THE BEST
 35 8-bit
Собрана самая мелодичная кейгенная музыка 
 67 Noise
Добро пожаловать в Никуда! 
 28 Power Noise
Let's dance! 
 20 Ambient
Ядерная Зима 
 12 Ambient Breaks
Уран 
 11 Deep House
СУПИР ТРЭК 
 13 Brokenbeat
~1.6g - ускорение свободного падения на планете Gliese 581g, которая находится примерно в двадцати световых годах от планеты Земля, в так называемой "обитаемой зоне",... 
LISTENED TO RIGHT NOW
 9 Dubstep
Dubstep+Nu-Metal=П*здец.. 
 4 Inda
Дело было вечером,делать было нечего...и было это уже давно. Махачкалинские бродяги и не только - этим всё сказано. Предупреждаю. Кавказский  юмор своеобразен.Не... 
Gloomу
Home Music
Blog
Feedback Contacts
 
Blog

Использование FM-синтеза для создания ритм-секции

Решил написать свой первый труд по саунддизайну (возможно потому, что созданием звуков у меня получается заниматься лучше, чем музыкой), хотелось бы рассказать о своих способах создания перкуссионных звуков, да и вообще, таких, которые должны разнообразить любую композицию, в каком бы стиле она не была написана. Рассказываю прежде всего о некоторых своих способах и принципах работы, можете их комбинировать, как хотите, экспериментировать всегда полезно, а так же дополнять/заменять своими, я лишь поделюсь своим опытом.



I. FM-синтез


Для FM-синтеза использую синтезатор от мною любимой компании Native Instruments - FM8. Хочу напомнить, что принцип работы FM-синтезатора в том, что один осциллятор модулирует свой частотой и амплитудой частоту и амплитуду другого осциллятора. Такие осцилляторы называются операторами.

Открываем FM8, убеждаемся в том, что открыт пустой пресет, заходим во вкладку Expert, слева мы видим настойки всех операторов и фильтров, справа - так называемую матрицу модуляции. Всего в FM8 6 операторов, которые могут модулировать друг друга, они обоздачены буквами от A до F, и два фильтра (X и Z), на которые посылается сигналы с любого или нескольких из операторов. Чтобы активировать оператор или фильтр, щелкните на нём правой кнопкой мыши. Так же есть функция входного сигнала (IN), если вы будете использовать VST-версию FM8, то туда можно посылать любой сигнал и модулировать им любой из операторов, только не забывайте посылать в него midi-сигналы. В общем, можете поэкспериментировать с операторами, и частотами и матрицей, и получите довольно интересные тембры. Если вы до этого работали только с субтрактивным синтезом, это для вас покажется просто открытием.




На рисунке видно, как синус модулирует сам себя, и получаемый сигнал отправляется на вывод. Это простейшая модуляция. Не забывайте подкорректировать огибающую, чтобы не получался сплошной шум. В окне огибающей можно рисовать целые паттерны, и при особой фантазии можно создать сложный ритмический рисунок, используя несколько операторов. Паттерн должен находится в зоне Sustain, которая играет, пока нажата нота, если включена функция Sus (по дефолту она включена). Зона Sustain заключена между двумя точками, через которые проходят вертикальные красные линии. Тут же есть и зоны Attack и Release, которые находятся до и после Sustain соответственно. когда нота начинает проигрываться, идёт зона атаки, амплитуда волны нарастает, здесь тоже можно рисовать сложные паттерны. Когда нота отпускается, начинается всемя релиза, звук спадает, тут также можно рисовать паттерны. В общем-то, огибающая есть в любом синтезаторе, только тут всё поинтереснее.



Здесь на рисунке видно, как в огибащей нарисован удар этим же звуком четыре раза в такт, не забывайте включать фунцию Tempo Sync, чтобы синхронизировать FM8 с темпом хоста.

Таким же образом происходит модуляция в FM8 с помощью входного сигнала. Я это делаю так:

1. Выставляю его в своём хосте (использую Reaper, в этих ваших фруктах скорее всего сделать такое нельзя, а вот в Cubase, думаю, должнен с этим справится) bpm того трека, который будет являтся входным сигналом
2. Располагаем на свободном треке аудио, вешаем на эту дорожку VST-версию FM8 (FM8 FX)
3. Создаём ещё один трек, располагаем на нём все midi-сообщения, можно даже просто одну ноту держать всё время (C5 - самый лучший вариант). Отправляем миди с этой дорожки на дорожку с аудио (делаем сенд).

Вот примерно что у меня получилось как-то ночью:


Выглядит страшно, думаю.

Я выбрал трек Autechre - Dael (90 bpm), зациклил аудио фрагмент в конце, где уже идёт завершение основной темы и ударных нет. Также немного подредактировал аудио-клип. И именно этот луп модулирует операторы, с помощью огибающих я повторил оригинальный паттерн ударных в композиции.
В общем, этот луп я и буду дальше редактировать для создания оригинальной перкуссии. Вы же можете взять какой-то свой трек, и поиздеваться над ним. Желательно зацикливать луп, где отсутствуют ударные, можно использовать вокал, можно какую-то мелодию, в общем, что угодно.

В FM8 ещё много полезных функций, но их все описывать очень долго. Гораздо легче почитать прилагающуюся документацию, там всё описано.

P.S. В написании саундтрека Portal 2 Кейли Бейли широко использовал FM8 (да и Massive, как мне показалось на слух)



II. Слисинг, сэмплирование


Полученный луп можно дальше трансформировать, и один из способов - это слисинг, нарезка, можно называть как угодно. Расскажу вкратце, что это такое. Slicing – это процесс при котором отрезок записанного звука разрезается на более мелкие сегменты. Это позволяет пользователю составлять из этих мелких кусочков свой собственный паттерн. В основном, это используется для ударных, реже - для синтезаторных партий, падов, и так далее. Хотя в таких стилях, как микрохаус, минимал техно и глитч, это и используется, как главный инструмент. Порой звуки в таких стилях так мелко режут, что узнать, из какого трека он собран, невозможно.
Самые известные плагины для слисинга - Propellerheads Recycle, iZotope Phatmatik Pro, а так же мною не очень любимый, скорее всего изза того, что он пришит намертво к этим вашим фруктам, а может быть и изза того, что из первых двух, представленных мной, я знаком только со вторым - Fruity Slicer. Так что, я покажу это на примере iZotope Phatmatik Pro, он в виде VSTi-плагина, поэтому должен подключается к любому хосту.
Загружаем полученный луп с помощью встроенного браузера. Теперь надо его порезать. Можно использовать распознавание границ сегментов, путём нахождения пиков амплитуды в аудио (вторая кпопка слева в самом верху), плагин сам найдёт границы отрезков. Это подходит для ударных лучше всего. Можно чуть-чуть покрутить регулятор Sentivity, это увеличит чувствительность. Иногда конечно приходится корректировать границы сегментов.
Я же использую деление на равные части, для этого есть кнопки, делящие такт на 16 или 32 равных частей. Весь аудио-файл плагин определяет как один такт. Чтобы увеличить количество возможных кусков, надо указать плагину количество тактов, для этого надо написать количество ударов (beats) в аудио-файле в соответствующем поле, не забывайте, что в такте 4 удара, и всё здесь должно быть кратно 4, если же вы конечно не пишете в каком-то другом размере, что маловероятно.



Каждый кусок назначается на определённую ноту и проигрывается при её нажатии, у меня 32 кусочка и они располагаются от C6 до G8. От ноты С4 до ноты B5 регулируется высота: С5 - это нормальная, ниже, до С4 - до -12 полутонов. до B5 - +11 полутонов.

Вот такой вот паттерн я составил для примера, используя изменение питча:



Слисинг можно использовать для любого лупа, желательно конечно его перед этим подредактировать, чтобы это был действительно луп.



III. Обработка


Для последующей обработки можно использовать что угодно, хоть простейший дилей или реверб, можно также биткрашер. Самое интересное в этих, казалось бы простых эффектах, это возможность по ходу композиции менять некоторые параметры, к примеру Dry/Wet (Входящий/Выходящий сигнал). В общем, тут дело ограничивается лишь фантазией. Часто получаются интересные эффекты.
Можно использовать тот же самый FM-синтез, описанный мною ранее.
Думаю вы знакомы с таким VST-плагином, как dblue glitch, он стал очень популярным среди многих электронщиков, его звук уже мало удивляет. По примерно такому же принципу работает плагин Sugar Bytes Effectrix, он горазно более мощнее своего брата, хотябы потому, что на один участок такта можно навесить более одного эффекта. Да и эффектов больше и они гибки в настройках, есть также управление по midi (midi learn). 

24 ▲
25 September 2011 16:18

Comments

The best comments
  •  
    Zloe Fly Music  25 September 2011 19:37 #
    Интересная тема. Оставляю плюс. Хотя так получилось, что у моего папы DX7 II, а это подраZумевает испольZование FM7, что очевидно и это отложило свой отпечаток и на меня. в-)
    •  
      Gloomу  25 September 2011 19:55 #
      Да, DX7 - один из первых FM синтезаторов, однако. У меня даже где-то были его пресеты, адаптированные под FM8.
      •  
        Hirntumoren  17 November 2011 23:29 #
        У меня есть его пресеты адаптированные под Sytrus
  •  
    Namynnuz  26 September 2011 23:12 #
    Занятно :)
    В принципе, 8bit образные драм-лупы можно хоть в мэссиве сделать..
    •  
      Gloomу  26 September 2011 23:17 #
      Можно, с помощью вкладки Perfomance. Но в FM8 поинтереснее всё-таки, согласись.
      •  
        Namynnuz  26 September 2011 23:25 #
        Performer - самый очевидный и простой способ. Есть и поинтереснее :) Например, модуляция LFO другими LFO (с заводом еще чего-нить), чтобы в итоге получалось то же самое :) Но там считать надо. Потом, автоматизацию в daw еще никто не отменял ;)
        •  
          Gloomу  26 September 2011 23:29 #
          Ну это просто какой-то уже "мозготрах" получается. :D
          Хотя, всё же эксперименты никто не отменял, да и позадротить в такое иногда просто интересно, у меня вот куча пресетов есть от этих самых экспериментов, их только бы в трек засунуть какой-нибудь. :D
          •  
            Namynnuz  26 September 2011 23:58 #
            Да не, прикольно на самом деле :)
            Аналогично :)
            •  
              Gloomу  27 September 2011 0:00 #
              Ну в общем-то, да.)
              •  
                Namynnuz  27 September 2011 0:29 #
                Го в други :)
                •  
                  Gloomу  27 September 2011 0:30 #
                  Ок.
  •  
    Via65  30 September 2011 1:05 #
    Спасибо за грамотную статью я думаю это актуально на сегодняшний день .
  • +1
    Smiling Fox  30 September 2011 1:19 #
    Хороший синт! давно стоит у меня, но все никак не доберусь до него, чтоб уже с ним на "ты" быть
    •  
      Gloomу  30 September 2011 1:21 #
      Это очень мощный синт!
  • +2
    Smiling Fox  30 September 2011 1:24 #
    ВОТ ДУМАЮ В ТЕМУ БУДЕТ
    • +2
      Smiling Fox  30 September 2011 1:28 #
      •  
        Gloomу  30 September 2011 1:29 #
        От спасибо, может так не забуду.)
    •  
      Gloomу  30 September 2011 1:28 #
      Ой, да хотел всё это видео-то посмотреть, да и времени и трафика не было.
  •  
    MAX CARNAGE [EP Clan]  30 September 2011 22:29 #
    Мазафааак... Спасибо огромное за статью... завтра на трезвую буду мотать на ус)))
    •  
      Gloomу  30 September 2011 22:35 #
      Пожалуйста.)
  • (user was blacklisted)
    • +1
      Gloomу  3 October 2011 20:24 #
      Да, спасибо, скоро, наверное, напишу ещё что-нибудь по FM-синтезу.)
      •  
        Namynnuz  3 October 2011 20:43 #
        Сделай серию видеообзоров :)
        •  
          Gloomу  3 October 2011 20:45 #
          Да не, видео не очень люблю, лучше текст, да и доступнее. Имхо.
  •  
    DOPEFUNK  7 October 2011 20:11 #
    круто
  •  
    Бэээээтман!  7 October 2011 20:34 #
    заняться нечем
    •  
      Gloomу  7 October 2011 20:38 #
      Да ващее.
    •  
      Namynnuz  7 October 2011 20:53 #
      Слушай, или давай стремительно худей на 6-7 порядков, или гуляй. Реально уныло читать твои посты..
      •  
        Бэээээтман!  7 October 2011 20:56 #
        я сегодня гулял уже...нуканука чо там, чотам за 6-7 порядков
        •  
          Gloomу  7 October 2011 21:06 #
          Можете пофлудить тут. Я разрешаю. Было бы неплохо, если блог был в ветке осуждаемых.
          •  
            Namynnuz  7 October 2011 21:07 #
            Да не, флудите сами :)
            •  
              Gloomу  7 October 2011 21:14 #
              Мне некогда.
        •  
          Namynnuz  7 October 2011 21:06 #
          10^6-10^7
          •  
            Бэээээтман!  7 October 2011 21:08 #
            сурово.алхимик блеть...чо за формулы?
            •  
              Namynnuz  7 October 2011 21:27 #
              Ну вроде бы получше. Щас уже где-то 10^6-0.5*10^7.
              •  
                Бэээээтман!  7 October 2011 21:30 #
                заняться нечем?
                •  
                  Namynnuz  7 October 2011 21:33 #
                  А что, хочешь предложить работу?
  •  
    Splurgeola  31 October 2011 19:32 #
    странно что не очень популярен FM8 при таких возможностях
    •  
      Gloomу  31 October 2011 19:34 #
      Популярен.
      • (user was blacklisted)
        • (user was blacklisted)
          • (user was blacklisted)
            •  
              Gloomу  3 November 2011 14:39 #
              Поднимешь блог?
              • (user was blacklisted)
                •  
                  Gloomу  3 November 2011 14:45 #
                  Скоро про бочку запилю.
                  • (user was blacklisted)
                    •  
                      Gloomу  3 November 2011 14:48 #
                      У меня статья скорее про 2 и 3 тип. Я лишь основы покажу.
                •  
                  Gloomу  3 November 2011 14:45 #
                  Может саппорт сделаешь в группе?
                  • (user was blacklisted)
                    •  
                      Gloomу  3 November 2011 14:49 #
                      Интро и ссылку на блог.
                    •  
                      Gloomу  3 November 2011 14:50 #
                      Тамошним "битмарям" пригодится. :D
  •  
    Gedevaan  6 November 2011 5:13 #


    Супер! Я обязательно сделаю репост для подраздува!

    FM наряду с Absinth позволяет полностью отказаться
    от третьесортных сэмплов - максимум креативного саунд-дизайна.

    Единственное жаль что многие пугаются таких синтов,
    хотя это и не самые сложные (но одни из самых что называется по-английски powerful). В любом разе если вы музыкант и желаете развиваться, искать новое-хорошо-забытое-старое, то вам придется осваивать такие жирные синты...
  • (user was blacklisted)
  •  
    M Clis  13 November 2011 17:02 #
    слайсинг тока а не слисинг) по поводу FM синтеза годный туториал от басоски пробегал в торрентах...
    •  
      Gloomу  13 November 2011 17:04 #
      Ок.)
  •  
    Ozius G /Студия 72  4 January 2012 14:47 #
    Глуми, дорогой, скажи пожалуйста:
    где в ФМ8 функция "ретригер"...
    у меня каждый новый звук получается разным (меняется фаза чтоли)... Немного плавающий звук получается 9живой еще его называют, или подвижный)...
    а мне надо что б каждый следующий звук (на одной ноте) был точь в точь как предидущий (как семпл зациклили)...
    А ?
    •  
      Gloomу  4 January 2012 14:53 #
      Я понял, вроде бы. Сейчас скажу - было такое.
    •  
      Ozius G /Студия 72  4 January 2012 14:53 #
      я нашел: во вкладке OPS я на всех шести осциках нажал на KeySync... А в самих осциляторах чо надо нажимать, что б не рандомило ? чо-та все равно не пойму никак
    •  
      Gloomу  4 January 2012 14:56 #
      Key Sync включай в настройках операторов
      Master -> Unison -> Voice - 1, отключи Dynamic

      Наверное, так.
  • (user was blacklisted)
    •  
      Gloomу  9 January 2012 18:38 #
      Делал подобное уж. Я хочу накрутить именно такой характерный для Скриллекса "аув" и "аы", в общем, ты меня понял. :D
      • (user was blacklisted)
      •  
        Namynnuz  11 January 2012 18:33 #
        Все звуки, имеющие сходство с человеческими гласными, делаются с помощью формантных фильтров. В большинстве своем, это два основных резонанса + еще пару небольших bell'ов по вкусу для выделения характерного тембра носоглотки. А так как основа для всех гласных — два резонанса, можно, автоматизируя расстояние между горбами и Q, добиваться нужного нам «ауыэ» :)
        •  
          Gloomу  11 January 2012 18:37 #
          Да делал я - уж очень грязно всё.(
          •  
            Namynnuz  11 January 2012 20:32 #
            Хм. А ты дист (и какой?) куда вешал? До\после? Какие еще эффекты кидал? Местами у него, по ходу, вообще используется самомодулирующийся вокодер, биткрашер, десиматор. При чем, не смотря на монолитность, он явно многослоен (источник один, обработки на разные частотах разные)
            •  
              Gloomу  11 January 2012 20:39 #
              FM8 -> Ohmicide -> SB WOW -> Tube
      • (user was blacklisted)
        •  
          Gloomу  29 January 2012 21:35 #
          Именно там. Но секрет в обработке скорее.
          • (user was blacklisted)
            • (user was blacklisted)
              •  
                Gloomу  29 January 2012 21:46 #
                Прикольно, но не то. :D
                • (user was blacklisted)
          • (user was blacklisted)
      •  
        Nesinnu  16 March 2012 20:19 #
        Гугли wovel filter. А скриля походу на virus аналоговом крутит на встроенном плагине. Там такое есть
        •  
          Gloomу  16 March 2012 20:31 #
          знаю я, что такое vowel. и юзаю уж давно в связке с fm8. :D
    •  
      Gloomу  9 January 2012 18:40 #
      Или как в Tommy's theme - довольно простой тембр, главное обработать и выделить некоторые гармоники нужно. Но основа простая.
      • (user was blacklisted)
  •  
    Nikita Nouvelle  3 February 2012 13:03 #
    Ребят а как в Ableton live подключить?Хотелось бы тоже изменять сэмпла и накладывать эффекты
    •  
      Gloomу  3 February 2012 17:51 #
      Гугли.)
  •  
    Deni__  2 May 2012 16:00 #
    ну а что, только так и создают. Спасибо))
Please, register (it is quick and easy!) or login, to leave comments and do much more fun stuff.