www.школадиджеев.рф
Blog

Так прошла великая эпоха аудиокассет

В апреле 2010 г. была выпущена последняя партия кассетных плееров Sony Walkman. После ее реализации некогда культовые устройства навсегда исчезнут из продажи

Корпорация Sony объявила о прекращении производства кассетных плееров Walkman, пишет CrunchGear со ссылкой на японское издание IT Media. Последняя партия устройств была поставлена розничным сетям в Японии в апреле 2010 г. После ее реализации некогда культовые плееры навсегда исчезнут с полок магазинов.

В 2009 г. кассетные плееры Sony Walkman отпраздновали 30-летие. Первый плеер самой известной на рынке портативной аудиотехники марки, TPS-L2, поступил на японский рынок 1 июля 1979 г.

В первый месяц плеер не снискал большой популярности - к концу июля было продано лишь 3 тыс. экземпляров. Однако Sony делала все возможное, чтобы поднять продажи, привлекая молодую аудиторию при помощи известных поп-звезд. Уже к концу августа продажи удалось увеличить в 10 раз, а в начале 80-х плеер Walkman вошел в разряд обязательных вещей, которыми должен обладать любой человек, который хоть как-то старался следовать моде. Имя Walkman стало нарицательным.

Однако 23 октября 2001 г. на рынке портативного аудио появился новый игрок: компания Apple представила свой первый плеер iPod, который в дальнейшем изменил направление развития индустрии. Компания позволила иметь композиции любимых исполнителей на ПК и переносить их на карманное устройство, таким образом, предоставив пользователям новые возможности, которых у Sony в запасе не было.

По состоянию на конец 2009-2010 финансового года, завершившегося в марте, Sony продала более 400 млн плееров Walkman, из которых 200 млн - кассетных. В Sony добавили, что пока не планируют прекращать производство CD- и минидисковых плееров Walkman, несмотря на то, что их популярность падает.

 

www.cnews.ru

а ты играл с аудиокассет?

3 ▲
13 November 2010 13:29
11 comments

История появления и развития винила часть 2

… Вопреки бытующему мнению Апрелевская фабрика никогда не была первой и единственной в нашей великой стране, к тому времени подобные предприятия уже существовали в Риге, Варшаве, Санкт-Петербурге и даже в самой Москве. В конце 1912 года Апрелевка работала на полную катушку, многочисленные заказы прессовали на 35 станках, обслуживающий персонал едва не перевалил за сто человек. Тираж достигал больше 200 тысяч пластинок в год. В 1914 году началась первая мировая война, последовал бойкот немецких предприятий. И многих германских подданных выслали в Вологду. Там встретились Молль, Кибарт, Блеше, Циммерман, братья Гримм и Филипп Киркоров )))))))) последний – шутка )))) В1915 году в стране работало уже 6 фабрик, тираж составлял 20 миллионов пластинок в год. И если раньше они использовались как средство художественного образования народа и развития культуры, то теперь они несли и политические ноты. В.И Ленин был первым среди политических деятелей, выпускавшихся на советских грампластинках. А потом …1917 год! … довыпускались … революция и национализация. Семейство молей уезжает из России, фабрику экспроприируют и передают в собственность "Русского акционерного общества граммофонов" (РАОГ). К 1922 году фабрика останавливает свое производство.

Лирическое отступление.

Мэр Москвы Юрий Лужков обратился с письмом к Георгу Моллю - наследнику основателя Апрелевского завода грампластинок (в прошлом компании "Метрополь Рекордъ"), который проживает в Германии. В письме отмечается особая роль династии Моллей в деле становления и развития отечественной музыкальной индустрии. Юрий Лужков выражает сожаление, что исторические обстоятельства не позволили развиться блестяще поставленному делу так, как того хотели его основатели. Сам факт основания завода оставил заметнейший след в истории отечественной культуры, поскольку именно Апрелевка многие годы была флагманом производства грампластинок в СССР. Письмо Лужкова Георгу Моллю, помимо констатации заслуг его семьи перед Россией (Молли помимо Апрелевского завода грампластинок основали и другие промышленные предприятия), имеет совершенно конкретный подтекст, связанный с попытками привлечения иностранных инвестиций в Московский регион. Примечательно, что в 1993 году, во время акционирования Апрелевского завода грампластинок, администрация, с которой Георг Молль поддерживал нормальные отношения, не посчитала возможным выделить ему даже символической акции предприятия, в которое его родители вложили огромные средства и труд. Возможно, после письма Лужкова они пересмотрят свою позицию.

"Коммерсант-Дэйли" 03.03.1999

Но давайте все по порядку… В 1926 году газета "Известия" сообщила о смерти основателя Апрелевской фабрики Богдана Васильевича Молля, он же прусский подданный Готлиб Генрих Карл Молль. В 1933 году фабрика попадает в ведение Народного Комиссариата. А это значит – новые цехи, новое оборудование и 1000 рабочих мест. И как следствие в конце 30х годов абсолютный рекорд по выпуску пластинок составил 19 миллионов штук в год. В 1950 году в производстве советских пластинок, наконец, начинают применять полихлоридвинил. Что позволяет повысить качество и продолжительность звучания. Теперь это не просто грампластинка, это советский винил! В 1952 году выпущены первые долгоиграющие пластинки, в 1961 году первые стереофонические пластинки. К тому времени в США, долгоиграющая пластинка или Long Play (LP) была уже выпущена в 1948 году, одной из старейших фирм грамзаписи “Columbia”. Диаметр её составлял 17 см., она имела большое центральное отверстие и была рассчитана на частоту вращения 45 об/мин. Время проигрывания одной стороны - 5 минут. Для изготовления был изобретен новый материал – винилат. Это дало возможность значительно расширить полосу записываемых частот от 50 до 16000 Гц, полностью сохранить тембр звука, а также увеличить динамический диапазон записи до 50-57 децибел и что немаловажно снизить уровень шумов. В СССР в 50-х и 60-х годах отдельные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям не тиражировала фирма “Мелодия”, на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение “танцы на костях”. А умельцы нарезали самодельные грампластинки, которые в обиходе назывались “рёбрами” или “записями на рёбрах” (смотреть ‘Стиляги” главный российский фильм 2008 года). В 1964 году появляется всесоюзная фирма грампластинок `МЕЛОДИЯ. Это государственная компания, занимающаяся производством, хранением и распространением звукозаписей. Основной продукцией фирмы в CCCP являлись виниловые грампластинки, бобины, компакт-кассеты и с конца 80 годов компакт-диски. Приблизительно до 1986 года «Мелодия» держала монополию на звукозапись в СССР. Под мелодией работали заводы в Апрелевке, Москве , Ленинграде, Риге, Ташкенте, Тбилиси и до 1971 года в Баку. Студии, которые работали на мелодию, находились везде )). Если быть точнее в Риге, Талине, Ленинграде, Москве, Вильнюсе, Алма-Ате, Тбилиси, Ташкенте, Ереване и Киеве. Продукцию успешно сбывали через 18 оптовых магазинов “Дом Грампластинки“ сеть киосков ”Союзпечать” и многих других государственных торговых предприятиях. Таким образом, в 1970 году в СССР тираж пластинок достигает 180 миллионов. Мировые производители винила начинают применять специальную маркировку своих пластинок. В России разработана и принята своя маркировка. Первая буква М, С, К обозначает вид записи – монофоническая, стереофоническая и квадрофоническая. Буква Г – гибкая пластинка, Цифры по порядку означают жанр, диаметр, номер записи стороны затем номер аппаратной, в которой её записали. Качество пластинок оставляло желать лучшего уже после 100 – 150 раз проигрывания. Главным врагом пластинке была обычная пыль. Игла, двигаясь по канавке пластинки, спотыкалась о пылинки и перепрыгивала, повреждая звуковую дорожку.

 Рекомендации от фирмы “Мелодия” по очистке сильно загрязненных пластинок выглядят так: Для очистки от пыли используйте клей ПВА Клей нанести мягкой кистью на всю рабочую зону пластинки, после высыхания клея на поверхности образуется эластичная прозрачная плёнка. Её следует аккуратно отделить лезвием бритвы от края пластинки и снять. Все частицы пыли удаляются вместе с плёнкой.

 Очень важно отличать типы пластинок. Граммофонные пластинки более толстые, тяжёлые, и хрупкие. Виниловые и гибкие пластинки производства СССР маркируются знаком перевернутого треугольника (моно) или пересекающихся окружностей (стерео). Шеллачные (граммофонные) пластинки нельзя проигрывать на электрофонах, за исключением тех, которые снабжены поворотной иглой с маркировкой «78» на одной из сторон, а виниловые, долгоиграющие стерео и гибкие пластинки предназначены только для электрофонов. Проигрывание такой пластинки на граммофоне сразу сотрет запись ))))) вместе с пластинкой ))))) Толщина и масса современных диджейских пластинок, об этом шла речь в предисловии первой части статьи, зависит главным образом от фабрики производителя. С прошлого века принято делить винил на две основные группы – Американский и Европейский. Американский, как правило, тяжёлый, негнущийся и по фактуре напоминает патефонный. Не исключено, что для его изготовления используются старые мощности патефонных фабрик. Европейский винил более гибкий и мягкий, легче и тоньше американского. Ещё не нарезанный диск имеет абсолютно плоскую зеркальную поверхность, дорожки появляются в процессе записи. Чем глубже нарезка, что тоже зависит от фабрики, тем легче пластинка и тем устойчивей на ней игла. Частотная характеристика воспроизводимых частот от 20 до 20000 Гц. Стандарт размещения на виниле информации –2+1, где 1 – основная композиция, а 2 – оригинал и ремикс. Бывает, на одну пластинку записывают четыре сингла (2+2), это считается альбомом. Пластинка, записанная с одной стороны (1) чаще является проммо продуктом.

 По материалам журнала Звукорежиссер.

 Из интервью с Георгом Молем. Свободная энциклопедия.

 Из учебных материалов школы ди-джеев HDF Studio. House Dizel Family 2009

www.школадиджеев.рф

3 ▲
4 July 2009 7:54
6 comments

история появления и развития винила.

Важно!

Насекомое – червячок, точнее червец керрия лакка или тахардия лакка (Tachardia lacca)

На тропических растениях семейств тутовых, бобовых и молочайных были замечены странного вида комарики. Привлекало внимание то, что там, где наблюдались эти насекомые, стволы растений были покрыты налетом неизвестного происхождения

Налет представлял собой натуральную смолу, которую в последствии назвали “ШЕЛЛАК”

После тщательного изучения оказалось, что налет выделяют побеги молодого растения под воздействием самок керрии лакки или как говорят сейчас – лаковый червец. А эти странные комарики не кто иные как самцы лакового червеца. Осталось собрать смолу и провести исследования странной массы. Наши учёные разводили лаковых червецов в Абхазии, Азербайджане и Средней Азии.

До появления полихлоридвинила – шеллак являлся сырьем для производства граммофонных пластинок

Предисловие:

Первые виниловые пластинки были монофонические, с одним звуковым каналом на дорожке, ширина дорожки была 140 мкм. Воспроизводились такие пластинки с `космической` скоростью 78 оборотов в минуту! Другой вариант виниловой пластинки с частотой вращения 45 оборотов в минуту, применялся в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. И совсем фантастические пластинки с частотой вращения 8 оборотов в минуту, предназначались для записи голосовых писем и программ ( мечта скретчера ))) с длительностью звучания одной стороны до 1–1, 5 часов.

Виниловые пластинки, которые слушали наши родители, имеют стереофоническую базу, с двумя звуковыми каналами на дорожке. Записаны современные пластинки с частотой вращения 33 оборота в минуту при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Пластинки разных диаметров имеют определенную продолжительность звучания, пластинка диаметром 175 мм звучит 7 – 8 минут, 250 мм звучит 13 – 15 минут и 300 мм играет 20 – 24 минуты.

 

В диджеинге используются пластинки диаметром 300 мм, продолжительность стороны зависит от нарезки музыкального материала. Как говорилось выше, такая пластинка звучит 20 – 24 минуты, но если запись сделать более плотной, то можно вместить и все 30 минут! Хорошо? Хорошо да не очень((. Игла на таких пластинках может прыгать даже от вибрации воздуха, и вообще будет неустойчива, ко всему прочему такая пластинка быстро снашивается. Поэтому на одну сторону диджейской пластинки нарезается около 12 минут музыки. В этом случае канавки шире, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится скетча и прочего физического воздействия в приделах разумного.

Диаметр отверстия пластинки 7,24 мм,

Толщина пластинки 1,5–2,0 мм,

Масса 120–135 г.

Скорость воспроизведения записи 33 / 45 об/мин.

 

                                                                                                               House Dizel Family 2009.

 

Итак немного истории. В апреле 1877 года выдающийся французский ученый, поэт и  музыкант Ш. Крому представил французской академии наук принцип процесса записи и воспроизведения звуковой дорожки. Imaginaire! - сказали они. Je connais! - ответил он )). Однако Крому совсем не догадывался что, в декабре этого же года, где-то в Нью-Джерси, великий и ученый Томас Эдисон Альва в перерывах между боями за монополию производства многоканальных телеграфов, делает запись фонограммы на восковой фоновалик. Этот самый первый звуконоситель и принято считать прообразом грампластинки. Пока они спорили за первенство этого открытия, немецкий инженер Э. Берлинер работавший в США в 1888 году, предложил использовать в качестве носителя звука цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, и аппарат для воспроизведения звука с этого диска, который назвал – ГРАММОФОН. Он же разработал процесс снятия с диска металлической матрицы для массового производства пластинок. В процессе изготовления применяли сначала целлулоид, затем эбонит, потом каучук и наконец шеллачные смолы. Первая в мире граммофонная пластинка, которую сделал Берлинер, хранится в национальном музее США. Это вам не матрица сказки "О потерянном времени" завода Апрелевка )). Чуть позже, в конце 19 века в городе Камден (США) 

открывается первая в мире фабрика по производству грампластинок, которая в последствии перерастает в крупнейший концерн “RCA Victor”. А в конце 19 начале 20 века создаётся ещё несколько фирм и компаний по производству пластинок: это "Columbia"  (США), "Pathe" (Франция), "His Master `s Voice" (Великобритания), "La voce del Padrone" (Италия).

Таким образом, в 1900 году в мире насчитывалось около трёх тысяч наименований грампластинок общим тиражом 4 миллиона экземпляров, причем односторонних. Двухсторонние пластинки впервые появились в Великобритании в 1903 году. В основном они были с записями декламационно-разговорного жанра, маршами, вальсами, песнями и романсами. Инструментальная музыка занимала очень маленькую часть в репертуаре, из–за технического несовершенства записи.
В 1907 в Париже, в торжественной обстановке были записаны голоса выдающихся певцов, среди них Ф. Таманьо, Э. Карузо, А. Патти. Сразу после записи 24 грампластинки были помещены в оцинкованные герметичные футляры для сохранения. Вскрыть футляры решили через 100 лет в 2007 году.

 

Лирическое отступление.

В здании Парижской оперы во дворце Гарнье 9 декабря 2008 года были впервые за сто лет проиграны записи звезд музыкальной сцены столетней давности: эти диски были захоронены в специальных "капсулах времени" в 1907 году. Спустя век их извлекли из подвала дворца и оцифровали, так что теперь все 24 граммофонные пластинки можно прослушать на сайте национальной библиотеки Франции (http://expositions.bnf.fr/voix/index.htm )

В числе записей, которые французские энтузиасты начала XX века сочли достойными для передачи потомкам, оказались, например,

песня “Как король шел на войну” в исполнении Федора Ивановича Шаляпина, "Сапатеадо" Пабло Сарасате, сыгранное знаменитым чешским скрипачом Яном Кубеликом, арию "Niun mi tema" из вердиевского "Отелло" в исполнении Франческо Таманьо, одного из самых популярных и знаменитых теноров рубежа XIX и XX веков.

В необычном архиве, спрятанном во дворце Гарнье, находились также пластинки Энрико Карузо, австралийского сопрано Нелли Мельба, легендарной французской певицы и актрисы Эммы Кальве и других знаменитостей "Прекрасной эпохи" (Belle Epoque).

Все записи из "капсул времени" будут переизданы и выпущены на лейбле EMI в 2009 году. Тем временем Парижская опера собирается собрать коллекцию лучших музыкальных отрывков начала XX века и поместить ее в новые "капсулы времени".

                                                                   www.Lenta.ru по сообщению газеты The Times.  

 

Продолжим )))

В конце 20-х начале 30-х годов изобрели аппараты для электроакустической записи и воспроизведения звука и что самое главное ПОЛИХЛОРИДВИНИЛОВУЮ массу для изготовления грампластинок! После чего пластинки стали называть обыденным для нас словом, ВИНИЛ.

Для сведенья – с точки зрения ученых мужей, винил это одновалентный органический радикал СН2=СН, и к пластинкам он имеет очень слабое отношение. Михаил Васильевич Ломоносов Во как! )))))))))))).

В общем, после появления самого необходимого для развития виниловой индустрии, репертуар записей стал быстро и качественно меняться. Приоритет завоевывали записи классических произведений, симфонической, камерной, оперной и, конечно, танцевальной музыки!

В 1901 – 1902 годах в Риге была открыта первая в России фабрика граммофонных пластинок. На первой пластинке, английское акционерное общество “ГРАММОФОН” записало и выпустило Федора Ивановича Шаляпина.

Тут начинается самое интересное.

В 1910 году некий промышленник и землевладелец Богдан Васильевич Моль, он же прусский подданный Готлиб Генрих Карл Молль проживающий на хуторе в калужской губернии, вступает в коммерческий сговор с Августом Кибартом и Альбертом Фогтом.

С целью организовать в Московской губернии Верейского уезда при имении Апрелевка Московско-Брянской железной дороги, где папенька изволили, купите ему поместье, фабрику грампластинок.

Участок обошелся в 30 тысяч рублей. К окончанию строительства и монтажа новейшего оборудования, Моль заключил сделку с берлинской фирмой Da Capo Record которая записывала русских исполнителей о приобретении 400 матриц. Сделка обошлась в 15 000 немецких марок. Так Богдан Васильевич еще до запуска фабрики обеспечил производство объемом работы.                     

15 декабря 1910 года из-под пресса вышла первая шеллачная пластика. Главным директором "Метрополь-Рекорд" так назвали предприятие, стал Иван Богданович Молль, коммерческим директором Август Кибарт, а Альберт Фогт отвечал за сбыт продукции.

Фабрику обслуживало 15 - 20 рабочих, прессовщик  за 12 часов с великим трудом изготавливал 100 – 150 пластинок. Шеллачную смолу из Сирии и сосновую  сажу из Ганновера  смешивали с другими ингредиентами, обрабатывали и получали массу для прессовки пластинок, это была отдельная гордость производителей. Масса пользовалась большим спросом у других фабрик. В гальваническом цехе, в больших чанах под действием электричества восковые диски превращались в медные матрицы. На фабрике работал отдел технического контроля. Только что вышедшие из под пресса пластинки прослушивались в специальном помещении. Однако грамотная организация производства не означала полную победу на рынке грампластинок. Вопреки бытующему мнению Апрелевская фабрика никогда не была первой и единственной в нашей великой стране, к тому времени подобные предприятия уже существовали в Риге, Варшаве, Санкт-Петербурге и даже в самой Москве.

                                                                 

По материалам журнала Звукорежиссер.

Из интервью с Георгом Молем.

Из учебных материалов

школы ди-джеев House Dizel Family.

www.школадиджеев.рф                                                                    

 

House Dizel Family 2009. продолжение на http://hdf.promodj.ru/

4 ▲
18 June 2009 21:43
8 comments