Favorites

Корректировка вокальной партии: сверхзадача / Voice part updating: a most important task. PelleGrino by La Vida Grande

Вокалистка “наплевала” в микрофон очень большое количество произведений. Характеристики голоса: крайне неточная интонация; медленное вибрато с большой глубиной частотной модуляции. Необходимо произвести коррекцию интонации и вибрато в короткие сроки. Что вы посоветуете?
Имеется набор средств:
- Waves - Tune
- Celemony - Melodyne
- Antares AutoTune
- Jonathan Schmid-Burgk - VisualVox Xponaut
- Voice Tweaker
- Reaper plugins – Reatune
Автоматическая корректировка по гармоническому шаблону, естественно, не помогает. Самый качественный результат дает только ручная работа мышью. Определенную помощь осуществляет корректировка через миди-клавиатуру, но, в таком случае, все равно приходится дорисовывать похожие на правду начала и концы нот, так же подобный подход не работает в участках, где присутствуют искажения (она еще иногда киксовала и похрипывала), т.к. технологии распознавания, применяемые в Waves Tune и Melodyne совершают ошибку в подобных участках. Естественное вибрато в определенных местах можно “тупо” выпрямить и добавить имеющимися в вышеперечисленных программах средствами вибрато искусственное, но, опять-таки, для натурального звучания потребуется корректировка данного вибрато индивидуально для каждой ноты. В связи с вышесказанным эта работа – настоящий “геморрой”. Возможно, я не достаточно изучил возможности используемых мной программ. Так же имеется идея: если бы данные программы позволяли снимать точный “интонационный слепок” с какого-либо музыкального инструмента, обладающего гибкими интонационными возможностями (например, гитара) и использовать его в качестве шаблона для исправления вокальной партии. В таком случае работу можно было бы свести к разумному минимуму: исполнить синхронно с вокальной партией партию гитары, представляющую собой идеальную интонацию и динамическое вибрато (глубина и периодичность частотной модуляции которого изменяется в зависимости от музыкального акцента данной партии) требующиеся для данной вокалистки, далее необходимая программа определяла бы интонационную разницу между партией гитары и партией вокала и производила соответствующие исправления. Вы не знаете таких средств? Пробовал в тех же вышеперечисленных программах сначала перевести гитарную партию в миди, а затем использовать ее в качестве шаблона. Ничего не получилось, так как плавный переход по нотам и вибрато в полученной миди-партии приобрели дискретный характер.

Буду признателен за помощь, с уважением – Жан Ногайбаев.

--------------------------------

The vocalist "has spat" in a microphone very much a considerable quantity of products. Voice characteristics: the extremely inexact intonation; slow vibrato with the big depth of frequency modulation. It is necessary to make correction of intonation and vibrato in short terms. What will you advise?
There is a set of means:
- Waves - Tune
- Celemony - Melodyne
- Antares AutoTune
- Jonathan Schmid-Burgk - VisualVox Xponaut
- Voice Tweaker
- Reaper plugins - Reatune
Automatic updating on a harmonious template, naturally, does not help. The most qualitative result is given only by manual work as the mouse. The certain help is carried out by updating through the midi-keyboard, but, in that case, all the same it is necessary the beginnings similar to the truth and the ends of notes as the similar approach does not work in sites where there are distortions since the technologies of recognition applied in Waves Tune and Melodyne make a mistake in similar sites. Natural vibrato in certain places it is possible to straighten and add "stupidly" means available in the set forth above programs вибрато artificial, but, besides, for natural sounding data updating vibrato individually for each note is required. In connection with the aforesaid this work - present "hemorrhoids". Probably, I have not enough studied possibilities used by me programAs there is an idea: If the given programs allowed to remove exact “an intonational mould” from any musical instrument possessing flexible intonational possibilities (for example, a guitar) and to use it as a template for voice part correction. In that case work could be reduced to a reasonable minimum: to execute synchronously with a voice part a guitar part representing ideal intonation and dynamic vibrato (depth and periodicity of which frequency modulation changes depending on musical accent of the given party) required for the given vocalist, further the necessary program would define an intonational difference between a guitar part and party of a vocal and made corresponding corrections. You do not know such means? Tried to translate at first in the same programs set forth above guitar party in midi, and then to use it as a template. It has turned out nothing, as smooth transition under notes and vibrato in the received midi-party have got discrete character.
I will be grateful for the help, yours faithfully - Jan Nogaibaev.

0 ▲
19 June 2009 11:44
PelleGrino by La Vida Grande
10 comments

Tutorial: Professional correction of a vocal with Antares Auto-Tune PelleGrino by La Vida Grande

Об этой статье. Эта статья в блоге является tutorial’ом, позволяющим быстро ознакомиться с основными возможностями и функциями, которые могут пригодиться на начальном этапе работы с программой. В ней не даётся детальное описание всех возможностей программы. Эта статья ориентирована на аудиторию, хорошо знакомую с принципами установки и работы музыкальных программ, VST-плагинов, а также имеющую представление о нотах и тональностях. Без этого, увы, работа с ней может оказаться довольно утомительной. Итак, поехали...
Вступление. Мы – музыканты. И каждому из нас всегда хотелось иметь отличные вокальные данные и делать только хиты. К счастью, мы живём в эпоху прогресса и стремительно развивающихся компьютерных технологий, которые всё чаще помогают нам достигать больших вершин за короткие сроки.
Музыкальная сфера не остаётся в стороне от новшеств технологий. Сегодня мы можем, не обладая профессиональными вокальными данными, делать довольно хорошие песни и становиться популярными. За примером далеко ходить не станем. Им может служить российский (и уж тем более, казахстанский ) шоу-бизнес.
Но речь не о них, а о нас. И о том, как нам с вами, благодаря незаурядным музыкальным и компьютерным знаниям, «научиться» петь не хуже современных звёзд шоу-бизнеса. Я хочу познакомить вас с программой, которая совершила «революцию» в сфере компьютерной обработки вокала, благодаря своей простоте, удобству в использовании и, разумеется, качеству. Эта программа способна откорректировать тональность ваших вокальных партий и соло-инструментов. И вы почувствуете себя самой настоящей звездой! Эта программа – Antares Auto-Tune 5:

 

Краткое описание возможностей программы. Компания Antares уже давно известна своими продуктами, помогающими быстро обрабатывать вокальные (а можно и инструментальные) партии, получая в результате качественный профессиональный материал для сведения. Среди них такие, как Auto-Tune, Harmony Engine, AVOX Bundle и многие другие...

Auto-Tune 5 – это VST/TDM/DirectX plug-in к таким музыкальным хостам-секвенсорам, как: Steinberg Nuendo/Cubase, Adobe Audition, Sony SoundForge/Acid, Image-Line FL Studio, Emagic Logic Audio, Studio Vision Pro, Cakewalk Pro Audio и другим…

Этот хорошо известный программный процессор корректирует высоту тона вокала или соло-инструмента в реальном времени. Auto-Tune постоянно отслеживает входной сигнал, сравнивает его с заданной высотой и, при необходимости, изменяет его в соответствии с требуемыми параметрами.

Следует особо отметить уникальную точность, с которой программа Auto-Tune определяет высоту тона (так, на частоте звукового сигнала 400 Гц при частоте сэмплирования 44.1 кГц алгоритм вычисляет высоту тона с точностью до 0.0004 Гц!). Широкий рабочий диапазон (в интервале от A0 до C6!) позволяет использовать Auto-Tune в любых компьютерно-ориентированных студийных инсталляциях.

В автоматическом режиме управление тональностью осуществляется с помощью набора так называемых шкал (scales) – мажорной, минорной, хроматической и т. д. Опорные тона шкал могут отключаться для расширения полосы захвата. Возможна расстройка шкал и выбор любого музыкального ключа. Существует возможность создания искусственного вибрато и спецэффектов.

Графический режим, позволяющий полнее отрабатывать нюансы исполнения, отображает высоту тона реального сигнала на удобном информативном рисунке и позволяет вручную задавать желаемую тональную огибающую, используя встроенный графический редактор и панель инструментов...

...Обрадовались? Это хорошо! Теперь давайте научимся работать с этим замечательным плагином.

Требования к вам. Auto-Tune работает с тональностями – а значит, потребует от вас хотя бы базовых музыкальных знаний. В крайнем случае – отличного музыкального слуха. Ну, и, разумеется, вы должны обладать опытом работы с музыкальными редакторами, описанными выше и опытом в установке дополнительных VST-плагинов, т.к. рассматривать процесс установки плагина я не буду. Это уже отдельная история...

Запуск плагина и выбор необходимого режима. Итак, мы установили плагин Auto-Tune 5 и интегрировали его программу-редактор. Я буду показывать этот процесс на примере редактора Adobe Audition 3. О причинах выбора данного редактора и его преимуществах я рассказывать не буду. У каждого звукорежиссера свои приоритеты в этом плане.

Как уже говорилось ранее, Auto-Tune способен обрабатывать сигнал в режиме реального времени – т.е. тогда, когда звук только записывается. Но такой вариант нам вряд ли подойдет. Поэтому мы будем редактировать уже записанный отрывок вокальной партии. Первым делом, мы запускаем редактор. Так как пользуюсь Audition 3, выбираю режим Edit (режим обработки единичного файла). Открываем файл с вокальной партией. Выделяем необходимый для редактирования фрагмент партии и запускаем плагин Auto-Tune. (см. рис.)

 

Отлично. Открылось главное окошко плагина. Это - автоматический режим. Его вид уже был показан в первом рисунке статьи. Тут много интересных кнопочек, «крутилок» и т.д. Не пугаемся, для старта работы с Auto-Tune нам большая часть из всего этого не понадобится. А так как мы с вами новички в плане обработки вокала, то вообще придется переключиться на более простой и удобный для понимания графический режим, так как автоматический режим нам – людям без музыкального образования – освоить практически не под силу. Кроме того, он предназначен больше для корректировки вокала в реальном времени, нежели для пост-обработки, которую мы с вами и используем. Для перехода к графическому режиму находим в самом верху окна плагина стилизованный переключатель Correction Mode с двумя режимами: Auto и Graphic.

Переключились? Теперь вид окна плагина изменился на такой:

 


Вот здесь мы с вами и будем работать. Расскажу вкратце об основных элементах этого окна.
Описание окна графического режима. По центру, как вы уже, наверняка, догадались, будет строиться график, который мы будем корректировать, чтобы получить «правильный» вокал. На графике слева расположены буквы и цифры. Это обозначения тональностей. С4, к примеру, это «до» четвертой октавы, А#3 – это «ля диез» третьей октавы, и т.д. Люди с музыкальным образованием, наверняка знакомы с этими обозначениями. Для людей, не имеющих музыкального образования, могу расписать: С – «до», D – «ре», E – «ми», F – «фа», G – «соль», A – «ля», B – «си». Вроде всё просто. Ну, после появления графика всё это станет намного понятнее, т.к. принцип отображения данных похож на принцип, используемый в Piano Roll известной всем нам программы FL Studio. Так что не расстраиваемся раньше времени.
Сверху над полем с графиком расположены инструменты для обработки данных этого самого графика. Тут всё просто. Позже мы еще вернемся к ним.
Слева и снизу от поля – полосы прокрутки и клавиши масштабирования графика. Такие элементы знакомы нам по большинству из программ-редакторов. Это тоже довольно просто всё.
Давайте перейдём к делу, наконец!
Импорт файла. Перед тем, как запустить плагин, мы выделили отрезок файла, который хотим редактировать. Давайте «построим» график этого файла.
Внизу окна есть кнопка Track Pitch .

Нажимаем на нее – эта кнопка отвечает за «готовность» плагина к импорту звукового сигнала. Кнопка должна начать мигать красным цветом, а другие 2 кнопки, расположенные справа от нее, должны стать темными.
Получилось? Идём дальше…
Для того, чтобы проиграть импортируемый файл, чтобы плагин «захватил» его тональный график, нажимаем на кнопку предварительного прослушивания Preview , которая в Adobe Audition есть у окна любого плагина. Находится она в левом нижнем углу окна.

Обратим внимание на то, чтобы галочка Preroll/Postroll – была снята. Она будет мешать.
Ии, нажимаем! Отрывок начал воспроизводиться, в главном поле плагина начинает строиться график, который регистрирует тональность сигнала.
Как только весь этот участок, который мы хотим редактировать, записан, нажимаем на кнопку «Стоп» – находится она там же, на месте кнопки Preview. Если не остановить проигрывание файла, участок будет повторяться бесконечное количество раз – а нам нужен только один. Вот мы и импортировали сигнал. Теперь еще раз нажимаем на кнопку Track Pitch – чтобы убрать режим готовности к импорту. График автоматически растянется на удобную для просмотра и редактирования ширину. Вот, как у меня получилось:

 


Я думаю, тут уже становится понятно, как голос меняет свою тональность с течением времени. Всё очень похоже на Piano Roll из FL Studio. График некоторое время тянется вдоль линий. Чем ближе график находится к определенной линии сетки (например, к линии F3) – тем правильнее спета вокальная партия (спета точная нота F3 – «фа»).
Файл, который использовал я – уже отредактирован – Поэтому график построен строго по нотам – КАК НАДО! Т.е. линии графика строятся непосредственно по линиям нотной сетки. В большинстве случаев с молодыми вокалистами такой результат без коррекции – фантастика! Голос даже у самого идеального певца не может быть таким идеальным.
Теперь давайте редактировать этот звук.
Коррекция графика. Для того, чтобы начать редактирование, нажимаем на кнопку Make Curve, которая расположена прямо справа от кнопки Track Pitch .

На графике поверх красных линий появились еще и синие линии. Это линии и будут корректироваться.
Выбираем инструмент для редактирования – один из трёх (они расположены над областью графика).

И начинаем исправлять голос так, чтобы линии графика строились как можно ближе к линиям сетки. Вот здесь нам и понадобятся все наши музыкальные знания, а если таковых нет, то наш абсолютный музыкальный слух. Потому как часто записанный голос находится, к примеру, около ноты F3, и мы думаем, что корректной тональностью для этого участка является именно F3. Аннет! Тут уже всё зависит от «таланта» исполнителя. Корректной тональностью для данного участка может являться и F#3, и C#3 и даже более дальние ноты. Если нет музыкального образования, то всё будет происходить методом «проб и ошибок». Редактируем, применяем изменения, прослушиваем, (если не подходит, то) отменяем изменения и возвращаемся к программе для повторного редактирования.
Вот пример того, как можно корректировать график. Это, разумеется, плохой вариант, потому, как было бы глупо так «уродовать» вокальную партию. Но, я думаю, из этого примера всё же виден принцип корректировки Auto-Tune:

 

Прослушивание и применение изменений. Всё? «Изуродовали» как надо? Теперь прослушаем, что получилось. Нажимаем на ту же кнопку Preview, слушаем результат и смеёмся!
Ну, я шучу, разумеется. При правильной корректировке результат должен радовать слух.
Если всё получается, нажимаем на кнопку управления «ОК», расположенную в правом нижнем углу окна плагина, чтобы применить изменения и вернуться к редактированию файла.
Заключение. Вот мы и рассмотрели наиболее простой вариант корректировки вокальной партии с помощью Auto-Tune 5. Даже для среднего ума интерфейс плагина и принцип его работы должен показаться довольно простым и понятным. Надеюсь, у вас получится найти «общий язык» с Auto-Tune и ваши песни станут звучать более профессионально.

С уважением, Жан Ногайбаев.

1 ▲
19 June 2009 16:45
PelleGrino by La Vida Grande
2 comments
House, Hed Kandi Lounge Miami, Miami Beach, 01:00, Tashmusic
House, La Storia, Lyon, 00:01, Tashmusic
House, Ква Ква Парк, Moscow, 23:00, Tashmusic
House, B.Box, Lyon, 05:57, Tashmusic
House, Aura Lounge, Dallas, 12:16, Tashmusic