проблемы с мастертемпо.
  •  
    dj micanec  15 September 2010 11:10 #
    третий абзац сего текста 99% аудитории данного ресурса не осилит )
    но тема, конечно, важная! сам недавно дошёл до того, что пора бы уже переходить на более высокий уровень...
  •  
    Aqua & Arctic  15 April 2012 23:50 #
    Антон, отличная музыка!\
    Качество на высоте!
    у тебя все закрыто по этому пишу коммент сюда)
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.