+
Общий музыкальный Profile Feed

В чём секрет "винилового" звука.

Многие здесь знают что такое виниловая пластинка не понаслышке, так же как и о том что у винила зачастую более мягкий звук чем у цифровых носителей.

Соотношение сигнал/шум виниловой пластинки около 60 дБ.

Небольшое пояснение, шум имеет линейний спектр, это так называемый белый шум. Вот изображение того как выглядит шум на графике, изображение взято с интернета просто для примера(уровень шума на орригинальной картинке более 140 дБ) примерный уровень шума пластинки указан красной линией.

Этой информации хватит для того что бы продолжить.

Теперь я не много расскажу об особенностях музыкального сигнала:

естественный спад уровня сигнала 6дБ на октаву вверх, это легко можно проверить просто произведя анализ спектра любого трека в кубейсе, вот пример: (красной линией обозначен естественный спад, жёлтым примерный уровень шума пластинки)


получается при частотном диапазоне 20-20000Гц получаем 10 октав, тоесть разница меджу самым низким и самым высоким звуком получается 60дБ, а это уже равно динамическому диапазону пластинки. Но в музыке и звукотехнике такой широкий охват не используется, и можно взять за основу 40 – 16000 Гц,

это конечно не 10 октав, а примерно 8 с половиной, но принципиально это ни чего не меняет, падение по уровню между самым низким и самым высоким звуком будет около 50дБ.

То есть получается что если записывать на винил сигнал таким какой он есть, то по верхам соотношение сигнал шум будет около 10 дБ, что не пригодно для прослушивания.

В своё время эта проблема была решена довольно просто, инженеры создали корректор АЧХ, который  поднимал высокие частоты и заваливал низкие, со средней точкой 1кГц.

Вот график этой коррекции: зелёная обозначена коррекция перед запись, красным коррекция при воспроизведении, синим то что сигнал после двух коррекций имеет начальную форму.

 

После применения к треки RIAA коррекции  уровень сигнала во всём диапазоне частот стала примерно  одинаков.  

Что это дало: теперь разница между полезным сигналом и шумом  становиться примерно одинаков во всем спектре и близким к максимальному.

Но теперь возникла ещё одна проблема, по скольку амплитуда сигнала во всём диапазоне примерно одинаковая, но теперь пик в любом диапазоне мог превысить допустимую ширину дорожки и повредить её, и надо было применять лимитирование и компрессирование.

В итоге получаем самое интересное: теперь компрессор очень хорошо отрабатывает пики во всём диапазоне, но и параметры его нужны несколько другие чем при обычной компрессии.

Именно в том что динамическая обработка работает с таким видом сигнала, именно появляется эта виниловая мягкость.

Теперь аудио примеры:

rghost.net/49693179

rghost.net/49693227

Теперь не много затрону цифровое аудио с параметрами 44.1/16, у такого аудио шум находится на уровне -96дБ, по 6 дБ на бит,  теперь вернёмся кортинке со спектром трека:


Что имеем в итоге на максимальном уровне сигнала (51Гц) разница между сигналом и шумом 96 дб, но например на 8кГц эта разница всего 96 – 40

Равна 56 дб, что говорит о том что цифровое аудио в высоко частотном спектре имеет параметры не лучше чем у винила. А если для записи CD дисков использовать метод которым записывают вилиловые диски(с RIAA коррекцией), то можно было бы добиться  разницу в 90-96 дБ во всём спектре сиганала. В следствии чего ЦАПам было бы на много проще обрабатывать сигнал, и уровень ЦАПа уже бы не так сильно влиял на звук.

Ещё немного информации: шум с пластинки после коррекции имеет, имеет вид розового шума.


P.S. звук с карты трактор А6 средствами кубейса, был подан на линейные вход и фоно вход микшера (Urei 1601, Vestax PMC 46) сигнал обработаный RIAA плагином но без компресии, в общем мало отличался от исходного трека, разница была в более детальных верхах, после обработки компрессором, разница была уже более заметна.

P.S.S.: в этом топике я выссказал своё мнение, если есть какие - то замечания или поправки то пишите, вместе мы дойдём до истины.

Кто может выложить аудио примеры на промо, выложите пожалуйста, я закреплю их в лучшие.

16 ▲
24 October 2013 14:34
Sasha Stylus

Comments

Pinned comment
Sasha Stylus  24 October 2013 15:37
rghost.net/49694578 вот плагин залил RIAA будьте очень осторожны с уровнями.
Отличная статья, спасибо!
Респект!
а вот и продолжение нашей вчерашней беседы. гуд
я тут много не учёл, просто всё сразу и не вспомнишь из прочитакого за последние года и сопоставленого.
но уже вполне занимательная инфа, надо попроверять
а с хирали амплитуда сигнала везде одинаковая то ?
даже судя по графикам она не разу не одинаковая.
я ваще сути не могу уловить темы, она ваще о чём ?
Сравни разницу в дБ этих графиков.
ну сматрел, ничё не понял ваще, с твоих 6дб на бит ваще в ступоре сижу, толи смеятся толи идти мат часть учить, не пойму...
в цифровых источниках, 1 бит даёт 6дБ соотношения сигнал шум. 16 бит 96дБ, 24 бита 144 дБ. Там на графике на первом судя по всему сигнал шум замерян у карты 24 битной. но CD диск даёт только 96 дБ сигнал/шум.
ну, 6 дб на бит - это всегда так и было
6 дб на бит это соотношене шума же к полезному сигналу.
а дин диапазон считается ваще по другому.
через формулу, причём формулы для ацп и для цап разные.
"В случае однородного квантования глубину дискретизации называют также динамическим диапазоном и измеряют в децибелах (1 бит ≈ 6 дБ)" - педивикия...
ну и нас в свое время также учили
rghost.net/49694578 вот плагин залил RIAA будьте очень осторожны с уровнями.
Однозначно,звучание винила и сиди различается..Это слышно на слух. Один и тот же альбом на сиди и на виниле звучит немного по разному. На виниле что ли верха больше...не знаю. Но для меня дело даже не в этом.. Меня лично прет сам факт проигрывания пластинки и сами пластинки! Что то в этом есть неповторимое...Хотя в свое время так же перся от сиди)
(Atatat was here)
Я создавал тему не как призыв к противоборству сторон. А просто для того что бы показать что можно и с цифры при желании получить звук подобный звуку с пластинки.
(Atatat was here)
Тут что-то было написано о том что из моно стерео делать надо?
Здесь дана реальная информация, подтверждение которой есть в сети и разных книгах умных. Так что Вам что-то не понятно, то это Ваши проблемы.
(Atatat was here)
из моно можно псевдо стерео только сделать, но это даже близко не стерео.
Я ещё раз говорю тут нет инфы как из говна концетку сделать, тут показано понимания процеса производимого перед записью на винил и то что этот же процесс можно произвезти и раписать потом этот звук на сиди а не винил.
По факту я считаю, запись на винил самой технологичной на данный момент, потому что носитель изначально с низкими параметрами используется на все 100 процентов, с сиди например всё не так, там посмотрели что у носителя параметры не плохие и пишут как есть, в итоге имеем то что имеем, вот и всё.
Фидбека
Опечатка Фидбэка
Живой рок концерт лучше записи, потому что там тоже фитбек есть, микрофоны мониторы ловят, и благородный фидбек вонзается в уши слушателей.
"В чём секрет "винилового" звука."
та тут всё проще ,чем вы развели . Секрет в микроцарапинах ...Оо.
Царапины по своему тоже круты, создают ощущение горящего костра в комнате, щёлкающих дровишек, это особенно круто записям высоцкого подходит
Вот...
Кстати не только к Высоцкому и подобной музыке. Я с не меньшим удовольствием слушаю пласты Клаббхеадс, Да Хул , чё там ещё есть ...Паблик Домейн и Урбан Тейковер...и пр. Исцарапаны донельзя . Но это в кайф . Эти же треки в чистом виде в вав\мп3 я слушать даже не стал бы.
А у меня тут тайна : В ФЛ при записи дорожки патерна с синтезатора подключенного к компу перестают звучать остальные инструменты. Ничего не могу понять вечер целый убил и не найду что делать(( Может кто знает секрет? Научный тык уже не помогает(
Секрет винилового звука в виниле.
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.