Favorites

Куча видеоуроков на рус. языке!!! (FL, Ableton, Cubase, Adobe Audition, iZotope Ozone) Software

 

1)    FL Studio

 

 

 

 

2)   Ableton Live

 

 

 

 

3)   Cubase Nuendo

 

 

 

4)   Adobe Audition

 

 

 

 

5) Мастеринг в iZotope Ozone

 

 

Если вы владелец домашней проектной студии, то вам не обойтись без качественного мастеринга своих треков. Есть смысл рассмотреть мастеринг на примере программы iZotope Ozone 3 - успевшей уже стать культовой в кругах музыкантов и звукоинженеров, благодаря сочетанию относительной простоты и способности максимально приближать качество звучания ваших треков к коммерческим записям, сделанным на профессиональных студиях. По своей сути, iZotope Ozone - это VST/DX плагин, обрабатывающий звук с точностью 64-бит, что позволяет ему максимально приблизить звучание к характеру аналогового оборудования.

Естественно, мастеринг - это конечное звено обработки звука, идущее после записи и сведения, закончив которые вы прослушиваете свой трек и, скорее всего, остаетесь не удовлетворены полученным звучанием. Рассмотрим наиболее частые проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

- ваш трек звучит глухо и «блекло», словно из-под воды;

- у баса отсутствует «плотность» и «сила», так присущая коммерческим записям;

- недостаточный общий уровень громкости;

- инструменты в общем миксе звучат «разобрано», нет ощущения целостности и, в то же время, ширины микса. 

Большинство начинающих, пытаются решить эти проблемы такими способами, как повышение уровня громкости в области низких и высоких частот с помощью эквалайзера, общим поднятием уровня громкости и применение компрессии практически наугад, добавлением реверберации на отдельных дорожках или мастер шине… Что ж, возможно, эти меры и могут несколько улучшить общее звучание трека, но разница с профессиональным миксом будет по-прежнему огромна. С помощью рассматриваемого плагина вы сможете существенно повысить качество микса, хотя, наивно было бы полагать, что iZotope Ozone - это некая «чудодейственная таблетка» разом способная вывести ваши треки на первые места в чартах, но однозначно - Ozone способен подчеркнуть ваши творческие способности, раскрывая все особенности звучания микса.



Итак, прейдем к основной части - непосредственно работе с плагином iZotope Ozone 3. Приведем порядок включенных в эту мастеринговую систему модулей так, как рекомендовано разработчиками:

1. Параграфический эквалайзер;

2. Модуль реверберации;

3. Модуль динамической обработки (многополосный компрессор);

4. Многополосный модуль гармонических возбуждений (эксайтер);

5. Многополосный модуль расширения стереобазы;

6. Максимизатор уровня громкости (лимитер).

Формально, если вы по каким-либо причинам посчитаете необходимым изменить приведенный порядок расположения модулей - вы можете это сделать, за исключением лимитера. Он должен стоять ТОЛЬКО последним в общей цепи обработки сигнала. 

1. Параграфический эквалайзер



Стандартный 8-полосный эквалайзер, принцип работы которого, я думаю, понятен всем. По большому счету, если трек предварительно был грамотно смикширован - этот модуль может вам и не понадобиться. Но если все же будет необходимость, есть смысл попробовать следующее:

- «бубнящие» низкие частоты: имеет смысл подрезать частоты в районе 80-200 Гц. Добавление частот в этом диапазоне даст больше «силы» на низких частотах;

- звук грязный, «бочковатый»: уменьшайте в диапазоне, примерно, 200-400 Гц. Добавление в этом диапазоне, может придать звуку больше «полноты»;

- звук, «гнусавый»: стоит уменьшить уровень в диапазоне 800-2000 Гц. Добавление в некоторых случаях позволяет увеличить атаку звука;

- звук резкий: подрезайте диапазон 2 - 5 кГц, либо если присутствуют пики, явно вызывающие клиппинг - ориентируйтесь по визуальным показателям интерфейса. Добавление в этом частотном диапазоне придаст звуку ясности, как бы приближая к слушателю (эффект присутствия);

- звук «резкий»: подрежьте частоты в районе 5 - 8 кГц. Добавление придаёт звучанию больше «чистоты» и «яркости»;

- высокочастотный диапазон (8 - 16 кГц и выше), отвечает за «кристальную чистоту» и «прозрачность» звука. Избыток - «песок» и высокочастотный шум. Стоит, пожалуй, напомнить, что рекомендуется использовать узкие полосы фильтрации, с коэффициентом Q менее 1.0, если вы вырезаете частоты, и более широкие полосы для подъема частот. Не стоит уменьшать уровень сигнала слишком сильно, вполне достаточно будет опустить его на 2- 3 dB, если же вы используете подрезание или подъём на 5-6 dB и выше - вероятно у вас проблемы в микшировании и есть смысл к нему и вернуться, прежде чем браться за мастеринг.

Эквализация низких частот. Обычно рекомендуется полностью вырезать диапазон до 10-30 Гц, чтобы избежать специфического инфранизкочастотного шума и тем самым дать больше «пространства» для появления т.н. «мяса» в низах. Если вы хотите добавить остроту в низах - есть смысл поднять на 1- 3 dB диапазон в районе 80-100 Гц, или если вы пишете что-то в духе хип-хопа или R’n'B будет смысл немного поднять низы в районе 50-70 Гц. Главное - не переусердствовать, ведь за качество низких частот отвечает в основном компрессорный модуль. Работая с эквалайзером в высокочастотном диапазоне, возможно, будет иметь смысл несколько подрезать область от 6000 до 8000 или даже 10000Гц с широкой полосой. Это, естественно, не аксиома - вам следует отталкиваться от вашего конкретного трека и полагаться на ваши уши. 

2. Реверберация



Этот модуль моделирует отражение звука от стен предполагаемого помещения, в котором происходил процесс записи, создавая эффекты вроде эха. Естественно, это не будет точной копией, скажем, записи в кафедральном соборе, но может создать достаточно притягательную атмосферу и добавить объем вашему треку. Как правило, реверберации используются на отдельных дорожках в общем звучании трека, но если вы посчитаете необходимым - можете добавить этот модуль и к конечному миксу - для придания плотности. Итак, что имеет смысл сделать с модулем ревербераций в iZotope Ozone?

Для начала определить диапазон фильтрации сигнала ревера. Это вы должны будете сделать, полагаясь на свой слух. Думаю, будет корректно обозначить границу низких частот в районе 80-120 Гц, а границу высоких частот от 2000 до 5000 Гц.

Далее следует увеличить количество реверберации в вашем общем миксе - с помощью регулятора WET. Это может быть любое значение, в зависимости от типа музыки и желаемого результата. Некоторые экспериментальные проекты использовали такое насыщение вплоть до 100%-го уровня, если же вы хотите получить более стандартный звук, то имеет смысл остановиться на уровне WET не более 10-20%.

Размер комнаты. Если вы используете небольшое количество реверберации (со значениями WET не более 10-12%) попробуйте подобрать значения Room Size в районе 0.4-0.5,если вы используете большие значения WET-стоит установить размер комнаты, не превышающий 0.3, хотя это довольно рискованный шаг, способный «убить» ваш трек.

Ширина комнаты. Вероятно, стоит поискать оптимальные значения Room Width между 1.0 и 2.0.Если у вас возникнуть желание еще больше увеличить это значение - попробуйте одновременно уменьшить Room Size.

Затухание частот. Это значение в iZotope Ozone 3 соответствует опции Damping и наиболее оптимальные его уровни лежат между 0.4 и 0.8. И, пожалуй, главное правило работы с модулем реверберации - не переусердствуйте; 

3. Многополосный компрессор



Несомненно, огромный плюс для iZotope Ozone - это наличие многополосного модуля, включающего в себя компрессор/лимитер/экспандер. Ведь маловероятно, что при использовании стандартного компрессора вы сможете подобрать значения, одинаково справедливые для разных диапазонов звучания вашего трека. Итак, для начала необходимо задать границы для каждого из диапазонов. По умолчанию, в iZotope Ozone они выставлены на уровнях:

1. 0-120 Гц;

2. 120-2000 Гц;

3. 2000-10000 Гц;

4. 10000-20000 Гц.

Но, ориентируясь на свой конкретный трек, вы можете их изменять. Это можно сделать, перемещая мышью границы соответствующих диапазонов. Надо сказать, что работа с компрессором является самой сложной работой при мастеринге, но и польза от грамотного инженеринга с помощью этой обработки огромна. При использовании многополосного компрессора в iZotope Ozone 3 вам необходимо будет кроме слухового восприятия опираться и на визуальный контроль.

Непосредственно компрессия начинается при прохождении сигнала через порог компрессии (Threshold), т.е. если вы установите этот порог на уровне -30 dB компрессия начнется при сигнале выше этого значения. Отношение компрессии (Ratio) - это степень сжатия сигнала, пробившего порог. Вкратце это можно описать так: при пороге компрессии -30 dB и отношении 4:1 входной сигнал на уровне -14 dB (т.е. пробивший порог на 16 dB) на выходе превысит всего лишь на 4 dB. При нулевой атаке (параметр Attack = 0ms), вы не просто можете сделать ваш трек громче, но вы сделаете это без перегрузки за счет сглаживания пиков, происходящее при компрессировании сигнала.

Attack/Release. Если хотите, чтобы звук стал более мягким - стоит уменьшить время атаки, если хотите добавить немного динамики - увеличивайте. Время Release следует устанавливать осторожно: маленькое время может стать причиной некоторых искажений. Основные советы:

- установите отношение (Ratio) компрессии для НЧ полосы от 3.0 и выше;

- для средних частот наоборот - нежелательно использовать эти значения выше 2.5-3.0;

- усиливайте компрессированный сигнал с помощью регулятора Gain, вполне возможно, что для вашего трека подойдут большие значения Gain для низких частот и меньшие - для высоких (помните: порог компрессии стоит установить выше для низкочастотных полос и ниже - для высокочастотных). 

Лимитер/Экспандер. Лимитер служит для дополнительной блокировки пиков сигнала на выходе и использует в своей работе значение атаки 0 миллисекунд и отношение компрессии не менее 5.0. Экспандер служит для подавления (в зависимости от вашего собственного видения вашего трека) сигнала ниже значения порога компрессии. Если вы хотите увеличить уровень слабого сигнала (допустим, установив для выбранного диапазона порог экспандера в районе -45 dB) вам следует использовать значения Ratio Exp. ниже, чем 1.0. Напротив, если вы хотите заглушить подобный сигнал - задайте значение Ratio Exp. намного больше 1.0. Конечно, если вы новичок, не надейтесь научиться работе с этим модулем за короткое время, но если вы настойчивы и способны - то с приходом необходимого опыта овладение многополосным модулем компрессор/лимитер/экспандер принесёт вам большие дивиденды. 

4. Модуль гармонических возбуждений (exiter)



Если коротко, то этот модуль добавляет искажения, для насыщения частот дополнительными гармониками. Эксайтер способен оживить ваш трек и придать ему новые яркие или теплые оттенки. Работать с этим модулем очень просто и это, в свою очередь, может послужить причиной чрезмерного злоупотребления созданием гармонических возбуждений. Будьте осторожны! Работа опять же идет в 4-х диапазонах с задаваемыми вами границами. Основные правила для работы:

- высокие частоты способны выдержать большее значение сатураций (т.е. если вы используете для НЧ полос значения около 0.1-1.0, то для ВЧ диапазона попробуйте 2.5-3.0);

- определяйте степень насыщения самостоятельно, постепенно повышая уровень Amount до возникновения резких звуков. Затем понижайте пока не найдете оптимальный баланс;

- сам по себе, регулятор Amount отвечает за уровень гармонических возбуждений, регулятор Mix отвечает за их количество и, как правило, его следует оставить на значении 100;

- и, традиционный совет - не переусердствуйте. 

5. Многополосный модуль расширения стереобазы



Думаю, принцип работы и суть этого модуля понятны - это ширина и задержка сигнала между правым и левым каналами. Основные советы:

- не используйте наушники для работы с расширением стереобазы. Здесь стоит рассчитывать исключительно на контрольные мониторы;

- не стоит использовать стереорасширение для диапазона ниже 200 Гц (вообще, желательно использовать минимальные значения вплоть до 2000-3000 Гц);

- для высокочастотных полос можете использовать высокие значения;

- подбирайте значения многополосной задержки, ориентируясь исключительно на ваше собственное видение обрабатываемого трека - здесь не может быть четких правил. 

6. Максимизатор уровня громкости (мастеринговый лимитер)



И наконец, заключительный этап мастеринга при помощи iZotope Ozone 3 - конечное повышение общего уровня громкости вашего трека. Благодаря 64-битной обработке сигнала этот модуль способен не только повышать общую громкость, но и придавать треку глубину и объемность. Особенность алгоритма максимизатора в Ozone 3 состоит в способности ограничения пиков без их искажения, за счет чего и достигается требуемая глубина звучания. Использование максимизатора:

- поставьте оптимальный порог ограничения сигнала (при этом следите за показателями в соответствующем окне). В зависимости от вашего трека это могут быть значения от 1.0 до 7-8 dB;

- Margin соответствует общему уровню трека на выходе (оно может быть от -0.3 до -2 dB, но могут быть и редкие исключения);

- помните, что применяя опцию Brickwall, уровень сигнала никогда не превысит значение, установленное для Margin;

- кроме непосредственно максимизатора, в этот модуль входит и Dithering-инструмент, способный несколько помочь вам, если вы планируете последующую запись трека на компакт-диск. Он предназначен для предотвращения ошибок при переходе, скажем, из трека записанного в wav, c разрядностью в 24 или 32 бита, в стандартные для cda формата 16 бит.

Итак, мы рассмотрели основные этапы, необходимые при работе с iZotope Ozone 3, которые могут помочь вам понять не только принципы действия именно этого плагина, но и разобраться в таком сложном явлении, как мастеринг вообще. Ведь по сути, Ozone включает в себя все основные модули, применяемые в звукоинженеринге, сконцентрированные в одной-единственной программе. И если впоследствии, кто-либо из вас перейдет на работу с другими интерфейсами, то после работы с Ozone освоить их будет на порядок проще.

Следует помнить, что единого рецепта, способного заставить звучать ваш уникальный трек ярко и динамично не существует, потому как маловероятно использование одних и тех же значений при обработке сигнала для написания треков в таких разных направлениях как, скажем, rock, hip-hop или jazz, но с опытом вы придете к пониманию сути процессов, происходящих во время сведения и мастеринга и пониманию природы звука вообще. И последний совет - практикуйтесь и не бойтесь экспериментировать. Все в ваших руках.

Вам хоть в чем-то помог блог?

41 ▲
12 March 2010 0:24
Dmitry Zaharov
55 comments
треки, которые мне нравятся

VCI 300 778$ VESTAX SPIN в наличии !!! Купить-продать

VCI 300 778$!!! ВСЕ ВОПРОСЫ В ЛИЧКУ ЦЕНА БЕЗ ДОСТАВКИ В МОСКВУ + 35$ ДОСТАВКА

SPIN от vestax все вопросы в личку

Все вопросы в личку и ICQ 613834735 !

 

Спасибо!

0 ▲
17 April 2010 16:35
Gary Kusto
9 comments

Продажа Нового Оборудования Hercules RmX, Vestax VCI-100, Traktor Scratch Duo. Купить-продать

Продажа нового оборудования с гарантией

VESTAX SPIN !!!


Traktor Scratch Duo ЕСТЬ В НАЛИЧИИ 378$

Hercules DJ Console Rmx 466$

Stanton SCS.3d aka DaScratch 281$

Vestax VCI-100 528$ с доставкой

Vestax VCI-300 874$

Stanton T.62B 270$

Stanton T.90 USB 365$

Fast track Ultra 479$

и другое...

Это примеры, оборудование есть и другое) (прось знающих где дешевле там и покупать )!

город Москва. (доставка до Москвы + 35$ ) Возможности пересыла отправки в другой город обсуждаются)

Все вопросы в личку, в асю 613834735

4 ▲
21 September 2009 0:00
Gary Kusto
91 comments

приехал Hercules DJ Console Rmx, конкурент продуктам Vestax VCI ...? Hardware

Hercules DJ Console Rmx стал продаватся в России, по сравнению с продуктам Vestax VCI цена и возможности в пользу Hercules DJ Console Rmx.

Отзовитесь пионеры Hercules DJ Console Rmx, как вам данный аппарат по возможностям и всему остальному?

0 ▲
5 June 2009 14:10
Stratossferic
78 comments

Сведение танцевальной музыки: часть 1. Баланс, спектр, панорама Статьи

Сегодня мы начнем говорить о сведении танцевальной музыки
330 ▲
3 December 2009 12:37
Тим Каустик (Little Junkies)
182 comments

В помощь начинающим музыкантам (Программы, ресурсы) Software

Краткий курс для начинающего музыканта


Думаю у многих возникает желание самостоятельно написать музыку или песню, но не знает как и какими средствами это сделать. Или думаю что если нет музыкального образования или студийного оборудования то это не возможно. Технологии развиваются большими темпами, и в принципе для начала вам будет достаточно компьютера, неплохих мониторов (колонок) и программного обеспечения, а именно:




Секвенсор (sequence) или же DAW (Digital audio workstation - цифровая рабочая аудио станция) представляет собой электронную или компьютерную систему, предназначенную для записи, хранения, редактирования и воспроизведения цифрового звука. Предусматривает возможность выполнения на ней законченного цикла работ, от первичной записи до получения готового результата. Говоря простым языком, это та самая программа где вы будете выполнять основные виды работ при создании композиции, аранжировка, сведение, применение эффектов и различных обработок. Подробнее...

Секвенсоры, DAW (Виртуальные студии для создания и редоктирования музыки):
Ableton live, Cubase (Nuendo), FL Studio, Logic Studio, Studio One, Reаper, Reason и другие.


Далее, VST инструменты и эффекты (Virtual Studio Technology) плагины реального времени, которые подключаются к звуковым редакторам и музыкальным редакторам, секвенсорам и т. д. Существует также разновидность VST — VSTi. Буква «i» в сокращении обозначает слово «instrument». Как следует из названия, VSTi-плагин представляет собой не эффект, а звукообразующий инструмент — программный синтезатор или семплер (ромплер). В секвенсорах существуют свои штатные инструменты и эффекты, рассмотрим сторонние плагины от других производителей. Подробнее...

VST инструменты - синтезаторы (наиболее популярные):
Sylenth1, z3ta+, Massive, Vanguard, FM8, Gladiator, Largo, Zebra, Predator, TranceDrive


Ромплер (от англ. — sampler и ROM (Read Only Memory)) — электронные устройства, способные воспроизводить семплы, хранящиеся в их памяти. В отличие от семплеров, ромплеры не способны записывать или смешивать семплы — они могут их только воспроизводить. Общий принцип действия заключается в следующем: в ромплер загружается банк звуков. Звуки, в свою очередь, привязываются к каждой клавише. Существуют гибриды такие как Omnisphere. Подробнее...

VST инструменты - семплеры (ромплеры):

Kontakt, OmnisphereTrilian, Nexus, и такие как East West, Big Fish Audio, VSL Vienna


VST эффекты — это те же инструменты, но имеющие входные аудиоканалы, тем самым позволяющие обрабатывать входящие данные. Примеры VST-эффектов: Компрессор, лимитер, эквалайзер, гейт, дилей, ревербератор, эмулятор гитарного усилителя, эксайтер, сатуратор, вокодер

VST эффекты (сведение и мастеринг):

iZotope Ozone, Alloy, Waves, Sonnox Oxford, T-RackS, FabFilter, Voxengo.


Цифровые виниловые системы
(DVS) Используются для сведения треков в микс по средством компьютера. Подходит как для живого выступления так и для промо миксов.
Virtual DJ, Traktor Pro, CrossDj, Mixmeister.

Семплы (sample) — относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент. Семплы широко используются при написании современной музыки. На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных семплеров, ромплеров и подобных устройств, которые значительно оптимизируют работу с семплами. Говоря о семплах я в большей степени подразумеваю one-shots (один удар), то есть, одиночные звуки (kick, hats, clap, percussion и т.д.), перкуссионные лупы и эффекты. Семплы готовых бас линий или мелодий в своем творчестве, не рекомендую использовать, так как мелодия должна быть все таки авторская. Но если вы уже более опытный музыкант, и умеете работать с семплами (резать, видоизменять, применять эффекты и прочее) то почему бы и нет. Перечислять различные фирмы и сборники семплов думаю не имеет смысла, так как их очень большое количество. Из распрастраненных для примера это:  Vengeance, Loopmasters, Mutekki Media, SampleMagic, Thomas Penton Essential.

Полезная информация для музыканта


Cообщества по секвенсорам (DAW). Уроками, обзарими и т.д.
FL Studio: mixgalaxy.ru/fruityloopsfl-studio.ru
Reaper: reaper.revizer.ru
Reason: www.reasonmusic.ru
Studio One: vk.com/club13837969

Сообщества с различными видео уроками, обзорами и переводами:
TheTunes, RusTuts, Zwook, Motormusic, study-music, muzbiznes.

Общие музыкальные парталы, статьи, блоги, форумы:
CjCity, CjClub, pcmusic, DjForum, W
ebsound, 7not.


Видео уроки по работе с конкретными секвенсорами (DAW):
Вообще уроков по программам сейчас полно, на том же YouTube и различных сообществах. Только умейте отличать хороший урок, от совершенно ненужного хлама: http://youtu.be/TkqpJA_ZcGM
FL Studio, Ableton Live, Cubase, Studio OneReaper, Reason еще больше уроков.

Что почитать:
30 советов начинающим музыкантам от M Clis 
http://promodj.com/m-clis/blog/350021
На чем делают мастеринг, черт бы тебя побрал? http://promodj.com/m-clis/blog/576884

Свежие новости:
Портал и журнал о музыкальной индустрии http://www.musicradar.com

Сайт о программном обеспечении http://www.kvraudio.com

Ответы на часто задоваемые вопросы


Это ответы на самые частые вопросы на этом или каком либо другом музыкальном портале или форуме. Эти вопросы задаются почти каждый день, и каждый день одни и те же ответы, и другого ответа навряд ли получите, а главное больше всего бесполезных ответов, темы заезженные, постоянным пользователям надоедает отвечать на один и тот же вопрос. Научитесь пользоваться поиском большинство ответов уже есть. Ниже приведу часто задаваемые вопросы и ссылки на подобные темы на данном форуме. И так:

- Какая программа лучше  / в чем писать / программа для DabStep'а? Темы: раздва, три, четыре, пять.
- Какая программа лучше для сведения треков / в чем делать микс? Темы: раз, два, три, четыре.
- Какие VST инструменты лучше / чем пользуются профи / для Electro? Темы: раз, два, три, четыре, пять.
- Какие плагины эффектов самые лучшие / чем делать мастеринг? Темы: раз, два, три, четыре.
- Какие семплы качественные / что посоветуете / лучшая библиотека? Темы: раз, два, три, четыре.


Это обновленная тема моего старого поста который помогал с 2008 года. Устарел...
По этому не поленился, обновил и оформил новый пост, на частые вопросы будет проще ответить.
Предлагайте интересные статьи. Да и если где-то накосячил, поправьте меня ;) Спасибо.
Еще иногда пишу в своем блоге, с видео обзорами и тд. 
http://permich.ru/blog 

310 ▲
11 October 2008 17:14
Permich
41 comments

Мастеринг своими руками.Теория и практика!!! Software

Мастеринг Своими Руками
часть первая

автор статьи Михаил Шевцов


Мастеринг (англ. master) — обработка музыкального трека после сведения на студии аудиозвукозаписи. Мастеринг представляет собой последовательное применение к аналоговой записи множества аналоговых аудиофильтров, компрессоров, конвертеров и эквалайзеров. Мастеринг применяют к аудиозаписям, для того чтобы создать уникальное, неповторимое звучание записи,которое присуще определённому исполнителю музыкальной группе. Мастеринг делается для создания мастер–диска, который будет тиражироваться.

Интернет-энциклопедия Википедия.



Само понятие «мастеринг» возникло давно, когда ещё не было компакт-дисков и все музыкальные записи выходили на двух носителях – виниловых грампластинках и магнитофонных кассетах. Прежде, чем нарезать записанную в студии фонограмму на матрицу, с которой потом печатались диски, необходимо было провести определённую обработку, чтобы привести динамический диапазон записи в соответствие с динамическим диапазоном грампластинки. Если этого не сделать, то резец мог разрушить лаковый диск при выходе сигнала из диапазона.
Поэтому уже тогда существовали post production студии, занимавшиеся приведением фонограмм в рамки технологических норм. 
С наступлением эры компакт-дисков надобность в таких студиях, казалось бы, отпала. Однако, на самом деле, этого не произошло. 
Динамический диапазон компакт диска намного шире, чем виниловой пластинки. В процессе сведения достаточно проследить, чтобы пики в фонограмме не выходили за пределы –0.2 dB, и такой мастер без проблем нарежет любой CD рекордер. 
Однако, не смотря на это, и в настоящее время любой сведённый материал относится в студию мастеринга для окончательной обработки. Почему?

Во-первых, уже тогда было замечено, что фонограмма, прошедшая дополнительную эквализацию и компрессию в post production студии, звучит плотнее, живее и приятнее на слух.
Во-вторых, почти всегда есть необходимость привести все присутствующие в альбоме композиции, что называется, к общему знаменателю. 
Дело в том, что практически невозможно даже в одной студии добиться того, чтобы записанные и сведённые в разное время номера звучали одинаково. Тем более, если запись происходила на нескольких студиях с различным оборудованием. Если такие треки собрать в один CD, не будет ощущения целостности альбома, а у слушателя появится желание периодически крутить ручку громкости и настраивать эквалайзер своего домашнего музыкального центра. 
В-третьих, именно в процессе мастеринга можно добиться того, чтобы ваша музыка звучала неповторимо или наоборот привести её в соответствии с требованиями определённого стиля. В-четвёртых, есть ещё один существенный момент психологического свойства. 
Когда человек слушает подряд несколько музыкальных композиций (например по радио), он автоматически обращает внимание на те, которые звучат громче, и лучше запоминает их. Но ведь пиковые уровни всех треков всегда одинаковы – под 0 dB – и громче их сделать нельзя. 
Для того чтобы увеличить субъективную громкость фонограммы, применяют специальные приборы под названием «максимайзеры». 
Обрабатывать максимайзером лучше весь альбом целиком. 
И последнее. Требования к динамическому диапазону для CD, радио и TV разные (для TV нужен самый узкий), поэтому лучше сразу сделать три варианта. 

Хотя с помощью грамотного мастеринга можно действительно улучшить звучание записи, из плохого сведения сделать шедевр не получится. Если присутствуют определённые ошибки (сильный дисбаланс инструментов и голоса, перегрузка цифрового тракта в отдельных треках, переизбыток реверберации, противофазные явления), то лучше пересвести фонограмму заново. 

Можно ли делать мастеринг самому в домашних условиях и (поставим вопрос шире) можно ли делать мастеринг на компьютере без внешних приборов? Или для этого необходимо обращаться в специальную студию с определённым оборудованием? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Прежде всего, нужно сказать, что качество, с которым будет проделана работа, целиком зависит от звукорежиссёра, её проводящего. Хороший специалист добьётся хорошего результата и на компьютере, благо современные программы позволяют это сделать. Плохой же и на самой навороченной студии сделает плохо. Так что для начала поинтересуйтесь, кто будет заниматься вашим материалом и послушайте его работы.

Производить мастеринг в «железе» конечно лучше, но только тогда, когда имеются дорогие высококлассные приборы, способные сделать «дорогой» звук. В спецификации студии должны присутствовать подобные названия – Manley, Neve, Avalon, Sontec, Millenia, GML (George Massenberg Labs), Weiss, Sonic Solutions, Sadie, Pyramix, t.c. Finalizer, Studer, Ampex, Prism, Sterling, Apogee, EMM. Если аппаратуры такого класса нет, то лучше делать компьютерный мастеринг.

Можно ли делать мастеринг дома? 
Для этого необходимы две вещи – хороший специалист (о чем уже говорилось) и хороший контроль. Наличие хороших мониторов – совершенно необходимый элемент студии. В самом деле, для того чтобы что-либо делать со звуком, необходимо очень тонко отслеживать все изменения, происходящие с этим звуком. Хотя и существует способ сделать мастеринг практически вслепую (вернее «вглухую»). Об этом мы скажем чуть ниже.

Если хороший мониторинг при наличии определённой суммы обеспечить не сложно (об этом мы тоже поговорим), то стать в одночасье хорошим специалистом невозможно. Но ведь не боги горшки обжигают. Для того чтобы стать подобным специалистом, нужно просто начать делать это и со временем ваша квалификация будет постепенно улучшаться. К тому же замечена такая тенденция: многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть опыт в этом направлении – неотъемлемая часть современной звукорежиссуры. А вот о том, как это делать и какое для этого необходимо техническое обеспечение, и пойдёт речь в этой статье. 
Мониторинг

В мастеринг-студиях применяются, как правило, акустические системы класса high-end типа B&W, Tannoy, Genesis, Dynaudio, PMC, Dunlavy с очень точной передачей низа или с дополнительным сабвуфером. 
Реже используют студийные мониторы, например KRK 9000. Такие системы стоят по несколько тысяч долларов и большинству наших читателей, скорее всего, не по карману. 
Начинающим я бы порекомендовал недорогие студийные мониторы в комплекте с сабвуфером, например М-Audio Studiophile LX 4 (335$). 
Со временем можно перейти на акустику KRK (серия V). 
Сабвуфер совершенно необходим, так как самое сложное – проконтролировать низкие частоты спектра. На подобных мониторах, как ни странно, вполне возможно добиться приличных результатов. 
В дополнение к таким мониторам неплохо установить какой-либо музыкальный центр, звучание которого вам хорошо знакомо. Не помешает также иметь хорошие наушники (от 100$).

Не менее важным моментом для правильного контроля звука, чем подбор мониторов (а может быть и более важным), являются акустические свойства помещения. Комната, в которой происходит работа со звуком, должна быть заглушена и должна иметь правильную геометрию во избежание возникновения резонансов, стоячих волн, отражений и т.д. 
Даже при наличии недорогих мониторов, правильно спроектированное помещение обеспечит лучшее звучание, чем самые лучшие high-end колонки в обычной комнате с бетонными стенами.
Основной принцип в построении таких помещений заключается в том, что не должно быть параллельных поверхностей, а также прямых и острых углов. 
Поверхность стен отделывают звукопоглощающими материалами, пол покрывают паркетом или ворсистым антистатическим ковролином. Потолок тоже не должен быть параллелен полу.

Что можно сделать в домашних условиях? 
Соорудите подвесной потолок. Для этого нужно прикрепить к потолку деревянные рейки перпендикулярно рабочему месту, а затем приклеить к ним потолочные панели. Если нет возможности заниматься отделкой стен, то можно вокруг рабочего пространства просто прикрепить четыре карниза «струна» и повесить плотные шторы.

В комнате, где происходит работа со звуком, должна стоять полная тишина. Всякие посторонние звуки (например шум системного блока компьютера) приведут к тому, что вы постоянно будете разгонять громкость и уши очень быстро потеряют способность что-либо воспринимать. Самым лучшим решением будет удаление системного блока в соседнее помещение.

Вся аппаратура должна быть заземлена. Отсутствие заземления сильно сказывается на звуке и приводит к появлению шумов и фона. Если розетки не обеспечены «землёй», необходимо протянуть трехжильный кабель от распределительного щитка в квартиру. 

Колонки (в случае мониторов ближнего поля) нужно выбирать экранированные, то есть защищённые от радиомагнитного излучения – они не будут ловить наводки от видеомонитора.

Аудиокарта предпочтительней внешняя, так как у внутренних аналого-цифровые преобразователи подвергаются различным наводкам внутри системного блока. Аудиовыходы должны быть симметричными (balanced). Из недорогих аудиокарт очень неплохое звучание обеспечивают устройства фирмы М-Audio. К тому же теперь они могут работать с программой Pro Tools. Разумеется, карта должна обеспечивать работу со звуком 24 bит/96 кГц. Лучшим же решением будет приобретение внешнего цифро-аналогового преобразователя, например Apogee miniDac – такой прибор действительно обеспечит вывод абсолютно чистого и честного звука по всему спектру частотного диапазона.

Особое внимание необходимо уделить коммутации. Кабели и разъёмы должны быть симметричными, производства известных фирм (Neutrik, Canare, Cordial) с качественной распайкой.

Одним словом, в вопросах мониторинга мелочей быть не должно.

Мастеринг Своими Руками
часть вторая

автор статьи Михаил Шевцов

Программы

Большинство профессиональных post production студий работу с музыкальным материалом проводят на рабочих станциях Sonic Solutions, реже на платформе Sadie. В последнее время всё большую популярность завоевывает программно-аппаратный комплекс Pyramix швейцарской фирмы Merging. Нам же необходимо выбрать программу для работы на PC. 
Программ таких существует несколько – Adobe Audition, Cakewalk Sonar, Digidesign Pro Tools, Magix Samplitude, Merging Pyramix Native, Sоny Sound Forge, Steinberg Nuendo, Steinberg WaveLab. У каждой из них есть свои сторонники и противники. 
Некоторые считают, что программы, работающие с внутренним разрешением 32 bit float (32 бит с плавающей запятой), портят звуковой материал вследствие дополнительных преобразований и дизеринга. (Желающих подробнее разобраться с этим вопросом отсылаю к статье Александра Фёдорова «Математика микширования», опубликованной в журнале «Музыкальное оборудование» в ноябре 2000 года). (www.moline.ru/equip/studio/seq…) – такими программами является вся продукция фирм Steinberg, Cakewalk и Adobe Audition. 
Популярный в нашей стране (неизвестно почему) редактор Sound Forge в последней, восьмой версии наконец-то обрёл поддержку VST плагинов и теперь может быть рекомендован к использованию. 
Ещё я бы рекомендовал присмотреться к практически неизвестной у нас Pyramix. Лучше всего, конечно, попробовать разные программы и выбрать самому то, что понравится больше. 
Что касается меня, то я отдаю предпочтение Pro Tools за качественные алгоритмы пересчёта, удобный интерфейс и наличие нескольких замечательных плагинов, которые не выпускаются в VST версиях, однако эта программа работает только на железе Digidesign и М-Audio. 
Вообще, при мастеринге удобнее пользоваться многодорожечным редактором, чтобы иметь возможность организовать посыл-возврат и поставить рядом дополнительные треки. Самый хороший способ проверить работу программ – это попробовать обработать один и тот же трек одинаковыми плагинами с одинаковыми установками в разных редакторах и сравнить полученные результаты. В конце концов, выбор за вами.

Для визуальной оценки происходящих процессов нам понадобится определённый инструментарий – анализатор спектра (или, как его ещё называют, аналайзер) и прибор, способный отслеживать фазовые явления в стереообразе. Из всех выше перечисленных аудиоредакторов только Adobe Audition и Pyramix обладают неплохими аналайзерами. В остальных редакторах он либо отсутствует, либо представляет собой довольно бесполезное устройство. Существуют несколько VST анализаторов – VoxengoSPAN, Elemental Audio Inspector, Brainspawn Spect-R Pro, Waves PAZ frequency, а также ряд плагинов, совмещающих в себе аналайзер и графический эквалайзер – iZotope Ozone, Elemental Audio Firium, Electric-Q, но их тоже нельзя назвать профессиональными приборами. Наилучшим из них, на мой взгляд, является программа Brainspawn Spect-R Pro. Однако по-настоящему точными и информативными я могу назвать два анализатора спектра – PAS Spectrum Analyzer и Pinguin Audio Meter. Эти программы не являются VST плагинами, поэтому их не удастся использовать с некоторыми аудиоредакторами (например с Pro Tools) напрямую. Эту проблему можно решить, установив программу виртуальных портов Virtual Audio Cable или Wave Clone. Для контроля стереопанорамы вполне подойдёт PAZ Position от компании Waves. Пользователи же Pinguin Audio Meter будут вполне удовлетворены имеющимся там модулем Stereo Meter.

Следующие два прибора, которые нам понадобятся, это компрессор и эквалайзер. Основной принцип мастеринга заключается в том, что частотная коррекция, исправление ошибок сведения в основном производятся компрессором, а эквалайзер применяют для придания звуку окраса и его «утепления» (это, конечно, не аксиома – бывают ситуации, когда всё делается с точностью «до наоборот»). Поэтому компрессор должен в минимальной степени окрашивать звук, а в идеале не окрашивать его совсем. Компрессор нужен не простой, а спектральный, то есть тот, с помощью которого можно воздействовать на определённую долю частотного спектра. Дело в том, что если через обычный компрессор пропустить сведённую фонограмму, то появится эффект подавления средних и высоких частот, так как основная часть звуковой энергии располагается в нижней части спектра. Подобных компрессоров сейчас на рынке присутствует много, и я не буду их все перечислять. Для начала могу посоветовать совсем простой в использовании, но при этом очень качественный Steinberg MultiBand Compressor. Последнее время я пользуюсь замечательным прибором Mc2000 фирмы McDSP. Во-первых, все параметры этого компрессора могут быть автоматизированы, что позволяет очень гибко обрабатывать материал, а во-вторых, он может эмулировать звучание раритетных устройств, причём в каждой полосе по-разному – например нижние частоты обрабатывать как Neve 33609, а верхние – как Avalon AD2044. 

Вторым важным прибором, необходимым для коррекции звука, является эквалайзер. Именно с помощью эквалайзера в процессе мастеринга звукорежиссёр добивается необходимой в каждом конкретном случае окраски звучания. Поэтому в post production студиях используют дорогие приборы, стоимостью несколько тысяч долларов. До недавнего времени среди программных эквалайзеров не было ни одного, способного по звучанию хоть немного приблизиться к таким устройствам – они или совсем не меняли характер звука, или меняли его в худшую сторону. Первой ласточкой в эмуляции аналоговых эквалайзеров стала программа T-RackS компании IK Multimedia. T-RackS, особенно в последней 24-битной версии, действительно даёт неплохой звук и вполне оправдывает свою цену. К тому же это не просто эквалайзер, а целый комплекс приборов, включающий в себя также компрессор и лимитер. Неплохие эквалайзеры выпускает компания URS. Они эмулируют классические устройства Neve1073, Pultec EQP-1 и API550. На ещё более высоком уровне работает плагин McDSP FilterBank, правда он существует только в RTAS версии для Pro Tools. Не так давно фирмой Waves был выпущен очень хороший эквалайзер под названием Q-Clone, о котором следует рассказать особо. Это не совсем обычный прибор, где можно крутить ручки, меняя тембр. Он работает по принципу свёртки, то есть моделирования звучания реальных приборов на основе записанного отклика на импульсный сигнал. Подобным образом работают некоторые программные ревербераторы. В комплекте прилагается большой набор пресетов, снятых с эквалайзеров производства Neve, GML и Pultec. Звучание данного прибора можно назвать максимально приближенным к эмулироваемым образцам. К тому же вы легко можете создавать собственные пресеты, снимая звук с понравившихся устройств.

Ещё одно устройство, без которого не обходится финальная обработка фонограммы, это максимайзер. Основные модели здесь – Waves L1, L2, L3 и новый плагин этой компании – SSL G-Master, NWMaxx, Essential Studio E и E3B, Digidesign Maxim, BBE Sonic Maximizer. Последний прибор эмулирует популярный «железный» максимайзер и достаточно сильно окрашивает звук, поэтому может применяться только тогда, когда это обусловлено художественными задачами.

В некоторых случаях при мастеринге используют иксайтер, энхансер и эмулятор магнитофона. Иксайтер (exiter) понадобится, когда в миксе сильно не хватает высоких частот и одним эквалайзером этого исправить не удаётся. Энхансер (enhancer) применяют к музыкальному материалу, требующему большего динамического диапазона – джаз, классика. Из эмуляторов магнитофона мне известен только один достойный плагин – McDSP Analog Channel. 

Иногда при финальной доводке фонограммы оказывается, что звучание слишком сухое. В этом случае можно применить реверберацию. Самые подходящие для мастернинга ревербераторы – импульсные. Безусловно, лучший из них – Altiverb фирмы Audio Ease. К сожалению, пока он существует только в версии для Mac, хотя компания обещает выпустить Windows-версию буквально со дня на день и даже продемонстрировала её на выставке в голландском Утрехте. Это совершенно потрясающий модуль. Огромное количество пресетов, прилагаемых к нему, по качеству звучания практически невозможно отличить от «железных» приборов, с которых получены импульсные файлы. 

Из доступных в настоящее время ревербераторов для платформы Windows я бы выделил WizooVerb W2.


Мастеринг Своими Руками
часть третья

автор статьи Михаил Шевцов

Теория

Звуковой спектр делится на три части – низкие, средние и высокие частоты. Границы частот можно обозначить следующим образом: низкие – от 10 Гц до 200 Гц, средние – от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц – высокие.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) – это самые низкие ноты, от которых резонирует комната. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) – это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) – здесь размещается почти весь ритм и аккомпанемент, это регистр гитары.

4) Средние средние (от 500 Гц до 2.500 Гц) – соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. В диапазоне частот от 200 Гц до 2.500 Гц самая информативная часть спектра.

5) Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. 

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. 

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) – это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей. 


Для звукорежиссёра будет полезна следующая таблица, приводимая Робертом Дэннисом (Robert Dennis) из института звукозаписи Детройта (Recording Institute Of Detroit):

50 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра – большой барабан, томы и бас-гитара.

2. Уменьшить, чтобы избежать появления boom-эффекта и маскировки высших гармоник и увеличить «читаемость» басовых партий. Обычно используется в музыке с активной басовой линией, например в рок-музыке.

100 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.

2. Увеличить, чтобы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.

3. Увеличить, чтобы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.

4. Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

200 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить полноты партии вокала.

2. Увеличить, чтобы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).

3. Уменьшить, чтобы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.

4. Уменьшить, чтобы избежать гонгообразного звучания тарелок.

400 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.

Уменьшить, чтобы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).

3. Уменьшить, чтобы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

800 Гц

1. Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары.

2. Уменьшить, чтобы избавиться от «дешёвого» звука гитар.

1.5 кГц

1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.

2. Уменьшить, чтобы избежать «вялого» звучания электро- и акустических гитар.

3 кГц

1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.

2. Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.

3. Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.

4. Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.

5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.

6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

5 кГц

1. Увеличить для разборчивости вокала.

2. Увеличить, чтобы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).

3. Увеличить для получения более «пальцевого» звука бас-гитары.

4. Увеличить, чтобы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно рок-гитар).

5. Уменьшить, чтобы сделать звук партий, звучащих на заднем плане, более отдалённым.

6. Уменьшить, чтобы смягчить звук гитар.

7 кГц

1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металический звук).

2. Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.

3. Увеличить при работе с «вялым» вокалом.

4. Увеличить для получения более «пальцевого» звука бас-гитары.

5. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.

6. Увеличить, чтобы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

10 кГц

1. Увеличить для осветления вокала.

2. Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.

3. Увеличить, чтобы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок.

4. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.

15 кГц

1. Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).

2. Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.

3. Увеличить, чтобы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.

При мастеринге данную информацию нужно не воспринимать буквально, а использовать для ориентира, чтобы понимать, что происходит, когда мы воздействуем на определённую область частототного спектра.


Мастеринг Своими Руками
часть четвертая

автор статьи Михаил Шевцов

Практика

Если вы пользуетесь многоканальным редактором, то удобно поставить в проект сразу несколько треков (например все песни альбома), а настройки плагинов для каждого трека сохранять в качестве пресетов. Так будет удобно переключаться между треками, чтобы их сравнивать. 
Очень полезно также импортировать в проект несколько композиций кого-либо из известных исполнителей, на саунд которых равняются заказчики вашей работы (я надеюсь, что вы не ставите себе цель изобрести собственный и неповторимый звук в домашних условиях). 
Затем включаем анализатор спектра: VST – в самом конце мастер секции, Stand-Alone – параллельно или с помощью программы виртуальных аудиопортов. Перед ним ставим максимайзер и с его помощью поднимаем громкость трека таким образом, чтобы она сравнялась с эталонной, выбранной вами композицией. 
Теперь сравниваем эти два трека на слух и с помощью аналайзера. 
Скорее всего, при той же самой громкости у эталона будет более яркий верх и упругий низ, не говоря о том, что в целом его звук будет красивей и насыщеннее. 
Для того чтобы приблизить наш трек к эталону, перед максимайзером ставим эквалайзер, с помощью которого будем облагораживать звучание (например Waves SSL, URS или T-RackS, а потом, когда будет подобрана полоса, его можно заменить на Q-Сlone с такими же характеристиками) и спектральный компрессор. 
Если изначально у трека частотная характеристика нормальная, то есть нет частотных завалов и его не надо «лечить», то обычно в таком случае на эквалайзере чуть поднимаются верхние частоты (hi-shelf boost) от 2–2,5 кГц и (bell boost) в районе 40–90 герц. 
Опустим средние частоты (bell cut) около 300 герц и сильнее самые нижние (low-shelf cut) от 40 герц. При этом придётся соответственно уменьшить (поднять) порог срабатывания максимайзера (threshold) или уменьшить выход эквалайзера. 
Вообще, нужно сразу привыкнуть к тому, что манипуляции с одним прибором моментально отражаются на работе другого. 
Если нужно скорректировать какой-либо диапазон частот, действуем компрессором. 
Попробуйте ставить эквалайзер до и после компрессора. 
Максимайзер лучше всего отстраивать с самой громкой и энергичной композиции, чтобы в менее громких треках можно было уменьшать порог срабатывания компрессии. 
Конечно, всё это общие рекомендации и универсальных решений здесь быть не может. Главное – всё время помнить о том, что вся обработка в цепочке работает взаимосвязано. Нужно постоянно контролировать результат, в том числе и по приборам. 

Как уже говорилось выше, если звучание кажется слишком сухим, можно попробовать применить реверберацию. 
Не забывайте, что при мастеринге ревербератор нужно ставить обязательно в разрыв (insert), чтобы избежать задержки сигнала и гарантировать более чистый, незамыленный звук. 

Полезно также периодически менять громкость воспроизведения, слушать в наушниках, а также давать ушам отдохнуть. 
По возможности, делайте промежуточный миксдаун (bounce), чтобы прослушать его на различной бытовой аппаратуре. Ориентируйтесь на качественные, стилистически близкие записи известных исполнителей. 
Когда у вас начнут получаться похожие результаты, вы накопите определённый опыт и подметите много закономерностей в своей работе.

После того как желаемое звучание достигнуто, необходимо привести параметры файла к стандарту CD – 16 бит / 44100 Гц. Самый простой способ – поставить в конце цепочки обработки модуль дизеринга и пересчитать файл с нужными параметрами. 
Однако, лучших результатов можно добиться отдельными утилитами – например, Voxengo r8brain PRO. 
Для этого из программы-аудиоредактора нужно сделать боунс файла без изменения разрядности и частоты сэмплирования. Затем пересчитать его в программе r8brain в 16 бит / 44100 Гц, установив наивысшее качество. Затем открыть файл в звуковом редакторе и применить к нему дизеринг. 
Единственное, на что нужно обратить внимание, при этом иногда поднимается уровень пиков в файле. Если подобное произошло, необходимо вернуться в проект и чуть понизить выходной сигнал в максимайзере, добиваясь, чтобы окончательный уровень в файле не превышал –0,2 Дб.

В заключение расскажу о том, как можно сделать мастеринг без контрольных мониторов.
Конечно, нет никакой гарантии, что этот способ даст хороший результат, однако, есть вероятность, что вам всё же удастся улучшить звучание фонограммы. 
Для этого воспользуемся замечательным плагином под названием Prosoniq Dynasone. 
Этот модуль специально разработан для мастеринга и содержит четырёхполосный компрессор-максимайзер, а также иксайтер и генератор субгармоник. 
Но самое интересное – наличие функции под названием «автомикс». 
С её помощью прибор аналирует входящий материал, затем сравнивает его с заложенными в нём эталонными частотными откликами и настраивает все параметры соответствующим образом. 
Делается это так: сначала нажимаем кнопку automix, а в выпадающем меню style выбираем название наиболее подходящего стиля, проигрываем самый характерный фрагмент трека (например припев) несколько раз и записываем положения всех регуляторов многополосного максимайзера. 
Выключаем кнопку automix, выставляем все параметры максимайзера так, как записали, следя за тем, чтобы параметр AMT находился в районе 3, а уровень GAIN не заставлял индикаторы пиковать, чуть добавляем refresh synt и energizer, в меню media select выбираем CD и делаем боунс. 
После этого можно нарезать трек на CD и прослушать его на какой-либо бытовой аппаратуре. 
Если обнаруживаются завалы частот или еще другие ошибки, подправить соответственно установки на Dynasone. 
Разумеется, серьёзно воспринимать такой мастеринг нельзя, однако, как говорится, «на безрыбье и рак – рыба». К тому же Dynasone – отличный мастеринговый плагин, способный помочь вам в дальнейшей работе.

47 ▲
26 November 2009 21:18
Xenoth
88 comments

MIDI клавиатура, что это? Hardware

MIDI клавиатура, что это?

Вступление : благодарю все источники честно и благоверно из которых я взял данный материал. Надеюсь он будет интересным тем, кто столкнулся или собирается столкнуться с выбором MIDI - клавиатур.

И так MIDI(Musical Instrument Digital Interface) – цифровой интерфейс музыкальных инструментов — стандарт на аппаратуру и программное обеспечение, позволяющее воспроизводить (и записывать) музыку путем выполнения записи специальных команд, а также формат файлов, содержащих такие команды. Воспроизводящее устройство или программа, называется синтезатором (секвенсором) MIDI и фактически является автоматическим музыкальным инструментом. Гласит Википедия .

MIDI формат очень сильно распространен на сегодняшний день с него управляются программы, эффекторы, микшерные пульты, освещение, дым машины и др.

MIDI-контроллеры – это устройства, управляющие аппаратными и программными синтезаторами, а так же программными секвенсорами с помощью потока MIDI – команд.

MIDI – клавиатура – это разновидность MIDI- контроллеров, имеющих клавиши сходные с клавишами фортепиано. По сути они не являются  музыкальными инструментами, но благодаря привычному клавишному интерфейсу , использются музыкантами и композиторами для исполнения и создания музыки.  А дополнительные регуляторы, кнопки, ручки, слайдеры и модуляторы, расширяют возможности клавиатуры.

Что такое MIDI клавиатура.

Перед выбором клавиатуры, следует выделить критерии ее оценки и на что следует обращать внимание в первую очередь. Хотелось бы отметить, что выбор MIDI клавиатуры – дело лично каждого  в отдельности. Клавиатура становиться своего рода «Интерфейсом пользователя» с помощью которого можно менять настройки программного синтезатора, управлять тонами, полутонами, модуляцией, настройками в секвенсоре и др.

Так что прежде чем выбирать, решите для чего вам нужна миди клавиатура; будете ли вы пользоваться тригерами  (для работы с виртуальными ударными инструментами)  и контроллерами которые стали не редкостью в миди клавиатурах.

Параметры которые стоит отметить и учесть при выборе MIDI - клавиатуры:

Размер клавиш . Существуют клавиатуры 2х типов: со стандартными клавишами (полноразмерными, Full-sized keys) и вторые с уменьшенными (mini keys). Первые получаются дороже. Под стандартным размером подразумевают ширину клавиш. Длина (глубина) клавиш может быть разной.

Число Актав
. Выпускаемые клавиатуры могут иметь :: 25 клавиш (2 октавы), 37(3 октавы), 49(4 октавы), 61(5 октав), 88(7 октав)

Чувствительность к скорости/силе нажатия . Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными, данных видов активной клавиатуры может быть несколько: чувствительность к скорости нажатия (Velocity sensivity) и к силе давления на клавишу (aftertouch «послекасания» . Первая соответствует обычной фортепианной динамике клавиатуры (сильнее - громче).

Теперь разберем поподробнее что же такое aftertouch «послекасания» так часто встречающееся на миди клавиатурах функция.

Параметр, который снимается MIDI-клавиатурой с момента нажатия клавиши до момента, как она будет отпущена. Практически это выглядит так: после того как музыкант нажал на клавишу, он, не отпуская ее, слегка покачивает (как скрипач покачивает пальцем прижатую струну на грифе) или Как звук электрогитары в котором при дожатии клавиши заводится дисторшн, то есть смысл данного эффекта что при нажатии на клавишу не отпуская ее  вы посылаете специальную миди команду в зависимости от того насколько сильно вы надавили на нее.

Чаще всего этот прием применяется для получения эффекта управляемого вибрато (в отличие от вибрато, которое заложено в тембре синтезатора и никак не зависит от исполнителя). Не все MIDI-клавиатуры могут отрабатывать этот параметр. Значение параметра Aftertouch передается на внутренний синтезатор или на другое устройство с помощью MIDI-сообщений, которые так и называются. Существует два вида MIDI-сообщений Aftertouch:

Channel Aftertouch (Channel Pressure) - покачивание пальцем на одной клавише дает одновременный одинаковый эффект и для всех других нажатых нот по этому MIDI-каналу

Polyphonic Aftertouch (Polyphonic Key Pressure или Poly Pressure) - эффект работает только у той ноты, которая раскачивается. На другие звучащие ноты по данному MIDI-каналу это влияние не оказывает.

Тип механики . Пожалуй это один из важнейших критериев. От типа механики клавиш зависит в основном цена изделия. Принято различать три типа механики: синтезаторную (synth action), фортепианную (piano action) и молоточковую (Hammer action). Кроме того, внутри
каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш: невзвешенные клавиши (non-weighted), полувзвешенные (semi-weighted), и взвешенные (weighted).
Клавиатуры с синтезаторной механикой самые простые и дешевые. Клавишие полые, более короткие, чем у фортепиано, имеют пружинную механику и, в зависимости от жесткости пружины, могут быть "легкими" или "тяжелыми", то есть взвешенными или невзвешенными. Клавиатуры второго типа с полноразмерными (и в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш по прежнему "пружинная", поэтому такие клавиатуры больше похожи на фортепиано по виду чем на ощупь.  Клавиатуры с молоточковым типом механики используют не только пружины, но еще и молоточки, и на ощупь практически неотличимы от настоящего рояля. Большая часть работы при сборке данного типа клавиатур производится в ручную.

Наличие органов управления в режиме реального времени . Многие клавиатуры оснащены специальными органами управления представляющие собой два "колеса", в левой части клавиатуры.  Первый это Pitch Bend, регулирует высоту тона ( чаще всего в пределах одного двух полутонов); колесо Pitch Bend самостоятельно возвращается в исходное положение, востанавлия первоночальное звучание.
Второе это Modulation Wheel (колесо модуляции) - предназначено  для эффекта модуляции - переодических изменений  высоты тона, которые дают возможность имитировать легкую расстройку фортепиано или дрожание гитарной струны.

Фирма Novation, применила другую тактику в своем продукте, вместо двух колес использовать специальный джойстик: который выполняет двойную функцию того же Pitch Bend и  Modulation Wheel. Иногда к джойстикам и колесам могут добавляться слайдеры, которые так же можно настраивать на передачу различных MIDI команд. Конечно можно обойтись и вообще без колес и джойстиков так как все данные параметры можно создать в компьютерных секвенсорах, но пользоваться этим во время игры гораздо удобнее. В целом наличие колес и джойстиков движков можно считать только лишь приемуществом.

Возможность подключения педалей
. Сейчас все чаще данная возможность встречается в MIDI - клавиатурах. Первая педаль это сустейн - педаль, она как и правая педаль фортепиано держит звук до момента ее отпускания. Вторая педаль это педаль громкости с помощью которой можно выделить участок или один звук, позволяет управлять громкостью в реальном времени.

Дополнительные возможности MIDI - клавиатур
.

Выделим часть из них:
1. Переключение номера звука/банка (bank select)
2. Транспортирование сдиг клавиатуры. Эта функция важна для моделей с небольшим числом октав (2 - 4 октавы). Как правило она обеспечивает сдвиг на несколько октав вверх или вниз.Транспортировать можно так же и с компьютера в самом секвенсоре но имея данную функцию на самой клавиатуре это делать будет немного проще.
3. Разбиение клавиатур на зоны. Многие миди контроллеры позволят разбить клавиатуру на части (зоны). Каждой из зон назначается свой миди канал и тогда можно задействовать сразу несколько звуков.
4. Наличие индикации то есть жидкокристаллического экрана. Может показывать в числовом виде значение параметров.

Комплектация . В комплект поставки MIDI - клавиатуры обычно входит только адаптер питания. Однако с некоторыми моделями могут поставляться, сустейн педали и програмное обеспечение.
Функционально 25, 37 клавишные клавиатуры больше подойдут для мобильного использования. 49-клавишные - для небольших студий. 61 клавишные используются для комфорта игры и создания музыки. 88 - клавишные MIDI клавиатуры подходят для музицирования.

В заключении: Хочу сказать Спасибо Вам всем, кто прочитал данную статью. Творческих успехов!

7 ▲
7 November 2009 22:25
Gary Kusto
13 comments

Мастер-класс: DJ Грув, Володя Фонарёв, Виктор Строгонов Новости

Ввод в профессию, который показывает её глубину и многогранность
208 ▲
6 November 2009 17:00
Weather
no comments