+
Флейм Profile Feed

Сведение и мастеринг (общие рекомендации)

Решил выложить общие рекомендации по сведению и мастерингу (вкратце).

Материал предназначен для новичков и участники "клуба знатоков" к обсуждению не приглашаются ;)

 

Собственно сабж.

 

Рекомендации по осуществлению процесса сведения многоканальной фонограммы

(примерный ориентир, отправная точка)

  1. 1. Создать чистый проект в многоканальном редакторе (конечно же, если сведение производится в нем) с необходимым количеством дорожек.
  2. 2. В микшере установить все канальные регуляторы (мастера это не касается) на уровень -10 дБ (минус десяти дБ, можно еще меньше).
  3. 3. Полностью прослушать композицию и установить грубый громкостной баланс.
  4. 4. Прослушать каждый трек SOLO на предмет шумов, выпадений, искажений и проч. При необходимости исправить с помощью режима волнового редактора (WAVE EDIT, destructive). Этот пункт касается треков, записанных «вживую» (гитары, вокалы, саксофоны и проч.)
  5. 5. С помощью программного спектроанализатора (или по слуху при условии некоторого опыта и качественных мониторов) определить основные формантные области и рабочие частотные диапазоны каждого из инструментов.
  6. 6. Проанализировать аранжировку на предмет мест, где два или больше инструментов с похожими тембрами и/или функциями могут играть в одном частотном диапазоне (музыкальной тесситуре), маскируя тем самым друг друга.
  7. 7. С помощью канальных эквалайзеров микшера выделить характерные для данного инструмента форманты и/или «загрубить» те, которые могут мешать инструментам, близким по частотному диапазону. Также при помощи Low-pass Hi-pass фильтров обрезать нерабочие диапазоны инструментов. После эквализации скорректировать громкостной баланс.
  8. 8. Выпить (чая, кофе, чего угодно… только не очень крепкого ;)
  9. 9. При необходимости назначить инструментам компрессоры, дисторшны, фленджеры и проч. (относительно накручивания ручек в тех или иных приборах есть другие статьи).
  10. 10. Создать стереокартинку, оставляя самые важные источники в центре (большой барабан\kick, малый барабан\snare, бас, сольные инструменты и сольный вокал). Впрочем, как всегда, задача решает все! Если есть художественная задача, чтобы бочка фигачила строго слева или справа, пусть себе фигачит :)
  11. 11. С помощью ревербераторов, включенных в цепь посылов-возвратов AUX или непосредственно в цепь сигнала инструмента INSERT, создать необходимое количество планов (акустической перспективы) звукового изображения, не забывая при этом об эквализации и громкости трека (общее положение такое: чем дальше источник от приемника звука, тем его сигнал тише, беднее спектрально в области низких и высоких частот и тем больше к нему подмешано отражений; зачастую для формирования звукового плана достаточно всего лишь некоторой доли ранних отражений).
  12. 12. Выпить. См. п. 8
  13. Дать ушам отдохнуть.
  14. 13. Прослушать композицию в наушниках на предмет малозаметных помех и искажений. При необходимости поправить.
  15. 14. Прослушать на контрольных мониторах на большом и малом уровнях громкости. Прослушать микс из коридора (туалета, балкона, кухни) или другого отдаленного места.
  16. 15. Создать SNAPSHOT (запомнить установки пульта) и сделать первый MIXDOWN (bounce).
  17. 16. Назавтра повторить всё начиная с п. 9 и создать еще несколько вариантов сведения (впрочем, бывает, что получается и с первого раза, все бывает…)
  18. На несколько дней (если это возможно, конечно же :) оставить трек в покое.
  19. 17. Снова прослушать свое детище, опираясь на рекомендуемые критерии оценки качества фонограммы. Хорошо сведенная фонограмма должна:

· быть прозрачной;

· быть музыкально и тембрально сбалансированной;

· обладать хорошим пространственным и стереовпечатлением;

· по динамическому диапазону фонограмма должна соответствовать жанру произведения;

· ни в одном месте не «зашкаливать» (не вызывать нелинейных искажений).

Рекомендации общего характера относительно применения реверберации, эха, модуляционных эффектов, компрессоров и др. эффектов, зависящих от времени

Эффекты, использующие временные параметры, желательно настраивать в соответствии с темпоритмом произведения (задержка в мс. между четвертными нотами вычисляется по формуле 60 000/BPM).

В двух словах:

1. Повторения эха должны звучать ритмично и в темпе композиции (впрочем, как и во всем, могут быть отклонения, вызванные художественным замыслом).

2. Это же касается и первых отражений (параметр PRE-DELAY или EARLY REFL) в процессе реверберации (это в случае, если они превышают порог различения эха, составляющий что-то между 50 и 100 мс, в зависимости от атаки сигнала).

3. «Хвост» реверберации (параметр DECAY) особенно в случае применения его с ударными инструментами, как правило, должен завершаться до начала следующего удара (иначе новые удары с новыми отражениями будут накладываться на предыдущие и картина замутнится).

4. Частота модуляции в таких эффектах как фленджер, хорус, файзер, вау-вау и проч. также должна соответствовать темпу произведения и слушаться ритмично.

5. При работе с компрессией нужно тщательно подбирать времена атаки (особенно для инструментов с яркой атакой) и восстановления (особенно при больших компрессионных отношениях). После установки основных параметров не забыть скомпенсировать уровень компрессора по выходу (регулятор MAKE UP или OUTPUT LEVEL).

6. Все это, подчеркну, имеет характер ориентировочный и по мере нарабатывания собственных tips`n`tricks что-то, безусловно можно будет менять.

 

Мастеринг в первом приближении

Собственно, мастеринг — это комплекс мероприятий по обработке звукового материала, преследующий несколько целей. В качестве основных можно выделить такие:

1. Подготовка трека/альбома к выпуску на том или ином носителе информации с учетом технических ограничений, присущих этому носителю (CD, DVD, MP3) или подготовка трека к трансляции по радио, в Интернете, на телевидении или на высококачественных бытовых системах звукоусиления.

2. Придание треку/альбому финального «лоска», свойственного современным коммерческим записям.

Также стоит различать мастеринг сингла (одного трека) и мастеринг альбома. Во втором случае перед мастеринг-инженером стоит более сложная задача: выровнять по громкости все треки альбома с тем, чтобы весь альбом слушался единообразно и не возникало желания крутить ручку громкости; привести все треки альбома к среднему знаменателю в отношении тембральных качеств (композиции, похожие по характеру, должны иметь и похожий характер звучания в широком диапазоне частот). Отдельно нужно выделить расстановку меток треков, пауз и/или плавных переходов между треками для выпуска альбома на компакт-диске, а также выстраивание треков альбома в сбалансированную музыкальную последовательность (например, три быстрых песни—одна медленная или три мажорных—одна минорная и т. д.). Последняя операция называется компиляцией и направлена на положительное художественное впечатление от динамично развивающегося альбома.

Основные операции мастеринга:

1. Эквализация трека. С помощью эквалайзера инженер обрезает те частоты, которые не будут воспроизводиться на аппарате конечного пользователя (например, при мастеринге для FM-радио можно обрезать самые низкие частоты, примерно ниже 50 Гц, потому что среднестатистический бытовой приемник — «мыльница» — не в состоянии их воспроизвести физически*). Вторая задача эквализации носит более художественный характер: деликатное подчеркивание или подавление определенных частотных полос (определяется по слуху и по спектроанализатору; впрочем, субъективное ощущение по слуху имеет бόльший вес).

2. Компрессирование трека в случае необходимости придать бόльшую динамическую плотность и/или ограничить некоторые пики в сигнале (при необходимости может быть применен широкополосный или многополосный компрессор для того, чтобы минимизировать эффект воздействия на соседние полосы при звучании, например, какого-то низкочастотного инструмента).

3. Обработка ревербератором всего трека (по необходимости).

4. Обработка расширителем стереобазы (по необходимости).

5. Обработка максимайзером (цифровым лимитером). Эта операция в бόльшей степени применима к активно звучащим композициям (танцевальная музыка, рок, хип-хоп и проч.), нежели к композициям с мягким характером (баллады, акустический джаз, академическая музыка и т. п.). Во втором случае лучше произвести деликатную эквализацию и, если нужно, не менее деликатную компрессию. Поскольку в акустической музыке крайне важны все нюансы исполнения — и артикуляционные, и динамические —, то максимайзер может только навредить, убив динамику композиции. В танцевальной и тяжелой рок-музыке, наоборот, важен эффект напора и постоянного «кàча» или давления, поэтому максимайзер (лимитер) позволяет практически безболезненно поднять субъективный уровень громкости трека без превышения порога ограничения**.

6. Дитеринг или понижение разрядности. Поскольку современный профессиональный мастеринг производится с наивысшим разрешением, которое способна предоставить система, то после всех вышеперечисленных операций нужно понизить частоту дискретизации и разрядность до значений целевого формата (например, CD или дополнительное кодирование в MP3).

7. Компиляция альбома (выстраивание динамичной последовательности треков, расстановка меток, пауз, кросс-фейдов и т. д.)

Поскольку мастеринг — это финальная стадия обработки звукового материала перед его отправкой на завод для печати компакт-дисков (или на радио для трансляции и т. п.), то очевидна и ответственность этой операции. В связи с этим, контрольные агрегаты (мониторы) должны быть высочайшего качества и воспроизводить широкий частотный диапазон. Акустика контрольной комнаты для мастеринга не должна вносить паразитных искажений (отражения от стен), то есть быть бессредной. Приборы для мастеринга, если они цифровые, должны поддерживать очень высокие частоты дискретизации и уровни квантования.

И еще, мастеринг — это не панацея. Если сведенный материал содержит грубые ошибки тембрального, громкостного, акустического баланса, то мастеринг уже не поможет. В деле производства коммерческой звукозаписи важны все этапы без исключений: грамотная аранжировка, качественное исполнение и микрофонный прием, запись (регистрация) с наивысшим качеством, которое возможно, безукоризненное сведение и, наконец, мастеринг.

_____________________________________________________________________________

* — впрочем, ведущие мастеринг-инженеры рекомендуют вообще не обрезать края диапазона, не расширять искусственно стереобазу и не обрабатывать максимайзером фонограммы для FM-радио. Это вызвано тем, что все это делает эфирный процессор на радиостанции.

** — объективно измеряемыми параметрами сигнала, на которые мы влияем с помощью максимайзера, являются пиковые значения сигнала и пик-фактор (разница между пиковыми значениями и среднеквадратическими или RMS). На сегодня ситуация в этом отношении такова:

    • пиковые значения материала любого жанра не должны превышать -0,2 дБ (а лучше -0,4 дБ);
    • пик-фактор популярной, танцевальной или тяжелой рок-музыки может находиться в пределах 12-10, бывает 8 или даже 6 дБ;
    • пик-фактор акустических или балладных жанров — в пределах 15 дБ;
    • академическая музыка предусматривает (и требует) наибольшего пик-фактора, то есть динамического диапазона, возможного для данного носителя информации (например, динамический диапазон CD теоретически ограничен 96 дБ, поэтому полная динамика большого симфонического оркестра полноценно может не быть передана в этом формате и запись оркестра должна быть подвергнута необходимой и достаточной (однако, не чрезмерной) компрессии).

 

Удачи ;)

Celamoi

9 ▲
2 June 2010 15:32
Celamoi

Comments

  •  
    Juliya Frolova pres.Step2Heaven  2 June 2010 16:17 #
    Спасибо))
    12 пункт самый важный (шучу конечно)
    конечно можно и без этого,но ушам нужно давать отдыхать
  •  
    DF6Black  2 June 2010 22:10 #
    Спасибо большое за информацию! )))
  •  
    Dr.Hanz  4 August 2010 23:41 #
    Классная статья!...первый раз в жизни прочитал с удовольствием.
    Сжато, информативно и с юмором..Молодчага!!!
    *Серега делает копипаст и в конце добавляет ссылку на аффтора*
  •  
    DJ Installer  15 September 2010 15:43 #
    Оч благодарен)
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.