+
Software Profile Feed

Полезно почитать (мастеринг)

Теория

Звуковой спектр делится на три части – низкие, средние и высокие частоты. Границы частот можно обозначить следующим образом: низкие – от 10 Гц до 200 Гц, средние – от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц – высокие.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) – это самые низкие ноты, от которых резонирует комната. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) – это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) – здесь размещается почти весь ритм и аккомпанемент, это регистр гитары.

4) Средние средние (от 500 Гц до 2.500 Гц) – соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. В диапазоне частот от 200 Гц до 2.500 Гц самая информативная часть спектра.

5) Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух.

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) – это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей.

Для звукорежиссёра будет полезна следующая таблица, приводимая Робертом Дэннисом (Robert Dennis) из института звукозаписи Детройта (Recording Institute Of Detroit):



50 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра – большой барабан, томы и бас-гитара.

2. Уменьшить, чтобы избежать появления boom-эффекта и маскировки высших гармоник и увеличить «читаемость» басовых партий. Обычно используется в музыке с активной басовой линией, например в рок-музыке.

100 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.

2. Увеличить, чтобы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.

3. Увеличить, чтобы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.

4. Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

200 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить полноты партии вокала.

2. Увеличить, чтобы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).

3. Уменьшить, чтобы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.

4. Уменьшить, чтобы избежать гонгообразного звучания тарелок.

400 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.

2. Уменьшить, чтобы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).

3. Уменьшить, чтобы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

800 Гц

1. Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары.

2. Уменьшить, чтобы избавиться от «дешёвого» звука гитар.

1.5 кГц

1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.

2. Уменьшить, чтобы избежать «вялого» звучания электро- и акустических гитар.

3 кГц

1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.

2. Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.

3. Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.

4. Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.

5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.

6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

5 кГц

1. Увеличить для разборчивости вокала.

2. Увеличить, чтобы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).

3. Увеличить для получения более «пальцевого» звука бас-гитары.

4. Увеличить, чтобы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно рок-гитар).

5. Уменьшить, чтобы сделать звук партий, звучащих на заднем плане, более отдалённым.

6. Уменьшить, чтобы смягчить звук гитар.

7 кГц

1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металический звук).

2. Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.

3. Увеличить при работе с «вялым» вокалом.

4. Увеличить для получения более «пальцевого» звука бас-гитары.

5. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.

6. Увеличить, чтобы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

10 кГц

1. Увеличить для осветления вокала.

2. Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.

3. Увеличить, чтобы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок.

4. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.

15 кГц

1. Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).

2. Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.

3. Увеличить, чтобы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.



При мастеринге данную информацию не нужно воспринимать буквально, а использовать для ориентира, чтобы понимать, что происходит, когда мы воздействуем на определённую область частототного спектра.



Практика

Если вы пользуетесь многоканальным редактором, то удобно поставить в проект сразу несколько треков (например все песни альбома), а настройки плагинов для каждого трека сохранять в качестве пресетов. Так будет удобно переключаться между треками, чтобы их сравнивать. Очень полезно также импортировать в проект несколько композиций кого-либо из известных исполнителей, на саунд которых равняются заказчики вашей работы (я надеюсь, что вы не ставите себе цель изобрести собственный и неповторимый звук в домашних условиях). Затем включаем анализатор спектра: VST – в самом конце мастер секции, Stand-Alone – параллельно или с помощью программы виртуальных аудиопортов. Перед ним ставим максимайзер и с его помощью поднимаем громкость трека таким образом, чтобы она сравнялась с эталонной, выбранной вами композицией. Теперь сравниваем эти два трека на слух и с помощью аналайзера. Скорее всего, при той же самой громкости у эталона будет более яркий верх и упругий низ, не говоря о том, что в целом его звук будет красивей и насыщеннее. Для того чтобы приблизить наш трек к эталону, перед максимайзером ставим эквалайзер, с помощью которого будем облагораживать звучание (например Waves SSL, URS или T-RackS, а потом, когда будет подобрана полоса, его можно заменить на Q-Сlone с такими же характеристиками) и спектральный компрессор. Если изначально у трека частотная характеристика нормальная, то есть нет частотных завалов и его не надо «лечить», то обычно в таком случае на эквалайзере чуть поднимаются верхние частоты (hi-shelf boost) от 2–2,5 кГц и (bell boost) в районе 40–90 герц. Опустим средние частоты (bell cut) около 300 герц и сильнее самые нижние (low-shelf cut) от 40 герц. При этом придётся соответственно уменьшить (поднять) порог срабатывания максимайзера (threshold) или уменьшить выход эквалайзера. Вообще нужно сразу привыкнуть к тому, что манипуляции с одним прибором моментально отражаются на работе другого. Если нужно скорректировать какой-либо диапазон частот, действуем компрессором. Попробуйте ставить эквалайзер до и после компрессора. Максимайзер лучше всего отстраивать с самой громкой и энергичной композиции, чтобы в менее громких треках можно было уменьшать порог срабатывания компрессии. Конечно, всё это общие рекомендации и универсальных решений здесь быть не может. Главное – всё время помнить о том, что вся обработка в цепочке работает взаимосвязано. Нужно постоянно контролировать результат, в том числе и по приборам.

Как уже говорилось выше, если звучание кажется слишком сухим, можно попробовать применить реверберацию. Не забывайте, что при мастеринге ревербератор нужно ставить обязательно в разрыв (insert), чтобы избежать задержки сигнала и гарантировать более чистый, незамыленный звук. 

Полезно также периодически менять громкость воспроизведения, слушать в наушниках, а также давать ушам отдохнуть. По возможности делайте промежуточный миксдаун (bounce), чтобы прослушать его на различной бытовой аппаратуре. Ориентируйтесь на качественные, стилистически близкие записи известных исполнителей. Когда у вас начнут получаться похожие результаты, вы накопите определённый опыт и подметите много закономерностей в своей работе.

После того как желаемое звучание достигнуто, необходимо привести параметры файла к стандарту CD – 16 бит / 44100 Гц. Самый простой способ – поставить в конце цепочки обработки модуль дизеринга и пересчитать файл с нужными параметрами. Однако лучших результатов можно добиться отдельными утилитами – например Voxengo r8brain PRO. Для этого из программы-аудиоредактора нужно сделать боунс файла без изменения разрядности и частоты сэмплирования, затем пересчитать его в программе r8brain в 16 бит / 44100 Гц, установив наивысшее качество, затем открыть файл в звуковом редакторе и применить к нему дизеринг. Единственное, на что нужно обратить внимание в этом случае, при этом иногда поднимается уровень пиков в файле. Если подобное произошло, необходимо вернуться в проект и чуть понизить выходной сигнал в максимайзере, добиваясь, чтобы окончательный уровень в файле не превышал –0,2 Дб.

В заключение расскажу о том, как можно сделать мастеринг без контрольных мониторов. Конечно, нет никакой гарантии, что этот способ даст хороший результат, однако есть вероятность, что вам всё же удастся улучшить звучание фонограммы. Для этого воспользуемся замечательным плагином под названием Prosoniq Dynasone. Этот модуль специально разработан для мастеринга и содержит четырёхполосный компрессор-максимайзер, а также иксайтер и генератор субгармоник. Но самое интересное – наличие функции под названием «автомикс». С её помощью прибор аналирует входящий материал, затем сравнивает его с заложенными в нём эталонными частотными откликами и настраивает все параметры соответствующим образом. Делается это так: сначала нажимаем кнопку automix, а в выпадающем меню style выбираем название наиболее подходящего стиля, проигрываем самый характерный фрагмент трека (например припев) несколько раз и записываем положения всех регуляторов многополосного максимайзера. Выключаем кнопку automix, выставляем все параметры максимайзера так, как записали, следя за тем, чтобы параметр AMT находился в районе 3, а уровень GAIN не заставлял индикаторы пиковать, чуть добавляем refresh synt и energizer, в меню media select выбираем CD и делаем боунс. После этого можно нарезать трек на CD и прослушать его на какой-либо бытовой аппаратуре. Если обнаруживаются завалы частот или еще другие ошибки, подправить соответственно установки на Dynasone. Разумеется, серьёзно воспринимать такой мастеринг нельзя, однако, как говорится, «на безрыбье и рак – рыба». К тому же Dynasone – отличный мастеринговый плагин, способный помочь вам в дальнейшей работе.



P.S. В интернете по адресу http://the-gadget.narod.ru/mastering.html можно прослушать фрагменты нескольких композиций до мастеринга и после. Фонограммы записаны и сведены в одной из лучших студий США Firehouse Recording Studios. Мастеринг сделан автором этой статьи в домашних условиях.

полезно?

7 ▲
16 May 2011 9:17
Yuki Makoto

More

Comments

  •  
    Mr.SleeP  16 May 2011 9:21 #
    СПасибо ман это очень полезно.
    •  
      Yuki Makoto  16 May 2011 12:09 #
      пользуйтесь на здоровье)
  •  
    Gamma-Splash  16 May 2011 10:33 #
    отличный материал) один из не многих)) всё понятно и доступно для начинающих.)
    •  
      Yuki Makoto  16 May 2011 12:08 #
      пользуйтесь на здоровье!)
  •  
    Июль Июльский  17 May 2011 18:59 #
    Пожалуй в закладки... интересная инфа... тэнкс
  •  
    DJ Sunrise  17 May 2011 19:21 #
    В закладки..спасибо..
  •  
    Essential  17 May 2011 21:06 #
    Благодарю)Буду знать
    Непонятно только как Reverb на Insert
  •  
    SOLAR ICE  17 May 2011 21:36 #
    Отвечу тем кто проголосовал (я не согласен с тем что написано) таковых на этот момент 18.2%, Теория есть теория! Однако это не панацея от всех бед, а некий ориентир! Творчество в том и заключается, что бы придерживаться правил, тем не менее бывают моменты когда приходится их нарушать - естестна если это звучит лучше! И вообще, в мире нет ничего идеального!)
    •  
      NAMATRIA  22 May 2011 12:41 #
      то что ты написал абсолютно не относится к теме данного поста. Сведение и мастеринг как никрути своядтся к определённым правилам, и лишь соблюдая их, ты можешь что либо сделать.
  •  
    STUDIO2  17 May 2011 22:02 #
    В общем то ни чего нового не написано, но...как памятка, очень даже хорошо и понятно. Распечатать и на стенку прикрепить. И в процессе заглядывать. Понятно, что творчество- это главное, но надо же от чего то отталкиваться.
  •  
    RockMeister  22 May 2011 13:50 #
    Автор, ты мне скажи, на 64 бита панорама будет шире, чем 32?
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.