Sign up

Favorites

Ремикс участвует в конкурсе! #remix4boyko #promodj #pioneerdj Вот и окончена работа...

Берегите слух - это ваш инструмент DAZZER

Часть I. Защита слуха

Работа со звуком очень опасна для слуха. Смена студийнго звукорежиссера за рубежом  составляет 4 часа. Также было и в СССР. Это время зависит и от звукового давления, чем оно выше (громче звук), тем меньше можно работать или просто слушать музыку. Например в мануале к моим мониторам есть таблица:

 

db (A) Время прослушивания в день:

80 dB - 8 часов
83 dB - 4 часа
86 dB - 2 часа
89 dB - 1 час
92 dB - 30 минут
95 dB - 15 минут
98 dB  - 7 минут
101 dB - 3.5 минуты
104 dB - 1.5 минуты
107 dB - Запрещено

120 dB - Болевой порог.

 

Чтобы понимать без шумомера сколько дБ имеет окружающий шум посмотрите на таблицу:

Шепот - 25 дБ

Разговор - 60 дБ

Уличный шум - 70 дБ

Принтер - 75 дБ

Шумный ресторан, пылесос, газонокосилка  - 85 дБ

Ручная пила, мотоцикл, шумная вечеринка - 88 дБ

Забитый бар, автопогрузчик - 90 дБ

Метро, газонокосилка - 94 дБ 

Оживленная автомагистраль - 96 дБ

Живая группа - 97 дБ 

Дрель - 99 дБ

Спортивное мероприятия, бензопила - 100 дБ 

Храп - 75-110 дБ

Блюз бар, рок концерт - 112 дБ

Циркулярная пила - 102 дБ

Шум ветра при скорости 100 км/ч - 102 дБ (в мотоциклетном шлеме)

Бензопила - 105 дБ

Walkman - 80-110 дБ

Концерт - 90-115 дБ

Сирена - 115 дБ 

MP3-плеер на максимальной громкости - 120 дБ

Двигатель самолета, выстрел, фейерверк, максимальная громкость на рок-концерте - 140 дБ.

 

Работа ди-джея втройне опасна:

Во многих клубах уровень звукового давления выше 100 дБ. А наушники могут с легкостью развить звуковое давление выше, чем в акустических системах при одинаковой громкости, т.к. нету воздушной прослойки между динамиками и ухом и звуковая энергия никуда не рассеивается. Плюс звук из колонок, мониторов и наушников суммируется, в конечном итоге добавляя в громкости

Есть и дополнительные факторы. Почти все ди-джеи курят, особенно во время сета. Оказывается сигаретный дым не только портит лазеры в CD-проигрывателях, но и в разы увеличивает негативное воздействие на слух. А многие еще употребляют энергетики и алкоголь, а они также дополнительно негативно влияют на слух. И даже кофе!

Во-вторых обязательно нужно отдыхать.Недосыпание, стрессы и переутомление, как физическое, так и эмоциональное также негативно влияют на слух.

Интересно, что громкий звук/шум воздействую не только на понижение слуха. У людей с повышенной чувствительностью могут наблюдаться вторичные вегетативные реакции: повышенное давление, увеличение частоты дыхания, расширение зрачков. Наиболее опасно воздействие шума на ослабленных болезнью людей, так как шумы представляют дополнительную нагрузку на резервы приспособления организма.
Медиками статистически доказано вредное воздействие повышенного уровня шума, действующего на человека в течение длительного времени (10-15 лет). У детей это приводит к увеличению заболеваний нервной системы в 2,26 раза, системы кровообращения — в 1,79, органов пищеварения — в 2 раза. У взрослых проживание в аналогичных условиях ведет к увеличению первичной заболеваемости нервной системы и органов чувств в 1,46 раза, а также общей заболеваемости — в 1,17 раза. 
Забили тревогу и европейские медики, но здесь дело уже касается плееров. Каждый десятый рискует потерять слух через пять лет. Особенно велики «шансы» у тех, кто слушает музыку на громкости не менее 89 децибел. Слух современных подростков, постоянно слушающих музыку в наушниках, может значительно ухудшиться к 25 годам.

Как раз в 25 лет я заработал прогрессирующую сенсоневральную тугоухость, очевидно в результате акустической травмы (так врачи называют громкий звук) или результат не очень громкого, но длительного звука/шума.

Сначала убивается восприятие высоких частот, появляется не проходящий тинитус - звон (писк, шум) в ушах. При дальнейших звуковых нагрузках появляется огромный провал на 4 кГц, субъективные ощущения - как будто заложили вату в ухо и не вынимают. Мозг начинает генерировать шум на этой частоте. Например, я шум "сверчков" на этой частоте слышу с детства думая, что это нормально и у всех так шумит в ушах тишине. Оказывается это верный признак того, что слух уже нарушин. На степень восстановления слуха влияет скорость медицинского вмешательства - если не обратится к врачу в течении первых ЧАСОВ, то воставновить слух будет трудно, или вообще невозможно. Даже обратившись за помощью в течении  первых дней восстановление будет лишь частичным.

Если не обращаться, и надеяться, что сам восстановится, а писк/шум пропадет (как было раньше) и продолжать слушать или играть музыку громко, то потом границы провала на 4 кГц расширяются, постепенно захватывая соседние частоты. При дальнейшем воздействии громкого звука такая же картина происходит на 8 кГц. В результате человек плохо слышит не только на высоких, но и на средних частотах, что приводит к неразборчивости речи собеседника, ТВ. приходится делать громче или переспрашивать.

Почему именно 4 кГц, спросите Вы? Все дело в кривых равной громкости. График приводить не буду объясню лишь кратко: ухо имеет разную чувствительность на разных частотах при разных уровнях громкости. И самое чувствительное оно как раз на 4 кГц. Поэтому, когда подают резкий, внезапный звук высокой громкости, звуковой удар приходится сначала как раз на эту самую чувствительную область.

Также опасны низкие частоты на большой громкости. Они имеют наибольшую звуковую энергию, что при высоком давлении может повредить барабанную перепонку. Тогда без операции не обойтись. И залатанная барабанная перепонка будет работать уже не так, как раньше.
Если шум в ушах не проходит, значит в АЧХ вашего уха появились серьёзные провалы и восстановить прежний слух невозможно. Можно лишь раз в год или полгода проходить курс лечения, чтобы замедлить его дальнейшее ухудшение. Это не дешевое и болезненное лечение в стационаре: капельницы, уколы в задницу и за ухо. У нас применяют еще и пиявки - по 3 штуки за ухо, потом месяц на таблетках. Врачам пофиг на вашу профессию или образ жизни: главное сберечь здоровье и они первым делом запрещают наушники.

Так, что слух надо беречь смолоду! А чтобы его сберечь нужно первым делом позаботится о его защите, т.е. о берушах о чем я подробно сейчас и расскажу.

Итак, существуют такие типы беруш:

 

1. Универсальные из вспененного полиуретана (полипропилена) типа поролона (Foam Plugs), которые продаются в аптеках. Для музыки не подходят: убирают середину и весь верх, оставляя низкие частоты. Звучание в них будет глухим.Зато они дешевые, потому что одноразовые. Чтобы ими пользоваться нужно сжать и воткнуть в ухо. Там они медленно расширяются и и заполняют своим материалом слуховой проход. После определённого времени начинают расширятся сразу после сжатия, поэтому не влазят в ухо (т.е. не работают грубо говоря).

Выглядят вот так:

2. Беруши из мягкого силикона. Разминаются руками и втыкаются в ухо. Там принимают форму прохода, обеспечивая хорошую изоляцию не только от шума, но и от воды, к примеру. Понятно, что для музыкаи так же не подходят.

3. Универсальные Hi-Fi беруши, типа Elacin ER-20 или Etymotic ER-20. Они бережнее относятся к музыке благодаря их форме и материалу. Внутри имеют канал с фильтром, с наружной стороны которого примыкает пластмассовая трубка, которая служит не только каналом для прохождения звука, но и держалками за которые они вставляется и вытаскиваются. На ней одета пробка, предотравщающая попадание воды и разного мусора. Вместе с тем, пробка глушит драгоценные средние и высокие частоты. Беруши многоразовые, поэтому стоят дороже аптечных, но цена приемлема.

Сам фильтр внутри дешевый, пропускает много низких частот, а сама беруша с лепестками не всем подходит - у некоторых людей они неплотно сидят в ушах или вызывают болезненные ощущения, если для лучшей изоляции их запихнуть слишком глубоко. Для детей (или для тех, у кого маленькие ушки) сущесвуют маленькие беруши (Baby). Их нужно держать в чистоте, поэтому нужно периодически мыть, но очень аккуратно! Дело в том, что фильтр, который находится внутри, боится воды. После намокания он плохо "работает" и подлежит замене. А т.к. они все не съемные, то придется покупать новую пару. В общем они несовершенны и подходят только слушателям (клабберам), а не ди-джеям и звукорежиссерам. Кто еще сомневается, вот наглядная картинка как глушат звук эти 2 типа беруш:

 

4. Универсальные беруши с фильтрами выглядят как укороченные Hi-Fi беруши, но в них еще вставляются фильтры. Вот Alpine MusicSafe Pro:

В комплекте 3 пары фильтров и одна запасная беруша. Фильтры имеют разные цвета и предназначены для разной громкости: белые - самые слабенькие, серые - средние и золотые - наиболее звукопоглощающие, что по задумке производителей обеспечило бы гибкость в различных ситуациях - если Вы попали в более громкую среду, то можно просто сменить фильтры на другие, чтобы уровень громкости пришел в норму. Вот график частотных характеристик фильтров:

Как видим качество их работы оставляет желать лучшего, несмотря на то, что они имеют приставку Pro. Очевидно они не могут соперничать с настоящими профессиональными берушами, и даже с Elacin ER-20. Из графиков видно, что уровень громкости меняется незначительно и лишь на некоторых частотах. Можно сказать, что это средний вариант между обычными берушами и индивидуальными с фильтрами.

Также есть подобные укороченные беруши Proguard PR20 Lin-Ear Music Earplugs, с фильтром на -20 дБ.. Судя по внешнему виду - должны быть удобные, есть белые, серые и черные, двух размеров (стандартные и маленькие).

График шумоподавления:

5. Индивидуальные беруши с фильтрами. Самые продвинутые на данный момент и наиболее дорогие, потому что изготавливаются для каждого индивидуально по слепкам ушного прохода. Поэтому они и имеют максимальную изоляцию от внешнего звука. Внутри этой беруши есть сквозной канал, снаружи которого вставляется специальный фильтр, посерьезнее того, что внутри универсальных ER-20 - он более равномерно гасит всю полосу частот, а это как раз то что нужно для ди-джеев, звукорежиссеров и музыкантов. 

Фильтры, в основном есть 3-х видов: на 9 дБ, на 15 дБ, и на 25 дБ. На 15 дБ самые равномерные, но этого значения для клуба недостаточно, нужно брать на 25 дБ. Изготавливаются они такими фирмами как Elacin, Earproof (Голландия), Etymotic и Westone (Америка) и др.
Вот наглядное сравнение работы фильтров Elacin ER-15 с Hi-Fi Elacin ER-20 берушами.

А вот частотные характеристики остальных беруш с фильтрами и их внешний вид. Для сравнения их с другими графиками нужно в уме перевернуть картинку, т.к. 0 дБ там внизу, а не вверху:

Подробный отчет о изготовлении и их тестирование на английском:
http://www.tarkan.info/20071222/reviews/custom-hearing-protection/all/1

 

5. Универсальные беруши типа наушников. Видимо американская компания Whirlwind вдохновилась строительными наушниками (их еще используют работники на аэродромах), и сделала свой вариант для звукорежиссеров под названием SoundChecks:

График его работы можно оценить по этому графику:

Инфа о девайсе:

whirlwindusa.com/catalog/mic-s…

Как видим это рекордсмен среди музыкальных беруш - глушит более, чем на 30 дБ и стоит совсем недорого - 37 евро.

Единственный минус в их громоздкой конструкции наподобии наушников, но видимо благодаря именно такому решению у них такая высокая звукоизоляция.

Для звукорежиссеров представляет интерес ER-15, они более линейны. Для ди-джеев наибольшую ценность представляют индивидуальные Elacin ER-25 и их аналоги (например немецкие Fisher или американские Sensaphonics). Насколько мне известно, практически все здравомыслящие зарубежные ди-джеи и продюсеры пользуются ими на выступлениях в клубе.  Но и к тем и к другим необходимо привыкание, звук в них не такой как без них, хоть они и стараются...

Вот график их работы:

   

Минус их в том, что они дорогие и изготавливаются только за границей. Но слух бесценен, потому что не восстанавливается. И можно найти способы изготовления их и у нас. Как, читайте ниже.

Чтобы изготовить их у нас существуют 2 варианта:

1. Оплатить стоимость изготовления беруш в одном из зарубежных интернет-магазинов, сделать у нас слепок ушного прохода (обоих ушей) в любом слуховом центре, где заказывают слуховые аппараты и послать им по почте. Через 2-3 недели они вышлют изделие с гарантией.
Называются Elacin ER-25 (на -25 дБ) или ER-15, ER-9 (соответственно на -15 и -9 дБ). Стоят 150-200 евро, смотря где. Слепок должен соответствовать определенным правилам:

Технику, который будет изготавливать слепок нужно дать следующие указания:
Важно, чтобы беруша дала максимальную плотность и была хорошо сделана. Особенно важно, чтобы плотность не нарушалась при движениях ртом (при разговоре или жевании) а также, чтобы слепок был чисто выведен по меньшей мере до второго излома (смотри левый отпечаток на рисунке, справа отображен непригодный слепок).На конце слепка должен быть поролоновый отоблок или хотя бы вата.
Во время укладки массы слепка в ухо, рот должен быть открыт примерно на 2 см. Одни советуют держать его открытым и по возможности не двигать им вплоть до застывания массы. Для этого можно вставить в рот что-то, например большой маркер или вот такую штучку:

При изготовлении индивидуальных ушных мониторов певцам советуют открывать и закрывать рот, до тех пор пока масса не затвердеет. Это важно, т.к. когда ваша челюсть двигается, форма вашего ушного канала изменяется, а движения ртом помогают удалить любые пустоты в ухе. Если этого не сделать, то беруша при разговоре может минимально сдвигаться и уровень звука в ухе будет резко подыматься Придется ее все время поправлять, а сделать это без полного вытаскивания непросто.
Ушная раковина должна быть максимально заполнена массой для слепка и не содержать внутри воздушных пузырей.
Слепки до отсылки НЕ обрезаются и НЕ обтачиваються, они должны оставаться такими, какими они есть изначально.
Процедура эта не страшная, хоть и немного необычная: в ухо вставляют нитку с ваткой и вводят вязкую смесь наподобие пластилина, который потом застывает по форме ушного канала. Вот видео процесса:
www.youtube.com/watch?v=lmUcOB…
При изготовлении ушных слепков таким образом возможна засада: уже во многих местах внутриушные вкладыши вырезают автоматы по трехмерному скану. В таких случаях промахи, что касается точной формы вкладышей, очень редки. С таким вкладышем не будет чувства заткнутого уха и в ухо не должно бить эхо от собственного голоса. Но у нас делают слепки по старинке и сканы неизвестно когда будут делать, так что выбора нет. Да и с другой стороны за границей тоже не везде еще эти сканы используют.

2. Сделать как сделал я: купить в зарубежном интернет-магазине фильтры и вооружившись описанием и фотками того, как должны выглядеть беруши и для чего они, идти в слуховой центр. Попросить там сделать точно такие же ушные вкладыши из силикона плотностью 40-60 Шор с антибактериальным средством SteriTouch и отдать им фильтры. Через 3 дня забрать изделие. Можно изготовить и из отоакрила (otoplastic), но я не советую - у меня они треснули как только я их взял в руки и нажал.

Делал вкладыши в киевском слуховом центре "Авроре", обошлись в 380 грн. за пару. Фильтры Elacin стоят от 66 евро за пару, 30 евро доставка, 100 грн. стоит банковский перевод на счет магазина.

Можно взять дешевле немецкие, которые по размеру они подходят, фильтр вроде тоже 25 dB, но дырка (где фильтр) в нем меньше, да и материал фильтра не такой. За кривую их АЧХ не ручаюсь, измерений не нашел. С расчетом на то, что потом я все равно сделаю оригинальные Elacin, то для начала решил сэкономить. Вот такими они получились.:

А вот так выглядят оригинальные изделия и как им пользоваться:
www.youtube.com/watch?v=Q4dzTW…

В ухе должны сидеть так (не выступать):

В слуховом центре, куда я пришел мои картинки оказались открытием - до меня никто с подобными просьбами не обращался, что неудивительно (никто не знал о таких штуках). Мастер попался добросовестный и сразу понял, что к чему. Но несмотря на это первый блин вышел комом: сколько я ни объяснял, что они не должны торчать с ушей. т.к. сверху будет наушник, все равно сделали немного торчащими.

Как-то одном из отелей я забыл мои беруши на тумбочке и их видимо выкинула горничная. Это был знак, что пора делать оригиналы в США. Сначала сделал новые слепки у нас в Инфотоне, обошлось в 20$ (в США - 50$). Взял их с собой и потому отправил их FedEX'ом в офис Etymotic (Sensaphonics) в Чикаго, изготовление оплатил карточкой. Обошлось все вместе в 180$: беруши 150$, слепки 20$, пересылка: 10$ в 2 стороны по Америке. Правда они там долго что-то тупили, пришлось много раз писать и даже звонить по телефону и разбираться почему тупят и не высылают. Качество получилось лучше, чем наших, сидят плотно, удобно, за счет чего сильнее глушатся НЧ, а оригинальные фильтры звучат прозрачнее. Но все равно немного торачат. То ли уши у меня такие плоские))) то ли просто сделали так, т.к. изготовление было все таки дистанционным и отправлять на переделку мне уже не хотелось.

Из опыта использования:

Нужно периодически посещать лора и доставть пробки, т.к. беруша постоянно забивает серу в ухо.

Также как я писал выше, нужно мыть беруши, предварительно достав фильтры, которые вообще беречь от попадания воды, т.к. его акустические свойства изменяться. Ну и понятное дело, не пользоваться под дождем.

Часто в клубах просто запредельное звуковое давление. И беруши как бы ни старались равномерно погасить всю частотную полосу с низкими частотами все же справляются не так хорошо, как со средними. Они чисто физически не могут справится с таким давлением низких частот в небольшом пространстве. Дело в том, что НЧ имеют наибольшую акустическую энергию и частоты проходят не только по воздуху, но и по костям. Так же сама низкочастотная вибрация ощущается другими частями тела: грудной клеткой, животом. Поэтому субъективно кажется. что НЧ будет больше, и хочется убрать их эквалайзером. Но не стоит поддаваться этому искушению, если звук отстроен изначально правильно и в балансе с другими частотами.

Если вы сами занимаетесь отстройкой звука перед вечеринкой, можно это сделать на нормальной громкости (не большой). Потом вставить в беруши самые линейные фильтры Elacin ER-15 и добавить громкости, проверить в них. Потом поставить Elacin ER-25 и уже работать в них.

UPDATE. Перспективы.

Некоторые ди-джеи уже ушли от классического способа мониторинга одним ухом c накладными наушниками и используют In-Ear Monitoring подобно певцам на сцене. Они изготавливаются также по индивидуальным слепкам, с разницей в том, что вместо фильтра там стоят звукоизлучатели. Плюс их в том, что такой наушник должен обеспечить максимальную звукоизоляцию и они имеют свои собственные лимитеры, чтобы случайно не подать слишком мощный сигнал. Профессиональные системы стоят дорого, так что как вариант - можно обратить внимание на наушники подобного (арматурного) типа рассчитаных на меломанов. Среди них тоже ест кастомы и универсальные. В них нету лимитеров, зато ценовой диапазон и модельный ряд достаточно широк - от 100$ до больше, чем 1000$. Понятно, что за 100 кастомов (т.е. индивидуальных) мониторов не найти, обычно они продаются с набором насадок. И если их подобрать под своё ухо так, что они будут обеспечивать высокую звукоизоляцию, то, в принципе, можно обойтись и без изготовления кастомного вкладыша. Главное отличие, которое отражается на цене  - количество драйверов. Также есть гибридные модели, где низкие частоты играет обычный динамик, а средние и высокие - арматурные, т.к. арматурные источники славятся быстротой, но не глубиной баса. Некоторые не изготавливают полные кастомы, где излучатели находятся внутри ушного вкладыша, а покупая готовую модель, изготавливают насадку под своё ухо, если комплектные их не устраивают. Таким образом кастомные беруши можно использовать универсально: и с фильтрами для защиты от внешенего шума и как монитор вытянув их и вставив наушник.

Кстати, по этой фотографии видно, что вкладыши не такие, а немного больше, на всю раковину (Full shell). Они прочнее сидят и если наушники большие, то так они не будут вываливаться из уха. Также такие вкладыши лучше звукоизолируют. А вот в пункте 4, ACS показало совсем минималистичные вставки с широким звуководом в которых будет удобно ди-джеям с обычными, накладными наушниками:

А что же дальше? Когда я писал эту статью я мечтал о автоматических берушах, которые мгновенно бы регулировали громкость, в зависимости от окружающей среды на нужный нам порог, а в тихих местах открывались бы полностью. И вот этот день настал:

Пока они только собирают деньги, Etymotic Music Pro уже продаются:

www.etymotic.com/consumer/hear…

Это универсальные электронные беруши, которые работают в диапазоне от 9-15 дБ.  У тех же Sensaphonics можно заказать и кастомный вариант:

www.sensaphonics.com/etymotic-…

Диапазон, конечно небольшой, и они не перестают работать в тишине, но изделие от Doppler Labs выглядит интересным. Уверен, что это только начало и они будут развиваться.


Полезные темы:

rus.625-net.ru/audioproducer/2… 

vkontakte.ru/note482531_991033… 

forum.rmmedia.ru/showthread.ph…

www.cyberstyle.ru/publications…

promodj.ru/articles/448594.htm…

nicdaniel.promodj.ru/blog/4019…

www.cyberstyle.ru/publications…

www.dw-world.de/dw/article/0,,…

zdd.1september.ru/view_article…

 

Если есть вопросы - пишите..

41 ▲
13 May 2010 16:30
DAZZER
16 comments
..Когда к тебе я снова прикоснусь, И заключу тебя в свои...
● Поднимает настроение ● Имеет успокаивающий и расслабляющий эффект ●...

Промо-FAQ PROMODJ

В виду того, что все чаще на нашем «любимом» и «горячо обожаемом» промо-диджее возникают темы-вопросы (чаще всего они начинаются со слов «люди добрые, помогите, пожалуйста»), вызывающие у бывалых пользователей негатив, отторжение, и возмутительные восклики вроде «Боян! Это же было! Пользуйте поиск» и дальше эти темы превращаются в бессмысленный флуд, решил я собрать самые популярные вопросы, и написать что-то вроде FAQ. Так же предлагаю всем остальным так или иначе его подправить и дополнить. Чтобы в идеале получился материал, на который можно было бы отправить любого человека, задающего вопросы вроде «как отделить вокал от трека».

Кто не знает FAQ – это сокращенно “Freaked us out” “Accordion” “Questions”, что в переводе дословно – выводящие нас из себя, боянные вопросы : ))

Шучу.

Frequently Asked Questions на самом деле. Часто задаваемые вопросы.

20 популярных вопросов осени 2009го года на ПДЖ.

 

1) Я тут новичок, пришел на сайт, чтобы научиться, набраться опыта, советов послушать, а меня тут же злые матерые зубры опустили, назвали лошком, обсмеяли, и выгнали.


2) Почему у меня упал ПР?

 

3) А что означает "+++++" "Давайвдруги" "Надеюсьвзаимно!"

 

4) Какая программа лучше всего подходит для написания музыки?

 

5) А какой стиль писать легче всего?

 

6) А как же отделить вокал от самого трека?

 

7) А как сделать мощный бит, жирный басс, кислотный синт, атмосферный пад?

 

8) А как насчет Баса как у Бенасси?

 

9) А посоветуйте эффекты, которыми можно обработать голос?

 

10) А как написать Транс/Электро/Хардстайл/Драм*н*Бейс и другие музыкальные направления?

 

11) А как мне свести трек?

 

12) А как мне отмастерить трек?

 

13) А сколько обычно нужно затратить времени, чтобы написать качественную работу?

 

14) Что такое Мэш Ап?

 

15) Что такое бутлег?

 

16) Как получить рецензию?

 

17) Почему на ПДЖ так много скучных и неинтересных треков?

 

18) Почему в ТОПе скучная и неинтересная музыка, а я со своими глубокими, качественными и осмысленными работами туда не могу попасть?

 

19) Посоветуйте пожалуйста где мне взять семплы!

 

20) Какие на этом сайте самые-самые «боянные» сообщения?

 

А теперь подробнее.

 

1)
Я тут новичок, пришел на сайт, чтобы научиться, набраться опыта, советов послушать, а меня тут же злые матерые зубры опустили, назвали лошком, обсмеяли, и выгнали. Как же мне начать писать музыку? Как стать ди-джеем, если профессионалы тут такие злые, хотя когда-то они и сами были такие как я?

Скорее всего, вас «опустили и обсмеяли», не просто так, а в ответ на дурацкие, с точки зрения этих самых «матерых зубров», вопросы. И как бы там ни было, точка зрения эта не всегда ошибочна.

Не стоит приходить на форум с вопросом вроде: «Научите меня сведению» или «как мне писать музыку, с чего начать?» Почему? Задавать такие вопросы, все равно что на форуме летчиков спросить: «научите меня управлять самолетом?» Согласитесь, вряд ли форумщики напишут вам в двух словах, какие надо жать кнопки, и как крутить штурвал, и вы тут же пойдете в авиаклуб, и поднимите любой самолет в небо.

Искусство написания музыки широко и многогранно, и в специализированных институтах обучают азам на протяжении четырех-пяти лет, и после этого композиторы, аранжировщики, звуковики, оттачивают свое мастерство всю оставшуюся жизнь. Поэтому не стоит ждать, что на вопросы о том, как же писать музыку, как заниматься сведением, мастерингом и подобные, кто-то отпишется вам в двух словах, как же это делается.

Но вот несколько подсказок, в каком направлении двигаться:

1) Попробуйте спросить самих себя, что конкретно вы бы хотели узнать, и самое главное, какой ответ получить на интересующий вопрос? В каких программах писать? Принцип их работы? Откуда вообще звуки берутся? Даже если вопрос ваш будет звучать: «как научиться писать музыку», попробуйте задать его гуглу. Материала поисковик выдаст вам много, и придется засесть за чтение, попутно уточняя разные непонятные понятия (миди, аудио, панорама, частотный диапазон и тд и тп). Таким вот образом у вас появятся конкретные вопросы, которые вы тоже сможете задать гуглу. Да, долго, может быть скучно, но никто же не обещал, что будет легко. Легких профессий вообще не бывает, легкая – это так, забава.

Причина же, по которой не стоит задавать подобные вопросы на форуме проста. Чего-то другого, что можно почитать в статьях в интернете, вам все равно никто не расскажет. Отличие форума от статей лишь в том, что на форуме об этом скажут в более непонятной и краткой форме. Ну или засмеют.

2) Форум как источник информации, тем не менее, использовать можно. Но повторюсь – не стоит задавать какие-то общие энциклопедические вопросы, надеясь, что добрый и очень сильно страдающий от безделья форумчанин распишет в двух словах то, что сам изучал по трем томам на пять сотен страниц каждый.

На форуме можно задать вопрос, на который нет однозначного ответа. Скажем можно спросить «стоит ли в ущерб динамике сжимать трек, добиваясь максимальной его громкости, или все-таки пожертвовать громкостью, но динамику оставить?» В этом случае отвечающие, скорее всего, разделятся на два лагеря, те кто за сжатие, и те кто за динамику. А вы почитаете дискуссию, и сделаете для себя выводы – недостатки и достоинства компрессии.

Ну и вот вам пара ссылок как отправные точки:

pdj.ru/articles/182677.html#cu…

pdj.ru/articles/160116.html#cu…

pdj.ru/forum/common/2972.html


2)

Почему у меня упал ПР?

Хоть разработчики и скрывают до конца, что же на самом деле влияет на повышение и понижение этой магической циферки, ясно одно. Она целиком и полностью зависит от вашего поведения на сайте, от того, что вы тут делали, сколько драгоценных минут (часов? Суток?) провели, сколько очков набрали ваши статьи, ваши блоги, ваши треки и тд и тп. И вот у вас упал проморанк… Спросите себя:

Не посылали ли вы последнее время в приватной форме, в фидбек, в блоги и форумы, десятки а то и сотни сообщений вроде «++++, давай в други? Зацени мое?»

Не посылали ли вы последнее время в приватной форме, в фидбек, в блоги и форумы, десятки а то и сотни плееров с вашим новым убойным хитом?

Не писали ли вы чего обидного, нехорошего, тупого, бессмысленного, угрожающего и тому подобного в блогах, форумах, фидбеках?

Не удаляли ли вы каких либо материалов со своей странички последнее время?

Не делали ли вы какие-либо из ваших материалов скрытыми?

Не отсутствовали ли вы на сайте целую вечность, а вот вчера вечерком решили заглянуть?

3)

А что означает "+++++" "Давайвдруги" "Надеюсьвзаимно!"

А это низкая форма попрошайничества на сайте. Обычно она исходит от людей одержимых проморанком, которые в виду разных причин не смогли пока написать достойную работу, которая зацепила бы сердца десятков тысяч слушателей.

В той или иной форме одержимость начинается и затем проходит у всех зарегистрировавшихся на сайте. У некоторых она практически не проявляется, ну может он разок улыбнется когда увидит, что утром было 140, а вечером стало 174… У некоторых появляется в жесткой агрессивной форме, он заваливает флудом и спамом всех кого видит, по сотым долям наскребает эти циферки, безумно радуясь каждой сотой, как маленькой победе, доставшейся нелегким трудом…

4)

Какая программа лучше всего подходит для написания музыки?

Задать такой вопрос, все равно что спросить: «какая машина больше подходит, чтобы доехать от Москвы до Питера: БМВ, Мерседес, Вольво, Тойота или Митсубиси?»

Ответ-то один! Какая удобнее! Какая больше нравится! И это будет справедливо для музыкальных программ. «Программа для написания музыки» как бы это не было неочевидно из названия, предназначена для того, чтобы писать в ней музыку. Будь то Cakewalk, Pro Tools, Nuendo\Cubase, Fruty Loops и тд и тп. Главный здесь вопрос стоит задать: «какая программа вам больше нравится? Какая удобнее именно вам?» Лично я начинал писать музыку на Cakewalk Express 3.4, затем перешел на 6ю версию, попутно попробовав Cubase. «Куб» мне показался жутко неудобным, и я вернулся в кейкволк проработав в нем аж до 9й версии. Затем обстоятельства таки заставили перейти на «Нюшу (Nuendo)», и я это очень болезненно воспринимал в начале, а сейчас не знаю программы удобнее.

Отличие всех этих программ в том, что у них разный дизайн и некоторые функции реализованы по-другому, горячие сочетания клавиш другие, кнопки находятся в разных местах, может быть, по-другому называются, и тд и тп. Тому, кто привык к «фруктам» может показаться дико не удобным и не красивым «сонар», а «про-тулс» вообще покажется примитивным (графически он такой и есть, если так на чистоту, но возможности работы с аудио у него – колоссальные).

Что же касается зависимости «качества» музыки от программы… отошлю я вас к одной статье. Почитайте, почитайте комментарии и сделайте выводы.

pdj.ru/articles/202235.html#cu…

5)

А какой стиль писать легче всего?

На этот вопрос есть два ответа.

Первый ответ: Любой. Все стили пишутся одинаково легко! Если писать их абы как. Если не заморачиваясь считать что «хаус» это туц-туц-туц и всё, «транс» – это «синты» и «пады» с выкрученным на максимум ревербератором и эхом длинной в минуту, электро – это туц-туц-туц с грязным («пердящим») басом, минимал – это стиль в котором чем меньше инструментов, тем лучше… И тому подобное. При данном подходе ни один стиль не вызовет особой сложности при создании.

Второй ответ: Все стили писать сложно. Ведь если копнуть поглубже, то окажется что минимал воплощает в себе «эстетику минимализма», которая означает выражение больших значений через минимальные средства выражения (попробуйте на четырех инструментах сделать трек так, чтобы он не казался бедным, узким и сухим). Хаус, это не просто туц-туц, это т.н. «кач», «грув», «свинг», это мощная ритм секция, которая должна вызывать у слушателя желание выскочить на танцпол и начать двигаться в такт музыке. Транс – это чувства. Это такая музыка, которая должна заставлять или радостно кричать или плакать. И так далее и тому подобное. Если разобраться, чем же, по сути, является каждый музыкальный стиль, то окажется что существует множество маленьких нюансов, помимо скорости, ритм секции, и разных музыкальных инструментов, которые отличают один стиль от другого.

Однажды я ради интереса написал в поисковике: «how to write progressive trance?» (как писать прогрессив транс) и попал на очень интересную статью, посвященную этому музыкальному стилю, которая затрагивала эмоции, получаемые от прослушивания, типичную структуру композиции, и несколько советов вроде «послушайте вот эти вот треки, и обратите внимание, как они сделаны».

Попробуйте и вы также.

И еще. Не выбирайте свой музыкальный стиль головой, исходя из каких-либо соображений (типа «вот этот стиль писать легко, я его и буду писать»). Выбирайте сердцем. Постарайтесь почувствовать, какая музыка вам близка. Постарайтесь узнать об этой музыке все. Статьи – это хорошо. Ушки – лучше! Слушайте сотни работ в полюбившемся стиле, разбирайте их по кирпичикам, и даже попробуйте написать кавер-версию на одну из композиций. Это хорошая практика, позволяющая освоить основные приемы.

6)

А как же отделить вокал от самого трека?

И так, вам полюбился трек, и безумно захотелось сделать на него ремикс. Вы уже все придумали, будущий саунд, гармонию, остальное, и перед вами встал вопрос, как же выдернуть для своего будущего нетленного творения оригинальные вокальные дорожки? На это существует три ответа:

Первый ответ: Никак. Вокал смешан с композицией как заварка с кипяченой водой в чашке вашего чая. Сами понимаете, разделить обратно заварку и воду невозможно. Попробуйте поискать вокалы (акапеллу) в интернете. Иногда бывает, что вокалы расползаются по сети, по торрент-трекерам, по сайтам вроде нашего любимого промо-диджея. Если очень хочется сделать ремикс, а вокала найти не получается, можно попробовать обратиться к артисту с предложением написать ремикс, с просьбой дать вокалы. Почему нет, собственно? Вдруг результат им так понравится, что они выпустят его на своем лейбле? Это же даже круче чем если вы просто найдете вокал, сделаете ремикс и выложите его на своей страничке.

Второй ответ: Никак. Но, тем не менее, если в композиции есть участки с голосом но без ударных, без большого количества инструментов, без баса (например в «яме» в танцевальном треке) то вы можете попробовать эквалайзером жестко обрезать все остальные частоты кроме вокала, и сверху наложить свой ремикс. Способ так себе, но при должном мастерстве никто даже не поймет, что у вас не было акапеллы.

Третий ответ: Есть один сомнительный способ, но по сложности он не легче предыдущих, а результат окажется - так себе. Ниже среднего. Вы знаете что такое фаза? Нет? Тогда поясню самым простым способом: Волна звуковая колеблется, преобразовывается в электрические импульсы, и двигает сами динамики, вызывая колебания воздуха. Ну вы сами видели что происходит с саб-вуфером если выкрутить бас посильнее. Так вот если волна идет грубо говоря вверх, то электроток толкнет динамик к нам (фаза+). Если волна идет вниз, то электроимпульс толкнет динамик от нас, как бы внутрь колонки (фаза-).

А теперь представим себе, что мы взяли две одинаковые волны, и у одной поменяли фазу, то есть где она должна была пойти вверх, она пойдет вниз. И затем сложили эти две волны? Из школьной математики мы все знаем, что при сложении одинаковых по модулю значений с разными знаками, получаем в итоге ноль. В нашем случае тишину.

Соответственно вместо акапеллы нам нужен будет минус полюбившегося трека (естественно нужно будет решить вопрос "где этот минус найти", а это зачастую даже сложнее чем найти акапеллу). Мы берем этот минус, меняем у него фазу и складываем с оригиналом. В итоге мы должны получить вокал, которого не было в одном из двух звуковых файлов, ибо все остальное взаимоуничтожится. Вокал же получится искаженный, может быть без некоторых частот, может быть с примесями шума, хрипящий, свистящий, в общем такой которой точно нельзя назвать «кристально-чистым». Сойдет для ремиксов в нойс стиле, пожалуй.

За себя скажу, из всех трех вариантов, я предпочту первый. В сети можно связаться практически с любым артистом. И по мне – новые знакомства, контакты, сотрудничества – это всегда хорошо. Пишите письма : )

7)

А как сделать мощный бит, жирный басс, кислотный синт, атмосферный пад?

Здесь пожалуй можно сказать банальное общее: Руками. Только практикой, своим талантом, и пониманием, как вообще делаются звуки, почему одни звучат богато, а другие бедно, вы сможете выкрутить то что хотите, то что звучит круто.

Ну и конечно же ссылку на статью, которая как никогда понятнее объясняет вам как же выкручивать звуки!

pdj.ru/articles/223438.html#cu…

8)

А как насчет Баса как у Бенасси?

Ответ кроется все там же, в 7м пункте. Почитайте, послушайте, как звучат те или иные формы волны, попробуйте понять, к какой волне относится тот самый бас, попробуйте покрутить ручки, слушайте результат, но прежде чем стремится к тому самому заветному басу, запомните слова, которые сказал как-то Олег Нестеров, продюсер с огромным стажем, владелец лейбла Снегири Мьюсик. Он сказал: «Если вы спрашиваете себя, чем я хуже или лучше того или иного артиста, то вы идете по дороге вникуда. Это тупик, бездна. Правильный вопрос будет звучать – чем я отличаюсь от остальных! Уникальность – это ваш конек! Не сравнивайте себя с другими. Ищите свой неповторимый звук и стиль!»

Если так или иначе все вышеописанное для вас не имеет значения или слишком сложно, то можете скачать бесплатный ВСТ плагин «Fr Precog Light». Там в разделе прессетов есть бас под названием: «Бенасси». Звучит он так: FlyDream.pdj.ru/remixes/113948…

 

9)

А посоветуйте эффекты, которыми можно обработать голос?

Без проблем! Этими эффектами можно обработать не только голос, но и все остальное:

Реверберация: pdj.ru/articles/243477.html

Делэй: pdj.ru/articles/249354.html

Сайд-чейн: pdj.ru/articles/236113.html

И динамическая обработка: pdj.ru/articles/174205.html

Что же касается конкретно вокала, то:

recording-studio.ru/2008/06/23…

recording-studio.ru/2008/06/23…

Да, читать много, осваивать долго, а кто говорил, что будет легко?

10)

А как написать Транс/Электро/Хардстайл/Драм*н*Бейс и другие музыкальные направления?

Я бы посоветовал задать эти вопросы гуглу. Прямо так и спросить: «как написать транс?» Ну а ключом к пониманию, как же это делается, являются ваши ушки и ваше знание о том, что такое звук, какой он бывает, как писать музыку вообще. И слушайте ваши любимые работы в данном музыкальном направлении. Слушайте много, вдумчиво. Разбирайте треки по кирпичикам. Пробуйте сделать каверы, максимально приблизившись к звучанию оригинала. Спросите себя, какие чувства вызывают у вас те или иные работы? Спросите себя, почему они вызывают такие чувства? Почитайте ответы на пункты 5, 7, 8, 9.

11)

А как мне свести трек?

Нет какой-либо единой формулы о том, как же надо сводить трек. Нет определенных инструкций, какие кнопки нажать, какие ползунки пододвинуть, какие эффекты подключить. Более того, никто кроме вас самих не скажет вам как надо свести ваш трек, потому что это ваш трек, сведение полностью зависит от того, какова ваша задумка, какие ваши цели!

Но так или иначе, в общих словах о сведении можно почитать тут:

pdj.ru/articles/261328.html

recording-studio.ru/2009/05/18…

recording-studio.ru/2008/09/28…

12)

А как мне отмастерить трек?

В общих словах о мастеринге и «изотоп озоне» можно почитать тут:

recording-studio.ru/2008/10/03…

 

Только пожалуйста не пишите, что вам не понятна эта статья, ибо понятнее нее, вы врятли чего-либо найдете, а если она кажется не понятной, то, наверное стоит задуматься о вашей состоятельности как музыканта.

 

13)

А сколько обычно нужно затратить времени, чтобы написать качественную работу?

Зависимости качества работы от времени не существует. Бобина как то признался, что сделал ремикс на Ферри за одну ночь. Трек звучал во всемирных радиошоу, и вышел на разных лейблах. А группа Massive Atack подбирала рабочий барабан к своему треку Protection два месяца. Трек так же завоевал небывалую популярность и до сих пор звучит современно и актуально.

Время, которое вы тратите на создание полноценной работы скорее зависит от вашего настроения, музы, вдохновения, желания работать, от вашего оборудования и программного обеспечения и еще чего-то, что так или иначе не назовешь ничем кроме «прухи». Бывает такое, что что-то делаешь и все не ладится, падает из рук, а бывает наоборот, на одном дыхании.

 

А вообще вот еще что. Посмотрите ка на вот эту заметку, и задумайтесь. Понт вроде "я два месяца потратил на трек" - это не всегда хорошо.

 

recording-studio.ru/2010/07/28…

 

(p.s. – специально для троллей, и тех, кто тупо ищет к чему придраться. Я не сравниваю Бобину и Мэссив Атак).

14)

Что такое Мэш Ап?

Мэшап в музыкальном плане – это создание нового произведения путем смешивания между собой двух или более законченных композиций. Тупо взяли два трека, наложили один на другой, получили мэш ап.

15)

Что такое бутлег?

Бутлег это запись, составленная и распространяемая без разрешения правообладателей. Это может быть как пластинка артиста из треков, к которым подмешали сэмплов и выпустили под видом нового альбома, так и неофициально выпущенный ремикс. Примеры бутлегов можно посмотреть на вики:

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D…

Отличие бутлега от пиратской продукции обычно заключается в том, что бутлеги не распространяются в коммерческих целях, и сами артисты зачастую не против такого вот творчества со стороны поклонников.

16)

Как получить рецензию?

Если вы зайдете в раздел ЦУП (он в верхнем меню на вашей страничке) и найдете в этом разделе надпись «рецензии» (они в нижнем правом углу под оглавлением «полезные штуки»), то, зайдя в эти самые рецензии, вы увидите справа список людей, которые эти рецензии пишут.

На страничке каждого из них, обычно, бывает написано (или в «блоге», или в «фидбеке», с пометкой «лучший комментарий») правило отправки треков на рассмотрение и пишет ли он рецензии сейчас в этот самый момент.

Но помните три вещи.

Во-первых, отсылайте треки только тем рецензентам, которые пишут отзывы на ваш музыкальный стиль. Не стоит заваливать своим трансом человека, который слушает и оценивает электро-хаус. Слушать и писать отзывы на вас он все равно не будет, а скорее начнет банить сообщения с пометкой «это спам», и вам придется обращаться к пункту «2)» этого ФАКа.

Во-вторых, отсылайте только те треки, которые достойны рецензии, и которым эта рецензия нужна. Не стоит просить, чтобы человек написал отзывы ко всем вашим работам, будь то недописанное демо, набросок, ловко выкрученный кик, прикол записанный за час ночью под «пивом, коксом и грибами».

Выберите лучший трек. Выберите трек, который вы собираетесь продвинуть куда-нибудь дальше вашей страницы на промо! Запишите ваше произведение третьим треком на диске, а первый, второй, четвертый и пятый пусть будут коммерческими работами. Послушайте, как ваш трек звучит на их фоне. Плохо? Бедно? Тихо? Не красиво? Вам нужна плохая рецензия?

И, в-третьих. На момент написания этого ФАКа, резензентов на промо всего 64, а музыкантов и ди-джеев чуть больше 100 000 человек. Это значит, что на каждого человека пишущего рецензию приходится чуть больше 1 500 музыкантов и ди-джеев, соответственно конкурс на рецензию большой. Отписаться по всем работам, даже если каждый из полутора тысяч пришлет всего по одной работе, практически нереально, ибо времени на это может уйти не один месяц (Хорошая рецензия подразумевает вдумчивое прослушивание трека хотя бы пару раз, а помимо треков, шлют еще и миксы, а некоторые авторы шлют по пять новых треков в день). Старайтесь быть лучшими, но не наглейте, и не ждите, что после того как вы отправили трек, рецензент отбросит все дела, и дрожащими от нетерпения руками бросится строчить отзыв к вашей нетленке.

17)

Почему на ПДЖ так много скучных и неинтересных треков?

Я перефразировал вопрос в толерантную форму. Обычно он звучит в самом мягком варианте как «достал меня уже этот идиотский электрохаус!»

Так вот, так или иначе, каждый трек, который был создан и выложен на всеобщий суд, кому-то нравится, и не нам судить о вкусах авторов. В конце концов и сама электронная музыка вся без исключения считается любителями рока – мертвой и тупой музыкой, а поколением в возрасте – примитивом.

Если же вам "повезло" быть приверженцем тех музыкальных стилей, и того качества исполнения, которого на этом сайте не так много, и оно теряется на фоне не очень интересных вам материалов, то потерпите немного. Создатели сайта в будущем обещали ввести функцию «фильтрации контента», когда все что вам не нравится, вы сможете просто отсеять.

18)

Почему в ТОПе скучная и неинтересная музыка, а я со своими глубокими, качественными и осмысленными работами туда не могу попасть?

Потому что в топ не попадают треки по критериям «интересности» «глубины» «качества» «осмысленности» и тому подобным. Если вы не попали в топ, это не значит, что вы пишете плохую и некачественную музыку, и наоборот, если попали, это не показатель качества.

Единственное что показывает топ, насколько вы угадали вкус аудитории промо, насколько вы угадали, что сейчас слушает большинство, и не более того.

(Естественно это справедливо для начинающих артистов, ибо артист раскрученный, с громким именем, будет всегда в топе, по некоторым другим причинам, вроде неимоверного количества друзей и фэнов).

Многие могут сказать, что там, в этом топе, все низкопробное, дешевое и некачественное. Но мне одна питерская певица сказала однажды: «даже если среднестатистический слушатель абсолютно тупой и неграмотный, это же не значит, что под него надо подстраиваться!!! Наоборот, постарайся развить у него вкус к хорошим и качественным вещам! Для чего же мы еще здесь? Чтобы бабла срубить по быстрому чтоли?»

19)

Посоветуйте пожалуйста где мне взять семплы!

Сам по себе вопрос требует несколько уточнений. Какие семплы вам нужны. Т.н «ваншоты» ритм-секции? «Лупы» ритм секции? Эффекты? Вокальные сэмплы? Наигранные секвенции (как в E-jay)? Сыгранная одиночными нотами октава какого-нибудь музыкального инструмента?

Лично я не видел сайта кроме www.soundsnap.com где были бы собранные всевозможные виды семплов, от «лупов» до безумных записей экзотических животных. Сам же саундснэп – недавно стал платным.

Но в пору своей молодости, когда я активно использовал лупы на заднем плане своих композиций, я искал их (лупы эти) в «гугле» по запросам вроде «house drumloop» и подобным, определитесь что конкретно вам нужно и попробуйте максимально конкретизировав вопрос поискать в сети.

А вообще – диски-сборники лучше.

 

Так или иначе, в сети есть сайты, бесплатно-лицензионные, или платные, или пиратские. На пиратки ссылки двавть нельзя - не буду. А вот в поисках шумовых эффектов, недавно набрел на Шумотеку:

 

noise.podst.ru

 

Ну и под конец 20й вопрос, от меня:
20)

Какие на этом сайте самые-самые «боянные» сообщения?

Если вы впервые увидели это, вам понравилось, не спешите постить сюда:

1)    Подборку из серии: Челябинские ди-джеи настолько суровы что…

2)    Подборку из серии: DJ не знает, где Малой, Лысый, Косой, Кривой, Хромой, Глухой, Бухой, Тупой, Неживой и все прочие инвалиды.

3)    Подборку из серии: Словарь ди-джея.

4)    Вопросы вроде «какой самый лучший стиль!?» «какой самый лучший диджей!?» «Какую музыку вы слушали в детстве!?» «Как вы думаете, за каким стилем будущее!?»



Всё. Статью-ФАК закончил. Можете пинать.


Heartbeat - Paradise Garage
72 ▲
6 December 2009 18:01
George Catcher
50 comments

Простые рецепты вкусного звука: выпуск первый Статьи

О том, как сделать даже из самого простого звука на одном осцилляторе «фирменный» саунд :)
65 ▲
15 August 2011 17:15
Little Junkies
62 comments
Небольшой пессимистический Экспериментик's ;)

Учимся писать музыку с нуля в Cubase 5: азы Статьи

Сегодня мы начинаем новую серию статей, предназначенную для тех, кто никогда не связывался с написанием музыки, но твердо решил посвятить этому свою жизнь.
200 ▲
22 January 2011 20:24
Тим Каустик (Little Junkies)
367 comments

Не поступай так по отношению к ди-джею! Основано на реальных событиях!  Maxdubs

Статья от Максдабса! Основано на реальных событиях!

 

Присутствуют обращения к диджеям, танцорам, клаберам, арт-директорам и клубным промоутерам.

 

1) Вмешиваться в работу ди-джея не совсем корректно. Не говорите, поставь мой любимый трек, т.к. на то и существует ди-джей, что бы определять свои любимые треки и треки народу. А если Вы арт-директор то лучше грамотно подберите ди-джея для своей вечеринки, это тоже искусство! Если не смогли подобрать, принимайте то, что есть, продукт уже куплен, ди-джей в этом не виноват!

 

2) Если Вы клабер, не осуждайте ди-джея, когда он играет не то, что от него ждете, ведь его работа - это творчество и возможно он хочет донести что-то новое, или у него изменились вкусы! Творчество нужно ценить, и крики давай побыстрее или давай techno, это в первую очередь не уважение к художнику! Диджейский стол это не стол заказов, и возможно Вы попали на party не того формата. Не стоить обвинять весь мир в том что вам не нравится музыка или стиль. А если организаторы не создали условия для сета, то причины могут быть совсем не в ди-джее а например в ненастроеном звуке.

 

3) Если Вы тоже ди-джей, и Вам нравится как играет кто либо, не спрашивайте что за трек во время сета, особенно каждые 5 минут. Если просто спросил что за песня для общего развития, вроде бы ни чего зазорного нет. Но если Вы регулярно пытаетесь найти лучшее в сетах ди-джеев всего города или всей страны, то негатив своими действиями вызвать рискуете. Тем более возможно вопросами Вы отвлекаете играющего.

 

4) Не ройтесь в диджейской сумке без разрешения. И тем более демонстративно не переписывайте названия треков. Это личное пространство ди-джея, помните, что на поиск любимых композиций он возможно потратил бессонные ночи! А копируя плейлисты других, это рискует рано или поздно всплыть. И тогда приставка DJ к Вашему имени будет совсем не уместна.

 

5) Если Вы резидент клуба или арт-директор и к Вам приехал ди-джей, не просите постоять его на подложке для фешн показа… у него другие цели, он гость и это сверх некорректно, одно и тоже что Вы попросите его станцевать.

 

6) Если Вы танцор - не танцуйте непосредственно перед ди-джеем. Чаще всего сцена позволяет сделать это по краям. Помните Вы должны быть в гармонии с диск- жокеем! Лучше попросите для ди-джея у публики аплодисменты, а не занимайте позицию расположившись к нему спиной, это не красиво и эгоистично по отношению к ди-джею. Представьте, Вы танцуете за спиной ди-джея, смотря на его затылок, это примерно то же самое ощущение, когда ты играешь а перед тобой спина танцора. Тем боле ди-джей должен контактировать с публикой. А из за спины не видно людей на танцполе. То же самое про МС.

 

7) Если Вы арт-директор, представляйте себя на месте ди-джея который весь день перебирал пластинки, а потом преодолел многочасовое путешествие в клуб. Что же Вам захотелось бы сделать? Покушать, поспать, в душ, спокойствия, посмотреть рабочее место? А вдруг он думает что ему не хотят платить оставшуюся часть гонорара. Обязательно представляйте себя на месте ди-джея! Помните, чем спокойней ди-джей тем качественней он отработает. Думая во время сета о деньгах, отсутствии обратного билета или о чем либо другом ди-джею качественно отработать будет сложно! А виноват в этом будет арт-директор, некоторые из которых умудряются осуждать ди-джея после сета за некачественную работу.

 

8) Если у вас в клубе праздник и приезжает ди-джей известный на всю страну, а Вам как резиденту клуба выпала честь играть у него на разогреве или после. Не пытайтесь выглядеть лучше него и не играйте все свои самые лучшие песни. К хедлайнеру (т.е. к главному гостю) нужно относиться с уважением. Наоборот узнайте, что за стиль играет гость ди-джей, и сыграйте что то приятное и невыразительное, обдумайте темп, что бы гостя выставить с максимально лучшей стороны! Не забывайте что он главный! То же самое после выступления гостя! Слышал немало историй как местные ди-джеи хвастались тем, что под них публика отрывалась лучше чем под супер звезду. Только эти «дети» не подозревают о том что звездой не стать не имея собственный почерк, конечно можно оставить в тени любую звезду набором хитов, но это и выставит вас эгоистичным непрофессионалом. Подведете вы в первую очередь свой клуб, который вложил деньги в именитого гостя!

 

9) Если Вы ди-джей которого позвали играть в другой клуб и пришло время вставать за пульт отнесись с уважением к тому, кто играл до Вас. Не скидывайте демонстративно его сумку с музыкой. Уточните у организатора, когда же Вам точно вставать или спросите у самого ди-джея аккуратно и не отвлекая, заканчивает ли он свой сет? Поприветствовать ли играющего? Конечно каждый решает сам, но думаю элементы вежливости только украсят вечеринку.

 

10) Вы крутой старый клабер и Вам есть доступ в гримерки и диджейки всех клубов, особенно на приезд суперзвезд. Всегда хочется поддержать гостя, помочь ему зажечь публику, постоять и похлопать в ладоши около легендарного диск- жокея. И конечно же надо обрадовать девочку со стаканом виски с которой Вы познакомились в той же гримерке вытянув на сцену с ди-джеем еще и её. А тем более после просмотра видео с участием Ричи Хоутина это делать еще веселее. Только мало кто задумывается, что Вы можете отвлекать ди-джея, как своими аплодисментами так и поставленными стаканами с виски на стол с аппаратурой. А если еще при этом задевать локти играющего или обнимать его с любовью каждые пять минут, то может испортится как настроение гостя, так и качество его работы. Не устраивайте «рынок» за диджейским столом. Ведь это его рабочее место. Да и с зала скопление людей у ди-джейского стола выглядит глупо. В клубе же не домашняя закрытая Party, а гость ди-джей это король танцпола, в редких случаях ему могут понадобиться шуты.

 

11) Вы арт-директор или сопровождающий гостя ди-джея, помните, что если все пожелания учтены, и сытый довольный ди-джей встал играть для счастливой публики, это еще не все. Ни когда не оставляйте ди-джея одного за пультом. А вдруг у него играет один канал или кто-то из местных не правильно подключил провода. Если его мучает жажда, то он явно не будет думать о публике, а просто станет доигрывать свои треки и пострадает в первую очередь клуб. Не значит, что нужно стоять около ди-джея как телохранитель, лучше где то в сторонке или договорится что бы тот в случае чего просто делал дозвоны. Ведь во время сета могут возникнуть абсолютно разные вопросы в которых обязаны помочь организаторы. Были случаи когда ди-джей переигрывал время своего сета, не понимая куда пропали представители клуба. А те в свою очередь просто забывались.

 

Продолжение следует!!!

Шум ноута!
35 ▲
3 March 2010 8:35
Maxdubs
32 comments

Это должен прочесть каждый! Почему нужна ассоциация, для кого и как ее создать  Общий музыкальный

Итак, после обсуждения, нужна ли ассоциация ди-джеям, музыкантам и вообще клубной индустрии, на основе дискуссий, которые разворачивались у меня в блоге и на конференции "Диджеинг: бизнес и творчество" в прошедший четверг, я пришла к следующему выводу, которым хочу с вами поделиться.

 

Почему нужна ассоциация

Посмотрите на реальную ситуацию – все немногочисленные возможности сейчас сосредоточены в руках узкой группы людей, которая гребет под себя и не собирается ни с кем делиться. По идее, в условиях рыночной экономики, где человек человеку волк, это нормальная ситуация, но даже волки сбиваются в стаи – особенно старые. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что действия этой стаи происходят сообща, несмотря на принадлежность ее участников к разным группировкам – если нужно будет кого-то «задавить», они без колебаний объединяются, чтобы воспользоваться своим авторитетом и голосами поддерживающих. И эффект силы именно в этом, ибо по одиночке они никогда не смогут противостоять конкуренции, при этом всячески пытаясь разобщить и настроить друг против друга более молодое поколение, опять же, за счет своего авторитета.
И в такой ситуации у них хорошо получается убеждать людей, принимающих решения, что те, кто моложе этой гвардии, не достойны тех привилегий, которые имеет «старая гвардия», мол, более молодые никого не уважают, они ничего не умеют, и ничего не достойны, пока не получат «одобрения» от более опытных коллег. Именно поэтому промоутеры в клубах думают, что не пригласив «звезду», они не соберут народ – хотя на самом деле народ они собирают только за счет рекламной кампании, которая является обязательным условием организации выступлений. Именно поэтому главные редактора и журналисты клубных порталов считают, что ресурсы нужно заполнять материалами только об известных персонажах – хотя на самом деле известными все становятся за счет информационного пространства. Именно поэтому спонсоры думают, что эффективной реклама, на которую они выделяют бюджеты, может быть только при участии известных персон – хотя на самом деле эффективность рекламы зависит от маркетинговой стратегии, которой занимаются совсем не те, кто «светит» именами и лицами. Именно поэтому радиостанции и телеканалы думают, что количество их слушателей и зрителей зависит от количества известных людей в их эфирах – хотя на самом деле оно зависит от качества продукта, который делают люди, чьих имен потребитель даже не знает. Именно поэтому лэйбл-менеджеры думают, что успех релиза зависит от известности имени автора релиза – хотя на самом деле он зависит от маркетинговой стратегии и рекламной кампании. Вот и получается, что людей, которые принимают решения, известные люди вводят в заблуждение в собственных интересах – чтобы просто получить еще больше рекламы, еще больше эфиров, еще больше релизов, еще больше выступлений, еще больше денег. У них это получается, потому что они это делают вместе, и в этом их сила. А у разобщенной и тратящей время на поддержку тех, кто в ней, в принципе, не нуждается, части менее известных ди-джеев тем временем не остается возможности влиять на ситуацию. Рассчитывать, что «старая гвардия» признает факт, что они просто проели возможность создать нормальную инфраструктуру для развития, не стоит, поэтому у вас есть возможность исправить их ошибку и перестать быть зависимыми от местечковых порядков, навязываемых узкой группой людей всей индустрии. Те, кто в состоянии делать это один – делают, честь им и хвала – у них есть ресурсы, которые они грамотно используют. У тех же, кто имеет ограниченные ресурсы, в том числе по причине вышеописанных преград, которые искусственно создают известные коллеги и их поддерживающие, могут использовать свои возможности, объединив их, о чем подробнее ниже.

 

Что даст ассоциация

Так сложилось, что вне зависимости от опыта и основной деятельности, все ди-джеи, так или иначе, обладают разными возможностями, но некоторые просто не подозревают, как они могут ими воспользоваться для развития инфраструктуры в клубной отрасли. Много мелких действий, которыми кишит индустрия, просто теряются под большими, глобальными проектами и процессами, имеющими значимость. Не нужно путать ассоциацию, целью которой может стать изменение ситуации на рынке и индустрии в целом, с каким-то небольшим объединением ди-джеев, которые хотят продвинуться за счет релизов, гастролей и радиоэфиров – нужно сразу для себя понять, что большое объединение должно преследовать большие цели – развивать отсутствующую инфраструктуру отрасли.
Поэтому ассоциация должна заниматься не тем, что отправлять вас получать образование, а тем, чтобы у вас был выбор и возможность получить это образование качественно там, где вам удобно. Ассоциация должна заниматься не договоренностями о ваших гастролях, а о том, чтобы в клубах промоутеры и арт-директора проявляли интерес не только к давно известным ди-джеям и их протеже, а к талантливым. Ассоциация должна не помогать выпускаться на известных рекорд-лэйблах, а создавать почву для повышения качества работы самих рекорд-лэйблов и их продукции. Ассоциация должна не пропихивать ваши новости и интервью на клубные ресурсы и в издания, а создавать условия, чтобы редакции интересовались новостями новых людей на сцене. Ассоциация должна не договариваться с программными директорами радиостанций, чтобы вам дали эфирное время, а создавать ситуацию, когда им будет выгоднее обратить внимание на новые имена, чем поддерживать интерес к тем, кого все уже знают. Ассоциация должна не делать вам пресс-релизы, биографии, фото-сессии, видеосъемки и баннеры, а создавать условия, когда специалистам будет интересно работать не только с теми, на ком можно сразу много заработать. Ассоциация должна не убеждать людей, которые пропагандируют поп-культуру, в том, что не массовый сегмент тоже должен быть представлен в их системе координат, а создавать условия для возникновения своей системы координат и делать ее такой же эффективной.
Ассоциация даст почву для возможности поднять уровень культуры и клубной индустрии в России. Ни о каком альтруизме, разумеется, речи идти не может – мы живем в эпоху рыночной экономики, где бесплатно бывает только сыр в мышеловке. Нужно понимать, что куча любительских сетевых радиостанций, рекорд-лэйблов, букинг-агентств и узкопрофильных сайтов никогда не смогут повлиять на отрасль, где циркуляция количества денег всегда будет основопологающим фактором развития, как бы кому это не нравилось. Поэтому каждое сделанное ассоциацией движение должно иметь отдачу если не в виде материальной прибыли, то в виде какой-то возможности, которая предполагает эту прибыль в будущем – и это будет прибыль каждого из вас, а не какого-то абстрактного человека или группы людей. Если таких радиостанций, как «Мегаполис» или «Рекорд» будет больше, то возможностей попасть в эфир у каждого прибавится. Если таких порталов, как «Promodj» или «Nightparty» будет больше, то возможностей представить аудитории свою персону и творчество прибавится. Если таких журналов, как «Не спать» или «Get Time» будет больше, то возможностей быть ньюсмейкерами у каждого прибавится. Если таких мероприятий, как «Форум руководителей ночных клубов» или «Конференция «Диджеинг: бизнес и творчество» будет больше, то возможностей для диалога по ключевым вопросам прибавится. Если таких спонсоров, как «Miller» или «Red Devil» будет больше, то возможностей делать яркие большие проекты прибавится. Если таких рекорд-лэйблов, как «DAR» или «Wazzup?» будет больше, то возможностей для интеграции в мировую клубную индустрию прибавится. Если таких фестивалей, как «Казантип» или «NuNote Lounge» будет больше, то возможностей для расширения аудитории прибавится. В конце концов, если таких менеджеров, как Юра Марычев или Денис Алентьев будет больше, то возможностей для появления больших брендов на российской сцене в разы увеличится.
Главное – не ставить перед собой цель «срубить бабла по-быстрому, здесь и сейчас» и уметь контролировать свое терпение, которого всем понадобится очень много – дерьма, которое на вас будут выливать «старшие товарищи» и их друзья из страха потерять свою монополию на рынке, будет много – будьте к этому готовы заранее.

 

Для кого ассоциация

Сразу стоит определиться – если вы лично не готовы ничего привнести в работу и только рассчитываете от ассоциации получать блага, то вам не на что рассчитывать - ассоциация не должна быть сборищем нахлебников. В настоящий момент много желающих добиться успеха, но возможности есть только для единиц, и ротации этих единиц по истечении времени почти не происходит.
Стоит оглянуться назад и посмотреть на примеры, являющиеся показателями того, как слова «заслуженных деятелей» отличаются от их дел, чтобы через много лет новое поколение о вас не сказало то же самое. В 90-е годы прошлого века, когда клубная культура зародилась и находилась на пике популярности, появлялись возможности для развития инфраструктуры, которые имели все шансы сегодня быть в России по объему такими же влиятельными, как на Западе. Ди-джеи и промоутеры начали зарабатывать огромные деньги на своей популярности, которая, в свою очередь, позволяла им находиться в кругу людей, вкладывающих деньги в бизнес – благодаря тем людям появились радио «Субстанция», «Станция 106.8», «Порт ФМ», журналы «Птюч», «ОМ», «Dance Planet», музыкальные магазины «ДискОксид», «Питч», клубы «Титаник», «МДМ», «XIII», «Порт», «Туннель», фестивали «Инстанция», «Восточный удар», порталы «Pitch», «Clubmusic.spb» и т.д. Многие ди-джеи и промоутеры с удовольствием пользовались этими возможностями, эксплуатируя и в разной степени оказывая влияние на их развитие своими авторитетными мнениями, чтобы увеличить собственную капитализацию. Но когда наступил переломный момент, и люди, вкладывавшие деньги в эти большие проекты, потеряли в них веру ввиду ослабевающей отдачи, никто из тех, кто увеличил свою личную капитализацию за счет этих проектов, не воспользовался не то, что ею, но даже своим авторитетом и связями, позволявшими не дать развалиться тому, что сделало из них «звезд». Все, на что они были способны – это сказать «ах, как жаль!» и пойти дальше, к другим проектам и людям с деньгами, чтобы продолжить увеличение собственной капитализации. Если завтра радио «Мегаполис», журнал «Не спать» или портал «Promodj» распространят информацию о своем закрытии, эти люди, являющиеся сегодня основными ньюсмейкерами этой небольшой части инфраструктуры клубной отрасли, точно также скажут «ах, как жаль!» и пойдут дальше, в поисках новых источников личной капитализации. Они не соберутся вместе, чтобы скинуться и выкупить средство, которое столько лет повышало их капитализацию, и не используют весь свой авторитет и связи с людьми из крупного бизнеса, чтобы договориться с ними об инвестициях. За все это время лишь два человека из всей этой «старой гвардии» вложили собственные деньги в развитие инфраструктуры в отрасли, которая столько лет повышала их капитализацию – это «Аудио школа» Жени Грува и радио «Рекорд» Андрея Резникова. И это на целую отрасль огромной страны, существующую почти 20 лет и имеющую громадные бюджеты. Для примера можно посмотреть, как развивают свою культуру поп и рок-деятели – получив личную капитализацию и связи в кругах бизнеса за годы популярности, они открывают журналы, продюсерские центы, радиостанции, телеканалы, концертные компании, клубы, рестораны – они увеличивают влияние своей культуры на общество за счет возврата заработанных капитализаций и возможностей. Также развивают влияние клубной индустрии на Западе – каждый пятый ди-джей или промоутер там является владельцем клуба, радиостанции, звукозаписывающей компании, концертного агентства или телеканала. А владельцами чего у нас являются представители «старой гвардии», так часто упоминающие о своем многолетнем опыте в этой индустрии? Дорогих иномарок, модных шмоток и инновационных гаджетов – видимо, в этом заключается весь их интерес к индустрии. И при этом они требуют, чтобы вы их уважали за то, что они дали вам возможность стать частью этой культуры. Только они ли ее вам дали на самом деле?
Чтобы вам не могли поставить в упрек это следующие поколения, которые все равно будут, как бы кому этого не хотелось, нужно объединить усилия и возможности, чтобы хотя бы сейчас начать создавать инфраструктуру для той отрасли, которая вас капитализирует. Есть массовая танцевальная культура, которую многие из вас так недолюбливают, и которая развивается гораздо динамичнее только по одной причине – люди используют свой потенциал и свои возможности постоянно, увеличивая личную капитализацию и частично возвращая ее в индустрию для ее развития. Вы юрист по образованию и профилю работы? Вы можете повлиять на повышение юридической компетенции и статуса работы отрасли своей работой – давайте сделаем юридические бюро для клубной отрасли. Вы журналист по образованию и профилю работы? Вы можете повлиять на информационное пространство и осведомленность целевой аудитории своей работой – давайте сделаем информационные порталы, журналы или газеты о клубной отрасли. Вы дизайнер или программист по образованию и по профилю работы? Вы можете повлиять на привлекательность визуальной и технической продукции своей работой – давайте сделаем дизайнерские бюро для клубной индустрии. Вы организатор массовых мероприятий по образованию и профилю работы? Вы можете повлиять на качество и направление мероприятий своей работой – давайте сделаем концертные, букинг и выставочные агентства для клубной индустрии. Вы видео-оператор или монтажер по образованию и профилю работы? Вы можете повлиять на предпочтения аудитории телезрителей и видеоманов – давайте сделаем телеканалы и видеопорталы клубной индустрии. Вы зарабатываете достаточно много, что остаются лишние средства, или у вас есть друзья-бизнесмены, которые могут инвестировать в клубную отрасль? Давайте скинемся и вложим деньги в бизнес-проекты клубной индустрии, или сделаем качественные предложения бизнес-проектов вашим друзьям-бизнесменам. Вы фотограф по образованию и профилю работы? Вы можете повлиять на презентабельность фотоматериалов отрасли – давайте откроем фото-студии для клубной индустрии. Вы специалист по рекламе или по связям с общественностью по образованию и профилю работы? Вы можете повлиять на качество маркетингового рынка и промоушна в отрасли – давайте сделаем рекламные и пиар-агентства клубной индустрии. Вы радиоспециалист по образованию и профилю работы? Вы можете повлиять на предпочтения аудитории радиослушателей – давайте откроем клубные радиостанции. У вас хороший музыкальный вкус и вы менеджер по образованию и профилю работы? Вы можете повлиять на издаваемую музыку и направления развития артистов - давайте откроем звукозаписывающие компании и продюсерские центры для клубной индустрии. Вы преподаватель по специальности и профилю работы? Вы можете повлиять на образованность представителей отрасли – давайте сделаем школы, курсы и семинары для клубной индустрии. В общем, любые возможности, знания, умения, качества, которые каждый из вас может применить для развития индустрии в целом и каждого из вас лично, как профессионала, нужно использовать по полной программе, не останавливаясь и проявляя железное терпение – из таких людей нужно делать ассоциацию.

 

Какая нужна ассоциация

Многие, прочитав предыдущий абзац о том, как применить имеющиеся возможности для развития индустрии, наверняка готовы сказать: так половины всего этого и так полно – только что толку?! Дело как раз в том, что всего этого полно, но все это не эффективно, так как обособлено, разрозненно, сделано на голом энтузиазме, работает не так, как принято в бизнесе, а как побочное увлечение любителей. Что такое инфраструктура? Это основа, на которой держится любая коммерческая и управленческая деятельность – если ее нет, то экономически любые действия не имеют перспективы развития. Клубной отрасли, танцевальной индустрии нужна такая инфраструктура, которая на сегодняшний день имеет жалкие зачатки, которые давясь, перегрызает между собой «старая гвардия» и ее протеже, и даже им там тесно, ибо это – островок посреди океана, на который все разом пытаются влезть.
Как такая разная, на первый взгляд, по направлениям ассоциация может повлиять на инфраструктуру клубной отрасли в целом? Я вижу, что работать это может так: предположим, собрались несколько ди-джеев, которые в состоянии инвестировать часть зарабатываемых на гастролях денег, или привлеченных средств кого-то из круга своего общения, в продюсерский центр. Им нужны: профильный менеджер, чтобы управлять деятельностью центра, профильный юрист, чтобы иметь документы, профильный дизайнер, чтобы иметь дизайн, профильный фотограф, чтобы иметь фото-продукцию, профильный организатор массовых мероприятий, чтобы организовывать свои мероприятия и участие в мероприятиях других, профильный пиарщик, чтобы выходить на целевую аудиторию через профильные СМИ, и т.д. Сейчас подобные кадровые вопросы решаются на уровне либо привлечения людей из смежных отраслей, либо на фрилансе, и от этого качество работы, которую они делают, зависит только от уровня их дохода – чем меньше они зарабатывают, тем хуже работают, так как они не видят перспективы развития и личного роста, не говоря уже о заинтересованности в развитии такого довольно абстрактного для них понятия, как клубная отрасль. Но при наличии инфраструктуры, происходит существенное повышение качества работы привлекаемых к ней людей, потому что ди-джеи-создатели продюсерского центра, являясь членами ассоциации, обращаются за профильными услугами или специалистами к коллегам по ассоциации: Вась, у тебя юридическое бюро в нашей индустрии, мне нужны ваши услуги. Саш, у тебя дизайн-бюро в нашей индустрии, мне нужны ваши услуги. Паш, у тебя фото-студия в нашей индустрии, мне нужны твои услуги. Гриш, у тебя свое букинг-агентство, мне нужны твои услуги. Коль, у тебя пиар-агентство в нашей индустрии, мне нужны твои услуги. И так далее. Таким образом, все будут заинтересованы помогать друг другу, тем самым и развивая инфраструктуру, и зарабатывая деньги. Это же позволит резко уменьшить факты кидалова, халтуры, междоусобных войн и прочей нечисти – потому что Вася, который владеет радиостанцией, всегда будет рад помочь Пете, который устраивает крупные мероприятия, чтобы Петя его позвал поучаствовать в них, а Коля, который владеет информационным порталом, всегда будет рад помочь Саше, который владеет рекорд-лэйблом, на котором Коля может выпустить свой релиз, и Витя, который владеет телеканалом, не откажется помочь Феде, который делает сайты, чтобы он сделал Вите сайт телеканала. По сути, нынешняя куцая клубная индустрия так и работает, и сосредоточены в ней, как вы понимаете, всего несколько компаний и немного человек – «своим все, остальным – закон», как говорится. Если в каждом городе ассоциация сможет собрать максимально возможное количество представителей клубной отрасли, заинтересованных не в тупом распиливании бюджетов, а в созидательной работе на развитие индустрии в своем регионе, то через какое-то время мы все сможем вздохнуть с облегчением и оставить после себя не «развалины третьего Рима» с пятью окаменевшими лицами, а нормально функционирующую систему координат клубной отрасли России.
Чтобы координировать работу этой ассоциации, все, кто будет готов стать ее частью, должны будут открытым голосованием выбрать несколько человек в разных регионах, которые смогут потянуть бремя организационной работы.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Если вы согласны, просто напишите «я готов(а)!», и в комментариях можно будет разрулить какие-то предварительные вопросы, что, как и когда.
Тем, кто не согласен с предложением – не тратьте место в посте на бессмысленный флуд – этот пост не для вас.

33 ▲
13 November 2010 9:13
--