Поддержи PR pdj.cc/fra1S
Blog

Всего 2 дня в Волгограде

В рамках концертного тура по Поволжью!

г. Вогоград.

Два концерта группы "Let's Fly Away".


Бар "Стальная Крыса"

16.04.2015

АРТ-КАФЕ "Синее Яблоко"

17.04.2015

0 ▲
1 April 2015 12:11
no comments

YAMAHA APX500III

Всем привет!

Совсем недавно, а точнее 17 октября 2014, приобрел электроакустическую гитару.

Если честно, то на момент выбора не был финансово ограничен, но хотелось вложить в инструмент не более $1000.

Хотел получить удовольствие от игры и, самое главное, чтобы можно было записать инструмент и использовать звук настоящей живой гитары в треках. К слову, уже давно хочу попробовать себя в стиле Chillout.

Посетив один из самых популярных магазинов своего города, и «побрынчав» более чем на 15 экземплярах гитар, различных мастей и производителей, я остановил свой выдор на YAMAHA APX500III

Приобрел я гитару за 16 700 р.

Сразу скажу, что я не профессионал. Играю посредственно. Что-то помню из музыкальной школы, что-то из дворовых посиделок. Мне 32 года, так что я застал еще те времена, когда был «гитарный бум» и, все, кому не лень, сидели во дворах и пели «Сектор Газа»…

Итак вот она:

 

В неподключенном, unplugged-режиме гитара звучит! А это о чём-то говорит. Звучит гораздо увереннее, ярче и сочнее — одним словом, среди одноклассников на голову выше, а то и на две.

В записи гитара не капризна, можно писать даже в "нулевом" положении эквалайзера, а уже при сведении изменять частотные характеристики так, как это будет нужно — звук гитары при этом абсолютно ничего не потеряет.

Итак. Ниже, в связях, Вы можете послушать демо, которое я записал. Писал через focusrite scarlett 2i2. Из обработок висит только реверберация и небольшой дилей.

Интересно Ваше мнение. Надеюсь здесь не только луперы и сэмплоукладчики?))

Нравится ли Вам звук гитары?

1 ▲
24 October 2014 2:16
8 comments

Подбираем аккорды к акапелле.

Привет!

Мне часто приходится слышать музыку на промо, в которой просто нет гармонии.

После моих комментариев к трекам и ремиксам, мне часто пишут в личку и просят помощи в этом самом простом на первый взгляд деле....

Просьба! Люди, знающие сольфеджио, не принимайте данный материал близко к сердцу)

Попытался изложить информацию в максимально удобоваримом виде для начинающих...

Итак, как подобрать аккорды к мелодии или акапелле?

Ну этот вопрос достаточно прост и сложен одновременно)

У меня абсолютный музыкальный слух от природы, я заканчивал музыкальную школу по классам скрипки, гитары и фортепиано...

Возможно, у нас немного разные представления о музыке.

Для начала необходимо представлять что такое гармония и тональность...

Что такое вобще аккорды и какие они бывают...

Это сложно...

Ну вот, скажем, есть мелодия, которую поет вокалист... Лично я сажусь за синтезатор и без всяких усилий могу сразу выстроить цепочку аккордов... Тем, у кого слух не так сильно развит, стоит сначала эту мелодию повторить на рояле (пианино или синт).. Важно именно пианино! так как это самый чистый звук без примесей дисторшена и арпеджиаторов всяких! Поэтому, если использовать синтезатор, то лучше выбрать "чистое пианино" или Soft Piano...

Подбираем неторопясь мелодию на этом пианино, паралельно с вокалом. В итоге пианино должно полностью повторять мелодию вокала, то есть абсолютно также звучать, в унисон... 

Записав эту мелодию в пианороле в виде миди-нот, опледеляем сильную долю! То есть тот момент, когда эта мелодия вступает в первоначальную стадию. Дело в том, что мелодии иногда начинаются как бы с затакта.. то есть раньше, чем скажем заиграли первые звуки ударных... Определив сильную долю, смотрим, какая в данный момент играет нота. и к этой ноте подбираем аккорд. К каждой ноте можно поставить несколько аккордов, а точнее от 6 до 12... но как правило перебрав первые 6 находишь то, что искал)))

Так вот, например, к ноте "ДО" подходят аккорды: До-мажор, До-минор, Ля-минор, Фа-мажор, Фа-минор... То есть нота "До" находится или первой в аккорде (До-мажор, До-минор) или последней (Фа-мажор, Фа-минор) или посередине (До-минор), кстати, когда нота посередине, она определяет "настроение" аккорда и задает ему либо минорное либо мажорное звучание... Например До-мажор= До+Ми+Соль, а До-минор= До+Миb+Соль...

Подобрав аккорд к первой ноте, прописываешь его в секвенсоре опять на пианино! И ставишь вместе с вокалом или мелодией... Аккорд играет до тех пор, пока мелодия не изменится так, что аккорд как бы перестанет подходить... и в этом случае аккорд пора менять. То есть в момент изменения мелодии, опять определяем какая нота звучит на сильной доле и подбираем следующий аккорд.

Есть много разных стандартных гармонических ходов и цепочек аккордов, которые очень часто используются в написании музыки... Наверняка все знают стандартный гармонический ход: Am, Dm, E, Am, A7, Dm, E, Am. В простонародии эта цепочка зовется "три аккорда" и имеет упрощеный вариант Am, Dm, E, Am.

Можно поиграть на рояле или синте эти аккорды и приглядеться к ним, понять так сказать почему они именно так построены... Зачастую такой гармонический ход очень популярен среди гитаристов... Он усложняется дополнительными аккодами и играется в других тональностях, но смысл все тот-же... 

Вот например гармонический ход: Am, H7, E7, G7, C, A7, Dm, Am, F, E7, Am

Но это уже более сложная музыка и врятли кто-то из современных композиторов использует цепочку из более 6 аккордов...

Важно! Иногда на сильных долях может звучать не основная нота из аккорда... или нота из более сложных аккордов, чем трезвучие, например, септаккорд, нонаккорд... В таких случаях важно, опираясь на слух, оценить гармонично или нет звучит аккорд по отношению к мелодии или вокалу на протяжении всего звучания аккорда... Кстати в процессе написания музыки хорошо бы точно знать и понимать что такое доминанта, секвенция и модуляция с музыкальной точки зрения. 

А если более серьезно, то вот:

Аккорды

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, "ля-до-ми" или "до-ми-ля". Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые "не считаются". Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько "ля" в разных октавах (скажем, "ля-до-ми-ля"), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд "до-ля-ми" называется "ля". Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд "ми-ля-до-ми" взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд "до-ля-до" взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

  • 3 — трезвучие
  • 4 — септаккорд
  • 5 — нонаккорд
  • 6 — ундецимаккорд
  • 7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

  • малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
  • большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
  • малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
  • большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
  • уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
  • полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
  • увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

  • малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
  • большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Расположение аккордов и обращения

Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят "в основном виде", в ином случае — "в обращении". При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:

  • трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд
  • трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд
  • септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд
  • септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд
  • септаккорд с септимой в басу — секундаккорд

Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет "мелодическое положение" аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд "ля-до-ля-ми" находится в мелодическом положении квинты.

Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.

Задержание — неаккордовый звук, "оставшийся" от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это "проходящий" между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.

В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются "верхними голосами".

Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.

Буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов

Обозначения звуков и названий аккордов:

  • A — ля
  • B — си или си-бемоль
  • C — до
  • D — ре
  • E — ми
  • F — фа
  • G — соль
  • H — си

Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: Ab — ля-бемоль, A# — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. "B" в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а Bb — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что "B" будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать "B" для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы "m". Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки "+" и "-". Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am7b5 и т.п.

Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:

  • 5 — чистая квинта
  • 6 — большая секста
  • 7 — малая септима
  • 9 — большая нона
  • 11 — чистая ундецима
  • 13 — большая терцдецима

Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд "ля":

A мажорное трезвучие
Am минорное трезвучие
A#5, A5+, A+, Aaug увеличенное трезвучие
Adim, Averm уменьшенное трезвучие
A7 доминантсептаккорд
Amaj7, A#7, A7+ большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ "приращения" (похожий на треугольничек или греческую букву "дельта") в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Am7 малый минорный септаккорд
Am#7, Am7+, Am(maj7) большой минорный септаккорд
Am7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Ao, Adim7, Averm7 уменьшенный септаккорд
A6 мажорное трезвучие с большой секстой
Am6 минорное трезвучие с большой секстой
A7b5, A7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой
A7#5, A7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой
A6/9, A6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной
A9 большой нонаккорд
A7b9, A7/9- малый нонаккорд
Amaj9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда
A11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Am11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
A13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Amaj13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда
Asus доминантсептаккорд с чистой квартой вместо терции

Некоторые применяемые сокращения:

  • verm — нем. "vermindert", уменьшенный
  • dim — англ. "diminished", уменьшенный
  • aug — англ. "augmented", увеличенный
  • maj — англ. "major", больший
  • add — англ. "add", присоединять
  • sus — англ. "suspension", задержание

В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая "самую дальнюю" ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и "самым дальним" тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой "смысловой нагрузки". Например, терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и "задуман". Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда.

Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F#m7b5.

Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь этот вопрос рассматривать нет смысла.

Понятие лада

Хроматический звукоряд состоит из 12 различных звуков: "до", "до-диез", "ре", "ре-диез" и т.д. Однако в мелодиях чаще всего используются не все из этих звуков, а только некоторые. Совокупность этих "некоторых" звуков с их взаимосвязями, отношениями и иерархией является ладом, который использует данная мелодия. Таким образом, звуки лада являются "кирпичиками", из которых строится мелодия.

В музыке различных времён и народов сформировались разнообразные лады с разным количеством и взаимоотношениями звуков. В современной музыке получили наибольшее распространение так называемые натуральный минорный и натуральный мажорный лады. Необходимо заметить, что одна и та же мелодия может в процессе своего развития менять лады, переходя из одного лада в другой.

Натуральный мажорный лад состоит из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: "до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до". Натуральный минорный лад состоит также из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: "ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля". Как видно, в натуральном мажорном ладу между парами ступеней 3-4 и 7-1 по полтона, а между всеми остальными — по тону. В натуральном минорном ладу между парами ступеней 2-3 и 5-6 по полтона, а между всеми остальными — по тону.

Если взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту "до", то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков "до-ре-ми-фа-соль-ля-си" без диезов и бемолей. Если наша мелодия использует этот звукоряд в качестве лада, то говорят, что мы играем в тональности "до-мажор". Таким образом, тональность — это фактическая конкретная высота звучания ("мажор" — сокращённое условное название натурального мажорного лада). Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту "ре", то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков "ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез" (чтобы соблюсти интервалы между ступенями этого лада). Как видно, при ключе придётся выставить два диеза, фа и до. Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту "ми", то мы получим четыре диеза при ключе (фа-до-соль-ре). Отсюда ясно, что количество знаков альтерации при ключе и то, к каким нотам они относятся, возникает далеко не случайно. Если диезов два, то это обязательно фа-до, если три, то это обязательно фа-до-соль и т.д.

Аналогично, если взять за первую ступень натурального минорного лада ноту "ре", мы получим один бемоль (си) при ключе в тональности "ре-минор". Иногда говорят, что тональности бывают "диезные" и "бемольные" (стоять вперемешку диезы и бемоли при ключе никогда не могут).

При составлении гамм (звукорядов) описанным выше способом названия нот идут всегда строго по порядку, а для получения необходимых интервалов между ступенями лада используются знаки альтерации.

Если в натуральном мажорном ладу назвать 6 ступень первой, 7 — второй, 1 — третьей и так далее, оставив все интервалы между ступенями неизменными, мы получим натуральный минорный лад. Отсюда ясно, что, например, гамма до-мажор состоит полностью из тех же самых звуков, что и гамма ля-минор (т.е. все все звуки будут без диезов и бемолей), только в другом порядке. Таким образом, по знакам при ключе тональности до-мажор и ля-минор отличаться не будут (знаков нет в обоих случаях). Такие пары мажорных и минорных тональностей называются параллельными тональностями. Ещё один пример: тональности ре-мажор и си-минор параллельны.

Тональности, отличающиеся только наклонением лада (минор или мажор), называются одноимёнными. Например, это ре-мажор (два диеза при ключе) и ре-минор (один бемоль при ключе).

Существуют две важные разновидности натурального минорного лада: это так называемый "гармонический минор", возникающий при повышении на полтона 7 ступени, и "мелодический минор", возникающий при повышении на полтона 6 и 7 ступеней. Существует также "гармонический мажор", возникающий при понижении на полтона 6 ступени. Если мелодия использует такие лады, это всегда отражается только случайными знаками альтерации в нотном тексте, и никогда — знаками при ключе.

Аккорды, сопровождающие мелодию, составляются чаще всего из звуков того лада, который использует мелодия. При составлении аккорда от какой-либо ступени лада (или при "построении" аккорда на этой ступени) звуки лада выбираются по терциям, начиная от этой ступени. Например, трезвучие на первой ступени натурального мажорного лада окажется обыкновенным мажорным трезвучием. Можно построить трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. от любой ступени любого лада, и каждый аккорд будет принадлежать к определённому виду (классу). Т.е., например, если строить септаккорды, где-то получится большой мажорный, а где-то — доминантовый септаккорд и т.д.

Для построения аккордов в миноре часто используется гармонический минорный лад, о чём и говорит его название. Если в музыкальном произведении какой-то аккорд где-то "выбивается" из структуры лада (состоит как бы "не из тех" нот), то это может говорить о временной смене лада или тональности, либо о специальном украшении гармонии.

Лад — это система взаимосвязей звуков, обусловленная тяготением части из них (неустойчивых) к другим звукам (устойчивым). Во всех выше рассмотренных ладах устойчивыми являются 1, 3 и 5 ступени, из них абсолютно устойчивая — 1. Остальные ступени являются неустойчивыми. Каждый неустойчивый звук тяготеет к соседнему устойчивому (к соседним устойчивым, если их два). Сила тяготений различна: 1 ступень обладает наибольшей силой притяжения как самая устойчивая; чем меньше интервал, отделяющий неустойчивый звук от устойчивого, тем сильнее тяготение. Ладовые тяготения определяют динамику развития мелодии.

Аккордовые последовательности

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорнорго лада, пример в тональности ля-минор:

II IV VI I III V VII
Bm7b5 Dm7 Fmaj7 Am7 Cmaj7 (Сmaj7#5) Em7 (E7) G7 (#Go)

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорнорго лада, пример в тональности до-мажор:

II IV VI I III V VII
Dm7 (Dm7b5) Fmaj7 (Fm#7) Am7 (bAmaj7#5) Cmaj7 Em7 G7 Bm7b5

Кратковременный уход в другую тональность в процессе изложения музыкального построения (например, периода) называется отклонением. Переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения называется модуляцией. Отклонения и модуляции достигаются применением гармоний группы доминанты и субдоминанты последующей побочной тональности, приводящих к её тонике. Простейший пример отклонения из тональности ля-минор в тональность ре-минор, часто используемый в лёгкой и популярной музыке, вплоть до бардовской песни:

Am - A

7

 - Dm

Существуют различные приёмы реализации отклонений и модуляций. Например, многие аккорды текущей тональности могут быть рассмотрены как аккорды других ступеней другой тональности и т.д. Подробно способы отклонений и модуляций рассматриваются в курсе гармонии. Хотя выше в целом уже описано, как строить аккордовые последовательности, необходимо понимать, что в реальной музыкальной практике полно различных нюансов (и исключений из правил), которые здесь не были рассмотрены (например, двойные доминанты, неаполитанский аккорд, различные способы модуляций и отклонений и т.д.).

Простые универсальные последовательности (главные трезвучия и доминантсептаккорд, в "гитарных" тональностях):

  • Am - Dm - E7 - Am
    Em - Am - B7 - Em
    Dm - Gm - A7 - Dm
    Bm - Em - #F7 - Bm
  • Dm - Am - E7 - Am
    Am - Em - B7 - Em
    Gm - Dm - A7 - Dm
    Em - Bm - #F7 - Bm
  • С - F - G7 - C
    D - G - A7 - D
    G - C - D7 - G
    E - A - B7 - E
    A - D - E7 - A
  • F - C - G7 - C
    G - D - A7 - D
    C - G - D7 - G
    A - E - B7 - E
    D - A - E7 - A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

  • Am - Bm7b5 - E7 - Am
  • Am - Dm6 - E7 - Am
  • С - Dm - G7 - C
  • С - Dm7b5 - G7 - C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

  • Am - Bm7b5 - #Go - Am
  • С - F - Bo - C

Использование медиант:

  • C - Am - Dm - G7 - C
  • C - Am - F - G7 - C
  • Am - Dm - G - C - Am
  • Am - G - F - E - Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

  • C - A7 - Dm - G7 - C
  • Am - A7 - Dm - E7 - Am
  • C - E7 - Am - A7 - Dm - G7 - C
  • Am - G7 - C - E7 - Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

  • Em - #F7 - B7 - Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

  • Am - bB - E7 - Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

  • Em - A7 - D7 - G7 - C7 - #F7 - B7 - Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

  • A - E7/#G - A7/G - D/#F - F7 - A/E - E7 - A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

  • Am - bB - E7/B - Am/C - A7/#C - Dm - #Do - E7 - Am

Если данная статья принесла Вам пользу, то буду рад... Хотя этого добра в интернете пруд пруди)))...

Знаете ли вы сольфеджио?

тоже хорошее)
11 ▲
22 May 2012 13:33
29 comments