+
Software Profile Feed

Дилетантский обзор популярных секвенсоров (с картинками)

Пару месяцев назад, психанув от усталости терпеть стабильный, и стабильно перегружающий систему фрукт (FL Studio), в поисках новых ощущений, возможностей и вдохновения я ударился в поиски новой рабочей станции. За два месяца я заимел опыта работы с музыкальным софтом больше, чем за два предыдущих года. И в апогее моего экскурса я решил написать краткий обзор секвенсоров, основываясь на своём субъективном взгляде на вещи. Я не профессионал, и хотя мой опыт мьюзикмейкера позволяет мне быть более компетентным, чем примерно 95% населения портала,мой обзор можно смело воспринимать как дилетантский. Приведенные мной тезисы и мысли не обязаны отражать действительность, но информация может быть полезна тем, кто сам не прочь удариться в подобные поиски, или новичкам, которых мучает вопрос, какой софт выбрать.

Исключительно субъективную оценку давать буду по 10 бальной системе, учитывая следующие показатели:

- Кто использует (наиболее выдающиеся типы пользователей)

- Дизайн софта

- Базовый функционал (поддержка Vst, Asio, контроллеров и прочих необходимых вещей)

- Юзабилити, наличие плюшек, лёгкость освоения

- Оптимизация нагрузки на компьютер

- Стабильность и безотказность

- Творческая гибкость (возможность спонтанно создавать или находить новые ходы, приёмы и др., не продумывая их заранее)

- Удобный пианоролл / редактирование MIDI-нот

- Работа с аудио-фрагментами (возможности, удобство, warping, stretching и т.д.)

- Окно аранжировки (работа с клипами, их копирование, замена, навигация по песне и т.д.)

- Работа с автоматизацией

- Удобство работы с микшером

- Маршрутизация (роутинг) аудио внутри программного микшера

- Встроенные эффекты и обработки

- Встроенные инструменты

Итак, начнём. Вашему вниманию предоставлен "дилетантский" обзор профессиональных daw, в которых можно реализовать полный цикл производства музыкальной композиции "от и до". 

Apple: Logic Pro


screen800x500 @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless


Mixer @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless

Начнём с него. Эксклюзив для MacOS. Золотой стандарт мьюзикмейкинга. Один из трёх популярнейших секвенсоров. Мой опыт работы в нём минимален, однако по отзывам можно сделать вывод, что необходимые затраты усилий для достижения результата в нём минимальны. Есть пресеты инструментов и обработок с наикрутейшими тембрами из популярной музыки. Есть отличные встроенные инструменты. Это едва не превращает программу в конструктор музыки, где пользователю необходимо лишь написать ноты и выбрать тембры инструментов, а все остальное можно взять из готовых пресетов, копирующих саунд многих известных композиций. Но по сути, это стандартная daw. Сферическая и в вакууме.

Кто использует: маководы, поп-мейкеры, транцеры, топ-продюсеры, Пэрис Хилтон, Armin Van Buuren

Дизайн: 8

Базовый функционал: 9

Юзабилити: 8

Оптимизация: 8

Стабильность: 9

Творческая гибкость: 6

Пианоролл: 7

Работа с аудио-фрагментами: 8

Аранжировка: 7

Работа с автоматизацией: 8

Микшер: 8

Маршрутизация аудио: 8

Встроенные эффекты и обработки: 9

Встроенные инструменты: 9

Image Line: Fl Studio


fl studio 10 bild @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless

Возможно, самый популярный секвенсор. По праву, носит репутацию самой нубской программы для написания музыки, если не вспоминать нетленки вроде eJay и Magix Musicmaker. Её просто установить и активировать (если речь идёт о пиратках). Для того, чтобы извлечь хоть какой-нибудь звук, человеку абсолютно необученному понадобится не более 10 секунд, чем "фрукт" и привлекает новичков. Несмотря на это, результат, достигаемый в этой среде, ничем не отличается от того же Logic. Из основных достоинств этой среды можно выделить абсолютную гибкость маршрутизации, когда любой канал микшера с лёгкостью превращается в send, который в свою очередь легко посылается ещё на один send, на несколько различных групповых каналов и т.д. Вторым главным свойством, отличающим FL от более "благородных" братьев, и которое поклонники "благородных" секвенсоров воспринимают как бред и недостаток, является частичная модульность и весьма специфическая организация рабочего тракта. Подгружаемый инструмент не образовывает аудио-дорожку, и чтобы применить к нему обработку, нужно отправить сигнал с него вручную на канал микшера. На этот же канал можно отправить и другие инструменты. Каналы микшера не соотносятся с дорожками в окне аранжировки (плейлисте), так же как дорожки не соотносятся с инструментом, а инструмент, как уже сказано, не соотносится с каналом. Плейлист по сути представляет собой не "подорожник" а матрицу, где единственной шкалой является позиция во времени, к которой осуществляется привязка. Автоматизация не привязана к конкретным дорожкам, она вынесена в отдельные клипы, размещаемые на отдельных дорожках в плейлисте. Клипы автоматизации могут размещаться в плейлисте хаотично, на разных дорожках, впрочем, как и любые другие клипы и события. Организация порядка тут - дело пользователя, и секвенсор предлагает для этого некоторый функционал. Главным недостатком продукта является то, что после привыкания к отсутствию привязок и отношений пользователю будет крайне трудно переходить на другой софт. На данный момент самая стабильная версия - 10.0.9 х86, хотя поскрипывая зубами, можно работать с 11.1.1 х64, которая поддерживает х86 плагины, что актуально для мощных компов с х64-системой.

Кто использует: дети, реперы, технари, колхозники.

Дизайн: 6

Базовый функционал: 8

Юзабилити: 9

Оптимизация: 5

Стабильность: 9

Творческая гибкость: 9

Пианоролл: 10

Работа с аудио-фрагментами: 6

Аранжировка: 8

Работа с автоматизацией: 8

Микшер: 7

Маршрутизация аудио: 9

Встроенные эффекты и обработки: 3

Встроенные инструменты: 6

Ableton Live 


AblLive @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless

Возможно, второй, или всё же первый, по популярности секвенсор в мире. По совместительству - отличный станок для ди-джеинга, или скорее, лайва, который можно упростить до сведения аудио-треков в реальном времени. Тем не менее, полноценный продакшен совместить с пригодным для выступления материалом в рамках одного проекта практически нереально, ибо при продакшене проект становится настолько тяжеловесным, что о лайве из него можно забыть. Но выходов из положения достаточно. Касаемо самого продакшена - продукт представляет собой вполне стандартный софт с стандартными, каноничными возможностями в плане работы с аранжировкой, автоматизацией, маршрутизацией, MIDI-роутингом, причём не перегружая пользователя необходимостью совершать тысячу кликов мышкой для выполнения тех, или иных задач. Однако, внешний вид у классического секвенсора довольно нестандартный практически во всём, начиная от того, что "головы" дорожек в окне аранжировки находятся справа, заканчивая тем, что микшер реализован в виде режима сессии, а инсерты, коих может быть сколько угодно (теоретически), размещаются в виде флажков или прямо окон с управлением на маленькой вкладке где-то внизу экрана. Особой отличительной чертой "аблика" являтся всепроникающий drag & drop, ускоряющий работу с ним. А основным достоинством является обилие "фишек", предлагаемых пользователю. Это и поддержка контроллеров, и мэппинг разного типа, и макроконтроллеры, и девайсы типа rack. А встроенные инструменты, эффекты и обработки по качеству соперничают с продуктами топ-производителей, вроде FabFilter, Waves, Eventide и им подобных. В целом, Ableton Live - это отличная музыкальная лаборатория, как и FL, в которой можно сделать множество открытий. И как и везде, есть ложка дёгтя - отвратительный пианоролл, написание нотных партий в котором становится настоящей трагедией для тех, кто ещё не прошёл мучительную стадию привыкания.

Кто использует: ди-джеи, лайверы, хипстеры, технари, Maceo Plex

Дизайн: 9

Базовый функционал: 10

Юзабилити: 8

Оптимизация: 9

Стабильность: 6

Творческая гибкость: 7

Пианоролл: 2

Работа с аудио-фрагментами: 9

Аранжировка: 7

Работа с автоматизацией: 8

Микшер: 7

Маршрутизация аудио: 9

Встроенные эффекты и обработки: 8

Встроенные инструменты: 7

Steinberg: Cubase 


cubase-7-screenshots-3 @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless

Классика, отдающая ароматом нафталина и мебельной полироли. На данный момент актуальной является 7-я версия, существующая в народе (да-да, вы поняли о чём я) в виде Cubase LE AI Elements 7.0.6. Флагманский продукт от немецкой конторы Steinberg, которая  раньше являлась законодателем на рынке музыкального софта. Cubase - родитель всех daw, и большинство современных секвенсоров являются такими, какие они есть, именно потому, что таким является Cubase. Как и полагается классике, Cubase страдает каноничностью во всём. Песня организуется в плейлисте из дорожек, на которых работают или инструменты, или аудио-фрагменты, дорожка соотносится с каналом микшера, канал микшера содержит стандартный rack с эквалайзером и слотами для 8 инсертов. Всё автоматизируется через классические линии с маркерами на отдельных треках, располагаемых под каждой дорожкой. Для творчества потенциал довольно скудный, программа не будет подсказывать вам решения, из которых вам оставалось бы только выбрать, и думать за вас. Работать в ней на "автопилоте" невозможно, вы должны точно знать, что хотите сделать, и понимать, как это сделать. Стоит отметить, что Cubase, наряду с Pro Tools (о котором я говорить здесь не буду) является излюбленным звукорежиссерами софтом, с помощью которого организуются профессиональные звукозаписывающие студии. Во-первых, потому что тут хорошо реализована запись звука из внешних источников, во-вторых, "кубик" умеет работать со студийным железом лучше любой другой среды, и в-третьих, просто потому что это классика. Правда, большая часть достоинств доступна только в полных версиях продукта, который в "народном" исполнении не существует (или существует, но в версиях не выше 5)

Кто использует: бородатые звукорежиссеры, старперы, транцеры, топ-продюсеры, Noisia

Дизайн: 6

Базовый функционал: 10

Юзабилити: 5

Оптимизация: 8

Стабильность: 8

Творческая гибкость: 5

Пианоролл: 5

Работа с аудио-фрагментами: 8

Аранжировка: 6

Работа с автоматизацией: 6

Микшер: 8

Маршрутизация аудио: 8

Встроенные эффекты и обработки: 7

Встроенные инструменты: 7

Presonus: Studio One


s1-free @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless

Относительно молодой продукт, который к настоящему моменту стал внушительным конкурентом топовых daw. Возьмите три части Logic Pro, одну часть Ableton Live, две части Cubase, смешайте и немного посыпьте Cakewalk Sonar'ом - вы получите Studio One. Кто-то называет её "Лоджик для Windows", и действительно, с Лоджиком сходств больше всего, чему не могут не радоваться народные любители (да-да, вы поняли о чём я). От Logic Pro передался микшер, браузер, от Cubase - система аранжировки и автоматизации, типаж встроенных инструментов, от Ableton Live - компоновка рабочих пространств, возможности маршрутизации и управления каналами микшера, от Cakewalk Sonar - цветовая гамма отдельных элементов управления. Я лично сам немного путаюсь, пытаясь понять, что тут и откуда. Запуская Studio One вы сразу видите - здесь есть всё, и она может всё. Уже при среднем опыте работы с музыкальным софтом, человеку не требуется время на освоение техники работы в SO, нужно лишь немного привыкнуть к управлению программой. Многие домашние студии музыкантов ныне оборудованы Studio One, в пользу которой делается выбор на фоне наличия предложения от Steinberg, и даже многие экспериментаторы из Ableton переходят на SO. Возможно, она занимает нишу посередине между профессионализмом Cubase, удобством Logic и возможностями Ableton Live, при всём при этом работая на PC, а не только на MacOS. Главный недостаток, с которым не все готовы мириться - топорность и сырость этой программы. Некоторые вещи в Studio One отбрасывают пользователя лет на 10 назад, во времена Cubase SX3, и лёгкость на душе мнгновенно улетучивается.

Кто использует: ультраисты, прогрессивные мьюзикмейкеры, куртуазные си-джеи, экспериментаторы.

Дизайн: 7

Базовый функционал: 9

Юзабилити: 8

Оптимизация: 8

Стабильность: 8

Творческая гибкость: 6

Пианоролл: 6

Работа с аудио-фрагментами: 8

Аранжировка: 6

Работа с автоматизацией: 7

Микшер: 8

Маршрутизация аудио: 8

Встроенные эффекты и обработки: 7

Встроенные инструменты: 7

Cockos: Reaper


rado oxo bright @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless

Самый странный продукт на рынке современных профессиональных daw. Стоимость лицензии примерно в 7-8 раз ниже аналогичного предложения от Presonus. Чем-то эта программа напоминает операционную систему Linux (на которой кстати есть версия Reaper) которая при своих возможностях требует серьёзной предварительной настройки, обучения приёмам работы, и вдумчивости при работе. После процесса адаптации пользователя к программе, Reaper становится для человека не менее дружелюбным, чем Logic или Studio One, при этом, превосходя их по фактическому функционалу и гибкости. Некоторые говорят, что это ещё один Лоджик на Windows, но мне кажется, что это сильно приукрашенная формулировка. Reaper - это полноценная daw, отличный vst хост и качественная среда, для производства музыки, в которой можно сделать всё. Единственное, чем он подкачал - дизайн, хотя это частично исправляется модифицируемыми скинами. И несмотря на не особо дружелюбный поначалу интерфейс, при своей цене и возможности использовать триальную лицензию (нужно всего лишь 5 секунд смотреть на заставку при запуске, и пользоваться бесплатно и легально), Reaper не имеет конкурентов. Если вы "народный любитель", и вдруг все "народные" программы исчезнут - вы знаете, на какой секвенсор переходить. 

Кто использует: бородатые звукорежиссеры, гладко выбритые звукорежиссеры, интересные личности, линуксоиды.

Дизайн: 5

Базовый функционал: 8

Юзабилити: 4

Оптимизация: 8

Стабильность: 7

Творческая гибкость: 6

Пианоролл: 8

Работа с аудио-фрагментами: 8

Аранжировка: 6

Работа с автоматизацией: 7

Микшер: 7

Маршрутизация аудио: 7

Встроенные эффекты и обработки: 4

Встроенные инструменты: 4

Bitwig Studio


Screen-Shot-2013-01-28-at-7.09.58-PM @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless


bitwig-studio-screenshot @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless

Самый молодой секвенсор из описанных здесь. Разработка ведётся под руководством выходцев из компании Ableton. А посему, Bitwig - это по сути тот же Live, но с блекджеком и ш... В этой программе исправлены все те недостатки, которыми обладает Live, по большей части, в плане стабильности и неудобств работы в окне аранжировки. По ощущениям, разработчики скрещивают "аблик" с Logic Pro. В перспективе это - очень мощный и популярный секвенсор, но в данный момент - слишком сырой, списками исправлений из описаний очередного патча к программе можно обклеивать стены в студии вместо обоев. Остаётся надеяться, что однажды сомневаться в стабильности Bitwig Studio уже не придётся.

Кто использует: дети, хипстеры, технари, ди-джеи, в перспективе - все остальные

Кто не использует: бородатые звукорежиссеры, старпёры, топ-продюсеры.

Дизайн: 10

Базовый функционал: 8

Юзабилити: 8

Оптимизация: 7

Стабильность: 5

Творческая гибкость: 8

Пианоролл: 6

Работа с аудио-фрагментами: 9

Аранжировка: 9

Работа с автоматизацией: 8

Микшер: 8

Маршрутизация аудио: 9

Встроенные эффекты и обработки: 7

Встроенные инструменты: 6

Propellerhead's Reason


it photo 195925 52 @ DIGITAL MESS / Kirill Hopeless

Это не совсем стандартная daw. Здесь отсутствует возможность подключать внешние инструменты и пакеты обработок, плагины vst не поддерживаются, пользователь ограничен только встроенным инструментарием, который в то же время весьма обширен, и является отличительной чертой данного программного комплекса. Скажем так - этот софт не для всех. Для профессионального использования подходит связка Reason и Cubase, в которой Reason сам используется в качестве подключаемого плагина. Или же, пользователь может ограничить себя и стать гуру Ризона, чтобы потом расширить своё мастерство при помощи привлечения стороннего софта, и сделать свою музыку более совершенной. 

Кто использует: музыканты от бога, хипстеры, idm-щики

Дизайн: 6

Базовый функционал: 5

Юзабилити: 6

Оптимизация: 8

Стабильность: 8

Творческая гибкость: 8

Пианоролл: 6

Работа с аудио-фрагментами: 6

Аранжировка: 6

Работа с автоматизацией: 6

Микшер: 6

Маршрутизация аудио: 5

Встроенные эффекты и обработки: 8

Встроенные инструменты: 10

Заключение

В этот обзор не попали: Cakewalk Sonar, Magix Sequoia, Magix Samplitude, Avid Pro Tools, Synapse Audio Orion, Sony Acid Pro, XT Software EnergyXT и много других подобных программ. Причин две - либо они слишком далеки от моего представления о самодостаточном профессиональном софте, предназначенном для продакшена электронной музыки, либо слишком далеки от мейнстрима, в котором мы крутимся.

Спасибо за внимание.

36 ▲
7 November 2014 17:45
DIGITAL MESS

Comments

Pinned comment
DIGITAL MESS  10 December 2014 23:27
На момент написания статьи я ещё не поднимал этот вопрос, но потом он всплыл, и очень остро. И несмотря на то, что проблему можно обойти, но решить её нормально - нельзя. Проблема в том, что не все секвенсоры имеют свой собственный бридж для подключения плагинов другой разрядности. Это актуально для Windows-юзеров. 64-битный Ableton не поддерживает 32-битные плагины. И старые проекты, выполненные на древнем компьютере в 6-й версии Аблика вы не откроете никак. Сторонняя программа jBridge, которая как бы делает рип плагина, и создаёт его в нужной версии, проблему всё равно не решает - старые проекты не откроются, ведь они работали на оригинальных плагинах, а не рипанутых. К тому же рипы очень нестабильны и крошатся гораздо чаще оригинальных плагинов.
Итак...
Поддержка VST-плагинов другой разрядности (64/32)
Apple: Logic Pro: не актуально
Image Line: Fl Studio: есть
Ableton Live: нет
Steinberg: Cubase: нет
Presonus: Studio One: нет
Cockos: Reaper: есть
Bitwig Studio: не известно
Propellerhead's Reason: не актуально
Ну понеслась,,вечная тема на промо,)))
Классно, спасибо за обзор!
Любая daw это платформа ,как стены и пол в квартире,а что вы дальше будете делать с ними клеить или красить это ваша фантазия,можно пройти все эти проги с одними и теми же синтами ,без потери звука.
Ну а каков вердикт?Тс:ФЛ забросил-на что перешол из перечисленых в обзоре "самодостаточных профессиональных DAW?
В процессе выбора и изучения. Пока досконально освоил аблетон. Думаю обновить навыки в Cubase и изучить Bitwig, потом можт рипером займусь поподробнее. Не думаю, что об этом стоило писать в статье)&
Да, Сонара не хватает.
Так. Реп я не слушаю, значит я либо колхозник либо технарь. За ребенка возраст не тот.
:D
На одном из форумов кто-то сказал золотые слова,"Я думаю, что сравнивать эти программы в наши дни, как лучше/хуже друг с другом, это что-то из области психиатрии".
То были позолоченные слова, а золотые вот: обзор - это не сравнение.
Обзор-это описание, а ты помимо описания ещё и оценки выставил, да ещё и подвёл итоги,что кому подходит т.е. так или иначе провёл параллель сравнения.
хорошо ты пишешь слова
пасиб, на клавиатуре пишу, стараюсь
В принципе правильно написано, хотя у каждого своя правда,
я вообще музыку в Адобе аудишен делал, да там почти нет работы с миди (она есть но хреновая),
но со звуком и семплами работает мощно для этого он и создавался подходит "живой" музыке,
для диджеенга Трактор всему голова. Перешёл на симбиоз Кубейса и фруктов через реваир.
И можно часами спорить у кого длинее ... х..эт ), но талант из всего сделает конфетку, и тут уже речь идёт только о том как комфортно и в какой проге это он сделает. "На вкус и цвет , товарищей нет" (старая народная мудрость)!
о диджеинге речь не шла. Трактор - софт другого типа и он ту не к месту. Не в обиду
Synapse Audio Orion (от версии Platinum и далее...) очень гибкий и пожалуй самый легко осваиваемый софт в мире...Тоже от немецких разработчиков, как и Эблтон с Кубэйзом он очень сильно отличается от последних своей простотой и огромным потенциалом, которого с лихвой хватит любому пользователю - от профессионала до начинающего юзера...Качественные встроенные инструменты и эффекты, неограниченная поддержка сторонних VST инструментов и эффектов, удобство и простота в освоении, стабильность и студийное качество звучания делает эту программу одной из лучших DAW для всех... без исключения
Кстати да, реально очень недооценённая прога.
недооцененная, да, но я не ставил целью срывать покрывала
Работаю в eJay - пещерный человек
серьёзно я всё вместе FL 9 + eJay ( Dance 7 / Techno 4 ) + Sounde Forge 10
я уссался ))Фрутик Кто использует: дети, реперы, технари, колхозники.
Пианрол везде дерьмо кроме фрукта, неужели создателям других секвенсеров так тяжело сделать нормальные пианролы ?
мне кажется, они напрасно не придают этому значения
Кубейс удобный и простой. Старенькая 5 версия практически ничем не уступает современным версиям других секвенсоров. Папки и группы - постоянный порядок на рабочем поле. Работа с аудио учень удобна. Но, как говориться - каждому свое!)
мне больше FL Studio удобнее! Пиано ролл класс.и микшер
Кто нибудь знает как ризон с хп-ихой дружит ?
отлично дружат все версии.
Во фруктах есть саундгудайзер суперплогин.Это является решающим плюсом по отношению к другим секвенсорам.
Еще плюс у рипера есть - размер дистрибутива: 9 мб :)
Так интересно почитать как вы тут спорите, доказывает что-то друг другу.
Каждому своё, вот и весь ответ)
В FL Маршрутизация аудио: 9, не ожидал что она такая, лучше чем Logic.
С точки зрения полного цикла продакшена электронной музыки с помощью секвенсора и виртуальных инструментов - она там ничем не ограничена вообще.
Впрочем, как и в Reaper. Но в Reaper это реализуется через окошки с вырвиглазным интерфейсом.
Я уже года два использую Presonus-Studio One. Особой разницы прям глобальной между тем же кубом или лоджиком там нет. Все манипуляции очень похожи. Что не скажи про всеми любимые фрукты. После них как заново ходить учишься. Вот этот самобытный интерфейс убивает. Рипер тоже своеобразный. Но более дружелюбный. А там уже кто к чему привык. И во фруктах хиты пишут и в кубе и.т.д.
Слушай, а не плохо) В основе твоих наблюдений сделаю интересный ролик про фл (на свой YouTube канал) ) Я на 3х пишу Фл, Лоджик и Аблик) Если что не хватает в одном, нахожу в другом)
у фрутилубс базовый функционал и встроенные инструменты на 8 и 6 соответственно ? БРЕД же !!
про тулз не все могут юзать, вернее юзать могут не только лишь все, мало кто может это делать, потому-что нужно мощное железо чтобы юзать про тулз могли не только лишь все. (с)
Это цитата кличко из завтрашнего дня.
удобность,плагины и прочая ерунда.Плагины можно воткнуть свои(Sylenth1,Vanguard,Z3TA+ 2).Сэмплирует FL 32 бита.Это хорошо.Все остальное зависит от мастерства и умения человека.
а интерфейс и самому поменять можно
Кирилл, а что мешает использовать одну удобную для себя программу и одну держать под боком для старых работ, поддерживающую 32bit плагины ?
Забыли? Magic music maker, fast track, nuendo.
Сидел в PreSonus Studio, перешел на Reaper. И балдею, отличный DAW.
Самая главная фишка Рипера: у меня Win7 x64, сам Рипер x64, при этом он спокойно работает с и с x64, и с x32-плагинами без задержек и ошибок. PreSonus в этом отношении лажал.
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.