Sign up

+
Software Profile Feed

Как обрабатывают вокал в электронной музыке?

Какими плагинами и какой последовательности обрабатывается вокал в электронной музыке. Как делают плотный звук? Например, как в песне Инны  San is up. Кто подскажет. Жду дельных советов у профессионалов.

вопросительное
поп, хаус, транс, хип-хоп, джаз, блюз и т.д.
4 ▲
15 March 2011 16:57
Julia80

Comments

  • +21
    Polyphonica  15 March 2011 17:04 #
    Очень важно правильно записать вокал, ведь порой он требует минимальных обработок, и никогда не стоит думать в таком ключе: "ничего, после обработки будет лучше". Здесь большое значение имеет звукозаписывающий тракт. Базовой можно назвать следующую схему: микрофон -> предусилитель/микшер со встроенным предусилителем/канальный тракт -> звуковой интерфейс.

    Микрофоны

    Микрофоны бывают разных типов, - динамические, конденсаторные, конденсаторные с ламповым предусилительным трактом (далее - ламповые), ленточные и другие, но самыми распространенными являются динамические и конденсаторные. Динамические больше подходят для живых выступлений, на студиях же звукозаписи чаще используются конденсаторные, или ламповые. В бюджетных студиях часто используются и динамические микрофоны, как для записи инструментов, так и для вокала. Кстати говоря, качественный динамический микрофон, порой дает лучшие результаты чем дешевый конденсаторник. Немного о ламповых микрофонах. По-мнению их обладателей, имеют свой характерный теплый ламповый окрас, но ввиду их очень большой стоимости, и перспективы износа лампы, они не имеют широкого распространения среди бюджетных студий.

    Все типы конденсаторных микрофонов требуют питания, которое чаще всего осуществляется через схему называемую "фантомной". Фантомное питание осуществляется непосредственно через XLR-шнур, и зачастую равно +48 V. Конденсаторные микрофоны за счет своей более сильной чувствительности лучше передают все нюансы речи и пения. У конденсаторных микрофонов, на борту имеется своя собственная схема предусиления, будь-то транзисторная или ламповая, но тем не менее, аудио сигнал необходимо усилить. Это осуществляется при помощи предусилителей.

    Предусилители

    Часто они бывают встроены в звуковые платы или микшеры, но такой вариант, как правило, не устраивает профессиональных звукорежиссеров. Среди них большое распространение имеют так называемые канальные тракты (англ. - channel strip). Это, чаще всего выполненный в рэковом варианте, прибор для обработки голоса, включающий в себя предусилитель с фантомным питанием, блок динамической обработки, и другие блоки в зависимости от фирмы, модели и категории. Но следует отметить, что если вы не занимаетесь радиовещанием или концертной деятельностью, вам хватит классического предусилителя, без множества блоков обработки, исключением является наличие бортового компрессора, пусть даже с одним параметром - этого хватит для предварительной компрессии: чтобы не сильно понижать уровень записи, но при этом и не записывать перегрузы. Важно понимать, что записанный материал, подвергнутый предварительной обработке в тракте, нельзя вернуть в оригинальный вариант. Если сильно пережал, вряд ли удастся качественно вернуть динамику используя экспандер (или компандер) - компрессор, работающий в обратном направлении. Сигнал, превышающий уровень 0 dB, не распознается, и не оцифровывается АЦП звуковой карты, ведущей запись в 24-битном режиме (при любой частоте дискретизации). Поэтому, все, что превышает 0 dB, срезается, и поэтому разумно вести запись на "безопасной громкости" -6 -3 dB, либо использовать предварительный компрессор или лимитер, встроенный в предусилитель или канальный тракт, либо выполненный в отдельном блоке. Очень большое значение имеет звуковой интерфейс, производящий оцифровку аналогового сигнала.

    Звуковые интерфейсы

    В звуковом интерфейсе, самую важную роль играют АЦП/ЦАП преобразователи. Они отвечают за то, какого качество будет звук. Все остальные набортные схемы, несут опциональный характер. Современные звуковые платы, ведут запись в 24 бит, 96 кГц. Но это не является определяющим параметром, т.к. почти все более-менее "про" карты обладают этими параметрами. Само качество АЦП/ЦАП преобразования - элемент непосредственно влияющий на то, какой у вас будет звук. Поэтому никогда не стоит экономить на звуковой карте. Типов взаимодействия звуковых интерфейсов с персональным компьютером существует три - посредством usb-интерфейса, firewire, и pci-шины на материнской плате ПК. Наиболее предпочтительным интерфейсом среди профессионалов является firewire. В принципе, на качество звука интерфейс подключения никак не влияет, т.к. выполняет функцию передачи цифрового звука, который передается в виде сэмплов - маленьких кусочков цифрового потокового звука. Кол-во передающихся сэмплов в минуту называется длиной буфера. Чем меньше длина буфера, тем длиннее сэмплы, следовательно большая нагрузка на процессор, и при его перегрузке возникают так называемые щелчки - паузы между сэмплами, вследствие того что процессор не успевает их обработать. Увеличение длины буфера уменьшает нагрузку на процессор, но подводным камнем в данном случае является задержка (англ. - latency). Т.е. процессор работает как бы наперед, сначала обрабатывает сэмплы, а только потом передает их на ЦАП, в следствии этого возникает задержка. При работе со звуком в секвенсоре, задержка не особо мешает, но при игре вживую она является неприятным фактом. Возвращаясь к теме об интерфейсах подключения, следует отметить, что usb-шина имеет жесткое ограничение по скорости передачи и объему данных, что сказывается на времени задержки. Firewire и PCI-шина имеют более высокие пропускные способности. Некоторые звуковые карты имеют на борту DSP (Digital Signal Processor), микропроцессор, предназначенный для цифровой обработки сигналов. Плюсом наличия DSP, является то, что цифровой сигнал обрабатывается внутри микропроцессора звуковой карты, посредством встроенных алгоритмов, параметры которых задаются на специальных vst/dx плагинах, предназначенных для данной карты. Это существенно снижает нагрузку на ПК, позволяет в реальном времени подмешать, скажем, ревера на голос вокалиста, и прочее.

    Запись

    При записи большое значение имеет помещение, в котором она ведется. Хорошо заглушенная комната, будь то одеяла или ковры на стене, или современные звукопоглощающие и звукоизоляционные фирменные покрытия, очень сильно облегчит обработку голоса, сведя ее к разумному минимуму. Но абсолютно "глухая комната", если она вообще может теоретически существовать, даст очень сухой и мертвый звук. Из этого следует что любое помещение характерно "звучит", и это отнюдь не плохо, это также является своего рода обработкой. Записывать лучше всего при уровне -6 -3 dB, как уже было сказано выше. Некоторые мои начинающие коллеги, часто задаются вопросом, писать в моно или стерео?

    Моно или стерео?

    Итак, если у вас один микрофон, значит одна мембрана, то бишь сигнал моно. Будете вы его писать в моно или стерео режиме, разницы никакой нет. Разумнее будет писать в моно, ради элементарного экономия места на жестком диске, т.к. стерео запись это просто два абсолютно идентичных сигнала в левом и правом канале, отсюда - размер файла в два раза больше. Другое дело - запись со стереопары. Стереопара - два микрофона. Конечно, если вокалист один, какой толк от двух микрофонов спросите вы. Расположение микрофонов может быть разное, но идея заключается в том, что один из микрофонов "снимает комнату", т.е. пишет звучание помещения. Этот метод разумно использовать при записи различного вида академического пения, в больших залах, со своей уникальной акустикой. Также стереопарами пишут музыкальные инструменты.

    Скрим, гроул, и просто крик

    Запись громкого вокала - очень деликатный момент. Легко можно получить перегруз если не используется компрессор или лимитер, либо если используется - чрезмерно пережатый голос. Профессиональные вокалисты знают, что если они собираются перейти на скрим, то нужно слегка отдалиться от микрофона, в зависимости от мощности голоса. Тот же прием используется при живых выступлениях, вы наверное замечали как певцы отдаляют микрофон при громком исполнении, либо постепенно отдаляют имитируя затухание. Хотя очень часто рок-вокалисты пренебрегают этим, в случае если специально нужен эффект дисторшена. Как бы то ни было, если речь идет о студийной записи, разумнее записывать без перегрузов, т.к. любой эффект всегда можно добавить при пост-обработке.

    Бэк-вокал, дабл-трэки, атмосфера

    Чистый вокал, без всякого рода добавочных дорожек очень редко используется в современной музыке. Для легкого восприятия, типы добавочных дорожек можно разделить на бэк-вокал, дабл-трэк, и атмосферу. Бэк вокал (англ. - background vocal), как ясно из названия, является вокалом "заднего плана". Используется для подчеркивания конкретных слов, обычно исполняется одновременно с основным голосом. Бэк-вокал можно записывать в двух экземплярах (дабл-трэк), как можно более идентичных, для последующего распределения по панораме - в левый и правый канал. Этим решаются две задачи: предотвращение конфликтов с лидирующим голосом (который обычно находится в центре), и отдаление на задний план. Дабл-трэком (англ. - Double Track - Двойная Дорожка), прописывают лидирующий вокал или бэк-вокал. Двойным, тройным, или даже четверным трэком чаще всего записывается припев, для его выделения и подчеркивания. Различного вида голосовые эффекты - шепот, крик, речь на заднем плане и т.п. называют атмосферой, используется для создания атмосферы трэка, для передачи всех переживаний и эмоций. Здесь правил никаких почти нет - это дело фантазии артиста.

    Обработка

    Итак, голос записан, пришло время его предварительно обработать, для последующего сведения. Важно понимать, что человеческий голос в музыкальном произведении является таким же инструментом как гитара, пианино или орган. И если вы имеете проект инструментала, разумно будет обрабатывать голос непосредственно в проекте, нежели смешивать с готовым wav-файлом. Профессиональные продюсеры не редко используют такой метод: сначала вокал записывается на так называемую "рыбу" - обычно ритм-секция, без инструментального наполнения, скелет трэка, а уж затем, строят музыку вокруг голоса. Это помогает избегать конфликтов уже на стадии "зачатия". Очень часто инструменталы написаны таким образом, что голос туда уже ну никак не вписывается - огромное кол-во конфликтов, "забитая середина" это основные ошибки продюсеров. При таком раскладе приходится активно работать эквалайзером и мультибэндовым компрессором, освобождая спектр для вокала, при этом существенно страдает картина инструментала. Если же у вас имеется проект, это существенно облегчает задачу, подробнее об этом смотрите в разделе сведение.

    Лидирующий вокал

    Итак, начинаем обработку с лидирующего вокала. Многие сразу включают соло-режим, и допускают ошибку. Абсолютно неважно как звучит голос отдельно, важно то, как он звучит в миксе. Поэтому всю обработку и сведение желательно делать в миксе. Не редко бывает, что голос без пост-обработки и сведения звучит тихо, и когда вы работаете в миксе, очень тяжело улавливать какие-то изменения. Поэтому первое, что я делаю, это нормализую голос до 0 dB. Забавно, но иногда, в случае если голос в соло звучит чисто и прозрачно (если у вас очень хорошие и дорогие микрофон и внешние приборы), то большая часть так называемой обработки голоса сводится к освобождению спектра и избегания конфликтов в инструментале, за небольшим исключением. Но это отдельная тема, и про нее можно много писать, а в этой статье речь идет преимущественно о вокале. А что же делать, если мы не имеем проекта? В этом случае все проще. Можно просто слегка прибрать громкость инструментала, тем самым голос относительно минуса станет громче. Либо можно при помощи мультибендового компрессора поработать с серединой, как было описано выше. Итак, если голос теперь нормально слышно, значит можно начинать работать. Если в звукозаписывающем тракте вы не вырезали все что ниже 60 или 80 Гц - сделайте это. Очень редко встречаются люди, которые могут издавать звуки ниже 60 Гц. А если нет никакой разницы, зачем платить больше? Ниже 60 Гц может быть какой-нибудь посторонний шум - гул помещения, случайно задетая вокалистом стойка, и т.д. и т.п. В учебнике по физике за 10-й класс написано, что диапазону человеческого голоса соответствует интервал частот от 70 до 10 000 - 12 000 Гц. Ну, 12 000 это пожалуй не предел, но я смело режу все что от 16 000, поскольку в этом районе действительно ничего полезного нет, наоборот, чаще всего после границы в 16 000 Гц и до конца располагаются всякие артефакты речи. Далее, если не использовался внешний компрессор, то запись на осциллограмме наверняка выглядит очень неровно, самое опасное - сильные всплески громкости. Поэтому разумно провести предварительную компрессию, то что по идее делается на внешних блоках , еще перед тем как сигнал попадет на АЦП звуковой карты. Для чего это делать, я попытаюсь объяснить.

    Предварительная компрессия

    Цель предварительной компрессии - избавиться от сильных всплесков громкости, слегка пригладить картину осциллограммы. Целью предварительной компрессии не является уменьшить динамический диапазон и уплотнить запись, а всего лишь избавиться от резких скачков в громкости, которые впоследствии сильно испортят картину. Поэтому значение threshold небольшое (-4 -5 dB), так как мы не хотим "зацепить" ничего, что ниже средней громкости записи. Все что выше этого значения компрессор расценивает как слишком высокую громкость, и начинает работать. Ratio ставим больше, примерно от 5:1 до 10:1, чтобы компрессор не стеснялся понижать уровень, даже если придется понизить на 10 дБ, в зависимости от силы всплесков. Attack и release как можно меньше, чтобы компрессор успевал оперативно срабатывать. Обычно, только для этого и используются внешние компрессоры, за исключением того, если вы ведете радио эфир. Почему? Потому что как уже было сказано, вся обработка, выполненная на внешних блоках, не обратима, поэтому желательно и что немаловажно - удобнее, не делать никаких значительных обработок в тракте.

    Эквализация

    Если у вас хороший микрофон, с относительно ровной АЧХ, то эквализация практически не требуется, за исключением среза всего что ниже 60 - 80 Гц (если только это не битбокс). Рекомендую посмотреть АЧХ вашего микрофона в его паспорте или мануале. У некоторых микрофонов бывают подъемы на разных частотах. Иногда эти подъемы имеет смысл прибрать эквализацией, но в первую очередь слушайте как все звучит в миксе. Эквализация голоса это очень щекотливый момент, легко можно получить неестественный звук. Поэтому прежде чем эквализировать, задумайтесь, с какой целью вы собираетесь это делать. Добавить голосу прозрачности или теплоты можно другими способами. Один из них это сатурация.

    Сатурация

    Сатурация (англ. Saturation - Насыщенность) - процесс обогащения спектра гармониками. Но слух это можно определить как добавление звонкости, яркости, прозрачности. Сатуратор, как и эксайтер, добавляет новые гармоники, тем самым насыщая звук, в отличие от эквалайзера, который может только повысить громкость уже существующих. Для голоса, такой тип обработки, казалось бы, неприменим, т.к. происходит значительное изменение звука, и тем самым мы теряем естественность. Но, спешу отметить, что многие микрофоны имеют свой характерный звук, так называемое "подкрашивание", которое вносится на предусилительной схеме микрофона, что в какой-то степени делает и сатуратор. Ту же функцию выполняют и ламповые предусилители и внешние эксайтеры на канальных трактах. Поэтому я считаю разумным использовать сатуратор, если звук после этого становится лучше. Каким образом делать сатурацию? Насколько сильно подмешивать? Каким плагином пользоваться? Я попытаюсь ответить на эти вопросы. Начнем с плагинов. Их может существовать большое количество, разных фирм и с разными названиями. Но что у всех сатураторов общее - это две полосы - низкочастотные и высокочастотные гармоники. Например, рассмотрим плагин от фирмы PSP - MixSaturator. Сразу обратим внимание на две секции - bass и treble, и на их параметры. Freq - выбор частоты на которой будет происходить сатурация. Следует отметить, что сатурация происходит не только на этой конкретной частоте, а как бы в ее районе, на подобии параметрического эквалайзера, у которого всегда существует ширина полосы. Вторая ручка warmth на секции bass, и compress на treble, выполняют одну и ту же функцию - компрессируют сатурированный сигнал. Чем больше - тем плотнее сатурация. Adjust - громкость сатурированного сигнала. Сатурацию лучше делать на слух, каких-то популярных настроек я приводить не буду, т.к. для каждого голоса и стиля исполнения они свои. Единственное - могу дать совет как легче подобрать настройки: слегка добавьте adjust, т.е. повысьте уровень сатурации, чтобы ее стало лучше слышно, затем медленно пройдитесь по всему спектру крутя ручку freq, пока не найдете самую оптимальную частоту, затем потихоньку прибавляйте warmth или compress в зависимости от полосы. Процесс сатурации является психоакустическим эффектом, и предназначен в большей степени для баса, и других инструментов, и в меньшей степени для голоса. Поэтому использование сатуратора или эксайтера для голоса не всегда приемлемо. Но, как уже было сказано, если звук после его использования становится лучше, то почему бы собственно и нет?

    Компрессия

    Компрессия... Как много в этом слове. Пожалуй, это самое гениальное, и самое спорное изобретение в мире музыки. Без него сейчас ничто не обходится, даже совсем еще зеленые продюсеры, не знающие, для чего он нужен и как работает, все равно обязательно включают его в цепь, чисто для галочки, потому что так все делают. Существуют также противники компрессии, они в своем сведении отказываются от применения компрессора, своеобразная музыкальная акция протеста, либо просто попытка выделиться. Так что же делает компрессор? Компрессия - процесс, при котором компрессор компрессирует звук. А если быть точнее, работу компрессора можно описать следующим образом. Если уровень звука, поступающий на вход компрессора превышает пороговое значение, которое устанавливается пользователем (threshold), то компрессор в этот момент срабатывает, и понижает громкость сигнала с силой равной степени компрессии (ratio). То, с какой скоростью сработает компрессор, и как скоро он вернет изначальный уровень громкости, напрямую зависит от значений атаки и релиза (attack, release) соответственно. Например, установки компрессора следующие: threshold: -4dB, ratio: 3:1, attack: 5 ms, release: 20 ms. Итак, на вход компрессора подается сигнал, который в какой-то момент превышает уровень -4dB, и компрессор срабатывает. Если сигнал равен -1 dB (т.е. превышает порог на 3 dB), то компрессор понизит громкость до 1 dB, соответственно значению ratio. Компрессор начнет работать немедленно после того как будет зарегистрировано превышение порога, и в течении 5 миллисекунд будет понижать уровень. После того как входящий сигнал перестанет превышать порог, компрессор вернет громкость в изначальное положение в течении 20 миллисекунд. Все эти процессы происходят очень быстро (представьте себе, что вы можете сделать за 5 миллисекунд?), и при недостатке опыта очень трудноуловимы человеческому уху. Но с опытом вы начнете слышать компрессию. Но как же делать компрессию голоса? Самое глупое, что я слышал было: "Компрессировать надо так, чтобы даже если ты очень тихо шепчешь, было слышно также громко, как если бы ты кричал". В жизни так не бывает! Конечно, из обработки голоса много чего в жизни не бывает, но главная задача звукорежиссера при обработке голоса - это сделать все манипуляции как можно менее заметными и как можно более естественными. Голос это тот звук, который мы слышим чаще всего в своей жизни. Мы без труда узнаем по телефону своих друзей, замечаем изменения в их голосе если они простудились, чувствуем их настроение, волнение, уверенность и т.д. и т.п. Поэтому любые изменения голоса при обработке очень легко заметны, и при злоупотреблении эффектами голос звучит неестественно, и мы не воспринимаем его как человеческий голос вообще. Т.е. мы конечно знаем что это поет человек, но наше подсознание отвергает его, поэтому портится общее впечатление от трэка в целом. Поэтому идеальную компрессию нужно делать так, чтобы ее не было заметно. Можно использовать такой метод: делаем легкую компрессию при большом значении threshold, когда явно слышно как работает компрессор, настраиваем attack/release, ratio, затем медленно поднимаем threshold до того момента когда компрессии уже почти не слышно, при этом судя по индикаторам - она происходит.

    Максимизация

    Максимизация - повышение общей громкости при мастеринге. Принцип работы максимайзера очень схож с компрессором. Максимайзер является прибором динамической обработки, и состоит из лимитера и простого усилителя сигнала. Лимитер - тот же компрессор, но в отличии от компрессора, задача лимитера - избежать клиппинга, т.е. превышение уровня сигнала значения 0 dB. Простой лимитер устроен так: порог лимитера обычно 0dB, ratio бесконечность:1 (то есть каким бы по мощности не был уровень сигнала, лимитер понизит его до значения 0dB, все что ниже - лимитер не тронет), атака и релиз у лимитера минимально возможные, поскольку для лимитера важно немедленно предотвратить превышения порога, и так же немедленно вернуться изначальное положение, дабы избежать искажения фонограммы. Т.е. проще говоря, максимайзер это тот же лимитер, только с финальным усилением сигнала. Из этого можно сделать вывод, что задача максимайзера - повышение уровня сигнала до максимально возможного значения (без значительного искажения звука). Одно из отличий максимайзера от лимитера в том, что многие максимайзеры имеют функцию "заглядывания вперед" (look-ahead). Она заключается в том, что максимайзер следит за тем, какой будет уровень сигнала за некоторое время вперед, чтобы избежать прохождения порога, резкого всплеска уровня, поэтому вносится небольшая задержка. Но ведь можно просто поставить низкое значение атаки на лимитере, скажите вы. Да, но очень резкое понижение уровня слышится как некий разлом, про него часто говорят как искаженный или пережатый звук. А при "заглядывании вперед" максимайзер заранее плавно начинает понижать уровень, избегая тем самым разломов. Итак, зачем же применять максимизацию для голоса, тем более, когда он уже компрессирован? Есть простая причина этому. Компрессор сужает динамический диапазон, делает громкие звуки тише, а тихие громче, так? После компрессии, иногда голос звучит не достаточно громко по сравнению с фонограммой. Повышение плотности компресии может решить эту проблему, но не стоит жертвовать динамикой ради громкости. Для этого и есть максимайзер. Чтобы повысить уровень до максимально возможного, не внося значительных изменений в динамику.

    Реверберация и дилэй

    Реверберация

    Думаю, все знают, что такое реверберация - многочисленные повторения звука отраженные от окружающих предметов, но не путайте реверберацию с дилэем. В принципе, реверберация и дилэй это одно, и тоже, разница только во времени между повторениями, и их количестве. При реверберации число повторений очень велико, и промежутки времени между ними ничтожно малы, поэтому звук как бы "смазывается". При дилэе, число повторений невелико, и промежутки времени намного больше. В природе мы не слышим звуки без реверберации и незначительного дилэя. Эти явления есть почти всегда, за исключением студийных помещений, где стены покрыты звукопоглощающими материалами. Но эти условия являются неестественными, так сказать лабораторными. Поэтому на голос, да и на все звуки, желательно всегда применять реверберацию, и иногда дилэй. Реверберация для голоса всегда подбирается на слух, и в зависимости от стиля, характера исполнения и от многих других факторов. Чем больше реверберация, тем дальше воспринимается источник звука на слух. Давайте рассмотрим основные параметры реверберации. У разных приборов реверберации бывают разные параметры, но есть основные, которые почти всегда присутствуют в любом ревербераторе. Начнем с типов помещения. В разных ревербераторах, бывают разные типы помещений, но самые основные это hall (зал) - имитация большого помещения; room (комната) - небольшого помещения; live (сцена) - имитация сцены, хорошо подходит для солирующих инструментов, а также для голоса, если он является приоритетным инструментом в произведении; plate (пластина) - имитация имитации реверберации (металлические пластины подвешенные под напряжением), как ни странно очень хорошо подходят для голоса, т.к. имеют плоский и линейный звук; chamber (эхо-камера) - еще одна имитация имитации, комната в которой на стенах располагаются различные отражающие материалы; gate - резко прерывающаяся реверберация, хорошо подходит для барабанов; reverse - дает интересный эффект реверса. Каждый тип помещения имеет свои характеристики соответственно названиям. Но применительно к вокалу больше всего подходит plate, иногда live или hall. Реверс дает очень интересный эффект, который часто применяют в фильмах, и иногда в музыке. Это когда реверберация инвертирована, а основной сигнал остается неизменным. Эффектно смотрится перед началом вокальной партии, голос как бы плавно появляется. Такого же эффекта можно добиться инвертировав исходный сигнал, применить к нему обычную реверберацию, и развернуть обратно. Исходный сигнал идет в правильном направлении, а вот реверберация задом наперед. Параметры реверберации обычно не вызывают непониманий, но можно описать самые основные. Dry/wet - соотношение эффекта и сухого звука, diffusion - растворение, расплывчатость реверберации, early reflection level/predelay - ранние отражения звука, high cut/low cut - срез высоких или низких частот (разные материалы имеют разные коофициенты поглощения тех или иных частот, срез высоких частот отдаляет звук на задний план), reverb time - время затухания реверба, size - объем помещения. Интересный эффект дает применение двойной реверберации одновременно - с небольшим и в 2 раза большим временем затухания (например plate + hall).

    Дилэй

    Дилэй, как реверб, имитирует отражения звука, но в естественных условиях дилэй встречается реже чем реверб, поэтому и применяют его для голоса реже чем для инструментов. Область применения дилэя - подчеркивания конкретных слов или фраз, бэк-вокал, дабл трэки и т.д. Основные настройки дилэя это соотношение dry/wet, feedback - затухание повторений, time - время между повторениями. Обычно время между повторениями всегда задается в соответствии с темпом проекта, за редкими исключениями, иначе повторения начинают диссонировать и сбивают с темпа. Интерессных результатов можно добиться стереопанорамированием дилэя, обработкой повторений различными фильтрами и эффектами.

    Бэк-вокал

    Также как и лидирующий, бэк-вокал и дабл-трэки подвергаются динамической обработке. В большинстве случаев она аналогична лидирующему, за исключением плотности компрессии, которую можно повысить для более подчеркнутого звучания. В отличии же от лидирующего, бэк-вокал, является вокалом заднего плана, поэтому его всячески отдаляют - будь то повышение уровня реверберации, или же небольшой срез высоких частот. Также на бэк-вокал можно добавить побольше дилэя. Если бэк-вокал исполняет тот же артист, что и лидирующий, то в этом случае могут возникнуть частотные конфликты, попросту говоря дорожки, тонут друг в друге. Вообще, частотные конфликты решаются разными способами - эквализацией, многополосной компрессией, но в случае с голосом, наиболее подходящим считаю панорамирование. Если бэк-вокал записан в двух дублях, то самым простым способом устранить конфликты будет распределить две дорожки по панораме - одну в правый, а другую в левый каналы. В случае, когда бэк-вокал записан в одном экзэмпляре, можно воспользоваться стерерасширителем. К примеру Waves Doubler, очень хорошо справляется с этой функцией. Он создает несколько копий исходного сигнала, вносит между ними небольшую задержку (т.е. каждая копия чуть-чуть запаздывает) и распределяет их по панораме. Также возможна коррекция питча, и частотная фильтрация. Чем больше отличаются копии друг от друга, тем объемнее звучит конечный результат. Если же просто скопировать исходный сигнал без изменений и развести по панораме, то произойдет просто увеличение громкости в два раза.

    Сведение

    Итак, после того как все голосовые дорожки обработаны можно приступать к сведению. В принципе, если вся обработка происходила в режиме микса, то основная работа по сведению уже выполнена. Т.е. голос уже должен звучать четко и прозрачно. Единственно, что может происходить это перекрытия спектров, или так называемые частотные конфликты. Любая электронная или живая музыка всегда стремится передать, как можно больше реалистичности и живости игры. Поэтому представьте себе живое выступление группы, в котором вокалист стоит по центру, а прямо за ним гитарист, барабанщик, и клавишник. Странная ситуация, не правда ли? Обычно все музыканты располагаются по сцене каждый на своем месте, и никто никого не перекрывает. Тоже самое происходит и в электронной музыке, когда инструменты неправильно панорамированы. Поэтому при сведении, полезно представить себе живое выступление, и предположить где будет находиться тот или иной инструмент (музыкант с инструментом). Проведя простое панорамирование, можно решить почти все конфликты. Вокалист обычно находится в центре, барабанщик прямо за ним, все остальное по бокам. Зная два простых правила, о панорамировании и о том, что тем глубже реверберация, чем дальше находится инструмент, можно построить трехмерную картину расположения музыкантов на сцене. После такой обработки музыка кажется очень живой и реалистичной. Иногда бывают ситуации, когда частотный диапазон, в котором звучит голос, сильно забит инструментами, и панорамирование не до конца решает проблему. В этом случае можно поступить таким образом: у инструментов, которые играют в среднем диапазоне, слегка (1-2 dB) вырезать частоты которые могут конфликтовать с голосом - в районе 600 - 700 Гц. Также можно слегка прибрать их громкости, но для того чтобы не потерять картину инструментала - компенсировать понижение громкости более плотной компрессией. При этом желательно вообще не трогать ритм и бас.

    Часто неопытные звукорежиссеры спрашивают как сделать голос как у того или иного исполнителя. Они считают, что есть какой-то секрет в его обработке. И правда, порой приходится удивляться чистоте и приятному тембру голоса исполнителя. Но это, ни что иное как его собственный натренированный голос, грамотная работа с бэк-вокалом, дабл-трэки и т.д. Обработка здесь ни при чем, и никакого секрета нет. Удачи вам!
    •  
      AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  15 March 2011 19:29 #
      Впастив такую телегу, надо было и автора указать, хотя бы.
    •  
      MooG  21 March 2011 23:31 #
      девушка наверное пожалела что спросила)) ха-ха-ха
      •  
        Julia80  27 March 2011 21:15 #
        Нет, не пожалела. Сижу все читаю постепенно и благодарю за полезную инфу.
        •  
          MooG  27 March 2011 21:17 #
          :)
    •  
      Julia80  27 March 2011 21:14 #
      Спасибо. Хорошая инфа.
      •  
        Polyphonica  27 March 2011 21:25 #
        Незачто) Я извиняюсь что не указал источник.
  •  
    PS Pro  15 March 2011 17:17 #
    Полезная инфа! Спасибо!
  •  
    Mals  15 March 2011 17:38 #
    вокал обрабатывается Автотюном, чтобы убрать малейшие лажи по тональности, та же он лимитизируется, что бы не было тихих и громких слов (слогов), чтобы всё было на одном уровне. реверб дилей и др по вкусу
    •  
      Mals  15 March 2011 17:41 #
      эквализация за частую тоже нужна
    •  
      Namynnuz  15 March 2011 19:08 #
      Тюнеры наоборот частенько пользуют для придания вокалу некоторой грязи исполнения. Если ты уберешь малейшие огрехи, вокал станет абсолютно неживым и невкусным.

      Нужен не лимитер тогда, а нормализатор. Вообще, нормальная певичка сама неплохо управляется динамикой собственного голоса.

      Если вокал обычный, без вокодера и иже с ним, при наличии нормальной аппаратуры, эквализировать там тупо нечего. Если только деэссером немного пройтись.

      А вот дабл-трек - это нужное.
    •  
      Orchestra de Bajkonur  28 March 2011 13:44 #
      нормальный вокалист споёт без лаж, а насчёт громких и тихих слогов как так? как же динамика??? это же очень важно...
      • +1
        Julia80  28 March 2011 17:45 #
        Любой вокалист лжет, ты уж мне поверь! Динамику сохраняя нужно все равно поправлять вокал. Не каждый вокалист имеет во рту компрессор)))
  •  
    AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  15 March 2011 19:34 #
    Юль, самая лучшая обработка - это её отсутствие. Если есть возможность записать хорошо (хороший микрофон и тракт) - то это самое лучшее, что можно сделать.
    Именно из постобработок - эквалайзер (мб ещё и эксайтер), компрессор, реверб в посыле.
    Всё остальное уже будет портить... хотя, всё зависит от конкретных целей.
    Ещё одна небольшая рекомендация: очень хорошо писать вокал двумя микрофонами сразу (основной - конденсаторный, и близкий, желательно, динамический, с запасом громкости (типа аудикс ом7)). В миксе (при подгонке по фазам) результат будет просто отличный.
    • –2
      Namynnuz  15 March 2011 19:50 #
      Два мика.. Эдакая параллельная компрессия через жопу :)
      • +2
        AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  15 March 2011 22:33 #
        Через вашу, уважаемый?
        К параллельной компрессии то, как я пишу, не имеет никакого отношения. Так можно писать при любом сетапе. Конденс. микрофон даёт основной сигнал, а динамический будет создавать "эффект близости", регулироемо при сведении.
        •  
          Namynnuz  16 March 2011 19:49 #
          А по моему довольно забавно.
          • –2
            AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  20 March 2011 18:42 #
            Через вашу жопу забавно?
            Что я здесь делаю?
            • +1
              Namynnuz  22 March 2011 9:52 #
              Сидишь на жопе, есессно.
              • –1
                AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  22 March 2011 20:37 #
                Опять на твоей? Не тяжело?
                •  
                  MJ-PIA  22 March 2011 21:28 #
                  AktraiZ3r забей на троля
                  Ксати при использовании двух микрофонов отменное стерео !
                  •  
                    AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  22 March 2011 21:43 #
                    Для записи стерео можно взять подобранную (!) пару, но лучше использовать стерео-мик - с двумя капсюлями в одном корпусе - типа этого: 8not.ru/catalog/studio/index.p …. Правда таких, наверно, в России нет вообще))).
                    •  
                      MJ-PIA  22 March 2011 22:11 #
                      с двумя капсюлями в одном корпусе не будет лучше чем с двумя капсюсями на растоянии, слишком тесное расположение капсюл не даёт должного эфекта, -муть, кайфа нет. Две капсюлы на расстоянии -микрофон-пушка!
                  • –1
                    Namynnuz  22 March 2011 22:23 #
                    Невероятно, ты прямо прогрессируешь на глазах..
    •  
      Julia80  15 March 2011 20:15 #
      Я тот (Нади) микрофон близко ставлю и аттютиатор на 0 ставлю. На -10 и -20 может нужно ставить? А то вокал как-то с перегрузом что-ли записывается. Как-то неестественно получается, хоть и убавляю вход и выход предусилителя.
      • +1
        AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  15 March 2011 22:39 #
        В среднем, при средней подаче))) микрофон желательно ставить 20-25 см, и располагать диафрагмой под углом ~30 градусов (соответственно так, чтобы микрофон дифрагмой был направлен на рот). Это избавляет от большинства придыханий и взрывных))) согласных.
        Уровень перегрузки смотри по входному и выходному уровню преда. Если это невозможно увидеть по нему, то ставь заранее низкие уровни, и пиши в куб с низкой громкостью, но, например, в 24 бита. Это даёт запас по софтовому гейну на 48 дБ.
        •  
          Julia80  16 March 2011 17:55 #
          Перегруз не в записи получается, а в внутри аудиофайла. Не могу объяснить. Вокал с нелегким перегрузом))) Перегруз скорее всего от лампы идет. Когда я поставила систему плагинов Antares Avox, у него есть плагин, имитирующий ламповую сатурацию, звук очень похоже на него, если довольно сильный перегруз поставить. Вроде я объяснила как могла))) Когда отдаляешься от микрофона, уже вокал кажется далеко. И в миксе не сидит, кажется уже за миксом. И какое-то эхо добавляется. Скорее всего эхо комнаты. Поэтому я пишу близко, ин и оут предусилителя совсем немножко открываю, поэтому и свой голос через наушники не слышу. Потом только слушаю запись. И это очень трудно. Где-то я неправильно делаю, но где? Вот незадача
          •  
            AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  20 March 2011 18:44 #
            Так... давай ещё раз...
            Микрофон нади... куда он втыкается? В отдельный пред, или в интерфейс с предом?
            •  
              Julia80  20 March 2011 19:39 #
              Он втыкается на предусилитель (микрофонный тройной разьем XLR вроде так называется), оттуда беру не из XLR, а просто из линейного выхода и втыкаю на линейный вход звукокарты. Ставлю Гейн +20 (усиление) звука. А к наушнике подаю звук из общего выхода (Мастер секции Кубейса). А что такое интерфейс с предом? Как это понять? Чем отличается от отдельного преда?
              •  
                AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  21 March 2011 12:00 #
                Ясно всё.
                Интерфейс с предом - это, чаще всего, внешняя зв. плата со встроенным микрофонным предом и фантомом. Очень удобно.
                В кубе во время записи ты сразу слышишь перегруженный звук? Если так - то надо уменьшить gain преда. Если пред типа арта, то у него ещё может быть Drive (или Overdrive, т.е. перегрузка), который, тоже, лучше уменьшить.
                Какая у тебя звуча, Юль?
                •  
                  Julia80  21 March 2011 16:38 #
                  У меня не очень уж хорошая звукокарта. Внутренняя. X-Fi Soundblaster. Я его брала за то, что поддерживает Асио драйвер. Работать можно, меня пока устраивает. Пред точно Арт. Но вроде овердрайв или драйв нету. Вот он такой www.pop-music.ru/bigimg/362000 … Я его на теплый вокал или на теплый вокал с компрессором ставлю.
                  •  
                    AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  22 March 2011 0:56 #
                    1) Отключи в иксфае +20
                    2) На преде поставь FLAT
                    3) уровень входа поставь где-то на 30 дб (мне, например, на NT1A и CX112 хватает такого уровня до перегруза при громком вокале) и выхода - около 0, не больше. Т.е. нажимаешь кнопку "+48" и кнопку "+20" на преде, Input где-то на 8 часов, Output на 12.
                    4) во время записи следи за тем, чтобы зелёный индикатор (под стрелкой) не загорался красным (это и есть перегруз), и чтобы стрелка не заходила в красную зону.
                    5) Завтра рассказываешь результаты))).
                    •  
                      Julia80  22 March 2011 12:44 #
                      Если я поставлю Флат, то мягкость лампового перегруза пропадет же... Или его можно восстановить с помощью плагинов для сатуратора? Попробую и попозже отпишусь. спасибо за советы!
                  •  
                    AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  22 March 2011 0:58 #
                    Кстати, Voicing, это и есть, по сути, сатурация, или, управляемый овердрайв.
                    •  
                      Julia80  22 March 2011 12:50 #
                      Еще вопрос, аттюнатор 0, -10, -20 во время записи вокала следует ли включать? Как ты сам работаешь?
        •  
          Max Yesakov  27 March 2011 1:46 #
          хорошо излагаешь!читать одно удовольствие)
          •  
            AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 4:48 #
            Спасибо.
            Реально приятно писать тем людям, которым это нужно и интересно.
            • +1
              Julia80  27 March 2011 13:22 #
              Мне тоже интересно. Читать приятно! Спор спором, но открывается для любителей много нового. Скоро еще научусь первоклассно материться )))
              •  
                AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 13:41 #
                Учись!!!))) Будешь, вообще, лучшим собеседником и хорошим оппонентом в спорах))).
              •  
                Namynnuz  27 March 2011 20:36 #
                Насчет мата - это ко мне.
    • +1
      Sasha Orbeat  23 March 2011 15:43 #
      DeEsser
      •  
        Alex Atmospheric  27 March 2011 22:51 #
        Как вариант :)
        •  
          Sasha Orbeat  27 March 2011 23:34 #
          как одна из составляющих, которую, возможно, забыл предыдущий оратор)
          •  
            Sasha Orbeat  27 March 2011 23:35 #
            вычищение, компрессия, эквализация, реверберация и дилей...
            максимайзер еще некоторые очень любят.
          •  
            Namynnuz  27 March 2011 23:36 #
            А щас почему-то мода пошла вообще вокал не трогать. Пихать в уши как есть, все натуральное :)
            •  
              Sasha Orbeat  27 March 2011 23:38 #
              ...и получается.. всем инструментам придан объем, мягкость и плотность звучания, определенное полождение в пространстве, а голос обделили..так?
              •  
                Namynnuz  27 March 2011 23:59 #
                Не, ну установка в пространстве ревербом, эквализация и всякие сенд-эффекты на бэки или тюнер еще никто не отменял. А вот в плане динамический и частотной обработки (деэссер туда же) - не трогают.
              •  
                AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  28 March 2011 0:11 #
                Просто чаще всего пишут в стрип-ченнелы, или, через ряд обработок.
                EQ и компрессию принято писать сразу, в нерадикальных настройках.
                Если бы у вас, или у меня был бы Manley Voxbox, думаете, мы бы не стали им пользоваться?)))
                Я же сразу сказал, что основная обработка - это хорошая запись))).
    •  
      SOLUTIN ( Radio "ELHOUSE" )  26 March 2011 6:12 #
      хахах
      •  
        AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  26 March 2011 13:14 #
        хахахах... это что плагин такой новый?
        •  
          Sasha Orbeat  27 March 2011 23:40 #
          синтезатор хихикающих и хахакающих звуков.
  • –2
    saldofon  20 March 2011 13:40 #
    waves art там плагины расписаны для чего
    •  
      Julia80  20 March 2011 16:05 #
      не поняла, что ты хотел сказать
  •  
    saldofon  26 March 2011 22:07 #
    так точно
  •  
    Dima Kamsky  27 March 2011 20:38 #
    Я здесь отметочку сделаю, зайду как нибудь тоже поинтересуюсь поподробнее, много полезного материала.
    •  
      Julia80  27 March 2011 21:11 #
      Конечно! Я тоже много нового узнала, например впервые услышала слово "Ебалай"))) Интересно, что означает)))...
      •  
        Namynnuz  27 March 2011 21:46 #
        Объединяй слова. Ты же носитель русского языка :) Это как конструктор, только еще и гибкий.

        К примеру, услышав слово ебалай, можно всегда развернуть его до фразы "гнойный дристопиздый ебалай". Это вам не бля через каждое слово.
        •  
          MJ-PIA  27 March 2011 22:28 #
          Ну терь понятно откудо и как возник русский язык
          •  
            Namynnuz  27 March 2011 22:31 #
            Есессно, старым дедовским способом. Сначала писалось слово ХУЙ, а потом к нему прибивался забор..
            •  
              MJ-PIA  27 March 2011 22:40 #
              А значь за это вручали ему медаль
      •  
        Namynnuz  27 March 2011 21:51 #
        Ебалай. Вообще изначально - ленивый. В современном русском матерном так же бывает синонимом долбоеба в более мягкой форме. А еще очень созвучно с вирусом Эбола, хотя слово появилось задолго до открытия вируса.
        •  
          AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 22:24 #
          А это уже полезная информация для меня))), особенно про вирус Эбола))).
          •  
            Namynnuz  27 March 2011 22:39 #
            Ебалай - хуи гоняющий. Болтающий ими. Которые умеют еб. Хотя вполне возможно, что все было наоборот :)

            Кстати, есть товарисч с таким песводнимом. Ebola. Для любителей breakcore и иже с ним - катит.
            vk.com/audio?id=5085371#/searc …
            Не Venetian Snares, конечно, но структура треков довольно интересная.
            •  
              Namynnuz  27 March 2011 22:40 #
              Уменьшенная ссылочка tinyurl.com/6d47k73
              Если есть вконтакте, канеш.
              •  
                AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 22:53 #
                Нету вконтакта.
                А Venetian мне один альбомчик понравился...
                Rossz Csillag Alatt Született - достаточно сильный и интересный. Остальное не попёрло.
                •  
                  Namynnuz  27 March 2011 22:57 #
                  Тогда вот так:
                  rghost.ru/4959655

                  А вообще, вконтакте рекомендую появиться. Хотя бы ради огромной базы музыки. Даже зайцев.нет отдыхает :)
                  •  
                    AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 23:19 #
                    Мне пока торрентов хватает))) На демоноиде и рутрэкере - в сумме, можно найти почти всё.)))
                    Могу инвайт на демоноид подогнать))).
  •  
    Alex Atmospheric  27 March 2011 22:44 #
    На вкус и цвет.. )
    Да и сам вокал разный всегда, подходы по вкусу различные всегда.
    Ревербер, дэлей, эквализация + панарамирования Стереорасширителем.
    •  
      Namynnuz  27 March 2011 22:46 #
      Панаромирование стереорасширителем? 0_о
      Стереорасширитель.. Моно-сигнала?
      •  
        Alex Atmospheric  27 March 2011 22:49 #
        Почему моно...?
        •  
          Namynnuz  27 March 2011 22:53 #
          Потому что вокал довольно редко когда изначально пишется в стерео. Да это и не нужно. Направление и так понятно, положение в пространстве можно задать. Мультитрек, есессно, будет стерео. Но сами сигналы - моно. Потому как это моно-инструмент :)

          Тем не менее, даже после появления стерео-пространства при наложении дилея.. Каким образом стереорасширитель может панорамировать?
          •  
            Alex Atmospheric  27 March 2011 22:55 #
            ну может не так выразился... вообщем растаскивание звука , расширение стереобазы
            •  
              Namynnuz  27 March 2011 23:01 #
              Это достигается дабл\мультитреком. Особенно любим в рэпе.
              • –1
                Alex Atmospheric  27 March 2011 23:07 #
                Никогда не слышал о таковом, всегда делал по-другому )
                Может быть зря, может быть нет... не знаю...
        •  
          AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 23:08 #
          Микрофон, как, и электрогитара, например, по определению - моно. Если микрофон стерео (в редких случаях), значит - это 2 капсюля, совмещённые в одном корпусе, или стерео-пара. Тоже и с электрогитарами - классический звукосниматель - моно.
          Т.е. из моно-записи, для начала, надо сделать стерео (или записать, соответственно, праой, или, стерео-микрофоном, или даблтрэком - кому как удобнее), а потом уже расширять))).
          Благо, возможностей софтовых для этого сейчас полно.
          •  
            MJ-PIA  27 March 2011 23:24 #
            Продаю советскую экспериментальную электро гитару со стереосигналом "Стелла-Стерео", с четырьмя звукоснимателями-синглами, восемью двухпозиционными переключателями и пятью регуляторами, в хорошем состоянии
            •  
              AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 23:48 #
              Ты её лучше в ректум себе запихни - экскрементальную гитару Со Стеллами я знаком с 1995 года - мне тогда 3х лет хватило, чтобы больше эти "недоинструменты" вообще, не брать в руки. Это - раз...
              Два: то, что там куча звучков, которые включаются попарно, образуя стереосигнал - это, конечно, новость этого года. Разувай глаза и читай внимательнее - "классический звукосниматель - моно", если не понял - ключевое слово "классический", т.е. те, из которых собраны пары на твоей убогой стелле.
              Микрофоны на твоей студии, тоже, такого же уровня, как и гитара "Стелла"?)))
              •  
                MJ-PIA  28 March 2011 0:09 #
                "Микрофон, как, и электрогитара, например, по определению - моно" Это ж по какому определению оно моно.неудивительно
                В стереомикрофоне 2 капсюли, в электрогитаре несколько звукоснимателей, принцип тотже. Бегом учитьса
                •  
                  AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  28 March 2011 1:19 #
                  Бля... на это даже сказать нечего... Электротехнику учил? Что такое звукосниматель знаешь? Или опять, имеешь в виду что-то другое?
                  Читай, баклан.
                  en.wikipedia.org/wiki/Guitar_p …
                  Там даже самая последняя часть отдельно про твои "стерео-звучки".
                  Потом перечитай ещё раз предложение:
                  "Разувай глаза и читай внимательнее - "классический звукосниматель - моно", если не понял - ключевое слово "классический", т.е. те, из которых собраны пары на твоей убогой стелле." из предыдущего поста.
                  •  
                    MJ-PIA  28 March 2011 2:03 #
                    Вот по-этому бая теории относительно "Микрофон, как, и электрогитара, например, по определению - моно" - чепуха. Что микрофон, что гитара по-определению оно всё может быть очень даже СТЕРЕО.
                    Википедия- эт хорошо, но нестоит верить всему что написано, последнее время википедия проверяется не так то часто.
                    •  
                      AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  28 March 2011 2:55 #
                      Блять, да для тебя, идиота, никаких аргументов нет - мож хоть это поможет.
                      Вообще, это вещи настолько понятные и очевидные, что о них ДАЖЕ НЕ ПИШУТ)))... Твоё "очень даже стерео" собрано из спаренных источников сигнала - можно, блять, и 100500 микрофонов взять, смотать скотчем, и орать, что у тебя 100500 канальный микрофон, и неебёт! Разговор был непосредственно про источники сигнала - микрофон и звукосниматель, в классическом понимании.
                      Если совсем память отшибает, то про 2 капсюля в одном корпусе я говорил ещё в самом начале нашего "общения".
                      Один ты, долбоёб, споришь и усираешься, доказывая какую-то бессмысленную херню.
                      Типа, "ВОКАЛ БЕЗ МИКШЕРА ПИСАТЬ НЕЛЬЗЯ"...))) И все в таком духе.
                      И вообще, какие-то слова странные используешь - "бая", и ещё там какие-то были...
  • +3
    Alex Atmospheric  27 March 2011 22:54 #
    Вот так пишется вокал ))
    • –1
      Namynnuz  27 March 2011 23:00 #
      Неа, вот так:
    •  
      DJ Карабас  28 March 2011 13:54 #
      круто!
      •  
        Julia80  28 March 2011 17:48 #
        Ты бы лучше видеоурок сделал бы - цены не было бы! Шутник.)))
        •  
          Namynnuz  28 March 2011 17:56 #
          Кому из двух шутников это относится? :)
      •  
        Namynnuz  28 March 2011 17:56 #
        ;) Те же зенхи, 595.
        •  
          Julia80  28 March 2011 18:00 #
          Обоим
          • –1
            Namynnuz  28 March 2011 18:10 #
            Ура, я шутник! ^^

            А на какую тему видео-то?
            •  
              Julia80  28 March 2011 18:59 #
              Сведение вокала в поп музыке
              • –1
                Namynnuz  28 March 2011 19:34 #
                Ну это точно не ко мне :) У меня ни микрофона нормального (хотя бы NADY SCM-1000, хватило бы за глаза, скоро может даже куплю), ни мониторов в акустически оформленной студии, ни компрессора железного. Да и опыта с гулькин нос, одна теория.
                Пересказать в доступной отредактированной форме содержание книг эдак пяти-семи могу, а вот показать пример.. Надо будет идти к товарищу в гости, у него M-Audio Nova. И петь я, кстати, тоже не умею :)
                • –1
                  Namynnuz  29 March 2011 15:52 #
                  MJ-PIA, опять ты?
  •  
    MJ-PIA  27 March 2011 23:00 #
    "довольно редко когда изначально пишется в стерео"

    ……………………………………..___
    ………………………………,.-‘"……………….``~.,
    ………………………..,.-«……………………………..»- .,
    …………………….,/………………………………………..": ,
    …………………,?………………………………………………\,
    ………………./………………………………………………….., }
    ……………../………………………………………………,:`^ `..}
    ……………/……………………………………………,:"………/
    …………..?…..__…………………………………..:`… ……../
    …………./__.(….."~-,_…………………………,: `………./
    ………../(_…."~,_…….."~,_……………….. ,:`…….._/
    ……….{.._$;_……"=,_……."-,_…….,.- ~-,},.~";/….}
    ………..((…..*~_……."=-._……";,,./` …./«…………../
    …,,,___.\`~,……»~.,………………..`….. }…………../
    …………(….`=-,,…….`……………………(……;_, ,-«
    …………/.`~,……`-………………………….\……/\
    ………….\`~.*-,……………………………….|,./… ..\,__
    ,,_……….}.>-._\……………………………..|…… ……..`=~-,
    …..`=~-,_\_……`\,……………………………\
    ……………….`=~-,,.\,………………………….\
    …………………………..`:,,………………………`\……… …..__
    ……………………………….`=-,……………….,%`>-- ==``
    …………………………………._\……….._,-%…….`\
    ……………………………..,
    • –1
      Namynnuz  27 March 2011 23:03 #
      Тем не менее, иногда пишется. Правда, не для музыки, а для фильмов.. Серьезно. Видел про лиса мульт, вот там использовали две отстоящие пушки.
      •  
        AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 23:15 #
        Реально, абсолютно бесполезно... и писать стерео-вокал, и общение с этим типом.
        •  
          Namynnuz  27 March 2011 23:17 #
          Ну вокал это я зря сказал. Там-то был голос. При чем задумка была в том, чтобы путем записи в естественных условиях добиться теплоты живого звука. В дубляже все было, есессно, похерено, но оригинал звучит довольно приятно.
          •  
            AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  27 March 2011 23:28 #
            Просто основной прикол моно-записи вокала - это, собственно то, что рот у человека один - соответственно, и звуковой источник один, а один звуковой источник создаёт... правильно!!! моносигнал!!!
            Конечно, его можно распанорамировать, обвесить стерео-ревербами, делэями, и тд...
            А второе - фокусировка. Зачастую, вокал - главный инструмент в композиции, и, соответственно, его надо максимально фокусировать.
  • –1
    DJ OLEG PETROFF  28 March 2011 13:22 #
    Sine is up - один из самых мерзких треков десятилетия!
    •  
      Julia80  28 March 2011 13:22 #
      )))
  •  
    Jeronimo  28 March 2011 18:15 #
    инну пишут в brauner
    он стоит от 6000$
    preamp neve
    но звучит хорошо не из за этого
    а потому что у ее звукарей прямые руки )
    •  
      AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  28 March 2011 18:34 #
      Сложное высказывание.
      Я думаю, что даже с кривыми руками можно нормально поставить и направить микрофон. Нив какой, кстати?
      •  
        Jeronimo  28 March 2011 18:42 #
        Ничего сложного...
        Оборудование имеет значение , но в меньшей степени в которой считают осведомленные.
        И оно же имеет значение , но в Большей степени чем это принято считать у новичков!
        AMS Neve 1073
        •  
          AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  29 March 2011 0:48 #
          ... Ещё более сложное высказывание... философское))).
          Нив 73й - классика, дальше некуда. В принципе, стандартный для среднебюджетной коммерч. музыки, сетап.
      •  
        Jeronimo  28 March 2011 18:45 #
        И кстати про кривые руки - это не всмысле мик установить, а свести композицию потом!
  •  
    Седьмое Пространство  29 March 2011 18:07 #
    1-ый пост хоть и большой но дельный - а ещё добавил в избранное - на досуге прочту - касаемо вопроса ответ таков:
    - О, сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель.

    А .С . Пушкин
  •  
    Alex-C  30 March 2011 14:15 #
    Вот еще ссылочка для размышления
    cubase.su/publ/6-1-0-392
    •  
      Namynnuz  30 March 2011 22:18 #
      А че размышлять? В этой теме все это было перемусолено на сто раз.
  • –1
    Sasha Stylus  30 March 2011 18:34 #
    Затронута интересная тема, которая из-за какого-то х..ла в срачь превратилась(((
    •  
      Namynnuz  30 March 2011 21:58 #
      Ну прости-прости, я не хотел :)
      • –1
        Sasha Stylus  31 March 2011 17:55 #
        А ты то причём)))
        •  
          Namynnuz  31 March 2011 18:01 #
          Я такооой ^^
    •  
      AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  31 March 2011 1:31 #
      ))) Да ладно, я надеюсь, он больше не появится (3 раза постучал по столу))).
      Предлагаю кидать примеры своих записей, и методику - если будет интересно.
      Буду первым (хотя, этот трэк, уже раз двести, наверно, выкладывал))):
      •  
        Namynnuz  31 March 2011 18:08 #
        Странно, почему-то пропустил эту тему.
        • +1
          AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  1 April 2011 0:22 #
          Это совместка, и выложена не у меня.
          Вокал - жена.
          •  
            Sasha Stylus  1 April 2011 20:15 #
            Хороший вокал.
            •  
              AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  2 April 2011 0:40 #
              Спасибо. Ленится только - заниматься не хочет... даже учителей нашёл... не знаю, как заставить.
              •  
                Sasha Stylus  2 April 2011 21:44 #
                Лень это страшная сила, я сам кое как учёбу музыке закончил благодаря ей)))
      •  
        Julia80  31 March 2011 21:33 #
        Я обожаю твои треки!!! супрер!!!
      •  
        MJ-PIA  31 March 2011 22:46 #
        Так, так... что тут за безобразие.
        Музло слишком банально в том плане что показать его хотели с его естественной( живой) стороны но слушаетсо материал очень даже електронно, очень(с самого первого такта вступ контрьёбасС темы -на контрабасе так тупо в плане динамики и ровно вдолю никто не играет да и не сграет, даж пусь с надзирателем с метрономом- это то первое(ошибка ) что выдаёт електро-саунд, ксати это определённо хороший пример того что одного VSTi c качественным семплом будет далеко недостаточно) , рояль однозначно на наждаке подточи слишком уж яркое для такого музла тембр -приглуши его вспомни зачем у рояля вторая педаль , переход драмнбейсо - нихто к нему ниготов поверь, здесь реальный конфликт,... это потому что его нужно было приготовить -и нелучший способ показом электронными тембрами, на эту роль поставить лучше сперва эффекты амбиента а только после гасить драмнбесом(но опять большая ошибка: драмнбейс излагай в тойже муз.манере в кой излагал живьё), - эффект неожиданности - несостоялось. Автор есть есчё медь, когда вы к этому будете готовы ваше музло от неожиданости добавит вам как минимум есчё 2к евро в месяц, ну эти дни сулят нам грозы ... .
        Бая вокал (без обид бая) вначале так особо необратил внимание да и х сним, нет развития в музыкальном плане, без емоций -0-, посмари как наши черно..опые друзья тужаться читая реп, как они переживают -кто ж кого быстрее замочит это ж так важно, сколько порыва, эмоций, стремления, переживаний они передают в своем речетативе ... а здесь вокал и того нет -а хотелось бы... хотя бая молодца вцелом для начального уровня приемлимо, смотри так есчё пару годиков и созреешь. да и вконце что так случилось резко оборвал ... такое впечатление комуто сталохеровато , бросил контрабасс "а ну его нах, на сёдня хватит, пошли за деньгами"
        •  
          AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  1 April 2011 0:21 #
          ))) Из этих кирпичей можно двухэтажный дом построить, как минимум))).
          Ты бы шёл мимо, к тебе это не относилось - "объективность" твоего говна в моей адрес всем очевидна))).
          "смотри так есчё пару годиков и созреешь" - достойное высказывание, для тебя. Я-то твой матерьяльчик послушал...))) Боюсь, что тебе до конца жизни зреть придётся.)))
          И, кстати, а что это ты, как дешёвка насрал мне в фидбэк, и поставил меня в блэклист? А? Так даже твои черножопые друзья не поступают... За базар надо отвечать, ссыкунишко))).
          •  
            Sasha Stylus  2 April 2011 21:45 #
            Кстати музончик у него норм))) Собак там отпугывать, но только мухи слетяться)))
            •  
              AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  2 April 2011 22:01 #
              ))) Что-то типа того... Он гуру - просто никто этого ещё не понял...
      •  
        Julia80  1 April 2011 20:38 #
        Я очень хотела бы узнать методику записи. И насчет плагинов тоже.
        •  
          AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  2 April 2011 0:39 #
          Ок.
          Запись - микрофон RODE NT1A, медленные части - через ламповый channelstrip. На преде - 50dB, Эквалайзер - почти ровно (немного + в середине - около 2 кГц, на верхах - лёгкий минус (-1.5dB на 8 кГц)), компрессор: ratio 2:1, thresh -12, атака - быстрая (около 10мс), релиз - около 50.
          Писал всё на RME Fireface 400, 24бит 96 кГц (больше так писать не буду, и никому не рекомендую - 24/48, вполне достаточно). Драмнбасовая часть - только в пред файрфэйса, без стрипа.
          По постобработке:
          Эквалайзер: DMGAudio EQuality, компрессор - Softube CL1B (у меня в стрипе такой же железный, и поэтому я решил второй раз использовать его же эмуляцию - он весьма похож на оригинал). Реверберация - 112dB Redline Reverb в посыле. На днб части какой-то делэй, уже не помню (скорее всего, кубовский модделэй). По вокалу, в принципе, всё...)))
          •  
            Julia80  2 April 2011 19:39 #
            А откуда можно знать, что на преде 50 дБ? У меня на преде шкала постоянно бегает, или у АРТа нет такой функции?
            •  
              AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  2 April 2011 22:07 #
              Стрелка на арте показывает выходной уровень сигнала (на моём можно и вход и GR посмотреть) - это не то.
              При нажатой +20 ставишь INPUT где-то на 2-3 часа, это будет около 50 dB.
              На моём преде фиксированные гейны, с шагом точно в децибел, поэтому я могу посмотреть значение точно.
    •  
      AktraiZ3r [AlkoSoundRecords]  2 April 2011 0:46 #
      Заход №2:

      Запись, почти как и в предыдущем.
      Разница, в том, что всё писалось в 24/48, только в файрфэйс.
      В софтовой обработке добавился только Oxford Inflator в конце цепочки.
      Всё!
  •  
    Stereo Sky  2 April 2011 17:46 #
    хорошая статейка,занятно почитать.
  •  
    F.A.N.T.A.S.T  2 April 2011 22:12 #
    Ой какой хороший бложик, добавил в закладки!
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.