1RADIO.SPACE 24/7 - INTERNATIONAL ELECTRONIC RADIO different underground music in mix of 78 DJs from 14 countries. Музыка - это универсальный язык и последнее доступное человечеству волшебство! 
Blog

“Как сделать транс фестиваль?” - текстовая версия -

"Как сделать транс фестиваль?" На что можно сегодня делать ставку, как привлечь публику и где набраться знаний начинающим промоутерам? Мы постарались немножко приоткрыть завесу над деталями фестивального процесса, обозначить его общие проблемы и подсказать пути их решения.
Участники этой беседы:
А) Kayla' Caryapadas (G.R.O.G.\Digital Nature Rec.) Автор и ведущий радио-шоу «Рокот Космодрома». Ди-джей. Создатель и идейный вдохновитель первого в мире журнала о российской психоделической культуре Trance’n’Russia . Владелец уникального магазина авангардной одежды и аксессуаров GROG-SHOP.com Б) Иван Захаров - Организатор фестивалей Липкий Джем, Free Spirit Yoga Festival, "Фестиваль в честь Дня Рождения Боба Марли" и др. Специалист по организации и Sold Out продвижению мероприятий. В) Алексей Sonic Elysium (Skazka Art Group) - организатор успешного транс-этно фестиваля "СКАЗКА". Г)Alexey Dgivash - Ди-джей и организатор в Goa-Freaks.Com и Aerodance Corporation. Д) Kleva Kastet (Aerodance Corporation) - декоратор и организатор транс мероприятий с многолетним российским и зарубежным опытом.
А) Ну я вот почему вас всех собрал-то? Для того, чтобы в принципе, может быть, подсказать каким-то людям, которые вообще с этим ни разу не сталкивались, но очень хотят. Хотят делать мероприятия, они видят, что это нравится людям, что это дает какой-то заряд, позитив, прежде всего самим, и как-то хотят развивать это, а вот с чего начать – не знают. И вот, скажи, с чего начинается это все дело?
Б) С намерения.
Г) С намерения
А) Ну с намерения – это понятно.
Б) В каком разрезе ответ нужен?
А) В каком разрезе? Ну то есть.
Б) Ну по-разному может.
А) Допустим, какие основные пункты, которые являются составными фестиваля? То есть ну, например, это звуковое оборудование. Это световое оборудование.
Б) Да.
Г) В первую очередь, да.
А) В первую очередь.
Б) Да.
Б) То, что позволит людям качественно воспринять атмосферу. Инструменты определенные. Как есть зрение, слух, обоняние, осязание, так есть нормальный звук, нормальный дизайн, который, ну, будет нравиться тебе, ну там на твоем как бы этапе, уровне или чего-то еще, не обязательно должно быть именно так. То есть, что это значит? Бифлекс? Не обязательно, может быть вообще по-другому, это могут быть одни картины, в принципе. Тебе это нравится? Психоделично это? Интересно это? Ты просто делаешь это, зовешь художников каких-то. Люди приходят, смотрят. Это как бы вот эти органы, которые потом выдают человеку, кто пришел, эту картину.
А) Ну хорошо, то есть мы нанимаем во всех этих моментах профессионалов? Правильно я понимаю? То есть мы берем профессионалов, которые привозят нам профессиональное звуковое оборудование?
Б) Это уже зависит…
А) От бюджета?
Б) Да. От бюджета зависит. Либо зависит от идеи. Если эта идея некоммерческая, то приедут профессионалы, но без бюджета. Эти люди потом приходят на эту музыку, все просто. То, что мы придумали, то , что нам нравится, мы это транслировали путем того, что пришли музыканты. Те, которые нам нравятся. Конкретные. И пришли люди, те, которые слушают этих музыкантов. Вот здесь все просто, никакой рекламы нет. Если смотреть как реклама, то оценят, конечно, с позиции рекламы. Ты можешь увидеть в разрезе то, что это да, такую рекламу выбрали. А это просто по факту музыканты такие, есть вкус такой у людей, которые все видят.
А) Ну хорошо. А все-таки ты же привлекаешь для рекламы каких-то профессионалов?
Б) Конечно. SMM там, кто со СМИ работает. В зависимости от бюджетов и от аудитории, в которой артист. Если артист известный, то там понятно, хоть можно в телик позвать или чего-то еще, если он неизвестный, то можно позвать в телик, а рекламы никакой не будет, никто ничего не сделает. Есть способ – Интернет. Но это инструмент, в зависимости от задачи. Это уже тема выходит в оффтоп.
А) А мы можем говорить в таком случае, что люди могут брать деньги за билеты, допустим? Вот в таком случае?
Б) Люди могут брать деньги за билеты, но здесь должна быть цена адекватная. Если цена, она там просто на расход привезти артиста, которому ты должен купить билет, то сделать какую-то вещь, которая стоит денег, это одно, а если цена или прайс неадекватный, позовешь всех бесплатно, то это на один раз вся тема, одноразовая.
А) Ну да.
Б) Все приходят, видят, что там билет пять тысяч стоит как бы.
А) Да. А внутри ничего особого нет.
Б) Нет никаких списков, нет друзей. Нет того, кто должен бы быть. Тусуются там люди, кто просто деньги заплатил, девочки.
А) Ну то есть ты хочешь сказать, что обязательна нужна какая-то часть людей, кто является участниками фестиваля, но они проходят как бы по этим спискам?
Б) Ну это если ты делаешь с друзьями, то да. Если ты делаешь коммерцию, то здесь необязательно уже. Здесь как бы разный подход. Если это какой-то концерт или фестиваль, там, с дорогим артистом, который собирает людей, у кого есть аудитория, то здесь ты уже должен делать это, ну, собирать деньги со входа, если нет спонсора. Логично.
А) Я-то на самом деле, наоборот, вижу, что спасение, так скажем, транса и вывод его на новый уровень, он состоит в том, чтобы делать это все за деньги. И как раз за эти же деньги можно привозить классных артистов, классные декорации, ставить классный звук, и люди-то готовы платить за вход.
Б) Не все.
В) Не все привыкнут. Дело в том, что за эти деньги они должны получать.
А) Получать.
В) Просто когда и за трешку приходят, а нет дизайна, ну простите.
А) Да, как-то странно.
В) Второй раз не пойдешь, экстравагантненько.
А) Хорошо.
Б) Есть, например, я делаю, Липкий Джем, например. Проект из всех моих, из наших проектов, то, что мы делаем, это вот, дай Бог, он в ноль выходит. И есть и вход, там и минус, ноль там, но в основном как бы так, на таком балансе. Остальное все оно зарабатывается не там, все думают, что там вот на Липком Джеме мы там такие. Все работают люди в жизни.
В) Естественно. Внимание, вопрос. А как сделать формат Липкого Джема, когда это действительно классно и здорово, но финансово рентабельно?
Б) Здесь надо…
В) С учетом всех инструментов, которые у тебя уже есть и которыми ты пользуешься…
Б) Здесь нужно делать, во-первых, но это тоже будет денег стоить, даже если ты сделаешь такую систему, которая будет звать там дешево музыкантов за счет того, что это супермероприятие, которое дает там суперконтент на выходе, с их аудио, видео, со всем-всем-всем, это тоже работа. Человек за идею не будет, ну то есть поработает месяц-два, там сам время свое потратишь. Потом это все равно не будет, это должно работать во времени.
А) Ну хорошо, смотри, вот ты занимаешься профессионально организацией мероприятий не только музыкальной направленности, ну вообще, массовых мероприятий, да?
Б) Да.
А) Вот я так понимаю, что любой человек может прийти к вам на фирму и заказать себе мероприятие. Вот, допустим, у меня есть деньги, да? Я говорю, я хочу сделать фестиваль.
Б) Там есть цели у них свои. Это мы сейчас говорим про транс, да?! Где цель – хорошая музыка, атмосфера, чтобы была качественная, там другие цели, там цели внутрикорпоративные могут быть, какие-то внешние, pr там бренда какого-нибудь.
А) Ну безусловно, то есть там не всегда стоит целью прибыль.
Б) Да.
А) Окупаемость, прибыль там не стоит целью, да? Чаще всего, кстати, да, наверное? Но в принципе, вы можете организовать такое мероприятие? Ну ты же понимаешь, ты знаешь, у кого взять звук, у кого взять свет, кого пригласить на охрану, кого пригласить, там, на гардероб даже, кейтеринг. Всех-всех-всех ты знаешь, кого пригласить. Тебе надо просто позвонить и взять у них какую-то гарантию, что они приедут и тебе сделают мероприятие. Если это возможно, почему не получается у людей собраться вместе своими финансовыми даже усилиями и сделать так, то есть вложить денег, дать их профессионалам?
Б) Это уже спонсоры получается, некие.
А) Не вопрос. В чем проблема выступить сначала спонсорами, а потом собрать деньги со входа?
Б) Может не хватить денег со входа. Ценник, есть ценник.
А) Но в любом бизнесе нет гарантий.
Б) Есть определенный сейчас, есть цена входа, которую люди могут заплатить. И транс-публика, в основном, она в определенном но, как бы есть предел.
В) Есть еще соответствие входа тем музыкантам, кто заявлен.
Б) Да музыкантам. Но все равно есть предел.
В) Может пятьсот стоить, а может быть пять тысяч.
Б) Да, но за пять тысяч у тебя все равно придет там тридцать человек, да.
В) Это мы узнаем через две недели.
Г) За шесть тысяч.
Б) Это где такое?
Г) Да под Псковом.
Б) Я понял, есть ценник, реально определённый там предел, да
В) Если какой-то на концерт иностранный хедлайнер заявлен, немного другого уровня мероприятие будет. Опять же интересно говорить за прошедшие лет пять, мы видим, что от десяти тысяч лейблов в известных скейт-парках с одним хедлайнером мы перешли к мероприятиям, где десять хедлайнеров, а это не окупается.
А) Согласен полностью.
Б) Здесь прошел просто этап, и другой этап наступил.
А) Люди наелись хедлайнерами и не хотят как бы ходить, то есть их не интересует пойти на одну звезду.
Б) Мне кажется, что просто поколение сейчас другое, и другой интерес к музыке вообще выдается. Раньше как бы эта музыка, это было одно из немногих, то есть волна, да, была, из того, что приходило извне и вообще просто в реальность вторгалось.
А) Фестивали, все-таки люди ездят туда за атмосферой.
Б) Фестивали ну почему, какие-то есть, chillout planet, тримурти.
А) Нет-нет-нет, я имею в виду, что да музыка – это очень важная составляющая, но люди туда приезжают, на транс-фестиваль, мне кажется, интересно приехать, потому что, вот допустим, на прошедшем Тримурти было много реально участников, помимо музыкантов, были разные художники.
Б)Фестиваль реальный.
А)Фестиваль настоящий, много составных, которые я могу сказать, что это реальный фестиваль, когда не только есть сцена. Вот.
Б)Все правильно.
А)И людей, мне кажется, во многом увлекает именно такой мини-город в поле у реки, рядом с лесом, где они могут выехать…
Б) Турслет.
А) На пару дней, да, там на пару-тройку вместе с семьей отлично тусануть. И тут может быть дело даже не в том, что транс стал менее популярен, а то, что надо больше привлекать людей.
Б) Расширять формат.
А) Расширять формат, да, расширять.
Б) Что бы здесь какая цель? Чтобы транс популярный был или просто качество было?
В) Качество было. Чиллаут, там, дополнительная живая сцена, ну и так далее, и так далее.
А) Алексей сейчас делает фестиваль Сказка. В третий раз уже это будет проходить. А сколько будет сцен?
В) Три.
Б) Где больше всего людей?
В) Как ни странно, на живой. Именно концерты, таким образом я их позиционирую, я понимаю, что трансом я не вытащу столько людей. Он мне не принесет ни публики, ни кассы, ну и мне нравятся разные музыкальные направления, в этом году мы более активно продвигаем drum n bass сцену, ребята профессионально взялись за этот сегмент, вплоть до того, что у нас отдельная афиша, у нас отдельный маркетинг идет полностью под drum n bass. То есть человек, который увидит на drum n bass портале про фестиваль Сказка, он даже не сразу узнает, что там есть транс, пати, йога и все остальное. Вот в связи с этим, конечно, мне очень важно услышать совет от Ивана, как правильно, какие инструменты, методы pr?
Б) Можно через Интернет, фейсбук.
А) А есть смысл нанимать серьёзные PR агентства? Может быть, имеет смысл потратить на pr такого мероприятия? Сколько вкладывается сил в устройство фестиваля , но не так много вкладывается в рекламу, я просто знаю.
Б) Есть смысл потратить, просто рекламу сделать, чтобы донести аудитории. Как, где вся аудитория? В социальных сетях.
А) Люди, в основном, делают, как мне кажется, своими силами, ну привлекают друзей профессионалов, но, в основном, своими силами, не понимая, что любой бизнес, когда делается, в рекламу вкладывается, как минимум, половина средств вообще. Так или иначе, сегодня или в течение какого-то времени ты потратишь много на рекламу прежде, чем у тебя это начнет приносить прибыль. А люди хотят, по сути дела, окупиться, но в рекламу своего труда вкладывают очень мало. Люди не знают, что где-то что-то проходит.
Б) Да, для этого нужно делать, если ты знаешь свою целевую аудиторию, можно и через соц. сети, за деньги доносить. Сейчас же за деньги все, фейсбук там. Рекламу повесишь, никто не увидит, если за копейки. Ты набираешь свою аудиторию просто и говоришь им, ты любишь drum n bass? Вот тебе drum n bass. Любишь это? Вот тебе это.
А) Адресно каждой группе людей?
Б) Да, это делают профессионалы. Это сам как бы, либо сам станешь профессионалом, либо ты сам не сделаешь вручную все. Это за деньги делается.
В) Ну и, так скажем, я сделаю паузу. В прошлом году я задумывался и советовался, в этом году я серьезно намерен таких людей нанять, но я понимаю, какая задача передо мной стоит, я пишу человеку, профессионалу, говорю, вот. Вот надо прорекламировать этот ивент по вот этой аудитории. Он говорит, хорошо, это будет тебе стоить вот столько-то, но я тебе не дам никаких гарантий того, что к тебе придет хотя бы еще сто человек. Я сижу, думаю, окей, а вот, допустим, на лишние сто рублей я могу позвать еще одного хедлайнера, и я вот напишу на заборе, у меня там играет Василий, и люди об этом узнают, они придут, потому что они хотят его послушать, вот это мне гарантируется.
Б) А как они узнают о том, что он будет?
В) Хотя бы по тем же самым постам, да, они теряются в ленте, но люди узнают.
Б) Сарафанное радио?
В) Да, сарафанное радио, правильно. Но я понимаю, что одни и те же сто рублей из бюджета, либо диджей Василий, либо рекламное агентство, которое мне не дает каких-то гарантий никак. Как мне вообще наладить взаимоотношения, если это не друзья, то есть это люди, которым я готов платить денег, но мне надо знать.
А) В начале записи, пока ты не приехал, мы как раз и говорили о том, что вот такая реклама с помощью профессионалов позволяет привлечь людей, которые вообще никак не связаны даже с музыкой, которые просто интересуются некими элементами, которые проходят вокруг них, они готовы доехать до них, готовы потратить денег и даже не оставаться там на ночь, а просто приехать, посмотреть, заплатить за вход, потратить в баре, купить что-то на фли маркете.
Г) Для этого должна быть красивая картинка очень.
Б) Да-да.
Г) Елки, квадрокоптеры итд. Масштаб.
А) Чтобы видно было, куда ты едешь, куда тебя приглашают.
Г) Чтобы «уау», а не то, что там.
Б) Мы такую тему сейчас снимаем. Мы сейчас делаем фестиваль йоги в Этномире.
В) Ну-ка, ну-ка, расскажи.
Б) Мы ездили, снимали специальный ролик с квадрокоптера, чтобы люди поняли, куда едут они, Этномир, там, ты заходишь на сайт, там домики стоят, будки какие-то, что, где вообще будет? А там мы сняли реальный плейс, там в форме янтры большой сверху.
В) Это детали, это все детали.
А) Ну, Калуга – лидер вообще по фестивалям и вообще по культурным событиям.
Б) Молодцы.
А) Потому что у них там планомерно этим занимаются, вот, кстати, мы плавно перетекаем к третьему вопросу, который я там себе обозначил. Это взаимодействие с властями.
То есть все мы знаем, что вообще массовые мероприятия - это такая вещь, которая требует разрешения. Насколько охотно дают разрешение? Как сделать, чтобы не вызывая раздражения у властей, наоборот, им помочь организовать на их территории массовое мероприятие, которое получит культурный уровень района?
В) Мало того, что культурный, так просто, когда люди просто приезжают тусоваться на дорогих машинах, он сегодня потусовался, завтра он купил землю, построил коттедж, основал какой-то бизнес, если ему удается все это объяснить, то он с удовольствием все разрешения дает, а в другом случае, наоборот, он думает, как бы часть себе, и это вопрос, мне кажется, ментальности некоторых чиновников, поэтому в одной области так, в другой наоборот.
А) Это безусловно. То есть это как бы личная опека в области.
Б) Я в том году согласовывал фестиваль в Москве, в двух местах, в саду Эрмитаж и в Лужниках. Там был фестиваль здоровой жизни и йоги, согласовали быстро. Зависит от формата, это было днем. Если днем, что там, концерт? Это вообще бесполезно. Есть закон
А) Если транс упаковать в оболочку здорового образа жизни.
Б) Потому что транс-культура – это другое, как ты скажешь? Ну у меня, будет рейв здесь, ребята? Вопрос большой.
А) Ну мы говорим о том, что в основном это проходит ночью. В полях – да. Не в городе, а в полях.
Б) Здесь нужно закон изучать. Это не просто такая тема.
В) Город от поля отличается нормами на то, что там можно: на каком уровне громкости можно, какое количество человек и как там обеспечить пожарную безопасность, и все остальное.
Б) Проще обратиться к профессионалам, узнать там, это не очень дорого стоит, закон там, к юристам, будет стоить три тысячи рублей. Можно делать это, это, это, это. Нельзя это, это, это, это. Все, окей. Все, ты находишь место, которое подходит по закону, я думаю, в Калужской области, там разные регламенты, я знаю то, что в Подмосковье сейчас сложнее сделать. А вот за Подмосковьем там проще что-то сделать, там это согласовано, Дикая мята, все, что угодно.
В) Кстати, организаторы Дикой Мяты в интервью говорили, что они работают с лучшими юристами, которых они в принципе знают.
Б) По-другому не получится. Иначе они потом приедут и скажут, че я там делал? Разрешение от центрального округа, от полиции разрешение. Я ездил в полицию туда, к ним, в центральное, получал от них бумажку.
А) Ты же не можешь как частное лицо к ним приехать? Ты должен представлять организацию?
Б) Обязательно.
А) Значит мы подходим к тому, что нам надо по-любому иметь юридическое лицо.
Б) Которое может действовать в этом поле законном.
А) В уставе которого есть такая деятельность.
В) Можно заметить, что, кстати, в Ленинградской области один известный нам промоутер выиграл суд, в котором он доказал, что не является юридическим лицом, он не ставит задачи получения прибыли.
А) Мы как раз подошли к такому времени, когда технологии подошли к идее транса, то есть когда он начинался, эти идеи, они были только зарождающиеся. За ними технологии еще не поспевали.
Б) Они стали доступными, мало того. Раньше были более-менее доступными.
В) Я могу привести пример, опять же вот вчерашний концерт Muse в Олимпийском, там, на секундочку, фан-зона семь тысяч рублей. И декорации, которые там были, да, в целом, свет, мейтенс, это все, ну если убрать мейтенс отдельно, да, то это, что я видел десять лет назад на May day в Юбилейном. Да, то есть диодные рейки, которые там определенным образом крепятся. Ну было новое – да, но технически, но это рок-концерт. И если вспомнить концерт группы Muse еще четыре года назад, он был еще без этих технологий. Сегодня туда добавили мейтенс, но опять же которые мы видим столько лет на замечательных электронных ивентах. В целом оформление сцены, пожалуйста, тот же Sensation, вот такого масштаба рейвы стадионные пять лет назад в России уже которые проходят, они с теми же технологиями были тогда, а рок-концерты к этому только пришли. И я уверен, что потом, человек, который даже не знаком с группой Muse, он посмотрит видеоролик, «о, красиво, круто»
А) Картинка. Она поражает и заражает.
В) Ну и надо отдать должное, что крутая идея была у них, летали дроны над танцполом, крупные такие шары вертолетные, это действительно было ново и оригинально, я думаю, что из этого вырастет очень большой масштаб.
Б) Они снимали видео или они снимали со сцены?
В) Они, это была декорация, они были со звездными лентами, запрограммированы на определенный маршрут.
Б) Прикольная тема.
В) Нло там. Мне кажется, если хотя бы одну такую штуку на транс над танцполом запустить. Мне кажется за этим реально следующий шаг. Все научились делать видео мейтенс, делать какую-то светотехнику, сейчас дроны стоят настолько дешево, начинают стоить дешево, что люди к этому придут, мне кажется, очень скоро.
А) Мы же видим, много людей пытается что-то сделать, но какие вот у них основные косяки? Я вижу их, в основном, что у людей много задора и энергии, но не хватает холодного разума посчитать все.
Б) Заранее.
А) Да, и приглашать профессионалов к себе в команду. То есть зачастую, вот как раз люди, которые делают вечеринки, они их доводят до конца, они не убегают ночью, не бросают все. А вот люди, которых он приглашают сотрудничать, часто так поступают. Они пригласили дизайнеров, они там раз, чего-то сделали-сделали и что-то куда-то пропали, вечеринка началась, они не доделали, но вроде вечеринка началась, ну че, мы будем доделывать?!
В) Некоторые довешивают в последний момент.
А) А некоторые не довешивают.
В) Вот мы видели это неделю назад. Ну на самом деле, говоря за себя, я могу сказать, что основная проблема – это как раз сопоставить бюджет необходимый на то, чтобы функционировало
Б) И реальность?
В) И реальность, скорее как рекламу, как те люди, которые туда придут в нужном количестве. Вот первый раз, когда я делал фестиваль – это был задор, круто, здорово, я понял, как это надо делать. Я сделал определенные выводы и сейчас я с холодной головой уже понимаю. Мне вот нужно столько сотрудников на ответственные посты, которые будут делать то, что мне от них нужно. Я могу им написать должностную инструкцию по времени. Вот ты пришел, у тебя смена там восемь часов, ты взял термос и чай, делай это-это-это, так, так и вот так. Я понимаю, что еще человеку должен заплатить, и я понимаю, что каждый такой человек, он увеличивает качество моего мероприятия в целом пропорционально. Десять таких человек – это уже следующий уровень организации, который я могу себе позволить, но как мне сделать, что бы мне потом по кассе хватило? Я могу достать из своего кармана, как я это делал в прошлый раз, естественно, со всеми рассчитаться, но в чем тогда фан? Я хочу на следующий год , хочу более дорогих артистов, больше звука.
А) А мы хотим, чтобы ты продолжал этим заниматься.
В) Конечно.
Б) Надо просто предупредить, что тут за билетик оплатите. И будет чем заниматься.
А) Я считаю, чтобы было больше людей. Я думаю, Леша со мной согласится, что надо просто больше людей.
Б) Кто приходит или кто работает?
В) Конечно, больше людей.
А) Нет-нет. Больше людей, кто посетитель, кто приходит и платит на входе.
В) Конечно.
А) Вот ребята делают уже какой год семинар альтернативного туризма. И все довольны. Да, это узкоспециализированное транс - мероприятие.
Б) Там не так много людей.
А) Тысяча людей и все довольны.
Г) Я бы даже сказал, визжат от восторга.
А) Но при этом там есть определенные трудности с логистикой. Там есть определенные ограничения в этом перемещении. При этом там остров, пляж.
Б) Там место крутое. Если поедешь туда, место там крутое. Можешь погулять там, походить. Музончик там. Картинка, да. Если нет декораций, вот на остров поехали, музыку там нормальную послушаем.
Г) Ну и дизайн, простите, на уровне тоже.
Б) Я там не был.
Г) Не то, что ночью, он днем на уровне.
А) Хорошее замечание, иногда выглядит дизайн прикольно ночью. А приходит утро, и все выглядит достаточно жалко, еще, не дай Бог, чуть-чуть пасмурная погодка, и все такое сразу становится серое.
Б) Ну здесь – да, здесь момент еще в том, что дизайн же должен быть не только для сознания ночного, но и для дневного.
Г) Однозначно.
Б) Приехал с ребенком – все красиво.
А) Вот, кстати, я заметил, что ведь не только дизайн создает уют на танцполе. Уют на танцполе создает, ну там, навес от дождя, костер где-то не мешающий танцевать, но при этом удобно обогревающий, если нужно, ночью, да? Какие-то места, где можно присесть, если кто-то устал, потому что, если нет таких мест, то люди уходят с танцпола. Это далеко от основного лагеря, поэтому, если нет места и чуть-чуть прошел дождь, ну извините.
Б) В том году было что-то такое. Где чиллаут – были костры. Я помню, где костры, где чиллаут, где лайв-сцена. Было супер.
А) В прошлом году не было дождя, в этом году было все то же самое, но был дождь, и те места, где можно было сидеть, стали мокрыми, нет навесиков и все, все эти места превращаются не в сидячие, соответственно, люди стоять долго не хотят.
Д) А как это можно на фестивале оформить?
В) По погоде. Будут навесы.
Б) Мы тоже сейчас на июль, на йога-фестивале будем полностью закрывать шатрами, навесами.
А) Это и солнце минус, и дождь минус.
Б) Это может быть выглядит так, ну навес стоит там, палатка.
Д) Нет, ну почему, если сделать навес, а под него гриб там поставить.
Б) Нужно планировать заранее, думать.
Д) Главное – правильный сет-ап, потому что многие мероприятия…
А) А что такое правильный сет-ап, расскажи?
Б) Ну хотя бы наличие какого-то входа, первое, где ты собираешь деньги. Люди приходят в лес, они должны знать, где деньги платить.
Б) У нас здесь вход. Какой? Иди отсюда. Это какой-то шлагбаум.
А) То есть даже такое бывает?
Д) Очень часто. Вот на мероприятии, на котором я был несколько недель назад. Это был приват в принципе, но у них там собирались деньги за вход. И хотели деньги заработать. И входа не было. То есть я пришел на танцпол, никто меня не спросил, не остановил.
В) Ну вот это, кстати, то, о чем я говорю. Что такое вход? Вход – это десять человек, которые работают посменно, которые отвечают за то, что они делают, потому что они работают с деньгами с наличными, да, это охрана, которая их бережет, потому что ну разные ситуации возможны, где деньги. И это человек, который администрирует эту зону, то есть, считай, там один остается. И опять же мы приходим к бюджету, то есть как им заплатить их зарплату в пересчете на то количество человек, которые придут за вход заплатить.
А) То есть для фестиваля, где около трех тысяч людей и больше, нужно сколько людей в команде чтобы было?
В) Я не могу говорить за три тысячи, я могу говорить за полторы-две тысячи, которые есть у меня, и я могу сказать, что это около пятидесяти человек, которые работают, то есть это люди, которые отвечают за определенные задачи, как исполнители, так и администраторы, вот те кто их…
А) Координируют.
В) Да, координируют их работу.
Б) Ну здесь все делится на подготовку и на мероприятие само.
В) Ну естественно. Чем оно лучше спланировано, тем оно лучше работает.
А) Вот в предыдущей беседе в интернете, что послужило как бы началом этой встречи, было обозначено, что, как люди планируют и налаживают координацию друг с другом, то есть кто-то говорит, что да, достаточно блокнотика, в котором будет все расписано.
В) Не, ну гугл диск хотя бы.
А) Кто-то работает с гугл диском, где можно электронные документы пересылать. А кто-то в программах, которые координируют небольшие проекты. Вот здесь вот в какую сторону лучше думать? Вот так скажем. Мы же говорим наперед, как сделать правильно? Понятно, что кому-то удобнее работать с бумагой и карандашом. Но правильнее наверное говорить о том, что электронный документооборот и вот эта сквозная между участниками.
Б) И доступность одновременно.
А) Доступность этого документа одного там или нескольких. А сколько таких документов? То есть это вот, есть какое-то описание бизнес-процесса такого фестиваля у участников организации, то есть кто чем занимается?
Б) Ну банально, вот сайдинг обычный монтажных планов, дисков, до разделения уже ответственности.
А) Обязанностей, да?
Б) Если фестиваль или мероприятие небольшое, то там все видно, вот так вот, мы же следим. И все эти функции они скрыты, они все в зародышевом состоянии находятся, ты не знаешь об этом, когда он расширяется, он будет расширяться на твоих глазах. Ты можешь сделать солд-аут, и в тот момент понять, ты не понимаешь, где у человека ответственность, кто и что делает. Ой, а надо было делать документ на гугл диске, чтобы все видели, что происходит, чтобы не переписываться, не звонить друг другу и ничего не делать. Ты в этот момент понимаешь, вот, оказывается, надо было сразу сделать его.
А) А уже поздно?
Б) А уже поздно. Поэтому лучше сразу его сделать, ну это проще, это удобнее. Есть интернет, зашел в онлайн, там все видят, можно комментировать.
В) Ну я могу поделиться очень удобным инструментом trello.com. У него удобный визуальный интерфейс, то есть это как блок-схема из отдельных элементов, каждый человек может администрировать определенную зону, можно регламентировать доступ.
А) Зону ответственности разделять, да?
В) То есть, если у меня лежит онлайн-бюджет, то к нему могут только администраторы, да. А если это, допустим, список артистов, то к нему имеют доступ стейдж-менеджеры и те, кто работает с артистами, логистика там и все остальное, это удобно на одном экране умещается, можно переключаться между разными блоками. Другое дело, что действительно, когда я еду на полигон, там нет Интернета, я что-то вспомнил, записал в блокнот, вернулся за компьютер и зачастую бывает там лень, там что-то куда-то переписать, поэтому это уже вопрос самодисциплины. И, конечно, чем больше проект, чем он масштабней, тем это становится первоочередной задачей, я считаю.
А) Ну вот тебе хватает себя одного в качестве главного проджект-менеджера на таком мероприятии или у тебя есть какая-то замена, какие-то ключевые помощники, которые, если что, ты им делегируешь, ну полностью, свои, в твое отсутствие они решают твои вопросы? Или тебе хватает, в принципе ты понимаешь, что достаточно одного идейного человека, который сможет сорганизовать процесс и объединить под своей эгидой группу людей, готовых создать мероприятие?
В) Ну, как говорится, лидер – это человек, который видит всю картину целиком и понимает, что он делает, поэтому, конечно, мне нужны, так скажем, руки в каждой сфере, то есть те, кому я делегирую определенные задачи, они могут заменять меня в какой-то ситуации, они могут полностью самостоятельно принимать какие-то решения, то есть постфактум согласовывая, если это вписывается в какие-то ключевые рамки фестиваля, да. Ну, как правило, это концептуальное что-то, да, и вопрос финансовый, то есть, если человек мне скажет, давай за миллион рублей там сделаем «эхехей» на танцполе, я ему скажу, не, нам это не надо, давай сделаем что-нибудь другое. А, когда это укладывается в общее понимание, то, конечно, я людям отдаю это на откуп, мне приятно было, у нас была встреча координатора drum n bass площадки несколько дней назад, они говорят, вот у нас есть парни, делают лайн-ап в пятницу, вот у них есть то-то-то-то-то-то, у них такие-то артисты, они будут рекламировать там-то, там-то, вот у них, значит, художник, делает проект, у них дизайнер делает афишу, мы пригласили таких-таких ребят, они дадут рекламу в таком-то эфире, я говорю, круто, сколько это будет стоить? Вот столько. Я говорю, окей. И мне это проще.
А) Это разговор простой, деловой разговор.
В) Конечно, в свою очередь, я людям не мешаю. Я им не звоню, слушай, у меня тут вот Петя хочет поиграть, а можно я его поставлю? Я Пете говорю, слушай, вот у них есть звукоформа для заявки, на drum n bass танцпол, пожалуйста, туда. Да, друг я тебе, не друг, вот они этим занимаются, я им, наоборот, не лезу как бы в их дело, но при этом я понимаю, что если они скажут, что у меня есть друг, который хочет поиграть там живой концерт, то я ему также скажу, пусть он отправит заявку и буду рассматривать ее сам, применительно к артистам. То же касается дизайна, бюджета и всего остального.
А) А вот, кстати, у нас здесь находится представители Aerodance corporation, которые долго и успешно делают вечеринки за пределами нашей страны, в Гоа. И, насколько я знаю, там в принципе, все вечеринки, проходят с бесплатного входа, то есть они окупаются за счет не входа, а за счет бара?
Г) Не все.
А) Расскажите, как это происходит, это интересно.
Б) За счет клуба, в который люди пришли, по факту, бара.
Д) За счет, в основном бара окупается, есть несколько мест, в который всегда вход бесплатный, Керлис, Шива веллей.
Г) В этом году новшество, индусам платно. Причем тысяча рупий.
Д) А есть некоторые места, которые в Гоа позиционируются как клубы, в них платный вход, в том числе и Дрим бич, этот бюджет, в основном, уходит, чтобы сделать качественные мероприятия, поскольку те места, как Керлис, Шива веллей, они уже как легенда, что угодно там будет играть, и народ там все равно будет.
Б) Вот там качественная музыка в основном. Дизайн классный.
Д) Большое количество людей, порядка двух тысяч людей собирается на вечеринку, они имеют хороший процент с бара.
А) Ну то есть получается зарабатывать и делать вечеринки? Может быть, не столько зарабатывать, но обеспечить всех ключевых людей финансированием, чтобы все было красиво, получается, просто зарабатывая на баре? То есть это тоже путь, по сути дела?
Д) Да, и раскрою планы, в этом году мы может быть сделаем одну такую вечеринку, на которой попробуем заработать за счет бара с минимальным входом.
А) Вообще прекрасно, отлично, класс.
Б) Ну это здесь, в России?
Д) Да.
Б) Отлично
Г) На базе.
Д) В конце августа.
А) Ну вот и какие-то пожелания есть? У меня есть просто, недавно мне написал человек, который приехал в Москву и говорит, о, там я тебя слушал, давай, а он откуда-то из далекого города приехал, и он на таком позитиве, хочет делать транс-мероприятие, давай, тут есть такие штуки. Я понимаю, что он на своем задоре, в принципе, не понимая, во многом, ситуации. Мы все когда-то приехали в Гоа, пытались там что-то сделать, не понимая, что там происходит вокруг, и также я его вижу, приехавшим в Москву и, возможно, у него получится. Вот я ему хочу дать несколько советов и не только ему, что, мне кажется, что надо посоветоваться с профессионалами, это написано в древних книгах, посоветуйся с древними, посоветуйся с самыми древними книгами, которые у тебя есть в наличии, вот возьми самые старые, которые есть, в них написано, как правило то, что наиболее уже выдержано временем, так скажем, и посоветуйся вокруг с теми, кто в этом вопросе понимает.
Б) Опытный.
А) Да, опытный. И уже потом составь свое собственное мнение, это будет именно не самомнение, именно здравомыслие, которым так славится русский народ. У меня пожелание, на самом деле, чтобы транс вышел уже из какого-то подполья в России, и выходил не за счет приглашенных мировых звезд, а за счет того, что транс вечеринки предлагают альтернативный способ отдыха, красивый способ, очень увлекательный, часто интерактивный, в котором люди сами участвуют.
Б) У меня пожелание такое, чтобы этот человек, когда делал эту вечеринку, понимал о том, думал и понимал о том, что она принесет другим людям, чтобы она служила им для развития их самих как личности. То есть, если это будет транс, где музыкант будет играть лупы, то есть коммерческий, условно говоря, музыкант, который играет лупы, ремиксы непонятных треков с непонятным мастерингом.
А) Безыдейную музыку.
Б) Да, безыдейную музыку, которую сами не творят, то от этого вряд ли кто-то вдохновится на танцполе, ну либо он будет находиться там с другими целями, вторичными какими-то.
А) Вряд ли это может продлиться долго.
Б) Да. Это будет одноразовая история. А если человек будет с идеей о том, что моя цель, моя задача сделать так, чтобы человек отдохнул, чтобы он в себе развился как личность, чтобы эта вечеринка, он узнал на ней, что может быть транс чуть другой, например, более спокойный или более мелодичный. И это послужило этапом к его дальнейшей эволюции, тогда, мне кажется, будет все нормально. Не будет левых всяких музыкантов и левых людей непонятных.
А) Я вообще считаю, что транс, он-то как раз всегда славился своими неизвестными музыкантами.
Б) Да.
А) Потому что именно там, где-то в неизвестности…
Б) Там это создается.
А) Все образуется, какие-то новые звуки, новые идеи. И те люди, которые сейчас известны, они когда-то были неизвестными, просто их увидели, услышали за счет того, что они принесли что-то новенькое. Там Infected mushroom не будет упомянут, но все-таки они создали много звуков, прежде всего, которые до этого…
Б) Не использовались.
А) Да, которые до этого не использовались.
Б) Вот наш последний пример нашего спикера, главного ведущего Kayla Caryapadas, замечательная передача «Рокот космодрома», которая, не перестаю напоминать всем о ней. Которая вышла в определенный момент. Я услышал, оказывается, что музыка, которую я услышал на танцполе, может еще какую-то форму преобразовать. С помощью интервью, рассказа или чего-то еще, и появилась картина как бы определенная в сознании у меня, по крайней мере, что транс может быть прогрессив, мелодичный, что, оказывается, может быть днем можно слушать его.
А) Да, он гораздо более подробный.
Б) Да. И так далее. И это для меня был небольшой этап, живу в сознании чего-то нового.
А) Круто.
Б) То есть у меня вот так вот. И если там будет на вечеринке, где будет красивый дизайн, который будет наполнен творчеством, смыслом, без эмоций каких-то непонятных.
А) Кастет, ты у нас такой большой и добрый человек, скажи нам, что ты об этом всем думаешь, подытожь.
Д) Работать надо.
А) До новых встреч, оставайтесь в трансе.
P.S. Это запись спонтанной встречи, которая неожиданно оказалась продолжением радио-передачи "Рокот Космодрома". http://promodj.com/kayla/radioshows
0 ▲
20 July 2016 19:59
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.