Музыкальные итоги 2013 года. Часть вторая

Editor: Ну что, продолжим? Вас ждет рекордное для нашего сайта количество знаков. Сразу отмечу! Для всех, кто зашел на пост через социальные сети — по этой ссылке вы найдете первую часть итогов 2013 года. А сегодня у нас еще 5 «альбомных» номинаций. Начнем с одной из самых широких и сложных — модная электроника года. Здесь представлены музыканты, которых не увидишь на подростковых фестивалях в Лас-Вегасе. Они не пишут из года в год эйсид хаус или классический дип, их не найдешь ни в одном из списков для масштабного голосования. Эти люди на острие, они рушат стены и раздвигают границы. А представленные нами альбомы — это маленькие шаги в глобальной эволюции звука. Они, как мощный взрыв под водой, волны от которого дойдут до людного берега еще не скоро.

Модная электроника года

1. James Blake — Overgrown
2. Four Tet — Beautiful Rewind
3. Chvrches — The Bones of What You Believe
4. !!! — Thr!!!er
5. Lapalux — Nostalchic

Слушать также: Toro Y Moi — Anything In Return, Mount Kimbie — Cold Spring Fault Less Youth, Jessy Lanza — Pull My Hair Back, Trentemøller — Lost, DJ Koze — Amygdala

Главной интригой года для многих меломанов был вопрос: сможет ли Джеймс Блейк преодолеть пресловутый «синдром второго альбома»? На удивление, смог. Стал смелее, громче, убедительней, не потеряв при этом тот самый уникальный дар изящно обращаться с тишиной и петь только для тебя. Альбом «Overgrown» целиком не проглотишь. Надо походить вокруг, заложив руки за спину, да внимательно присмотреться. Перед нами сложная и диковинная конструкция. Музыка будущего, простите за пафос. Потому и первое место. И здесь мы совсем не оригинальны.

Burial и Four Tet — правду знает только Том Йорк

Несколько рушит внутреннюю логику присутствие на втором месте уже живого классика электроники Four Tet и полное отсутствие в списках его давнего товарища Burial, который, судя по нашумевшему твиту, и есть Four Tet. Оба (мы все же склоняемся к тому, что это была шутка) в этом году отметились новыми релизами. Киран без всяких предварительных ласок обрушил на нас продолжение замечательного прошлогоднего «Pink», Burial буквально на прошлой неделе представил «Rival Dealer EP».

Уже не сингл (целых 28 минут), еще не альбом. Не пойми что вообще. Музыка при этом — все тот же потусторонний cut’n’paste на Adobe Audition. Только теперь вместо кассет с джанглом и r&B Burial выкручивает руки какому-то эпичному попу, ориентальным мотивам, кинематографичным хоралам и, кажется, что самому себе. Насильно внушать, что это великий и могущественный тайный маг, и вот перед нами его очередное секретное послание, ну право — это как смотреть десятую часть приключений Гарри Поттера. Любая конспирация должна быть раскрыта по законам драматургии, иначе становится скучно. В музыкальном же плане Burial пусть и остается отцом целого жанра, но он давно не является его единоличным лидером. Дальше!

А тут у нас самое настоящее открытие. Шотландцы Chvrches осенью выпустили дебютный альбом «The Bones of What You Believe» и сразу же получили ярлык на спину. Милая вокалистка Лорен Мэйберри явно с той же планеты, что и Элисон Голдфрапп, а бодрый и выразительный синтпоп этого трио, собственно, из эстетики первых альбомов Goldfrapp и вытек. Так что тут понятно — старая добрая британская преемственность поколений. Начали Chvrches весьма уверенно. Их романтичный восьмибитный хит «We Sink» — это как Crystal Castles, только с венком из одуванчиков на голове. Явление весьма любопытное.

Конечно же, мы не забыли про великолепных Chick Chick Chick (фонетическая транскрипция !!!). Знакомьтесь — самый техничный и мелодически раскованный бэнд американского инди-дэнса. Эти парни — такие себе Red Hot Chili Peppers хипстерских дискотек. Новый альбом с нескромным названием «Thr!!!er» продюсировал Ян Шоу из Simian Mobile Disco, который поженил любителей гитарных рифов и барабанных соло с американским гаражом и хаусом. Получилось на славу!

В погоне за оригинальностью удивим вас альбомом британского DIY музыканта Lapalux, который выпустил свой замечательный «Nostalchic» аж на Ninja Tune. Это из личного. Сюда же дебют загадочной канадской девочки Джесси Ланза, которая делает самый странный на свете r&b под чутким надзором Джереми Гринспана из знаменитого дуэта Junior Boys.

Всех остальных вы просто обязаны знать. Их новые работы достойны высших похвал. Koze обещал, что вместе с Pampa всех порвет — он это сделал. Трентмеллер окончательно повернулся спиной к техно, лицом к инди-року. Получилось странно, но очень свежо. Toro Y Moi и Mount Kimbie просто укрепили свои позиции — сегодня они уже в Высшей Лиге. Не гипногеджик и пост-дабстеп, а просто большие звезды передовой электроники.

Немного о своих. Tesla Boy выпустили чуть менее пресный альбом, чем The Maneken. Кубиков, Сапунов и Кораблев заиграли вдруг краут-рок в рамках проекта Raw Code. Пресловутый немецкий мотор в их случае гудит на месте. Никакого движения здесь нет. Музыка статичная и очень скованная. Впереди часы изнурительных репетиций, но направление стратегически верное. Был еще альбом Ishome, который зацепил всех, кто по разных причинам не ищет музыку самостоятельно, и альбом Volor Flex, который понравился всем остальным.

Мы же хотели бы отметить летний секси-альбом «Сбавь гонор» от проекта Alpha — Beta и Кати Павловой из всенародно любимой группы «Обе две», трендовый хаус проекта Bazooka Boom и все записи этого года от двух молодых и талантливых москвичей — романтичного Jan Amit и невероятно перспективного Федора Переверзева, работающего под алиасом Moa Pillar.

Реплика: Koloah — один из лучших бейс-продюсеров постсоветского пространства. Артист лейблов Soulection, Hyperboloid, Soukouch Ethnik и Robox Neotech

Лично для меня это был год сумасшедших экспериментов. Ну, во-первых, за этот год очень сильно прогрессировал джук в Европе. У стиля появился свой почерк. Множество вечеринок, новые имена, и так далее. Наконец-то отходит мода на трэп! Это случилось ближе к концу года, но во что все перерастет дальше — пока трудно сказать. Из новых имен меня очень поразил Sophie, а из лейблов все так же круто и актуально делают свою работу Numbers, Soulection, Symbols, Saturate Records. Еще в этом году СНГ-шная сцена хорошо заявила о себе, и внимание к нам усилилось, как со стороны Европы, так и со стороны Америки. Это приятно.

Серьезная электроника года

1. Horror Inc. — Briefly Eternal
2. Matmos — The Marriage of True Minds
3. Boards of Canada — Tomorrow’s Harvest
4. Nine Inch Nails — Hesitation Marks
5. Jon Hopkins — Immunity

Слушать также: The Field — Cupid’s Head, How to Destroy Angels — Welcome Oblivion, James Holden — The Inheritors, Darkside — Psychic

Ох, потираю руки! Добрались до десерта. Мой коллега и прежний главный редактор PROMODJ Дима Погодин (он же Weather) серьезной электроникой увлечен куда более моего, но какой критик устоит перед соблазном разгадать сложный ребус? Тут уже начинается, как минимум, профессиональный интерес. Тимберлейка вы разберете на атомы и без нас. А вот здесь кричим с места, тянем руку, едва не выпрыгивая из штанов.

Horror Inc! Я чуть было не начал тараторить про заслуги Лэклера перед микрохаусом, его альтер-эго Akufen, виртуозные навыки саунд-коллажа и прочее. Но секундочку! Что за чудо его последний альбом «Briefly Eternal»?! Гладкий, цельный, величественный, как статуя Микеланджело. Угадывать рецепт приготовления здесь как-то и неловко. Монумент! Шедевр! Живая классика! Браво, Марк! Браво, Perlon! Крайне редко музыка с ровной бочкой приближается к статусу элитарного искусства.

Matmos: «Вам кого?»

А вот давно подозреваемый в гениальности дуэт Matmos к щедрым эпитетам и восклицательным знакам я приучил еще в 2006-м. С тех пор придворные музыканты Бьорк выпустили два альбома, последний из которых — «The Marriage of True Minds» — мы имеем честь номинировать. Для тех, кто не в курсе, уточним, что Matmos — увлеченные концептуалисты, корифеи жанра «конкретная музыка». Если еще проще, то они промышляют примерно тем же, чем и поздний Мэтью Херберт, но делают это куда более дерзко и витиевато. Там, где Херберт лепит клик-н-катс из «хрю-хрю» подопытного поросенка, Matmos изощряются предельно находчиво и вызывающе. К примеру, на новом альбоме они провели парапсихологический эксперимент — играли «белый шум» для группы добровольцев, а их последующие комментарии использовали как отправные точки для построения композиций нового альбома. Про список инструментов не стоит и говорить. Тут есть все — от укулеле и конга до пьяного саксофона, вилок, ножей, льющейся воды, оперы, FM тюнера, будильника, визгов и стука теннисных шариков. Экзотичная запись для хорошо подготовленных людей.

Трио оставшихся номинантов. Трудно понять, кто лучше. Грандиозный камбэк Boards of Canada почти совпал с новым и долгожданным альбомом настоящей глыбы — Трента Резнора, который после целого ряда би-сайд проектов вернулся, наконец, к работе со своей основной группой Nine Inch Nails. Да, альбом нельзя назвать полностью электронным (Трент врезал по струнам пуще прежнего), но электронная часть пластинки завораживает. Ну и как не сказать о четвертом и, на мой взгляд, лучшем альбоме фаворита Брайана Ино и штатного саунд-продюсера Coldplay Йона Хопкинса под названием «Immunity». Образцово-показательный шуршаще—шипящий IDM Хопкинса избыточен в эмоциях (чего мне, кстати, не хватило у перехваленного в прошлом году Actress) и совершенен в деталях. В своих эйфорических моментах «Immunity» сильно напоминает о The Field, который у нас тут не шестой, а пятый с половинкой:)

Бонусом замаскированный и слишком уж умиротворенный Жаар, который еще в январе обещал сольник, но передумал. Легендарный Джеймс Холден, которого надо покупать на виниле и молча ставить в сервант, и How to Destroy Angels — шведская семья всего того же Резнора и мастистого киношного композитора Аттикуса Росса. Поет жена Трента, но дело тут вовсе не в ней.

Мнение: Alex SD — топ-блоггер, постоянный автор популярнейшего паблика «Музыка не для всех» и создатель паблика Unique Sound

В этом году на удивление много релизов. Но в первую очередь хотелось бы упомянуть о тех из них, которые не состоялись, а были очень ожидаемы мной и явно претендовали на первые места. Это релиз проекта ATAK Dance Hall в составе Keichiro Shibuya и evala. Уже третий год он существует только в виде живых выступлений, хотя прошлом году глава лейбла ATAK высказался о возможном издании проекта на CD в 2013 году.

Электронный музыкант из Парижа Бернард Свэлл (проект Edith Progue) не выпустил свой альбом «Hinterland», материал которого полностью готов к изданию. Скорее всего, это связано с отсутствием предложений от культовых лейблов, или Бернард просто ждет красивого номера для своего альбома, например 100-й или 200-й.

Японский дизайнер, аудиоинженер и звуковой художник Кен Нибору (проект Nibo) по-прежнему решил не выпускать свой материал, накопленный в течении более чем десяти лет живых выступлений. К слову сказать, Кен Нибору занимается разработкой шрифтов и графики, а также мастерингом некоторых записей для лейбла Raster-Noton, за деятельностью которого я всегда пристально слежу. Из всего выпущенного на Raster-Noton в 2013 году особого внимания заслуживает макси-сингл «supercodex» от аудио кутюрье Ryoji Ikeda, являющийся третьей главой его изданий dataplex и test pattern. Также нельзя не отметить альбом «OPUS cloud» японского электронного музыканта Takahiro Uchibori (проект Metome), входящего в состав группы аудиовизуальных инженеров инсталляций Ryoichi Kurokawa.

Raster-Noton который год подряд становится лучшим экспериментальным лейблом

PROGRESSIVE FOrM отметился выпуском нескольких интересных альбомов, среди которых лидирует «Portrait Re: Sketch» японца Hideki Umezawa (проект Pawn). Что касается шумовой импровизационной музыки и стиля «конкретная музыка», то больше всего хорошего материала вышло на берлинском лейбле PAN. Окончательные итоги я всегда подвожу 31 января, и подробный отчет можно будет найти на странице моего сообщества Unique Sound.

Реплика: Андрей Кириченко — электронный музыкант, основатель лейбла и фестивальной формации Nextsound

Признаюсь, прослушать всю экспериментальную и прогрессивную музыку, которая издавалась в 2013 году, мне не удалось и вряд ли удалось бы кому-то ни было — музыки было издано очень много. Особо ярких тенденций звука 2013-го выделить я не смог, хотя, конечно, есть намеки на увеличение толерантности к слушателю и яркость внешних форм. Из того, что особенно понравилось, хочу выделить следующие альбомы: Autechre — Exai (Warp), Innode — Gridshifter (Editions Mego), Oval — Calidostópia! (Not on label), Epmtyset — Recur (Raster-Noton), Dawn of Midi — Dysnomia (Not on label).

Живая музыка года

1. Blood Orange — Cupid Deluxe
2. Woodkid — The Golden Age
3. Arcade Fire — Reflektor
4. Atoms for Peace — AMOK
5. Dean Blunt — The Redeemer

Слушать также: Paul McCartney — New, Janelle Monae — The Electric Lady, Mayer Hawthorne — Where Does This Door Go, King Krule — 6 Feet Beneath the Moon, Heavenly Beat — Prominence

Общеобразовательная номинация для большинства читателей PROMODJ объединила в себе сразу несколько больших стилей — рок, джаз, соул и даже оркестровую музыку. Смело, гордо и с чувством нескрываемого удовлетворения возносим на первое место новый альбом проекта Blood Orange, за которым стоит британский сингер-сонграйтер Дев Хайнс, также известный как Lightspeed Champion. Этот парень еще недавно писал песни для Florence and the Machine и The Chemical Brothers, а теперь вознамерился стать новым Лайнелом Ричи, Принсом и Майклом Джексоном в одном флаконе. Вы будете удивлены, но у него это получается. Не без помощи целой свиты чудаковатых ретроманов вроде Kindness или Девида Лонгстрита из Dirty Projectors, но тем не менее. Пластинка под названием «Cupid Deluxe» — это идеальный и неожиданный подарок для всех, кому в 90-х разбила сердце песня «Liberian Girl». Ну и, пожалуй, хватит вас уговаривать. Скажу лишь, что почти все топ-журналы мира поставили Деву 8 из 10 и выше.

Кто такой Woodkid? Для падкого на трагический романтизм русского меломана французский клипмейкер и с недавних пор музыкант Йоанн Лемуан — это идеальная квинтэссенция лучших качеств Энтони Хегарти, Патрика Вульфа и Зака Кондона, который Beirut. Как вам заявочка? Продал так продал. Но ведь это и правда. Woodkid записал альбом без единой лишней ноты. Грусть и тоска сменяются светлой меланхолией и даже какой-то игривостью, но только для того, чтобы снова погрузить нас в пучины страха и одиночества лирического героя. Очень красивая и поэтичная запись. Вдвойне приятно, что сделал ее искренний и хороший человек.

А дальше хайпы. «Reflektor» капслоком пишет имя участников Arcade Fire в истории современной музыки, «AMOK» если не открывает новые грани таланта Тома Йорка, то отпускает все его давние страсти на волю. Дин Блант, которого так много связывает с Россией, после распада проекта Hype Williams взлетает к облакам. Его «The Redeemer» — запись настолько величественная, что все возможные контексты трескаются по швам. И как нигде, здесь прекрасны все без исключения альбомы категории «слушать также».

Мнение: Геннадий Лагутин — участник группы Guru Groove Foundation

Я болен музыкой, слушаю огромное количество альбомов, поэтому постоянно нахожусь в поиске новых, интересных исполнителей. За последний год меня впечатлили и вдохновили очень многие. В первую очередь, это Джесси Уэйр, чье чувственное исполнение в сочетании с продуманными аранжировками просто восхищает. Из мужчин — Хосе Джеймс, достаточно новый участник Motown, миксующий джаз, соул и нео-соул.

Хосе Джеймс — один из бриллиантов, найденных Джайлзом Питерсоном

Также хочется выделить SBTRKT & Sampha — очень интересный дуэт барабанщика-саундпродюсера и вокалиста-саундпродюсера. Замечательный альбом записал Toro Y Moi — молодой новатор-экспериментатор с необычными клипами. Весьма рекомендую London Grammar. Это продолжатели традиций Massive Attack. И фриковых шведов Litlle Dragon. Из соотечественников я хочу выделить Андрея Тимонина. Он мой напарник и дебютант лейбла Nopassport. Андрей 4 года проработал в Лондоне и привез оттуда много интересных мыслей.

Реплика: Евгений Шестопал — СЕО проекта Poptop.fm, в прошлом успешный диджей, продюсер, основатель лейбла Really Really Big Records и создатель популярного музыкального журнала Newseaters

Я выделю «New» — точно не лучший альбом в истории сэра Пола Маккартни и, возможно, не самый яркий альбом года. И все же, обратить на него внимание стоит не только в качестве дани уважения великому творцу. Сам факт, что это новый альбом от музыканта, выпустившего в 1969-м «Abbey Road», конечно, потрясает, и слушать «New» беспристрастно вряд ли кто-то сможет. Тем не менее, пластинка живет не только благодаря имени на обложке. Актуальное звучание альбома настаивает на том, что на дворе 21-й век, однако, каждая песня промаркирована «да это же старый добрый рок-н-ролл, приятель!». Пол совершает путешествие во времени, но не совсем понятно, куда — в прошлое из настоящего или все же в будущее из прошлого. Альбом перерастает понятие музыкального и становится одним из главных культурных событий года. И пусть мистер Уэст забирает большую часть лавров и внимания, лучший живой альбом все же уходит в копилку «старой школы». Да здравствует Пол и вера в то, что новая «Abbey Road» однажды появится на полках теперь уже виртуальных магазинов музыки.

Реплика: Сергей Бабич, исполнительный директор международной музыкальной конвенции Colisium

Для меня открытием стала уникальная петербургская арфистка Оля Максимова. Ее смелые эксперименты с электронной арфой и серия аншлаговых выступлений на питерских крышах стали сенсацией для музыкальной жизни Санкт-Петербурга.

Тихая музыка года

1. Rhye — Woman
2. Vono Box — El Vono
3. Dj Champion — °1
4. Blue Hawaii — Untogether
5. Olafur Arnalds — For Now I Am Winter

Слушать также: Moby — Innocents, Connan Mockasin — Caramel, Nils Petter Molvaer & Moritz von Oswald — 1/1, Inc. — No World

Возможно, сразу придется кого-то расстроить, но никакого чиллаута у нас тут не будет. Ностальгическая статья об этом стиле станет едва ли не первой крупной публикацией января. А пока Rhye — самый нежный и романтичный альбом года записал дуэт, в котором талантливый продюсер-дебютант навел электронных трелей для ангельского фальцета канадского вокалиста Майка Милоша, хорошо известного нам благодаря трем прекрасным сольным альбомам и хиту «You Make Me Feel». Простите, но я двинусь дальше, так как об этом альбоме в приступе восторга писал уже три или четыре раза в этом году.

А вот впечатления от альбома Vono Box еще свежи в памяти. Прекрасный город Будапешт! В интервью с Yonderboi мы не случайно спрашивали Ласло о местной сцене, но он умолчал, не выдал конкурентов. А их, как минимум, двое. Первый — это восхитительный Эрик Сумо (чей альбом 2006-го «My Rocky Mountain» я открыл для себя только в этом году), вторые — коллектив Vono Box, чей недавний лонгплэй «El Vono» можно смело ставить в один ряд с классикой даунтемпо и фьюче джаза от Dzihan & Kamien или Koop.

Blue Hawaii: взвешенные и счастливые

Пост-блюз коллектив со странным названием DJ Champion мы хвалили в одном из «Плейлистов недели», как и совместный альбом двух титанов — норвежского трубача Нильса Петера Мольвера и «крестного отца» даб-техно Моритца фон Освальда. И вы, конечно же, слушали новый, очень американский и очень трагичный альбом Moby.

Но вот Blue Hawaii вполне могли пропустить. Это надо восполнить. Дуэт милых Рафы (он) и Агор (она) назван в честь одного из альбомов Элвиса Пресли. Звучат ребята под стать — тропический поп, интимная лирика, убаюкивающий голос и клубные ритмы, которые совсем не обязывают танцевать. Их третий альбом «Untogether» гораздо лучше первых двух и точно лучше всего, что было записано в этом году в схожем жанре. По такому же принципу здесь и мастер психоделики Connan Mockasin — вряд ли его потусторонний литургический поп встретит на своем пути достойных конкурентов.

В завершении уже почти классик — Олафур Орнальдс. Не пугайтесь, это не транс. Олафур — мультиинструменталист из Исландии. Человек-крайность. Начинал музыкальную карьеру в роли барабанщика в хардкор/метал группах Fighting Shit и Celestine, стал едва ли не самым добрым и светлым музыкантом на свете, чья музыка лечит душевные раны, как подорожник. Если вы всерьез занимаетесь творчеством, то должны были видеть документальный фильм «Press Pause Play», в котором подробно рассказана история аргентинского графика-любителя Эстебана Дьяконо, который сделал видео для композиции Орнальдса «Ljósið».

Олафур решил использовать его работу как официальный клип и в итоге собрал более 2 млн. просмотров на YouTube. То есть его имя многим должно быть уже хорошо знакомо. Если же вы пропустили новый альбом, не поленитесь его отыскать. В послепраздничной меланхолии «For Now I Am Winter» придется весьма кстати.

Мнение: Jan Amit — молодой музыкант из Москвы, быстро закрепивший за собой статус одного из лучших эмбиент-продюсеров страны

Настоящим открытием этого года для меня стал новый альбом американского дуэта Hammock — полноформатный атмосферный шедевр под названием «Oblivion Hymns». И дело тут не только в том, что Марку и Эндрю удалось талантливо и гармонично соединить в этой музыке элементы пост-рока, эмбиента и симфонической музыки. Все-таки в наши суровые электронные дни нечасто услышишь пленяющие звуки детского хора, которые, как в композиции «Then The Quiet Explosion», просто разрывают душу.

Второе, что хотелось бы отметить среди нового в плейлистах — это альбом «Sabo» отечественного музыканта Volor Flex, в конце ноября вышедший в свет на лейбле Dark Clover. Этого релиза ждали не только поклонники таланта сыктывкарского музыканта, но и многие другие ценители электроники «не для всех». И действительно, «Sabo» стал великолепным примером того, как творец не побоялся заглянуть за пределы обжитой стилистики, решившись на любопытный эксперимент со звуком.

Этника года

1. Omar Souleyman — Wenu Wenu
2. Paris Djs Soundsystem Presents Rise of the Troubadour Warriors — Tropical Grooves & Afrofunk International Vol.3
3. Bajofondo — Presente
4. Shpongle — Museum of Consciousness
5. Beats Antique — A Thousand Faces: Act 1

Слушать также: Cesaria Evora — Mãe Carinhosa, Bombay Dub Orchestra — Tales from the Grand Bazaar, Anoushka Shankar — Traces of You

Возможно, для околоклубного сайта номинация «Этника года» — это уже немного слишком, но простите. Аппетит приходит во время еды. К тому же, своим личным долгом я посчитал пристроить куда-либо превосходный «Museum of Consciousness» культовых Shpongle, которых обещали в этому году на Казантипе, но потом все как-то благополучно об этом забыли.

Утренняя прогулка Саймона Посфорда

Я лично весь год ждал новый альбом аргентинской формации Bajofondo, в рамках которой я когда-то выделил для себя Лучиано Супервилля и влюбился в его музыку навсегда. Тем временем, руководителю проекта — Густаво Сантаолалле уже 62, а он все также бодр и полон идей. Для справки — этот почтенный господин, помимо прочего, входит в список лучших мировых кинокомпозиторов. В его спальне два Оскара за музыку к фильмам «Вавилон» и «Горбатая Гора». Но, на мой взгляд, особенно хорош он был в саундтреке к драме «21 грамм» авторства своего давнего друга Алехандро Гонсалеса Иньярриту. На этом все. В последней номинации мне посчастливилось узнать мнения двух превосходных экспертов. И поверьте, они куда авторитетнее моего. Им слово!

Мнение: Алексей Вареница — дизайнер, блоггер, меломан, чьи миксы для радиошоу Free Ends собрали массу восторженных откликов в этом году

Не могу назвать себя ярым адептом этнической музыки, но как человек, равноудаленный от техно, хауса и транса, я допускаю попадание экзотических напевов, ритмов и мелодий в собственное поле зрения. И часто оказываюсь несказанно этому рад.

В отчетном году причиной моей радости послужили, к примеру, релизы от корифеев жанра Трилока Гурту (Trilok Gurtu) и Дафера Юссефа (Dhafer Youssef). Оба они универсалы с большой буквы и композиторы с широким стилистическим диапазоном, не чурающиеся возможностей электронной музыки. На новых альбомах обоих задействовано большое количество приглашенных музыкантов, один из которых даже успел поучаствовать в обеих записях. Это вездесущий легендарный норвежский трубач Нильс Петер Мольвер.

Дафер Юссеф и его верный инструмент

Что еще отметить? Известный джазовый лейбл ECM выпустил в этом году альбом исполнительницы народной английской песни с огромным опытом Джун Табор (June Tabor) под названием «Quercus». Композиции этой уже немолодой певицы (31 декабря ей исполнится 66 лет) имеют классическую песенную форму и лишь слегка обрамлены аккуратными пианинными пассажами и соло на тенор и сопрано саксофонах. Это определенно стоит послушать!

Не могу обойти стороной и соотечественников Джун, британский дуэт Shpongle, работающий в жанрах psybient и psytrance, обильно использующий сэмплы из этнической музыки и в целом тяготеющий к индийской философии и гоа-транс эстетике. Ребята записали один из лучших альбомов года («Museums Of Consciousness») и они достойны быть лауреатами не только в этой довольно узкой номинации. Как достойны ими быть и одни из моих личных фаворитов этого года — проект из двух участников Débruit & Alsarah, состоящий из французского битмейкера и суданской вокалистки. Их саунд — это причудливый симбиоз всего на свете: модного пульсирующего IDM, арабской ритмики, исламского пения и черт знает чего еще.

Но, безусловно, самая яркая звезда world music-2013 — это сирийский музыкант Омар Сулейман (Omar Souleyman), объездивший летом все возможные европейские фестивали и покоривший своими лайв-выступлениями искушенного европейского зрителя. Продюсирование его первого полноценного лонгплея Кираном Хебденом (Four Tet) только подлило масла в огонь. Кстати сказать, его минималистичный, почти примитивный, непривычный для нашего уха стиль (знатоки утверждают, что он называется «дабке»), коррелируется с крайней записью самого Кирана. Одним словом, Сулейман — действительно уникальный артист с крепким выразительным репертуаром, не говоря уже об образе, и повышенным вниманием со стороны мировых электронных продюсеров, что обеспечивает ему весьма светлое и славное будущее.

Кроме того, потрясающей выдалась последняя работа еще одной глыбы мира этнической музыки — Стива Шехана. Не буду пересказывать его биографию, лишь вкратце скажу, что за плечами этого американского перкуссиониста около 20 сольных релизов и сотрудничество с такими артистами как, например, Боб Дилан, The Gypsy King, Питер Гэбриел, Пол Маккартни и Салиф Кейта. На «Hang With You» он играет где-то на 20 инструментах, но центральным персонажем здесь выступает металлический ударный инструмент, изобретенный в 2000 году, под названием Hang, главным популяризатором которого является небезызвестный коллектив Portico Quartet. Однажды услышав, его звук уже не спутать ни с чем, а Стив владеет ним с особой виртуозностью. Впрочем, кто бы сомневался.

Также не мог я не выделить свежую работу одной из своих любимых групп — Pink Martini, исполняющую что-то среднее между латиноамериканским джазом, итальянской оперой и французским шансоном. Хотя и это описание очень условно. Нужно слушать. Действительно нужно!:) «Get Happy» — это очередной их шедевр с множеством вокалистов на фьючеринге, неожиданными каверами и фонтанирующим шармом в каждом звуке. До безумия эклектичная музыка, чем и влюбляет!

Ну и напоследок — открытие года в этнической музыке! Речь идет не просто о новом талантливом артисте, а о целом новом жанре, имя которому — русская самба. Да-да, именно так. И породила его, что вдвойне приятно, уроженка Киева, которая жила в Рио де Жанейро, а теперь в Гамбурге. Ее зовут Rosa Morena Russa, она поет на русском и португальском языках (а иногда еще и на немецком) и объединяет в своей музыке грув бразильской босса новы и нежный славянский мелодизм. Это сложно описать словами, но это абсолютно точно гениально и пропускать это ни в коем случае нельзя. «Está ficando russo!» — так называется пластинка певицы с украинскими корнями, бразильским темпераментом и немецким паспортом.

Мнение: Артем Гриднев — арт-директор фестиваля «Музыкальный Эрмитаж»

Подводя итоги года, влиятельный британский журнал в области world music — Songlines Magazine вручил свою премию в номинации «Лучшая группа» французским кочевникам с тридцатилетним стажем музыкальных странствий, скрывающим за вывеской Lo’Jo самый невероятный состав участников со всего света. Когда-то они начинали как музыкальный цирк и в своем родном городе Анжер на юго-западе Франции основали артистическую коммьюнити, в которой по сей день творят и обучают искусству. Сейчас состав группы устоялся в виде шести человек, и хотя формально их новый альбом «Cinema El Mundo» вышел в 2012-м, но с этой программой в этом году они вновь объехали полмира и в данный момент звучат особенно сильно.

Бессменный фронтмен Lo’Jo Денис Пиан

Много лет назад я добирался автостопом на фестиваль MusicaLaRue в заповеднике под Бордо специально, чтобы услышать Lo’Jo живьем, и с тех самых пор был совершенно очарован той магией, которую они творили на сцене. Некоторое время спустя, нам удалось привезти их в Петербург на праздник Дня взятия Бастилии в Эрмитаже, а в августе 2013-го я снова попал на концерт Lo’Jo в Хельсинки и в очередной раз поразился той спокойной и отточенной силе мастерства, с которой они транслируют нынешнее состояние мира, увиденного с какой-то вневременной точки зрения.

Бесспорно, самым сильным впечатлением в области world music этого года стало возвращение после трехлетнего затишья выдающегося музыканта из Туниса Дафера Юссефа с новым альбомом «Birds Requiem». Совершенно незаслужено он менее известен, чем работающие в этой же области на стыке этно-музыки и джаза Rabih Abou Khalil или Anouar Brahem, которые играют на том же инструменте уд — арабском варианте лютни — но не обладают тем фантастическим диапазоном голоса, которым одарен Юссеф. При этом именно Даферу удается избежать крайностей, органично сочетая традиионную восточную медитативность с джазовой импровизацией, мелодизмом и поистине роковым напором.

Еще одни волшебники с французской пропиской — настоящие мэтры этно-джаза, выходцы из легендарных групп арт и псидоделик-рока 70-х Gong и Crium Delirium — Дидье Мальерб и Лой Эрлиш, известные последние лет двадцать как участники Hadouk Trio, приняли решение переформатироваться в квартет и обратиться к более акустическому звучанию.

Дидье Малерб продолжает экспериментировать с различными видами дудука и других народных духовых инструментов, Эрлиш отказался от клавишных и электроники, чтобы сконцентрироваться на марокканском басу, гитарист Эрик Лорэ предлагает другой гармонический рисунок, и порой это похоже на странный блюз, а новый перкуссионист Жан Люк ДиФрайа, к тому же, еще и поет.

По словам самих музыкантов, новый Hadouk приглашает слушателей совершить путешествие в мир планетарного джаза и воображаемого фольклора на спине крылатого верблюда. По пути вы столкнетесь с танцующими эльфами, услышите колыбельную бабочек и повстречаете творца теней при свете берберской луны. Готовы? — тогда вперед!..

Если кто-то знал, но забыл, что Анушка Шанкар и Нора Джонс — сестры по отцу, гуру ситара Рави Шанкару, то этот альбом тому напоминание. И в первую очередь, это их совместная дань памяти отцу и великому музыканту, ушедшему в прошлом году. Говорят, что первое имя Рави Шанкара на санскрите означает «солнце» — не случайно альбом открывается темой о солнце, которое не заходит, и весь словно пронизан этим ровным светом. Виртуозный ситар плетет ажурные одежды для светлой печали и веры в жизнь, которая не прекращается — талантливые сестры сами и есть тому подтверждение.

Продолжение следует...

25 декабря 2013

Подпишись на наш Facebook

и узнавай о новостях первым!
Free Ends [radio show] 26 декабря 2013 9:41
Колоссальная работа. С удовольствием прочел от начала до конца.
Ответить  
Arthur Tourenism 26 декабря 2013 15:26
Кстати, если кто-то хочет больше узнать по теме Burial = Four Tet, вот ссылка на форум.
Ответить  
d!ebauch 26 декабря 2013 20:38
проект Alpha — Beta приятно удивил.
Ответить  
Martin Grey 27 декабря 2013 14:38
А можно подвести такие же музыкальные итоги, но для быдла? :) Ну там, Армин ван Буурен, Александр Попов, Drumsound & Bassline Smith, вот это всё
Ответить  
Numall Fix 27 декабря 2013 16:48
Мне стыдно, но я тоже мало про кого слышал из этого топа. Спасибо что хоть здесь можно ознакомиться с некоторыми работами.
Ответить  
gidronique 27 декабря 2013 18:30
Если кому то не знакомы приведённые в посте имена музыкантов, это отличный предлог с ними познакомится.
Ответить  
Blitzbeat 29 декабря 2013 12:35
Maribou state как то забыли, в этом году он выстреливал очень часто :)
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий