Blog

«Электронная музыка»

 

Электро́нная му́зыка — широкий термин (жанр), обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования. Любой звук, произведённый при помощи электрического сигнала, может быть назван электронным. Поэтому термин «электронная музыка» иногда применяют к музыке, исполняемой на обычных акустических инструментах, только потому, что в записи или при исполнении использовались электронные усилители (например в джазе или в народной музыке) — это заблуждение.

Как маркетинговый термин, «электронная музыка» означает музыку, созданную преимущественно при помощи электронных средств, таких как синтезаторы, семплеры, компьютеры и драм-машины.
Часто под электронной музыкой понимают так называемую электронную клубную музыку (электронную танцевальную музыку), поджанрами которой являются, например, техно, хаус, транс, драм-н-бейс.

 

История


Начало электронной музыке как самостоятельному направлению было положено на рубеже 60-70-ых годов XX века стараниями Popol Vuh, Клауса Шульцe и группы Tangerine Dream. Черпая основные идеи из психоделического рока и краут-рока, музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы. К концу 70-х годов установились четыре основных направления в развитиия электроники:

1. Электронно-инструментальная рок-музыка (или традиционная электроника): используется полный набор электро-музыкальных инструментов. Лидеры этого течения — Tangerine Dream, Space, Вангелис.

2. Синтезаторная музыка «космической» тематики. Легкий популярный стиль — Жан-Мишель Жарр. Психоделический стиль, «берлинская школа» — Клаус Шульце.

3. Фоновая музыка, лишенная чёткого ритма и определённой мелодии, получившая название «эмбиент». Автором этого определения стал Брайан Ино, который по праву считается основателем стиля. Хотя многие музыканты играли эмбиент-музыку и до него.

4. Техно-музыка, основанная на широком использовании элементов звучания технических устройств, которые имитируются синтезатором. Бесспорные пионеры данного стиля — группа Kraftwerk.

То обстоятельство, что у молодой электронной музыки появилась небольшая, но верная армия поклонников, послужило толчком для ее дальнейшего развития.


Развитие

Начинающему слушателю электронная музыка известна прежде всего по творчеству французских музыкантов. Таковыми явились Жан-Мишель Жарр и группа Space, во главе с Дидье Маруани. Они первые сделали электронику популярной и доступной для массового слушателя. Дебютный альбом Жарра «Oxygene» 1976 года до сих пор считается одним из лучших. Произведения Space («Magic Fly» и другие) — классика жанра. К сожалению, группа Space быстро распалась, но вот Жан-Мишель Жарр выпустил более десятка альбомов и концертных релизов. Огромное количество работ записали Tangerine Dream и Клаус Шульце, начинавший играть в составе этой группы, а после с головой окунувшийся в глубокую психоделику. На волне успеха первопроходцев выросли многие музыкальные коллективы, обогатившие электронную музыку новыми идеями. На стыке этнической музыки и эмбиента образовался стиль «New Age», делающий упор на легкое медитативное звучание. Мастерством создания лирических электронных мелодий блеснул японец Китаро. Свою лепту в развитие популярного синтезаторного стиля внесли Марек Билински и группа Pond, а в нашей стране — Зодиак, Арго, Эдуард Артемьев. Лучшие их произведения ничуть не уступают признанным хитам маститых электронщиков. Мощную ритмичную музыку с танцевальными мотивами играют Laserdance и Кото. Но более всего различных подстилей и ответвлений содержит техно-музыка. Идеи Kraftwerk были «на ура» восприняты в ди-джейских клубах, и на поверхность из клубного андерграунда постепенно вышел новый стиль техно, в котором ритм и эффекты ставятся на первое место. Мелодия не обязательна, ибо цель такой музыки — достижение технотронного экстаза. Не случайно на клубных вечеринках зачастую использовались химические стимуляторы для усиления эффекта. Но существуют также и более музыкальные варианты техно, слушать которые можно и нужно. При соединении техно и эмбиента зародилась IDM — серьёзная техно-музыка, открытая к разного рода экспериментам. Таковую играют Orb, Autechre, Aphex Twin. Лидерами «психоделического транса» являются Juno Reactor и Astral Projection. И, наконец, соединяя электронную и рок-музыку, мы получаем «Techno-Industrial», в котором нет равных Front Line Assembly, Haujobb, In Strict Confidence. Что же ожидает электронную музыку в дальнейшем?

 

Трансформация

Начало XXI века для электронной музыки ознаменовано стремлением к единству через бесконечное многообразие форм. Чистые стили остались лишь в теории. На практике почти любое произведение содержит в себе элементы очень многих видов музыки, и для описания альбомов приходится использовать сложные составные определения. Очень популярной является идея создания техно-ремиксов на темы знаменитых композиций 70-80-х годов. Такой переработке подверглась музыка Жарра, Space, Вангелиса, да и Tangerine Dream не отказались переработать сами себя, выпустив уже 4-ый диск серии «Dream Mixes». Многие техно-музыканты постигали электронную музыку на шедеврах основателей жанра, и теперь уже сами основатели включают в свои произведения идеи новаторов. Альбом Жарра «Metamorphoses» выполнен с заметным вливанием техно/поп/нью-эйдж, а Клаус Шульце активно занялся экспериментами с techno/drum’n’base звучанием (альбомы «Dosburg Online» и «Trance Appeal»). Техно, транс, эмбиент и индастриэл переплелись воедино в альбомах Delerium, System 7 и Synaesthesia. Синтез тяжелого альтернативного панк-рока и техно представляют Velvet Acid Christ и Wumpscut. Также нельзя забывать и про разновидности «Прогрессив» музыки которые появились в начале 1990-х, (примеры многогранны: Прогрессив-хаус, прогрессив-Транс, Dark-прогрессив и т.д.) который буквально "атаковали" Россию уже в начале 2000-х… на сегодняшний день можно считать новым: разновидности «Fidget-музыки» и «DRM-Psychical 5» музыки. Словом, выбор у поклонников огромный. Заблуждение — считать всю электронную музыку мёртвой. Это просто иная форма жизни!

 

Электронное
3 ▲
14 September 2009 21:21

Comments

  •  
    Сергей-Jamal  22 September 2010 21:15 #
    Любая форма жизни имеет право на жизнь!!! WOW ЕЩЁ! GOD IS A DJ
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.