Sign up

+
Software Profile Feed

Советы и рекомендации по эквализации

Друзья! Задавались ли Вы вопросом, слушая треки топовых продюсеров: «как же достичь такой кристальной чистоты звука как в этом треке?» или «как все эти звуки звучат так четаемо и чисто, ведь у меня бы точно они звучали грязно и не разборчиво!» Если да, то эта статья должна быть полезна и интересна для Вас. В статье Вы найдёте советы и рекомендации по эквализации и их применение на практике.

Очень важным является выбор самого еквалайзера, ведь плагинов сейчас очень много, но не все эквалайзеры одинаковые по качеству работы со звуком. Я рекомендую обратить внимание на ProQ Equalizer от FabFilter и Sonnox Oxford EQ. По моему мнению это отличные по качеству эквалайзеры как для применения на этапе сведения так и мастеринга. Что касается меня, то я пользуюсь EQ8 в Ableton Live, меня он польностью устраивает, именно на примере EQ8 я буду приводить все дальнейшие примеры.


Для форума @ Svyatoslav Maltsev

1. Mid/Side эквализация

Очень эффективный приём для решения проблем читаемости звука в миксе. Если опустить все технические подробности, графики и прочее, а оставить только ту информацию, которая нам позволит на практике эффективно применять всю мощь этого простого приёма, то mid/side эквализацию можно охарактеризовать как эквализация стерео(side) и моно(mid) составляющих звука. Рассмотрим на примере эквализации широко звучащего пада и звучащего не так широко лида. Представим, что спектры этих инструментов пересекаются. На канале пад переводим эквалайзер в режим mid.


Для форума @ Svyatoslav Maltsev

Теперь можем выполнить эквализацию моно составляющей звука. Далее вырезаем именно те частоты, на канале пад, на которых доминирует звучание канала лид. Определить эти частоты очень легко. Необходимо включить каналы пад и лид вместе, сделать лид тише чем пад и поднимая, средней полосой искать эти доминирующие частоты на канале лид.


Для форума @ Svyatoslav Maltsev

Для форума @ Svyatoslav Maltsev

Можно применить спектроанализатор, но мне удобней и быстрей на слух определить конфликтную область спектра, с помощью эквалайзера. Таким образом мы вырезали средние частоты моно составляющей на канале пад. Эти частоты были в конфликте с частотами схожего спектра канала лид и не позволяли звучать двум инструментам вместе чисто и ясно. Также сделали звучание пада субъективно шире, так как мы понизили громкость моносоставляющей сигнала звука в среднечастотном спектре.

 

2. Удаление ненужных резонансов

Когда вы слышите отдельно взятую ноту, не важно сгенерированную синтезатором, гитарой или голосом, кроме основного тона этой ноты в тоже время, вы слышите и обертоны (гармоники). Они звучат тише основного тона и расположены выше и ниже по спектру от основного тона звука.


Для форума @ Svyatoslav Maltsev

Некоторые из этих гармоник привносят не приятный гул или свист в звук. Наша задача убрать этот гул или свист. Для этого в эквалайзере, поднятой узкой полосой проходимся по всему спектру звука и ищем 1-3 наиболее гудящие или свистящие резонансы. Найдите такие резонансы и вырежьте их.


Для форума @ Svyatoslav Maltsev

Для форума @ Svyatoslav Maltsev

Можно воспользоваться спектроанализатором, но как и в прошлом пункте, мне удобней это выполнить на слух. При такой эквализации, например, бочку можно сделать мягче, резиновей, сочнее, скрипки, хеты и высокую перкуссию не свистящими, бас и голос не бубнящим, а лиды и пады лишить неприятного гула. Это актуально для всех звуков. Мой совет не увлекаться слишком и более 1-3 резонанса не вырезать, та как легко сделать звук пустым и бесхарактерным. Вырезать более чем на 8дБ не вижу смысла. Обычно — 1-6дБ, в зависимости от звука.

 

3. Компенсация вырезанных частот

Любое изменение в одной области спектра звука, неизбежно влечёт за собой изменение в другой области. Представим очень часто нами выполняемую задачу, при которой нужно свести вместе саб бас дорожку и бас дорожку. На саб бас канале работает еквалайзер и отрезает всё, что выше 130Гц, а на бас канале эквалайзер отрезает всё что ниже 130Гц. Таким образом вместе эти каналы звучат довольно слитно и однородно. Но мне не всегда нравится как в этом случае звучит бас канал. Дело в том, что после того как мы отрезали всё, что ниже 130Гц бас стал звучать не полноценно. Да, саб бас дорожка компенсирует вырезанные низкие частоты на канале баса, но я знаю как делать лучше! Если на канале бас, в районе 150-350Гц, добавить на 2-7дБ, средней полосой, то мы компенсируем вырезанные частоты и бас становится более полным.


Для форума @ Svyatoslav Maltsev

Так-же, если на канале лид, вы решили отрезать эквалайзером, всё что ниже 350Гц, то попробуйте добавить несколько дБ чуть выше 350Гц, возможно в миксе лид будет звучать полнее и даже теплее. Прошу заметить, что если вы пользуетесь различными дисторшенами, амплифайерами, то вполне возможно, что этот диапозон уже окажется немного поднятым и тогда проделывать или нет компенсацию решать Вам, ориентируйтесь на слух. Но не все инструменты требуют такой компенсации, например хай-хет вполне обойдётся и без неё.

 

4. Автоматизация эквалайзера

Развитие аранжировки музыкальной композиции, обычно предполагает, введение и выведение инструментов, частотные спектры которых пересекаются по разному. Для того чтобы не было частотных конфликтов инструментов в течении всей композиции, а не в отдельно взятом, эквализированном месте, необходимо задействовать автоматизацию эквализации. Представим себе низкую перкуссию, которую мы решили использовать во всех местах аранжировки трека. Вначале композиции, еквалайзер на канале перкуссии не работает. Нас полностью устраивает как перкуссия звучит вместе с бочкой, хетами и прочими звуками, без какой-либо эквализации. Но в аранжировке вступает партия баса и нам нужно чтобы не появился конфликт между басом и низкой перкуссией. Для этого на канале перкуссии, средствами автоматизации включаем эквалайзер, срезающий всё, что ниже, например, 250Гц. Другой пример. Представим струнные, соло скрипку или альт звучащие в яме. Эквалайзер срезает всё, что ниже 400Гц и нам всё нравится, но в основной части композиции, в кульминации, где звучит лид, пад, вся драм секция, скрипке или альту с помощью средств автоматизации нужно поднять срез частот в эквалайзере, например до 600Гц или выше, в зависимости от звука. Слушатель не заметит, что скрипка или альт отличается по звуку, так как вырезанный диапазон скрипки или альта занят теперь другими инструментами. Автоматизации боятся не стоит, можно отключать/включать полосы эквалайзера, добавлять/вырезать больше или меньше в зависимости от изменений в аранжировки трека.

 

5. Эквализация инструментов в готовом миксе

Эквализация звука в уже почти готовом миксе, позволит Вам сделать звуки более читаемыми. Когда вы начинали работу над композицией, вы вряд ли могли точно предсказать всю будущую частотную картину всего микса. В конце работы над композицией вы можете заметить, что по мере добавления инструментов, некоторые уже совсем не так хорошо слышно как это было в начале работы, когда инструментов было немного. Рассмотрим на примере эквализации бочки. Вы решили, что бочке нужно добавить 5дБ, в районе 6 КГц. В конце работы, включите все инструменты и попробуйте найти эквалайзером где в спектре бочки можно добавить эти же 5дБ, но так, чтобы высокочастотная составляющая бочки «пробилась» через все инструменты. Скорее всего это уже не будет те-же 6 КГц, как раньше, а где-то рядом. Скопируйте эквалайзер и переключайтесь между старыми настройками и новыми, выберите лучший вариант.

 

 6. Выбор добротности 

Выбор добротности или ширины полосы, зависит от высоты звука. Здесь работает очень простое правило: чем выше спектр звука в который Вы хотите внести изменения эквалайзером, тем больше ширина полосы добавления/вырезания частот. Чем ниже спектр звука в который Вы хотите внести изменения эквалайзером, тем меньше ширина полосы добавления/вырезания частот должна быть. Связанно это с нелинейностью частотного спектра. Для подавления резонансов или нежелательных гармоник используется узкая полоса, ширина которой практически не зависит от высоты звука.

 

7. Шельф

Чаще всего, лид, будь-то синтезатор, гитара или другой инструмент играет основную тему и это является лицом композиции. Стоит ли говорить о том, что этот инструмент должен быть особенно читаемым и чисто звучащим? Я давно открыл для себя, что поднятие шельфом средних и высоких частот делает звук именно таким. Добавьте шельфом от 2 до 8дБ, на канале лид, в районе 1-6Кгц и вы заметите ясность и открытость в звучании лид инструмента.


Для форума @ Svyatoslav Maltsev

Чаще звучит лучше, чем если бы Вы просто добавили широкой полосой несколько дБ, в этом же диапазоне. Конечно, это актуально и для других инструментов, которые требуют очень открытого и ясного звучания.

В заключение хочу добавить, что очень важно работать вариантами и это касается не только эквализации, а вообще всего, что касается работы над музыкой и звуком. Я строго придерживаюсь правила — никогда не отправлять свой музыкальный материал, ни менеджерам лейблов ни друзьям в тот же день, когда закончил над ним работать! Завтра вы услышите то, что не слышите сегодня, ведь всплывут на поверхность не замеченные детали. У меня в 90% случаев именно так. Искренне надеюсь, что мною описанные советы и рекомендации по эквализации окажутся полезными для Вас и композиции созданные Вами будут поражать слушателей кристальной чистотой звука!

Святослав Мальцев

24 ▲
27 April 2013 15:17
Svyatoslav Maltsev

Comments

  •  
    Mountz  27 April 2013 15:28 #
    Спасибо
    • +1
      Svyatoslav Maltsev  27 April 2013 15:35 #
      Пожалуйста :)
      • +1
        DE.SOTU  1 November 2013 14:24 #
        все просто, понятно, доступно
        спасибо
  •  
    Theory of chaos  27 April 2013 15:39 #
    Есть хорошее мнение, что лучше эквалайзером подрезать, чем подтянуть вверх.
    •  
      RepulS  27 April 2013 15:41 #
      согласен!
    •  
      Svyatoslav Maltsev  27 April 2013 15:46 #
      С этим мнением знаком. Но если использовать хороший эквалайзер и не поднимать более 7дБ, а лучше меньше, то проблемы не обнаруживаются.
      • –3
        Theory of chaos  27 April 2013 15:50 #
        А может лучше использовать в таком случае эксайтер и многополосный компрессор? Эквалайзер при поднятии частот вносит искажения даже хуже, чем компрессор, но, выровняв частоты в итоге можно все поднять максимайзером и не переживать особо за умножение артефактов.
        •  
          Svyatoslav Maltsev  27 April 2013 15:56 #
          Вот что-что, а эксайтер по-моему артефактов оставит больше чем EQ)))
          Если Вы считаете, что так лучше, то пользуйтесь такими методами, возможно опишите их в своей статье, а я и другие прочтя задумаются и возможно что-то пересмотрят в подходах к эквализации. Я лишь поделился своими соображениями.
          • –7
            Theory of chaos  27 April 2013 15:59 #
            Эксайтер, сатуратор и т.д. - всё это не подарок. Можно обойтись и без них. Но задирать частоты - это последнее. чем надо заниматься.
            •  
              Alkache  26 June 2016 13:56 #
              лучше просто в арсенале иметь хотя бы несколько сатураторов и eq
              от хороших фирм и применять то,что в конкретном случае больше тебе нравится по звуку
    •  
      Svyatoslav Maltsev  27 April 2013 15:49 #
      З.Ы, я знал, что этот пункт поднимет холивар :))
  •  
    Trumpeter  27 April 2013 20:47 #
    а в каких случаяхнужно эквализировать моно составляющую, а в каких использовать обычный эквалайзер?
    •  
      Trumpeter  29 April 2013 2:53 #
      77
      • +1
        Svyatoslav Maltsev  29 April 2013 10:44 #
        Если есть широкозвучащие и узкозвучащие интрументы, как в примере, который я описал, то можно немного вырезать частоты в моносостовляющей широкозвущего инстрмента. Это освободит место по центру для узкозвучащего инструмента. Например, струнные или пад - широкозвучащие инструменты, а голос или лид, обычно, узкозвучащие.

        А вот при эквализации голоса и лида, вряд ли, я стал бы использовать mid/side.
  •  
    koteotake  27 April 2013 21:20 #
    Спасибо.
  • +1
    Cabin 24  27 April 2013 21:53 #
    Спасибо, всегда полезно услышать ... разные мнения )
  •  
    almanah  27 April 2013 23:11 #
    Хорошая статья. Максимум информации по этому вопросу в сжатом виде. Но вот автоматизацию эквалайзера пока использую только как эффект.+++
  • +1
    max mayers  29 April 2013 13:07 #
    от вам няшка по теме))

    wolfframe.com/yuvelirnaya-e-kv …
    • –3
      YMOUT  29 April 2013 18:42 #
      няшка хахахаа ты что еще один из тех которые не такие)?
      • –1
        max mayers  29 April 2013 21:47 #
        какие такие - ты о чём ребёнка? те мимо походу...
        • –1
          YMOUT  30 April 2013 19:01 #
          хахахаха тебе сколько лет?
          • –2
            max mayers  1 May 2013 3:54 #
            я пожалуй не буду отвечать на твой глупый вопрос - ну а хули ожидать от такова персонажа как ты, только вот такие тупенькие вопросики и пздц - ты не против, если я просто пошлю тя нахуй а?
            • –1
              YMOUT  1 May 2013 18:32 #
              тебе уже 30 лет а ты все еще как ребенок)
        • –4
          YMOUT  30 April 2013 19:06 #
          няшка хахаха ой бляяя
  •  
    al l bo  1 May 2013 18:37 #
    Блин, я столько сил и денег потратил, чтобы у меня звуки звучали грязно и неразборчиво, что очень не хочется звучать кристально чисто и разборчиво, полкольку это очень легко сделать - запустить кубейс и записать три четыре линии на Sylenth и все будет звучать как урок по математике)
    •  
      Svyatoslav Maltsev  2 May 2013 10:11 #
      Нравятся не разборчивые и неряшливые миксы? Такое редко встречается...
    •  
      PACO PUNK  30 October 2013 13:15 #
      Первое о чём я подумал - кристально чисто не вкусно...
    •  
      Alkache  26 June 2016 13:59 #
      тебя случайно не Martin Garrix зовут?
  •  
    Ramio Lin  30 October 2013 10:56 #
    Сердечно благодарю )) очень полезная статья ^^
    • +2
      Svyatoslav Maltsev  30 October 2013 11:12 #
      Пожалуйста, рад, что информация полезна.
  • +2
    DIRTYHEAD  30 October 2013 11:17 #
    Вот ещё очень хорошая инфа по плагинам от FabFilter, выделил для себя очень много полезного.
    www.youtube.com/playlist?list= …
    Можно и скачать
    files.mail.ru/7B2F2D5B34464927 …
    Надеюсь Вам пригодится, друзья ;)
    •  
      The Tobuta  30 October 2013 13:13 #
      уже выпустили ? норм
  •  
    SE  30 October 2013 13:11 #
    +1
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.