ламповый
Blog

Мастеринг

Что такое мастеринг?

Это подготовка аудиоконтента к изданию. К примеру, у вас есть 3 песни. Их надо издать вместе на одном носителе (в одном релизе). Чтобы они звучали "в комплекте", их обрабатывают на мастеринг-студиях с целью получения общего характера звучания а также проверяют наличие дефектов записи (все меньше с каждым годом), неисправимых ошибок сведения (все больше с каждым годом), а также, в случае издания на носителе, на студии мастеринга осуществляется окончательная расстановка трек-листа, устанавливаются паузы между композициями, задаются фейды и прочие мелочи, которые помогут потребителю слушать музыку без проблем. То есть на таких студиях создается мастер-носитель, с которого и будет тиражироваться сингл (или альбом).

 

Мастеринг одной композиции?

Отдельно взятые композиции обрабатывают гораздо реже, так как не стоит вопроса о "схожем характере" звучания, то есть по факту одна композия в мастеринге (в классическом понимании этого слова, см. выше) не нуждается. В последнее время для подобной "мастеринг" обработки применяются разные термины, например премастеринг или финализация. Такая обработка желательна при постановке композиции на теле- и радиоротацию, чтобы обеспечить конкурентноспособное звучание по громкости, частотному и стереобалансу а также для воспроизведения на PA системах и прочих ситуациях, где требуется максимально универсальное и безконфликтное звучание фонограммы.

 

Что делает мастеринг инженер?

1) Слушает ваши треки. Проверяет наличие ошибок. Если они есть - обычно отправляет на пересведение.

2) Выравнивает динамический диапазон (компрессия, экспандинг, гейтинг, прочий динамический процессинг)

3) Выравнивает частотный баланс, избавляется от излишних низких (до 20-50 гц, в зависимости от фонограммы) и от супервысоких частот (от 16-20 кГц, в зависимости от фонограммы), находит "средне-арифмитическое" по частотам для всех композиций альбома.

4) "Оживляет" и "уплотняет" фонограммы, например при помощи таких вот девайсов. Порой, стандартной компрессии и эквализации для этой цели не хватает. Крайне редко - добавляет реверберацию, если звук одной из композиций слишком "сухой" относительно прочих композиций

5) Ограничивает громкость композиций и динамический диапазон. Обычно - brickwall лимитирование или цифровой soft-clipping, или сочитание подобных операций.

6) Фейды, расстановка по трек-листу, запись мастер-диска (CD, SACD, DVD-audio) или нарезание винилового мастера.

 

На чем делают мастеринг?

Каждая операция может осуществляться как в софте, так и на железе. Разница принципиально заключается в нескольких моментах:

1) Софт имеет возможность сохранять настройки, то есть мастеринг альбома можно делать не один день.

2) Софт дешевле.

3) Железо звучит хорошо практически всегда, разные настройки заставляют звучать композиции по-разному, софт требует более тонких настроек.

4) Железо удобнее - ручки осязаемы.

5) Железо - изначально специально изготовленное устройство для одной/двух/трех операций, так что эти операции железо будет делать исключительно так, как надо.

Остальные различия - поводы для холиваров на мощных буржуйских форумах

 

Конкретнее, на чем делают мастеринг, черт бы тебя побрал?

1) Мониторы и комната. Без надлежащего звучания, без надлежащей подготовки комнаты, мастеринг делать попросту невозможно. Потому что это будет бесконечный обман слуха. Именно поэтому существуют именно мастеринг-студии! Заметьте, крайне редко эти студии занимаются чем-нибудь еще, кроме мастеринга. Какие мониторы? Обычно это мониторы среднего поля в комплекте с сабвуферами, например Lipinsky L-707, PMC MB2 серии, Adam MP-1, B&W 802 и так далее.

2) Преобразователи. Без качественного ввода/вывода из аналога в цифру и наоборот любые железки будут бесполезными из-за огромных потерь в качестве при преобразовании. Это не "аудиокарточки", не "звуковушки". Это тупо устройства, преобразующие аналог в цифру и наоборот. Что это за устройства? Например Weiss ADC2+DAC1, или DAD AX24 или Prism Dream AD/DA и прочие устройства того же класса.

3) Эквалайзеры. Обычно это что-то из Manley Massive-Passive, GML 9500, EAR 825, Great River MAQ-2NV, или цифровой Weiss EQ-1 с опцией линейной фазы.

4) Компрессоры и лимитеры. Тут все тоже очень непросто - компрессоров куча разных типов, у каждого свои предпочтения. Но часто встречаются - GML 2030, Crane Song STC-8, Manley Slam! mastering edition, Manley Variable Mu, Thermionic Culture Phoenix mastering edition, TC Electronics System 6000 (цифровая станция, вариант для телерадиокино и прочая), Weiss DS-1 (универсальный динамический процессор, он же - уберкрутой лимитер). Также, в последнее время, стадию лимитирования всё чаще производят в софте - тут выбор с каждым годом всё больше.

5) Прочее. На мастеринговых студиях бывают и ревера Bricasti, и утеплялки навроде Fatso, и специально собранные пульты, и конверторы в M/S, и прочее.

6) Кабели. Дорогие, качественные и очень нужные.

Где купить? Mercenary.com, Vintageking.com и еще куева туча магазинов. В этой стране самые тру девайсы возят Ms-Max.

 

Надеюсь после поиска в инете цен на приведенные выше девайсы, после поиска в сети мастеринг-студий,  вы постепенно начнете понимать, что мастеринг в домашних условиях и мастеринг на таком оборудовании от специалиста, который каждый день только этим и занимается, это, мягко говоря, не самые сравнимые вещи. Мягко говоря.

 

Ну а теперь - вопросы по мастерингу, что знаю расскажу)

гыгы
Miusha - Alien
30 ▲
10 April 2011 22:39

More

Comments

  •  
    DJ Jetlex  10 April 2011 22:49 #
    какие используешь компрессоры и эквалайзеры?)
    • +2
      M Clis  10 April 2011 22:55 #
      в софте есть пара-тройка штук, которые, на мой взгляд, очень крутые) это brainworx control v2 (эквалайзер), cytomic the glue (в качестве стерео компрессора), waves L2/3/4231 лимитер для убивания музыки, steven slate FG-x, t-racks 3 (как отдельный софт очень удобен для мастеринга альбома), voxengo elephant, UAD precision limiter+manley, Sonnox Inflator, и еще кучакучакуча всего.
      но я, в последнее время, все меньше пользуюсь чем-либо для обработки 1-го трека) а альбомы я еще не скоро мастерить буду))
      •  
        DJ Jetlex  10 April 2011 23:01 #
        спасибо за ответ)
      • +2
        MAX CARNAGE  7 December 2011 19:31 #
        Привет. Почему не записываешь видеоуроки, как Вакс например??? Я бы с радостью посмотрел твой мастер класс по наиболее важным аспектам сведения и мастеринга)))
  •  
    Seedart  10 April 2011 22:51 #
    сколько надо денег за проф сведение одного трека ? ну хотя бы любопытства ради - насколько велико различие самопального и проф ?!
    • +2
      M Clis  10 April 2011 23:03 #
      сведение одного трека на сегодняший день - это 200-400 долларов по миру. в мск примерно такие же прайсы. и эти прайсы падают)
      • –1
        Seedart  10 April 2011 23:08 #
        спасибо Андрей :)
      •  
        Seedart  10 April 2011 23:11 #
        а такой вопрос - если ли рекомендованые тобой студии в мск ?
        •  
          M Clis  10 April 2011 23:12 #
          там где работаю я)
          •  
            Seedart  10 April 2011 23:16 #
            ок. мы с тобой спишемся как "родим"

            думаю , на следующей неделе, если у тебя время будет
            •  
              Gloomу  10 April 2011 23:19 #
              готовите релиз?
              •  
                Seedart  10 April 2011 23:21 #
                нет, просто интересно послушать , как будет звучать наш трек, если с ним поработают профессионалы. любопытна разница
                •  
                  Gloomу  10 April 2011 23:42 #
                  пересвести?
                  •  
                    M Clis  10 April 2011 23:47 #
                    да как получится)))
                    • +1
                      Gloomу  10 April 2011 23:50 #
                      хех, напиши теперь статью про сведение)
                      думаю, многим пригодится
                  •  
                    Seedart  10 April 2011 23:53 #
                    да. интересно, насколько круче будет)
                    •  
                      Gloomу  11 April 2011 0:00 #
                      понятно)
            •  
              M Clis  10 April 2011 23:27 #
              конечно! давайте) заодно знакомство обмоем) финансовый вопрос на втором а то и на третьем месте, если речь о вашей музыке)
              •  
                Seedart  10 April 2011 23:31 #
                ))) хорошо! на связи ;)
  • +1
    Digital PR Агентство SIBIQ  10 April 2011 23:01 #
    я столько нового узнал спасибо вам m clis вы величайший человек ))) !!! стать божественна))) доооооооо
    • +3
      M Clis  10 April 2011 23:05 #
      это не я, это интернет и мое любопытство и терпение и знание английского. у половины людей на pdj эти качества есть по-отдельности, но редко кому удается всё это увязать в 1 узел.
  • +1
    Andrew Night  10 April 2011 23:08 #
    Спасибо, очень познавательный блог) +
    •  
      M Clis  10 April 2011 23:13 #
      очень рад, что чем-то помог
  •  
    Gloomу  10 April 2011 23:18 #
    ну наконец-то, за эти выходные видел как минимум 3-4 блога про лже-мастеринг..
    •  
      M Clis  10 April 2011 23:27 #
      ) я тоже - не выдержал
  • +1
    YURA G DM  10 April 2011 23:20 #
    Наконец то, хоть кто то написал, надеюсь точка поставлена этому вечному вопросу на сайте!) Статья 100%-ая!
    •  
      M Clis  10 April 2011 23:28 #
      ну не совсем так... я еще не упомянул hamsterising...
      •  
        YURA G DM  10 April 2011 23:34 #
        Ну тут и так все ясно с первых строк, для чего нужен вообще мастеринг, а уже про hamsterising можно и не писать))
        •  
          M Clis  10 April 2011 23:40 #
          а вот это зря! хомячкование - это очень круто!)))
  •  
    Digital PR Агентство SIBIQ  10 April 2011 23:24 #
    а почему про студию нив не чено нет ((( и про моонитор ямаховский с белым ленточным дифузором много чего нет Колега
    •  
      M Clis  10 April 2011 23:29 #
      ?! к чему тут NS-10? при чем тут Neve?))
      •  
        Digital PR Агентство SIBIQ  10 April 2011 23:31 #
        Конкретнее, на чем делают мастеринг
        •  
          M Clis  10 April 2011 23:36 #
          я по-моему нефиговый список привел выше)
          •  
            Digital PR Агентство SIBIQ  10 April 2011 23:38 #
            Стондарт качественой студии не спорю )) но ямахи тоже туда входят ))) а про нив бы написал чтобы люди поняли сколько бабок все это может стоить а не бесплатно скаченый изатип озон вот ))
            •  
              M Clis  10 April 2011 23:45 #
              охх... вот для тебя точно блог ниочем получился) внимательно посмотри список девайсов, погугли) нив плачет) ямахи - это для сведения неплохой вариант, к мастерингу отношение имеют косвенное.
  •  
    Digital PR Агентство SIBIQ  10 April 2011 23:36 #
    а еше я знаю что от этого блога толку нет кто то прочтет ему же завтро скажут изопоп позор хороший софт итд тут слишком много советчиков колега и нормальная инфа теряеться среди мусора. я читал что тут советовали люди и не хотел начинать споры с ними ) Так что Андрюха те кому надо знают и понимают. а у кого бошки нет им не понять всего етого
    • +2
      M Clis  10 April 2011 23:40 #
      я не могу заставить всех полюбить хороший звук, но хотя бы помогу понять, как его делают)
  •  
    M Clis  10 April 2011 23:45 #
    личка opened)
  •  
    Mob  11 April 2011 0:25 #
    моя утюжок в AAMS .. доводка в Adobe
    •  
      M Clis  11 April 2011 0:29 #
      как мило)
    •  
      Mob  11 April 2011 0:29 #
      а вапще моя пришла к выводу шо необходимость какбы выравнивать АЧХ при достаточной насыщенности и динамике.. и юзать лимитер на крае)))
      •  
        M Clis  11 April 2011 0:38 #
        ну вот же, твоя пришла уже куда надо! зачем AAMS?
        •  
          Mob  11 April 2011 9:49 #
          так плохая прога разви?
          •  
            M Clis  11 April 2011 14:44 #
            а зачем она нужна? если всё то же самое есть в DAW?
            •  
              Mob  11 April 2011 22:15 #
              спасибо! я не знаю про daw буду изучать! +_
              •  
                Stellz  12 April 2011 9:07 #
                DAW - DIgital Audio Workstation. т.е. любая, по сути, хост-программа (фрукты, эблтон, кубейс и пр)
  •  
    Vitalii Sprezzatura  11 April 2011 0:31 #
    я хотел бы работать на студии, это очень круто)))
    •  
      M Clis  11 April 2011 0:39 #
      это тяжело, зачастую скучно, зачастую тяжело и очень-очень грустно. но иногда - офигенно весело, здорово и круто. как и на любой другой работе)
      •  
        Vitalii Sprezzatura  11 April 2011 3:32 #
        так то да) это мне не страшно!
      •  
        Stellz  12 April 2011 9:09 #
        Вот бы нам с м-клисом работать на одной студии... я бы ВоВ притащил и вискарь. И работа бы кончилась :)
        •  
          M Clis  12 April 2011 16:13 #
          на студии инета нет) и вискарь в рабочее время - зло( (а так конечно бы нажрались и в рейд за шмотом и экспой!!!)
          •  
            Seedart  15 April 2011 21:02 #
            ))) диаблу валить
            •  
              M Clis  15 April 2011 22:59 #
              после вискаря диабла легко валится в wow)))
  • +1
    Nicks  11 April 2011 3:17 #
    некоторые лейблы сами делают мастеринг.
    в таком случае максимайзер на мастер лучше не вешать перед отправлением им трека? просто пик-громкость убить до -5 (или сколько там обычно пишут в требованиях)
    •  
      M Clis  11 April 2011 3:30 #
      лучше на мастер вообще ничего не вешать) просто вывести громкость так, чтобы не клиповало, если нужен 16/24 битный файл. Если 32 бита принимают, то вообще просто с мастера все убираем и вуаля)
      • +1
        Nicks  11 April 2011 3:35 #
        ну всё равно где-то да пикнет выше 0.
        я люблю насыщенные композиции, когда много дорожек аранжировки играет.
        вообще не представляю себе сведение без лимитёра на мастере, хотя бы в лёгком режиме.
        •  
          M Clis  11 April 2011 14:46 #
          тогда 32 бита
          •  
            Nicks  11 April 2011 17:25 #
            а какая разница в битах?
            •  
              M Clis  11 April 2011 23:31 #
              чем больше разрядность (битность) сигнала, тем больше может быть деталей. проще всего аналогию провести с битностью цветов - 8 бит и всего 256 цветов, 16 бит и уже 65536 цветов, 32 бита 4 294 967 296 цветов (на самом деле столько не бывает пока, но всё же))
              в случае со звуком эта цифра отвечает за количество "оттенков" громкости. в случае с 32 битным звуком громкость фактически может быть любой) реально это работает только внутри компьютера при обработке, т.к. почти все современные АЦП и ЦАП могут работать максимально только с 24 битными файлами.
              •  
                Nicks  12 April 2011 1:49 #
                а почему для мастеринга иногда просят именно 16?
                •  
                  M Clis  12 April 2011 1:59 #
                  не знаю) видимо привычка из 90-х?)))
      •  
        Nicks  11 April 2011 3:37 #
        да и без RMS в электронной музыке (ещё и с прямой бочкой)) никак.
        а вдруг они там оставят проваленным мой микс? выпустят мне глухой материал вдруг, неприятно будет...
        •  
          M Clis  11 April 2011 14:45 #
          RMS и глухость микса напрямую не зависят друг от друга.
  •  
    Nicks  11 April 2011 3:20 #
    вопрос №2:
    плогены Sonalksis правда ок?
    •  
      M Clis  11 April 2011 14:46 #
      почти все коммерческие плагины правда ок
  •  
    Stellz  12 April 2011 9:02 #
    как увеличить динамический диапазон, не теряя "коча" и "жира"?
    •  
      M Clis  12 April 2011 16:16 #
      меньше жать, решить, какие инструменты важнее, и отрулить баланс громкости. также очень круто сводить с включенным лимитером, разгоняющим на 3 дБ где-то. также больше жать по группам, использовать сатурацию, обрезать низ везде, слегка снимать верх, где есть цифровой "песок", использовать параллельную компрессию... короче ооооочень много приемов и техник есть)
      •  
        Stellz  12 April 2011 20:55 #
        Андрэ, ты только что разрушил мою детскую психику.
  •  
    DIMAURO  12 April 2011 18:39 #
    это всё классно, но каждая железка стоит очень дорого, а если про мастеринг базу говорить то там вообще в миллионах всё начинается :(
    •  
      M Clis  12 April 2011 21:21 #
      мастеринг база?!
      •  
        DIMAURO  13 April 2011 11:02 #
        www.avid.com/US/products/famil …

        я это так называю)
        •  
          M Clis  13 April 2011 16:35 #
          как сказал crewger, такая вещь действительно называется консолью, в совке пультом, иногда control surface) что касается мастеринговых консолей, то они, как правило, более простые по функционалу, но не менее дешевые из-за исключительного качества отдельно взятых компонентов.
          Например 2-х канальная SPL DMC стоит 12,349.00$ в одном из магазинов. Несложно посчитать, какова стоимость одного канала у подобной консоли) Есть более "доступные" варианты, например от Dangerous Music, который стоит "всего" 4699$...
  •  
    Nicks  12 April 2011 18:59 #
    автор, расскажи про Dither. в каких случаях его нужно включать, в каких нет? когда 16 бит сохраняешь вавку или когда 24.
    сильно ли это на что-то влияет?

    Аблетон вон по умолчанию все вавки конвертирует в режиме "Triangular", а нафига?
  •  
    Artem  12 April 2011 23:08 #
    Вот это литература... почему нам по музыке этого не преподавали?!!=)))
    •  
      M Clis  12 April 2011 23:32 #
      ахахаха)))
  •  
    Artem  12 April 2011 23:33 #
    Реально... вопрос об образовании открыт=)))
    •  
      M Clis  13 April 2011 4:54 #
      скоро всё разрулица)
  •  
    Artem  13 April 2011 8:13 #
    дай Бог
  •  
    DIMAURO  13 April 2011 11:08 #
    Меня интересует тема reverb'a. Я много экспериментировал с ним в мастер секции, перепробовал n-ое количество VST/i плагинов и хочу спросить, как по твоему мнению это "нужное" украшения общего звучания, независимо от цели или стилистики, или всё таки оно может плохо сказаться в каких-то условиях. Мне кажется он придаёт некую свежесть в трэк и малую долю объема в звуке.
    • +1
      M Clis  13 April 2011 16:41 #
      реверб в мастер секции не самое удачное решение. на сегодняшний день обычной является практика создания 2-х/3-х return-каналов (в лоджике это Aux, в FL как нибудь еще, хз, в ProTools тоже Aux, в Reason Aux), на которых устанавливаются разные алгоритмы реверберации. Стандартно - room, hall и plate. Затем, при помощи ручки send, можно отправить сигнал с любой дорожки на эти return-дорожки, что позволяет создать "единую" картину пространства. На сегодняшний день всё больше и больше элементов остаются "сухими" в миксе, то есть без ревера вообще, ибо ревер "размазывает" динамику. Мне ревер нравится как инструмент, очень много моей любимой музыки звучит именно за счет ревера, особенно британская электроника и качественное техно.
  •  
    QUALIA  30 April 2011 14:22 #
    Спасибо за информацию!
    Я послушал твои треки-всё звучит так чисто и правильно!-у тебя есть чему поучиться! ;)
    •  
      M Clis  30 April 2011 16:36 #
      спасибо)
  •  
    Digital PR Агентство SIBIQ  3 May 2011 16:00 #
    а соунгузером можно мастерить ?
    •  
      M Clis  3 May 2011 16:54 #
      только с ним и можно
  •  
    Phillipo Blake  29 June 2011 1:16 #
    ДЖ устчщса на Вас не хватает...на рисовались тут умники)))
    •  
      M Clis  1 July 2011 21:36 #
      он тут был!
  •  
    Permich  8 December 2011 0:28 #
    Мастеринг это... m-clis.pdj.ru/blog/576884.html
    •  
      M Clis  3 January 2012 1:43 #
      спасибо, кэп
      •  
        Permich  5 January 2012 1:22 #
        :))) Жесть, видимо не туда отправил...
  •  
    Sergey-Live  8 February 2013 9:49 #
    С какой целью срезать "от 16-20 кГц, в зависимости от фонограммы". И как определяется? Заметил, что во многих дорогих миксах ничего не срезается к примеру Depeche Mode – Precious всё на месте.
    •  
      M Clis  8 February 2013 14:07 #
      в зависимости от материала, это порой бывает крайне необходимо, особенно, если композиция будет выпускаться на виниле. можно ничего не срезать, если речь только о цифре:)
      •  
        Sergey-Live  8 February 2013 15:43 #
        Когда это может быть необходимо, кроме случаев выпуска на виниле? Заметил не многие так делают и мне это очень не нравится.
        •  
          M Clis  8 February 2013 16:53 #
          когда хочется сделать более спокойный, менее яркий звук. например в джазе зачастую весь инструментарий пишется на ленточные микрофоны, которые вообще не пишут тот диапазон частот.
          •  
            Sergey-Live  8 February 2013 17:28 #
            Спасибо :), просто в статье это воспринимается как обязательное действие.
            •  
              M Clis  8 February 2013 22:00 #
              нене:) обязательного вообще ничего нет. кроме отсутсвие цифрового клиппинга неконтролируемого:)
  •  
    DVJ SHIFT  8 February 2013 10:02 #
    Хорошая статья!
    •  
      M Clis  8 February 2013 14:07 #
      спасибо!
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.