+
Общий музыкальный Profile Feed

В чём секрет "винилового" звука.

Многие здесь знают что такое виниловая пластинка не понаслышке, так же как и о том что у винила зачастую более мягкий звук чем у цифровых носителей.

Соотношение сигнал/шум виниловой пластинки около 60 дБ.

Небольшое пояснение, шум имеет линейний спектр, это так называемый белый шум. Вот изображение того как выглядит шум на графике, изображение взято с интернета просто для примера(уровень шума на орригинальной картинке более 140 дБ) примерный уровень шума пластинки указан красной линией.

Этой информации хватит для того что бы продолжить.

Теперь я не много расскажу об особенностях музыкального сигнала:

естественный спад уровня сигнала 6дБ на октаву вверх, это легко можно проверить просто произведя анализ спектра любого трека в кубейсе, вот пример: (красной линией обозначен естественный спад, жёлтым примерный уровень шума пластинки)


получается при частотном диапазоне 20-20000Гц получаем 10 октав, тоесть разница меджу самым низким и самым высоким звуком получается 60дБ, а это уже равно динамическому диапазону пластинки. Но в музыке и звукотехнике такой широкий охват не используется, и можно взять за основу 40 – 16000 Гц,

это конечно не 10 октав, а примерно 8 с половиной, но принципиально это ни чего не меняет, падение по уровню между самым низким и самым высоким звуком будет около 50дБ.

То есть получается что если записывать на винил сигнал таким какой он есть, то по верхам соотношение сигнал шум будет около 10 дБ, что не пригодно для прослушивания.

В своё время эта проблема была решена довольно просто, инженеры создали корректор АЧХ, который  поднимал высокие частоты и заваливал низкие, со средней точкой 1кГц.

Вот график этой коррекции: зелёная обозначена коррекция перед запись, красным коррекция при воспроизведении, синим то что сигнал после двух коррекций имеет начальную форму.

 

После применения к треки RIAA коррекции  уровень сигнала во всём диапазоне частот стала примерно  одинаков.  

Что это дало: теперь разница между полезным сигналом и шумом  становиться примерно одинаков во всем спектре и близким к максимальному.

Но теперь возникла ещё одна проблема, по скольку амплитуда сигнала во всём диапазоне примерно одинаковая, но теперь пик в любом диапазоне мог превысить допустимую ширину дорожки и повредить её, и надо было применять лимитирование и компрессирование.

В итоге получаем самое интересное: теперь компрессор очень хорошо отрабатывает пики во всём диапазоне, но и параметры его нужны несколько другие чем при обычной компрессии.

Именно в том что динамическая обработка работает с таким видом сигнала, именно появляется эта виниловая мягкость.

Теперь аудио примеры:

rghost.net/49693179

rghost.net/49693227

Теперь не много затрону цифровое аудио с параметрами 44.1/16, у такого аудио шум находится на уровне -96дБ, по 6 дБ на бит,  теперь вернёмся кортинке со спектром трека:


Что имеем в итоге на максимальном уровне сигнала (51Гц) разница между сигналом и шумом 96 дб, но например на 8кГц эта разница всего 96 – 40

Равна 56 дб, что говорит о том что цифровое аудио в высоко частотном спектре имеет параметры не лучше чем у винила. А если для записи CD дисков использовать метод которым записывают вилиловые диски(с RIAA коррекцией), то можно было бы добиться  разницу в 90-96 дБ во всём спектре сиганала. В следствии чего ЦАПам было бы на много проще обрабатывать сигнал, и уровень ЦАПа уже бы не так сильно влиял на звук.

Ещё немного информации: шум с пластинки после коррекции имеет, имеет вид розового шума.


P.S. звук с карты трактор А6 средствами кубейса, был подан на линейные вход и фоно вход микшера (Urei 1601, Vestax PMC 46) сигнал обработаный RIAA плагином но без компресии, в общем мало отличался от исходного трека, разница была в более детальных верхах, после обработки компрессором, разница была уже более заметна.

P.S.S.: в этом топике я выссказал своё мнение, если есть какие - то замечания или поправки то пишите, вместе мы дойдём до истины.

Кто может выложить аудио примеры на промо, выложите пожалуйста, я закреплю их в лучшие.

16 ▲
24 October 2013 14:34
Sasha Stylus

Comments

The best comment
  •  
    Pete Higain  24 October 2013 14:41 #
    Отличная статья, спасибо!
  •  
    K.S. Project  24 October 2013 14:45 #
    Респект!
  •  
    G.A. Studios [Glαμ Δηαrchγ/ AKSIS/ Лесфильм]  24 October 2013 14:46 #
    а вот и продолжение нашей вчерашней беседы. гуд
    •  
      Sasha Stylus  24 October 2013 15:02 #
      я тут много не учёл, просто всё сразу и не вспомнишь из прочитакого за последние года и сопоставленого.
  • –1
    RockMeister  24 October 2013 15:04 #
    20 - 20000Гц - не 10 октав, а почти 11
    40 - 16000 Гц - не 8,5, а 9,5 октавы

    "Но теперь возникла ещё одна проблема, по скольку амплитуда сигнала во всём диапазоне примерно одинаковая, но теперь пик в любом диапазоне мог превысить допустимую ширину дорожки и повредить её, и надо было применять лимитирование и компрессирование."
    Почему ты совсем не упомнил способ записи и считывание стереосигнала на винил? Я имею в виду M/S. Это бы решило непонятки с компрессией :)
    •  
      Sasha Stylus  24 October 2013 15:19 #
      С октавами всё правильно, пересщитайте. а в курсе что звук на винил пишется не как левый правый а как сумма разница, но к тому что я написал, это не имеет ни какого отношения.
      •  
        RockMeister  24 October 2013 15:28 #
        Я считал. На калькуляторе :)
        Сумма-разница позволяет не дать игле преждевременно выпрыгнуть из канавки. Поэтому никакого особого компрессирования и лимитирования не надо.
        •  
          Sasha Stylus  24 October 2013 15:38 #
          пу тогда может просто включить вертушку без коррекции и звук послушать?
          •  
            RockMeister  24 October 2013 15:45 #
            И что, разве без корректора мы услышим некомпрессированный звук?
            • +2
              Sasha Stylus  24 October 2013 16:53 #
              без корректора мы услышим много высоких и мало баса.
              •  
                Yuriy-Nikulin  24 October 2013 17:19 #
                в точку
                для этого и ставим фонокорректор с предусилителем
              •  
                RockMeister  24 October 2013 19:23 #
                Это понятно. Но я говорил о динамике.
                •  
                  Sasha Stylus  24 October 2013 20:39 #
                  пики могут повредить дорожку (не только в басу, но даже можный удар по тарелке, и резец может выйти за допустимые границы), по этому перед записью на винил компрессия обязательна.
    • +1
      Sasha Stylus  24 October 2013 17:50 #
      Рок мастер, спасибо что написал про MS стерео, так результат ещё лучше. Но надо экспериментировать и пробовать.
      •  
        RockMeister  24 October 2013 19:25 #
        Не за что. Ты же сам написал, что "вместе мы дойдём до истины" :)
        •  
          Sasha Stylus  24 October 2013 20:31 #
          один человек не может знать всего, с MS удалось решить некоторые побочные проблемы, но очень не удобно это в программе делать.
  •  
    Katsura [uFaF]  24 October 2013 15:10 #
    а с хирали амплитуда сигнала везде одинаковая то ?
    даже судя по графикам она не разу не одинаковая.
    я ваще сути не могу уловить темы, она ваще о чём ?
    •  
      Sasha Stylus  24 October 2013 15:14 #
      Сравни разницу в дБ этих графиков.
      •  
        Katsura [uFaF]  24 October 2013 15:35 #
        ну сматрел, ничё не понял ваще, с твоих 6дб на бит ваще в ступоре сижу, толи смеятся толи идти мат часть учить, не пойму...
        •  
          Sasha Stylus  24 October 2013 15:41 #
          в цифровых источниках, 1 бит даёт 6дБ соотношения сигнал шум. 16 бит 96дБ, 24 бита 144 дБ. Там на графике на первом судя по всему сигнал шум замерян у карты 24 битной. но CD диск даёт только 96 дБ сигнал/шум.
        • –1
          G.A. Studios [Glαμ Δηαrchγ/ AKSIS/ Лесфильм]  24 October 2013 15:45 #
          ну, 6 дб на бит - это всегда так и было
          •  
            Katsura [uFaF]  24 October 2013 16:22 #
            6 дб на бит это соотношене шума же к полезному сигналу.
            а дин диапазон считается ваще по другому.
            через формулу, причём формулы для ацп и для цап разные.
  • +2
    Котэ как у Бенасси [EDM Top Music Ghost Production]  24 October 2013 15:26 #
    годная инфа в целом.
  • (user was blacklisted)
  • +1
    Sasha Stylus  24 October 2013 15:37 #
    rghost.net/49694578 вот плагин залил RIAA будьте очень осторожны с уровнями.
    •  
      Hockins  24 October 2013 16:11 #
      а зачем он в быту?
    •  
      Xander Bass  24 October 2013 17:37 #
      Это и есть тонкорректор, упоминаемый в статье?
  •  
    Hockins  24 October 2013 16:04 #
    Хорош!
  • +3
    Kate Noizu 「ノイズ・ケイト」  24 October 2013 17:01 #


  • +2
    Neuronal Chip  24 October 2013 17:06 #
    По-моему, так: если уж взялся писать статью для людей, то будь добр - изучи язык.
    • +1
      Neuronal Chip  24 October 2013 17:08 #
      Ну, или подвергай текст коррекции.
    • +2
      Sasha Stylus  24 October 2013 17:24 #
      Я не гуманитарий, так что от меня точной передачи бувок требовать не логично.
      •  
        Neuronal Chip  24 October 2013 17:26 #
        Статья всё-таки
        •  
          Sasha Stylus  24 October 2013 18:17 #
          я научных статей ни когда не писал, просто в соседнем топике я начал обсуждать этот вопрос и решил там не флудить а сюда всё с картинками выложить. Вообще я год назад этим серьёзно занимался и проверял всё, тогда даже тему точно такую же на форуме открыл, но она осталась не замеченная и я удалил её.
  • +1
    Улицы  24 October 2013 17:54 #
    Однозначно,звучание винила и сиди различается..Это слышно на слух. Один и тот же альбом на сиди и на виниле звучит немного по разному. На виниле что ли верха больше...не знаю. Но для меня дело даже не в этом.. Меня лично прет сам факт проигрывания пластинки и сами пластинки! Что то в этом есть неповторимое...Хотя в свое время так же перся от сиди)
  • (user was blacklisted)
    •  
      Sasha Stylus  24 October 2013 19:11 #
      140 это при 24 битах, а у нас музыка вся в 16 битовом варианте лежит, а там максимальный диапазон 96дБ, на верхах вообще 50 - 40. Но вся проблема в том что в цифре только звуки с самой большой амлитуды обрабатываются первыми битами, а делее идёт ухудшение, отсюда и проблемы частые с верхом у цифры, зезкий он и утомляющий.
      • (user was blacklisted)
  • (user was blacklisted)
    •  
      Sasha Stylus  24 October 2013 20:33 #
      я же писал что октава вверх это минус шесть децибел, в октаве 6 тонов. но я не так тас считал.
    •  
      Sasha Stylus  27 October 2013 21:19 #
      в клавиатуре 88 полутонов, что равно 44 тонам = 44 дБ, от Ля субконтроктавы(27,5Гц), до До 5-октавы(4186Гц).
      Ну и ладно, с этим. Где можно прочитать что математическое повышения, хочу рассмотерть этот вопрос с точки зрения музыки. В интернете ни чего не нашёл.
  • (user was blacklisted)
    • +1
      Sasha Stylus  24 October 2013 21:13 #
      Я создавал тему не как призыв к противоборству сторон. А просто для того что бы показать что можно и с цифры при желании получить звук подобный звуку с пластинки.
      • (user was blacklisted)
        •  
          Sasha Stylus  24 October 2013 21:37 #
          Тут что-то было написано о том что из моно стерео делать надо?
          Здесь дана реальная информация, подтверждение которой есть в сети и разных книгах умных. Так что Вам что-то не понятно, то это Ваши проблемы.
          • (user was blacklisted)
            •  
              Sasha Stylus  24 October 2013 22:03 #
              из моно можно псевдо стерео только сделать, но это даже близко не стерео.
              Я ещё раз говорю тут нет инфы как из говна концетку сделать, тут показано понимания процеса производимого перед записью на винил и то что этот же процесс можно произвезти и раписать потом этот звук на сиди а не винил.
              По факту я считаю, запись на винил самой технологичной на данный момент, потому что носитель изначально с низкими параметрами используется на все 100 процентов, с сиди например всё не так, там посмотрели что у носителя параметры не плохие и пишут как есть, в итоге имеем то что имеем, вот и всё.
              • (user was blacklisted)
                •  
                  FacoustiK  24 October 2013 23:05 #
                  Вся прелесть винила заключается в фидбэке
                  •  
                    Sasha Stylus  24 October 2013 23:17 #
                    опять про фитбек, ну сколько можно то?
                  • (user was blacklisted)
  •  
    AlexEstet (Mental Approval)  24 October 2013 22:29 #
    Сам рьяно слушал и продвигал винил до первого своего топового ЦАП-а - EMU 1616M, которая просто порвала все бывшие у меня до того звучки. Покупные вавки звучат очень хорошо, хотя и mp3 из интернета слушаю (в основном миксы друзей).
    А тут и моники до кучи подоспели и шорох пластинки НАСТОЛЬКО вылез, что слушать его уже не особо хочется((
    •  
      AlexEstet (Mental Approval)  24 October 2013 22:32 #
      Все свои миксы выкладываю в WAV на случай таких же придирчивых слушателей, каким сам являюсь))
    • –1
      Sasha Stylus  24 October 2013 23:05 #
      Покупной вейв хорошо звучит, но меня всё равно напрягает какая то жёсткость цифровая, меня что постоянно удивляло, что слышно что у винила частотка по хуже и прочее, но звук такой обьёмный почему то и живой что ли.
      •  
        AlexEstet (Mental Approval)  24 October 2013 23:23 #
        Вово - со своих прежних звучек были точно такие же ощущения.
        •  
          Sasha Stylus  24 October 2013 23:50 #
          у меня таскам 122 была карта, аудио дж 4, трактор а6, торк конектив.
          но вот почему то старый сиди филипс 89 года звучал на порядок интереснее и приятнее, но у винила всё равно свой звук, как и у касет, и я считаю что он формируется, именно при подготовке к записи, о чём тут и написал. Может кому то это будет полезно и он будет использовать ту информацию что я тут выложил в своих целях.
          •  
            AlexEstet (Mental Approval)  25 October 2013 0:03 #
            Аудио 4 и у меня была, причем прямо перед 1616m. Сливает ей почти по всем параметрам (кроме мобильности, разумеется). Нормально играет с таймкодом через трактор.
            Ну а про подготовку к изданию на виниле и про то как инженер грамзаписи был переименован в мастеринг-инженера можно чуть подробнее узнать из книги Филиппа Ньюэлла "Проджект-студиии. Маленькие студии для больших записей".
            •  
              Sasha Stylus  25 October 2013 0:24 #
              читал, но давно это было...
  •  
    FacoustiK  24 October 2013 22:59 #
    Фидбека
    • (user was blacklisted)
    •  
      FacoustiK  24 October 2013 23:45 #
      Опечатка Фидбэка
    • +1
      Sasha Stylus  24 October 2013 23:52 #
      Живой рок концерт лучше записи, потому что там тоже фитбек есть, микрофоны мониторы ловят, и благородный фидбек вонзается в уши слушателей.
  •  
    The Tobuta  24 October 2013 23:48 #
    "В чём секрет "винилового" звука."
    та тут всё проще ,чем вы развели . Секрет в микроцарапинах ...Оо.
    •  
      Sasha Stylus  24 October 2013 23:58 #
      Царапины по своему тоже круты, создают ощущение горящего костра в комнате, щёлкающих дровишек, это особенно круто записям высоцкого подходит
      • –1
        The Tobuta  25 October 2013 0:05 #
        Вот...
        Кстати не только к Высоцкому и подобной музыке. Я с не меньшим удовольствием слушаю пласты Клаббхеадс, Да Хул , чё там ещё есть ...Паблик Домейн и Урбан Тейковер...и пр. Исцарапаны донельзя . Но это в кайф . Эти же треки в чистом виде в вав\мп3 я слушать даже не стал бы.
  • (user was blacklisted)
    •  
      The Tobuta  25 October 2013 0:10 #
      блог НЕ об образованости и граматтике ,насколько я понял...
      • (user was blacklisted)
        •  
          The Tobuta  25 October 2013 0:16 #
          Тю, на русском же. Просто я не обращаю внимания на возм.ошибки
          •  
            The Tobuta  25 October 2013 0:16 #
            всего навсего.
        • +1
          Neuronal Chip  25 October 2013 0:48 #
          "пишЕте"))
  •  
    RockMeister  25 October 2013 0:33 #
    Меня всегда удивляло умение человека слушать мониторы вместо музыки, винил вместо альбома, микрофон вместо вокала.
    Один мой знакомый полдня дозванивается мне из Финляндии; сказать, чтобы я зашёл в скайп, там даёт свои координаты в Контакте и там пишет, что наконец-то у них начал нормальн оработать вай-фай и можно нормально связываться. А общаться с ним не о чем...
    Ребята, это всего лишь средства. Для прослушивания музыки, для общения.
    • –1
      The Tobuta  25 October 2013 0:38 #
      каждому - своё !
      •  
        RockMeister  25 October 2013 0:41 #
        Jedem das seine?
        •  
          The Tobuta  25 October 2013 0:43 #
          фашiстськоi нерозумiю...
    • +2
      Sasha Stylus  25 October 2013 11:28 #
      не надо путать тёплое с мягким, если слушать только слова в песне то пойдёт и радио точка. Критерии хорошести песни у каждого свои.
      • +1
        RockMeister  25 October 2013 11:58 #
        Действительно - каждому своё. Я и текста никогда не слушаю.
        •  
          Sasha Stylus  25 October 2013 12:19 #
          У меня знакомые есть которые вообще каждый трек слышать чисто как вертикаль, им абсолютно всё рано на качестко звука, они партитуру сразу представляют. И критерий у них один, если все партии хоть как то слышно основные значит нормально всё.
          Тут каждый слышит то что хочет.
          •  
            AlexEstet (Mental Approval)  26 October 2013 15:33 #
            Многие начинают лабати на гитаре за 3 рубля, через 2 года берут БУ японку за 15, а потом заказывают мастеровую за 60. К чему бы это я тут написал?))
            •  
              Sasha Stylus  26 October 2013 18:48 #
              Ведь определённо своё любимое произведение играть на хорошем инструменте на много приятнее. Как и слушать свою любимую песню в максимальном качестве.
        •  
          Cotlean (Котлин)  27 October 2013 18:44 #
          Правильно! Кому нужен текст пусть почитают Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина... Слушают шансон...
          Порой лучше не понимать о чем поют... Легче воспринимать...
          •  
            Sasha Stylus  27 October 2013 21:20 #
            Кто слушает текст тому вообще всё равно что за вопрос тут поднят.
  •  
    Dimonbizon  25 October 2013 0:53 #
    А у меня тут тайна : В ФЛ при записи дорожки патерна с синтезатора подключенного к компу перестают звучать остальные инструменты. Ничего не могу понять вечер целый убил и не найду что делать(( Может кто знает секрет? Научный тык уже не помогает(
  •  
    Neal Oſven  25 October 2013 8:50 #
    Прочитал как секрет ванильного звука.
  •  
    Neuronal Chip  26 October 2013 0:05 #
    А я, вот, только что всё это умудрился прочитать и не понял: этот рассказ - домыслы автора, или он имеет какую-то историческую основу?
    •  
      Neuronal Chip  26 October 2013 0:06 #
      Не понял, потому что рассказ местами показался мне странным.
      •  
        Sasha Stylus  26 October 2013 8:32 #
        Я год назад по этой теме статьи читал и информацию искал, сейчас уже не смог найти что и откуда было взято, но там всё равно обобщения нет, тут я попытался в кучу собрать всё.
        Но смысл в том что при частотной коррекции указаной выше, некоторые виды обработок дают несколько другой эффект. и за счёт этого появляется "виниловая" окраска звука. Так же за счёт этой частотной коррекции соотношение сигнал/шум на высоких частотах существенно улутшается.
        Вот с общем и всё.
        Если есть ещё вопросы по теме, то пишите, я отвечу.
  •  
    Born-80  27 October 2013 16:48 #
    "если для записи CD дисков использовать метод которым записывают виниловые диски(с RIAA коррекцией)" возможно ли такое и чем?
    •  
      Sasha Stylus  27 October 2013 21:29 #
      просто перед записью на сиди, приводить сигнал к кривой RIAA. тогда ни когда не будет проблем с низкоуровневым сигналом(понятие низкоуровненый сигнал перестанет вообще существовать), потому что весь сигнал займёт первые биты. Сейчас в первых битах расположен только басс, то есть получается что только самые низкие частоты воспроизводятся идеально точно, но тут вторая проблема, что б низкие звуки не занимали слишком много цифрового пространства, их очень сильно компресят, в итоге они теряют точность свою.
      Комко в сингале записаном через подобные коррекции, как RIAA например верхние гармоники будут без искажений.
      Для CD можно придумать свою коррекцию, более совершенную.
      •  
        Sasha Stylus  27 October 2013 21:40 #
        До пишу свою мысль далее, если таким способом писать звук на CD, то в 16 битах можно записать вообще не компрессированный сигнал, что например для для классической музыки было бы очень хорошо.
  •  
    fuckaposter  27 October 2013 21:25 #
    Секрет винилового звука в виниле.
  •  
    Xander Bass  7 December 2013 0:07 #
    Вот уже месяц с гаком балуюсь плагином RIAA. Незаменимая вещь. Ресурсов не кушает, зато позволяет "привести в чувство" бочки, бас, хэты и прочее, по частотам располагающееся на концах частотного спектра. Раньше с эквалайзерами мучался, которые кушали по два тире пять процентов ЦП каждый экземпляр. Вроде бы немного. Но когда речь заходит о десятке каналов, уже ощутимо. А с плагином RIAA всё стало куда проще.
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.