Favorites

ебану ЦЦЦЦО
Best Soundtrack 2000-2010 Это мой третий микс по счету, но...
Label: Factual Records Release Date: 30 May 2011 My remix...
Release date - April 19 Label - 2Play (Holland) Support...
Massive sound

EcoSound начинает принимать заказы на индивидуальные ушные фильтры Новости

Беруши-фильтры, наушники и мониторы изготавливаются на заказ
18 ▲
2 December 2010 16:24
Weather
71 comments

Pendulum Live Анонсы

Впервые в России — вживую и в полном составе
23 ▲
26 November 2010 16:54
Weather
46 comments

БЕРегите УШИ, или Как защитить слух в России Статьи

О самом ценном, что есть у музыканта

Нужны ли вам беруши? Если да, то какие?

221 ▲
18 September 2010 15:10
Tunecatcher
214 comments

Статья о мастеринге Baccarat

В помощь всем нуждающимся. Есть много полезной инфы.

Источник http://forum.mytrance.ru/

 

Введение Вы только что закончили свой замечательно звучащий проект, прожгли болванку и с гордостью запихали ее в музыкальный центр. Все вроде бы звучит хорошо, но когда вы слушаете свой диск сразу после коммерческой записи, вы понимаете, что что-то здесь глубоко неправильно. Например: Тихое звучание Ваш диск звучит по сравнению с любым коммерческим как-то тихо и блекло. Добавление общей громкости и пересведение не помогают - звучание становится лишь ненамного громче. Скучный и унылый звук Коммерческие диски звучат выразительно и ярко, и вы пытаетесь добиться этого приподнимая высокие частоты эквалайзером, но вместо яркости получате лишь резкое и шумное звучание. Тонкое звучание вокала и инструментов. Коммерческие диски звучат с полнотой, и вы знаете, что в принципе это достигается компрессией, вы включаете компрессор и крутите несколько ручек, но ваш проект начинает звучать как-то смазано. Вокал может и зазвучать с полнотой, но звук тарелок становится совершенно безжизенным. Вялый бас Бас не звучит энергично. Подъем баса эквалайзером не дает желаемой энергии - звук просто становится громче и грязнее. Неверный стереообраз Вы слышите каждый инструмент по отдельности, и у каждого есть свое пространство звучания, но общая картина выглядит неправильно. Коммерческие диски имеют и глубину звучания, и отчетливый стереообраз, и вы предполагаете, что простым разносом треков по каналам такого эффекта не добиться. Распад пространства В каждом отдельном треке записи вы импользуете ревер, но все они треки звучат как набор разных инструментов каждый по отдельности. А коммерческие диски имеют общее пространство звучания, которое объединяет разрозненные части в единое целое. Так и должно быть. Вы все делали правильно до сего момента, просто для того, что бы получить нужное звучание необходимо сделать кое-что еще. Вам всего лишь потребуются нужные инструменты в правильном месте, и общее представление о том, как пользоваться ими. Мастеринг Что такое мастеринг ? Мастеринг - процесс подготовки записи к выпуску (производству), включает в себя следующие шаги: Профессиональное звучание Основная задача этого шага - добавить финальные штрихи к существующей записи, включая выравнивание уровней и общее сглаживание (sweetening) записи, добавление именно того, что отличает хороший звук от от профессионального. Этот процесс может состоять из эквалайзинга, многополосной компресии, увеличения громкости и прочего, и по идее должен называться премастерингом, однако для простоты будем полагать, что это и есть мастеринг. Общая созвучность диска Отдельного внимания требует созвучность всех треков компакт-диска вместе при последовательном воспроизведении. Ровно ли все звучит ? Все ли уровни совпадают ? Имеет ли диск свой "характер" ? В общем этот этап похож на предыдущий, однако отличие в том, что бы добиться минимальной разницы звчучания отдельных треков, что предполагает индивидуальные настройки для каждого, с учетом общей картины. Подготовка к тиражированию Ну это делают на заводе. (=))))))))))))))))))))) ) Аналоговое оборудование Аналоговое звучание Вряд ли можно однозначно дать ответ на этот вопрос, однако в общем и целом аналоговое оборудование привносит дополнительные нелинейные искажения, благодоря чему звук становится лучше (в некотором смысле). Например, любой аналоговый эквалайзер приносит небольшие поканальные фазовые задержки, и очень легко сделать высокоточный цифровой эквалайзер, не имеющий такого "недостатка". Такой прибор несомненно более точен, однако вовсе не более музыкален. Все становится еще сложнее в случае компрессоров и обогатителей (saturator). Именно эти особенности аналоговой обработки звука придают музыке теплоту, басовитость, яркость и глубину, и делают общее звучание более приятным. Графические средства Некоторым звукоинженерам не нужны датчики. Им достаточно просто слышать, что бы определить и частоту, и уровень, и уровень компрессии, однако для простых смертных необходимы разнообразные датчики, вместе с положениям ручек настройки позволяющим визуально отображать вносимые в звук изменения. Тем не менее замены ушам не предвидится. Что нужно для мастеринга: Программы и звуковая карта. Уже существует вагон обзоров на эту тему Однако важно отметить, что при мастеринге большее внимаение уделяется приданию звучания уже готовой записи. Программы типа Wavelab, Soundforge и CoolEdit как раз предназначены для работы со стереофайлами, однако вы можете загрузить запись в одну из многодорожечных программ (Cubase, SONAR, Logic) и выполнять мастеринг там, однако предупреждаем - как раз не стоит этого делать. Первая и очевидная проблема - дополнительная нагрузка на центральный процессор, вторая - что вам придется смешивать, перезаписывать, аранжирвать и мастерить одновременно, что врядли выполнимо. Эффекты мастеринга. При мастеринге обычно используется ограниченый набор эффектов: Компрессоры, лимитеры и экспандеры применяются для работы с динамическим диапазоном записи. Для работы с динамикой некоторого диапазона частот или инструментов необходимы многополосные динамические эффекты. Эквалайзеры используются для формирования тонального баланса. Ревер поможет добавить дополнительного блеска записи (sheen). Эффекты стереообраза поможет расширить пространство звучания. Гармонический эксайтер (exciter) поможет оживить запись Максимизатор громкости позволит сделать запись громче одновременно с ограничением пиков. Подавители шума просто отфильтруют шум. Порядок обработки Мы не предполагаем, что есть единственно верная последовательность применения эффектов, однако принят такой порядок по умолчанию: Эквалайзер Ревер Многополосные динамические эффекты Многополосный эксайтер Эффекты стереопанорамы Максимизатор громкости Естественно, порядок обработки может быть с легкостью изменен. Акустика Мониторы Важно пользоваться приличными мониторами при мастеринге. Если ваша любимая акустическая система окрашивает звук, то вы не сможете определить, что дает запись, а что привносит акустика. Это не означает, что вы не сможете добиться приличных результатов на относительно недорогом оборудовании, здесь важно знать ограничения и особенности оборудования мониторинга и знать, с чем именно работать при мастеринге. Для студийных мониторов наиболее общей проблемой является недостаток баса, особенно на частотах 40Гц, и ниже, поскольку такие мониторы просто не имеют достаточной массы и объема, и одно из решений - дополнить их сабвуфером, однако важно сделать так, что бы сабвуфер не преувеличивал бас. Наушники Наушники - еще одна возможность мониторинга. Есть куча сайтов, посвященных наушникам и их особенностям. На следующие моменты стоит обратить внимание при работе в наушниках: Воспроизведение баса недостаточно хорошо представлено в наушниках, потому что бас в колонках также воспринимается и как вибрация воздуха. Стереокартина в наушниках ВЕСЬМА отличается от картины в колонках. Спектр звука в наушниках сильно отличается от спектра любой акустистической системы. Предметы обстановки, ваша голова и само строение уха сильно преображают звук, что невозможно в наушниках в принципе. Советы по мастерингу Перед тем как вы проведете долгие бессоные ночи, неплохо было бы запомнить и периодически вспоминать следующие вещи: Другой человек Поручите мастеринг другому человеку. Это может быть проблемой, потому что в небольших студиях один и тот же человек и продюсер, и исполнитель, и звукорежиссер, и техник, но все же постарайтесь хотя бы слушать запись не в одиночку. Или делайте это по обмену - вам слишком близка ваша музка, вы слышите те вещи, на которые все остальные не обращают внимания, и наоборот, и скорее всего вы пропустите то, что сразу бросится другим в глаза. Прерывайтесь Делайте перерывы и слушайте другие записи. Вспоминайте, как звучат другие композиции, освежайте свой слух. Конечно, профи точно знают, как должна звучать запись, однако всем нам полезно слышать профессиональный звук время от времени. Не слушайте с одного места Меняйте точку прослушивания. Студийные мониторы весьма сфокусированы и узко направлены. Звук может значительно измениться в зависимости от точки прослушивания. Покрутитесь на месте, походите по комнате. Меняйте акустику Слушайте другие мониторы и акустические системы. Прожгите болванку и прослушайте ее дома или в машине, или и там и там. Не забивайте себе голову различиями, лучше составте себе представление о том, как звучит запись на разных системах. Монофоническое звучание Проверяйте монофоническое звучание. Прослушайте запись с инвертированой полярностью в одном канале. Помните, что люди могут услышать вашу запись именно так. Хотя совсем не требуется, что бы она звучала хорошо в таком виде, тем не менее было бы неплохо, если бы она вообще хоть как то звучала Меняйте громкость Мониторьте при нормальном уровне громкости, но время от времени увеличивайте его. Дело в том, что когда вы слушаете на низкой и средней громкости, то средние частоты слышны лучше (именно там ухо наиболее чувствительно), а бас и высокие слышны хуже - поэтому проверяйте время от времени как звучит запись на разной громкости. Проспитесь Когда вам кажется, что вы закончили, проспитесь и послушайте запись на следующее утро. Эквалайзинг Эквалайзинг - самое разумное начало процесса мастеринга. Как правило всем известно, что такое эквалайзер и как он работает, но не всегда понятно, как им пользоваться для выравнивания тонального баланса записи. Задачи EQ при мастеренге Тональный баланс необходим, если мы хотим получить хорошо звучащую запись. Эквалайзинг инструментов по идее должен был быть сделан на этапе аранжировки и сведения, а для всей записи мы хотим добиться естественного звучания, что намного проще сказать, чем сделать. Однако в этом процессе все же есть некоторые общие моменты. Принципы работы EQ Существуют эквалайзеры разных типов, однако все они делают одно и тоже - увеличивают или уменьшают громкость группы частот. Здесь рассматриваем параметрические эквалайзеры. Частоты в параметрическом эквалайзере разбиты на группы, каждая группа имеет свой фильтр. Комбинируя группы можно создать бесконечное количество вариантов коррекции. Фильтр в группе имеет следующие параметры: Частота - частота центра группы частот. Q/Bandwidth - добротность фильтра, на какое количество соседних частот оказывает влияние фильтр. Чем больше Q, тем меньше частот. Gain - прирост уровня. Выравнивание средних частот Прослушайте запись и постарайтесь услышать возможные проблемы. Начните со средних частот (голос, гитары, клавиши и т.п.), поскольу часто именно там сердце композиции. Звучит ли она мутно (muddy), гнусаво (nasal) или резко (harsh). Сравните со звуком другой записи (коммерческой). Попробуйте для себя обозначить различия в области средних частот. Слишком мутно (грязно): Попробуйте прибрать частоты от 100 до 300 Гц Гнусаво: Попробуйте прибрать частоты от 250 до 1000 Гц Резко: Может быть вызвано звуками с частотой от 1000 до 3000 Гц, попробуте прибрать этот диапазон на пару децибел. Вполне возможно что пара фильтров в этой области помогут спасти положение. Вы получите более естественное звучание используя широкие фильтры с низкой добротностью (Q < 1.0). Если вы поймали себя на том, что применяете слишком узкие фильтры, или слишком уж задираете уровень, то скорее всего вы пытаетесь выправить нечто, что нельзя исправить при помощи эквалайзера. Вернитесь к сведению и попробуйте найти проблему там. Вдобавок, ваши уши быстро привыкнут к настройкам эквалайзера, и вы можете начать задирать частоты больше чем необходимо для того что бы услышать разницу. Выравнивание низких частот Сравнивая на этом этапе свою запись с коммерческими у вас может появится желание усилить бас эквалайзером - однако воздержитесь. Запись получит четкий бас - мы сможем сделать это многополосным компрессором. Разумное применение эквалайзера на низких - срезать частоты ниже 30-40 герц. Хотя мы слышим частоты до 20 Гц, и при таком срезе могут потерятся некоторые звуки инструментов, но обычно басом назывются звуки в диапазоне 50-100Гц, и низкие частоты могут быть безболезненно срезаны. Таким образом можно будет убрать низкочастотное гудение и шумы, которые в противном случае повлияют на общий уровень записи. Помните, что на каждое действие есть противодействие. Задирая одни частоты вы можете перекрыть другие, и наоборот, понижая уровень можно подчеркнуть оставшиеся. Каждое изменение эквалайзера влияет на всю картину в целом. Бас-гитара и бас-барабан могут занимать весьма широкий частотный диапазон - основной тон бас-барабана сфокусирован обычно возле 100 Гц, тогда как атака того же барабана вполне может быть в диапазоне от 1000 до 3000 Гц. Иногда можно добится более четкого звучания баса эквалайзером в этом диапазоне частот, тогда как на 100 Гц можно получить муть в звуке. С другой стороны, если вы хотите добавить звонкость басу в стиле хип-хопа, попробуйте сделать небольшой пик на частотах 50-60 Гц. Выравнивание высоких частот В последнюю очередь прислушайтесь к звучанию высоких частот. - Не удивляйтесь, если ваша запись звучит слегка вяло и приглушенно. Вы можете исправить это эквалайзером с низкой добротностью (в широком диапазоне частот) в районе 12-15кГц. С другой стороны, добавить яркости и блеска можно при помощи гармонического эксайтера. - Будьте осторожны поднимая частоты в диапазоне 6000-8000Гц, вы сможете добиться присутсвия на этих частотах, но так же возможно появление раздражающего призвука и звука "ccc" для вокала. - Подавление шума - отдельный большой вопрос, но иногда вы можете приглушить шипение ленты и шум прибирая частоты в от 6000 до 10000 Гц. (так же вы можете воспользоваться специальными средствами подавления шума) - Более приятный звук с высокими частотами, понижающимеся постепенно, с наклоном 6дБ на октаву. Визуальный контроль Ключевым в выравнивании тонального баланса является визуальный контроль совмещенный с прослушиванием изменений - здесь незаменим спектроанализатор. Общие советы по эквалайзеру Постарайтесь прибирать частоты, но не задирать. Изменение уровня более чем на 5дБ - показатель того, что скорее всего вы пытаетесь решить проблему, которую нельзя решить на этапе мастеринга. Вернитесь назад к сведению Используйте минимальное количество полос. Используйте фильтры с низкой добротностью. Срезайте частоты ниже 30Гц воизбежание гудения и шума. Выделяйте инструменты повышением уровня частот атаки, но не основного тона. Попробуйте многополосный гармонический эксайтер вместо эквалайзера на высоких частотах. Сравните эффект эксайтера и мягкого подъема частот в диапазоне 12-15кГц. Используйте и уши, и глаза. Реверберация Ревер Если вы хорошо потрудились с реверберацией отдельных треков композиции, и все вместе звучит в одном пространстве - то при мастеренинге реверберация не нужна. Однако в некоторых случаях реверберация при мастеринге может внести некоторую законченность в общую картину. Например: Живая запись. Акустическое пространство может иметь проблематичные выпадения или свойства помещения. Финальный ревер поможет сгладить эти неровности. Короткий ревер может добавить полноты к записи. В этом случае вы не добавляете пространства звучанию, а коротким ревером заполняете пробелы. В некоторых случаях все треки вместе не звучат в одном пространстве, а каждый в своем, и вместе не складываются. Ревер при мастеренге поможет склеить все это вместе - это конечно грубо - но в некоторых случаях это все, что вы можете сделать. Принципы реверберации Ревер симулирует отражения звука от стен добавлением плотного эха или задержек к оригинальному сигналу. Так как стены поглощают звук со временем то задержки и отражения постепенно ослабевают. При этом количество отражений увеличивается, несмотря на то что их общий уровень снижается, и звук размывается. Существует много разных реверов - от тарелочных до струнных, но в случае мастеринга выделяются два: акустический и студийный. Причем это не есть тип реверберации в обычном смысле - это скорее образ мышления и отношение к реверберации. Акустический ревер симулирует реальное звуковое пространство. Это идеальный выбор для размещения исполнителей в виртуальной комнате. Вы сможете отчетливо услышать все призвуки помещения, а так же четкое положение каждого инструмента в комнате. Студийный ревер есть искусственное моделирование помещений, и хотя он и не звучит так натурально, как акустический, но повсеместно используется в коммерческих записях. Естественно он не звучит так, как настоящая комната. Но он имеет свой собственный эффект, и добавляет сочности и глянца к записи. Вы не расставляете музыкантов по комнате, но скорее добавляете размытости пространству. Вы можете перестараться и смыть всю запись в канализацию, но умеренное применение может придать недостающего глянца. Общие советы Параметры студийного ревера. Размер комнаты - правильнее время затухания. Отключаейте ревер на мастеринге время от времени, что бы не утратить представления об оригинальном звуке. Помните, что ревер должен скорее чувствоваться, чем быть слышимым. Если вы хотите большего эффекта, помните, что есть несколько способов: можно увеличить уровень подмешивания, размер комнаты и ширину. Вы можете поменять порядок применения эффектов мастеринга. Попробуйте переставить местами ревер и многополосные эффекты. Вам может понравиться компрессированый звук с некоторым воздухом, который добавляет ревер. Сравнивайте с коммерческими записями, что бы добиться желаемого эффекта. Если вы используете широкий ревер обратите внимание на фазу сигнала, что бы запись совсем не затухла в монофоническом звучании. Эффекты динамики Многополосные эффекты динамики Применение комрессоров, лимитеров и экспандеров наиболее ответсвенный шаг в процессе мастеринга - это как раз то, что отличает любительские записи от профессиональных. Время потраченое на мастеринг динамики с лихвой окупается. Причины сложности: Эффект весьма тонок, особенно если сделан правильно. Это не есть то, что можно услышать непосредственно, типа фдэнжера, но есто то, что чувствуется в записи. Компрессор обычно не работает все время. Так что большую часть времени вы слышите звук без компрессора. Диаграммы уровня и работы компрессора здесь практически незаменимы. Не все компрессоры одинаковы. Несмотря на то, что идея проста - понижать уровень сигнала при переходе через порог - реализация может сильно различаться. Применение качественного компрессора позволит сгладить все неровности звучания. Основы компрессии Частая аналогия - звукотехник, который следит за уровнем сигнала и крутит ручки громкости. Насколько он их крутит - называется ratio, отношение. Т.е. отношение 3:1 означает, что если уровень сигнала превысит порог на 3дБ, то инженер выкрутит ручку так, что бы уровень превышал порог на 1дБ. Время атаки Время, по прошествии которого и при превышении порога компрессор начнет действовать. Чем меньше время атаки - тем на более коротких пиках уровня срабатывает компрессор. Если вы хотите смягчить барабан, то вам нужно ставить меньшее время, но если вы хотите, что бы удары проходили неизменными - то большее. Эмперическое правило - начинайте со времени атаки в районе 10мс, и выставляйте - меньше для сильного сглаживания, больше - для слабого. Так же важно помнить, что малое время атаки может вызвать искажения, особенно на низких частотах. Низкочастотные сигналы имеют обычно большой период, и компрессия, действующая посреди периода звучит очень неестественно. Время спада Время, через которое компрессор перестает работать после срабатывания. Начинайте со 100мс, хотя четких правил здесь нет. Главное это понимать принцип работы - слишком малое время спада может звучать неестественно, поскольку компрессор слишком быстро восстанавливает уровень, тогда как слишком большое время спада приводит к тому, что под действия компрессора попадает сигнал, который не нуждается в компрессии. Общая стратегия компрессии Выберите отношение. В зависимости от того, какой сигнал вы обрабатываете возможные значения: Вся запись - 1.1-2.0 Бас, бочка - 3.0-5.0, и даже 10.0 вокал - 2.0-3.0 - и это весьма грубые предположения. Опустите порог срабатывания чуть ниже среднего уровня записи. Включите усиление при срабатывании, что бы видеть компрессируемый сигнал. Эксперементируйте с атакой и спадом - общих правил здесь нет. Лимитер и Экспандер Если вы понимаете принцип компресии, то принципиально нового здесь ничего нет. В простейшем случае лимитер - это еще один компрессор, предназначеный для сглаживания самых верхних пиков записи, для которых можно выставить большее отношение. Экспандер обрабатывает сигналы с уровнем меньше порогового, в противоположность лимитеру и компрессору. Три основных применения экспандера: Точно так же как повысить громкость записи можно обратав ее компрессором и подняв общий уровень, также можно усилить только самые тихие участки - как раз это и делает экспандер. Экспандером можно органичивать шум - т.е. те участки записи, где уровень меньше порогового отрезаются напрочь. Экспандер можно использовать для "разжатия" скомрессированой записи. Все их вместе можно эффективно исползовать для полного контроля динамики записи. Все становится еще более интересным в случае применения их по отдельным частотным полосам. Основное отличие от применения ко всей записи - специфические приемы для каждой полосы. 1. Усиление баса. В этом случае компрессор можно понимать как эквалайзер, который привязан к динамике звука - т.е. будет происходить усиление или ослабление низких частот в зависимости от текущего уровня. В общем, отношение компрессии для баса можно взять 4:1, но точно так же можно и попробовать более экстремальные значения. Предположим, что в записи присутсвуют и бочка, и бас. Бочка обычно имеет более короткую атаку, нежели бас - таким образом, с большей атакой компрессора будет больше слышна бочка, а с меньшей - бас. 2. Теплота Другое применение многополосного компрессора - добавление теплоты вокалу. Общее здесь - рассматривать многополосный компрессор как эквалайзер зависящий от динамики. Диапазон частот от 125 до 500Гц как раз и придает теплоту звучанию. Попробуйте начать с установок отношения 2-3:1, слега прибрать порог и поднять усиление. Так же полосным компрессором можно убрать огрехи вокала - щелчки и свистящие звуки "ссс". нижний диапазон - < 120Гц может быть использован для ограничения щелчков - с относительно короткой атакой, что бы компрессор смог сработать. для контроля "ссс" необходимо использовать средний диапазон частот - от 3до 10 кГц и отношение 5-8:1, порог нужно опустить до уровня звуков "ссс" - обычно 2-6дБ, и поставить короткую атаку. Присутсвия вокалу можно добавить компрессируя и усиливая диапазон 4-8кГц, с небольшим отношением - 1.5-2.5:1 воздух и дыхание находятся на частотах выше 10кГц, компрессор можно использовать для подавления шума и шипения. Подавление шумa Использование многополосного экспандера позволяет контролировать шум на каждой полосе. Наилучшая стратегия - зациклить некоторый кусок записи, содержащий шум, и выяснить, на каких частотах шум, затем подобрать полосу так, что бы его накрыть, поставить большое отношение и подобрать порог. Многополосные эффекты Применение эффектов мастеринга на разных полосах позволяет достичь самых разных результатов - например, скомпрессировать только бас, или расширить стереобазу только для средних частот. Основне принципы Каждый эффект применяется независимо на каждой полосе. Каждая полоса соответсвует музыкальному диапазону записи - бас, средние, воздух и т.п. Многополосный гармонический эксайтер Эксайтер применяется для придания яркости записи. Его обычно можно услышать на множестве поп записей, особенно в 80х, и егодня используется широко. Начинающий обычно пытается добиться этого эффекта задирая высокие частоты. Эксайтер в озоне моделирует эффект насыщения в лампах, который добавляет неожиданно музыкальные гармонические искажения к звуку. Очень легко перебрать эксайтер. Вы можете поймать себя на том, что повышаете и повышаете эффект - но сравнивайте звук с коммерческим, что бы понять, где отличие. Послушайте запись с эксайтером некоторое время - эффект не должен вызывать раздражения. Общие советы: В большинстве случаев достаточно эксайтера на высоких частотах. Эксайтер на низких может прибавить чуть-чуть грязи басу, гранжа. Попробуйте попереставлять местами многополосные эффекты. Стереообраз Проектируя озон мы переслушали кучу записей с mp3.com, и несмотря на то, что некоторые из них весьма хорошо сделаны, можно сделать вывод об одной общей проблеме - стереообраз. И это действительно непростая задача. Достаточно сложно получить звук, который сохранял бы и пространство, и стереообраз. Вторая проблема - то что многие коммерческие записи имеют расширеную стереобазу - и этого эффекта нельзя добиться другими средствами. Принцип действия этого эффекта очень прост - усиливается разница между каналами. Многополосный стерео дилэй Известно, что для того что бы звук шел справа, надо усилить правый канал. Но есть и другой фактор - задержка. Звук справа доходит до правого уха быстрее, чем до левого. Если создать эту задержку искусственно, можно более точно расположить звук в стереопространстве. При мастеринге живой записи с двух микрофонов этот эффект можно использовать для позиционирования звука без использования баланса. Общие советы: Лучше расширять стереобазу больше на высоких частотах Можно уменьшить стереобазу для размещения звука по центру. Мониторинг в наушниках дает неверное представление. Позиционируйте инструменты на на низких частотах при помощи задержек. Несмотря на то что расширение стереобазы и стереозадержки имеют разную природу, они дают один эффект. Проверяйте монофоническое звучание. Максимизатор громкости Одна из основных проблем самодельных записей - недостаточная громкость. Вы подготавливаете диск, прожигаете его, вставляете в любимый музыкальный центр - и ваша запись не идет ни в какое сравнение с коммерческими дисками. Вы прибавляете громкость, но происходит просто перегруз системы. Дело все в максимизаторе громкости. Помимо всего прочего, он вполне может добавить полноты и глубины музыке. Однако коммерческие записи нацелены более на громкость, нежели на полноту, и средний уровень коммерческих дисков доведен до предела в последние годы. Что бы быть на этом же уровне - как раз и существует максимизатор громкости. Применение его без преувеличений позволит добавить полноты звуку. Принципы работы: Большая часть звуковых редакторов имеет функцию нормализации - вся запись просматривается на предмет обнаружения максимального уровня, и затем усиливается так, что бы пик приходился на 0 дБ. Но этого недостаточно. Однако если ограничить пики некоторым уровнем, то среднюю громкость звучания можно будет поднять без проблем. Сложность здесь заключается в разработке алгоритма, который позволил бы ограничить пики без добавления артефактов звучанию.

8 ▲
16 September 2009 6:03
Baccarat
17 comments

Digital Mess новичкам: !!!Несекретное сведение: советы начального уровня по сведению музыки!!! Если ты только начал писать музыку, то тебе сюда! Software

Digital Mess: !!!Несекретное сведение: советы начального уровня по сведению

музыки!!! Если ты только начал писать музыку, то тебе сюда!

Дорогие друзья. Меня за последнее время слишком часто ругали за то, что я

не давал адекватной критики "музыкантам-новичкам", а только лишь оскорблял

работы и их. Побуждали меня, раз я такой умный, написать пару мануальчиков

по написанию музыки. Я решил - а почему бы и нет? Сегодня я расскажу вам

про сведение электронной танцевальной музыки, про такое сведение, каким

его вижу я, какое даёт моим трекам такой звук (не в коем случае не

подумайте, что подразумевается "мой пи*датый звук"). Сразу скажу, что

знания, изложенные здесь - не профессиональные, это часть моих знаний,

которые мне позволяют самому делать собственное сведение. И расскажу я

на примере моей работы со сведением электрохауса. И я не буду

рассматривать примеры работы с какой-либо конкретной программой. Итак...
Сведение (микшинг) - процесс, происходящий при написании музыки,

заключающийся в подборе таких параметров для звука каждого инструмента

(партии), как: эквализация, уровень ("громкость"), тип компрессии, уровень и

тип воздействия эффекторов, и прочих. И цель этого процесса - сделать

звучание композиции максимально качественным, и максимально приблизить

его к желаемому.
Вот вы написали трек. Но он звучит не совсем так, как бы вам

хотелось, да и тем более не так, как звучат треки, например, у Dj Antoinе (не

путать его с питерским Dj Antonio !). Что делать?
1. Начнем работу с подбора эквализации и уровней.
1,1. первым делом, как можно точнее подберите уровни. Если Snare на втором

ударе бочки звучит слишком резко, немного приберите его, послушайте снова.

Всё равно резко - приберите уровень еще. Хотя это элементарно. Если Snare

"басит", то уменьшайте у него НЧ, подравняйте уровень. Еще стоит чуть-чуть

поиграть с ВЧ. Если Хэты слишком резки или наоборот, плохо слышны,

подравняйте их уровень, если слышите лишние частоты (бывает на НЧ) -

срезайте и равняйте уровень. Что касается других инструментов, всё примерно

так же. Лид не должен верещать на средних частотах, и не конфликтовать по

частотам с бассом - срезайте НЧ, этак ниже 300-150 гц, равняйте уровень, и

имеет смысл попробовать повысить ВЧ (с последующей коррекцией уровня).

Пад так же не должен гудеть на низких частотах - обрабатываем так же как и

лид, равняем уровень.
1,2. Отдельная опера - сведение низких частот. Для этого я рекоммендую на

мастер шине самым первым инсертом повесить эквалайзер, которым срежем

ВСЁ, что ниже 40-60 Гц (по вкусу). Объясняю: частоты ниже этого порога не

играют практически никакой музыкальной роли, однако они есть и работают с

довольно большой энергией, и при динамической обработке (компрессии,

лимитировании и тд) только вредят, помимо всего мы срезаем опасный

инфразвук, да и музыкальный бас расположен выше этого порога. Для этого я

использую DX плагин Sony Track EQ, который идет в стандартных плагинах

вместе с Sony Acid Pro.
1,3. Далее, на самый нижний инсерт мастер канала мы вешаем этот же

эквалайзер, но срезаем всё, что выше 120-150 - это нужно для того, чтобы

послушать,как звучат наши низы буз помех, чтобы нас не отвлекали средние и

верхние частоты. Запустите трек в самом смачном месте, и послушайте звук,

пропущенный через этот эквалайзер. Если вы слышите, что бас и бочка играют

примерно на одном уровне, есть кач, то коррекция нужна самая минимальная -

по вкусу подгоните уровень баса к бочке. Если вы слышите один бас, ну или

только гудение им образованное - бас опускаете, пока не появится звук бочки

и они не зазвучат равномерно. Если вы слышите одно баханье бочки, а бас

еле "пукает" на фоне - поднимаете бас... После того как результат вас устроил,

не забудьте отключить этот эквалайзер (не выгружать из проекта) и подравнять

средние и высокие частоты на басу, чтоб они звучали гармонично. ВЧ можно

поднять, но в меру. А чувство меры у вас всё равно разработается со

временем.
1,4. Советую поработать над стерео-разведением инструментов, чтобы ваше

творение не звучало как грамофонная пластинка 1920 года выпуска, да и

инструменты между собой не конфликтовали. Для этого используйте ручку

PAN, которая есть на каждом аудио-канале микшера в вашей программе, а так

же различные хорусы, стерео-энхансеры, мастер-вербы (специальные пресеты

в некоторых плагинах ревербрации). И внимательно следите за балансом

звука, не должно получиться так, что справа играло бы "больше трека" чем

слева.
2. Динамическая обработка. Сразу говорю, её должно быть по

минимуму. Компрессии требуют только те инструменты, которые играя на

разных нотах, обладают рзной громкостью звука. А так же бас, бочка - по

вкусу (рекомендую с этим поэкспериментировать самим, но не

переуссердствовать). Вешаем компрессоры, и, пощёлкав пресеты, подгоняем

трешхолд по вкусу.
3. Алгоритм сведения. Он до смеха прост в формулировке, но до

слез ужасен в исполнении. Все операции, описанные сверху нужно повторять

много и много раз, даже в произвольном порядке, пока звук максимально не

приблизится к идеалу... Просто сделав одну операцию, вы можете создать

необходимость сделать еще одну, дабы устранить побочный эффект

предыдущей.
4. Далее можно поизгаляться и над мастерингом, если конечно вы

хотите его делать сам. Для этого на мастер-шину, ниже эквалайзера,

упомянутого в п1,2, вешаем один из этих плагинов: Waves L3, Izotope Ozone 3,

PSP Mastercomp, ну или подобные. И долго и упорно подбираем пресет,

после чего крутим ручки, чтобы воздействие аппарата было максимально

правильным..............................................................................................



Digital Mess будет рад, если вы будете ему благодарны.

Топик - в золотой архив промодиджей. Такого вы еще не видели))))

Сведение
26 ▲
1 October 2008 0:56
DIGITAL MESS / Kirill Hopeless
372 comments