ЛЁ БИГМАК!!!
Blog

Мастеринг. Разделение кика и баса.

Единственный путь разделить  бас и кик таков:
1. Эквалайзер,
2. Панорамирование,
3. Многополосная компрессия

..............................................................................................................................................

Итак, эквалайзер. Выровняй кик на частотах 85-120 Гц, плавно срежь его на 200 Гц, выровняй бас на 55-70 Гц.
Растащи их по панораме хотя-бы на 8%, а лучше на 10-14% если возможно (кик 4-7% влево, а бас 4-7% вправо). Это не слишком заметное панорамирование, в смысле недалеко от центра, но для слуха будет заметное различие в панораме между басом и киком (только помни, что во многих клубах этот эффект не сработает, если ты понял о чем я...) Можно также одного поставить в центр, а другого сдвинуть в сторону примерно на 5%. Оба они в центре не поместятся, ну только если есть заметная разница в частотах.

..............................................................................................................................................

Не используй на басах разного рода стереоэнхансеры. Эффект будет заметен при очень низкой основной частоте фильтра плагина(~100 Гц и ниже), а разность фаз на низких частотах - очь вредная штука. Ни один нормальный лейбл не возьмет такой трек для записи на винил - записывающая аппаратура может не справиться, да и в проигрывателе игла скакать будет. Плохо это. Можно попробовать добавить реверберации на верхнюю часть баса (не ниже 200-250 Гц). Но только совсем чуть-чуть.
..............................................................................................................................................

 


Конечно, эти цифры - не закон. Вот правила, которые главнее цифр:
1. Пусть твои уши будут твоим судьей. Цифры идут нах, если результат плохо звучит.
2. Мониторь в разных условиях. Если хорошо звучит на твоих лучших мониторах, то проверь и на бытовой самоиграйке, и на компьютерных мультимедийных колоночках. Если даже там слух не режет, и бас угадывается, то похвали себя - есть за что!

 

..............................................................................................................................................


3. Начни с крайних условий, убери все частоты ниже 200 Гц. Затем плавно возвращай их назад, сначала поднимай верхние и постепенно двигайся к нижним. Повтори если нужно, пока уровни всех частот не будут такими, какими ты хочешь их слышать.

..............................................................................................................................................


4. Отключи кик. Прослушай весь трек без него, а только с басом. Заметь места где бас наиболее важен и заметен. Затем наоборот, прослушай трек только с киком, без баса, и отметь места где должен быть отчетливый кик. Верни все назад и попробуй настроить их так, чтобы они вместе звучали в замеченных местах также хорошо, как и по отдельности. Попробуй во время прослушивания включить-выключить кик, посмотри как меняется звук баса. Затем наоборот. Это поможет понять в чем проблема.
..............................................................................................................................................

 

5. Используя плагин Wave Maxx Bass, сделай бас потолще, это лучше, чем просто сделать его погромче. Приподними кик на его верхних частотах. Затем Maxx Bass'ом утяжели его нижнюю часть. Кик станет заметнее и не будет "прятаться" за басом. Правда если бас длинный и звучит почти все время, стоит попробовать срезать нижнюю часть кика совсем.
6. Многополосная компрессия поможет убрать искаженные и конфликтующие частоты. Вернее не убрать, а спрятать на задний план, за "правильные" частоты.


..............................................................................................................................................

Итак:
1. Эквалайзер.

2. Панорамирование и/или реверберация.
3. Финальная многополосная компрессия.

..............................................................................................................................................

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ма́стеринг (англ. master) — первоначально производство эталонного носителя, копией которого является потребительский носитель аудиозаписи (CD-диск, виниловая пластинка, магнитофонная кассета). Впоследствии в русском языке мастерингом стали называть и процесс подготовки финального микса.

Исходный материал обрабатывается путём эквализации и компрессии (лимитирования). При необходимости осуществляется монтаж частей произведения. Затем подготавливается логически связанная аудиопрограмма — новый «отмастерённый» исходник собирается в желаемом порядке, просчитываются (или выбираются стандартными) паузы между треками, добавляются натуральные шумы и т.д. При необходимости могут применяться другие приёмы работы со стереофонограммой: шумоподавление, полосовая компрессия, расширение/сужение стереобазы и т. д.

Для каждого вида издания обычно делается свой мастеринг: для кассеты нужно чуть больше компрессии и высоких частот, для «винила» обязательна низкочастотная обрезка и полная монофоничность низких частот, для CD — «цифровая тишина» вначале и конце каждого трека, отделённого паузами. Для трансляции в радиоэфире или для звуковой дорожки к видеоклипу также делается отдельный мастеринг.

Мастеринг обычно проводится в специально созданных для этого контрольных комнатах, оснащённых эталонными звуковоспроизводящими мониторами. Как правило этим занимаются звукорежиссёры, обладающие особым опытом и специфическими навыками, которых принято называть mastering engineer. Считается, что мастеринг в состоянии сделать любой специалист, обладающий большим опытом микширования (сведения) многоканальных фонограмм. Однако для стабильного результата важно, чтобы это были «другие уши» — то есть не стоит доверять эту конечную процедуру тому специалисту, который сводил этот материал.

Современный мастеринг вне зависимости от вида конечного продукта принято разделять на цифровой и аналоговый.

 

5 ▲
8 December 2010 17:29

Comments

The best comment
  • Deep Sound  #
    Спосибо, синсей! Пайду тренировать сваё кунфу!
  • +2
    Roman Khegay  8 December 2010 17:36 #
    А ингода когда лень все это делать- САЙДЧЕЙН
  • +5
    Saul Dagenham  8 December 2010 17:36 #
    "Итак, эквалайзер. Выровняй кик на частотах 85-120 Гц, плавно срежь его на 200 Гц, выровняй бас на 55-70 Гц.
    Растащи их по панораме хотя-бы на 8%, а лучше на 10-14% если возможно (кик 4-7% влево, а бас 4-7% вправо"
    какой-то жёсткий бред
    • –1
      Palladium (παλλάδιον)™  8 December 2010 21:35 #
      Дружище научись перерабатывать в голове прочитанное.Не стоит кидать палки в огород прочитав лишь первый абзац...Если тебе столь интересна эта тема то перечетай ее, пойми свои ошибки и подумай, стоит ли в следующий раз писать столь необдуманные строки...В стать ОПИСАНЫ СПОСОБЫ!!!Повторюсь для недолугих,СПОСОБЫ решения проблемы!!!Способы а не обязательства!!!
  • –1
    COCOSIY & ASSNAUT  8 December 2010 17:36 #
    прочитал на одном дыхании
  • –1
    Fatality  8 December 2010 17:46 #
    НЕ впадлу песать было?
  •  
    Rinat Shabanov  8 December 2010 17:52 #
    Я вообще проще всё делаю)))
  • +1
    David Sichinawa (aka Monobrother D )  8 December 2010 17:54 #
    ))), гораздо проще, компрессия по группам, в общем мимо...
  • +1
    Eximinds  8 December 2010 17:57 #
    "Правда если бас длинный и звучит почти все время, стоит попробовать срезать нижнюю часть кика совсем. " А сайдчейн зачем придумали вообще, только для коча?)
    • +1
      SubDia  8 December 2010 17:59 #
      Я вообще рекомендую у кика снизу обрезать все до 5 кГц. Чтоб уж наверняка. Тогда можно будет пэд и лид комфортно разместить в освободившемся диапазоне. Ага.
      •  
        Deep Sound  8 December 2010 18:40 #
        Спосибо, синсей! Пайду тренировать сваё кунфу!
        • –1
          SubDia  8 December 2010 18:43 #

          Аккуратнее, это рецепт изготовления новых аудионаркотиков. =))
          • –1
            1Touch  8 December 2010 21:05 #
            Сризай усё до 20 хилогерц и заливай сюды
  • –1
    Viperhot ™  8 December 2010 18:03 #
    Многое зависит от стиля музыки . Об этом забывать не стоит . И при чем тут мастеринг ? Речь об обычном сведении . Я просто в шоке
  • –1
    MARK STANTON (STNTN)  8 December 2010 18:22 #
    мдэээ...кик влево, басс вправо...отсыпь немного, я хоть нуб, но это лол полнейший
    •  
      Palladium (παλλάδιον)™  8 December 2010 21:37 #
      Дружище научись перерабатывать в голове прочитанное.Не стоит кидать палки в огород прочитав лишь первый абзац...Если тебе столь интересна эта тема то перечетай ее, пойми свои ошибки и подумай, стоит ли в следующий раз писать столь необдуманные строки...В статье ОПИСАНЫ СПОСОБЫ!!!Повторюсь для недолугих,СПОСОБЫ решения проблемы!!!Способы а не обязательства!!!
  • –1
    MAX CARNAGE  8 December 2010 20:58 #
    ИПАТЬ НУ И СТАТЬЯ!!!
    СТОЛЬКО ЧУШИ ПРОЧИТАЛ!!!
    В двух слова перепишу эту статью: Сайдчейн и VoxengoGlissEQ2...ВСЁ
    •  
      Palladium (παλλάδιον)™  8 December 2010 21:18 #
      )))
      •  
        Palladium (παλλάδιον)™  8 December 2010 21:30 #
        Товарисч ВЕЛИКИЙ критик.Вот ответь мне на вопрос,почему ктото больше любит винил а не CD?Проблема молодых современных музыкантов в том что они тупо полагаются на плагины, не задумываясь о сути процесса. Еще раз повторюсь,что это личный блог, и этот копи-паст лишь только для меня.Это моя страница и мои правила...Меня очень огорчает столь грубая критика...Спасибо за внимание...
        • +2
          MAX CARNAGE  9 December 2010 5:56 #
          На винил пишутся треки, у который стереопанорама очень узкая (где то слышал я)...
          Про то что не задумываются о сути и полагаются на плагины - бред...
          Одно из самых главных правил написания музыки - бочка в моно режиме и никаких разводов ее по панораме... так и басс ниже 125 герц... то есть развод бочки и басса по панораме в корне неправильный способ...
          Для преобладания бочки над бассом достаточно сделать громкость басса на 1 дб ниже громкости бочки, сделать незаметный сайдчейн или вырезать конфликтные частоты убасса... и все... никаких заморочек...
  •  
    1Touch  8 December 2010 21:04 #
    Ага! У Армина из блога стащил?!
  • +2
    Dj Blondin  1 January 2011 19:28 #
    По своему(хоть и небольшему) опыту скажу!!!

    КИК и БАС только по центру!!! и никак иначе!!! Это не мои слова!!! Любой саунд-продюссер подтвердит выше сказанное!!!
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.