ПОДПИШИСЬ НА ЭКСКЛЮЗИВ!!! >>> vk.com/evil_catz 
Blog

Правила панорамирования: ликбез 2.0

Бас (Bass):
Вообще панорамировать бас не требуется. Бас, будучи насыщенным энергией инструментом, равно как бас-бочка и малый барабан, должен находиться в центре стереопространства. Его смещение в сторону означает почти стопроцентное нарушение симметрии и лишение фонограммы слаженности звучания!

С другой стороны, при панорамировании двух столь мощных низкочастотных инструментов как бас и бочка в одну точку панорамы зачастую возникает частотный конфликт — пожалуй, один из самых распространенных частотных конфликтов. В процессе сведения многие частотные конфликты успешно решаются одним лишь панорамированием. Но никак не этот, по уже должно быть понятным вам причинам.
Частотный конфликт между басом и бочкой обычно решается либо с помощью эквализации, либо с помощью сайдчейн-компрессии.

Отмечу, что в электронной музыке бас может панорамироваться не в центр, а дабл-треком, то есть когда две одинаковые партии с немного различающимся звучанием располагаются по краям панорамы.
В электронной музыке это нередко бывает уместным ходом, но в живой звучит ужасно. Я проверял это неоднократно. При таком панорамировании полностью теряется единство бас-гитары и бочки, а также чрезмерно загружается низкими частотами практически всё стереопространство. Поэтому дабл-трекинг баса в живой музыке неуместен.

Пэды (Pad's): 

Что касается таких стереофонических клавишных инструментов как пэды (подклады), то они должны равномерно заполнять собой стереополе. Пэды играют роль связующего компонента в аранжировке, такую же, как майонез в салате, поэтому они должны равномерно заполнять микс, обволакивая собой почти все его компоненты.
Сам по себе пэд — инструмент обычно электронный и уже изначально стереофонический, поэтому смещать его куда-то, как правило, не требуется.

Основной вокал (Main/Lead vocal)
Следует запомнить раз и навсегда, что сольный вокал панорамируется по центру. Это, опять же, не закон, а правило, нарушив которое вы просто нарушите стереобаланс практически любой фонограммы, где вокал играет главную роль.
В песенной композиции вокал — центральный инструмент. Именно поэтому он занимает в ней главенствующее центральное положение.
Бэк-вокал (Back vox):
А вот вариантов панорамирования бэк-вокала уже несколько больше, так как он может быть представлен несколькими партиями.

Разберем случай, когда бэк-вокал представлен единственной партией на единственной дорожке:
Если бэк-вокал в этом случае параллелен основному, то есть не отличается от основного ритмически, а отличается только высотой звучания, то будет правильней расположить его вместе с основным вокалом в центре стереопространства. Да, безусловно, есть соблазн сдвинуть его немного в сторону, но в этом случае, во-первых, мы получим необоснованную асимметрию, а во-вторых, рискуем получить эффект отдельности звучания бэк-вокала от основного.

Можно также прописать партию бэк-вокала дважды, чтобы получить дабл-трек и распределить полученные партии симметрично в стороны от основного вокала. Но такой ход бывает не всегда уместным.
К тому же при панорамировании бэк-вокальных партий можно столкнуться с весьма интересными вещами:
Например, если полученные в результате дабл-трекинга бэк-вокальные партии звучат выше основного и вообще звучат в высоком регистре, то при их распределении в стороны всё равно можно не получить целостного звучания, а получить наоборот «эффект отдельности». Причем этот эффект будет тем сильней, чем дальше бэк-вокал будет панорамирован от центра. В то же время при приближении к центру бэк-вокальных партий мы можем заметить усиливающееся сгущение, и даже загрязнение звучания.

В итоге, столкнувшись с такой проблемой, может показаться, что лучше оставить одну партию и панорамировать её так, как было мною указано — просто в центр. Самое интересное, что такое решение часто и оказывается оптимальным.
При этом я заметил, что если полученные в результате дабл-трекинга бэк-вокальные партии звучат ниже основного вокала или вообще звучат в низком регистре, то при их распределении в стороны такого «эффекта отстраненности» можно и не получить, либо получить, но отодвинув партии процентов на 80-100 от центра.Я полагаю, это обосновано тем, что более низкий вокал содержит в себе больше энергии и занимает больше места в миксе, что препятствует возникновению, так скажем, «дыр», отделяющих «бэки» от основного вокала.
Но не стоит спешить с выводами и бежать записывать только низкий бэк-вокал, потому что чем выше звучит бэк-вокал, тем меньше места в миксе он занимает и, следовательно, тем лучше он в нём читается.
Отсюда следует, что в условиях насыщенной аранжировки вписать в уже достаточно плотный микс низкие «бэки» так, чтобы они и хорошо читались и не создавали конфликтов между другими инструментами микса, очень непросто. Именно поэтому низкие «бэки» уместны в лёгких аранжировках с небольшим количеством инструментов.

В завершении статьи хочется ещё раз отметить, что законов панорамирования не существует, равно как и не существует законов применительно к процессу сведения вообще. Но не забывайте, что есть правила, советы и рекомендации которые я давал вам в этой статье.
Безусловно, никто не может запретить вам нарушить любое из этих правил, если в этом возникнет необходимость. Если вы считаете, что в вашем случае будет уместно панорамировать бас-гитару влево, хай-хет по центру, а бас-бочку вправо — да, пожалуйста! Ведь вполне может оказаться, что такое, на первый взгляд бредовое и полностью противоречащее правилам панорамирование, даст очень интересный эффект.

Конечно, звукозапись в целом и сведение в частности — наполовину творческий процесс, в котором любые правила могут быть как угодно нарушены. Но всё же, стоит иметь в виду, что все те правила, которые были изложены в данной статье, придумал не я и не кто-либо другой. Их вообще никто не придумывал — они сформировались с течением времени, постепенно, в процессе развития сферы звукозаписи.

Желаю вам успехов в сведении и формировании отличных стереокартин! :)

ЭТА СТАТЬЯ БЫЛА ВАМ ПОЛЕЗНА???

8 ▲
3 October 2012 18:27

Comments

  • +1
    DJ Южанин  3 October 2012 19:43 #
    Вывод: 1. Бочка - должна быть в центре.
    2. Бас - должен быть в центре
    3. Пэды - сами по себе стереофоничны, поэтому в центре 4. Вокал - в центре, чтобы не нарушить стереобаланс
    5. Бэки - можно раздвинуть, но лучше в центре

    P.S. Получается все инструменты нужно ставить в центр панарамы. А в чём тогда смысл расположения инструментов в пространстве?
    •  
      13th Warrior  3 October 2012 20:09 #
      А ты никогда не слышал о моносовместимости?) Попробуй ВСЕ звуки зафигачить в стерео, а потом посмотришь какой фаршмак из этого получится)))

      Sub Bass & Kick & Main Vocal - ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТОЛЬКО В MONO!!! Короче, суть в том, что ВСЕ основные инструменты должны быть в моно, чтобы даже на самом сраном радиоприёмнике или на мобилках у пацанчегов твой трек играл заебись!)
      •  
        Snydex  17 May 2013 18:29 #
        моносовместимость - это устаревший вариант сведения.
    •  
      Vadim Latyshev  3 October 2012 20:32 #
      Перкуссия, клап, мидбас можно "разносить" по пану + играешь на автоматизации панорамой ЭФиксов.
  •  
    13th Warrior  3 October 2012 20:19 #
    Панорамирование строится по одному старинному принципу "дерево": тобишь все главные звуки (kick, bass, main vocal, main lead) - это ствол дерева. А вот ветки это уже вся остальная мишура, различные стерео эффекты, широкие плаки, перкуссии, синты и т.п.
  •  
    DolBeShk@  26 October 2012 8:08 #
    Привет! Ну низнаю! Мне сложна понять терминалогию использованную в данной статье! Ибо она падразумевает наличие определенного опыта специфических действий в данной технологической среде! Ну вот там всякие панарамирования,централизация, сдвиг,бочка, ну с басом вроде панятно,педы - подкады и т.д. Ну вобщем из данной статьи мне стало панятно што делать музыку нада ДУМАЯ О ТОМ ШТО ТЫ ДЕЛАЕШ! А не проста крутилки крутить! Спасибо!
  •  
    Egor Hladik  11 December 2012 0:23 #
    Пиши ещё,всегда полезно почитать.
Please, register (it is quick and easy!) or sign in, to leave comments and do much more fun stuff.